Речь эгоцентрическая, или «речь для себя» это что такое Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»: определение — Психология.НЭС
РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ Речь эксплозивная

Речь эгоцентрическая, или речь для себя

Найдено 1 определение:

Речь эгоцентрическая, или «речь для себя»

явление, впервые описанное Ж. Пиаже при наблюдении за речью детей 4-7 лет, находившихся в 1920-х гг. в Доме малютки в Женеве. Феноменология этого явления состоит в том, что предоставленный сам себе ребенок, играя, рисуя, занимаясь ручным трудом, говорит без собеседников, ни к кому не обращаясь. Ж. Пиаже объяснил наблюдаемые факты проявлением детского эгоцентризма, при котором ребенок не осознает различия между собственной и чужой точкой зрения. Исследователь произвел количественную оценку Р. э. и вывел т. наз. коэффициент эгоцентричности из соотношения количества слов, произнесенных эгоцентрично, к общему количеству спонтанно произведенных ребенком слов. Величина этого показателя оказалась непостоянной, зависящей от индивидуальности ребенка, его возраста, окружающих условий. Наибольшее проявление коэффициента эгоцентричности наблюдается у 4-летних детей (Р. э. превышает 50 % всей спонтанной речи), с возрастом он уменьшается, практически исчезая у младших школьников. Трактовка Ж. Пиаже была оспорена Л. С. Выготским, предположившим, что Р. э. представляет собой этап «интериоризации», перехода внеш. речи во внутреннюю. Это понимание предполагало возможность использовать внеш. особенности Р. э. для суждения об особенностях речи внутренней, недоступной для прямого наблюдения. Исследователь выделил следующие тенденции в развитии Р. э., перенесенные им на внутр. речь: сокращенность, синтаксическую редуцированность, преобладание глагольных форм, концентрированность смысла. Точка зрения Л. С. Выготского вызвала возражения со стороны специалистов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин), показавших, что Р. э. не может быть основой речи внутренней, поскольку последняя необходима для построения всякого речевого акта. К настоящему времени фактология по обсуждаемой теме значительно расширилась. Обнаружено, что явления по типу Р. э. наблюдаются на протяжении всей жизни человека, особенно заметно проявляясь в детском и старческом возрасте. Для очень маленьких детей, начиная с дословесного периода (с 5-9 мес.), характерны длительные фонации, в той или иной мере воспроизводящие интонации окружающих и имеющие своим источником собственную активность ребенка. После появления словесной речи (с 12-13 мес.) у малышей обнаруживаются так называемые комментирующие высказывания, в форме ни к кому не обращенной речи. По материалам американских ученых, у взрослых людей при их свободном О. наблюдается рассказывание о себе и своих заботах, независимо от того, слушают ли рассказчика; это явление авторы характеризуют как «эго-речь» (Addeo & Buerger). Одинокие старики даже наедине нередко производят длительные повествования. Предложена объяснительная гипотеза всей совокупности перечисленных явлений. Речеязыковой механизм человека организован т. о., что аккумулируемые в когнитивной системе впечатления имеют тенденцию проявляться вовне. Экспрессия, проявление накапливающихся впечатлений происходит через посредство жестов, мимики, др. движений, но особенно полно путем движений органов, осуществляющих речь. Этот механизм имеет принципиальный характер в организации речевого процесса, поскольку обеспечивает активный (интенциональный) характер речи человека. У взрослого социально адаптированного человека деятельность активирующего речевого механизма управляется и контролируется системой разрешений и запретов; детьми эта система лишь усваивается в ходе воспитания и обучения; в старческом возрасте система ослабевает и порой повреждается. Лит.: Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания. М., 1960; Белова С. С. Интенциональные явления на раннем этапе развития речи // Язык. Сознание. Культура: сб. статей / Под ред. Н. В. Уфимцевой, Т. Н. Ушаковой. М., Калуга, 2005; Выготский Л. С. Мышление и речь. Избр. психологические исследования. М., 1956; Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1932; Ушакова Т. Н. Речь: истоки и принципы развития. М., 2004; Addeo A., Buerger D. Egospeack. N. Y., 1973. Т. Н. Ушакова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Речь эгоцентрическая, или речь для себя — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 8

Ситуативная речь как показатель эмоционального и физиологического состояния человека

Куцырева М. А.
Статья освещает результаты исследования, посвященного изучению взаимосвязи эмоциональности и ее проявлении в речи и физиологических параметрах испытуемого. Проведенное исследование подтвердило наличие этой взаимосвязи, а также выявило несколько новых интересных данных. The article reports the results of the investigation covering the correlation of emotionality, its manifestation in speech and test subjects' physiological characteristics. The research confirms that the above-mentioned correlation exists and also elicits new interesting facts.
Скачать PDF

Речь и правое полушарие головного мозга: афазия vs. аномия

Цветкова Любовь Семеновна, Цветков Андрей Владимирович
В статье рассматриваются литературные и обобщенные эмпирические данные по нарушениям речи при поражениях правого полушария у взрослых и детей. Показано, что функции правого полушария в обеспечении речи эволюционируют от активации речевой деятельности через обеспечение сенсорных эталонов и двигательной основы речи к личностно-смысловому базису всей речевой и мыслительной деятельности.
Скачать PDF

Размышления над книгой: Т. Н. Ушакова. Речь: Истоки и принципы развития. М. : per se, 2004

Соколов Евгений Николаевич
Скачать PDF

Профессиональная речь психологов разных специализаций

Каменева Татьяна Витальевна
Автор рассматривает особенности профессиональной речи психологов, которые работают в разных секторах. Проведены теоретический анализ, психолог-ученый, психолог-практик, психолог-педагог, психолог-консультант. Выделенны интегративные качества, которые важны для психологов всех специальностей и специализаций.
Скачать PDF

Детская игрушка и внутренний мир ребенка, или речь в защиту «Плохих» кукол

Калина Олег Геннадьевич
Наверное, нет ничего более желанного для ребенка (помимо сладостей, конечно), чем игрушка. Она появилась еще в доисторические времена и до сих пор является неотъемлемым атрибутом и средством развития. В XX веке произошел настоящий бум в производстве игрушек, и многие мечты нашего детства меркнут по сравнению с технически сложными и столь многообразными игрушками последнего времени. Когда я захожу в детский магазин, то долго хожу между стеллажей и удивляюсь: «Ничего себе, вот это да!.. А это что за ерунда? Ну кто же в это будет играть?.. Сделали так, что сразу сломается… или краска быстро облупится… А вот это здорово придумано!». Одни игрушки привлекают своими функциями, другие внешним видом… Какие-то вызывают умиление родителей, а другие, напротив, кажутся пугающими или отталкивающими. Часто родители ищут «развивающие» игрушки, причем под развитием понимается именно становление мыслительной активности. Если эту идею довести до предела, то мы получим абсурдные условия, где у ребенка нет плюшевого мишки, которого он может обнять, когда волнуется, а есть только деревянные геометрические фигуры и объемные буквы…
Скачать PDF

Мышление и речь в их развитии и преобразовании

Тапбергенов С.О.
Принципиальные вопросы соотношения мышления и речи, первичности слова или идеи остаются открытыми. Путаница в разграничении и применении понятий сигнал и знак затрудняет понимание особенностей поведения высших животных. Признавая наличие знаковой системы коммуникации у высших животных, не выявлены основы ее формирования. Отсутствует дифференциация функциональной значимости знаков знаковой системы коммуникации и знаков, символов речевой системы коммуникации. Остается не раскрытым генез формирования человеческой речи. Не изучены процессы становления образного и абстрактного мышления, их соотношение с речью. Не установлено принципиальное различие функции знаков и символов человеческой речи, хотя попытки этого существуют.
Скачать PDF

Эгоцентрические установки в формировании переживаний боли (на примере рожениц)

Никишина В. Б.
Скачать PDF

Проблема соотношения эгоцентрической речи с иными видами речевой деятельности

Третьякова Полина Сергеевна
В статье представлена усовершенствованная модель формирования навыков неспонтанной речи и лингвокогнитивной деятельности. Данная модель отношений предоставляет возможность не только связать разные виды внутренней речи с разными типами речи, но и рассмотреть их соотношение с категорией интенции. Это позволяет более глубоко проанализировать взаимоотношения эгоцентрической речи с иными видами речевой деятельности.
Скачать PDF