игнорирования) когда игнорирование касается наличия, значимости, изменения возможностей или личных способностей.
УРОВЕНЬ
УРОВЕНЬ (LEVEL)
УРОВЕНЬ
1. Положение или ранг на некотором континууме, например Уровень интеллекта. 2. Однородная концентрация вещества в теле, например уровень глюкозы. 3. Количество, измеряемое относительно определенной единицы измерения, например уровень децибелов. 4. Измерение эффективности выполнения, например уровень чтения, соответствующий шестому классу. Ср. с фазой и стадией.
УРОВЕНЬ
(level) – форма предъявления, или способ действия независимой переменной количественного типа. Привлечение большего количества У. в многоуровенвом эксперименте позволяет преодолеть неполному независимой переменной. Термин «У.» используется также применительно к разным способам действия побочных и дополнительных переменных. Определенный У. дополнительной переменной – необходимая составная часть экспериментальной гипотезы. В данном случае различия между У. являются, как правило, не количественными, а качественными (например, разные типы типы музыкальных пьес). Соответствие У. дополнительных переменных – главное условие достижения внешней валидности, а проведение экспериментов на разных У. этих переменных обеспечивает возможность широкого обобщения результатов. При контроле сопутствующего смешения в факторном эксперименте выделяют активный (т.е. У. действия) и пассивный У., (а также более и менее активные У.).
– альфа (α) –У. – вероятность появления случайного события (нарпимер, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют уровнем значимости статистического критерия, исползуемого для проверки экспериментальной гипотезы. Так, в гл. 6 приводятся примеры проверки гипотез с помощью т-критерия при А.-у., равных 0, 05 и 0,01. С уменьшением величины А.-у. повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными, т.е. понижается риск ошибочного отвержения нуль-гипотезы (ошибки 1 типа);
– бета (β)-У. – вероятность появления определенных значений зависимой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздействием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвергается. Величина, равную 1 – β, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь сежду альфа- и Б.-у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т.е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-гипотезы (ошибки 2 типа). Выбор величин альфа- и б.-у. должен быть адеватным общей задаче эксперимента.
– альфа (α) –У. – вероятность появления случайного события (нарпимер, определенного значения зависимой переменной), при которой нуль-гипотеза отвергается. А.-у. иногда называют уровнем значимости статистического критерия, исползуемого для проверки экспериментальной гипотезы. Так, в гл. 6 приводятся примеры проверки гипотез с помощью т-критерия при А.-у., равных 0, 05 и 0,01. С уменьшением величины А.-у. повышается строгость проверки исследуемого отношения между независимой и зависимой переменными, т.е. понижается риск ошибочного отвержения нуль-гипотезы (ошибки 1 типа);
– бета (β)-У. – вероятность появления определенных значений зависимой переменной, свидетельствующих о наличии ее связи с воздействием независимой переменной, при которой нуль-гипотеза не отвергается. Величина, равную 1 – β, называют мощностью используемого статистического критерия. При обработке результатов следует учитывать связь сежду альфа- и Б.-у.: уменьшение альфа-у. приводит к снижению мощности критерия, т.е. к увеличению риска ошибочного неотвержения нуль-гипотезы (ошибки 2 типа). Выбор величин альфа- и б.-у. должен быть адеватным общей задаче эксперимента.
Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.