ЭГОИЗМ

Найдено 21 определение
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЭГОИЗМ
склонность действовать преимущественно в собственных интересах.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Эгоизм
Себялюбие, предпочтение личных интересов интересам других людей и общества. Преувеличенное мнение о своих личных качествах.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Эгоизм
отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересами других людей.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Эгоизм
поведение, мотивированные исключительно (или в преобладающей степени) личными, корыстными интересами. Например, обращать на себя внимание окружающих людей в силу нарциссизма.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЭГОИЗМ
(лат. ego — я) ^свойство личности, проявляющееся в предпочтении своих интересов, действий и деятельности интересам общественным и интересам других людей. Основывается на мотивах себялюбия и своекорыстия.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Эгоизм
Egoism). Мотивация (вероятно, лежащая в основе всякого поведения) к тому, чтобы улучшить свое собственное благополучие. Противоположна альтруизму, который ставит своей целью увеличение благополучия других.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Эгоизм
Egoismusg - я (местоим.), греч. - себялюбие; стремление свои личные интересы, желания, потребности, собственные удовольствия, приятные ощущения и т. п. ставить выше чего бы то ни было. При некоторых душевных заболеваниях э. может быть выражен в значительной степени (сенильная деменция, эпилепсия).

Источник: Терминологический словарь психиатра.-Москва. Медицина. 1965

ЭГОИЗМ
В самых простых понятиях, личный интерес. Следовательно: 1. Обозначение точки зрения, согласно которой такой личный интерес является основой всего поведения (ср. с альтруизмом). 2. Тенденция вести себя только (или в значительной степени) в соответствии с личными интересами. Ср. с эготизмом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ЭГОИЗМ
1. Крайне выраженное себялюбие человека, сопровождаемое нелюбовью к другим людям. 2. Явное предпочтение собственных интересов интересах других людей. 3. Открытое стремление человека к удовлетворению только собственных потребностей и интересов при игнорировании интересов и потребно стей других людей. См. самоубийство эгоистическое, эгоизм Эго, эгоистический, эгоистичность.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Эгоизм
(Egoismus) (от лат. ego). Букв. себялюбие. Психическое состояние, при котором переживания и действия индивида определяются исключительно стремлением к получению личных выгод при избежании личного вреда. Наблюдается как у психически здоровых, так и у больных психопатией, атеросклерозом мозга, старческой деменцией, эпилепсией, шизофренией, гневной манией и другими психическими заболеваниями.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ЭГОИЗМ
Особенность личности или психическое состояние, при которых на первом плане находятся собственные интересы, стремление к приобретению личных преимуществ и избежанию неудобств, лишений, забота о себе. Наблюдается как у психически здоровых при наличии соответствующих черт характера, так и при психопатиях и некоторых психических заболеваниях (начальные стадии психических расстройств позднего возраста, шизофрения и др.).

Источник: Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. 1995

Эгоизм
от лат. эго «я») – себялюбие, забота индивида только о своей пользе, с игнорированием интересов других людей. Может сочетаться с гордостью, самовлюбленностью, обязательно сочетается с пренебрежением к другим людям, к их интересам, с безжалостностью. Типичная реакция на эгоизм – раздражение, разочарование, презрение, недоброжелательство, снисходительность.
Счастье… чрезвычайно трудно сосредоточить в одном себе, несмотря на все расположение наше к эгоизму (А. Дружинин, Полинька Сакс).
Ср.
Птица счастья
Завтрашнего дня!..
Выбери меня! Выбери меня!
(Песня)
Ср. себялюбие, нарциссизм.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ЭГОИЗМ
черта личности, проявляющаяся в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. В противоположность альтруисту эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Биологическая предпосылка Э. – своеобразное защитное проявление инстинкта самосохранения. Э. может быть усилен неправильным воспитанием, ориентацией человека на удовлетворение собственных потребностей и добывание благ жизни. Человек, отличающийся Э., с трудом адаптируется в коллективе, ищет выгоды для себя в общении и взаимодействии. Преодоление Э. связано с развитием самосознания, объективности самооценки, с наполнением личности общечеловеческими ценностями, с сопереживанием к другим людям в случае их неудач в работе, личной жизни.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Эгоизм
(от лат. Ego — «Я») — отношение к другому человеку (людям, обществу), характеризующееся стремлением удовлетворить собственные интересы, думать только о своей выгоде, игнорирование интересов окружающих. Его может проявлять как отдельный человек, так и группа.
Согласно Э. Фромму, Э. — это жадность, ненасытность, не дающая возможности пережить удовлетворение. Эгоист всегда беспокоен, его гонит страх что-то не получить, упустить, чего-то лишиться; он переполнен завистью к каждому, кому досталось больше. Эгоисту трудно полюбить не только другого человека, но даже и себя, поскольку он должен доказывать себе, что не хуже остальных. Эгоистичность — черта характера, в значительной степени формируемая родительским воспитанием (см. Стиль родительского воспитания).
Литература
Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1995.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЭГОИЗМ
индивидуально-цченностиая диспозиция индивида, кот. модальноизируется превалированием в его экзистенциально-онтологической деятельности прагматично-своекорыстных интересов, потребностей, целей, кот. дисконгруэнтны-дисгармоничны интересам-целям социума или же других людей; Э. можно и рассматривать как форму-матрицу присущую субъекту относительно другого субъекта в корреляции с эгоистическими действиями субъекта, спроецированными на реализацию-достижение личностно-своекорыстных целей, за счет, часто, другого индивида; противоположное понятие Э. — альтруизм; можно отметить-дефиницировать, что в совр. эпоху наблюдается резкий подъем эгоистическо-индивидуальных тенденций у субъектов всех стран Запада, США и СНГ, потому что, индивидам на данном прогрессивно-эволюционном этапе цивилизации свойственна эксплуатация субъекта субъектом, факторы конкуренции и, порой беспринципной, в разных научно-производственных, научно-технических сферах, в континууме-сфере искусства, культуры; эгоцентризм (Э.) — это одна из крайний форм эгоизма, когда, к примеру, субъект совершенно не считаясь с диспозициями-установками-интересами-принципами других индивидов, открыто или же эзотерично-латентно, пытается использовать других субъектов в своих рационально-утилитарных целях.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ЭГОИЗМ
от лат. egо – я) – ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам др. людей и социальных групп. Развитие Э. и превращение его в доминирующую направленность личности объясняется серьезными дефектами воспитания. В обыденном значении Э. выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы Э. и альтруизма отражает изначальное неправомерное противопоставление Я и Они, как якобы единственно возможное. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему, и другим, поскольку это полезно для общности, которой он принадлежит. Т. о., если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности, то альтернатива «или Э., или альтруизм» оказывается ложной. Подлинную альтернативу Э. и альтруизму составляет идентификация коллективистская. Э. является частым источником конфликтов, поскольку эгоистический человек регулярно наносит ущерб др. людям, не замечая этого или не обращая на это внимания. Предупреждение формирования эгоистических черт характера выступает важным условием профилактики конфликтов.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

ЭГОИЗМ
ЭГАІЗМ / EGOISM (от лат. ego– я)– черта личности, проявляющаяся в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. Преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета, какие последствия это будет иметь для других людей. Э. правомерно рассматривается как универсальное явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. В противоположность альтруисту эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других. Он не в состоянии замечать, что окружающие страдают от его поведения. На мир эгоист смотрит как потребитель, и всех оценивает с точки зрения полезности только самому себе. Э. обладает «защитными» и «мотивационными» свойствами, не только побуждая человека к деятельности, но и повышая его способность противостоять стрессам и давлению окружающей среды в процессе достижения цели. Люди могут научиться делать выбор в пользу его более «высоких», качественно иных форм, связанных с индивидуальной самореализацией, самовыражением и саморазвитием. Субъект, реализуя свой уникальный потенциал, осуществляет личностную уникальность. Для диагностики Э. как личностной черты применяют шкалу диспозиционного эгоизма, разработанную К. А Муздыбаевым, и методику социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (шкала альтруизма-эгоизма), разработанную О. Ф. Потемкиной. С. М. Ширко

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ЭГОИЗМ
ориентация ценностная субъекта, характерная преобладанием в жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно интересов других людей и групп социальных. Проявлениям эгоизма присуще отношение к другому человеку как объекту и средству достижения своекорыстных целей. Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности объясняются серьезными дефектами воспитания. Если тактика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм ребенка, то у него может сформироваться стойкая ориентация ценностная, при коей учитываются лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр. В зрелом возрасте подобная концентрация на собственном я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или к группе социальной может привести к отчуждению - переживанию одиночества во враждебном мире. Во многих психологических и этико-психологических концепциях, принятых на Западе, эгоизм необоснованно рассматривается как врожденное свойство человека, благодаря коему обеспечивается защита его жизнедеятельности. В обыденном словоупотреблении эгоизм выступает как противоположность альтруизму. Разведение на противоположные полюсы эгоизма и альтруизма отражает изначальное противопоставление Я и Они. Исторически прогрессивная тенденция связана со снятием антагонизма Я и Они объединяющим началом Мы: то, что делается человеком для других, в равной мере полезно и ему и другим, поскольку это полезно для общества, коему он принадлежит. Итак, если иметь в виду социально-психологические закономерности поведения личности в коллективе, то альтернатива эгоизм-альтруизм оказывается мнимой. Подлинная альтернатива - противопоставление и эгоизму, и альтруизму такого поведения, когда субъект действенно относится к другим, как к самому себе, и к себе, как ко всем другим в коллективе (-> идентификация коллективная).

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Эгоизм
эгоистическая направленность личности, подобно эгоцентрической центрации на собственной персоне и занимаемой позиции, проявляется в выдвижении на первый план своих интересов и целей взаимодействия в ущерб интересам партнера. Корыстные устремления эгоистичного партнера могут выражаться в стремлении не только достичь материальных целей, но и получить дополнительную психол. выгоду от принижения партнера для того, чтобы лучше выглядеть на его фоне. Э. не является нейтрально индифферентным личностным свойством; он наступателен и агрессивен, изобретателен и мстителен. Конкретное исследование проявлений Э., своекорыстия в поведении людей в совр. России осуществил К. Муздыбаев: была поставлена задача выявить социальные группы, более предрасположенные к эгоистическому поведению, их профессиональный и социальный статус, возрастные и гендерные различия, личностную обусловленность. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что эгоисты не способны к конструктивному взаимодействию и обладают рядом личностных свойств, превращающих личные контакты с ними в деструктивное О., чреватое осложнениями, унижением, незаслуженными огорчениями и страданиями для партнеров. Эгоисты склонны пренебрегать долгом, нормами морали и закона, пренебрежительно относятся к людям. Для них приемлемы агрессивные формы поведения (драка, месть, полит. убийство), сексуальная неразборчивость, нечестность. Они приписывают ближайшему окружению злобу, завистливость, эгоизм, мстительность, цинизм, продажность. Они мстительны, высокомерны и в то же время являются оптимистами и верят в справедливый мир. Из позитивных свойств приписывают др. людям относительно нейтральные качества, такие как чувство юмора, оптимизм. В трудных ситуациях используют малопродуктивные тактики совладания с трудностями жизни (мечты, фантазии, бесконечные обсуждения). Тем не менее они часто преуспевают и ощущают себя счастливыми. Самую высокую степень Э., по исследованию К. Муздыбаева, проявляют служащие, занятые в частном секторе экономики, и студенты. По данным В. Н. Куницыной (2008), эгоистам свойственно ханжеское отношение к нравственным проблемам, отсутствие благожелательности и милосердия, у них нет внутр. гармонии, но присущи неосознаваемые внутр. конфликты; при этом они высоко ценят успех и не видят смысла помогать людям - полезность людям как принцип повседневной жизни и О. с людьми ими отвергается. Лит.: Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб., 2001; Муздыбаев К. Эгоизм личности // Психол. журн. 2000. № 2. В. Н. Куницына

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

ЭГОИЗМ
проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся сосредоточением внимания на своих желаниях, влечениях, своем собственном мире в целом.
   Представление об эгоизме содержалось в первом фундаментальном труде З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900). В нем он не только обратил внимание на эгоистические сновидения, в которых фигурирует собственное Я сновидца, но и подчеркнул то обстоятельство, что маленькие дети чрезвычайно эгоистичны. «Ребенок абсолютно эгоистичен, он интенсивно испытывает свои потребности и неудержимо стремится к их удовлетворению – особенно же против своих соперников, других детей и главным образом против своих братьев и сестер». Одновременно З. Фрейд высказал мысль, в соответствии с которой есть основания надеяться, что еще в период детства «в маленьком эгоисте проснутся альтруистические наклонности и мораль», хотя моральное чувство пробуждается не одновременно по всей линии и продолжительность аморального детского периода у отдельных индивидуумов различна.
   В работе «О нарциссизме» (1914) основатель психоанализа затронул вопрос о соотношении чувства неудовольствия, эгоизма, любви и невротического заболевания. Определение данного соотношения предполагало выявление психологической необходимости переступить границы нарциссизма и сосредоточить либидо на внешних объектах любви. И хотя в самой работе не было проведено четкого различия между нарциссизмом и эгоизмом, тем не менее в ней была высказана мысль, что «сильный эгоизм защищает от болезни, но, в конце концов, необходимо начать любить для того, чтобы не заболеть, и остается только заболеть, когда вследствие несостоятельности своей лишаешься возможности любить».
 В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд попытался ответить на вопрос, чем отличаются понятия нарциссизм и эгоизм. Он считал, что нарциссизм является либидозным дополнением эгоизма. Говоря об эгоизме, обычно имеют в виду пользу для индивида, в то время как говоря о нарциссизме, принимают во внимание и его либидозное удовлетворение. По мнению основателя психоанализа, можно быть абсолютно эгоистичным и тем не менее иметь сильные сексуальные привязанности к объектам. Такая привязанность объясняется тем, что сексуальное удовлетворение от объекта относится к потребностям. «Эгоизм будет следить тогда за тем, чтобы стремление к объекту не причинило вреда Я». Но можно быть эгоистичным и при этом очень нарциссичным, то есть иметь незначительную потребность в объекте. Тем не менее во всех этих отношениях «эгоизм является само собой разумеющимся, постоянным, нарциссизм же – меняющимся элементом».
   Противоположность эгоизма – альтруизм, который не совпадает с сексуальной привязанностью к объектам и отличается от нее отсутствием стремлений к сексуальному удовлетворению. Однако при сильной влюбленности альтруизм может совпадать с сексуальной привязанностью к объектам, что чаще всего имеет место при сексуальной переоценке его. Если к этому добавляется альтруистическое перенесение от эгоизма на сексуальный объект, то, как полагал З. Фрейд, сексуальный объект становится могущественным и как бы поглощает Я.
   Проблема эгоизма, себялюбия и любви человека к другим людям нашла отражение в исследованиях Э. Фромма (1900–1980). В статье «Эгоизм и себялюбие» (1939) и в книге «Человек для себя» (1947) он подметил расхождение между тем, что современная культура пронизана запретом на себялюбие и в то же время учение, согласно которому быть себялюбивым грешно, противоречит практическому положению дел в западном обществе, где себялюбие – мощный и оправданный стимул человека. Подобное расхождение покоится на взглядах мыслителей, усматривающих в любви к другим альтернативу любви к себе. При этом одни мыслители (Кальвин, Лютер) воспринимали любовь к себе в качестве греха, в то время как другие (Ницше, Штирнер) объявляли эгоизм, себялюбие и любовь к себе добродетелью. Немецкий философ Кант провел различие между эгоизмом себялюбия (благоговение к самому себе) и эгоизмом самодовольства (удовлетворенность самим собой). И тем не менее для многих мыслителей прошлого проблема отношения между любовью к себе и любовью к другим оставалась неразрешимой антиномией.
   Э. Фромм исходил из того, что метание между двумя догмами (эгоизм как грех, зло и как добродетель, добро) вредит процессу интеграции личности и является одним из источников душевного разлада современного человека. По его мнению, любовь к себе и любовь к другим людям не исключают друг друга. «Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей собственной целостности и уникальности, любовь к себе и понимание своего Я неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека». Но как объяснить себялюбие, которое исключает искренний интерес к другим людям? Ответ на этот вопрос несложен, если иметь в виду, что одно дело себялюбие, а другое – любовь к себе.
   По убеждению Э. Фромма, «себялюбие и любовь к себе не только не тождественны, но и прямо противоположны». Себялюбивый человек не способен любить ни других, ни самого себя. Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить. Несостоятельность современной культуры кроется не в принципе индивидуализма и излишнем эгоизме человека, а в искажении смысла личного интереса. Она заключается не в том, что люди слишком сосредоточены на своем личном интересе, а в том, что они недостаточно сосредоточены на интересах своего реального Я. Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счете оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Эгоизм
от лат. ego — я] — преимущественно ценностная ориентация личности на удовлетворение своих индивидуальных интересов и потребностей без учета того, какие последствия это будет иметь для других людей. В качестве ярко выраженной личностной направленности эгоизм начинает формироваться на достаточно ранних этапах восхождения индивида к личностной зрелости, прежде всего, как следствие реализации неверных воспитательных моделей. При этом и планомерно осуществляемый диктат, и гиперопека и попустительский стиль взаимодействия взрослых с ребенком и подростком, по сути дела, в равной степени закладывают фундамент личностного эгоцентризма, деформации шкалы ценностей развивающейся личности, когда она видит и оценивает мир лишь через призму своих желаний и индивидуалистических, порой откровенно меркантильных интересов, а окружающих людей либо рассматривает в качестве пассивных объектов своего воздействия, либо представляет в качестве удобного средства для достижения своих целей. Личностный эгоизм, как правило, связан с неадекватно завышенными самооценкой и уровнем притязаний, с отказом принимать на себя ответственность за неудачи и с приписыванием себе незаслуженных успехов, с преимущественно внешним локусом контроля, нередко с авторитарностью и стремлением к доминированию и т. д. И в специальной литературе, и в повседневной жизни понятие «эгоизм» нередко употребляется как антоним понятия «альтруизм». Но в данном случае, как и при попытке противопоставить в содержательном плане конформизм и нонконформизм, заявляемая альтернатива оказывается ложной. Так, если в качестве реального психологического противовеса конформизму и нонконформизму выступает личностное самоопределение в группе, действительным психологическим противовесом и эгоизму, и альтруизму оказывается коллективистская идентификация. Именно и только последняя личностная позиция строится не на представлениях индивида о своей отчужденности от социума, не на противопоставлении «они» и «я» (в случае эгоцентризма — «главное, чтобы было хорошо мне, а что с другими — мне неважно», в случае альтруизма — «главное, чтобы было хорошо другому, а то, что мне от этого будет хуже — это неважно»), а на видении общности интересов, целей, желаний и т. д., которые испытывают и «они», и «я», а тем самым «мы».
Поскольку как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической науке проблема альтернативы связки «альтруизм-эгоизм» и коллективистской идентификации личности остается слабо разработанной в теоретическом плане, вполне закономерным выглядит практически полное отсутствие эмпирических исследований по данной проблематике. Причем, если альтруизм, несколько расширительно, на наш взгляд, определяемый как «...действия, связанные с добровольным оказанием помощи человеку в отсутствие ожиданий, что они повлекут за собой какие-либо вознаграждения, за исключением разве что ощущения совершения доброго дела»1, достаточно давно является объектом многочисленных, в том числе и экспериментальных, исследований в зарубежной социальной психологии, то эгоизм, как правило, рассматривается чаще всего в основном с философских и этических позиций. При этом, нередко рассуждения тех или иных авторов на данную тему носят откровенно морализаторский и, более того, ханжеский характер. К сожалению, в последние годы эта тенденция приобрела наиболее устойчивый характер именно в отечественной психологии и смежных с ней дисциплинах в связи с появлением таких специфических, но при этом претендующих на универсальность, течений, как «духовно-ориентированная психология», «православная психология» и т. п.
Наибольший объем релевантных эмпирических данных по проблеме центрации личности на собственных интересах накоплен в рамках психоаналитического подхода. Хотя традиционно изучаемый в психоанализе нарциссизм и эгоизм не являются идентичными понятиями, в своих феноменологических проявлениях они, безусловно близки. Так, в одной из первых психоаналитических работ, целиком посвященных проблеме нарциссизма «Комплекс Бога», ее автор Э. Джонс «...описал тип человека, характеризующийся эксгибиционизмом, отчужденностью, эмоциональной недоступностью, фантазиями о всемогуществе, переоценкой своих творческих способностей и тенденцией осуждать других». ... Он описывал этих людей как личностей, находящихся в континууме душевного здоровья — от психотика до нормального, отмечая, что «когда такой человек становится душевно больным, он ясно и открыто демонстрирует бред, что действительно является Богом». В этой связи, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в отличие от антисоциальных личностей, проблемы которых очевидны и достаются обществу дорогой ценой и поэтому вдохновляют на научные исследования психопатий, нарциссические индивидуумы совершенно различны, часто неуловимы в своей патологии и наносят не столь явный вред обществу. Преуспевающие нарциссические личности (в плане денег, социально, политически, в военном отношении и т. д.) могут вызывать восхищение и желание соперничать с ними. Внутренняя цена нарциссического голода редко доступна восприятию наблюдателя, и вред, наносимый другим при преследовании нарциссически структурированных проектов, может рационализироваться и объясняться как естественный и неизбежный продукт конкуренции: Лес рубят — щепки летят...»2.
Если же все-таки попытаться отделить собственно эгоизм от нарциссизма, то, прежде всего следует отметить тотальную зависимость нарциссической личности от мнения окружающих. Несмотря на то, что собственные интересы для таких индивидов безусловно стоят на первом месте, в то время как интересы окружающих игнорируются, они предельно озабочены тем, как они при этом выглядят. Социальное окружение в данной схеме служит своего рода «зеркалом», в котором нарциссическая личность постоянно ищет подтверждение собственной исключительности и грандиозности. Это обусловлено, как правило, неблагополучным разрешением второго базисного кризиса психосоциального развития и типичным отчуждением этой стадии — патологическим самоосознованием. Этот вывод Э. Эриксона получил подтверждение в современных исследованиях, проводившихся в рамках классической психоаналитической парадигмы. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «в клинической литературе постоянно подчеркиваются стыд и зависть в качестве главных эмоций, ассоциированных с нарциссической организацией личности. Субъективный опыт нарциссических людей пропитан чувством стыда и страхом почувствовать стыд. Первые аналитики недооценивали силу данной эмоциональной установки, часто неправильно истолковывая ее как вину и делая интерпретации, ориентированные на вину (эти интерпретации пациенты воспринимали как неэмпатические). Вина — это убежденность в том, что ты грешен или совершил злодеяние; она легко концептуализируется в понятиях внутреннего критикующего родителя или супер-Эго. Стыд — это чувство, что тебя видят плохим и неправым; наблюдатель в этом случае находится вне собственного “Я”. Вина создается чувством активной возможности совершения зла, тогда как стыд имеет дополнительное значение беспомощности, уродства и бессилия.
Уязвимость нарциссических личностей для зависти — родственное явление. Если я внутренне убежден, что обладаю некоторыми недостатками и моя неадекватность всегда может быть разоблачена, я начинаю завидовать тем, кто кажется довольным или обладает теми достоинствами, которые (как мне кажется) могли бы способствовать тому, чего я лишен. ... Если я ощущаю дефицит чего-либо и мне кажется, что у вас все это есть, я могу попытаться разрушить то, что вы имеете, выражая сожаление, презрение, или путем критики»1.
В отличие от нарциссизма, эгоизм сам по себе не предполагает подобной внутренней уязвимости и тотальной зависимости от внешнего субъекта. В этом смысле его правомерно рассматривать как гораздо более универсальное и, мало того, здоровое явление, являющееся производным от изначально присущего всем людям чувства самосохранения. Индивид с отчетливо выраженной эгоистической личностной направленностью (если он при этом не страдает нарциссизмом) зависит не от внешней а, напротив, от внутренней оценки, его интересует сравнение себя не с социальным окружением, а определенными внутренними представлениями об успешности, должном поведении и т. п., присущими идеальному «Я».
Именно по этой причине, если вернуться к рассмотрению связки «альтруизм-эгоизм» как единого биполярного континуума, при всей внешней схожести проявлений эгоизма и нарциссизма, нарциссические личности оказываются как правило, неспособны к помощи другим, если подобные действия связаны с реальными серьезными усилиями и риском, а также не сулят публичного признания. В то же время, как показывает ряд исследований, эгоистические мотивы нередко лежат в основе типично альтруистических поступков. Примером подобного рода может служить исследование проведенное группой американских социальных психологов в 80-е гг. прошлого века. Они «...провели обстоятельные интервью с 32 добровольцами, ранее проявившими активность в предотвращении опасных криминальных эпизодов, таких как ограбления банка, вооруженные нападения и уличные грабежи. Реакции этих “добрых самаритян” сопоставлялись с реакциями сходной по полу, возрасту, образованию и этническому происхождению группы лиц, также бывших свидетелями аналогичных эпизодов, но не предпринявших попыток вмешаться». Наиболее важным в контексте рассматриваемой проблематики результатом опроса оказалось то, что «... по сравнению с людьми, не пытавшимися вмешаться, «добрые самаритяне» чаще отмечали свою физическую силу, агрессивность и принципиальность. Они также превосходили их в боевых навыках или умениях оказывать первичную медицинскую помощь. В своем решении прийти на помощь жертве они руководствовались не столько гуманистическими соображениями,сколько представлениями о собственной способности и ответственности, основанных на их опыте и физической силе»1.
Еще более наглядные результаты были получены в ходе предпринятого М. Шнайдером и А. Омто исследования мотивов участия в добровольческой деятельности, связанной с оказанием помощи больным СПИДом. При этом исследователи пытались установить причины, по которым одни добровольцы занимаются такой альтруистической деятельностью в течение длительного времени, а другие достаточно быстро покидают движение. Оказалось, что одним из наиболее значимых факторов такого рода являются «первоначальные причины, побудившие людей включиться в добровольческую деятельность...». При этом «большинство индивидов, которые называли в качестве причин улучшение самооценки и самосовершенствование, продолжали ею заниматься и по прошествии одного года. Исследователи полагают, что эти несколько «эгоистические» желания — лучше относиться к себе и узнать больше о СПИДе — по-видимому, больше помогают сохранять приверженность добровольческой деятельности на протяжении времени». В целом, как считают Ш. Тейлор и его коллеги, «эти и другие исследования говорят о сложном характере причин добровольческой деятельности, которые нередко сочетают в себе как подлинный альтруизм, так и преследование личных интересов. Желание оказать помощь людям и выражение приверженности своим внутренним ценностям служат важными причинами участия человека в добровольческой деятельности. Однако она также содержит в себе благоприятную возможность приобрести новые умения, познакомиться с новыми людьми и улучшить представление о себе самом»2.
Из сказанного ясно, что биполярный континуум «альтруизм — эгоизм» требует дальнейшего серьезного изучения в логике диалектического подхода к данному явлению. При этом совершенно недопустимыми являются попытки подмены такого рода исследований умозрительными оценочными интерпретациями достаточно сложной социально-психологической реальности, в основе которых, как правило, лежат религиозные догматы в предельно упрощенной волюнтаристской трактовке, обусловленной очередным идеологическим заказом.
Практический социальный психолог в качестве одной из своих собственно профессиональных задач должен видеть, с одной стороны, разрушение тех социально-психологических условий, которые способствуют формированию как эгоизма, так и альтруизма (особенно в форме болезненно-экзальтированного самопожертвования), а с другой — создание и развитие такой формы взаимодействия, которая бы обязательным условием успешности подразумевала подлинное сотрудничество, в процессе реализации которого складывается такая личностно-ценностная ориентация, как коллективисткая идентификация.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
415.48 кб

Специфика социально-психологической адаптации от выраженности установки на альтруизм/эгоизм

Гайворонская Александра Александровна
Рассматривается результативная сторона социально-психологической адаптации студентов в зависимости от степени выраженности установки на альтруизм/эгоизм.
Читать PDF
144.04 кб

Эгоизм личности и его влияние на возраст вступления в брак и удовлетворенность браком

Бондарева Олеся Вячеславовна
Pассматривается проблема эгоизма личности. Прослеживается взаимосвязь эгоизма с возрастом вступления в брак, а также взаимосвязь эгоистической направленности супругов с удовлетворенностью браком.
Читать PDF
472.30 кб

Эгоизм, Личностная Уникальность, нарциссизм: сходство и различия

Левит Леонид Зигфридович
Разработанная нами «Личностно ориентированная концепция счастья», описывающая взаимодействие систем «Эгоизм» и «Личностная Уникальность» в процессе самореализации индивида, потребовала провести сравнительный и дискриминативный ана
Читать PDF
423.90 кб

Эгоизм и альтруизм: «Антагонисты» или «Братья»?

Левит Леонид Зигфридович, Шевалдышева Елена Зигфридовна
Проводится теоретический анализ и практическое изучение соотношения понятий «эгоизм» и «альтруизм ». Демонстрируется недостаточность односторонних, морально окрашенных трактовок одного и другого термина.
Читать PDF
350.24 кб

ГАНТ Э., БЁРТОН ДЖ. ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Козлова Мария Андреевна
Читать PDF
129.13 кб

Путями Каина. «Священный национальный эгоизм»

Казем-Бек Александр
Читать PDF
353.22 кб

Ф. Штайнер. Альтруизм, эгоизм и индивидуализм в дюркгеймовской школе

Ушкова Е.Л.
Читать PDF
333.69 кб

Эмоциональное выгорание и эгоизм: особенности взаимодействия

Левит Леонид Зигфридович, Радчикова Наталья Павловна, Сапего Екатерина Ивановна
Проводится теоретический анализ и экспериментальное исследование по выяснению взаимосвязей между понятиями «эмоциональное выгорание» и «эгоизм».
Читать PDF
171.65 кб

Эгоизм: врожденное или приобретенное?

Ершова Р.В., Омельчанко Е.В.
В статье обсуждаются взгляды зарубежных и отечественных исследователей на природу эгоизма.
Читать PDF
207.33 кб

2015.01.012. ГАНТ Э., БЁРТОН ДЖ. ЭГОИЗМ, АЛЬТРУИЗМ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ[125]. GANTT E.E.,

М.А. Козлова I.136I.
Читать PDF
700.68 кб

Альтруизм и эгоизм с естественнонаучной точки зрения

Лаверычева И.Г.
Статья представляет собой обзор современной литературы в области философской антропологии, социобиологии и психогенетики, раскрывающей общий социально-биологический смысл альтруизма и эгоизма, биологическое происхождение этих свой
Читать PDF
227.45 кб

Эгоизм и альтруизм в проекции заботы

Болотникова Е.Н.
Читать PDF
294.33 кб

Проявление социальных установок: «Альтруизм-эгоизм», «Процесс-результат», «Свобода-власть», «Труд-де

Прыгин Геннадий Самуилович, Каюмов Айдар Талгатович
В статье рассматриваются аттитюды и социальные установки как регуляторы социального поведения личности. Анализируется структура и регуляторная функция социальной установки.
Читать PDF
0.00 байт

ЭГОИЗМ КАК ФАКТОР В ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ — РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВЗГЛЯ

Сергей Николаевич Семянников, Ирина Владимировна Макарова
Статья адресована широкому кругу специалистов, занимающихся воспитанием и социализацией подростков и студенческой молодежи. Целью исследования является анализ специфики отношения этой группы социума к эгоизму и его проявлениям.
Читать PDF
129.84 кб

Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях

Будовская Юлия Валерьевна
В данной статье выдвигается гипотеза, которая рассматривает практический эгоизм как основную движущую силу пользовательской активности в социальных сетях и социальных медиа.

Похожие термины:

  • Эгоизм альтруистический

    эгоизм + лат. alter – другой) – термин Г.Селье (1974), обозначает правило не причинять зла другим людям, чтобы не давать им повода враждебно относиться к себе и тем самым избегать ситуаций дисстресса.
  • Эгоизм детский

    |лат. ego — я] — проявление достаточно устойчивой эгоистической мотивации ребенка. Ребенок развивается как эгоист в тех случаях, когда взрослые либо преувеличивают значение его личности, либо внуш
  • ЭГО ЭГОИЗМ

    первичная роль Эго как фактора, выступающего посредником между Ид и Супер-Эго в решении вопросов, касающихся реагирования человека на происходящие вокруг него события и его психологической самоз
  • Сексуальный эгоизм

    Пренебрежение интересами партнера, стремление достичь лишь собственного полового удовлетворения. Бывает у мужчин с гипермаскулинным поведением.
  • ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭГОИЗМА

    Один из возможных исходов конфликта. На свет выносятся личные интересы участников группы, которые, возможно, держались в секрете.
  • ЭГОИЗМАЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ

    фр. altruisme - бескорыстная забота о благе других, от лат. alter - другой). Принцип, предложенный H. Selye [1974] в качестве меры предупреждения создания в межличностных отношениях стрессовых, особенно дистрессо