ПЕРЕНОС

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПЕРЕНОС
(в психоанализе) - смещение чувств пациента или клиента на психолога или врача, занимающегося его лечением.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

Перенос
Displacement) . Переключение агрессии с источника фрустрации на другую мишень. Обычно новая мишень безобиднее или более социально приемлема.

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

Перенос (трансфер)
процесс, посредством которого бессознательные желания переходят на те или иные объекты в рамках определенного типа отношений, установившихся с этими объектами.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Перенос
Transference). В концепции Хорни - это манера поведения пациентов по отношению к психоаналитикам в зависимости от структуры их характера, а не перенос на аналитика чувств и переживаний детства.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Перенос
Возникающая в ситуации лечения иллюзия, которая связана с каким-либо другим лицом и без ведома объекта повторяет в некоторых признаках отношение к какой-то значительной фигуре собственного прошлого.

Источник: Хайгл-Эверс А.,Хайгл Ф.,Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии

ПЕРЕНОС
влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Перенос
transference) - согласно теоретикам психодинамики, процесс, при котором пациенты во время психотерапии ведут себя с терапевтами так, как они вели или ведут себя с людьми, занимающими важное место в их жизни.

Источник: Р. Комер. Общая психология. 2007

ПЕРЕНОС
смещение аффекта) - термин психотерапии, описывающий ситуацию, в которой пациент воссоздает чувства и конфликты из собственной жизни (особенно ранние чувства по отношению к родителям), а затем переносит их на терапевта.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

Перенос
трансфер) — процесс, при котором на аналитика переводится чувства, представления, желания и т. д., связанные со значимыми людьми из прошлого. В актуальной ситуации на аналитика реагируют так, как на объект из своего окружения.

Источник: Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1999

ПЕРЕНОС
projection) - (в психологии) приписывание собственных качеств другим людям. Это является одним из защитных механизмов у человека. Люди, которые не выносят своих собственных чувств (например, гнева), могут справиться с ними, представляя, что другие люди испытывают те же самые чувства.

Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001

ПЕРЕНОС
психоаналитический термин, обозначающий особое эмоциональное отношение между психотерапевтом и пациентом, характеризующееся перенесением в процесс психоаналитического взаимодействия эмоционального опыта пациента, в частности проекцию на консультанта черт личности другого (значимого) человека.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Перенос
(англ. Transference). В психоанализе - процесс, при котором пациент начинает относиться к терапевту, как будто он/она является объектом прошлой жизни пациента (чаще всего они представляют личность родителя). При этом пациент может выражать любовь или ненависть, но они не соответствуют подлинной личности терапевта. Контраперенос (см.) - это реакция терапевта к пациенту, которая также основывается на отношениях прошлой жизни.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Перенос
общая творческая способность, позволяющая субъекту необычно и оригинально использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых непривычных условиях. Психологическая основа: имеющийся опыт различных видов деятельности (в том числе и творческих), накопленные в данном опыте способы решения разнообразных задач (в том числе и нестандартных); общие умственные действия обобщения и абстрагирования; беглость и гибкость мышления; высокие общие адаптивные возможности личности. (Тургель В. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

ПЕРЕНОС
аналитика на своего пациента. В этом, правильном, значении контр-трансфер является мешающим, искажающим фактором в лечении.
В расширенном значении - эмоциональное отношение аналитика к своему пациенту, включающее его реакцию на определенные моменты поведения пациента. По мнению Heimann (1950), Little (1951), Gitelson (1952) и других, такого рода контр-трансфер можно рассматривать как клинический катализатор, свидетельствующий, что эмоциональная реакция аналитика основана на правильной интерпретации истинных намерений и смысла поведения пациента.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ПЕРЕНОС
1. В психоанализе-смещение чувств пациента (клиента) на врача-психиатра (психоаналитика), который занимается его лечением. 2. В психологическом консультировании-перемещение чувств клиента с того человека, о котором он говорит в своей исповеди, на психолога-консультанта. 3. В педагогической психологии-использование каких-либо знаний, умений, навыков для решения новой задачи в условиях, отличающихся от тех, в которых они первоначально возникли и сформировались (например, П. однажды найденного решения на новые задачи и условия). См. исповедь, клиент, консультирование психологическое, контрперенос, пациент, психоанализ, психология педагогическая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Перенос
переключение агрессии с источника фрустрации на другой объект, более безопасный или социально приемлемый для агрессора. В зависимости от объекта различают перенос агрессии на неодушевленные или одушевленные предметы, перенос агрессии на лицо, не участвующее в конфликте. Направленность переноса определяет появление таких его разновидностей, как перенос агрессии в конструктивное/деструктивное русло. Перенос агрессии некоторыми исследователями считается аномальным способом компенсации негативных эмоций. В контексте психоанализа предлагается понятие негативного переноса, когда агрессия в форме гнева, антипатии, ненависти или презрения переносится на психоаналитика. (Р.Р. Гринсон).

Источник: Словарь терминов агрессии и насилия

ПЕРЕНОС
англ. transfer) - улучшение или ухудшение выполнения (освоения) некоторого действия под влиянием предшествующего выполнения (освоения) другого; соответственно различают положительный и отрицат. П. (проактивное облегчение и торможение). Нередко термин "П." употребляется только в значении "облегчение", что, вероятно, связано с количественным преобладанием исследований этого эффекта. В еще более узком смысле "П." понимается как ускорение процесса выработки одного навыка под влиянием приобретения др. Внешне эти навыки м. б. совершенно не похожи друг на друга (напр., езда на велосипеде и бег на коньках), но иметь при этом скрытое общее свойство (сохранение динамического равновесия), которому соответствует один и тот же автоматизм. Ср. Интерференция навыков. (А. И. Назаров.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ПЕРЕНОС
влияние ранее сформированного стереотипного действия (навыка) на овладение новым действием, на новые отношения (=> перенесение). Обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием.
Механизм переноса заключается в выделении субъектом т не обязательно осознанно - общих моментов в структуре освоенного и осваиваемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, тем легче и шире перенос. Можно сказать, что мера переноса зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия (-> действие: основа ориентировочная). Перенос незначителен в случае ориентирования не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные.
Переносу могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в коей происходит освоение или применение действия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ПЕРЕНОС
1. Свободное и общее значение – процесс, посредством которого опыт решения одной задачи оказывает влияние (либо положительное, либо отрицательное) на выполнение другой, отличной от первой задачи. Основное понятие здесь – то, что знания или умения, приобретенные при решении первой задачи, либо облегчают, либо осложняют выполнение последующей задачи. Так как этот термин очень общий, часто используются уточняющие слова, чтобы обозначить определенный рассматриваемый тип переноса. 2. Передача, замещение или "перенесение" эмоции или аффективной установки с одного человека на другого человека или объект. 3. В психоанализе – смещение чувств и установок, применяемых для других людей (обычно родителей человека, но может быть и сиблингов, супруга и т.д.), на аналитика. 4. Эмоциональное состояние, которое возникает в результате процесса 3. Перенос здесь часто определяется как либо положительный, либо отрицательный, в зависимости оттого, развивает ли человек приятные или враждебные установки в отношении аналитика. Обратите внимание, что многие авторы рассматривают перенос как состояние, которое является повсеместным в человеческом взаимодействии. Его заметное положение в психоанализе, как они утверждают, относится просто к намеренной нейтральности аналитика, которая позволяет переносу проявляться более однозначно.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРЕНОС
это воздействие уже ранее сформировавшегося навыка, операционального действия, на овладение новыми операционально-инструментальными действиями, навыками, а сами модусы-приемы освоения-овладения определенного действия, могут либо ухудшаться, либо улучшаться под влиянием предшествующей референции-исполнения-освоения того или иного навыка, действия, поэтому и есть основание дифференцировать П. на две формы: а) П. положительно-динамичной интерпретации и б) П. отрицательно-деструктивной интерпретации; форма а) — это автоматизированное усвоение-облегчение, имплицированное экстенсивно-количественным задействованием эффекта переноса; форма б) — это релаксивно-деструктивная форма эффекта-переноса, поскольку не репродуцируется выработка одного кавыка или же действия, поскольку доминирующим аспектом выступает, в этом негативном случае, влияние другого навыка, а генерация-репродукция нового навыка, тем самым, обструктируется-блокируется; заметим, что матрицоэффекты П. зависят от ментальных процессов субъекта, от его ориентации в бытии, а тех целей-задач, кои преследует сам индивид, в корреляте с экстероситуативными факторами, а мультиматрицам переноса могут быть подвержены любые модели действия, навыка, в зависимости от сложности-не-сложности операционально-инструментальных акций, продуцируемых субъектом в социуме, в коммуникациях.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

Перенос (трансфер)
психоаналитическое понятие, обозначающее особый вид отношений с личностью, особый тип объектных отношений, главной характеристикой которых является переживание некоторых чувств по отношению к личности, которые не подходят к ней и которые в действительности обращены к другой личности, т. е. на личность в настоящем реагируют так, как будто это личность из прошлого [Гринсон (6), с. 178]. Гештальт-терапия не отрицает явление переноса, но относится к нему по-другому, нежели психоанализ. С точки зрения гештальт-подхода, явление переноса не аннулирует реальность актуального контакта, но делает клиента более чувствительным к определенным деталям поведения терапевта. Гештальт-терапевт не стремится намеренно вызвать перенос, более того, тип клиент—терапевтических отношений, разработанный в гештальт-терапии, призван минимизировать явление переноса, однако гештальт-терапевт работает с переносом, если последний возникает. С точки зрения гештальт-терапии важно не выяснение исторических корней трансфера, а исследование процесса, того, как перенесение прерывает контакт (см. контакт) здесь-и-теперь (см. актуальность). Перенос рассматривается как следствие потери функции Эго (см.), он проявляется на контактной границе в виде механизмов защиты (см. сопротивление). Литература: [5, с. 145-159; 6, с. 178; 17, с. 75-77; 22, с. 21-22; 30, с. 12; 33]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

Перенос
психологический механизм: 1. Распространения мыслей и чувств пациента на врача (психолога), при этом перенос может быть: а) позитивным — как привязанность к врачу (психологу); б) негативным — как необоснованная агрессия к врачу (психологу), перенос беспокойства на него. 2. Формирования психологической связи между врачом (психологом) и пациентом, которая восполняет дефицит связи больной личности с окружающим миром. 3. Своеобразная опора личности на врача (другого авторитетного человека) как на регулятор ее поведения при трудных ситуациях и состояниях, когда резко падает способность к саморегуляции, возможности принятия самостоятельных решений. В этом случае другая личность осуществляет руководство поведением субъекта. Благодаря этому процесс адаптации значительно облегчается. а) Возврат личности в трудной ситуации к прежним шаблонам поведения, которые в прошлом были адекватны для разрешения возникавших трудностей, но в настоящее время уже являются неадекватными ситуации, возрасту личности, уровню ее развития и т. д.; б) отделение, отграничение болезненных переживаний от собственного «Я»; в) позитивным — как привязанность к врачу (психологу); г) развитием «силы» в одной области деятельности (или одного какого-либо качества) для восполнения «слабости» в другой (замещенные виды деятельности); д) способ активной интеллектуальной переработки эмоциональных конфликтов;

Источник: Баженов В.Г., Баженова В.П. Психологические механизмы коррекции девиантного поведения школьников. 2007

ПЕРЕНОС

En.: Transference
В некоторых случаях при гипнотическом взаимодействии могут проявляться элементы давнего прошлого (Petot, 1990), и периодически возникает вопрос, должен ли использоваться в гипнозе термин «перенос».
Лучше всего нашу точку зрения выразил Рустан (Roustang, 1990): «Когда используется гипноз, анализировать перенос нет никакой нужды, поскольку внимание занято вовсе не тем, какие формы принимает отношение к терапевту. В психоанализе, напротив, это необходимо, поскольку трансферентная связь является главным средством выявления того типа отношений, который пациент воспроизводит в своей жизни постоянно, то есть формы его невроза; к тому же такое выявление - основная цель метода. Гипнотерапия в манере Милтона Эриксона направлена в основном на то, чтобы пациент превратил свою пассивность по отношению к симптомам в активность. Гипноз - всего лишь пространство, в котором он испытывает свою реальную ситуацию, для того чтобы овладеть ею. [...] Терапевт здесь присутствует не для того, чтобы терпеливо ждать, пока у пациента возникнут свободные ассоциации и в награду за ожидание завяжется трансфер. Он [Эриксон] не перестает давать пациенту свободу действовать сейчас, в меру своих возможностей, для того, для чего он пришел, а именно для изменения своего существования».
Милтон Эриксон, имевший обыкновение пользоваться только теми понятиями, которые необходимы для его практики, к понятию трансфера (или переноса) остался безразличен.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Перенос
«Это странно, что пациент реинкарнирует в своем психоаналитике персонажа прошлой жизни» (Фрейд). Иногда бывает еще более странно… «Я пришла вновь увидеть вас…» Еле выговорив свои первые слова, Бланш замолкает, сильно взволнованная, будто пораженная. Это ее первая встреча с психоаналитиком, она впервые видит перед собой молчаливого мужчину и первые ее слова оказались ляпсусом, оговоркой, уже своего рода способом сказать то, чего не знаешь . – Вновь увидеть меня? Она тут же вспоминает своего отца, «мужчину, похожего на Конрада», говорит она, не просто умершего, но незнакомого и исчезнувшего, навсегда уехавшего в путешествие, и лишь краткое письмо известило их о его смерти на противоположном конце света. Когда перенос в состоянии взбудоражить бессознательное, привести его в действие, разбудить страсти и заставить их играть, превратить прошлое в настоящее, повторять то, чего никогда не было и никогда не имело места, разве что только в фантазме – воссоединение дочери и отца, – когда такое случается, слово «реинкарнирнация» не кажется преувеличением. Перенос – это загадка, которая является одновременно и двигателем, и вектором психоанализа. Желая проиллюстрировать свое изумление перед вторжением переноса (что бы при этом ни повторялось, любовь или ненависть, удовольствие или отчаяние …), Фрейд ссылается на такую картину: внезапный пожар в театре прерывает спектакль. Однако для того, чтобы это сравнение имело смысл, следует уточнить, что именно пьеса, которую играют на сцене, и спровоцировала пожар! Перенос не появляется извне, условия для его возникновения создаются аналитической ситуацией, она пожинает то, что сеет: и той манерой поведения, когда аналитику нужно отстраниться и отсутствовать, отказываясь от обычных форм общения, и молчанием, и уединением в своем кресле, и стиранием собственной персоны… открытой демонстрацией отказа от вмешательства в реальность, нежеланием давать советы – психоаналитик преподносит себя как пространство для проекций, как призыв к переносам. «Пространство», которое не может не взволноваться тем, что получает; «контрперенос» как нельзя лучше нам это показывает.

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ПЕРЕНОС
влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. П. обнаруживается в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Механизм П. заключается в выделении субъектом (не обязательно осознанно) общих моментов в структуре освоенного и освояемого действий. Чем отчетливее выделяются эти сходные моменты, чем легче и шире П. Можно сказать, что мера П. зависит от полноты ориентировки субъекта на критерии и основания выполнения действия (см. Ориентировочная основа действия). П. незначителен в случае ориентировки не на существенные, основополагающие отношения, а на внешние, ситуативные. П. могут подвергаться любые компоненты действия, а также той ситуации, в которой происходит освоение или применение этого действия. Одним из частных проявлений П., имеющих большое значение для инженерной психологии и психологии труда, является П. навыков. Основным его условием считается во многих случаях сходство или даже тождество выполняемых рабочих движений; новые навыки включают в себя движения, сходные с теми, которые уже были освоены при овладении прежним навыком. Необходимо отметить, что П. навыков особенно успешно происходит в том случае, если человек ясно понимает и может обобщить черты сходства старого и нового навыков. Другое условие П. состоит в том, что любой навык, которым овладевает человек, оказывает общее влияние на его психику. Успешное обучение одному навыку создает уверенность в своих силах, повышает интерес к работе. Кроме того, формирование определенного круга навыков способствует обострению восприятия у человека. Он уже быстрее и легче начинает ориентироваться в рабочей обстановке, быстрее «схватывать» особенности и последовательность действий. Большое значение для П. навыков имеет тренировка двигательного анализатора. Приобретая в процессе обучения способность различать направление, силу, величину, длительность и другие признаки движений, человек начинает быстрее различать эти признаки и при овладении новыми навыками. Этот опыт образует общую культуру движений и ощущений, от которой в значительной степени зависит успешность овладения любым навыком. В некоторых случаях П. навыков может носить отрицательный характер (см. Взаимодействие навыков).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ПЕРЕНОС

Перемещение паттернов чувств, мыслей и поведения, первоначально относившихся к значимым людям из детство, но человека, включенного в текущие межличностные отношения. Поскольку процесс переноса большей частью является бессознательным, пациент не воспринимает различные источники переноса и связанных с ним фантазий, установок и чувств (таких, как любовь, ненависть и гнев). Феномен переноса проявляется неожиданно для субъекта и может вызывать состояние дистресса. Исходными фигурами, с которых переносятся такие эмоциональные паттерны, чаще всего являются родители, но нередко в качестве источников переноса выступают братья и сестры, бабушки и дедушки, учителя, врачи, о также герои из детства.
Перенос представляет собой форму объектных отношений и, как любые объектные отношения, он воспроизводит первые детские привязанности и имеет, универсальный характер. Помимо аналитической ситуации перенос может проявляться в самых разных условиях: при других формах психотерапии, при лечении соматических заболеваний, в школе, на работе и в социальном взаимодействии. Тем не менее наиболее отчетливо и интенсивно перенос проявляется в процессе психоанализа. Возможно, это объясняется тем, что пациент начинает терпимо относиться к дериватам детских компромиссных образований, которые подвергаются переносу. Кроме того, условия абстиненции и фрустрации, присущие процессу анализа, содействуют регрессии к инфантильной структуре личности, что, в свою очередь, способствует проявлению переноса. Относительная анонимность аналитика облегчает перенос но него активированных детских представлений. В отсутствие информации о качествах аналитика и его личной жизни пациент создает фантазии, в целом не испорченные восприятием настоящего. Пациент настолько сосредоточивается на фигуре аналитика, что развивается невроз переноса, воссоздающий картину детского невроза. Перенос - понятие динамическое; в процессе анализа он меняется, а потому аналитик может репрезентировать разных людей из прошлого пациента.
Не все реакции на аналитика являются переносом. Некоторые из них возникают в ответ на его установки или актуальное поведение.
Перенос может быть причиной сильнейшего сопротивления анализу, но может быть также его верным союзником. Ибо благодаря интерпретации переноса пациент убеждается в правильности выявленных взаимосвязей и реконструкций, сделанных в процессе аналитического лечения.
Перенос непременно отражает переплетение чувств любви и ненависти, и поэтому его проявления часто бывают амбивалентными. Тем не менее следует различать негативный перенос и позитивный. Эти термины относятся к качеству проявлений (агрессивным и враждебным или дружеским и доброжелательным), преобладающих в данный момент анализа. В практической работе весь спектр аффективных реакций может переживаться в контексте переноса. То, что принято называть "желательной' частью переноса, относится к тому, что способствует аналитическому успеху, позволяет пациенту начать работу и содействовать процессу лечения. Однако, как показывает опыт, в процессе анализа такие проявления могут менять свое значение и присоединяться к сопротивлению.
Анализ и интерпретация содержания переноса имеют большое значение для терапевтического процесса. Более того, некоторые авторы утверждают, что изменений можно добиться только с помощью интерпретации переноса. В процессе лечения перенос может заметно меняться, однако вряд ли он полностью исчезает. Сомнительно также, что его полное устранение является необходимым для успешного анализа.
Перенос - автоматическое, бессознательное воспроизведение переживаний - отличается от рабочего или терапевтического альянса, представляющего собой сознательное взаимодействие между аналитиком и пациентом. В таком альянсе пациент идентифицируется с целями и методами аналитической терапии и понимает необходимость генетического инсайта. Желание пациента сотрудничать дополняется стремлением аналитика (концептуализируемым как его рабочее Я) помочь ему достигнуть инсайта, понимания и сознательного контроля. Такой альянс предполагает терапевтическое расщепление Я пациента: одна часть Я отщепляется и наблюдает за частью, которая переживает. Прочный терапевтический альянс часто является необходимым условием продолжения анализа в период выраженного негативного переноса.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ПЕРЕНОС
перенесение, трансфер). Перенос пациентом на психоаналитика чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Первоначальные источники реакций П. - значимые люди ранних лет жизни ребенка. Обычно это родители, воспитатели, с которыми связаны любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и соперники. Реакции П. могут обусловливаться более поздними отношениями с людьми, и даже современниками, но тогда анализ вскроет, что эти позднейшие источники вторичны и сами произошли от значимых лиц раннего детства.
Реакции П. в позднейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежавшие родителям. Следовательно, возлюбленные, руководители, учителя, актеры, психотерапевты и знаменитости особенно активизируют П. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций П. В повседневной жизни П. возникает самопроизвольно, в том числе в отношениях больного к врачу. Явление это главным образом бессознательное. П. может переживаться как эмоции, побуждения, фантазии, отношения, идеи или же защиты против них, которые всегда неуместны, неподходящи в настоящем, тогда как в прошлом были вполне адекватными реакциями.
Больной переносит на врача гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств. В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые) П. может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями. Ту часть своей жизни, которую больной не может вспомнить, он снова переживает в своем отношении к врачу. Так, П. на врача интенсивных нежных чувств не может быть объяснен ни поведением врача, ни сложившимися во время лечения взаимоотношениями. П. иногда проявляется в бурном требовании любви, иногда в более умеренных формах; вместо желания быть возлюбленной у молодой девушки может возникнуть желание стать любимой дочерью старого мужчины. У пациентов-мужчин дела обстоят несколько иначе. Та же привязанность к врачу, та же переоценка его качеств, та же поглощенность его интересами, та же ревность по отношению ко всем, близким ему, но чаще, чем у женщин, наблюдается враждебный, или негативный, П. Враждебность, так же как и нежность, означает чувственную привязанность, подобно тому как упрямство - ту же зависимость, что и послушание, хотя и с противоположным знаком.
Фрейд (Freud S.), описавший явление П. и сделавший его предметом научного изучения, исключает подчинение подобным, исходящим из П., требованиям пациента. П. преодолевается указанием больному на то, что его чувства не вызваны данной ситуацией и относятся не к личности врача, а повторяют то, что с ним уже было раньше. Таким образом, повторение необходимо превратить в воспоминание. Тогда П. (нежный или враждебный), казавшийся значительной помехой лечению, становится лучшим его орудием, открывающим самые сокровенные тайники душевной жизни. П. является носителем жизненно важной информации о прошлом пациента, о его репрессированной истории.
Фрейд использовал термин "невроз переноса", чтобы описать совокупность реакций П., когда анализ и психоаналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт больного вновь оживает в психоаналитической ситуации. Такое исключительное, центральное значение П. имеет при истерии, неврозе страха и неврозе навязчивых состояний, объединяемых поэтому под названием "невроз переноса".
Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, который может быть разрешен путем психоанализа, а врач при этом играет роль катализатора. П. следует рассматривать как новый вариант старой болезни, новый невроз, заменивший первый. Здесь, однако, можно видеть возникновение и развитие этого нового невроза, хорошо разобраться в нем, так как врач находится в центре как объект. Все симптомы больного лишились своего первоначального значения и приспособились к новому смыслу, имеющему отношение к П. Преодоление этого нового, искусственного невроза и означает освобождение от болезни. Человек, ставший нормальным по отношению к врачу и избавившийся от действия вытесненных влечений, остается таким и в обычной жизни, когда врач отстраняется.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2000

ПЕРЕНОС
Transference; Ubertragung) - частный случай проекции при описании бессознательной эмоциональной связи, возникающей у анализанда по отношению к психоаналитику.
"Бессознательные содержания вначале неизменно проектируются на конкретных людей и конкретные ситуации. Многие из проекций, в конце концов, возвращаются обратно к индивиду, как только он распознал их субъективное происхождение; другие же противятся такой интеграции: их можно отделить от первоначальных объектов, по тогда они переносятся на доктора. Среди таковых важную роль играет связь с родителем противоположного пола, т. е. связь сына с матерью, дочери с отцом, а также брата с сестрой" (CW 16, par. 357: ЮПП, пар. 357).
Перенос может быть положительным или отрицательным. К первом случае возникает чувство привязанности и почтения, во втором - враждебности и сопротивления.
"Для одного типа личности (называемого инфантильно-протестующим) положительный перенос является - для начала - важным достижением с исцеляющим эффектом; для другого (инфантильно-послушного) он - опасное отступничество, удобный способ избегнуть, ускользнуть от жизненных обязательств. Для первого отрицательный перенос означает расширение неповиновения, а, следовательно, отступничество и уклонение от жизненных обязательств, для второго - это шаг в направлении исцеления" (CW 4, par. 659; КП, пар. 659).
Юнг не рассматривал перенос только как проекцию инфантильно-эротических фантазий. Хотя они и могут присутствовать в начале анализа, но впоследствии путем редукции распадаются и исчезают. И тогда главной темой и путеводной нитью становится цель переноса.
"Исключительно сексуальная интерпретация сновидений и фантазий - серьезное насилие над психологическим материалом пациента: инфантильно-сексуальная фантазия еще никак не вся история, а психологический материал содержит также и творческий элемент, цель которого наметить путь выхода из невроза (CW 16, par. 277; ЮПП, пар. 277).
"Вообще же, хотя перенос несомненно играет важную роль в анализе, когда он имеет место, эта роль в смысле терапевтического эффекта может быть самой разной.
Явление переноса - неизбежный спутник любого полноценного анализа, поскольку необходимо, чтобы доктор мог как можно яснее разглядеть направление личностного развития пациента" (там же, par. 283).
"Мы работаем не с "переносом на аналитика", а против него и несмотря на него" (CW 4, par. 601, КП, пар. 601).
"Перенос никогда не бывает преимуществом, он всегда - помеха (АП, с. 104). Медицинское лечение переноса дает пациенту бесценную возможность изъять обратно свои проекции, извлечь пользу из своих потерь и интегрировать свою личность" (CW 16, par. 420, ЮПП, пар. 420).
"Профессионально подготовленный психоаналитик посредничает в деле появления трансцендентной функции у пациента, т. е. помогает ему свести вместе сознание и бессознательное и таким путем прийти к новой установке. В этой функции аналитик соответствует одному из важных значений переноса. С помощью последнего пациент прилипает к тому лицу, которое кажется пациенту обещающим обновление установки; он стремится к изменению, которое для него жизненно важно, даже если он и не осознает, что поступает именно так. Поэтому для пациента аналитик представляется фигурой незаменимой, абсолютно необходимой для жизни" (CW 8, par. 146).
Все то бессознательное и нуждающееся в здоровом функционировании, что пребывает в анализанде, спроектировано на аналитика. Оно включает архетипические образы целостности с тем результатом, что аналитик получает статус мана-личности. В задачу анализанда входит понимание таких образов на субъективном уровне; иными словами, пациент должен образовать в себе внутреннего аналитика.
Важным целеполагающим элементом в переносе является эмпатия. С помощью эмпатии анализанд пытается подражать изначально более здоровой установке аналитика и тем самым выйти на более значимый уровень адаптации. Юнг считал, что анализ переноса крайне важен для возвращения спроектированных содержаний, необходимых для индивидуации анализанда. Но он также указывал, что даже после того, как проекции возвращены назад, между двумя сторонами остается сильная связь. И эта связь есть результат инстинктивного фактора, имеющего в современном обществе свой выход, нечто вроде отдушины: родственное либидо.
"Сегодня каждый оказывается незнакомцем среди незнакомцев. Родственное либидо, которое все еще вызывает удовлетворяющее чувство совместной принадлежности друг другу, как, например, в раннехристианских общинах, давно лишилось своего объекта. Но, оставаясь инстинктивным, оно никак не удовлетворено любой простой заменой, такой, скажем, как общая вера, партия, нация или государство. Оно взыскует человеческой связности. Это - ядро всего явления переноса, и это совершенно невозможно оспорить, поскольку отношение с самостью есть тотчас же отношение с равным себе человеком, но никто не может быть связан с последним, пока он не связан с самим собой" (CW 16, par. 445; ЮПП, пар. 445).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ПЕРЕНОС (ТРАНСФЕР)
в широком смысле универсальное явление, наблюдаемое в отношениях между людьми и состоящее в перенесении чувств и привязанностей друг на друга; в узком смысле – процесс, характеризующийся смещением бессознательных представлений, желаний, влечений, стереотипов мышления и поведения с одного лица на другое и установлением таких отношений, когда опыт прошлого становится моделью взаимодействия в настоящем. В психоанализе под переносом понимается, как правило, процесс воспроизведения переживаний и эмоциональных реакций, ведущий к установлению специфического типа объектных отношений, в результате которых ранее присущие пациенту чувства, фантазии, страхи и способы защиты, имевшие место в детстве и относившиеся к значимым родительским или замещающих их фигурам, перемещаются на аналитика и активизируются по мере осуществления аналитической работы.
   Первоначальное представление о переносе сложилось у З. Фрейда до того, как он сформулировал основные психоаналитические идеи. Это представление возникло у него в процессе размышлений над клиническим случаем Анны О., о котором ему рассказал австрийский врач Й. Брейер (1842–1925). При лечении молодой девушки в 1880–1882 годах Й. Брейер столкнулся с непонятным и испугавшим его явлением, когда асексуальная, как ему казалось, пациентка в состоянии невменяемости изображала роды и во всеуслышание заявляла, что ждет ребенка от своего лечащего врача. Шокированный подобным поведением девушки, Й. Брейер сделал все для того, чтобы успокоить пациентку, с которой он общался на протяжении двух лет. Но с этого момента он перестал быть ее лечащим врачом и постарался забыть о неприятном для него инциденте.
   В более простой, но не менее щепетильной ситуации оказался и З. Фрейд. Когда однажды его пациента, вышедшая из гипнотического состояния, бросилась ему на шею, он был шокирован не менее, чем Й. Брейер. Но в отличие от Й. Брейера он серьезно задумался над тем необычным явлением, с которым ему пришлось столкнуться во время терапии. Он не считал себя настолько неотразимым мужчиной, чтобы ни с того ни с сего зрелая женщина бросалась ему на шею. В необычном для терапии эпизоде он усмотрел психическое явление, связанное с перенесением на него как на врача интенсивных нежных чувств пациента. Это было открытием того явления переноса, которое с необходимостью возникает в процессе аналитической работы.
   В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на то, что в процессе анализа у пациентов возникают различные чувства по отношению к врачу, которые могут препятствовать терапии и которые возникают в трех случаях: при личном отчуждении, когда пациент чувствует себя оскорбленным; в случае появления страха, когда пациент настолько привыкает к личности аналитика, что утрачивает свою самостоятельность по отношению к нему; в том случае, когда пациент боится, что перенесет на аналитика мучительные представления, возникающие из содержания анализа. По мнению З. Фрейда, последняя ситуация наблюдается часто, а в некоторых анализах она становится регулярным явлением. «Перенос на врача происходит благодаря неправильному связыванию».
   Перенос подобного рода З. Фрейд расценил как сопротивление, которое требуется устранить в процессе анализа. Иллюстрируя данное положение, он сослался на конкретный случай проявления истерического симптома одной из его пациенток, причиной возникновения которого явилось имевшееся у нее многие годы бессознательное желание, чтобы один мужчина сердечно бы ее обнял и насильно поцеловал. Однажды, по окончании сеанса, такое же желание возникло у пациентки и по отношению к З. Фрейду, в результате чего она пришла в ужас, провела бессонную ночь и на следующем сеансе оказалась непригодной для работы. После того как З. Фрейд узнал препятствие и устранил его, аналитическая работа продолжилась дальше. На основании этого он пришел к выводу, что в процессе анализа «третье лицо совпало с личностью врача», у пациентки произошло «ложное соединение» и проснулся тот самый аффект, который в свое время заставил больную изгнать недозволенное желание. «Узнав это, – подчеркнул З. Фрейд, – я могу о каждом подобном посягательстве на мою личность предположить, что это опять был перенос и неверное соединение».
   В «Исследованиях истерии» З. Фрейд не только обратил внимание на возникновение феномена переноса в процессе терапии, но и наметил дальнейшее направление работы с ним, вытекающее из признания следующих положений: в каждом новом случае при возникновении переноса пациент становится «жертвой обманчивого впечатления»; ни один анализ нельзя довести до конца, если не знать, как встретить сопротивление, связанное с переносом; путь к этому находится, если взять за правило «устранять этот возникший симптом по старому образцу, как старый»; с обнаружением переноса увеличивается психическая работа аналитика, но если видеть закономерность всего процесса, то можно заметить, что «такой перенос не создает значительного увеличения объема работы»; важно, чтобы пациенты также видели, что «при таких переносах на личность врача дело идет о принуждении и о заблуждении, рассеивающихся с окончанием анализа»; если не разъяснять пациентам природу переноса, то у них вместо спонтанно развивающегося симптома появляется «новый истерический симптом», хотя и более мягкий. Впоследствии все эти идеи о переносе нашли свое дальнейшее развитие и конкретизацию во многих работах основателя психоанализа.
   В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд рассмотрел вопрос о том, как протекают процессы переноса в глубинах психики и высказал идею, согласно которой «та же потребность в перенесении, которую мы наблюдаем при анализе неврозов, проявляется и в сновидении». Речь шла о перенесении интенсивности бессознательных представлений на предсознательные представления. Такое перенесение может оставить без изменения представления из сферы бессознательного или же навязать ему модификацию благодаря содержанию переносимого представления. «Это и есть тот факт перенесения, который разъясняет столько различных явлений в психической жизни».
   В опубликованной в 1905 г. работе «Фрагмент анализа истерии (история болезни Доры)» З. Фрейд отметил особую роль переноса при аналитической работе, в процессе которой вновь оживает целый ряд ранних психических переживаний пациента, но не в виде воспоминаний, а в качестве актуального отношения к личности аналитика. Речь идет о возникновении не единичного переноса, а ряда переносов. «Это новые издания, копирование побуждений и фантазий, которые должны пробуждаться и осознаваться во время проникновения анализа вглубь с характерным для этого сплава замещением прежнего значимого лица личностью врача». Одни переносы по своему содержанию могут совершенно не отличаться от своего прототипа и выступать в качестве «перепечатки», «неизменного переиздания». Другие – могут испытывать смягчение своего содержания и благодаря сублимации представлять собой не перепечатку старого, а своеобразную «переработку».
   Основываясь на собственном опыте, З. Фрейд показал, что психоаналитик может потерпеть неудачу, если вовремя не заметит возникновение переноса у больного и не проведет соответствующую работу с ним. Именно это имело место при лечении Доры в 1899 году, когда после трех месяцев терапии пациентка ушла из анализа и когда, по собственному признанию З. Фрейда, ему «не удалось стать вовремя хозяином переноса» и он оказался «пораженным переносом». Подобный «негативный» результат терапии имел «позитивное» значение для исследовательской деятельности и способствовал более углубленному пониманию природы переноса и необходимости тщательной аналитической работы с ним.
   Во «Фрагменте анализа истерии» З. Фрейд выдвинул следующие важные положения: при аналитической терапии «перенос является чем-то появляющимся неизбежно»; перенос используется пациентами для построения препятствий, делающих недоступным материал, получаемый в курсе лечения; «психоаналитическое лечение не создает переноса, оно лишь открывает его, как и все остальное, скрытое в душевной жизни»; психоанализ не навязывает больным посредством переноса никаких новых усилий, которых бы они не осуществляли обычно; ощущение убеждения в верности конструируемых связях вызывается у пациентов «только после устранения переноса»; с переносом как «творением болезни» необходимо так же бороться, как и с прежними симптомами; в других видах терапии пациенты спонтанно воскрешают нежные и дружеские переносы, в то время как в психоанализе пробуждаются и враждебные чувства; «перенос, который рассматривался ранее в качестве наибольшего препятствия для психоаналитического лечения, становится и его самым мощным вспомогательным средством, если всякий раз его удается разгадать и перевести больному».
   Высказав эти соображения, З. Фрейд пришел к важному выводу, предопределившему дальнейшее развитие теории и практики психоанализа. Этот вывод сводился к тому, что «нельзя обходить работу с переносом, так как он применяется для построения всех препятствий, делающих недоступным материал, получаемый в курсе лечения, и потому что ощущение убеждения в верности конструируемых связей вызывается у больного только после устранения переноса».
   В работе «О психоанализе» (1910), в которой были представлены пять лекций, прочитанных З. Фрейдом в 1909 г. в Кларкском университете (США), куда он был приглашен по случаю празднования двадцатилетия со дня основания этого учреждения, содержалось несколько уточнений в связи с кратким освещением проблемы переноса. Прежде всего было подчеркнуто, что в процессе анализа у невротика всякий раз наблюдается неприятное явление переноса на врача целой массы нежных и часто смешанных с враждебностью стремлений, что связано не с реальными отношениями, а с давними, сделавшимися бессознательными желаниями и фантазиями. То, что больной не может вспомнить из своей прошлой чувственной жизни, снова переживается в своем отношении к аналитику и только благодаря такому переживанию он убеждается в существовании и могуществе «бессознательных сексуальных стремлений». Кроме того, в работе «О психоанализе» высказывалась мысль, в соответствии с которой «перенесение наступает при всех человеческих отношениях, так же как и в отношениях больного к врачу, самопроизвольно», оно является «истинным носителем терапевтического влияния» и психоанализ овладевает им, чтобы направить психические процессы к желательной цели. И наконец, З. Фрейдом отмечалось то обстоятельство, что явление переноса играет роль не только при убеждении больного, но также и при убеждении врачей, поскольку убежденность в своем мнении нельзя приобрести без того, чтобы «не иметь возможности на самом себе испытать действие перенесения».
   В работе «О динамике переноса» (1912), специально посвященной обсуждению этой проблемы, З. Фрейд предпринял попытку объяснения того, каким образом возникает перенос и какую роль он играет во время психоаналитического лечения. Он показал, что если потребность в любви не получает полного удовлетворения в реальности, то человек вынужден обращать на всякое новое лицо свои надежды, и, естественно, находящаяся в выжидательном отношении активная сила либидо обращается также и на личность аналитика, иначе говоря, она поставит аналитика в «один из психических рядов», созданных ранее больным. Перенос на врача может осуществиться по образу отца, матери, брата, сестры или какого-либо другого лица, с которым ранее больной находился в определенных отношениях. Причем при анализе перенос выступает в виде «сильнейшего сопротивления», в то время как вне анализа он является залогом успеха. Это объясняется тем, что в процессе анализа у пациента происходит оживление инфантильных образов, и поскольку аналитическое исследование натыкается на скрытую сексуальность, то силы, вызвавшие регрессию либидо, восстают против аналитической работы в форме различного рода сопротивлений. Однако для более ясного понимания того, почему перенос выступает в качестве сопротивления, необходимо, по мнению З. Фрейда, отличать «положительный» перенос от «отрицательного», перенос нежных чувств от враждебных и «отдельно рассматривать оба вида перенесения на врача». Положительный перенос трактовался им с точки зрения перенесения дружественных или нежных чувств, как приемлемых для сознания, так и продолжающихся в бессознательном. При этом он подчеркивал, что оказывающийся сопротивлением перенос является негативным или позитивным перенесением на аналитика вытесненных, бессознательных желаний. Необходимость преодоления феномена перенесения вызывает большие трудности для психоаналитика, но именно они оказывают неоценимую услугу, делая явными скрытые чувства больного.
   В последующих работах З. Фрейд неоднократно обращался к осмыслению проблемы переноса. В частности, в работе «Введение в лечение» (1913) он писал о том, что обнаружением переноса открывается путь к патогенному материалу больного, но касаться темы переноса не стоит до тех пор, пока пациент рассказывает и говорит все, что приходит в голову, то есть придерживается основного правила психоанализа. С этой наиболее щекотливой из всех процедур нужно подождать до того момента, когда перенос станет сопротивлением. В работе «Воспоминание, воспроизведение и переработка» (1914) им обращалось внимание на то, что вместо воспоминаний пациенты часто репродуцируют, воспроизводят имевшие место ранее переживания, прибегают к так называемому навязчивому воспроизведению, а перенос является только частью воспроизведения, представляющего собой «перенесение забытого прошлого не только на врача, но и на все другие области и ситуации настоящего».
   В статье «Замечания о любви в переносе» (1915) внимание З. Фрейда акцентировалось на положении и стратегии аналитика в процессе психоаналитической терапии и особенно в случае явного проявления пациентом любовного, эротического переноса на врача. Обсуждая эти вопросы, он высказал ряд идей, имеющих существенное значение для практики психоанализа: техника, исходящая из подготовки пациента к проявлению любовного переноса и тем более ускоряющая его появление, является бессмысленной; при соответствующем переносе уступка любовным требованиям пациента так же опасна для анализа, как и подавление их; нужно не отклоняться от любовного переноса, не отпугивать его и не ставить пациенту препятствия в этом отношении и в то же время стойко воздерживаться от ответных проявлений на него; необходимо «крепко держаться любовного перенесения, но относиться к нему как к чему-то нереальному, как к положению, через которое нужно пройти в лечении»; в случае, если у пациента наблюдается элементарная страсть, не допускающая никаких суррогатов, «приходится безуспешно отказаться от лечения и задуматься над вопросом, как возможны соединения наклонности к неврозу с такой неукротимой потребностью в любви»; следует терпеливо продолжать аналитическую работу с более умеренной или «опрокидывающей» влюбленностью с целью «открыть инфантильный выбор объекта и окружающие его фантазии»; нет оснований оспаривать характер настоящей любви у влюбленности, проявляющейся во время аналитического лечения, но следует иметь в виду, что она вызвана аналитическим положением, то есть психоаналитик вызвал эту влюбленность введением в аналитическое лечение для исцеления невроза и он «не должен извлекать из нее личных выгод».
   В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) З. Фрейд сформулировал ряд существенных положений, касающихся понимания природы переноса и его роли в психоаналитическом лечении. Среди них наиболее значимыми были следующие положения: перенос имеется у пациентов с самого начала лечения и какое-то время он представляет собой «самую мощную способствующую работе силу»; о нем нечего беспокоиться, пока он благоприятно действует на осуществляемый анализ; когда перенос превращается в сопротивление, на него следует обратить пристальное внимание; перенос может состоять из нежных или враждебных побуждений и он изменяет отношение к лечению; враждебные чувства проявляются позже, чем нежные, а их одновременное существование отражает амбивалентность чувств, господствующих в интимных отношениях к другим людям; при переносе аналитик имеет дело не с прежней болезнью пациента, а с «заново созданным и переделанным неврозом, заменившим первый»; преодоление нового искусственного невроза, или «невроза переноса», означает решение терапевтической задачи, то есть освобождения от болезни, которую начал лечить аналитик, поскольку «человек, ставший нормальным по отношению к врачу и освободившийся от действия вытесненных влечений, остается таким и в частной жизни, когда врач опять отстранил себя».
   В работах 20 – 30-х годов З. Фрейд соотнес перенос не только с сексуальностью, но и с влечением к смерти. Ранее высказанная им идея о навязчивом повторении нашла свое развитие в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), в которой на основании наблюдений над работой переноса и над судьбой отдельных людей он выдвинул гипотезу, что в психической жизни действительно имеется выходящая за пределы принципа удовольствия тенденция к навязчивому повторению и что «явления перенесения состоят, по-видимому, на службе у сопротивления со стороны вытесняющего «я». В «Автобиографии» (1925) З. Фрейд высказал две идеи: одна касалась его убеждения в том, что при шизофрении и паранойе отсутствует склонность к переносу чувств, или этот перенос становится целиком негативным, и, следовательно, невозможно психическое влияние на больного, то есть психоанализ оказывается неэффективным; другая – соотносилась с подчеркиванием того, что овладение переносом дается с особым трудом, но является «важнейшим элементом аналитической техники».
   В работе «Торможение, симптом и страх» (1926) он провел различие между такими видами сопротивлений Я, как вытеснение и «сопротивление из перенесения», которое, будучи по природе аналогичным первому, в анализе приводит к другим явлениям, поскольку ему удается установить связь с аналитической ситуацией или с личностью аналитика и таким путем снова ярко оживить вытеснение. В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) З. Фрейд обсудил некоторые аспекты проблемы переноса и высказал соображение относительно того, что «анализируемый человек не может разместить все свои конфликты в переносе, точно так же как аналитик не может пробудить в состоянии переноса все возможные конфликты влечения у пациента» и что вследствие отыгрывания защитных механизмов у пациента могут «возобладать негативные переносы», которые способны полностью устранить аналитическую ситуацию.
   Одно из наиболее подробных описаний переноса содержалось в автобиографическом эссе З. Фрейда, в котором он замечал: «При всяком аналитическом курсе лечения помимо всякого участия врача возникают интенсивные эмоциональные отношения пациента лично к психоаналитику, которые не могут быть объяснены реальными обстоятельствами. Они бывают положительными или отрицательными, могут варьироваться от страстной, чувственной влюбленности до крайней степени неприятия, отталкивания и ненависти. Это явление, которое я вкратце называю переносом, вскоре сменяет у пациента желание выздороветь и, покуда оно проявляется в мягкой, умеренной форме, может способствовать влиянию врача и помочь аналитической работе. Если оно потом перерастает в страсть или враждебность, то становится главным инструментом сопротивления. Бывает также, что оно парализует способность пациента к внезапным мыслям и вредит успеху лечения. Но было бы бессмысленно пытаться его избежать; анализ невозможен без переноса». Одновременно основатель психоанализа дал не только психоаналитическое определение переноса, но и его толкование в широком смысле слова. «Не следует думать, что перенос порождается анализом и что он наблюдается только в связи с ним. Анализ лишь вскрывает и обособляет перенос. Это общечеловеческий феномен, от него зависит успех врача».
   Другое, не менее полное описание переноса содержалось в написанной в последние годы жизни, но опубликованной после смерти З. Фрейда работе «Очерк о психоанализе» (1940). В этой работе он замечал, что пациент видит в аналитике возврат, перевоплощение какой-то важной фигуры из своего детства или прошлого, и вследствие этого «переносит на него свои чувства и реакции, которые, несомненно, относятся к этому прототипу». Обобщая свои представления о переносе, основатель психоанализа отметил: амбивалентность переноса в отношении психоаналитика; то обстоятельство, что в переносе пациент воспроизводит перед аналитиком важную часть своей биографии, вместо пересказывания ее он «разыгрывает ее» перед ним; появление намерения со стороны пациента угодить аналитику, добиться его одобрения и любви; если пациент ставит психоаналитика на место своего отца или матери, он «наделяет его той властью, которую его Сверх-Я имеет над его Я»; у обновленного Сверх-Я появляется возможность исправить ошибки, допущенные родителями при обучении; как бы ни было заманчиво для психоаналитика стать учителем и идеалом для пациента и создавать его по своему подобию, он не доложен забывать, что «это не является его задачей в аналитических взаимоотношениях»; задача психоаналитика заключается в постоянном отрыве пациента от его опасной иллюзии и непрерывное указывание на то, что воспринимаемое пациентом в качестве новой реальности в действительности представляет собой воспоминание прошлого; крайне нежелательно, чтобы пациент вместо того, чтобы вспоминать, действовал вне переноса; идеальным для целей психоаналитической терапии было бы, если бы пациент «вне лечения вел себя как можно более нормально и выражал свои анормальные реакции лишь при переносе».
   Высказанные З. Фрейдом идеи и соображения о переносе нашли не только отклик, но и дальнейшую разработку в исследованиях многих психоаналитиков. Это имело место как при жизни основателя психоанализа, так и после его смерти. В частности, венгерский психоаналитик Ш. Ференци (1873–1933) опубликовал в 1909 г. работу «Интроекция и перенос», в которой высказал свои соображения по поводу понимания переноса: все невротики имеют сильное желание переноса; перенос является «характерным для неврозов психическим механизмом, наблюдающимся во всех жизненных положениях и лежащим в основе большинства болезненных проявлений»; он представляет собой частный случай свойственной невротикам склонности к «передвиганию»; перенос является не чем иным, как «проявлением (практически весьма важным) всеобщего свойства заболевания невротиков перенесением»; психоаналитическое лечение представляет благоприятнейшие условия для возникновения перенесения; принимая во внимание перенесение, психоанализ можно назвать «своего рода катализатором»; личность врача имеет значение «каталитического фермента, который временно фиксирует на себе отщепившиеся при разложении аффекты»; пол врача сам по себе часто становится для пациентов «поводом к перенесению».
Своеобразную позицию в отношении переноса занимал швейцарский аналитик К.Г. Юнг (1875–1961). В лекциях, прочитанных в 1935 г. в Институте медицинской психологии при Тэвистокской клинике в Лондоне, он говорил о том, что перенос является особым случаем проекции, у нормальных людей не бывает его, но в процессе аналитической деятельности приходится иметь дело с терапией переноса, предполагающей осознание пациентом субъективной ценности индивидуальных и надиндивидуальных содержаний его. По мнению К.Г. Юнга, лечение переноса включает четыре ступени: на первой ступени осуществляется работа не только в плане осознания пациентом того, что он «смотрит на мир глазами младенца» (осознание объективной стороны жизни), но и с точки зрения понимания им субъективной ценности образов, вызывающих у него беспокойство; на второй ступени речь идет о «различении между индивидуальными и надиндивидуальными содержаниями» в бессознательном пациента; на третьей – необходимо отделить индивидуальную связь с аналитиком от надиндивидуальных факторов; на четвертой – осуществляется объективация надиндивидуальных образов (архетипов), что является существенной частью процесса индивидуации, цель которой – «отделение сознания от объекта».
   В целом К.Г. Юнг полагал, что большое значение переноса в аналитической терапии породило «ошибочную идею о его абсолютной необходимости для лечения», а также то, что его нужно требовать от пациента. В работе «Психология переноса» (1954) он исходил из того, что в одних случаях появление переноса может означать изменение к лучшему, в других – помеху лечению, если не перемену к худшему, в третьих – нечто сравнительно несущественное. «Перенос подобен тем лекарствам, которые оказываются для одних панацеей, для других же – чистым ядом».
   После смерти З. Фрейда психоаналитики стали уделять самое пристальное внимание проблеме переноса. Практически ни одно серьезное исследование не обходилось без того, чтобы ее автор в той или иной степени не касался рассмотрения данной проблемы. Имелись и публикации, специально посвященные дискуссионным вопросам, связанным с психоаналитическим пониманием переноса, что нашло свое отражение, например, в статьях У. Силверберга «Концепция переноса» (1948), Д. Орра «Перенос и контрперенос» (1954), Б. Берда «Заметки о переносе» (1972), Г. Левальда «Невроз переноса» (1980), Р. Уайта «Трансформации переноса» (1992) и многих других авторов. Большой резонанс среди психоаналитиков получили также двухтомное издание М. Гилла и И. Гоффмана «Анализ переноса» (1982) и работы Х. Кохута, в которых, как, например, в его статье «Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт систематического подхода» (1968) выделялись два вида нарциссических переносов – «идеализирующий перенос» (терапевтическое восстановление раннего состояния, активация идеализированного образа родителей) и «зеркальный перенос» (терапевтическое восстановление той стадии развития, на которой ребенок пытается сохранить часть первоначального, всеобъемлющего нарциссизма, активация грандиозной Самости).
   Поднятые в этих и других работах актуальные вопросы по проблеме переноса до сих пор являются предметом обсуждения и идейных дискуссий среди современных психоаналитиков. В центре рассмотрения находятся проблемы, связанные с техническим использованием фрейдовской концепции переноса в практике психоанализа, необходимостью или нецелесообразностью использования таких понятий, как «позитивный» и «негативный перенос», трактовкой невроза переноса как основного понятия психоанализа, возможности или невозможности окончательного разрешения невроза переноса, необходимостью использования психоаналитического лечения и в тех случаях, когда у пациентов не наблюдается развитие невроза переноса, степенью допустимости терапевтической активности аналитика в ходе анализа нарциссических личностей (развивающих архаические формы переноса), трудностями интерпретации нарциссических переносов.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

2009. 04. 015. Блоуэрс г. , да Чан Б. , Хань жу. Перенос или адаптация западной психологии республик

Виноградова Т. В.
Читать PDF
0.00 байт

Диагностический навык и его перенос в новые условия

Чмель Виктор Иванович
Статья аргументирует важность изучения основ диагностической деятельности, в частности неспецифических компонентов диагностического поиска, их влияния на данную деятельность и способность переноса диагностического навыка.
Читать PDF
0.00 байт

Коррекция аутоиммунного гломерулонефрита у экспериментальных животных летальным облучением и перенос

Кудаева Ольга Тимофеевна
Резюме. Мышей с lupus-подобным аутоиммунным гломерулонефритом, индуцированным хронической реакцией трансплантат против хозяина, подвергали летальному облучению с последующим введением клеток костного мозга сингенных доноров.
Читать PDF
0.00 байт

Межорганизменный перенос физиологической информации в проходящем электромагнитном излучении

Новиков А. С., Субботина Т. И., Хадарцев А. А., Яшин А. А.
Читать PDF
0.00 байт

Фактор перенос: клиническое применение

Кузьмин И. А., Бобкова Е. В., Алсынбаев М. М.
Настоящая статья посвящена анализу данных по применению препаратов с активностью фактора переноса. Даны рекомендации по практическим аспектам применения.
Читать PDF
0.00 байт

Перенос рекомбинантных нуклеиновых кислот в клетки (трансфекция) с помощью гистонов и других ядерных

Соловьева1 В. В., Кудряшова Н. В., Ризванов А. А.
В последнее время перспективным подходом в невирусном переносе генов стала доставка генов посредством белков (protein/peptide-mediated gene delivery).
Читать PDF
0.00 байт

Межвидовой перенос ядра: непреодолимый природный барьер или временное техническое препятствие?

А А. Лелявский
Читать PDF
0.00 байт

Перенос теплоты в объекте общего криотерапевтического воздействия

Баранов Александр Юрьевич, Малышева Т. А., Савельева А. В., Сидорова А. Ю.
В публикациях, посвященных технологии криотерапевтического воздействия, основное внимание уделяется выбору температуры криогенного газа. Рекомендуемые значения температуры газа имеют большой разброс, от 90 до 190 К.
Читать PDF
0.00 байт

Перенос и его роль в лечебном процессе

Потапова Т. Ф., Петросян Е. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Перенос наночастиц серебра через плаценту и молоко матери в эксперименте на крысах in vivo

Мельник E. А., Бузулуков Ю. П., Демин В. Ф., Гмошинский И. В., Тышко Н. В., Тутельян В. А.
Наночастицы (НЧ) серебра, широко используемые при производстве различных видов потребительской продукции и в медицине, относятся к новым видам материалов, создающих потенциальные риски для здоровья человека.
Читать PDF
0.00 байт

Перенос технологий при создании производства лекарственного средства

Береговых Валерий Васильевич, Спицкий Олег Розумбаевич
Инновационное развитие фармацевтической отрасли тесно связано с вопросами передачи знаний при переходе на каждый последующий этап жизненного цикла лекарственного средства.
Читать PDF
0.00 байт

Секреторная фосфолипаза а 2 и перенос липо-протеинами у пациентов с риском сердечно-сосудистой патол

Амелюшкина В. А., Уразалина С. Ж., Коткина Т. И., Каба С. И., Титов Владимир Николаевич
Клинические и патоморфологические данные показывают, что наиболее частой причиной инфаркта миокарда является формирование в интиме артерий мягких атероматозных бляшек, разрыв которых приводит к тромбозу коронарных артерий.

Найдено книг по теме — 13

Похожие термины:

  • Асимметричный перенос

    asymmetric transfer). Возникает, когда одна последовательность действий вызывает эффект переноса, отличный от эффекта, вызванного второй, противоположной ей последовательностью.
  • ДВУСТОРОННИЙ ПЕРЕНОС

    См. перенос, двусторонний.
  • ПЕРЕНОС ЭМБРИОНА

    embryo transfer) - перенос зародыша, полученного путем оплодотворения in vitro (вне организма матери), в матку женщины-реципиента. См. также Оплодотворение искусственное вне организма матери.
  • ПЕРЕНОС ГАМЕТЫ В ФАЛЛОПИЕВУ ТРУБУ

    gamete inlrafallopian transfer (GIFT)) - метод искусственного оплодотворения; применяется только у женщин со здоровыми фаллопиевыми трубами. Свыше 50% женщин, у которых диагностировано бесплодие, имеют нормальные т
  • ИДЕАЛИЗИРУЮЩИЙ ПЕРЕНОС

    один из видов нарциссического переноса, связанный с активацией идеализированного образа родителей при терапии нарциссических расстройств.    Понятие «идеализирующий перенос» было введено в пс
  • КОНТР-ПЕРЕНОС

    counter-transference) См. КОНТР-ТРАНСФЕР.
  • ПЕРЕНОС НАУЧЕНИЯ

    ситуация, когда что-то выученное в одной ситуации применяется в другой.
  • Перенос навыка

    Способность применять навыки, усвоенные в одной ситуации, в других ситуациях, сходных с первой. Так, научившись играть в теннис, мы овладеваем навыками координации и обращения с ракеткой, что помог
  • перенос навыков

    взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Если старые помогают новым, говорят о положительном переносе, если мешают — об отрицательном. Синоним — интерференция навыков.
  • ПЕРЕНОС, НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ

    Перенос, при котором общие принципы или правила, усвоенные в одной ситуации, используются в другой, даже, если имеется немного (или вообще не имеется) специфических общих элементов. Слово неспецифи
  • Перенос в обучении

    Категория. Феномен мнемического процесса. Специфика. Связывание какого-либо действия с другим, ранее выполнявшимся, приводящее или к улучшению, или к ухудшению его выполнения или освоения. Это осн
  • ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

    См. перенос, отрицательный.
  • Перенос положительный

    перенос, при котором знания или умения, приобретенные в одном контексте или при решении одной задачи, приводят к расширению представлений в другом контексте или улучшению выполнения другой задач
  • ПЕРЕНОС САМООБЪЕКТА

    SELFOBJECT TRANSFERENCE)Перемещение потребностей анализируемого в объектной матрице Самости кок реакция на личность аналитика. Термин перенос самообъекта заменил в психологии Самости понятие нарциссичес
  • ПЕРЕНОС СПЕЦИФИЧЕСКИЙ

    перенос, при котором существует наложение особенностей двух задач, так что знания или навыки, приобретенные при усвоении первой, имеет непосредственное отношение к выполнению другой.
  • Перенос, трансфер

    Transference). Процесс в психотерапии, когда отношения, взгляды и физические характеристики, принадлежавшие людям из прошлого пациента, переносятся на отношения с психотерапевтом, выполняющим роль "чис
  • ЗЕРКАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОС

    один из видов нарциссического переноса, связанный с активацией грандиозной Самости при аналитической терапии нарциссических расстройств.    Понятие «зеркальный перенос» было введено в психоан
  • культуральный перенос

    (трансфер) [cultural transference] Чувство пациента по отношению к клиницисту, основанное на отношениях пациента к своей собственной культуре и к культуре клинициста (либо к тому, что пациент понимает в каче
  • Перенос функций

    перенос одного объекта на другой — один из первых методов технического творчества. Он был разработан в 20–е годы профессором Берлинского университета Ф. Кунце (метод каталога). В 50–е годы метод бы
  • Переноса анализ

    Анализ эмоциональных реакций членов семьи, которые основаны на прошлых незавершенных семейных взаимодействиях и оказывают влияние на текущие отношения.