УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИСПЫТУЕМОГО Уровень притязаний личности

Уровень притязаний

Найдено 12 определений термина Уровень притязаний

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

См притязаний, уровень.

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Уровень притязаний

level of aspirations) Психологи классифицируют людей в соответствии с их целями в жизни. Нек-рые считают, что эти цели, или притязания, определяются базовыми чертами личности, сформированными на ранних этапах жизни. Агрессивный/покорный, обращенный внутрь/ наружу и активный/пассивный - лишь нек-рые возможные примеры таких черт. Притязания яв-ся движущими силами личности. Они оказываются важнее способностей, с к-рыми чел. рождается или к-рые он приобретает в процессе взаимодействия со своим окружением и образования, поскольку в действительности имеет значение то, что он делает с этими врожденными и приобретенными индивидуальными особенностями. Измерив расстояние между желаемым и реально достигнутым на настоящий момент уровнем устремления, можно определить "мотивационный дифференциал". Путем последующего нанесения различных точек на эту шкалу и их соединения можно определить индивидуальный профиль притязаний. Так, мы можем обнаружить существование к.-л. разрывов. У. п. могут быть слишком высокими или слишком низкими. В обоих случаях они нуждаются в корректировках. Одна из распростр. проблем в области менеджмента состоит в том, что люди нередко считают, что они переросли свою должность. Иногда установление слишком высоких У. п. может служить оправданием нежелания проявлять излишнее рвение на своем рабочем месте. Разные об-ва различаются по тем пределам, к-рые они устанавливают для притязаний. На протяжении сотен лет рядовым гражданам внушалось, что границы их роста определяются их соц. положением и классом, законами или установленными правилами, заранее предопределенными и распределенными возможностями. Сегодня в большинстве западных демократий растет осознание того, что потенциальные возможности чел. практически безграничны. Даже IQ не представляет здесь никакого препятствия. См. также Индивидуализм, Оптимальное функционирование Э. Дихтер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

максимальный успех, которого рассчитывает добиться человек в том или ином виде деятельности.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Соответствует достижениям в некоем виде деятельности и некоей сфере общения, на кои рассчитывает человек при оценке своих способностей и возможностей.

Характеризует:

1) уровень трудности, достижение коего является общей целью серии будущих действий, - цель идеальную;

2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий, - уровень притязаний в данный момент;

3) желаемый уровень самооценки личности, - уровень Я.

Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным - заниженным или завышенным. (-> притязание: уровень).

Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций:

1) повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех;

2) снизить их, чтобы избежать неудачи.

Переживание успеха (неуспеха), возникая вследствие достижения (недостижения) уровня притязаний, влечет за собой его смещение в область более трудных (легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после успеха или же ее повышение после неудачи - атипичное изменение уровня притязаний - говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.

Люди, имеющие реалистичный уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным, завышенным или заниженным притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком легких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, в тенденции избегать ситуаций соревнования, в некритичности оценки достигнутого, в ошибочности прогноза, и пр.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Уровень притязаний

Level of aspiration). Оценка индивидом своих возможностей в плане решения каких-то проблем, выполнения каких-то заданий.

Источник: Glossary of "Personality & Personal Growth"

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Уровень, которого кто-либо стремится достичь. Определяемый человеком в ходе деятельности набор стандартов, по которым оценивается личный успех или неудача. Ср. с уровнем достижений.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Уровень притязаний

Фиксирует статусные претензии личности в значимых для нее видах деятельности или ситуациях. Притязания развиваются в основном по тем же тенденциям, что и самооценки, но имеют и свою специфику. Например, были проведены наблюдения, показывающие, что если ребенок в детском саду, затем в школе был только во главе других детей и никогда не был в позиции "подчинения", то чаще всего у него формируется завышенный уровень притязаний.

Источник: Психологический глоссарий: Психическое здоровье и защитные механизмы личности

Уровень притязаний

те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.

Источник: Дифференциальная психология, глоссарий

ПРИТЯЗАНИЙ УРОВЕНЬ

характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (П. у. и данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы достичь успеха, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неудачи), возникающее вследствие достижения (или недостижения) П. у., влечет за собой смещение П. у. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Если П. у. существенно превышает возможности человека по его достижению, это создает условия для возникновения внутриличностных и социальных конфликтов.

Источник: Словарь конфликтолога

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

1. Уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель). 2. Выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (У. п. в данный момент). 3. Желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций – тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) У. п., влечет за собой смещение У. п. в область более трудных задач (или более легких). Снижение трудности избираемой цели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение У. п.) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке. Степень отличия У. п. от реальных возможностей человека накладывает отпечаток на всю его жизнедеятельность. Существенное завышение или занижение У. п., в принципе, создает условия для возникновения как межличностных, так и внутриличностных конфликтов. В норме У. п. д. б. несколько выше реальных возможностей индивида, чтобы данное противоречие способствовало его развитию.

Источник: Словарь конфликтолога

Уровень притязаний

а) уровень сложности, который планируется достичь и преодолеть в процессе последующей активности, своего рода «идеальная цель»; б) определение личностной цели конкретного действия на основе испытанного чувства удовлетворения в связи с достигнутым ранее успехом или на основе переживаний в связи с предшествующей неудачей, своего рода «актуальный уровень притязаний». Помимо этого, термин «уровень притязаний» нередко употребляют для описания желаемого уровня самооценки. Личность в условиях имеющейся у нее возможности свободно выбрать степень сложности очередного действия оказывается, как правило, в ситуации диссонанса, отражающего борьбу двух несовпадающих мотивов — стремления достичь максимального успеха и одновременно застраховать себя от неудачи. Адекватной реакцией на успех является завышение трудности вновь выбираемой задачи и снижение актуального уровня притязаний в ситуации предшествующего неуспеха. Традиционно принято интерпретировать обратную реакцию (повышение сложности выбираемой очередной задачи после предшествующей этому неудачи и понижение уровня притязаний после успеха) как неадекватную. В то же время существует целый ряд факторов, которые не позволяют рассматривать эту закономерность столь упрощенно и, что называется, «в лоб». Это становится совершенно очевидно, если учитывать такие переменные, как значимость выбираемой задачи для данной личности, наличие или отсутствие очевидцев выбора задачи, характер взаимоотношений личности с этими очевидцами и т. д. Более того, склонность интерпретации действий человека в условиях свободного выбора степени трудности конкретного задания определяется еще и тем, что необходимо рассматривать мотивы одобного выбора, исходя из того, что индивид, принимая какое-либо решении и его реализуя, стоит, по сути дела, перед двумя, хоть и взаимосвязанными, но при этом и вполне самоценными задачами — задачей собственно предметной («это необходимо сделать») и задачей личностной («смогу ли я?», а по существу — «кто я?», «какой я?»). Следует отметить, что в различных обстоятельствах первостепенной задачей может оказаться любая из этих двух. Прежде всего, именно в связи с этим в одних ситуациях личность ориентируется преимущественно на избегание неуспеха, а в других — на достижение безоговорочного успеха во что бы то ни стало.

Вполне понятно, что ситуативный уровень притязаний напрямую связан с глубинной личностной установкой на достижение либо избегание неудач, а также с самооценкой, которая, как и мотивация достижения, во многом опосредствована родительскими влияниями в раннем детстве. Говоря о формировании самооценки, В. Сатир отмечает, что ребенок «...составит представление о самом себе как о дееспособной личности (то есть о человеке, который способен позаботиться о самом себе) в том случае, если по крайней мере один из родителей будет признавать его взросление»1.

При этом, с точки зрения В. Сатир, «можно считать, что родитель признает взросление ребенка, когда он (или она):

Отмечает существование этого взросления.

Вербально или невербально сообщает о том, что он отметил.

Предоставляет ребенку все больше возможностей проявить и потренировать новые способности, возникающие в результате развития»2.

Восприятие индивидом себя как дееспособной личности критически важно в плане формирования адекватной самооценки и реалистичного уровня притязаний в силу того, что «увеличение дееспособности предполагает способность принимать решения, творить, формировать и поддерживать взаимоотношения, регулировать свои потребности в зависимости от ситуации, планировать будущую деятельность, проявлять толерантность по отношению к неудачам и разочарованиям»3. Последнее особенно важно с точки зрения формирования адекватного и гибкого уровня притязаний личности, поскольку именно низкая толерантность к неудачам часто лежит в основе нереалистичных притязаний. Причем, это в равной степени справедливо как в случае установки явно заниженных, так и явно завышенных целей личностной активности. Примером может служить поведение индивида, который, проиграв некоторую сумму в казино, оказывается неспособным принять это как свершившийся факт и продолжает раз за разом увеличивать ставки в надежде «сорвать банк» и таким образом компенсировать изначальную неудачу, а следовательно, и избавиться от связанного с ней дискомфорта.

По мнению В. Сатир, «чтобы признать дееспособность ребенка, родители должны быть способными распознавать достижение той или иной стадии развития: только так признание будет своевременным. Они не должны ожидать от ребенка поведения, свойственного пятилетнему, когда ему уже восемь, или поведения, присущего восьмилетнему, когда ему всего пять. Иными словами, чтобы признание было действительно признанием, оно должно соответствовать потребностям, способностям и готовности ребенка. И сообщение о признании должно быть понятным, прямым и определенным»4. В противном случае, «если родитель не признает способность ребенка, или не вовремя выражает свое признание, у ребенка возникают проблемы при интеграции этой способности. Она остается фрагментарным аспектом “неважного меня”, или “неадекватного меня”, или же “тайного меня”»1. Как следствие, «Он может не позволять себе проявлять способность. Он может демонстрировать ее в тайне. Он может демонстрировать ее искаженным или завуалированным образом»2. Во всех случаях это влечет за собой неадекватный уровень притязаний в тех сферах личностной активности, которые связаны с проявлением данной способности.

Следует отметить, что чрезвычайно важным моментом родительского влияния, с точки зрения формирования адекватной самооценки и уровня притязаний, является не только признание способностей и достижений ребенка, но и разумное ограничение и нормирование его активности.

Как считает В. Сатир, «родительское признание не подразумевает некритического одобрения любого поступка, который совершил или собирается совершить ребенок. Родители выполняют социализирующую функцию: они должны объяснить ребенку, что он — не центр их мира или всего окружающего мира.

Он должен научиться, как соответствовать принципам семейного существования, как уравновешивать собственные нужды с нуждами окружающих, как удовлетворять требования культуры.

Ему необходимо развить в себе способность справляться и находить гармонию между твоими требованиями, моими требованиями и требованиями ситуации, делая это вовремя и при любых обстоятельствах.

Он может возмущаться, быть недовольным ограничениями или правилами, но принятие ограничений и выучивание правил — это тоже часть взросления. “Ограничение” и “признание” не являются взаимоисключающими понятиями»3.

Способность к разумному самоограничению и готовность следовать определенным нормам приобретает особую значимость в подростковом возрасте. В этот период личность подвергается сильнейшему воздействию двух факторов — внутреннего и внешнего, каждый из которых способствует искажению уровня притязаний, как правило, в сторону завышения.

Первый связан с бурным физиологическим созреванием, в результате которого резко возрастает дееспособоность индивида. Квинтэссенцией этого процесса является обретение подростком способности стать физиологическим родителем. При этом в современном обществе социальный статус личности, во всяком случае в младшем подростковом возрасте, практически не меняется по сравнению с предшествующим периодом развития. Данное противоречие лежит в основе необоснованно завышенного уровня притязаний во всем, что касается проявлений инициативы, самостоятельности, обретении контроля над собственной жизнью, присущего многим подросткам. Проблема заключается в том, что такой уровень притязаний в сочетании с присущей подросткам подсознательной убежденностью в собственной неуязвимости, зачастую толкает их на действия, представляющие реальную угрозу как для самих подростков, так и для социального окружения (репертуар такого рода действий достаточно широк — от откровенно криминальных эпизодов, попыток самостоятельного управления автомобилем и т. п. до готовности идти на совершенно необоснованный и запредельно высокий риск в играх и спортивных состязаниях).

Второй фактор обусловлен сильной подверженностью подростков влиянию массовой культуры, которая также способствует формированию завышенного уровня притязаний, поскольку задает нереалистично высокий стандарт во всем, что касается физической привлекательности, успешности, уровня материального благосостояния. Как показывает ряд исследований, молодые люди чрезмерно увлекающиеся печатной и видеопродукцией компании Playboy и ей подобных, часто оказываются неспособны к установлению прочных и длительных интимных отношений, поскольку при выборе партнерш ориентируются на внешние данные известных фотомоделей.

Еще раз подчеркнем, что именно сформированная в детском возрасте готовность соотносить собственные потребности с потребностями других и объективными условиями ситуации позволяет индивиду без ущерба для самооценки не только справлятся с «искушениями» подросткового возраста, но и в дальнейшем устанавливать для себя реалистичный уровень притязаний.

Говоря об уровне притязаний, нельзя не упомянуть о том, что он тесно связан с проблемой самоэффективности личности, рассматриваемой А. Бандурой как один из основных когнитивных механизмов, опосредующих личностное функционирование и изменения. При этом, с точки зрения концепции самоэффективности, данная связь носит взаимообусловливающий характер.

С одной стороны, высокий уровень притязаний индивида, связанный с предшествующим личностным опытом, по мнению А. Бандуры, является важнейшим источником самоэффективности: «Попросту говоря, успешный личный опыт порождает высокие ожидания, а предыдущие неудачи порождают низкие ожидания (заметим, что в данном контексте речь идет именно об актуальном уровне приязаний, основанном на предшествующем опыте (В. И., М. К.). Эстрадный артист, которого вдруг обуял страх перед выступлением, может сказать себе, что он уже выступал много раз без каких-либо пришествий и, конечно, сумеет сделать это опять. С другой стороны, люди, страдающие от неуверенности в своей способности выступать перед аудиторией из-за неудачи в прошлом, могут прийти к заключению, что им это просто не дано»1. Таким образом, если высокий уровень притязаний, связанный с предыдущим успехом, повышает самоэффективность, то низкий уровень притязаний, обусловленный предшествующими неудачами, ведет, по сути дела, к приобретенной беспомощности.

В свою очередь, самоэффективность личности способствует повышению уровня притязаний как в смысле постановки более амбициозных целей, так и в смысле готовности преодолевать более сложные барьеры на пути к ее достижению. Так, например, «по мнению Бандуры, люди, осознающие свою самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьезные сомнения в своих возможностях»2.

Иными словами, с точки зрения концепции самоэффективности, индивид на основе предшествующего опыта решения тех или иных предметных задач формулирует, по сути дела, ответ на вопрос «кто я?» и на основании этого ответа, сталкиваясь с очередной предметной задачей, отвечает на вопрос «смогу ли я?».

Таким образом, концепция самоэффективности дает в руки социального психолога-практика своего рода интерпретационный ключ, позволяющий при оценке уровня актуальных притязаний конкретного индивида, развести предметную и личностную задачи, потребностью решения которых он обусловлен.

Это особенно важно в силу того, что практический социальный психолог, работая с группой в целом и особенно с отдельными ее членами, должен таким образом выстраивать очередные цели своих подопечных, чтобы избежать «разрыва» выполняемых ими предметных и личностных задач и при этом в каждый конкретный момент понимать, какая из этих двух задач выступает в данном случае как первостепенно значимая для интересующей его личности.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Уровень притязаний

индивидуальная Психологическая характеристика человека, проявляющаяся в тех надеждах на успех, с которыми он приступает к выполнению определенной деятельности.

Источник: Словарь по конфликтологии

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Самооценка и уровень притязаний учащихся в условиях введения ФГОС

Резапкина Галина Владимировна
В данной работе автор раскрывает понятие самооценки и рассказывает о том, как она формируется. Рассматриваются варианты завышенной и заниженной самооценки, даются практические рекомендации по ее коррекции, описываются упражнения для учащихся различных возрастов. Статья поможет в работе педагогам-психологам, классным руководителям и воспитателям.
Скачать PDF

Концепт «Уровень притязаний» в истории зарубежной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
Рассматривается развитие представлений об уровне притязаний в истории зарубежной психологии. Проводится анализ экспериментального изучения уровня притязаний в европейской и американской психологии.
Скачать PDF

Концепт «Уровень притязаний» в современной психологии

Сидоров Константин Рудольфович
В работе подводится к «общему знаменателю» множество подходов современной зарубежной и отечественной психологии в понимании концепта «уровень притязаний»; показано, что накоплено в экспериментальной литературе по его изучению. Подробно рассматриваются различные подходы в определении конструкта «уровень притязаний»; вводится и раскрывается категория «цель», указываются ее функции; место в структуре деятельности. Анализируется детерминант уровня притязаний; вскрывается его динамика. Уточняются типы поведения субъекта в ситуации целевого выбора. Анализируются положения, касающиеся понимания уровня притязаний как личностного свойства; обсуждается его возрастная динамика. Проведенный теоретический анализ позволяет выделить некоторые достижения современной психологии в изучении концепта «уровень притязаний» и наметить направления дальнейших его исследований.
Скачать PDF

Состояние гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы и уровень невротизации и психопатизации учащихся

Губарева Л.И., Прасолова О.В.
Образовательные инновации, охватившие большинство школ многократно обострили проблему сохранения здоровья подрастающего поколения. Особую значимость вопросам сохранения психического здоровья школьников придает то, что именно на психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных учреждениях. Кроме того, для развития ЦНС у человека особенно важны тиреоидные гормоны (Kettyle, Arky, 2001). В условиях естественного эксперимента было обследовано 146 учащихся 16-17 лет общеобразовательных школ и лицеев, расположенных в химически загрязненном и экологически благополучном районах. О состоянии гипоталамо-гипофизарно-тиреоидной системы старшеклассников судили по содержанию тироксина (Т4) в слюне, определяемом иммуноферментным методом. Уровень невротизации и психопатизации школьников определяли при помощи дифференциально-диагностической шкалы (Е.Ф. Бажин с соавт., 1979). Согласно полученным данным, химическое загрязнение окружающей среды приводит к нарушению возрастной динамики Т4 в слюне у юношей. У девушек возрастная динамика Т4 сохраняется, но абсолютные величины содержания Т4 в 16 лет достоверно превышали таковой показатель у школьниц контрольной группы. Введение инновационных форм обучения в условиях экологического благополучия в 16 лет не вызывало достоверно значимых изменений уровня Т4 в слюне у школьников обоего пола, по сравнению с учащимися общеобразовательных школ. К 17 годам в профильных классах экоблагополучного района у юношей отмечали повышение уровня Т4 в слюне (Р
Скачать PDF

Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех л

Василенко Маргарита Анатольевна
На основании авторской модификации метода М. Эйнсворт, названного «Незнакомая ситуация», изучалось поведение ребенка младшего дошкольного возраста в новой ситуации, привязанность ребенка к матери, типы привязанности, их влияние на психическое развитие младших дошкольников. Основная гипотеза: дети с надежным типом привязанности имеют более высокий уровень развития по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности. В исследовании приняли участие 64 диады «мать-ребенок».
Скачать PDF

Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности

Гребенникова Е. В., Фирсова О. В.
Показано, что осознание и отношение к болезни у подростков с ДЦП во многом определяются уровнем субъектности. Чем выше уровень субъектности у подростков с ДЦП, тем адекватнее у них представления о своем дефекте, существующих ограничениях и имеющихся возможностях.
Скачать PDF

Уровень психологической адаптации, защиты и характерологические особенности высококвалифицированных

Жуков Юрий Юрьевич
В статье проведено изучение адаптации к хроническому психофизическому стрессу, уровня напряженности основных психологических защит и характерологических особенностей у высококвалифицированных спортсменов.
Скачать PDF

Влияние вокального тренинга на уровень личностной тревожности

Салова Наталья Сергеевна
Рассматривается проблема психического свойства личностная тревожность. Исследована специфика модификации коррекционного тренинга с использованием вокального творчества для изменения высокой личностной тревожности, причём правильное голосообразование в этом методе рассматривается как логическая модель творческого процесса, приводящего к личностным изменениям.
Скачать PDF

Уровень развития рефлексивности у девиантных подростков

Рассудова Людмила Анатольевна
В статье описываются виды рефлексии, раскрываются особенности процесса рефлексии у девиантных подростков. Приводятся результаты исследования уровня развития рефлексивности у девиантных подростков.
Скачать PDF

Уровень этнической интегрированности образной сферы личности потенциальных эмигрантов

Фролова Светлана Владимировна
Статья посвящена изучению уровня этнической интегрированности образной сферы личности потенциальных эмигрантов. Образная сфера понимается как социокультурно детерминированная многомерная динамическая система вторичных психических образов, способная осуществлять в жизни человека интегрирующую/дифференцирующую функцию с реальной этносредой. Автором вводится коэффициент этнической интегрированности образной сферы (Ie), который устанавливается путем вычисления отношения фиксируемого числа положительно значимо пережитых этнически согласованных элементов образной сферы человека к числу этнодифференцирующих образных элементов.
Скачать PDF

Метапсихологический уровень реализации состояния зависимости

Запесоцкая Ирина Владимировна
В статье рассматривается влияние зависимого члена семьи на состояние его близких родственников. доказано, что состояние зависимости не только изменяет самого «носителя», но и подстраивает под себя ближайшее социальное окружение.
Скачать PDF

Нервно-психическая устойчивость к стрессу и уровень резистентности организма у лиц, страдающих онкол

Бергфельд Александра Юрьевна, Рочев Валерий Павлович, Сироткина Мария Юрьевна
В статье рассматривается проблема взаимного влияния нервно психической устойчивости (стрессоустойчивости) человека на вероятность возникновения рецидива онкологического заболевания. Кроме того, дается обзор методологических основ и конкретных методов, позволяющих планировать тестирование предположения о том, что низкие показатели нервно-психической устойчивости к стрессу в сочетании с соответствующими стратегиями совладающего поведения у лиц, страдающих онкологическими заболеваниями, взаимосвязаны с уровнем резистентности организма в период рецидива заболевания.
Скачать PDF