КОЛЛЕКТИВИЗМ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Коллективизм
Collectivism) — Культурный акцент конкретной группе и гармоничным отношениям между ее членами.

Источник: Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. 2000

Коллективизм
Collectivism) . Концепция, отдающая приоритет целям той или иной группы (как правило, семьи или рабочей группы) по сравнению с личными целями. В соответствии с этим происходит самоидентификация.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Коллективизм
(collectivism) — культурная система представлений или убеждений, противопоставленная индивидуализму, акцент ставится скорее на коллективной, чем на индивидуальной идентичности, на групповой сплоченности, совместном принятии решений, разделении обязанностей и ответственности. Характерен для культур большинства стран Азии, Латинской Америки и Африки.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

КОЛЛЕКТИВИЗМ
как социальное явление это характерная черта социалистических и коммунистических общественных отношений и принцип, раскрывающий взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива.
Омоним — К. как свойство личности, определяющее ее тип, как осознанная человеком солидарность с целями и средствами развития общества и своей группы.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Коллективизм
Тип социального устройства, где благо группы людей или общества в целом считается более важным, чем благо отдельной личности. При сравнительном исследовании 53 национальных и региональных культур, Хофстейд (1983) обнаружил, что наиболее выраженные признаки коллективизма существуют в таких странах, как Гватемала, Эквадор и Панама, в то время странами с наиболее выраженными признаками индивидуализма являются Австралия, США и Великобритания.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Коллективизм
лат. collectivus — собирательный] — принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. К. наиболее характерен для групп высокого уровня развития, где он сочетается с личностным самоопределением, коллективистской идентификацией, являясь основой групповой сплоченности, предметно-ценностного и ценностно-ориентационного единства группы. Л.А. Карпенко

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

КОЛЛЕКТИВИЗМ
1. Стремление людей, объединенных в социальную группу, работать вместе и делать все сообща, не противопоставляя личные интересы друг другу и интересам всего коллектива. К. характеризует поведение людей в группе, достигшей уровня развития коллектива, и по своим социально-психологическим проявлениям противоположен индивидуализму. 2. Модель социальной культуры и социальных отношений, основанная на идее выгоды, извлекаемой множеством людей от их совместной, коллективной жизни. Многие из культур, существующих в мире, в том числе традиционная русская культура, а также ряд культур стран Латинской Америки, Азии и Африки являются коллективистскими, в то время как современная культура США и ряда других развитых стран Европы, считаются индивидуалистскими. См. группа социальная, коллектив.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

КОЛЛЕКТИВИЗМ
как свойство личности - выражает уровень социального развития человека, проявляемый в личной ответственности за общественный прогресс, за коллектив, в постоянных действиях на благо общества. В структуре коллективизма большую роль играют общественные интересы личности, ее стремление к общению с людьми и совместной работе с ними, умение сочетать общественное с личным и - при необходимости - предпочесть интересам личным интересы коллектива и общества. Коллективизм - принцип организации взаимоотношений и деятельности совместной людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Особенно характерен для групп высокого уровня развития (-> развитие групповое: уровень) и коллективов, где сочетается с самоопределением коллективным и идентификацией коллективной, являясь основой сплоченности групповой и единства группы. Воспитание коллективизма - важнейшая задача педагогов. Особенно эффективно она решается при коллективообразующих методах обучения (-> коллективообразование).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Коллективизм
от лат. collectivus — собирательный] — поведение людей, базирующееся на отчетливых и при этом жестко принципиальных представлениях, установках, стереотипах, убеждениях, с одной стороны, о приоритетной значимости лично для каждого из них общественных или групповых (если это сообщество просоциальной направленности) интересов, а с другой — о необходимости учета индивидуальных позиций, мотивов и потребностей членов сообщества. В отечественной литературе по социальной психологии групп понятие «коллективизм» в последние годы встречается крайне редко в связи с тем, что в советское время этот термин нес на себе избыточно идеологизированную смысловую нагрузку и воспринимался как малосодержательный штамп. При этом происходящее раньше подобное смешение и значения, и смысла данного понятия в обыденном сознании и в научном лексиконе ни в коей мере не умаляет его значимости и как «предметного» поля психологического изучения, и как интерпретационного «ключа», позволяющего глубже понять психологическую реальность, традиционно описываемую в рамках проблематики психологии групп и социальной психологии личности. В личностном плане коллективизм не ограничивается лишь поведенческой активностью, а представляет собой при этом проявление целого комплекса личностных характеристик, реализуемых в условиях совместной деятельности. В то же время эти интраиндивидные свойства, черты и качества, присущие конкретным людям, в полной мере как подлинный коллективизм находят свое выражение лишь в рамках групповой деятельности сообществ высокого социально-психологического уровня развития, получая свою представленность в реальном взаимодействии и общении в форме таких социально-психологических феноменов межличностных отношений, как высокая степень выраженности ценностно-ориентационного единства членов общности, их преимущественно делового мотивационного ядра выборов, адекватный атрибуции ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности, установки членов сообщества на проявление коллективисткой идентификации и полноценного личностного самоопределения, высоком коэффициенте взаимных как социометрических, так и референтометрических выборов и т. д.
В зарубежной социальной психологии понятие «коллективизм» рассматривается, как правило, в контексте кросс-культурных исследований и, прежде всего, при сравнении западноевропейской и восточной (обычно японской), традиционалистской культур. При этом первая позиционируется как индивидуалистская, направленная на формирование независимого «Я», которое является «...замкнутой, единичной, более или менее интегрированной мотивационной и когнитивной вселенной, динамичным центром сознания, эмоций, суждений, действий, организованных в характерное единое целое и противопоставленных как любому другому подобному целому, так и социальному и природному фону. Жители западных стран не только конструируют собственное “Я” как независимую действующую единицу, они также определяют независимость как фундаментальную ценность социализации. Представители западного мира учат своих детей быть независимыми»1.
В то же время, «взаимозависимое “Я” японской культуры заключается в том, чтобы видеть себя частью окружающих социальных отношений и осознавать, что поведение человека определяется и зависит от того, как он воспринимает мысли, чувства и действия других людей в отношениях с ними. Собственное “Я” становится значимым и законченным в большей степени в контексте социальных отношений, а не независимых автономных действий. Несмотря на то, что взаимозависимое “Я” рассматривается как обладающее набором внутренних качеств, таких как способности и мнения, эти неотъемлемые свойства расцениваются как зависящие от ситуации и неустойчивые, а не как определяющие особенности собственного “Я”. Таким образом, взаимозависимое “Я” не является замкнутым целым, а скорее изменяет свою структуру в соответствии с природой социального контекста»1.
Легко заметить, что в таком понимании коллективизм и индивидуализм выступают как явно противоположные и, более того, антагонистичные системы ценностей и установок. При этом как содержательное наполнение этих понятий, так и их географическая и цивилизационная «привязка» в большинстве кросс-культурных исследований во многом основаны на стереотипах, сложившихся в ходе стравнения систем организации труда и производственных отношений в американских и японских корпорациях эпохи индустриальной экономики (60-х — начала 70-х гг. прошлого века).
Вместе с тем собственно экспериментальные исследования различий индивидуалистской и коллективистской культур, хотя и показывают наличие таковых (что само по себе представляется вполне очевидным и легко прогнозируемым фактом), тем не менее носят достаточно ограниченный характер. Так, например, в конце 80-х гг. XX в. большая группа американских социальных психологов провела масштабное кросс-культурное исследование, направленное на изучение различий в восприятии себя и других представителями индивидуалистской и коллективистской культур. Для этого они предлагали студентам из США и Индии оценить, насколько они похожи на других людей и насколько другие люди похожи на них самих. В результате выяснилось, что «в Соединенных Штатах студенты видели себя совершенно непохожими на других, но представляли других как очень похожих на них самих. Таким образом, они выделяли себя среди других людей. Абсолютно противоположные результаты были получены в Индии. Человек видел себя очень похожим на других людей, т. е. не особенно отличающимся, но другие люди воспринимались как сравнительно отличные от образа самого себя»2. По мнению авторов исследования эти результаты полностью укладываются в представления об индивидуальных различиях, обусловленных принадлежностью к индивидуалистской или коллективистской культурам.
Однако, если рассматривать коллективизм именно как убежденность в приоритетности общественных интересов при необходимости реального учета индивидуальных потребностей членов сообщества, становится понятно, что субъективная убежденность индивида в собственной уникальности (а значит, самоценности) при том, что другие люди воспринимаются как похожие, т. е. не менее ценные в гораздо большей степени соответствует подлинно коллективистским установкам, чем гипертрофированная потребность быть «таким, как все».
Наглядное подтверждение данного тезиса имело место во время трагедии 11 сентября 2001 г. Столкнувшись с чудовищной и совершенно внезапной катострофой, жители Нью-Йорка — (в традиционном понимании, этого центра индивидуализма) продемонстрировали отчетливо выраженное массовое коллективистское поведение, направленное на помощь жертвам и минимизацию последствий террористической атаки.
На наш взгляд, жесткое противопоставление коллективизма и индивидуализма также необоснованно, как это имеет место в стереотипных связках «конформизм» — «нонконформизм», «альтруизм» — «эгоизм» и т. п.
Не случайно в конце 80-х гг. прошлого века рядом западных социологов была предложена концепция коммунитаризма, представлявшая собой попытку объединить наиболее сильные стороны традиционно понимаемых индивидуалистских и коллективистских ценностей, тем самым обеспечив баланс прав и свобод личности и интересов общества. Как считает Д. Майерс, «коммунитаристскую смесь индивидуализма и коллективизма уже сегодня можно обнаружить в некоторых западных культурах: скажем, в попытках Великобритании усилить стимулирование отдельных членов общества в условиях экономики свободного рынка при одновременном ущемлении индивидуальных прав владельцев оружия; в канадской открытости для многообразия культур при одновременном запрете на жесткое порно; в американских усилиях поощрять “новый завет” взаимной ответственности граждан и правительства... В каждом случае имеет место попытка поощрять некоторые личные свободы и в то же время ограничивать другие, которые без должного контроля могли бы причинить ущерб благополучию общества»1.
Надо сказать, что очевидная механистичность концепции коммунитаризма, обусловленная главным образом тем, что в ее основе лежит все то же тупиковое противопоставление индивидуализма и коллективизма, на практике зачастую приводит к тому, что меньшинства, чьи индивидуальные потребности приносятся «в жертву» общественным интересам, зачастую не только не склонны признавать приоритетность последних, но и начинают противопоставлять себя «дискриминирующему» их обществу. Если принять во внимание, что, например, когда речь идет о тотальном запрете на курение в общественных местах, «меньшинство» исчисляется десятками миллионов людей, а запретительные меры в сфере промышленного производства, направленные на улучшение экологии, затрагивают интересы индивидов и групп располагающих огромными финансовыми и иными ресурсами, становится понятно, что попытки реализовать концепцию коммунитаризма на практике могут порождать социальную напряженность и даже приводить к открытым конфликтам.
Выход из обозначенного тупика предложил известный социолог и философ Ф.Фукуяма. Не критикуя открыто сложившиеся в рамках кросс-культурных исследований представления, он тем не менее доказал их фактическую несостоятельность, отчетливо продемонстрировав в своих работах, что западные и восточные общества крайне неоднородны с точки зрения соотношения «коллективизм» — «индивидуализм». Так например, «с точки зрения навыка в создании добровольных объединений Соединенные Штаты обнаруживают явное родство с Японией и Германией. Эти три государства в данном аспекте гораздо ближе друг к другу, чем, с одной стороны, к китайским обществам Гонконга и Тайваня, а с другой — к Италии и Франции». Более того, по мнению Ф. Фукуямы, «хотя американцы и считают себя “закоренелыми” индивидуалистами, США, подобно Японии и Германии, всегда были обществом с высоким уровнем доверия, обществом, коллективистски ориентированным»2.
На основании своих исследований Ф. Фукуяма вместо традиционной оппозиции «коллективизм» — «индивидуализм», ввел интегративное понятие социальный капитал, основанный на доверии: «Доверие — это возникающее у членов сообщества ожидание того, что другие его члены будут вести себя более или менее предсказуемо, честно и с вниманием к нуждам окружающих, в согласии с некоторыми общими нормами. ... Социальный капитал — это определенный потенциал общества или его части, возникающий как результат наличия доверия между его членами. Он может быть воплощен и в мельчайшем базовом социальном коллективе — семье, и во всех коллективах, существующих в промежутке между ними. Социальный капитал отличается от других форм человеческого капитала тем, что обычно он создается и передается посредством культурных механизмов таких, как религия, традиция, обычай. ... Не принижая роли договора и эгоистического интереса как основ ассоциации, надо сказать, что наиболее действенные организации имеют под собой другую основу: коллектив, объединенный общими этическими ценностями. Членам таких коллективов не требуется подробная контрактно-правовая регламентация их отношений, потому что существующий между ними моральный консенсус является базисом их взаимного доверия»1.
Заметим, что хотя, с точки зрения Ф. Фукуямы, уровень социального капитала и определяется культурными особенностями того или иного общества (но отнюдь не в рамках стереотипа «восток» — «запад»), на локальном уровне в рамках той или иной конкретной группы, сложившейся в обществе с выраженным дефицитом социального капитала, вполне возможно формирование коллектива, основанного на доверии.
Надо сказать, что с практической точки зрения понятие «социальный капитал» представляется весьма удобным, поскольку в рамках отечественной психологии позволяет отсечь устойчивые негативные стереотипы, связанные с понятием «коллективизм», сохраняя реальную содержательную сущность последнего, поскольку достаточно очевидно, что трактовка социального капитала, основанного на доверии в трудах Ф. Фукуямы во многом пересекается (хотя и не идентична) с определением коллективизма, приведенным в начале данной статьи.
В любом случае практический социальный психолог, каким бы понятийным аппаратом он не пользовался, должен отчетливо осознавать, что подлинный коллективизм не имеет ничего общего с обезличиванием и деперсонализацией индивида, равно как и с изоляционистскими установками, связанными с функционированием изолированных закрытых сообществ корпоративного типа.
Для практического социального психолога такой показатель, как проявляющийся коллективизм большинства, свойственный взаимоотношениям в группе или организации, может служить критерием «окончательного вывода» о том, что сообщество, с которым он работает, однозначно является группой высокого уровня социально-психологического развития.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
167.90 кб

«Индивидуализм коллективизм» в ценностных ориентациях студенческой молодежи

Жарова Е. Н.
Читать PDF
389.01 кб

Социокультурные синдромы коллективизм / индивидуализм как контекст совладания со стрессом у россиян

Крюкова Татьяна Леонидовна
В статье приводятся данные теоретико-эмпирического исследования социокультурного контекста совладающего поведения, выраженного культурными синдромами коллективизма и индивидуализма.
Читать PDF
245.96 кб

КОНКУРЕНТНОСТЬ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КОЛЛЕКТИВИЗМ

Евенко Сергей Леонидович
В статье решается исследовательская задача возможности соединения базового экономического фактора «конкурентность условий профессиональной деятельности» и социально-психологической парадигмы коллективизма.
Читать PDF
229.37 кб

СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛИЗМ И ТЕЛЕСНЫЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ: ПРАКТИКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Оводова С.Н.
В статье рассматривается, как трансформировались телесные повседневные практики в период становления советского социалистического общества.
Читать PDF
279.40 кб

Антиномия «коллективизм - индивидуализм» в российской образовательной традиции

Чеботарев Ю. А.
Читать PDF
209.10 кб

Коллективизм и индивидуализм в системе ценностей студентов и курсантов

Ливач Елена Антоновна
Статья посвящена анализу ценностей учащихся гражданских и военных вузов Санкт-Петербурга сквозь призму параметра.индивидуализм/коллективизм. теории Г.Хофстеде.
Читать PDF
70.11 кб

Индивидуализм, коллективизм и социальное государство в современной России

Кибардина Людмила Николаевна
В статье проводится анализ концепций индивидуализма и коллективизма как типов социальной ментальности, определяющих идеологические тенденции модернизирующегося российского общества, их пересечение и взаимосвязь в социальных отноше
Читать PDF
181.89 кб

Индивидуализм и коллективизм в системе ценностей организационной культуры современной России

Гулянская Елена Андреевна
В статье рассмотрены особенности проявления ценностей индивидуализма и коллективизма в организационной культуре российских предприятий.
Читать PDF
1.46 мб

Новый коллективизм в социальном позиционировании россиян

Грищенко Михаил Александрович
В представленной статье анализируется феномен нового коллективизма, который проявляется в социальном позиционировании россиян как запрос на совместные практики, ориентированные на самореализацию и социальную полезность.
Читать PDF
354.21 кб

О подлинной природе человека (индивидуализм или коллективизм?)

Зеленцова Марина Григорьевна, Павлова Екатерина Сергеевна
В статье доказывается, что коллективистская идеология, как наиболее гуманная, соответствует современной исторической необходимости перехода человечества от эпохи господства частной собственности к общественной, конкретно от капита
Читать PDF
303.88 кб

Социально-философский анализ понятия «Коллективизм» и его связь с «Русской идеей»

Пискорская С. Ю.
Статья затрагивает вопросы, связанные с употреблением понятий коллективизма, соборности и так называемой «русской идеи». В работе показана их взаимосвязь, а также возможность их вывода в теоретико-методологическую область.
Читать PDF
369.29 кб

Понятия «Коллективизм» и «Соборность», их интерпретации и соотношение

Подвойская Ия Вадимовна
В статье рассматривается проблема интерпретации понятий «коллективизм» и «соборность» с различных мировоззренческих позиций.
Читать PDF
1.58 мб

Коллективизм и индивидуализм в современной России

Телегин Артур Михайлович
В статье анализируется принцип коллективизма, являющийся характерной чертой русского архетипа, и индивидуализм как разновидность социальной ментальности.
Читать PDF
698.62 кб

Альтернативный коллективизм: глубинные характеристики традиционного китайского общества

Сухомлинова Виктория Владимировна
В статье ставится задача показать, как формировалась социальная структура в традиционном китайском обществе и как данный процесс повлиял на становление таких свойств мышления китайцев, как склонность выстраивать иерархию, ситуатив
Читать PDF
124.72 кб

Поздравляю коллектив редакции с 20-летним юбилеем журнала!

Чуляева О. Б.

Похожие термины:

  • Индивидуализм—коллективизм

    показатель, по которому разнятся культуры: степень, в которой культура пробуждает, питает и удовлетворяет потребности, устремления, желания и ценности автономного и уникального «Я» в большей мере
  • КОЛЛЕКТИВ: ЕДИНСТВО ПРЕДМЕТНО-ЦЕННОСТНОЕ

    характеристика совокупности ценностных ориентаций членов коллектива, принимащих цель совместной деятельности, близкую их ценностным ориентациям, установкам, и проявляющих на этой основе единс
  • КОЛЛЕКТИВ НАУЧНЫЙ: ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ

    исследовательская программа научного коллектива} основание и способ организации индивидуальной и коллективной научной деятельности, одно из ключевых понятий психологии социальной коллектива н
  • КОЛЛЕКТИВ

    лат. collectivus – собирательный) – совокупность людей, объединенных общей работой, общими интересами и убеждениями, групповым сознанием.
  • Коллектив научный

    группа людей, сплоченных исследовательской программой, реализация которой обеспечивается сложной функционально-ролевой структурой. В ней выделяются следующие роли: 1) научно-когнитивные ("генера
  • КОЛЛЕКТИВНАЯ ВИНА

    См. групповое суперэго.
  • КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

    См. групповое сознание.
  • КОЛЛЕКТИВ ДЕТСКИЙ

    объединение детей, сплоченных совместной полезной деятельностью ( напр., общественной работой, трудом, учением, спортом, туризмом и т. п.). Основные признаки, присущие любому коллективу – единство,
  • ПЕРВИЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

    понятие и термин, введенные А. С. Макаренко и лежащие в основе его учения о К.: «Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловог
  • УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    группа учеников, объединенная общей социально- значимой целью, деятельностью, имеющая общие выборные органы.
  • Программно-ролевая концепция научного коллектива

    теория коллективной научной деятельности, рассматриваемой в трех взаимосвязанных аспектах: предметно-логическом, научно-социальном и личностно-психологическом (М.Г. Ярошевский). Единицей анализ
  • СТРАТОМЕТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КОЛЛЕКТИВА

    концепция, разработанная А. В. Петровским. Согласно С. к. к. структура межличностных отношений в коллективе имеет три слоя: первый — межличностные отношения непосредственной зависимости; второй —
  • СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА

    совокупность направлений, способов и приемов педагогического воздействия и влияния, рассчитанная на представителей определенной этнической общности. Главным элементом этой деятельности являет
  • психика коллектива

    система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, к этим явлениям обычно относят а/ коллективные ценности, взгляды, интересы, убеждения; б/ коллективное
  • ТЕСТ САМОАТТЕСТАЦИИ КОЛЛЕКТИВА

    тест социально-психологической самоаттестации группы как коллектива, тест СПСК) - тест, предназначенный для оценки уровня социально-психологического развития группы малой как коллектива. Предст
  • сплоченность коллектива

    степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и других компонентах его психики, а также в единстве практическо
  • КОЛЛЕКТИВА КОНЦЕПЦИЯ ПАРАМЕТРОМЕТРИЧЕСКАЯ

    социально-психологическая концепция коллектива, разработанная Л.И. Уманским и его сотрудниками. В соответствии с К.к.п. группа, как коллектив, в своем развитии проходит через четыре стадии: диффузн
  • МЕТОД УКРЕПЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА

    (основной) — формирование у всех членов коллектива общей цели их активной деятельности. М. у. к. опирается на закон самоукрепления коллектива.
  • МИНИМУМ КОЛЛЕКТИВА

    (лат. minimum — наименьшее) — этап развития группы, на котором она уже складывается как коллективу определяется целью, вынесенной за рамки группы и подчиненной целям общества.
  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА

    отражение в коллективном мнении общественного мнения той большой группы, в которую входит данный коллектив.