Опросник «Функции автобиографической памяти» это что такое Опросник «Функции автобиографической памяти»: определение — Психология.НЭС
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности человека ОПРОСНИК ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ

Опросник Функции автобиографической памяти

Найдено 1 определение:

Опросник «Функции автобиографической памяти»

В. В. Нуркова, К. Н. Василевская. Направлен на выявление доступного субъекту функц. репертуара автобиографической памяти. Текст опросника содержит описание 22 жизненных ситуаций, к-рые потенциально предполагают обращение к содержанию автобиографической памяти. Респонденту предлагается оценить типичность опр. использования автобиографических воспоминаний в каждой из ситуаций по шкале от -3 (абсолютно нетипично) до +3 (абсолютно типично). В результате статистического анализа выделено 5 шкал, отражающих разл. аспекты функц. профиля индивидуальной автобиографической памяти. Шкала 1. «Коммуникативная функция АП» - выявляет готовность использовать личные воспоминания во взаимодействии с др. людьми. Шкала 2. «Саморегуляционная функция АП» - выявляет тенденцию обращаться к личным воспоминаниям как к средству регуляции своих психич. состояний. Шкала 3. «Прагматическая функция АП» - выявляет тенденцию к извлечению «жизненных уроков» из автобиографического опыта. Шкала 4. «Полифункциональность АП» - выявляет способность гибкого использования функц. потенциала личных воспоминаний. Шкала 5. «Зрелость АП» - выявляет уровень произвольности в обращении к личным воспоминаниям. Баллы по каждой из шкал опросника суммируются и оцениваются относительно установленных для каждого уровня (низкий, средний высокий) норм в баллах. Лит.: Нуркова В. В., Василевская К. Н. Диагностический опросник «Функции автобиографической памяти»: разработка и апробация // Третья межд. конференция по когнитивной науке. Москва 20-25 июня 2008, Тезисы докладов. Т. 1. М., 2008; Они же. Разработка и апробация диагностического опросника «Функции автобиографической памяти» // Психологическая наука и образование, № 1. 2009. В. В. Нуркова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Опросник Функции автобиографической памяти — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психолингвистические модели функционирования памяти при синхронном переводе

Андреева Н.В.
Рассматриваются современные психолингвистические модели функционирования памяти в процессе синхронного перевода. Обращение к данной проблеме продиктовано целями обучения синхронному переводу, где в качестве одной из основных выделяется развитие памяти студентов, как предпосылки формирования навыков и умений синхронного перевода.
Скачать PDF

Содержание автобиографической памяти и профессиональное самоопределение студентовюристов

Костенко Ю.Б.
Скачать PDF

Автобиографическая память с позиций культурно-деятельностной психологии: результаты и перспективы ис

Нуркова Вероника Валерьевна
Статья посвящена перспективам исследования автобиографической памяти (АП) с позиций культурно-исторического и деятельностного подходов. Продолжение линии анализа знакового опосредствования АП предполагает изучение: а) субкультурных моделей АП, которые сосуществуют в единой языковой среде; б) внутренней динамики культурных жизненных сценариев; в) параметров, моделируемых субъектом при создании индивидуальных средств регуляции АП. Деятельностный подход к изучению непроизвольных воспоминаний предполагает генетический анализ процесса операционализации воспоминаний и поиск характеристик деятельности, детерминирующих осознавание автоматизированных воспоминаний. Относительно смыслового уровня деятельности существенным является анализ того, как человек решает задачу расширения доступных способов использования ресурса АП, переходя к активному и сознательному осуществлению «проекта» своей личности за счет намеренного формирования АП.
Скачать PDF

Культурно-исторические основания гипотезы о двух системах автобиографической памяти

Глебкин Владимир Владиславович
Статья посвящена анализу с позиций культурно-исторической психологии гипотезы М. Конвея о двух системах автобиографической памяти. Автором предложено описание эволюции автобиографической па-мяти при переходе от «традициональных» культур к «теоретическим», соотнесенное с эволюцией мышления с использованием конкретных примеров.
Скачать PDF

Автобиографическая память в оптике культурно-исторической и деятельностной методологии

Нуркова В.В.
В статье представлено обоснование и ряд результатов реализации комплексной программы исследования автобиографической памяти на основе неклассической методологии культурно-исторической психологии с расширением за счет деятельностного подхода. Применение системно-функционально-генетического анализа позволило исследовать автобиографическую память как высшую психическую функцию, организованную по смысловому принципу, оперирующую с личностно отнесенным опытом, которая обеспечивает формирование субъективной истории личного прошлого и переживание себя как уникального протяженного во времени субъекта жизненного пути, имеющую многоуровневую структуру взаимосвязанных единиц, принципы организации которой определяются использованием различных систем социокультурных средств. В качестве варианта стратегии системного экспериментально-генетического метода предложена методика «Линия жизни».
Скачать PDF

Автобиографическая память как ресурс преодоления внутриличностного конфликта при алкоголизме

Нуркова Вероника Валерьевна, Бодунов Евгений Александрович
В статье представлено эмпирическое исследование, направленное на поддержку гипотезы о том, что опора на когнитивно-личностную систему автобиографической памяти является потенциальным ресурсом для борьбы с деструктивной трансформацией самоидентичности в условиях внутриличностного конфликта при алкоголизме. Для изучения автобиографической памяти использовалась методика «Линия жизни» у неамнестичных алкоголиков, воздерживающихся от употребления алкоголя (n=51). Были выявлены 3 эффекта компенсации конфликта между деструктивной мотивацией потребления алкоголя и просоциальной мотивацией поддержания субъективно приемлемого уровня самооценки за счет изменения формальных и содержательных характеристик картины прошлого: 1) повышение событийности картины прошлого, отражающее компенсаторный механизм уравновешивания большого объема негативного опыта большим объемом позитивных воспоминаний для сохранения положительного индекса позитивности прошлого; 2) смещение массива воспоминаний к раннему интервалу временнóй оси, отражающее компенсаторный механизм сохранения субъективной продолжительности событийно наполненного отрезка жизни; 3) графическая сглаженность «универсального пика» воспоминаний, отражающая неполное, поверхностное усвоение культурного жизненного сценария и являющаяся индикатором девиантной ориентации личности.
Скачать PDF

Общекультурная и внутрисемейная трансмиссия структуры автобиографической памяти

Алюшева Анна Расимовна
В статье рассматривается проблема источников формирования структуры автобиографической памяти как высшей психической функции. Автобиографическая память исследуется на материале графического представления целостной истории личного прошлого. Предполагается, что ряд параметров структуры автобиографии имеет культурно-историческое происхождение и определяется интериоризацией культурных жизненных сценариев. Обосновано положение о вариативном овладении репертуаром культурных жизненных сценариев как системой средств организации индивидуального автобиографического опыта. Эмпирически продемонстрированно взаимодействие общекультурного и внутрисемейного факторов в становлении целостной структуры автобиографической памяти. Выборку исследования составили 204 человека: 102 представителя младшей возрастной группы в возрасте от 17 до 21 года и 102 их родителя в возрасте от 37 до 64 лет. Выявлены межпоколенные, внутрисемейные и индивидуальные особенности организации целостной истории личного прошлого
Скачать PDF

Современные исследования проблемы автобиографической памяти в контексте «Монопараметрического» подхо

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г.
Статья посвящена рассмотрению проблемы автобиографической памяти в контексте «монопараметрического» подхода. Автобиографическая память рассматривается как подсистема долговременной памяти, оперирующая воспоминаниями о личностно значимых событиях и состояниях. Исследования в русле данного подхода условно делятся на три группы: 1) изучающие влияние индивидных свойств (пол, возраст) на особенности проявления автобиографической памяти; 2) изучающие влияние личностных свойств на особенности проявления автобиографической памяти; 3) изучающие социокультурное влияние на особенности проявления автобиографической памяти.
Скачать PDF

ЦЕННОСТЬ КАК ПАМЯТЬ И ПАМЯТЬ КАК ЦЕННОСТЬ: СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В

Бирюкова Е.Е.
В статье исследуется содержание автонаррации, обусловливающееся спецификой автобиографической памяти, характеризующейся избирательностью и подвижностью. Автобиографическое произведение и в письменном, и в устном своем бытовании обращено к аксиосфере, где только ценное может быть актуализировано как память и впоследствии, вербализуясь, воплощено в форме прецедентных текстов, формирующих ценностный императив.
Скачать PDF

Создание и функционирование личностно-деятельностной концепции обучения иностранным языкам И. А. Зим

Тылец В.Г.
Скачать PDF

Оценка функционального состояния кардиореспираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной

Селитренникова Татьяна Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы коррекционной педагогики. Говорится о контроле процесса физического воспитания детей с ограниченными возможностями. Приводятся результаты исследований состояния здоровья учащихся специальных (коррекционных) школ.
Скачать PDF

Функциональная организация прикладной психодиагностики

Костромина Светлана Николаевна
В статье представлен анализ основополагающих признаков психодиагностики как практической деятельности специалиста. В качестве важнейшего условия организации ее содержания обоснована необходимость учета гносеологического характера психодиагностической деятельности, который раскрывается через специфические функциональные составляющие логический, семиотический, деонтологический и технический компоненты. Предложена функциональная организация прикладной психодиагностики, описывающая значение каждого компонента в соответствии с его содержанием и ролью в общем процессе постановки психологического диагноза и определяющаяся необходимостью существования каждого компонента в ходе диагностирования.
Скачать PDF

Похожие термины: