Статус это что такое Статус: определение — Психология.НЭС
Статуарные позы СТАТУС АБСАНСА

СТАТУС

Найдено 14 определений термина СТАТУС

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТАТУС

лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии, степень авторитета в глазах остальных участников группы.

Оцените определение:

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СТАТУС

в психологии социальной - положение субъекта в системе отношений межличностных, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус. Существенные расхождения в статусе, который обретает индивид в группах, различающихся по уровню развития группового, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и пр.

Статус экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важные характеристики статуса - престиж и авторитет как своеобразная мера признания.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СТАТУС

в социальной психологии) (от лат. status - положение, состояние) - положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный статус.

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

СТАТУС

1. Вообще – состояние дел, условия. 2. Достаточно четко определенное положение в социальной иерархии группы или общества. Статус здесь может характеризоваться любым из двух способов: (а) в терминах прав, привилегий, престижа, власти и т.д. относительно других в социальной иерархии; и/или (б) в терминах ролей, социально принятых и ожидаемых паттернов поведения. Первое значение имеет тенденцию подчеркивать позицию или расположение в социальной структуре и часто называется социальным статусом, последнее имеет тенденцию подчеркивать обязательные модели поведения человека с определенным статусом. См. роль, социальный класс. 3. В медицине – патологическое или аномальное состояние. Сюда этот термин пришел прямо из латинского языка.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Статус

Status) — Социальный ранг личности в группе, мера уровня признания, уважения и принятия личности ее участниками.

Источник: Организационное поведение. Глоссарий по книге

Статус

понятие, обозначающее либо нормативно регламентированное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в групповой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.

Источник: Психология менеджмента. Словарь основных терминов

Статус

лат. status — положение, состояние] (в социальной психологии) — положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах один и тот же индивид может иметь разный С. Существенные расхождения в С., который приобретает индивид в группах, различающихся по уровню группового развития, содержанию деятельности и общения, нередко становятся причинами фрустрации, конфликта и т.д. С. экспериментально выявляется путем применения различных социально-психологических методов. Важными характеристиками С. являются престиж и авторитет как своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида. Л.А. Карпенко

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

СТАТУС

от лат. status – положение, состояние) – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии. Существующие расхождения в С., который приобретает индивид в различных по уровню, содержанию общения и др. деятельности группах, нередко становятся причинами внутриличностных конфликтов, конфликтов между личностью и членами этих групп. Важнейшие признаки С.: престиж, авторитет.

Источник: Словарь конфликтолога

СТАТУС

от лат. status - состояние дел, положение] - положение, состояние (напр. неврологический С.)

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

Статус

от лат. status — положение, состояние] — положение личности в системе социальных отношений, отражающее и определяющее ее право и обязанности во взаимодействии и общении с социальным окружением. Различают социальный и межличностный, или интрагрупповой статус личности. При этом социальный статус индивида, то есть характеристика его положения в обществе, изучается, прежде всего, в рамках социологической и демографической наук. Что касается интрагруппового статуса, то, будучи одним из ключевых понятий социальной психологии, он определяет сущностные характеристики той социальной ситуации развития, в которой находится конкретная личность в столь же конкретном сообществе. Само понятие «статус» также, как и понятие «роль», в лексикон социальной психологии ввел Р.Линтон еще в 1936, но и сейчас социальную ситуацию развития личности в конкретной группе описывают, прежде всего, в координатах статусно-ролевых отношений. Объясняется это тем, что, по словам известного отечественного психолога В. Б. Олшанского, «статус, отвечая на вопрос: “Кто он?”, а роль — “Что он делает?”, задают именно тот ракурс рассмотрения, который позволяет дать психологически сущностную характеристику истинной позиции конкретного индивида в любых референтных для него группах и группах членства. Важной особенностью статуса является то, что этот показатель личностного положения в интрагрупповой структуре может, с одной стороны, быть совершенно различным, а порой и прямопротивоположным в зависимости от того, о какой группе членства данного индивида идет речь, а с другой — и в рамках одной и той же группы качественно меняться и со временем, и применительно к разным сферам групповой активности. Нередко подобные несовпадения и динамика статусной позиции индивида приводят к резким переменам личностью своего ближайшего окружения, к падению референтности одних общностей и выдвижению в этом смысле на первый план других, возникновению межличностных и внутриличностных конфликтов, неадекватности самооценки, демонстративному поведению, проявлениям агрессии. Статус, будучи в определенном смысле результатом межличностного взаимовосприятия, в то же время представляет собой фактор, достаточно часто решающим образом определяющий характер взаимооценки и личностного видения друг друга людьми как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового взаимодействия.

Формирование статусных различий в неформальном интрагрупповом контексте описывается, в частности, теорией статусных ожиданий, разработанной группой социальных психологов во главе с Д. Бергером в 80-е гг. XX века: «Согласно этому подходу, члены группы стремятся к достижению определенных целей и готовы предоставить высокий статус тем членам, которые могут обеспечить успех группе. Когда члены группы впервые встречаются, они пытаются оценить способность каждого человека содействовать достижению групповых целей, и эти оценки впоследствии формируют основу статуса каждого члена группы»1. При этом, как показывают исследования, на выборы такого рода «...влияют как релевантные задачам характеристики, так и потенциально нерелевантные диффузные статусные характеристики, такие как возраст, этническая принадлежность и престижность профессии». По мнению Ш. Тейлора и его коллег, «как пол, так и раса могут использоваться в группах в качестве диффузных статусных характеристик, работая тем самым против женщин и членов этнических групповых меньшинств»1.

В группах низкого уровня развития, а также в группах асоциальной направленности такого рода первичные статусные ожидания, как правило, консервируются — т. е. члены группы с изначально высоким статусом стараются как осознанно, так и на бессознательном уровне соответствовать ожиданиям, в то время как низко- и среднестатусные члены сообщества укрепляются в убежденности в превосходстве лидеров. При этом достаточно распространенной является практика откровенного подавления высокостатусными членами группы попыток подвергнуть сомнению свой статус, если желающие это сделать имеют место.

То, что статусная позиция оказывает существенное влияние как на межличностное восприятие, так и на самовосприятие индивида подтверждается целым рядом наблюдений и экспериментов. Как отмечает Д. Майерс, «во многих бытовых и лабораторных ситуациях люди, получившие более высокий статус, начинают рассматривать себя как лиц, заслуживающих более хорошего отношения к себе или как более способных к руководящей работе». Так, например, в экспериментах Р. Хамфри, построенных на ролевой симуляции работы бизнес-офиса, «по жребию все испытуемые были разделены на две части: одни стали менеджерами, другие — клерками. Как и в настоящем офисе, менеджеры отдавали распоряжения клеркам и осуществляли руководство на высшем уровне. В конце эксперимента и менеджеры, и клерки стали считать, что фактически равные клеркам по способностям (поскольку отбор осуществлялся случайным образом) менеджеры являются более интеллегентными, настойчивыми и ответственными — как если бы они действительно были более пригодны для руководящей работы»2. Примечательно, что не только «менеджеры» в процессе эксперимента утвердились в собственной «исключительности», но и «клерки» признали свою относительную «неполноценность» по сравнению с ними.

Как пишет Д. Майерс, «сходным образом исполнение роли подчиненного может вызвать эффект подавления. Эллен Ланжер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских женщин пары для решения арифметических задач. Вначале женщины решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем одна из женщин назначалась “боссом”, а другая — “ассистентом”. Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «боссам теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как “ассистентам” — меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено в экспериментах с учениками начальных классов: исполнение роли подчиненного подрывает самостоятельность»3.

В этой связи совершенно понятно почему на уровень конформности в классических экспериментах С. Милграма столь сильно влиял статус как экспериментатора и учреждения, под эгидой которого проводилось исследование, так и статус самих испытуемых — «...люди с низким статусом намного охотнее выполняли указание экспериментатора, чем испытуемые с высоким статусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: “А что включить теперь, профессор?”. Другой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: “Я не понимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни”, после чего замучил экспериментатора вопросами об “этичности происходящего”»1.

Большой объем исследований, связанных с проблемой статуса, выполнен в рамках организационной психологии. Это связано с тем, что, как отмечают Д. Ньюстром и К. Дэвис, «...статус имеет важнейшее значение для большинства индивидов, они прилагают значительные усилия, чтобы заслужить достойное место в группе. Если менеджменту удается связать статус работника с действиями по достижению целей компании, направленная на решение задач организации мотивация сотрудников резко возрастает»2. Данный механизм, что называется, «в лоб» задействуется в тех организациях, где продвижение по иерархической лестнице напрямую увязывается с индивидуальными и групповыми показателями результатов деятельности. Более опосредствованным и тонким способом его эксплуатации является участие в доходах и принятии решений, в программах внутрикорпоративного обучения и т. п.

При любом варианте реализации такого подхода для высшего менеджмента компании принципиально важно иметь четкое представление как о факторах, опосредствующих социальный и межличностный статус индивида (в организационном контексте они часто пересекаются), так и о символах статуса, под которыми обычно понимаются «...видимые, внешние признаки, которые принадлежат индивиду или рабочему месту и подтверждают их социальный ранг»3. Обычно к опосредствующим факторам, или источникам статуса относят: уровень образования, занимаемую должность, тип выполняемой работы и условия профессиональной деятельности, способности индивида, уровень, а также метод оплаты труда, старшинство по стажу, а также физический возраст сотрудника (последний является наиболее амбивалентным фактором — в одних компаниях великовозрастные сотрудники являются наиболее уважаемыми и пользуются определенными привилегиями, в других, напротив, от таких сотруников стараются избавиться). Кроме того, к этим достаточно универсальным источникам статуса в целом ряде случаев добавляются более локальные и, как правило, неформальные аспекты. Так, например, менеджер среднего уровня, женатый на дочери «большого босса» и имеющий в связи с этим доступ к боссу в неформальной обстановке, скорее всего, будет обладать более высоким реальным статусом, чем его коллеги по цеху. Следует добавить, что социальный и интрагрупповой статусы индивида могут пересекаться, создавая резонирующий эффект, тем самым существенно повышая реальный социальный «вес» конкретного человека.

К типичным символам статуса в организационной психологии обычно относят: мебель и другие предметы внутреннего убранства кабинета (как и сам факт наличия оного); расположение рабочего места (наиболее престижными традиционно считаются угловые офисы с красивым видом из окна); оборудование рабочего места, его качество (например, размер и марка компьютерного терминала) и «возраст»; тип рабочей одежды (дресс-код — очень дорогой костюм, просто костюм, джинсы, спецовка и т. д.); служебные привилегии (персональный автомобиль, «ведомственное» жилье, право пользования корпоративной инфраструктурой, связанной с проведением досуга и т. п.); название должности (люди, чья должность называется «менеджер по продажам», как правило, ощущают себя более статусными лицами, чем те, кто числится «продавцом-консультантом», хотя могут практически не отличаться от последних в том, что касается содержания деятельности, оплаты труда и т. д.); наличие прикрепленных работников (секретаря, референта и т. д.) и общее количество подчиненных; право распоряжаться финансами; участие в коллективных и временных органах управления (комитетах, комиссиях, управленческих командах) и т. д. Учет символов статуса при определении кадровой политики компании и разработки программ мотивации сотрудников не только важен, но и необходим, поскольку, «удовлетворенность трудом сотрудников, лишенных “причитающихся” им символов снижается». Понимая это, а также роль статуса в целом, с точки зрения мотивированности сотрудников и их преданности организации, многие топ-менеджеры «...проводят политику, в соответствии с которой сотрудники равных рангов в одном и том же отделе должны получать примерно одинаковые символы статуса, но между отделами может существовать разница, поскольку они выполняют различные функции и ранги их сотрудников могут быть приравнены только косвенно. Как бы то ни было, менеджеры должны иметь в виду тот факт, что различия в статусе существуют и ими необходимо управлять»1.

Практический социальный психолог должен уметь выявлять источники и символы статуса в конкретной организации методами включенного и внешнего наблюдения, интервью, а также использовать для этого методики диагностики особенностей корпоративной культуры. И все-таки основными практическим средствами выявления статусно-ролевой позиции индивида в более широком социально-психологическом контексте остаются социометрия, референтометрия, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов и методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе, детально описанные в третьей части настоящей «Азбуки». Они, как правило, являются первым шагом любой развернутой социально-психологической работы с группой, поскольку практический социальный психолог без знания реального статусного «расклада» в конкретной группе, по сути дела, не в силах реализовать ни одну группообразующую психологическую программу уже хотя бы потому, что его усилия, осуществляющиеся без учета, на кого в статусном плане они направлены, лишь случайно могут оказаться «адресными», а в большинстве случаев могут привести к прямо противоположным желаемым результатам.

Источник: Азбука социального психолога-практика

Статус

положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Источник: Глоссарий. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников

Статус

реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Источник: Словарь по конфликтологии

Статус

1. вообще состояние дел, условия, обстоятельства; 2. положение в социальной иерархии общества (группы), при этом имеется в виду как положение в терминах права («социальный статус»), так и положение в терминах ролей (когда подразумевают определенные модели поведения); 3. в медицине – состояние пациента в настоящее время (например, диагностика по статусу - распознавание болезни по расстройствам, имеющимся в данное время). В психиатрии такая диагностика нередко имеет исключительно важное значение), но чаще всего этим дело не ограничивается.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

СТАТУС

Принадлежность к определенному иерархическому уровню в организации. Высокий статус дает полномочия для разного рода влияния и деятельности в рамках группы.

Источник: Социальная психология групп

Найдено рефератов по теме СТАТУС — 0

Найдено книг по теме — 10

Найдено научных статей по теме — 12

Ориентация на статус как результирующая социальной ситуации развития молодежи периода начала мировог

Быкова Наталья Львовна
In article are described complete and покомпонентные features of structure sense life orientations of youth in the beginning of a world economic crisis (April 2008-April 2010).
Скачать PDF

Гормональный статус лидеров и отверженных, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей

Потапенко В.В., Ахвердова О.А., Губарева Л.И.
Ранее нами было показано, что процесс становления соотношения лидеров и отверженных имеет возрастную динамику и подвержен влиянию химического загрязнения окружающей среды (Л.И. Губарева, В.В. Потапенко, 2006). Представляет интерес изучение механизмов нарушения соотношения лидеров и отверженных в условиях экологического неблагополучия. Объектом эмпирического исследования послужили 240 школьников (123 мальчика и 117 девочек), проживающих в химически загрязненном районе (опытная группа) и в экологически благополучном (контрольная группа) в возрасте 11-17 лет. У школьников 11-17 лет иммуноферментным методом определяли уровень половых гормонов тестостерон (Т), эстрадиол (Э) и глюкокортикоидных кортизол (К), а также рассчитывали соотношение Т/Э (индекс андрогенизации) и К/Т. Нами установлено, что в 11-13 лет в контрольной группе у лидеров уровень К в слюне выше, чем у отверженных как у мальчиков, так и у девочек. В 14 лет у мальчиков-лидеров уровень К снижается, а у девочек растет. У отверженных сходная динамика, однако абсолютные величины уровня кортизола были ниже, чем у лидеров. У мальчиков-лидеров опытной группы в 14 лет уровень К в 2,0 раза превышал таковой показатель у мальчиков-лидеров контрольной группы (Р
Скачать PDF

Психологический статус человека как предмет исследования при анализе состояния психики людей в регио

Сараева Надежда Михайловна
В статье дано обоснование применению понятия «психологический статус человека» и характеристика структуры психологического статуса как системного свойства системы «человек среда» для анализа состояния психики людей в регионе экологического неблагополучия. The article substantiates application of the concept "a person's psychological status" and characterises the structure of the psychological status as a system property of the "person environment" system for the analysis of the condition of people's mentality in an ecological illbeing region.
Скачать PDF

Влияние обучения в школе раннего развития на нейропсихологический статус дошкольников

Сугробова Г.А.
Многочисленные исследования показали, что воздействие любых развивающих упражнений на организм ребенка (и на соответствующие психические функции) может иметь как положительные, так и отрицательные эффекты. Это будет зависеть и от характеристик самого воздействия, и от степени зрелости мозговых структур, от их готовности реагировать на развивающий фактор и реализовывать соответствующую функцию. Например, чтобы сформировалась речь, необходима морфологическая и функциональная зрелость артикуляционного аппарата, мозговых структур, обеспечивающих фонетикофонематическое восприятие. В противном случае мы наблюдаем нарушения произношения и, на фоне трудностей звукового анализа речи, нарушение мышления.
Скачать PDF

Психонейроэндокринный статус женщин с риском невынашивания беременности

Ходаревская Т.Н., Губарева Л.И.
В последнее время наметился значительный прорыв перинатальной психотерапии в акушерскую практику, и эта тенденция прослеживается во всем мире. Связана она с нарастающей потребностью в психотерапевтическом сопровождении беременности как со стороны врачей, так и со стороны пациенток. С учетом этого важное значение имеет поиск наиболее валидных методов психодиагностики патологии течения беременности. Исследования проводились на базе гинекологиче-ского отделения № 2 Краевого клинического перинатального центра. Обследовано 216 женщин 18-40 лет со сроком беременности от 6 до 38 недель. В исследовании приняли участие пациентки с диагнозом «Угроза прерывания беременности». Контрольную группу составили женщины с нормальным течением беременности. У беременных методом иммуноферментного анализа определяли содержание эстриола (Э), прогестерона, хорионического гонадотропина (ХГЧ) в крови. Психологическое тестирование проводили с использованием следующих методик: клинический опросник для выявления оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич, 1978), уровень формирования доминанты беременности (Г.Г. Филиппова, 2002), уровень тревожности (УТ) по Спилбергеру. Результаты исследования показали, что у женщин опытной группы уровень Э снижен по сравнению с контрольной в 1,4 раза (Р
Скачать PDF

Психофизиологический статус и функциональные особенности центральной нервной системы больных с алког

Губарева Л.И., Посохина В.В.
Установлены выраженные и тесные корреляционные связи между показателями, отражающими функциональное состояние ЦНС, типологическими свойствами личности и межполушарной асимметрией больных, страдающих алкоголизмом. При доминирующем правом полушарии алкогольной зависимости среди мужчин подвержены меланхолики и холерики эпилептоидного типа акцентуации характера. При доминирующем левом полушарии алкогольной зависимости подвержены холерики циклоидного и истероидного типа акцентуации характера. Высокому риску заболевания хроническим алкоголизмом среди амбидекстров подвержены меланхолики циклоидного и эпилептоидного типов акцентуации характера, а также холерики циклоидного типа акцентуации характера. Это дает основание использовать психофизиологические показатели в качестве дополнительных при ранней диагностике алкоголизма.
Скачать PDF

Психологический статус личности подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье

Рыбников Виктор Юрьевич, Парфенов Юрий Александрович
Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса.
Скачать PDF

Онтологический и эпистемологический статус социальной психологии

Чернов Александр Юрьевич
Скачать PDF

Методологический статус «Другого»: психологический дискурс

Рягузова Елена Владимировна
В статье осуществлена теоретическая рефлексия понятия «Другой» с целью определения его методологических возможностей. Показано, что в контексте психологического дискурса пространство интеракций Я и Другого репрезентируется тремя векторами, образующими социально-психологическую, социокультурную и экзистенциально-культурную плоскости
Скачать PDF

Психофизиологический статус студентов в период адаптации к обучению на факультете коррекционной педа

Кирсанов Вячеслав Михайлович, Шибкова Дарья Захаровна
В статье представлены особенности адаптации студентов к обучению на факультете коррекционной педагогики на основе анализа личностных характеристик (активность, направленность, мотивация, саморегуляция, ценностные ориентации), взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности, а также показателей энергетического метаболизма (уровень постоянного потенциала головного мозга).
Скачать PDF

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Влияние жестокого обращения в семье на психологический статус подростка

Парфёнов Юрий Александрович, Москаленко Галина Владимировна
Освещена проблема влияния насилия и жестокого обращения на психику и личность подростков. Доказано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают все уровни развития личности подростка, его эмоциональную и когнитивную сферы, а также поведение, которое может приводить к формированию неблагополучного функционального состояния.
Скачать PDF