Опрос, поперечно-срезовый Опросник I7-Импульсивность, 7-я версия

ОПРОСНИК

Найдено 9 определений термина ОПРОСНИК

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ОПРОСНИК

Упорядоченный список или каталог вопросов. Этот термин широко употребляется: любой контрольный список, инструмент, тест или анкета, который оценивает черты, мнения, убеждения, установки, модели поведения и т.д. может быть так назван; например, Миннесотский многопрофильный личностный опросник.
Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОПРОСНИК

одна из разновидностей психологических тестов. О. предназначены для диагностики степени выраженности у человека" определенных личностных черт или других психологических характеристик, количественным выражением которых является суммарное число ответов на пункты О. Различают одномерные и многомерные О. Первые направлены на измерение какого-либо одного свойства или качества (напр., О. Стреляу, предназначенный для определения типа темперамента); вторые — на измерение двух и более качеств или свойств. Вопросы в них группируются таким образом, чтобы ответы на них позволили оценить какое-либо качество или свойство испытуемого. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал (напр., шкалы невротизма, общей активности, общительности и др. в Психодиагностическом тесте). Каждый из О. представляет собой стандартизированную анкету, состоящую из набора вопросов на которые должен ответить испытуемый, или утверждений, с которыми он должен согласиться или не согласиться. Вопросы и утверждения формулируются таким образом, чтобы, отвечая на них, испытуемый сообщал экспериментатору о своем самочувствии, о типичных формах поведения в различных ситуациях, оценивая свою личность, освещая особенности своих взаимоотношений с окружающими и т. п. По своей направленности различают личностные О., О. состояния и настроения, О.-анкеты. Личностные О. предназначены для оценки и изучения черт личности, темперамента, мотивов, интересов, ценностей, установок обследуемых людей. Напр., опросник Шмишека позволяет определить типы акцентуаций личности, опросник потребности в достижении (Ю. М. Орлов) направлен на исследование особенностей мотивации достижений, дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова предназначен для определения направленности личности с целью определения наиболее предпочтительного типа будущей профессии и т. д. Широкое применение нашли также многомерные О. типа 16ФЛО, MMPI, ПДТ и др., предназначенные для измерения нескольких факторов или черт личности и содержащие от 10 до 16 диагностических шкал. О. состояний и настроений используются для диагностики временных, преходящих состояний и настроений. Характерной особенностью этих О. является то, что вопросы (утверждения) составлены так, что отвечая на них, испытуемый сообщает о своих чувствах, переживаниях, состояниях, имеющих место в данное время (устойчивые же, относительно стабильные аналогичные параметры относятся к числу личностных и измеряются с помощью личностных О.). В психодиагностической практике широко используются такие опросные методики, как «Самочувствие, активность, настроение» (САН), Шкала тревоги и тревожности Спилбергера (адаптирована Ю. А. Ханиным) и др. О.-анкеты предназначены для получения какой-либо информации, не связанной непосредственно с личностными особенностями испытуемого. К их числу относятся биографические О., многие из О., используемых в социометрических методиках (см. Социометрия), некоторые из О. интересов и т. п. В настоящее время многие из известных О. используются в компьютерном варианте, предусматривающем автоматизированное предъявление стимульного материала и обработку результатов (см. Компьютерные тесты). Эффективное использование О. как психодиагностического инструмента возможно лишь при соответствии их требованиям надежности, валидности, репрезентативности, а также выполнением процедуры стандартизации при проведении обследования, обработки и интерпретации полученных результатов.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

ОПРОСНИК

методики, материал коих представляют вопросы, на которые клиенту надлежит ответить, или же утверждения, с коими он должен согласиться или не согласиться. Различаются такие типы опросников:

1) опросники открытые;

2) опросники закрытые;

3) опросники анкетные;

4) опросники личностные.

Одна из проблем, с коей сталкиваются составители и пользователи опросников, следующая. Опросник адресуется к самооценке, к самосознанию обследуемого; но обследуемый может дать недостоверную информацию - то ли от неадекватности самооценки, то ли от неискренности - из желания угодить либо боясь ответить "не так". Отчасти это можно снять анонимностью обследования, что не всегда возможно, или же специальной договоренностью между психологом и клиентом, что требует взаимного доверия; но и эти условия недостаточны для снятия неадекватности самопредставления клиента. Поэтому составители некоих опросников предусматривают специальные вопросы, по ответам на кои можно судить о достоверности результатов. Как правило, < это - вопросы, связанные с "мелкими слабостями" и их проявлениями: предполагается, что большинство людей им подвержено, и отрицательные ответы говорят о недостоверности результатов. Это - распространенный, но не единственный способ.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Опросники

questionnaires) О. - это анкеты, используемыми исследователями для сбора различного рода информ. от отвечающих на них людей. Как правило, они предполагают самостоятельную работу респондента, в связи с чем их называют схемами "самоотчета". Как таковые они сходны с интервью. К преимуществам О. относятся сравнительно низкие затраты на сбор данных, свобода от предубеждений со стороны интервьюера, возможность опросить одновременно большое количество людей, испытываемое респондентами (при определенных условиях) чувство анонимности, предоставляемая респонденту свобода в распределении времени на ответы, возможность напрямую связывать вопросы исслед. и рез-ты опроса, а тж легкость кодирования данных и их анализа в целях интерпретации рез-тов. Осн. недостаток О. связан с "коэффициентами отдачи": зачастую лишь малая часть тех, кого намеревались опросить, в рез-те заполняет О., и эти последние могут не быть репрезентативными представителями интересующей популяции. Кроме того, респонденты могут не вполне честно отвечать на вопросы или допускать ненамеренные искажения при ответах. Др. недостаток части О. заключается в том, что люди могут записывать ответы, к-рые на самом деле не связаны с соотв. вопросом. К тому же мн. американцы не могут достаточно хорошо читать и писать, чтобы заполнить О. О. используются как в фундаментальных, так и в прикладных психол. исслед. В прикладных исслед. О. часто применяются в оценках программ, профессиографическом анализе, оценке потребностей и маркетинговых исслед. Большинство описаний поведения, содержащихся в О., отражают "типичное поведение". Кроме того, поскольку исслед., в к-рых используются О., яв-ся преимущественно корреляционными, они не позволяют выявлять причинно-следственные связи. Типы опросников. Большинство О. состоят из множества вопросов или утверждений. Утверждения часто используются для того, чтобы определить степень согласия/несогласия респондентов с данной мыслью, понятием или т. зр. Вопросы м. б. двух осн. типов: предполагающие свободный ответ или выбор ответа из предложенных. Главное преимущество выбора ответа в том, что такие ответы можно легко перенести в файлы компьютера с помощью клавиатуры или оптического сканера для последующего анализа данных. Свободные ответы, в свою очередь, сначала должны быть классифицированы, обработаны и закодированы. Кроме того, респонденты могут посчитать, что эта работа может потребовать от них чрезмерных усилий, и поэтому отказаться отвечать или давать короткие и неадекватные ответы. Конструирование опросника. Проведение исслед. с помощью О. предполагает определенную последовательность шагов: 1. Определение целей исслед. 2. Проектирование самого О. 3. Составление О. 4. Редактирование О. 5. Разраб. инструкций для применения О. 6. Предварительная проверка О. 7. Исправление и повторное редактирование О. 8. Разраб. плана выборочного обследования с помощью О. 9. Проведение опроса/сбор данных. 10. Анализ данных. 11. Описание рез-тов. Ниже кратко комментируются только первые шесть из этих шагов. Чрезвычайно важной задачей яв-ся тщательная детализация целей исслед.; такая работа позволяет устранить лишние пункты из О. и тем самым повысить коэффициент отдачи. Эти цели затем операционализируются в процессе проектирования и разраб. текста О. Т. Дж. Бучард говорит о наличии ряда "правил большого пальца", осн. как на исследовательских данных, так и на опыте, позволяющих улучшить принятие решений на этой стадии. Эти правила связаны со следующими действиями: по возможности использовать группы респондентов на максимальном числе шагов разраб. О.; избегать двусмысленности и неопределенности любой ценой; ограничивать формулировки вопросов единственной идеей; добиваться максимальной краткости пунктов; формулировать вопросы на уровне владения языком в целевой популяции респондентов; по возможности использовать вопросы, предполагающие выбираемый, а не свободный ответ; реализовывать процедуры, позволяющие снижать влияние соц. желательности и др. типов реакций. К редактированию следует привлекать как специалистов по конструированию О., так и представителей популяции респондентов. В дополнение к этому, проверки "читаемости" О. позволяют убедиться, что формулировки в тексте соответствуют образовательному уровню респондентов. Порядок вопросов в О. (или при устных опросах) имеет большое значение и должен быть тщательно продуман. О. желательно снабдить не только инструкциями, но и введением. Если предполагается проведение опроса по почте, в индивидуальный комплект О. следует включить пустой конверт с марками и вписанным обратным адресом. Предварительная проверка О. яв-ся чрезвычайно важным шагом процедуры разраб. Интервьюирование или письменные комментарии респондентов могут вскрыть потенциальные трудности, к-рых можно избежать в дальнейшем. Вопросы, связанные с анализом данных, невозможно детально рассмотреть в краткой статье. Однако способы анализа, применяемые для др. психол. измерений (корреляции между пунктами, надежности и валидности), часто подходят для О. Обеспечение адекватной и непредубежденно относящейся к опросу выборки, вероятно, представляет собой наибольшую проблему в исслед. с применением О. Проблема неполученных ответов имеет две стороны. Во-первых, мн. респонденты не отвечают на О. Вместе с тем респонденты, не отвечающие на вопросы, зачастую отличаются от тех, кто отвечает. Здесь могут помочь нек-рые стратегии повышения коэффициента отдачи, напр., продуманные формулировки просьб и предложения небольших вознаграждений. Др. стратегия состоит в интервьюировании случайной выборки респондентов, не ответивших в ходе опроса. К. Ф. Гейзингер

Источник: Р. Корсини, А. Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2006. - 1096 с.1788

ОПРОСНИК

В широком смысле – любой набор вопросов, касающихся любой темы или группы связанных тем, разработанных для того, чтобы на них отвечал респондент.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ОПРОСНИК

En.: Questionnaire

Субъективные феномены особенно трудно идентифицировать с помощью слов, и мы должны быть чрезвычайно критичны к сообщениям пациента, что подтверждает следующий опыт:

- в рамках эксперимента Барбер, Далаль и Калверлей (1968) задавали следующий вопрос репрезентативной группе пациентов: «Испытывали ли вы состояние гипноза как существенно сходное с состоянием бодрствования?» Они получили 83% утвердительных ответов;

- сформулировав вопрос по-другому («Испытывали ли вы состояние гипноза, как существенно отличающееся от состояния бодрствования?») и задав его не менее репрезентативной группе, они собрали 72% утвердительных ответов.

Источник: Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

Опросник

questionnaire). Метод «карандаша и бумаги», в котором субъект должен отвечать на вопросы о его прошлом и настоящем поведении, установках, предпочтениях, мнениях, чувствах и т. д.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

ОПРОСНИК

более или менее стандартизированная процедура получения информации, заключающаяся в предъявлении испытуемому вопросов в письменном виде и основанная на определенном способе интерпретации его ответов.

Источник: Психологическая диагностика (основные понятия)

Опросник

любой упорядоченный список или каталог вопросов (анкета, тест и др.).

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено научных статей по теме — 12

Опросник для диагностики мотивов профессиональной деятельности специалистов

Францева Татьяна Николаевна
В работе выявлены основные мотивы профессиональной деятельности специалистов, в зависимости от лидирующих мотивов которых можно спрогнозировать их мотивацию к работе. Описан авторский опросник мотивации, позволяющий диагностировать сложную структуру мотивов профессиональной деятельности и выявлять факторы, регулирующие профессиональную деятельность работников в плане изменения их мотивов
Скачать PDF

Психометрический анализ двух вариантов Российской адаптации методики «Опросник личностных ориентаций

Калугин Алексей Юрьевич
Представлена психометрическая проверка двух российских адаптаций «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома. Проверка надежности и валидности данных адаптаций дала неудовлетворительные результаты. Выявленная эмпирическая структура не согласуется с теоретическим конструктом. Все это ставит вопрос о необходимости создания надежной и валидной методики, изучающей феномен самоактуализации.
Скачать PDF

Опросник Р. Клонингер для определения темперамента и характера

Разумникова О.М.
Представлены результаты адаптации русской версии опросника Р. Клонингер для определения черт темперамента (поиск новизны, избегание опасности, зависимость от награды и настойчивость) и характера (самонаправленность, коопе-ративность и самосовершенствование).
Скачать PDF

Опросник по временной перспективе Ф. Зимбардо (ZTPI): результаты психометрического анализа русскоязы

Митина Ольга Валентиновна, Сырцова Анна
Проведена оценка психометрических свойств русской версии опросника Зимбардо по временной перспективе (Zimbardo Time Perspective Inventory, ZTPI) на выборке студентов различных специальностей из разных городов России (n=196). Использовались методы: коэффициент альфа Кронбаха, test-retest, эксплораторный факторный анализ, конфирматорный факторный анализ, корреляционный анализ. В результате получены вполне надежные, внутренне консистентные и воспроизводимые шкалы. Факторная структура русской версии практически полностью воспроизводит факторную структуру оригинального опросника ZTPI. Показана конвергентная и дискриминантная валидность.
Скачать PDF

&#34;опросник структуры характераи темперамента&#34; Р. Клонинжера: апробацияи эмпирическая валидиза

Островская Л.Д., Алмаев Н.А.
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: определение надежности частей теста

Ласовская Татьяна Юрьевна, Сарычева Юлия Викторовна, Яичников Сергей Владимирович, Пономаренко Ирина Владимировна, Жовнер Ирина Викторовна, Егорова Оксана Андреевна, Артюшина Мария Александровна, Лермонтов Павел Алексеевич
Надежность частей «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства» (Т. Ю. Ласовская, Ц. П. Короленко, С. В. Яичников) определялась на двух выборках. Клиническая выборка состояла из лиц с нарушением поведения, химических и нехимических аддиктов и пр. (всего 141 человек). Значение a-коэффициента Рюлона 0,96; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,85; Альфа Кронбаха 0,86. Неклиническую выборку составили студенты вузов (200 человек, средний возраст 19,4 года). Значение a-коэффициента Рюлона 0,98; надежность частей теста по формуле Спирмена-Брауна составила 0,77. Вывод: опросник для диагностики пограничного личностного расстройства имеет высокие показатели надежности.
Скачать PDF

Опросник Р. Кеттелла как средство определения лиц, нуждающихся в оказании медико-социальных услуг

Мельников Владимир Иванович
В статье анализируются результаты обследования группы студентов по методике Р. Кеттела (опросник, содержащий 187 вопросов). После анализа результатов обследования была проведена коррекционная работа, которая способствовала повышению социального статуса опрошенных.
Скачать PDF

Батарейный тест-опросник «Темперамент-характер»

Русалов Владимир Михайлович, Манолова Олеся Николаевна
В статье описан тест-опросник, позволяющий осуществлять экспресс – диагностику с высокой валидностью.
Скачать PDF

Опросник «Организационная справедливость» (русскоязычная адаптация)

Баранская Светлана Сергеевна
В статье анализируются различные варианты диагностики организационной справедливости и ее видов. С целью адаптации и разработки русскоязычного варианта методики рассматриваются опросники «Распределительная и процедурная справедливость» П. Суини и Д. МакФарлина («Distributive and procedural justice» Sweeny P. D., Mc Farlin D. B. ) и «Распределительная, процедурная справедливость и справедливость взаимодействия» Б. Нихоффа и Р. Мурмана («Distributive, Procedural and Interactive Justice» Niehoff B. P., Moorman R. H.). Описывается процедура адаптации опросников на русскоязычной выборке, выполненная по разрешению и с согласия ее авторов. Результаты психометрической проверки разработанного опросника указывают на его соответствие требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, что позволяет использовать данную методику для измерения организационной справедливости.
Скачать PDF

Опросник для диагностики пограничного личностного расстройства: достоинства и недостатки

Ласовская Татьяна Юрьевна, Короленко Цезарь Петрович, Яичников Сергей Владимирович
В статье проводится анализ опыта практического применения «Опросника для диагностики пограничного личностного расстройства формы А», разработанного на кафедре клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. Достоинствами опросника является высокий уровень его валидности и надежности. Из недостатков — большое количество вопросов и риск гипердиагностики пограничного личностного расстройства. Для устранения этих недостатков предлагается новая форма опросника — форма «S»-скрининг, состоящая из 20-ти вопросов.
Скачать PDF

Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования в ситуация

Сагалакова Ольга Анатольевна, Труевцев Дмитрий Владимирович
Представлен Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования в ситуациях оценивания, определены диагностические и прогностические возможности методики. Опросник может быть использован в диагностике и консультировании по проблемам социальной тревоги, социофобии с целью определения специфики компенсации и декомпенсации, оценки поведенческих рисков и индивидуального профиля реагирования в ситуациях оценивания. Авторами приведены и проанализированы взаимосвязи шкал опросника с выраженностью гелотофобии, особенностями целеполагания.
Скачать PDF

Опросник профессиональной активности

Мусина Вера Петровна
Впервые в отечественной психологии представлен психометрический инструментарий для системного изучения профессиональной активности субъекта «Опросник профессиональной активности», основанный на разработанной и подтверждённой автором гипотетической структуре профессиональной активности. Описаны составляющие его шкалы. Применялись три процедуры для определения надёжности опросника профессиональной активности, и пять процедур для выявления его валидности. В ходе факторного анализа подтверждается его структурная валидность, валидность теоретического конструкта и гипотетической структуры профессиональной активности. Доказано, что показатель профессиональной активности является результатом мотивации осуществления профессиональной деятельности, компонентного интеллекта, динамики и регуляции исполнения замысла в объективных и субъективных результатах. Разработанный опросник позволяет экспериментально исследовать функций профессиональной активности в структуре интегральной индивидуальности.
Скачать PDF

Похожие термины: