особенности мыслительной деятельности у индивидов с таким качеством личности, как эгоцентризм. Интеллектуальному эгоцентризму свойственна, как известно, познавательная позиция, в которой личная точка зрения рассматривается как наиболее адекватная действительности. Например, ребенок считает, что это он является главным действующим лицом в той или иной ситуации, все вокруг него происходит для него, по его желанию, а также то, все, как он представляет себе происходящее, должно быть свойственно и другим людям. Эгоцентризм у маленьких детей - нормальное явление, но, будучи несоразмерно выраженным с объективными отношениями в сознании взрослых людей, оно становится свидетельством задержки развития мышления и самовосприятия либо снижения этих психологических функций и личности в целом под влиянием психического расстройства. Эгоцентризм, указывает Ж.Пиаже, до сих пор оказывает значительное влияние даже на научное мышление, проявляясь в таких формах, как антропоцентризм и антропоморфизм. Основные признаки эгоцентрического мышления таковы: 1. индивид убежден в том, что и другие люди представляют себе значение какого-либо явления точно так же, как и он сам; 2. индивид считает, что проиходящее имеет для других людей тот же смысл, как и для него самого; 3. индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 4. индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать свое поведение с объективных позиций. В глазах других людей, полагает он, он выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 5. понимание происходящего основано на приниципе непосредственной очевидности. Отсюда вытекает, во-первых, не имеющая оснований убежденность в своей правоте и, во вторых, неразвитость рефлексии, отсутствие потребности в самоисследовании; 6. неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 7. тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 8. категоричность в суждениях и оценках; 9. тенденциозные представления о чести, долге, справедливости; 10. значительное влияние эгоцентризма на социальное мышление и межличностное поведение.
Мышление эгоцентрическое
Мышление эгоцентрическое
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Мышление эгоцентрическое
Мысленне эгацэнтрычнае / Egocentric thinking– развито у детей и у взрослых с завышенной самооценкой, чрезмерной самоуверенностью, граничащей с патологической самовлюбленностью. У детей это вполне нормальное явление, т. к. они думают, что окружающий мир вращается только вокруг них. Детское эго находится в центре Вселенной, и все происходящее воспринимается только с позиции рефлектора «Я». Ж. Пиаже к проявлениям детского познавательного эгоцентризма относит также синкретизм, феномен несогласованности объема и содержания понятий, отсутствие представлений о сохранении количества и феномен трансдукции. Синкретизм– это слитность, нерасчлененность впечатлений, представлений. Ребенок не разделяет, например, такие свойства объекта, как цвет, размер и масса, он оперирует всеми одновременно. Кроме того, он склонен объединять разные впечатления в одно. Так, если на одно изображение накладывается другое, то они сливаются в единое целое. Синкретизм не есть еще собственно синтез, вероятно, он является лишь прообразом последнего. В психоанализе эгоцентрическое М. иногда отождествляется с солипсизмом (от лат. solus– единственный + ipse– сам) или нарциссизмом (от имени юноши Нарцисс в древнегреческой мифологии, который влюбился в свое отражение в воде), т. е. со стремлением считать себя точкой отсчета. Иными словами, познавательный эгоцентризм преодолевается по мере расширения познавательных возможностей и при переходе от наглядно-образного М. на образное и далее на понятийное. У эгоцентричных взрослых такое осмысление мира и себя уже считается психологической проблемой или неисправимой чертой характера. Основные признаки эгоцентрического М.: 1) индивид считает, что какое-либо явление (событие) имеет для других людей те же смысл и значение, как и для него самого; 2) индивид склонен приписывать окружающим те же мотивы поведения, какими руководствуется он сам; 3) индивид ограничен в способности видеть себя со стороны и оценивать свое поведение с объективных позиций, он полагает, что в глазах других людей выглядит в точности таким же, как и в своих собственных; 4) понимание происходящего основано на принципе непосредственной очевидности, поэтому имеют место абсолютная убежденность в своей правоте и неразвитость рефлексии; 5) неспособность индивида адекватно принимать точку зрения других людей; 6) тенденция индивида приписывать окружающим и вообще другим живым существам собственные чувства, мысли, желания и опасения; 7) категоричность в суждениях и оценках. Е. Г. Баранов