функция управления, предполагающая упорядочение всех процессов функционирования медицинского учреждения: информационных, социальных, экономических, методических, представляющая собой процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, которые обеспечивают качественное и профессиональное оказание медицинской помощи медицинскими учреждениями любого вида: стационаром, поликлиникой, станцией скорой помощи и др. Организация предполагает разделение и распределение обязанностей, ответственности, полномочий, действий медицинского персонала и различных процессов использования медицинского оборудования и техники, а также объединение этих действий в общий процесс совместной деятельности, процесс функционирования медицинского учреждения. Менеджмент включает в себя создание отделов и подразделений (лабораторий, специализированных пунктов, станций и пр.), установление связей между ними, насыщение их персоналом, введение правил и требований.
Менеджмент включает внутреннее управление, использующее принципы, функции и экономические методы, организующие работу медицинского учреждения внутри себя. Внешнее управление обеспечивает разработку политики и процесс взаимодействия медицинского учреждения с органами власти и управления, другими юридическими лицами и гражданами. Схема управления персоналом включает подбор и расстановку кадров, условия найма и увольнения, обучения и повышения квалификации, оценку деятельности персонала.
Специфика медицинского менеджмента заключается в том, что любое взаимодействие медицинского учреждения или медицинского работника как внутри собственной структуры, так и с внешней средой происходит ради пациента (больного, донора, реципиента и пр. – в зависимости от вида медицинской помощи или услуги). Все, кто призван обеспечить работу врача, – заведующие отделениями, консультанты, рентгенологи, врачи‑лаборанты, средние медицинские работники, вспомогательные подразделения, главный врач – взаимодействуют между собой, вступают в правовые, экономические, психологические и пр. отношения ради помощи пациенту. Принятие решений непосредственно или опосредованно направлено на благо пациента, которое является главной задачей, а результатом – качественное улучшение здоровья пациента либо спасение его жизни.