Группа: общение и адаптация личности Группа: совместимость и сработанность

Группа: общение и статус личности

Найдено 1 определение:

Группа: общение и статус личности

Статус (С.) понимается как объективное место человека в системе обществ./ психол. отношений. С. имеет социальную и индивидуальную ценность, т. е. разл. статусы характеризуются разным уровнем престижа для общества (организации, группы) и конкретных индивидов. Присвоение С. обычно происходит на 2 уровнях: официальном и неофициальном. На каждом из них С. обычно приобретается личностью через ресурсы, к-рыми она обладает. Существует широкий спектр различных С. индивида в группе: 1) в зависимости от места индивида в системе социальных и межличностных отношений различают социальный и личный С. Социальный С. определяется положением человека в системе социальной стратификации, а личный С. - в системе межличностных отношений малой группы; 2) в зависимости от характера достижения выделяют предписанный и достигаемый С. Первый тип С. определяется внеш. факторами (протежирование, социальное происхождение, национальность и др.), второй тип - реальным вкладом индивида в успех (престиж) группы и мерой его влияния в группе; 3) по содержательным характеристикам различают социометрический С., лидерство-ведомость, руководство-подчинение. В свою очередь эти виды С. имеют разновидности. Напр., социометрический С. различается по уровню проявления («звезда», «изолированный», «пренебрегаемый», «отвергаемый») и аспекту межличностных отношений (коммуникативный С., референтный С., доверительный С.). Коммуникативный С. личности - внеш. выражение признания со стороны членов группы меры способности индивида выстраивать и поддерживать тесные отношения с ними. Референтный С. - признание со стороны членов группы меры значимости мнения и оценок индивида относительно их качеств и поведения. Доверительный С. - признание со стороны членов группы меры надежности индивида в морально-нравственной, коммуникативной и/или деятельностной сфере активности. Взаимовлияние индивида и группы детерминировано позицией индивида в социально-психол. структуре группы. Напр., влияние устойчивой подгруппы на своих членов сильнее, чем влияние др. подгрупп или «самост.» членов. «Самост.» члены группы, ориентированные на какую-то подгруппу, более подвержены ее влиянию, чем влиянию всей группы. Лит.: Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы. М., 2001; Сидоренков А. В. Неформальные подгруппы в малой группе: социально-психологический анализ. Ростов-н/Д, 2003. А. В. Сидоренков
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь Под общ. ред. А.А. Бодалева. - М. Изд-во «Когито-Центр», 2011 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Исследование влияния манипулятивной направленности личности в общении на ее социометрический статус

Щербович Виктор Анатольевич
Выделены основные теоретические подходы по определению понятия «манипуляции». Изложены результаты исследования, направленного на изучение зависимости социометрического статуса личности в группе от ее манипулятивной направленности. Обнаружено, что респонденты с высоким уровнем макиавеллизма имеют высокий социометрический статус по гностическому и коммуникативному критерию.
Скачать PDF

Особенности социального статуса детей-сирот в учебных группах

Малейко Галина Устиновна
В статье рассматриваются особенности межличностных отношений детей-сирот в их учебных группах, которые были изучены на базе ОАОУ НПО «Агролицей №25» г.Старая Русса. Основным методом исследования являлся анкетный опрос учащихся по методике «Социометрия». Результаты исследования показали, что дети-сироты в подавляющем большинстве во всех учебных группах имеют низкий социальный статус, который не связан с наполняемостью группы, профессиональной направленностью или временем обучения. Основной причиной низкого социального положения в детей-сирот в учебных группах являются их личностные качества, которые были сформированы в детские годы в условиях родительской депривации, что привело к развитию низкой самооценки и отсутствию навыков адекватного общения со сверстниками.
Скачать PDF

Статусно-позиционно-ролевой «Барьер» общения в процессе педагогического взаимодействия преподавателя

Шестакова А.В., Александрова Н.А.
Скачать PDF

Особенности психомоторного статуса лиц в группах с различным уровнем социальной адаптации

Клиценко Ольга Анатольевна, Самороднов О. В.
Обосновано применение метода психомоторной идентификации как наиболее чувствительного к малейшим динамическим изменениям психофункционального состояния человека и как самостоятельной таксономической единицы личности человека в её интегративном выражении. На сравнительном примере четырех групп испытуемых различной социально направленной значимости прослежена связь их психомоторного статуса с социальной адаптированностью в окружающей среде. Выявлено, что спортсмены-игровики имеют преимущество перед представителями других групп в аспекте социальной адаптации наличием коммуникативнорефлективного аспекта, влияющего на формирование таких механизмов, как «идентификация», «эмпатия», «антиципация», «взаимопомощь и взаимозаменяемость». А это ведёт к раннему воспитанию коллективной солидарности не только на игровом поле, но и в любой жизненной ситуации. Комплексный статистический анализ позволил выделить «пограничные зоны» социального оптимума, которые служат ориентиром для целенаправленной психокоррекционной работы в аспекте саморегуляции и самоконтроля индивида и личности.
Скачать PDF

Структура личностного смысла представлений о себе как об отце мужчин с разным семейным статусом

Манеров Р.В.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования структуры личностного смысла представлений об отце мужчин с разным семейным статусом. Анализируется факторная структура представлений о себе как об отце, обусловленность личным опытом содержания имплицитных теорий отца как совокупности представлении о нем.
Скачать PDF

Психологический статус личности подростков, подвергшихся жестокому обращению в семье

Рыбников Виктор Юрьевич, Парфенов Юрий Александрович
Проведено сравнение показателей психодиагностических тестов, характеризующих психологический статус личности подростков, подвергавшихся (группа 1) и не подвергавшихся (группа 2) насилию в семье. Показано, что нарушения, возникающие вследствие перенесенного насилия, затрагивают эмоционально-волевую сферу, защитно-совладающее поведение, что обусловливает выраженные психоэмоциональные нарушения, деадекватные копинг-стратегии, модели поведения и психологические механизмы преодоления стресса.
Скачать PDF

Возможности опросника УСК для диагностики локус контроля личности в асоциальных подростковых группах

Быков Сергей Владимирович
Представлены результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью, проводится сравнение полученных данных. Исследуются возможности использования опросника УСК для диагностики интернальности-экстернальности в асоциальных подростковых группах
Скачать PDF

Внутренний мир личности и нормы общения

Марихин Сергей Васильевич
Общение раскрывается как процесс, в который вовлечен внутренний мир личности.
Скачать PDF

Потребность достижения и статусы идентичности как психологические механизмы самореализации личности

Орел Алевтина Андреевна
В статье рассматривается процесс самоопределения личности как основной механизм развития личности вообще и профессионального развития в частности. Цель исследования изучение динамики компонента самосознания, отраженного в профессиональной идентичности студентов в период вузовского образования. Объектом исследования являются студенты экономического факультета Кубанского госуниверситета. В исследовании отражены показатели динамики статусов идентичности. Результаты, полученные в процессе исследования, обнаруживают феноменологию взаимосвязи мотивационных стремлений личности и становления профессиональной идентичности.
Скачать PDF

Взаимообусловленность личности и общения в системе современного психологического знания о человеке

Танасов Георгий Георгиевич
Статья посвящена взаимосвязи и взаимообусловленности феноменов «личность» и «общение». Заявленная тема рассматривается с позиций принципа «личностности», субъектного подхода и идеологии диалогизма. Принцип «личностности» акцентирует внимание на том, что феноменология и закономерности общения, его психологическая составляющая и его иные аспекты должны исследоваться с позиции личностной обусловленности, рассмотрения личности как субъекта общения, реализующего в этом специфическом виде активности значимые для личности функции и ориентированного на достижение значимых для личности целей. Используемая в статье категория «субъект» привлечена для обоснования качества и направленности активности личности (особым видом которой является общение) на изменение внешнего мира с целью поддержки внутреннего. Включение идеологии диалогизма призвано сделать акцент на необходимости контактов с Иным, с Другим для поиска и определения личностью самой себя, для обретения идентичности. В заключение сделан вывод об обусловленности развития личности процессуальными и содержательными характеристиками общения, теми ролями, которые личность принимает на себя, начиная от рождения до зрелости на продолжении всего жизненного пути человека.
Скачать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Скачать PDF

Эмоционально-личностные факторы формирования устного высказывания в разных ситуациях общения

Побережная С.В.
Представлены результаты исследования эмоциональной модальности восприятия говорящим ситуаций личностно ориентированного и социально ориентированного общения. Изучена связь актуальных эмоциональных переживаний в разных условиях коммуникативного взаимодействия с личностными особенностями субъекта речи. Показано влияние эмоционально-личностных факторов на структуру и качество устного высказывания, отражающих тот или иной индивидуально-типологический способ речевой деятельности в разных условиях общения.
Скачать PDF

Похожие термины: