в психолого–педагогическом контексте понятие «компетентность» не имеет однозначного толкования, прежде всего в виду сложности данной категории как отражения личностных качеств, моделей поведения современного человека. Авторы выделяют разные характеристики понятия. Под компетентностью понимаются: освоенные способы деятельности, или опыт (Т. А. Степанова); общие (универсальные) способности и умения (Дж. Равен, К. Г. Митрофанов); мера включенности человека в деятельность (Б. Д. Эльконин); способность к деятель ности (Г. Б. Голуб, О. В. Чуракова); способность действовать на основе полученных знаний, позволяющая эффективно решать проблемы и типичные задачи (С. Е. Шишов, В. А. Кальней, И. Д. Фрумин, Л. М. Долгова, Л. М. Митина); «интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» (Акулова О. В. 2003).
В психологии (У. Мишел), лингвистике и психолингвистике (М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская) разграничиваются понятия «компетентность» и «способности». Способности рассматриваются как потенциальные возможности человека, от которых зависят скорость, качество и уровень сформированности определенных компетентностей. Компетентность отражает актуальный уровень владения какой–либо областью знаний и уровень достижений в данной области. Компетентность современного специалиста, по мнению многих ученых, диктуется особенностями современной динамики информационного общества и должна основываться на развитии интегративных способностей человека синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, постоянно совершенствовать знания и адаптироваться к изменениям в социальной и профессиональной сфере. Несмотря на различие взглядов, все ученые сходятся во мнении, что понятие «компетентность» шире знаний, умений и навыков, не являются их суммой, так как включают все стороны деятельности: знаниевую, операционно–технологическую, ценностно–мотивационную. Компетентность в сфере творческой деятельности — фактор вероятностного влияния. В экспериментальных исследованиях установлена тесная, но не однозначная взаимосвязь знаний и творчества. Эту взаимосвязь отражают два противоречащих друг другу положения, каждое из которых является обоснованным. С одной стороны, чем больше знаний получил человек, тем более разнообразны его подходы к решению новых задач. С другой — знания могут ограничить процессы диссоциации стереотипных моделей. Важное значение для решения творческих задач имеет степень «готовности» знаний к их применению и реконструкции, мобильность интеллекта в процессе преобразования информации, а также соотношение бессознательной и осознанной компетентности. Бессознательная (или латентная) компетентность возникает за счет приобретения спонтанного творческого опыта. Осознанная компетентность основана на человеческой способности к кодированию собственного опыта.
Проявление креативности непосредственно связаны с уровнем осознанной компетентности личности в области творческой деятельности (теории и технологий) и освоением так называемых, ключевых компетентностей (А. П. Тряпицина, Н. Ф. Радионова). Ключевые компетентности универсальны, многофункциональны, надпредметны, междисциплинарны и многомерны. Особую роль выполняет опыт обучения и подражания креативному поведению. «Играйте в гениев, — писал С. Дали, — и вы станете гением!». Включение в систему образования некоторых аспектов и способов креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий, освоения технологий творческой деятельности демонстрирует существенный рост креативности, а также появление и усиление таких креативных качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве. Поэтому проблема обучения креативному поведению чрезвычайно актуальна для современной системы образования.
Компетентность в сфере творчества в определенном объеме и качестве становится не только фактором проявления и развития креативности, но и стабильным креативным свойством личности. Факторами творческой продуктивности личности являются: компетентность в области теории и технологий творчества (природа, закономерности, онтогенез, творческий процесс, технологии творческой деятельности, технологии и методы развития и т. д.), что позволяет эффективно использовать эти знания в профессиональной деятельности; опыт творчества в различных сферах жизни (познание, общение, самосовершенствование, профессиональная деятельность и т. д.); общекультурный тезаурус (разносторонняя образованность, художественный, полилингвистический опыт и др.), необходимый для интеграции и ассоциирования информации в сферу профессиональной творческой деятельности. (Барышева Т. А.)
Компетентность в структуре креативности
Компетентность в структуре креативности
Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014