ФОНЕМА

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Фонема
Единица языка, отличающая одну минимальную значимую часть слова (морфему) от другой.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

Фонема
Хотя фонемой часто называется звук речи, точнее будет определить ее как звуковую единицу, обладающую неким смыслом для говорящего или для слушателя.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

ФОНЕМА
(греч. phone— звук) — понятие и термин лингвистики, используемый психологией речи: минимальная единица звукового строя языка, объединяемая в морфемы и определяющая их значение. Ф.— основной, но не единственный объект изучения фонетики.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Фонема
Единица речевого звука, минимальная различимая звуковая характеристика, до которой можно разложить речевой поток. Фонемы могут быть гласными и согласными; в русском языке их 44, в английском – 45, во французском и немецком – по 36.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Фонема
Словообразование. Происходит от греч. phoneoma - голос, звук, речь.
Категория. Различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков.
Специфика. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость - глухость, твердость - мягкость и т. д.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Фонема
греч. phonema – звук) – минимальная единица речи в данном языке, которая является смыслоразличительной для человека, свободно владеющего этим языком. Буквы, используемые в письменной речи, не являются, как считают, представлением фонем, так как последние суть когнитивные/перцептивные абстракции и не зависят от системы письменности.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ФОНЕМА
минимальная звуковая различительная единица речи или, другими словами, смыслоразличительная единица звукового строя языка. Фонемы в языке самостоятельных значений не имеют, но из них образуются другие, значимые единицы языка: слова и словосочетания. Все Ф. одного языка (их сранительно небольшое количество) чем-то отличаются друг от друга. При изменении Ф. меняются и значения слов. В состав Ф. обычно входит определенный набор звуков. С психолингвистической точки зрения Ф. являются своего рода когнитивно-перцептивными абстрациями и далеко не всегда соответствуют наборам звуков, относящимся к отдельным буквам слов соответствующего языка. Часто Ф. отличаются от письменно изображаемых знаков-букв. См. значение, психолингвистика, слух фонематический.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ФОНЕМА
минимальная различительная единица звукового строя языка; совокупность определенных признаков звука речи, которые позволяют различать слова в общем потоке звуков и отличают данную Ф. от других Ф. Акустический образ Ф. возникает как обобщение различных вариантов слышимых в речи звуков, или, иначе говоря, как выделение и обобщение дифференциальных признаков Ф. Распознание Ф. облегчается тем, что каждая Ф. в языке противопоставлена другим хотя бы в одном признаке: звонкая — глухой, твердая — мягкой и т. д. Дифференциальные признаки Ф. выделяются в процессе словесного общения и подкрепляются благодаря пониманию слов, различению их лексических значений. Слух, обеспечивающий восприятие Ф. данного языка, называется фонематическим; он обусловливает способность человека к анализу и синтезу речевых звуков.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ФОНЕМА
Минимальная единица речи в данном языке, которая является смыслоразличительной для человека, свободно владеющего этим языком. Эта "минимальная единица" реально не является дискретным звуком речи, а скорее классом звуков, и бывает представлена в речи одним из своих аллофонов. Приведу любимый пример каждого лингвиста: в английском языке классы звуков, обозначаемые как /г/ и /I/ – две различные фонемы, в то время как в корейском они рассматриваются как аллофонные вариации одной фонемы. Фонематическая система обозначений традиционно дается, как в приведенном выше примере, в наклонных скобках / /. Имеется искушение рассматривать буквы, используемые в алфавитном письме, как представления Фонем. Ему не следует поддаваться, так как это полностью искажает роль Фонем в языке. В конечном счете фонемы являются когнитивными/перцептивными абстракциями и не зависят от системы письменности. Чтобы рассмотреть этот вопрос см. орфография и связанные с этим термины. Ср. с Фоном.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
339.93 кб

Социокультурная детерминация восприятия речевых фонем

Шабельников Виталий Константинович, Шабельников Ирлан Витальевич
В статье рассматривается одна из ключевых проблем культурно-исторической теории Л.С. Выготского функционирование речи как орудия организации сознания.
Читать PDF
136.00 кб

К вопросу о нейронных субстратах слов и фонем в языке человека

Матюшкин Дмитрий Павлович
Автор данной статьи детально обсуждает вопрос о неокортикальном субстрате для кодирования фонем (звуков) как элементов речи. Он полагает, что миниколонки В. Б.
Читать PDF
981.85 кб

Опыт применения теста восприятия фонем в процессе подбора и настройки слуховых аппаратов

Туфатулин Газиз Шарифович
ЦЕЛЬ. Изучить возможность использования теста восприятия фонем для оценки эффективности электроакустической коррекции различными типами слуховых аппаратов. МЕТОДЫ.
Читать PDF
65.57 кб

Основные методы и приемы обучения русскоязычных учащихся произношению звуков-фонем и сочетаний адыге

Блягоз Зулькарин Учужукович, Кесебежева Нафсет Ибрагимовна
Статья знакомит читателя с основными методами и приемами обучения учащихся произношению звуков-фонем и их сочетаний.
Читать PDF
315.75 кб

Фонематический слух как средство развития аудитивной компетенции

Бондарева Л. В.
Читать PDF
1.88 мб

Технология профессиональной подготовки будущих педагогов к формированию фонематических умений у дете

Белоус Е.Н.
Читать PDF
575.53 кб

Возможность реализации принципа частотности фонем в современных учебниках по обучению грамотее

Агаркова Нелли Георгиевна
Статья посвящена изучению принципа частотности фонем русского языка как теоретической основы к учебникам по обучению грамоте.
Читать PDF
414.60 кб

Связь букв, фонем мелодики языка в свете постановки детского голоса

Велизаде М. И.
В статье Мелек Велизаде рассматривается вопрос влияния слогов и распевов на сам процесс постановки и шлифовки детского голосового аппарата.
Читать PDF
945.24 кб

Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры «Да-нет»

Денисова Ольга Вячеславовна
Целью статьи является привлечение внимания учителей-логопедов к необходимости обновления образовательного процесса на занятии с детьми с ОНР по формированию предпосылок обучения грамоте и приведение его в соответствие с требования
Читать PDF
361.23 кб

Актуальные проблемы диагностики фонематического восприятия дошкольников с нарушениями речи

Г.Р. Шашкина
Читать PDF
346.96 кб

Исследование фонематического самоконтроля у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартри

Криницына Г. М.
Читать PDF
181.05 кб

Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи

Салманова Л. Р., Егорова И. В.
Читать PDF
711.63 кб

Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией

Е. А. Константинова, Ю. И. Федько
Читать PDF
760.92 кб

Исследование мотивации к исправлению недостатков звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонемат

Ухина Н.А.
Читать PDF
192.64 кб

Фонематические процессы как основа коммуникативной компетентности

Мякишева Людмила Валерьевна, Полетаева Ольга Витальевна
Авторы представляют структуру фонематических процессов и значимость их развития в коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется средствам и методам развития фонематических процессов.

Похожие термины:

  • СРЕДНЯЯ ФОНЕМА

    Любая фонема, произносимая в середине ротовой полости; например /р/.
  • пропуски фонем

    [omissions] Наблюдаются при расстройстве экспрессивной речи и представляют собой части слов и фраз, опускаемые пациентом при чтении, письме и в речи. Например “голубой” может звучать как “лубой” или
  • АРТИКУЛЯТОРНО-ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛАЛИЯ

    от лат. articulare - расчленять, членораздельно произносить, греч. phonema звук, голос, греч. dys- - отклонение от нормы, нарушение и lalia речь]- см.Дислалия артикуляторно-фонематическая
  • ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    Имеющий отношение к 1,2. 1. Фонема. 2. Фонемика.
  • СЛУХ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ

    способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.
  • ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ, ЭФФЕКТ

    акустический феномен, состоит в том, что, если по какой-то причине в речи очень трудно заметить значительное изменение или пропуск фонемы, то слушатель чуть позже как бы восстанавливает или подста
  • ФОНЕМИКА

    изучение фонематических аспектов языка.
  • ФОНЕМЫ

    наименьшие и наиболее основные единицы звука в языке.
  • Фонемы (phonemes)

    фундаментальные структурные составляющие звуков, слышимой речи или группа звуков речи, комбинируемая в слоги и слова. Каждый язык имеет ограниченный набор фонем, и каждая фонема имеет отношение т
  • ФОНЕМНЫХ КОДОВ ГИПОТЕЗА

    когнитивнопсихологическая гипотеза, утверждающая, что распознавание (восприятие и понимание) человеком слов зависит от того, как соответствующий слову зрительный «входной сигнал» преобразуется
  • Эффект восстановления фонемы

    Перцептивное восстановление и заполнение вытекающими из контекста звуками (фонемами) пробелов или пропусков в устной речи.