МЕНЕДЖМЕНТ
МЕНЕДЖМЕНТ
1. Выполнение функций планирования, организации и руководства любым предприятием. 2. В собирательном значении – те люди в организации, которые выполняют эти функции.
МЕНЕДЖМЕНТ
управление (планирование, регулирование, контроль), руководство, организация производства; совокупность методов, форм, средств управления производством для достижения поставленных целей (повышения эффективности производства, увеличения прибыли).
Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке
МЕНЕДЖМЕНТ
историко-психологический аспект) (англ. management — управление, от лат. manus — рука) — научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Этот термин не имеет аналога в русском языке, хотя его часто используют как синоним «управления» и «научной организации труда». М. выступает как система действий, обеспечивающих слаженную работу коллективов людей с оптимальными экономическими результатами. Цель М.— создать эффективную организацию и затем менять ее так, чтобы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам. Отличительной чертой исторического развития М. является его последовательная психологизация. Различают следующие этапы развития теории управления М.: 1) 1900 — 1920 — зарождение М., связанное с возникновением системы Ф. Тэйлора («школы научного управления»); основное внимание уделялось рационализации труда работника, повышению его индивидуальной производительности труда; социальные и психологические факторы практически не учитывались; 2) 1920—1940 — выделение М. как науки (А. Файоль); ведущими принципами являлись четкая регламентация, распределение работ и дисциплина; 3) 1940 — 1960— теория человеческих отношений (А. Маслоу), М. с гуманистическим уклоном (ведущий принцип: усиление инициативы, активности людей); 4) I960 — 1970 — компьютеризация системы управления; 5) 1970 — 1980 — ситуативный М; ведущий принцип: гибкость методов, формы управления; 6) 1980 и далее — управление на предприятии рассматривается в тесной связи с рынком и маркетингом. В последнее время наиболее яркие страницы истории М. связаны с японским опытом, в котором доминирует ориентация на человеческий фактор, в основе которого лежат идеи самоуправления и самоконтроля (см. Надежность личности).
Менеджмент
англ. management - управление, заведование, организация) - 1. выполнение функций планирования, организации и руководства любым предприятием, учреждением, в том числе и медицинским; 2. в собирательном значении - люди, выполняющие функции руководства. Существует экономическая теория, согласно которой контроль над производством в развитых странах от собственников, якобы, перешел ныне к наемным управленцам – менеджерам, то есть собственность на средства производства ныне возникает путем биржевых спекуляций, приватизации и иных махинаций и уже независимо от самого производства. Такая тенденция наблюдается и в столь же развитой стране, как РФ. Так, госкорпорацию «Роснано» с 2009 г. возглавляет всенародный любимец, знаменитый приватизатор демократическского разлива и видный по гонорарам за выдающийся научный вклад рыночник Чубайс (так, за брошюру в 20 страниц он, вместе другим интеллектуалом, Кохом, получил, как сообщалось, несколько сот тысяч долларов США), который, по мнению федеральной власти, в нанотехнологиях явно разбирается получше любого физика. Из 250 млрд бюджетных долларов на инновации в упомянутой корпорации расходуется 1% средств, остальные уходят на то, чтобы «делать деньги». В 2011 году Чубайс представил президенту страны новые разработки своего ведомства, но вскоре выяснилось, что все они были созданы учеными и инженерами СССР. Вообще упомянутый индивид принадлежит, как считают, к ельцинскому типу разрушителей ценностей, а учитывая его необычайно развитое социальное чувство и высочайшие моральные качества, можно не сомневаться, что он вполне заслуживает звания заслуженного психопата России с правом на длительную реабилитацию в пенитенциарной системе. Управленческими функциями занимаются в упомянутой корпорации топ-менеджеры, ежемесячная зарплата которых даже в годы последнего финансово-экономического и части системного кризиса в РФ составляла 100-120 тысяч рублей в месяц, - почти как у врачей и учителей. Не забывает этот товарищ и себя. Аналогичным образом устроено правительство РФ с его эффективной «ликвидационной» работой, а также безответственные в плане здравоохранения и охраны психического здоровья региональные правительства.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
МЕНЕДЖМЕНТ
англ. management; administration). Термины "М.", "управление", "администрирование" часто употребляются как син., иногда различаются. Так, об администрировании чаще говорят применительно к организациям государственного и некоммерческого сектора, термин "М." чаще используют при описании управления коммерческими организациями. Обычно выделяют след. значения понятия М.
1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных, технических, экономических, психологических).
2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие решений и контроль за их выполнением.
3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и престижная сфера деятельности.
Любая организация - это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы, на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения; изготовление "продукта"; передача "продукта" во внешнюю среду. Основная роль М. - поддержание баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление. Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных подпроцесса: принятие решений, координация, коммуникация. М. - искусство работать посредством др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.
Менеджеры - ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции: 1) обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
2) проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями;
3) разрабатывают стратегию поведения организации в изменяющейся внешней среде; 4) обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; 5) информационно связывают организацию и ее окружение; 6) несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; 7) представляют организацию в различных мероприятиях.
Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в книге "Бизнес и общество" (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса, предложение труда и материалов) определялись некой "невидимой" силой рынка и в случае падения спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал организации с изменением внешней среды.
В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.
Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом.
Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см. Управление человеческими ресурсами); управление качеством; стратегическое управление; логистика; управление проектом и затратами; управление сервисом; управление внедрением; управление информационными ресурсами; имитационное моделирование; теория принятия управленческих решений.
Управление производством включает след. процедуры и действия: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, в т. ч. управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано сбалансировать цели организации с потребностями ее клиентов. Оно включает: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации. Для этого осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом анализа и обработки финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической ситуации с возможностями и деятельностью др. организаций. (Е. Б. Моргунов.)
1. Особая научно-практическая дисциплина или совокупность концепций (организационных, технических, экономических, психологических).
2. Задача, определяющая функции управления, которые включают постановку целей, принятие решений и контроль за их выполнением.
3. Группа профессионалов в организации, занимающихся выполнением функций управления ею.
4. Совокупность процедур и средств, реализующих функции управления.
5. Социальный институт, отвечающий чаяниям и надеждам определенной части населения, и престижная сфера деятельности.
Любая организация - это система, встроенная во внешний мир. На входе она получает ресурсы, на выходе отдает во внешний мир созданный ею продукт (товар, услугу). Т. о., жизнедеятельность организации состоит из 3 основополагающих процессов: получение сырья из внешнего окружения; изготовление "продукта"; передача "продукта" во внешнюю среду. Основная роль М. - поддержание баланса между этими 3 процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление. Внутриорганизационные процессы, формируемые и направляемые М., включают в себя 3 основных подпроцесса: принятие решений, координация, коммуникация. М. - искусство работать посредством др. людей. Под координацией понимаются процедуры: а) непосредственного руководства действиями в виде распоряжений, приказов и предложений; б) создания системы норм и правил, касающихся деятельности организации.
Менеджеры - ключевые члены организации, осуществляющие управленческую деятельность и решающие управленческие задачи. Менеджеры выполняют след. функции: 1) обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
2) проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями;
3) разрабатывают стратегию поведения организации в изменяющейся внешней среде; 4) обеспечивают служение организации интересам тех лиц и учреждений, которые контролируют организацию; 5) информационно связывают организацию и ее окружение; 6) несут формальную ответственность за результаты деятельности организации; 7) представляют организацию в различных мероприятиях.
Интересную метафору роли менеджера в организации предложил американец Э. Маршалл в книге "Бизнес и общество" (Marshall, 1993). Если представить себе организацию в виде вращающегося колеса, то менеджер в середине XX в. был его осью. Теперь место менеджера сместилось больше к окружности колеса. Это связано с изменившейся ролью менеджера в организации, с более широким пониманием его задач. Если раньше считалось, что внешние факторы (напр., уровень спроса, предложение труда и материалов) определялись некой "невидимой" силой рынка и в случае падения спроса на готовую продукцию или подорожания материалов издержки списывались на влияние внешних сил, то теперь функция менеджера состоит в том, чтобы скоординировать потенциал организации с изменением внешней среды.
В настоящее время М. как научно-практическая дисциплина фактически представляет собой систему направлений и специализаций со своими предметами и методами. Каждое из направлений специализируется на одном или нескольких компонентах или процессах в организации.
Можно выделить как минимум 5 групп процессов внутри организации, являющихся объектом управления: производство; маркетинг; финансы; эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом.
Основные направления М.: управление производством; маркетинг; управление персоналом (см. Управление человеческими ресурсами); управление качеством; стратегическое управление; логистика; управление проектом и затратами; управление сервисом; управление внедрением; управление информационными ресурсами; имитационное моделирование; теория принятия управленческих решений.
Управление производством включает след. процедуры и действия: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, в т. ч. управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.
Управление маркетингом призвано сбалансировать цели организации с потребностями ее клиентов. Оно включает: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание системы сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.
Управление финансами предполагает управление движением финансовых средств в организации. Для этого осуществляются: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.
Управление эккаунтингом предполагает управление процессом анализа и обработки финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической ситуации с возможностями и деятельностью др. организаций. (Е. Б. Моргунов.)
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004