РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
Речь, которая продуцируется, исходя из исключительно внутренних потребностей и мыслей, и обслуживает их. См. эгоцентризм.
Эгоцентрическая речь
вульгарно-плебейская манера разговаривать с самим собой. Ср. изображение этого явления у Дж. Лондона в рассказе «Золотой каньон». Если это делается при других (например, столяр, изготовляя шкаф, вслух рассчитывает, как пилить готовящиеся части), это производит неблагоприятное впечатление на интеллектуала и воспитанного человека.
- Он мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! Легко ли дело!» (А. Пушкин, Капитанская дочка).
- Он мало-помалу успокоился, хотя все еще изредка ворчал про себя, качая головою: «Сто рублей! Легко ли дело!» (А. Пушкин, Капитанская дочка).
Источник: Романова Н.Н., Филиппов А.В. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. 2010
Эгоцентрическая речь
термин Ж.Пиаже, обозначает речь, обслуживающую собственные интересы и психические процессы. Это эхолалия (повторение речи окружающих людей), монолог (речевое сопровождение собственных действий) и коллективный монолог (речь в присутствии других людей, но к ним не обращенная). Противопоставляется социализированной речи (речи, используемой при общении с другими людьми). Эгоцентрическая речь, согласно Л.С.Выготскому, с чем позднее согласился и Ж.Пиаже, в дальнейшем трансформируется во внутреннюю речь, тесно связанную с процессами словесно-логического мышления.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Эгоцентрическая речь
Словообразование. Происходит от лат. ego - я и centrum - центр.
Категория. Форма детской речи.
Специфика. Говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей - резко падает и практически исчезает после 7 лет.
Категория. Форма детской речи.
Специфика. Говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что характерно для ребенка. По мнению Ж.Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют такие интеллектуальные операции, которые позволяют осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обеденной в плане общения среде, то доля его эгоцентрической речи достаточно велика, а в ситуации совместно организованной работы детей - резко падает и практически исчезает после 7 лет.
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
специфическая, фрагментарная речь ребенка дошкольного возраста, сопровождающая его предметные игры. Э.р. коммуникативна по форме, но индивидуальна по своей функции, она обслуживает наглядно-действенное мышление и напоминает по своей структуре внутреннюю речь. В 3 года она достигает 75% от всей спонтанной речи; и от 3 до 6 лет постепенно исчезает. По Ж. Пиаже феномен Э.р. – есть проявление эгоцентрической позиции ребенка в начальной стадии развития его интеллекта. По Л.С.Выготскому Э.р. генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Это как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие Э.р используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
Речь эгоцентрическая
лат. ego – я, centrum – центр) – термин Ж.Пиаже, обозначает детскую речь, которая обслуживает внутренние функции (такие, как освоение речи, самоконтроль). Проявляется эхолалией (повторением речи окружающих людей), монологом (речевым сопровождением собственных действия) и коллективным монологом (ни к кому не обращенной речью в присутствии других людей). При патологии (аутизм, кататония, атрофические процессы) появляются сходные формы речи, что связано, предположительно, с регрессией речевой функции на уровень детского ее развития. Кроме того, эгоцентической речи свойственно злоупотребление оценочными суждениями, императивность, неумение слушать и пренебрежение к тому, что говорит собеседник. Например, индивид перебивает собеседника, не дает ему завершить свою порцию высказываний или даже «забивает» его собственным словоизвержением так, будто знает наперед, что ему хотят сказать. Эти особенности речи свойственны, в основном, самоуверенным личностям с психопатическими чертами характера, психопатического склада, преимущественно параноикам.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Эгоцентрическая речь
лат. ego — я + centrum — центр] — одно из проявлений эгоцентризма ребенка. Э. р. заключается в том, что ребенок раннего и особенно дошкольного возраста, занимаясь какойлибо деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Ж. Пиаже характеризовал Э. р. как: а) речь в отсутствии собеседника (не направленную на коммуникацию); б) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника. В настоящее время существует относительно устоявшееся разделение Э. р. и речи для себя (РДС, private speech) как другого феномена речевого развития ребенка. Понятие Э. р. связано с эгоцентрическим характером интеллектуальной позиции ребенка, неспособным учитывать точку зрения слушающего. В отличие от этого, РДС образуют высказывания , не имеющие намеренной коммуникативной направленности, не адресованные кому-либо и потому в принципе не предполагающие понимания со стороны слушающего. РДС полифункциональна: в некоторых случаях она может служить средством непрямого обращения ко взрослому для привлечения его внимания, но основная ее функция связана с регуляцией деятельности самого ребенка — отображением в речи собственных действий и их планированием. Роль РДС в психическом развитии ребенка состоит в соотнесении формирующихся значений слов с предметным содержанием действий. К.Н.Поливанова
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
особая форма речи, занимающая промежуточное положение между внутренней и внешней речью и выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Впервые Р.э. открыл и описал Ж. Пиаже, который показал, что она характерна для детей в возрасте от 3 до 5 лет. По форме Р.э. напоминает диалогическую речь, но появляется и активизируется не в диалоге ребенка с окружающими людьми, а тогда, когда он, решая какую-либо игровую задачу, сталкивается с трудностями. Наиболее ярко Р.э. выражена у детей в тот период жизни, когда у них активно формируется внутренняя речь. Ж. Пиаже полагал, что Р.э.-это временная, преходящая, отмирающая форма речи, имеющая недостатки дологического периода в развитии мышления ребенка. Сокращение Р.э. к 6-летнему возрасту Пиаже рассматривал как признак освоения детьми логики мышления. Л.С. Выготский, полемизируя с Ж. Пиаже относительно природы и судьбы Р.э., считал, что Р.э. ребенка к моменту его поступления в школу не исчезает, а превращается во внутреннюю речь. Р.э., как и внутренней речи, свойственны интеллектуальность (участие в процессах мышления), неполная осознанность, предикативность и агглютинированность. Эта речь, как показал Выготский, во многом, в том числе и по своим функциям, напоминает внутреннюю речь. Она так же, как и внутренняя речь, обслуживает лишь процесс мышления и практически не применяется в процессе общения с окружающими людьми. См. речь (виды), речь внутренняя, эгоцентризм.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ
речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка, - говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, что ребенку характерно. Одна из форм детской речи, впервые описанная швейцарским психологом Ж. Пиаже. Наблюдается в возрасте трех - пяти лет и к концу возраста дошкольного исчезает. Проявляется в том, что дети говорят вслух, как будто ни к кому не обращаясь, в частности задают вопросы, не получая на них ответа и нисколько тем не беспокоясь. С возрастом проявления речи эгоцентрической убывают и к шести - семи годам исчезают.
Согласно Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют операции интеллектуальные, позволяющие осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане общения среде, то доля его речи эгоцентрической достаточно велика, но в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после семи лет.
Как показал Л. С. Выготский в полемике с Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), она генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, речь эгоцентрическая - как бы переходный этап от речи внешней к внутренней. Можно сделать вывод, что речь эгоцентрическая отражает уже продвинутую стадию интериоризации речи как главного средства саморегуляции.
Понятие речи эгоцентрической применяется также в патопсихологии при описании соответственных синдромов.
Согласно Пиаже, у ребенка изначально отсутствуют операции интеллектуальные, позволяющие осознать различия собственной и чужой точек зрения. Если ребенок развивается в обедненной в плане общения среде, то доля его речи эгоцентрической достаточно велика, но в ситуации совместно организованной работы детей резко падает и практически исчезает после семи лет.
Как показал Л. С. Выготский в полемике с Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), она генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и есть продукт ее частичной интериоризации. Итак, речь эгоцентрическая - как бы переходный этап от речи внешней к внутренней. Можно сделать вывод, что речь эгоцентрическая отражает уже продвинутую стадию интериоризации речи как главного средства саморегуляции.
Понятие речи эгоцентрической применяется также в патопсихологии при описании соответственных синдромов.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
англ. egocentric speech) - одно из внешних проявлений эгоцентрической позиции ребенка. Согласно Ж. Пиаже, детская речь эгоцентрична потому, что ребенок говорит лишь "со своей т. зр." и не пытается стать на т. зр. собеседника. Ребенок думает, что другие его понимают (так же, как он себя), и не испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.
Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, С. Айзенк и др.), и Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой т. зр. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент Э. р. (доля Э. р. в массиве спонтанной речи) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.
В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе, коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.
В 3 года он достигает наибольшей величины: 75 % от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э. р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.
Выготский придавал понятию "Э. р." иное значение. Согласно его концепции, Э. р. - это "речь для себя", и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь. Пиаже высоко оценил гипотезу Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э. р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. (Л. Ф. Обухова.)
Такое понимание Э. р. встретило много возражений (Л. С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн, С. Айзенк и др.), и Пиаже в более поздних работах попытался уточнить смысл этого понятия. По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой т. зр. Э. р. не охватывает всю спонтанную речь ребенка. Коэффициент Э. р. (доля Э. р. в массиве спонтанной речи) изменчив и зависит от активности самого ребенка и от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и между детьми-ровесниками.
В среде, где господствуют спонтанные, случайные связи и ребенок предоставлен самому себе, коэффициент Э. р. возрастает. Во время проведения символической игры он более высок по сравнению с обстановкой совместно организованной работы детей. С возрастом устанавливаются различия между игрой и экспериментированием, и коэффициент Э. р. уменьшается.
В 3 года он достигает наибольшей величины: 75 % от всей спонтанной речи. От 3 до 6 лет Э. р. постепенно убывает, а после 7 лет практически исчезает совсем. Там, где господствуют авторитет взрослого и отношения принуждения, процент Э. р. довольно высокий. В среде ровесников, где возможны дискуссии и споры, процент Э. р. снижается.
Выготский придавал понятию "Э. р." иное значение. Согласно его концепции, Э. р. - это "речь для себя", и в ходе развития она не исчезает бесследно, а превращается во внутреннюю речь. Пиаже высоко оценил гипотезу Выготского, одновременно подчеркнув своеобразие собственной концепции. Э. р. характеризуется, по мнению Пиаже, тем, что субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные представления. (Л. Ф. Обухова.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004
Эгоцентрическая речь
Эгоцентрическая речь – переходная форма от внешней речи к внутренней. (14.1, 74) Эгоцентрическая речь ребенка является внутренней речью по психологической функции (это – речь для себя) и внешней по форме Коэффициент эгоцентрической речи резко падает на границе школьного возраста (с 0,50 до 0,25). Это указывает, что именно в эту пору совершается переход внешней речи во внутреннюю. (14.1, 74) Эгоцентрическая речь психологически есть внутренняя речь, если принять во внимание ее функцию, но внешняя – по форме выражения. (1.6.1, 23) Первый из изучаемых нами процессов (эгоцентрическая речь) связан с формированием речи для себя, которая регулирует действия ребенка и позволяет ему осуществить поставленную задачу организованным путем, посредством предварительного контроля над собой и своей активностью. (1.6.1, 32) ребенок как бы думает вслух, но для себя. Занятый какой-нибудь деятельностью, например рисованием, игрой, манипуляцией с предметами, он разговаривает как бы сам с собой, не вступая в речевое сотрудничество с окружающими. (1.5.12, 198 – 199) [Эгоцентрическая речь] еще внешняя речь по физиологической природе. Она еще звучит, слова произносятся вовне, ребенок мыслит вслух, его мышление еще не отдалено от разговора. Оно еще обнаруживает все черты простого монолога, разговора вслух с самим собой, но психологически перед нами уже внутренняя речь (1.5.12, 202) ни в какой мере не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. (1.2.1, 53) Это речь внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятная для окружающих, речь уже глубоко внутренне проросшая в поведение ребенка и вместе с тем физиологически это еще речь внешняя, которая не обнаруживает ни малейшей тенденции превращаться в шепот. (1.2.1, 108, 317) выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, но по своему проявлению она еще не отделилась от социальной речи, в недрах которой все время развивалась и созревала. (1.2.1, 330) См. Внутренняя речь, Возраст, Мышление, Поведение, Речь
Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004