ЭГОЦЕНТРИЗМ

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Эгоцентризм
неспособность встать на точку зрения другого человека и понять его.

Источник: Мацумото Д. Психология и культура

Эгоцентризм
установка самосознания, согласно которой индивид осознает себя как некий социальный образец или эталон.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.1. 2003

ЭГОЦЕНТРИЗМ
свойство личности, близкое эгоизму, но отличающееся от него тем, что основной целью имеет не выгоду, а утверждение исключительности своего Я-

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Эгоцентризм
сосредоточенность сознания и Внимания человека исключительно на самом себе, игнорирование того, что происходит вокруг и с другими людьми.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Эгоцентризм
Воззрения, ставящее в центр мироздания индивидуальное «Я» человека; сосредоточение интересов человека на приоритете собственных целей.

Источник: Вайнер Э.Н. Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура. 2003

ЭГОЦЕНТРИЗМ
лат. ego я + centrum центр) - воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное Я человека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма. (Словарь, с. 319)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

Эгоцентризм
egocentrism). Познавательная позиция, занимаемая субъектом в отношении мира, рассматриваемого с единственно возможной для него точки зрения — по отношению к себе.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

ЭГОЦЕНТРИЗМ
лат. ego - Я и centrum - центр круга) - сосредоточенность сознания и внимания человека исключительно на самом себе, сопровождающаяся игнорированием того, что происходит вокруг.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Эгоцентризм
(egocentrism) — фаза когнитивного развития, сущность которой состоит в том, что индивид (чаще ребенок) рассматривает мир только со своей собственной перспективы, без осознания того, что есть и другая точка зрения.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

Эгоцентризм
Особенность склада личности, при которой сознательно или невольно в мыслях и поступках преобладает сосредоточение на мотивах собственной душевной жизни или материального состояния. Личностная особенность, противоположная альтруизму (см.).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Эгоцентризм
термин Ж. Пиаже. Э. - систематические ошибки, иллюзии познания, вызванные непосредственной точкой зрения, которую познающий субъект считает абсолютно истинной, не умеет координировать ее с другими точками зрения, не понимает оснований, на которых она строится.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru

ЭГОЦЕНТРИЗМ
от лат. ego - я и centrum - центр круга) - неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.

Источник: Балабанова Л. Судебная патопсихология. Изд-во "Сталкер". 1998

ЭГОЦЕНТРИЗМ
система взглядов, ставящих в центр мироздания и мироощущения собственное «Я» человека. Э. – крайняя форма индивидуализма и эгоизма, превращенная в образ жизни, в позицию человека, выражающуюся в исключительной направленности мыслей и интересов человека на себя в ущерб интересам других людей.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Эгоцентризм
психологический механизм преувеличения попытки личностью усилить значимость своего «Я» путем постоянных стремлений обратить внимание окружающих, подчеркивая при этом свою значимость и ценность. Этот механизм направлен на повышение низкого, чувства самоуважения, но является примитивным, тривиальным и даже вредным.

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(лат. еgo — я) Позиция личности, которая характеризуется фиксацией на собственных целях, стремлениях, переживаниях и отсутствием ориентации на переживания и действия других людей. Различают познавательный, моральный и коммуникативный эгоцентризм. Для его преодоления важно научить ребенка оценивать ситуацию с точки зрения другого человека.

Источник: Психология взаимопониманя в конкретных ситуациях. 2010

ЭГОЦЕНТРИЗМ
неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных переживаниях, интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Источник: Березин C., Лисецхий К., Серебрякова М. Словарь психологических терминов. 2002

ЭГОЦЕНТРИЗМ
эго + лат. centrum - центр). 1. Личностные особенности, характеризующиеся выдвижением на первый план мотивов собственной психической жизни, своих взглядов, интересов при игнорировании интересов и суждений окружающих. Наблюдается у больных эпилепсией, психопатических личностей. 2. Бредовой Э. наблюдается в процессе бредообразования, когда больной, по K. Conrad [1958], не может совершить "коперниковский поворот", то есть когда он находится в плену собственного "Я" - все происходящее вокруг, по представлениям больного, имеет к нему непосредственное отношение.
См. также Феномен присвоения.

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Эгоцентризм
(Egocentrismus) (от лат. ego - я и centrum - центр). Психическое состояние, при котором в мыслях и действиях доминируют собственные духовные или материальные интересы. Стремление поставить себя в «центр» внимания окружающих, вызвать своими рассказами и поступками сострадание, симпатию и пр. Как психологическая норма наблюдается в детском возрасте (особенно у единственных детей в семье), а при болезненных состояниях - при некоторых формах шизоидной и гипертимической психопатий, при неврозах с ипохондрией, у больных с эпилептическими изменениями личности, у шизофреников и паранойяльных больных с мегаломанным и персекуторным бредом и др.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Эгоцентризм
1 . (лат. ego - я и centrum - центр круга) - черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего Я, крайнем эгоизме, неспособность индивидуального Я, сосредоточенного преимущественно на собственных интересах, изменить свою позицию по отношению к чужому м н е н и ю . 2 . взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории Ж. Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. 3. неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Эгоцентризм
Взгляд на мир только из своей личной перспективы, безотносительно к воззрениям других людей. В теории развития Жана Пиаже эгоцентризм считается характеристикой ребенка на дооперационной стадии развития. В оригинальном эксперименте Пиаже с тремя горными вершинами маленьких детей просили объяснить как выглядят горы для ребенка, наблюдающего их из иной перспективы. Тот факт, что они не могли этого сделать (выбирая один вид, который открывался перед ними) считался свидетельством их эгоцентризма. В последующих экспериментах с использованием более знакомых ситуаций (например, в задаче о полицейском и непослушном мальчике) было доказано, что дети способны к децентрации в значительно более раннем возрасте, чем первоначально предполагалось Пиаже и другими исследователями.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Эгоцентризм
сосредоточенность индивида на себе и относительная нечувствительность к другим, поглощенность самим собой, оценка всего сквозь призму своей личности, причастности к ней.
Всеобщее поклонение развило в ней эгоизм, естественный у избалованных детей, которые, подобно августейшим особам, смотрят на всех и все как на забаву (О. Бальзак, Загородный дом).
Серебряков. Странное дело, заговорит Иван Петрович… – и все слушают, но скажи я хоть одно слово, как все начинают чувствовать себя несчастными. Даже голос мой противен. Ну, допустим, я противен, я эгоист, я деспот, – но неужели я даже в старости не имею некоторого права на эгоизм? Неужели я не заслужил? Неужели же, я спрашиваю, я не имею права на покойную старость, на внимание людей? (А. Чехов, Дядя Ваня).
Ср.: Разве ты не знаешь, что каждый из нас притязает на то, что он страдал больше других? (О. Бальзак, Шагреневая кожа).
Ср. эгоизм.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЭГОЦЕНТРИЗМ
неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоему объекту, мнению или представлению даже при наличии противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма лежат в непонимании субъектом того, что возможно существование других, противоположных точек зрения, в наличии у него имплицитной уверенности в том, что психологическая организация других людей тождественна его собственной. Преодоление эгоцентризма ведется на базе последовательного развития способности к децентрации. Ярче всего эгоцентризм проявляется в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12-ти - 14-ти годам; тенденция к его некоторому усилению отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма:
1) эгоцентризм познавательный - характеризует процессы восприятия и мышления;
2) эгоцентризм моральный - свидетельствует о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей;
3) эгоцентризм коммуникативный - наблюдается при передаче субъектом информации другим людям, заключается в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и пр. Преодоление эгоцентризма в каждой из этих сфер может происходить относительно независимо.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Эгоцентризм
1. восприятие мира, при котором его центром индивид считает самого себя, неспособность видеть происходящее и самого себя глазами других людей, с какой-то иной позиции. В норме свойственен детям, которые по мере их развития приобретают способность «децентрировать», воспринимать мир с других точек зрения, в том числе общеприянятых или определяющимися внеличностными, фундаментальными ценностями. Преодоление эгоцентризма является серьезной проблемой не только для обывателя, но и ученых людей, склонных рассматривать процессы и явления окружающего мира с той позиции, с которой они себя прочно отождествили. Так, признание того, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, многим людям далось с большим трудом и не всем даже по настоящее время, хотя в сугубо интеллектуальном плане эта умственная операция не представляет какой-либо сложности даже для ребенка. Не рекомендуется эгоцентризм отождествлять с эгоизмом, со стремлением обращать на себя всеобщее внимание, с нарциссизмом; 2. в психопатологии – а) ощущение пациента, будто он находится в центре всех происходящих вокруг него событий, неспособность, по словам K Conrad (1959), совершить «коперниковский поворот», рассматривать происходящее безотносительно к самому себе; б) свойственное некоторым психопатическим или деформированным типам личности убеждение в том, что именно они занимают центральное положение в обществе, все остальные люди является лишь «человеческим материалом», служащим для удовлетворения их амбиций.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Эгоцентризм
в психологии развития) [лат. ego — я + centrum — центр] — характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции. В отличии от эгоизма, термин «Э.» не несет моральной нагрузки. Понятие Э. разрабатывалось в рамках гештальтпсихологии и в школе генетической эпистемологии Ж. Пиаже. Эгоцентризм проявляется наиболее ярко в раннем детском возрасте и в основном преодолевается к 12—14 годам; тенденция к некоторому усилению эгоцентризма отмечается и в старости. В конкретных исследованиях рассматриваются различные виды эгоцентризма: 1) познавательный Э., характеризующий процессы восприятия и мышления; 2) моральный Э., свидетельствующий о неспособности к восприятию оснований моральных действий и поступков других людей; 3) коммуникативный Э., наблюдаемый при передаче субъектом информации другим людям и заключающийся в пренебрежении различиями тезаурусов, смыслового наполнения понятий и т.п. Преодоление Э. в каждой из этих сфер может осуществляться относительно независимо друг от друга. Оно осуществляется на основе последовательного развития способности к децентрации и «проницаемости опыту». Как отмечал М. Вертхаймер, проблемы для эгоцентрического мышления остаются неразрешимыми, пока субъект сосредоточен на своих желаниях и потребностях; эти проблемы становятся разрешимыми только в том случае, если желание рассматривается как часть ситуации и осознается как объективная структурная составляющая задачи. По Пиаже, путь детского развития представляет собой движение от Э. к более объективной позиции в познании мира. Пиаже различает три основных уровня Э.: 1) отсутствие различения субъекта и объекта ребенком до 1,5 лет; 2) недостаточное различение своей и другой точки зрения ребенком до 7-8 лет, что порождает такие особенности мышления дошкольника как синкретизм, анимизм, артифициализм; 3) вера подростка в безграничные возможности собственного мышления и свою способность преобразовать окружающий мир (llz—14 лет). К. Н. Поливанова

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

ЭГОЦЕНТРИЗМ
(от лат. ego – я + centrum – центр) – позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т. п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному опыту, в частности, исходящую от другого человека. В основе Э. лежит непонимание человеком того, что возможно существование других точек зрения, а также уверенность, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.
Э. отличается от эгоизма, представляющего собой прежде всего моральную ценностную ориентацию личности и проявляющегося в корыстном поведении вопреки интересам других людей. Эгоист может осознавать цели и ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими; таким образом, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же может вести себя как эгоист, но не обязательно потому, что он противопоставляет свои интересы интересам другого, а потому, что чужую позицию он не воспринимает, будучи целиком сконцентрирован на собственных интересах.
В психологии Э. рассматривается в различных аспектах, выделяются следующие его виды: познавательный Э., характеризующий главным образом процессы восприятия и мышления; моральный Э., проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный Э., затрудняющий общение (прежде всего – речевое) за счет пренебрежения различиями смыслового наполнения понятий и т. п. В целом Э. так или иначе связан с познавательной сферой.
Крайне выраженный Э. представляет собой симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). При этом общение больных с окружающими искажается настолько, что собеседник перестает выступать партнером в разговоре и служит лишь «зеркалом» собственных высказываний больного.
По мнению ряда психологов, Э. представляет собой неотъемлемую особенность ребенка на ранних этапах психического развития. В подтверждение этого приводятся конкретные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.
Наиболее последовательно идея детского Э. развита в работах Ж.Пиаже. Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника. Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику. Пиаже и его сотрудниками был также осуществлен ряд психологических экспериментов над познавательными процессами ребенка, призванных подтвердить концепцию детского Э. В 6070х гг. полученные данные были подвергнуты критическому пересмотру многими учеными П.Ллойд, Т.Бауэр, М.Хьюз и др.), указывавшими, что они скорее свидетельствуют об Э. экспериментаторов, неспособных понять и учесть своеобразную позицию ребенка.
Наиболее аргументированная критика концепции детского Э. принадлежит Л.С.Выготскому. Им, в частности, было показано, что эгоцентрическая речь выступает одним из этапов формирования мышления и речи – промежуточным между громкой устной речью и речью внутренней. То есть в ходе психического развития эгоцентрическая речь не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Э., согласно Выготскому, не является изначально предопределенным состоянием, а лишь характеризует особенности одного из этапов развития высших психических функций.
В современной психологопедагогической литературе Э. преимущественно рассматривается как особенность познавательной сферы ребенка, обусловленная недостаточным развитием высших психических функций. По мере становления личности эгоцентризм преодолевается (к 10–12 годам) за счет развития механизма децентрации.
Однако Э. в той или иной степени свойственен любому человеку и может обостряться под влиянием различных обстоятельств. Недостатки воспитания, имеющие следствием несформированность произвольной регуляции поведения, проявляются в том, что человек бывает не способен отсрочить удовлетворение какойлибо потребности и подчиняет этому все свои мысли и чувства.
Э. взрослых людей нередко служит причиной осложнения межличностных контактов. Неумение учесть точку зрения другого оборачивается конфликтами и одиночеством. В сфере семейного воспитания Э. родителей нередко проявляется в приписывании ребенку своих собственных интересов, привязанностей, страхов и т. п. Таким образом ребенку отказывают в проявлениях индивидуальности, формируют у него пассивную, зависимую жизненную позицию.
Преодоление Э. – одна из центральных задач воспитания. Его важнейший механизм – формирование у ребенка способности оценивать ту или иную ситуацию с различных точек зрения, терпимо относиться к непривычным мнениям и суждениям.
Лит.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М., 1932, новое издание – М., 1994; его же – Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М., 1969; Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972; ее же – Теория Пиаже: за и против. – М., 1987; Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – Т. 2. – М., 1982; Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. – М., 1985; Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Под ред Г.В.Бурменской, Л.Ф.Обуховой. – М., 2001.

Источник: Степанов С.С. Дефектология. Словарь справочник, Сфера. Москва. 2005

Эгоцентризм
Введенный Жаном Пиаже термин «эгоцентризм» в настоящее время применяется для обозначения далеко не одинаковых психол. явлений. В генетической психологии Ж. Пиаже понятие Э. означает особую стадию развития мышления и речи ребенка. В последние десятилетия Э. характеризуют как неспособность субъекта, сосредоточенного на своих интересах, принимать в расчет мнения, интересы, планы, т. зр. др. людей и координировать их со своими собственными. Сначала психологи использовали термин Э. вслед за Ж. Пиаже для характеристики эгоцентризма детского мышления и детской речи. Под эгоцентрической речью понималась речь ни к кому не обращенная либо речь со своей т. зр. Л. С. Выготский, подтвердивший существование эгоцентрической речи, в рамках знаменитого спора с Ж. Пиаже, считал ее предшественницей внутр. речи у детей, выполняющей регулирующую функцию внеш. деятельности. В 1970-1980-е гг. термин Э. применяется для характеристики свойств личности и ее позиции в О. и взаимодействии, а с 1990-х гг. он используется чаще для описания поведения человека, характеристики его О. и особенностей отношений к др. людям. При этом явление Э. соотносится с системой ценностей, направленностью личности, ее позицией и переходит в сферу социально-психол. исследования. Одним из первых коммуникативный Э. у взрослых выделил сам Ж. Пиаже. Он описал 2 эгоцентрических феномена, к-рые проявляются как: разговор человека с самим собой и речь, непонятная др. людям. Ж. Пиаже заметил, что очень многие люди имеют привычку наедине произносить вслух монологи. Причем индивидуум, говорящий сам для себя, испытывает от этого удовольствие и возбуждение, к-рое как раз и отвлекает его от потребности сообщить свои мысли другим. Разговор с самим собой, осуществляемый вслух, - это разновидность монологической речи, к-рая действительно в ряде случаев может классифицироваться как эгоцентрическая. Сходный феномен был установлен Х. Шредером у больных шизофренией. Для них характерна речь без учета находящегося рядом партнера и речь, к партнеру не обращенная. В рамках психотерапевтических и патопсихол. исследований Р. Ассоджиоли, К. Леонгардом и А. Личко и было установлено, что акцентуации и черты характера, к-рые можно назвать эгоцентрическими, имеют свой тип эгоцентрического проявления у человека в коммуникации. У акцентуированных личностей существует большое разнообразие коммуникативного Э. По форме все разнообразие коммуникативного Э. личности можно разделить на 2 типа: экстравертированный и инровертированный. Э. экстравертированной формы отличает стремление человека рассказывать о себе или отстаивать свое мнение, позицию, т. зр. без принятия в расчет интересов, возможностей и намерений партнеров. Э. интровертированной формы, напротив, является способом умалчивания своего мнения, это стремление сохранить, оставить неизменным свое мнение, намерение и т. п. Коммуникативные проблемы появляются при чрезмерном Э. Мера Э. может определяться количественно, с помощью ряда показателей, т. е. эмпирических референтов Э. В структуре коммуникативного акта различают Э. говорящего, т. е. коммуникатора, и Э. слушающего, т. е. реципиента. Э. как говорящего, так и слушающего создает проблемы понимания и негативно сказывается на согласовании мнений, принятии совместных решений и координации действий. У коммуникатора важно определять наличие эгоцентричности в подаче сообщения. Эгоцентрической подачей сообщения следует считать текст, к-рый предъявляется без учета возможностей его понимания реципиентом. У реципиента эгоцентризм проявляется в эгоцентрической интерпретации сообщений. Феномен Э. у реципиента связан с тем, что он считает, что понял сообщение, хотя на самом деле он внес в него иной смысл, нежели тот, к-рый пытался сообщить коммуникатор. Опр. мера Э. в О. выполняет функции самопрезентации и осуществляется в виде эготизма и ретрофлексии. Эготизм это стремление рассказывать о себе, своем окружении, подчеркивая связь др. людей со своей персоной. Ретрофлексия - это тоже рассказ о себе, но дополненный рефлексией или самоанализом. Однако чрезмерный эготизм и ретрофлексия мешают О. и отвлекают участников от его предмета. Коммуникативный Э. неодинаков на разных ступенях онтогенеза. Э. у дошкольников, младших школьников, подростков и юношей проявляется в О. не только в разной степени, но и по-разному. Э. 3-летнего ребенка и дошкольника связан с потребностью добиться желаемого, действовать по-своему. У младшеклассников Э. определяется недостатком коммуникативного опыта со сверстниками. При этом в О. со взрослыми младшеклассники менее эгоцентричны, чем со сверстниками. У подростков Э. в О. вызывается прежде всего озабоченностью своей персоной (см. Эгоцентризм подростковый). На уровне структуры личности Э. проявляется у индивида в его восприятии, мышлении, мировоззрении, установках и задается самооценкой, уровнем притязаний, позицией, от к-рой зависит формирование эгоцентрических отношений. Э. в О. зависит от индивидуальных особенностей социального восприятия и в ходе коммуникации может выполнять функции самоутверждения. Выделяют познавательный, коммуникативный и моральный Э. 1) Познавательный Э. обнаруживается в восприятии и мышлении как неспособность или нежелание менять исходную познавательную позицию к нек-рому объекту восприятия, оценке, мнению или представлению. 2) Коммуникативный Э. наблюдается у человека в ходе О. при передаче и приеме информации. Его признаки: неучет тезаурусов и смыслового наполнения понятий, искажение смысла сообщаемого. 3) Моральный Э. связан с неспособностью или нежеланием личности воспринимать моральные действия и поступки др. людей и свои собственные. Он ведет к эгоизму, т. е. использованию др. людей для удовлетворения собственных потребностей и интересов, и к прагматизму как стремлению связывать все, с чем человек встречается в жизни, только со своей пользой. Эгоцентрические феномены в О. вызываются нарушением операциональных возможностей коммуникации: ее пути от Я к Другому начинают носить односторонний характер. Отсутствие обратной связи легко порождает эгоцентрические интерпретации текстов сообщений, как это имеет место в условиях массовой коммуникации. Повышенное стремление личности к самосохранению или самоутверждению усиливает Э. Т. о., Э. по-разному проявляется в О., и это зависит от многих причин, связанных с состоянием и развитием личности и от условий О. Лит.: Пашукова Т. И. Эгоцентризм: феноменология, механизмы формирования и коррекции. Кировоград, 2001; Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. Т. И. Пашукова

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.06 мб

Анализ теоретических концепций и основных подходов к проблеме исследования подросткового эгоцентризм

Тинигина А.А.
В обзоре рассматриваются основные подходы к проблеме подросткового аффективно-лич-ностного эгоцентризма, разные взгляды на содержание эгоцентрических феноменов и их роли в развитии подростка.
Читать PDF
171.51 кб

ЭГОЦЕНТРИЗМ У СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ВУЗЕ

Т. И. Пашукова
В статье рассматриваются проблемы адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. Особое внимание обращается на социально-психологические проблемы адаптации.
Читать PDF
271.36 кб

Эпистемологический эгоцентризм в теориях интерпретации Дэвидсона и Гадамера

Борисов Евгений Васильевич
Предпринимается компаративный анализ концепций семантической интерпретации, содержащихся (явным образом) в теории интерпретации Д. Дэвидсона и (имплицитно) в философской герменевтике Х. -Г. Гадамера.
Читать PDF
2.02 мб

ЭГОЦЕНТРИЗМ И ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Вайзер Татьяна
Статья посвящена проблемам антропоцентризма в современных исследованиях по глубинной экологии.
Читать PDF
346.99 кб

Методы коррекции эгоцентризма в подростковом возрасте и решение проблемы социальной дезадаптации

Буртовая Н. Б.
Представлен теоретический анализ по проблеме психического развития подростка, формирования эгоцентризма и методов его коррекции.
Читать PDF
556.58 кб

Роль эгоцентризма в формировании центрации и децентрации личности врача

Меньщикова Анна Львовна
Эгоцентризм как личностная черта определяется социально-психологическими условиями формирования личности и выполняет стабилизирующие функции в структуре эго-системы.
Читать PDF
658.25 кб

Проявление эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности

Хапачева Сара Муратовна, Кагазежева Саида Шумафовна
В статье рассматривается вопрос о проявлении эгоцентризма у младших школьников с признаками одаренности.
Читать PDF
399.90 кб

Роль, значение и особенности проявления эгоцентризма в переходный период от подросткового к юношеско

Куркина Ольга Викторовна
Статья представляет обзор теоретико-эмпирических исследований эгоцентризма в зарубежной литературе.
Читать PDF
597.48 кб

Характеристики прощения у молодых людей с разным уровнем личностного эгоцентризма

Самойлова Ирина Геннадьевна, Тюрина Любовь Валентиновна
В статье представлены результаты эмпирического исследования содержательно-динамических характеристик прощения (меры, избирательности, парциальности) у студентов университета.
Читать PDF
344.65 кб

Соотношение самоактуализации и эгоцентризма в возрастном периоде ранней взрослости

Куколева Ксения Игоревна, Колпачников Вениамин Валентинович
Проведено изучение соотношения уровней эгоцентризма и самоактуализации у 115 представителей возрастного периода ранней взрослости (20-40 лет).
Читать PDF
203.77 кб

Исследование взаимосвязи подросткового эгоцентризма и отношений с одноклассниками

Тинигина Анна Алексеевна
В статье рассматривается исследование взаимосвязи подросткового аффективно-личностного эгоцентризма и отношений с одноклассниками. В исследовании приняли участие 317 чел., учащихся 7-10 классов общеобразовательных школ г. Москвы.
Читать PDF
303.10 кб

Психологические аспекты политического эгоцентризма

Кирейчев Андрей Вячеславович
В статье автор провел теоретический анализ исследований эгоцентризма в психологии. Обосновал понятие политического эгоцентризма. Рассмотрел влияние психологических аспектов на возникновение политического эгоцентризма.
Читать PDF
565.68 кб

Феномены личностного эгоцентризма в младшем подростковом возрасте

Андреев А.С.
Статья посвящена проблемам оценки уровня феноменов личностного эгоцентризма. Рассматривается связь феноменов личностного эгоцентризма с другими характеристиками личности у младших подростков
Читать PDF
453.49 кб

Гендерные особенности проявления эгоцентризма в процессе межличностных отношений старших дошкольнико

Семенова Лидия Эдуардовна, Сачкова Марианна Евгеньевна, Чевачина Анна Владимировна
Данная статья посвящена одному из мало изученных в современной отечественной психологии аспектов проблемы социального развития личности детей дошкольного возраста специфике взаимосвязи проявления эгоцентризма и межличностных отнош
Читать PDF
145.18 кб

Влияние методик по диагностике эгоцентризма на развитие личностно-профессиональных качеств школьного

Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович
В статье представлены результаты исследования опыта использования методик «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса и «Исследование самоотношения» С.Р.

Похожие термины:

  • Ипохондрический эгоцентризм

    та уверенность, пациентов с ипохондрией, с какой они считают, что их самочувствие представляет особый интерес не только для них самих, но и для других людей, что именно оно, а не чьи-то другие болезн
  • Эгоцентризм мышления

    это скрытая умственная позиция, означающая неспособность индивида изменить исходную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом очевидных противоречий.
  • Разговор о себе, эгоцентризм

    Неприлично, когда кто-то много, пространно рассказывает о себе, о своих болезнях, своем прошлом, своих успехах, конфликтах на работе и т. д. Это называется эгоцентризм, т. е. человек в беседе ставит с
  • Эгоцентризм подростковый

    Качественным развитием концепции эгоцентризма следует считать понятие Э. п. (adolescent egocentrism), введенное в психол. науку Д. Элкиндом, существенно дополненное Т. И. Пашуковой. Необходимость выделения от
  • ЭГОЦЕНТРИЗМ СУИЦИДЕНТА

    характерная особенность самосознания, психологической переработки суицидогенного конфликта. Проявляется погруженностью в свои мучительные, самоотрицающие переживания; сужением мотивационной,
  • ЭГОЦЕНТРИЗМ (ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ)

    в общем случае система взглядов, ставящих в центр событий конкретного человека, чаще всего того, кто является субъектом, воспринимающим и оценивающим эти события. В частных значениях Э. может озна
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ЭГОЦЕНТРИЗМ

    (лат. ego — я) Позиция личности, которая характеризуется преобладающим вниманием к собственным целям, стремлениям, переживаниям и отсутствием ориентации на переживания и действия других людей. Осн
  • ЭГОЦЕНТРИЧЕСКИЙ

    Имеющий отношение к или характеризующийся эгоцентризмом.
  • ЭГОЦЕНТРИЧНОСТЬ

    См. эгоцентризм.
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности

    T. Szustrowa. Адаптация Т. И. Пашуковой. Предназначена для определения величины и уровня эгоцентрической направленности как формы фокусировки личности на себе. В ее основе лежит проективный тест эгоцен
  • Методика исследования эгоцентризма в общении и взаимодействии. Т. И. Пашукова

    Предназначена для выявления формы эгоцентрической направленности личности и степени ее проявления в межличностном и деловом О. и взаимодействии с др. людьми. В ее основе находится стандартизиров
  • Эгоцентристская предвзятость

    (Self-serving bias) – склонность приписывать свои успехи исключительно себе и объяснять свои неудачи действием внешних факторов.
  • Речь эгоцентрическая, или речь для себя

    явление, впервые описанное Ж. Пиаже при наблюдении за речью детей 4-7 лет, находившихся в 1920-х гг. в Доме малютки в Женеве. Феноменология этого явления состоит в том, что предоставленный сам себе ребе
  • Эгоцентрическая эмпатия

    переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.
  • РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ

    Речь, которая продуцируется, исходя из исключительно внутренних потребностей и мыслей, и обслуживает их. См. эгоцентризм.
  • Методика взаимооценивания эгоцентрических качеств личности. Т. И. Пашукова

    Предназначена для определения ранговой оценки эгоцентрических черт у лиц подросткового и юношеского возраста. Материалом для анализа служит список эгоцентрических качеств личности. Исследован
  • Мышление эгоцентрическое

    особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой лична
  • Эгоцентричная речь

    Термин, используемый Жаном Пиаже для описания «разговора с собой» у маленьких детей. Дети часто болтают во время игры, несмотря на то, что находятся в одиночестве. Этот вид речи изначально не предн