Личностный статус

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Личностный статус
позиция личности в структуре неформальных связей; степень уважения, внимания со стороны окружающих.

Источник: Агрессивная толпа, массовая паника, слухи (глоссарий)

СТАТУС ЛИЧНОСТНЫЙ
положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности и признании личности в рамках одной группы. Престиж - одна из характеристик этого статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности.
Для акмеологии понятие С.л. существенно в контексте понимания школы Б. Г. Анантьева: статус - есть групповое межличностное признание определенного уровня достижений личности.

Источник: Акмеологический словарь.

Личностный статус
место, положение личности в обществе, в социальной структуре. Статус — это социальная позиция, связанная с определенными правами и обязанностями.
Люди, как правило, входят в состав различных социальных групп. Человек одновременно может заниматься определенной работой, состоять членом спортивного клуба, выполнять общественные функции, участвовать в политической жизни и еще быть при этом матерью или отцом семейства. В каждой из таких групп он занимает некоторое положение, поэтому и может иметь ряд статусов, но один из них, который можно назвать главным, определяет его общественное положение.
Статусы бывают предписанными (даны нам от рождения) и достигнутыми (определяются тем, что мы осуществили в нашей жизни). Исследование их должно включать изучение реального экономического (общий заработок, обеспеченность жильем и т. д.), политически-правового (права и обязанности человека как члена макрои микроколлективов), трудового профессионального (положение человека в системе квалификаций, профессий и т. п.), образовательного и других статусов.
Изучить Л. с. важно для того, чтобы установить социальную роль личности — общественную функцию человека в данной ситуации, которая рассматривается как динамический аспект статуса, реализация связей, заданных позициями личности в обществе.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС
положение личности в неофициальной структуре взаимоотношений. Он свидетельствует о ценности личности в рамках одной группы. Престиж – одна из характеристик статуса, своеобразная мера признания группой заслуг личности. Между интеллектом и личностным статусом, по данным исследования Р. Стогдилла, существует небольшая позитивная связь. Однако И. П. Волков получил отрицательные корреляции между показателями интеллекта студентов и их психологическим статусом в учебной группе. Л. с. студента зависит от его учебной активности, мотивов поведения, успеваемости, отношения к другим студентам и преподавателям. Как правило, студенты с высокой успеваемостью занимают ведущее положение в системе межличностных отношений. Но даже отличники попадают в число «отверженных», если они противостоят учебной группе. Историко-эволюционный подход к изучению личности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Г. Асмолов и др.) ориентирует на освещение вопросов о соотношении биологического и социального в личности, механизмов регуляции ее социального поведения, творчества, индивидуальности, характера, способностей и т. д. Этот подход, подчеркивая детерминированность психического развития условиями жизни и воспитанием, не отрицает особой логики этого развития, наличия в нем определенного самодвижения. Термин Л. в том значении, как его используют немецкие психологи, отражает ядро, неповторимую глубинную природу человеческого существа. Подчеркивается устойчивость Л., ее автономность от изменяющихся социальных ситуаций, общества в целом. В этом значении термин Л. употребляется психоаналитиками (3. Фрейд, К. Юнг), представителями гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт), а также создателем теории неповторимой индивидуальной личности Г. Мюрреем. Карл Роджерс считал главным условием личностного роста познание человеком своего «Я» (см. Я). В «Я» имеется «Я – концепция», т. е. представление индивида о самом себе (реальное «Я»). Наряду с этим существует «идеальное Я» – система ценностей и свойств, которые личность хотела бы иметь. От взаимоотношений «Я – концепции» и «идеального Я» зависит глубинная структура личности: доверие или недоверие к самому себе, позитивные или негативные переживания реального опыта. Для личностного роста необходима достаточная согласованность «Я – концепции» и опыта, с одной стороны, «Я – идеального» и «Я – реального» – с другой. Все стороны «Я» должны составлять единую систему. Согласно Г. Олпорту, структура личности представляет собой иерархическую упорядоченность ее черт. Одна черта не может детерминировать все поведенческие акты. Врожденные диспозиции, по Олпорту, являются ведущими. В изучении личности известное место занимает диспозиционное направление. В его основе лежат две основные идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т. е. черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, события и жизненного опыта. В самом деле суть личности определяется теми склонностями, которые люди проносят через всю жизнь, которые принадлежат им и неотъемлемы от них. Вторая основная идея диспозиционального направления основывается на том факте, что нет 2-х людей, в точности похожих друг на друга. Г. Олпорт, наиболее влиятельный приверженец диспозиционального направления, полагал, что каждая личность уникальна, и что ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Большое внимание он уделял и тому, каким образом на поведение человека влияют когнитивные и мотивационные процессы. Эта теория представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению человеческого поведения. Наиболее утвердившейся основой типологии личности является дихотомия – интроверсия – экстраверсия (см. Интроверсия. Экстраверсия). Однако было бы упрощением понимать ее просто как существование двух категорий людей. Личность одновременно и продукт, и процесс развития. Свобода Л. порождает ответственность и тем самым ограничивает себя.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
5.42 мб

Личностные особенности осужденных с разным пенитенциарным статусом

Ашрапова Ралина Рифовна
В статье рассматривается проблема сокращения рецедива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы.
Читать PDF
218.07 кб

Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов

Коробицин Дмитрий Викторович
Дан обзор теоретических подходов к изучению личностных особенностей, детерминирующих низкий социометрический статус студентов.
Читать PDF
177.82 кб

Изменение социального и личностного статуса курсантов речного училища г. Омска

Михайлова Лариса Борисовна
Статья посвящена анализу социального положения курсантов речного училища г. Омска. Отмечены основные тенденции и показатели социального поведения учащихся, подкрепленные данными статистических исследований.
Читать PDF
1.57 мб

Особенности эмоционально-личностного статуса пациентов с центральной серозной хориоретинопатией

Щуко А.А., Юрьева Т.Н., Ярославцева И.В.
Проведен анализ результатов психофизиологического обследования пациентов с центральной серозной хориоретинопатией (ЦСХР). Для пациентов с ЦСХР свойственна выраженность психопатологической симптоматики.
Читать PDF
211.93 кб

Структура личностного смысла представлений о себе как об отце мужчин с разным семейным статусом

Манеров Р. В.
В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования структуры личностного смысла представлений об отце мужчин с разным семейным статусом.
Читать PDF
1.89 мб

Особенности личностно-психологического статуса и отдаленных результатов лечения пациентов с осложнен

Петров С. В., Петрова Н. Н., Мавиди И. П., Хохлова И. М.
B статье обсуждаются вопросы внедрения методов медицинской психологии в клинику соматических заболеваний.
Читать PDF
236.68 кб

Анализ нейропсихологических нарушений, вегетативного статуса и личностных характеристик разных групп

Степанова М. М., Гончаренко А. И.
Читать PDF
384.31 кб

Особенности социализации, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школь

Аверьянова Н. И., Ханова Н. А.
Проведен сравнительный анализ социального статуса, нервно-психического развития, личностного психологического статуса и школьной успеваемости подростков, проживающих в замещающих семьях, детском доме и биологических семьях.
Читать PDF
466.09 кб

Оценка вегетативного статуса спортсменов лыжников с различной гендерной принадлежностью и личностной

Власенко Р.Я., Антипов А.П., Шабаев В.С.
Читать PDF
125.13 кб

Анализ нейропсихологических нарушений, вегетативного статуса и личностных характеристик разных групп

М.М. Степанова, А.И. Гончаренко
Проблема развития деменции, как одного их тяжелых последствий сосудистых заболеваний головного мозга, занимает одно из ведущих мест среди проблем когнитивных нарушений при разных неврологических заболеваниях.
Читать PDF
1.38 мб

Особенности личностного развития и эмоционально-психического статуса как причина возникновения синдр

Хегай А. Н., Искакова З. А., Байсеркеева Г. Т.
Психологический конфликт, возникающий при эмоциональном стрессе, опосредованно через форми-рующееся на его фоне перманентное эмоциональное напряжение приводит к значительным функциональным сдвигам в разных системах организма и, пр
Читать PDF
120.12 кб

Личностно-социально-профессиональный статус специалиста как базовый фактор интеграции гуманитарной и

Арсланов А. Ф.
The article is about some versions of performing the integration of humanitarian and professional training of students of educational establishments of the Ministry of the Interior Affairs.
Читать PDF
332.67 кб

Влияние личностно-ориентированных спортизированных форм занятий на психологический статус студентов

Кишинский Андрей Александрович, Гаськов Алексей Владимирович, Дугарова Туяна Цыреновна, Пружинина Марина Викторовна
В статье рассматривается проблема эмоционального неблагополучия студентов в процессе обучения. И хотя важно то, какими знаниями и в каком объеме будет владеть студент, но не менее значимо и его психоэмоциональное состояние.
Читать PDF
276.95 кб

Коммуникативно-речевой и личностный статусы учащихся старших классов с нарушениями речи как субъекто

Игнатьева С. А.
В статье представлены результаты психолого-педагогического исследования состояния речевого, коммуникативного и личностного развития учащихся 8-10 классов с тяжелыми нарушениями речи как субъектов общения.
Читать PDF
385.88 кб

Взаимосвязь статусно-ролевых и индивидуально-личностных детерминант качества принятия решений спортс

Василенко Светлана Владимировна
В статье рассматриваются детерминанты (факторы) качества принятия решений волейболистами, футболистами, баскетболистами: индивидуально-личностные (мотивация достижения успеха, самооценка, готовность к риску, рациональность); социа