Индивидуализм это что такое Индивидуализм: определение — Психология.НЭС
ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ИНСТРУКЦИЯ Индивидуализм—коллективизм

ИНДИВИДУАЛИЗМ

Найдено 12 определений термина ИНДИВИДУАЛИЗМ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Индивидуализм

Individualism) . Концепция, отдающая приоритет личным целям по сравнению с целями группы. При этом самоидентификация осуществляется на основе личностных атрибуций, а не посредством отождествления себя с группой.

Оцените определение:

Источник: Психологические теории и концепции личности краткий справочник Под ред. Горностай П., Титаренко Т., 2001 г.49

Индивидуализм

ориентация человека на самого себя, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности личных интересов и потребностей, безотносительно к интересам других людей, социальных групп.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

ИНДИВИДУАЛИЗМ

направление мыслей, чувств и желаний, расценивающее жизнь отдельного человека (в широком смысле - также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр., семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом. Разновидностью И. является этико-политический И. (см. Анархизм, Либерализм), рассматривающий индивида как самоцель, а в счастье и всестороннем развитии личности видящий конечную цель; при этом общество и государство характеризуются как вспомогательные средства для достижения индивидом цели. (Словарь, с. 97)

Источник: Глоссарий психологических терминов. Под. ред. Н. Губина.

ИНДИВИДУАЛИЗМ

Individualism) - вера в верховенство индивидуальных интересов над коллективными; не следует путать с индивидуальностью или индивидуацией.

"Индивидуализм означает умышленное подчеркивание и придание особого значения избранным отличительным качествам в противоположность соображениям и обязательствам коллективного порядка" ("Функция бессознательного", ПБ, с. 236).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

Индивидуализм

individualism) В общеупотребительном смысле, И. определяется как стремление вести свою жизнь по собственному усмотрению, не принимая в расчет других. И. следует отличать от индивидуальности (individuality), к-рая есть сумма качеств, отделяющих одного человека от других. Индивидуализировать (individualize) - значит относиться к человеку как отличающемуся от других, тогда как индивидуировать (individuate) означает делать человека особенным, выделять его из ряда подобных. И. тж отличается от автономии - способности понимать, что другие ожидают в любой конкретной ситуации от человека и каковы его собственные ценности, и при этом обладать свободой выбора поступать опираясь либо на первое, либо на второе, либо на то и другое вместе. В то время как индивидуальность и автономия являются важными аспектами нормального психол. развития и здоровья, этого нельзя сказать об И. Основываясь на теорет. работах Мортона Дойча, Дэвида Джонсона и Роджера Джонсона, И. можно определить как такой образ мыслей и поведения, при к-ром человек действует так, как если бы его собственные усилия и достижения целей были никак не связаны с усилиями других, направленными на достижение целей, и совершенно не зависели от них. Существует достаточное количество исслед., посвященных сравнительным эффектам И., сотрудничества и соперничества. И. в сравнении с сотрудничеством оказывается чаще связанным с а) более низкими ожиданиями симпатии, принятия, поддержки и помощи со стороны других; б) меньшей заинтересованностью в получении информ. от других и использованием ее для собственной выгоды; в) более низкой и менее устойчивой внутренней мотивацией и мотивацией достижения, и большей ориентацией на внешние вознаграждения; г) меньшим эмоциональным компонентом при достижении собственных целей; д) более низкими достижениями; е) более низкой способностью применять когнитивные и более примитивные процессы для выводов о собственней ценности; ж) меньшим психол. здоровьем, что выражается в сравнительно чаще встречающейся психол. патологии, делинквентности, эмоциональной незрелости, недостаточной соц. приспособленности, самоотчуждении, самоотвержении, недостатке соц. соучастия, базовом недоверии к др. людям, пессимизме и неспособности разрешать конфликты между самовосприятием и негативной информ. о себе и з) меньшим расположением и симпатией к другим и более негативными межличностными отношениями. Если данные эмпирических исслед. рисуют не слишком благоприятную картину в отношении И., литература в области личности и клинической психологии оказывается еще менее благоприятной. Эффективная социализация неразрывно связана с осознанием того, что никто не может достичь своих жизненных целей в одиночку; человек нуждается в помощи и ресурсах др. людей. Психол. здоровье требует понимания и осознания того, что собственные цели и цели других, собственные усилия и усилия других, и собственный успех и успех мн. др. людей - все это оказывается взаимосвязанным и взаимозависимым. Люди с высоким уровнем И. не обладают таким осознанием. В результате И. часто влечет за собой а) переживание чувства отчуждения, одиночества, изоляции, неполноценности, бесполезности, депрессии и крушения надежд; б) аттитюды, отражающие низкую самооценку, акцентирование сиюминутных удовольствий и убеждение человека в том, что никто не позаботится о нем, кроме него самого; в) отношения, характеризующиеся импульсивностью, фрагментарностью, непостоянством и нечувствительностью к своим собственным потребностям и потребностям других. См. также Потребность в аффилиации, Избегающая личность, Сотрудничество/соперничество, Независимые личности, Социальная изоляция Д. Джонсон, Р. Джонсон

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

Индивидуализм

Термин относится к любой культуре, где главной ячейкой социальной организации является нуклеарная семья (родители и дети). Термин обычно используется по контрасту с коллективизмом, где ведущая роль принадлежит коммунальным отношениям, а основной ячейкой общества является семейная община. Великобританию можно привести как пример культуры с преобладанием индивидуализма, а Китай — как пример коллективистской культуры.

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ИНДИВИДУАЛИЗМ

1. Черты личности, установки или модели поведения, которые отражают независимость этой личности; свобода от установок и мнения других. Обратите внимание, что это значение может отражать как положительную коннотацию, в которой тот, кто проявляет эти черты, стоит выше (или, по крайней мере, вне) социального давления, так и отрицательную коннотацию, в которой набор характеристик может описывать того, кто является некорпоративным и не заботящимся о других. 2. Социальная философия, подчеркивающая преимущество инициативы индивида над правительственными социальными действиями.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Индивидуализм

Individualism) — Культурный акцент на индивидуальные права и свободы, свободно формирующиеся социальные системы и чувство собственного достоинства.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

ИНДИВИДУАЛИЗМ

1. Признание приоритета интереса индивида (в редких случаях – семьи) над коллективным, групповым или общественным интересом. 2. Совокупность идей и практических принципов, согласно которым благо человека, его свобода и личностное развитие являются высшей целью, а функционирование социальных институтов и групп – основой и средством для достижения этой цели. И. следует отличать от индивидуальности, которая проявляется в неповторимом, самобытном способе бытия конкретной личности. Индивидуальность человека – стремление проявить свои способности в интересах себя и на благо всех. И. – признание человеком за собой права в той или иной степени жить за счет др., достигать своих целей, игнорируя право на это у окружающих. Оптимально разрешить противоречие между интересами личности и общества, скорее всего, не удавалось ни в одном государстве. Противоречия между общими и частными интересами смягчаются в условиях такого общества, в котором удовлетворение общественных интересов достигается индивидами в деятельности, которая одновременно реализует и их частный интерес (Р. Г. Апресян, 2001). Взаимодействие двух и более индивидуалистов создает условия возникновения конфликтов или выступает их причиной. И. оправдан до тех пор, пока он не наносит ущерба др. людям. С т. зр. профилактики конфликтов лучшим способом организации взаимодействия в группе является коллективизм с сохранением индивидуальности каждого члена группы.

Источник: Словарь конфликтолога

Индивидуализм

Противопоставление интересов отдельной личности (индивида) интересам определенной общности людей, предпочтение личных интересов общественным, себя – коллективу.

Источник: Краткий энциклопедический словарь: Адаптивная физическая культура

Индивидуализм

лат. individuum) - 1. самостоятельность, независимость личности от установок и мнений других людей. Понятие определяется также как стремление вести свою жизнь исключительно по собственному усмотрению, не принимая в расчет интересы других людей (Д.Джонсон, Р.Джонсон, 2005). Термин используется как с положительной (в противовес конформизму), так и с отрицательной коннотацией (имеется в виду эгоизм, своеволие, неспособность считаться с потребностями окружающих и общества).

Существует немало исследований, в которых изучались сравнительные эффекты индивидуализма и коллективизма, сотрудничества и соперничества. Индивидуализм, в сравнении с сотрудничеством, чаще оказывается связанным с: 1) более низкими ожиданиями симпатии, принятия, поддержки и помощи со стороны других людей; 2) меньшей заинтересованностью в получении информации от других и использованием ее для собственной выгоды; 3) более низкой и менее устойчивой внутренней мотивацией и мотивацией достижения, и большей ориентацией на внешние вознаграждения; г) меньшим эмоциональным компонентом при достижении собственных целей; 4) более низкими достижениями; 5) более низкой способностью применять когнитивные и более примитивные процессы для выводов о собственной ценности; 6) меньшим психологическим здоровьем, что выражается в сравнительно чаще встречающейся психической патологии, делинквентности, эмоциональной незрелости, недостаточной социальной приспособленности, самоотчуждении, самоотвержении, недостатке социального соучастия, базовом недоверии к другим людям, пессимизме и неспособности разрешать конфликты между самовсприятием и негативной информацией о себе; 7) меньшим расположением и симпатией к другию людям и более негативными межличностными отношениями (Д.Джонсон, Р.Джоносон, 2005).

Литература в области исследований личности и клинической психологии, указывают упоминаемые в этой статье авторы, рисует еще более мрачное представление индивидуализма. Эффективная социализация, отмечают они, неразрывно связана с осознанием того, что никто не может достичь своих жизненных целей в одиночку; любой человек нуждается в помощи и ресурсах других людей. Психологическое здоровье требует понимания и осознания того, что собственные цели, с одной стороны, и цели других людей, с другой стороны, собственные усилия и усилия других людей, собственный успех и успех многих других людей, – все это оказывается взаимосвязанным и взаимозависимым. Люди с высоким уровнем индивидуализма таким осознанием не обладают. Все сказанное некоторые психологи считают характерным «западному» типу личности и не свойственным восточному, «коллективистскому» типу личности. Если это действительно так, то «западный» человек является органически неспособным к пониманию человека «восточного» типа, в то время как последний готов принять первого, и, если не победить его на войне, что, как правило, большей частью ранее и случалось и что ныне представляется не менее вероятным, то способен ассимилировать его в своей культуре, и этот интерес к Востоку существует и нарастает на Западе вот уже более века. Именно с Востоком многие европейцы связывают свои надежды на спасение цивилизации. Не случайно, вопреки эмиграционным потокам, ориентрированным ныне на Запад, в первую очередь в поисках более или менее хорошо оплачиваемой работы, в Россию и другие восточные страны приезжают между тем жить или исправлять своих детей многие обитатели Запада; 2. социальная философия, подчеркивающая преимущество инициативы индивида над правительственными социальными действиями. В крайнем выражении она представляет философию анархизма. Этот одномерный подход, с научной точки зрения, является примерно тем же самым, что и игнорирование универсального для живых существ и человека принципа иерархии функций, в частности, проявлением редукционистской тенденции признавать преимущество нижестоящей функции организма над интегративной, вышерасположенной.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

индивидуализм

черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено рефератов по теме ИНДИВИДУАЛИЗМ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Социокультурные синдромы коллективизм / индивидуализм как контекст совладания со стрессом у россиян

Крюкова Татьяна Леонидовна
В статье приводятся данные теоретико-эмпирического исследования социокультурного контекста совладающего поведения, выраженного культурными синдромами коллективизма и индивидуализма. Приводятся результаты русскоязычной адаптации методики Сингелиса, Триандиса и др., измеряющей горизонтальный и вертикальный коллективизм / индивидуализм. Эмпирические данные, полученные в России как традиционно коллективистической культуре показывают психологические трудности россиян в переходе от ценностей и способов поведения, присущих коллективистической культуре к культуре индивидуалистической. Подтверждена гипотеза о том, что коллективизм и индивидуализм могут, хотя и неоднозначно, предсказывать выбор способов совладания со стрессом.
Скачать PDF

Индивидуальные технические средства психотренинга

Хало П.В.
Скачать PDF

Своеобразие структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от определенного типа мир

Арскиева Залия Абасовна
в статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма/пессимизма; исследование выполнено в русле теории интегральной индивидуальности (системный подход); представлены особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов/пессимистов; предложена модель коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мироощущением.
Скачать PDF

Индивидуальные особенности цветопредпочтений и их роль в изучении иностранных языков

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В статье представлены результаты исследования особенностей функционирования мозга в условиях цветового воздействия. Установлено, что именно диапазон альфа ритма наиболее вовлекается в процесс восприятия цвета. Изучается влияние четырех цветов (красный, черный, синий, зеленый) на процессы памяти и внимания. Анализируется роль цветопредпочтений студентов левои правополушарного типа в овладении иностранными языками.
Скачать PDF

Психические функции как пути развертки смыслов в индивидуальном сознании

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Особенности индивидуальной концепции здоровья старшеклассников городских школ

Дыхан Л.Б., Панова Ю.В.
Скачать PDF

Учет индивидуальных особенностей курсантов и студентов агз МЧС России при обучении вождению автомоби

Комышный Р.В, Ткаченко П.Н., Прокопенко А.И.
Опыт обучения курсантов и студентов вождению автомобилей с учётом индивидуальных психологических особенностей в АГЗ МЧС России.
Скачать PDF

Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревно

Находкин Василий Васильевич
Раскрывается значение психорегулирующей тренировки в процессе учебно-тренировочных сборов спортсмена-стрелка из лука по индивидуальной программе к главным соревнованиям. Успешность психологической подготовки стрелка к ответственным соревнованиям зависит от комплексной организации учебно-тренировочных сборов и умелого использования психорегулирующей тренировки (ПРТ) и обеспечивает надежность.
Скачать PDF

Индивидуальные стратегии атрибутирования визуальных образов семантик сознания

Картавенко М.В.
Скачать PDF

Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда

Поваренков Юрий Павлович
В статье обсуждается традиционная для психологии труда проблема профессонально важных качеств (ПВК). Выделяются четыре группы ПВК: профессиональной деятельности, профессионального развития и научения, регуляции профессиональной деятельности и форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда. Индивидуальные качества человека, которые являются психологической базой формирования субъекта труда, обозначаются термином «профессионально ориентированные качества» (ПОК). В них, помимо ПВК (профессиональные знания и способности), входят профессионально значимые качества (ПЗК) профессиональные интересы, установки, черты характера. Таким образом, ПВК-ПЗК это системные качества, наполненные индивидуальными свойствами, которые соответствуют требованиям метасистемы «социально-профессиональная ситуация развития и реализации субъекта труда». Это формальные интегральные качества данной системы, их содержание определяется целой системой индивидуальных свойств, которые взаимно дополняют и компенсируют друг друга. Далее в статье анализируются результаты эмпирического исследования педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, которые подтверждают сформулированные теоретические положения.
Скачать PDF

Особенности индивидуально-психологических качеств слушателей в процессе обучения в интернатуре военн

Марченко Лариса Олеговна
Сегодня Вооруженным силам требуются высококвалифицированные специалисты, способные работать в психологически и физически стрессовых условиях. Совершенствование психологического сопровождения обучения на старших курсах университета и последипломного образования положительно влияет на качество подготовки военных врачей и их успешность в профессиональной деятельности. На сегодняшний день не существует исследований, посвященных рациональному проведению отбора на обучение по определенному военно-врачебному профилю специальности. Некоторые исследователи считают образование в интернатуре новым явлением, характеризуемым ограниченным сроком обучения, высокой интенсивностью и сложностью.
Скачать PDF

Сравнение внутривидового и индивидуального поведения самцов и самок крыс, выращенных в условиях соци

Лебедев А.А., Русановский В.В., Макарова Т.М., Шабанов П.Д.
Внутривидовая изоляция в раннем онтогенезе (с 15-18 дня жизни) влияет на зоосоциальное поведение как самцов, так и самок крыс, приводя к увеличению уровня внутривидовой общительности. Однако повышение агрессии наблюдается только у самцов. Сравнение особенностей зоосоциального поведения самцов и самок крыс, имеющих одинаковый индивидуальный опыт, позволило установить, что уровень общительности определяется только полом животного (то есть самки всегда общительнее самцов), а уровень агрессии как полом, так и индивидуальным опытом (среди животных с обычным зоосоциальным опытом более агрессивными являются самки, а среди изолянтов самцы). Внутривидовая изоляция в раннем онтогенезе затрудняет формирование инструментального навыка только у самцов, но не у самок по сравнению с однополыми контрольными животными. Отличительной чертой самок крыс, не зависящей от индивидуального опыта, является затруднение адаптации в новой незнакомой ситуации по сравнению с самцами.
Скачать PDF

Похожие термины: