ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ это что такое ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ: определение — Психология.НЭС
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТА Индивидуальность интегральная

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Найдено 21 определение термина ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

индивидуальность

интегральное свойство личности, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой.

Оцените определение:

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в экспериментальной психологии уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Источник: Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е издание. СПб, 2000 г.493

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

основное качество личности; "человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств..., индивидуальные свойства личности - это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность" (С.Л.Рубинштейн).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г.3000

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Собирательное значение: те характеристики, которые отличают индивида от всех других.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

Individuality; Individualist) - качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, - любое психологическое своеобразие и особенность индивида (см. также индивид).

"Индивидуально все, что не коллективно, т. е. все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов. Вряд ли можно говорить об индивидуальности отдельных психологических элементов, но лишь об индивидуальности их своеобразных и единственных в своем роде группировок и комбинаций" (ПТ, пар. 721).

В недифференцированной психике индивидуальность субъективно отождествлена с персоной, но в действительности захвачена (удерживаема) внутренним непознанным аспектом самой себя. В таких случаях индивидуальность данного лица обычно переживается в другом человеке, через проекцию. Если же (когда) эта ситуация становится невыносимой для психического, то в качестве компенсаторной попытки возникают соответствующие образы.

"Если кто-нибудь тождествен со своей персоной, то его индивидуальные свойства ассоциированы с душой. Из этой ассоциации возникает символ душевной беременности, часто встречающийся в сновидениях и опирающийся на изначальный образ рождения героя. Дитя, которое должно родиться, обозначает в этом случае индивидуальность, еще не присутствующую в сознании" (ПТ, пар. 705).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (-> восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности - анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. неделимое, особь) - неповторимость, уникальность свойств человека. Понятие И. используется в психологии при описании 2 явлений.

1. При анализе индивидуально-психологических различий И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющееся в разных сферах {интеллекте, темпераменте, личности). В этом контексте И. противопоставляется "среднему" человеку, или, иначе говоря, проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегруппо-вым тенденциям). Очевидно, что только путем сравнения с данными о типичном (общем) м. б. проявлены индивидуальные различия, однако было бы ошибкой ограничиваться только типичными данными, подменяя ими знание конкретного человека.

2. При анализе иерархической организации психологических свойств человека И. выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид - личность - И. В этом случае И. является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является "вершиной" структуры психологических свойств, а И. - "глубиной" личности. Целостность И. в этом случае определяется единством свойств, относящихся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства.

Специфическим способом исследования И. является идиографический подход, предложенный В. Штерном и подробно разработанный амер. психологом Гордоном Олпортом (Allport, 1897-1967). Методы идиографического изучения И. ориентированы на исследование отдельных людей (а не усредненных по группе показателей) и имеют своей целью изображение И. как уникального целого.

В отечественной психологии проблемы И. разрабатывались в исследованиях Ананьева и В. С. Мерлина, которые дополнили принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, генетическим принципом (принципом развития). См. Свойства индивидуальности. (М. С. Егорова.)

Добавление ред.: Добавим несколько конкретных примеров идиографического типа исследований отечественных психологов, ставших, как нам кажется, уже классикой: Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). - М., 1968; Лурия А. Р. Потерянный и возвращенный мир (История одного ранения). - М., 1971; Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. - М., 1956; Менчинская Н. А. Дневник оразвитииребенка.М.-Л., 1948; Менчинская Н. А. Развитие психики ребенка: Дневник матери. - М., 1957; Мухина В. С. Близнецы.- М., 1969. См. также Лонгитюдное исследование.

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Индивидуальность

Под индивидуальностью я понимаю всякое психологическое своеобразие и особенность индивида. Индивидуально все, что не коллективно, то есть все, что присуще лишь одному лицу, а не целой группе индивидов. Вряд ли можно говорить об индивидуальности отдельных психологических элементов, но лишь об индивидуальности их своеобразных и единственных в своем роде группировок и комбинаций (см. индивид).

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004 г.162

Индивидуальность

Словообразование. Происходит от лат. indiduum - неделимое.

Категория. Уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Источник: Психологический словарь

Индивидуальность

глубина личности» — предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъектных свойств человека.

Источник: Словарь по книге «Психология человека от рождения до смерти»

Индивидуальность

человек, характеризуемый со стороны своих со¬циально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и лич¬ности индивида, ее неповторимость. И. - определение человека с точки зрения своеобразия его психофизиологических и психологических качеств, отличающих его от других людей и характеризующих уникальность его возможностей в сфере взаимодействия с окружающим миром. Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.

Источник: Теория и практика решения конфликтных ситуаций. Краткий словарь

Индивидуальность

неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры; человек, характеризуемый со стороны своих социально-значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Источник: Современная психология труда: глоссарий

Индивидуальность

Личностные особенности человека (индивида). Его индивидуальные черты, в частности характер, темперамент, способности, интересы, нюансы двигательной активности и пр.

Источник: Неврология. Полный толковый словарь

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

см. индивид] - 1) неповторимое своеобразие каждого человека; особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других; 2) человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей; отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств

Источник: Психомоторика: cловарь-справочник

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимость, уникальность свойств человека; конкретный человек с неповторимой, присущей только ему совокупностью природных и социально-обусловленных качеств, формирующихся в процессе развития и всего жизненного пути человека. И. формируется на основе его индивидных, личностных и общечеловеческих качеств (см. рис. 4). В инженерной психологии и эргономике понятие «И.» широко используется при анализе индивидуальных различий. При этом И. понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющихся в различных сферах (интеллекте, темпераменте, личности и др.). В этом контексте И. противопоставляется «среднему» человеку, т. е. проявления свойств отдельного человека противопоставляются их типичным проявлениям (среднегрупповым тенденциям), что выражается в требовании не переносить закономерности, характерные для группы, на конкретного человека (см. также Индивидуально-психологические различия, Человек).

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Индивидуальность

сочетание различных свойств и особенностей, присущих отдельному человеку и отличающих его от других людей.

Источник: Словарь по конфликтологии

Индивидуальность

то, что отличает одного человека от всех других. Обычно чем более развитой, дифференцированной является личность человека, тем более она наделена индивидуальностью, уникальными качествами или, точнее, неповторимым их сочетанием. Проявления индивидуальности не следует смешивать с отклонением от нормы и тем более с патологией.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Индивидуальность

своеобразная совокупность признаков каждой личности, характеризующая ее, как целое, и отличающая ее от всех других. Индивидуальные различия – отклонения от среднего или нормального типа (вариации). (12.1, 77) См. Личность

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

Индивидуальность

неповторимая уникальность системы психических свойств индивида, индивидуальные личностные качества человека, особые психические возможности человека, сформированные на основе природных задатков и в определенных условиях социальной среды; обобщенная характеристика индивидуально- психологических особенностей человека.

Источник: Материалы к курсу психология личности. В 2 ч.

Найдено рефератов по теме ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Б. Г. Ананьев - выдающийся ученый и яркая индивидуальность

Логинова Наталья Анатольевна
Аннотация. Рассматриваются основные положения антропологической психологии Б.Г. Ананьева. Раскрывается значение его теоретических разработок, посвященных психологии чувственного познания, онтопсихолопш и психологии индивидуальности, которые интегрируются в систему научного представления о человеке как индивиде, личности, индивидуальности и субъекте деятельности. Оцениваются антропологический масштаб его идей и комплексных исследовательских программ, а также многогранная индивидуальность личности самого ученого.
Скачать PDF

Индивидуальность личности в системе инновационного физического воспитания

Сальников Виктор Александрович, Ревенко Евгений Михайлович, Бебинов Сергей Евгеньевич
В статье говорится о необходимости становления новой, личностно-ориентированной парадигмы физического воспитания, в которой формы, средства, методы и условия обучения должны соответствовать индивидуально-психологическим особенностям человека, а выбор спортивной специализации определяться личностным склонностями и способностями конкретного человека. Для авторов очевидно, что в области массовой физической подготовки детей, подростков, юношества и молодежи давно назрела потребность перехода от нормативного к спортивно-ориентированному подходу. В работе в качестве предмета изучения выступает процесс формирования физкультурно-активной личности с учетом ее психологических и возрастных особенностей. Цель исследования совершенствование системы физического воспитания, приведение ее в соответствие изменившимся требованиям к здоровьеформирующей и здоровьесберегающей функциям образования. Методологическая основа исследования системный и личностно-ориентированный подходы. Описаны личностные различия студентов, избравших для занятий по физическому воспитанию определенные виды спорта. Показана взаимосвязь индивидуальных качеств учащихся с особенностями их физического развития. Представленный материал позволит более целесообразно формировать программу физического воспитания на разных уровнях образовательного процесса и реализовать инновационный тезис: «Не образование на всю жизнь, а образование в процессе всей жизни».
Скачать PDF

Научно-образовательная школа «Интегральная индивидуальность человека и психолого-педагогическое обес

Скачать PDF

Индивидуальность в системной парадигме

Герасимов В. П.
Статья представляет собой попытку объяснения сущности феномена индивидуальности в парадигме теории психологических систем (В. Е. Клочко). B ней рассматривается процесс превращения свойств системы в качества индивидуальности.The article deals with the attempt of explication of the essence of individuality's phenomenon in psychological systems theory context (V.E. Klochko).It considers the process of transition from systems properties to individuality's qualities.
Скачать PDF

Стиль деятельности и интегральная индивидуальность учителей-предметников

Долгополова Ирина Владимировна
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности. В ней рассмотрены особенности стиля деятельности и интегральной индивидуальности учителей-предметников (на примере гуманитарного, математического и естественнонаучного направлений). Особое внимание уделено степени развития четырех компонентов стиля педагогической деятельности, а также проявлению свойств интегральной индивидуальности учителей, преподающих основные предметы. Выявлены специфические связи стиля деятельности и свойств индивидуальности.
Скачать PDF

Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность

В.И.Шмыков
Скачать PDF

Интегральная индивидуальность субъекта инфокоммуникации с высоким уровнем включенности в Интернет-об

Енгибарян Людмила Сергеевна
В настоящей статье представлены анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования, направленного на выявление специфики структур интегральной индивидуальности субъекта инфокоммуникации (девушек) с высоким уровнем включенности в Интернет-общение.
Скачать PDF

Индивидуальность в бизнесе и организации

Штроо Владимир Артурович
В рамках V Международной конференции «Психология индивидуальности», состоявшейся 9–11 декабря 2015 г. на базе НИУ ВШЭ (Москва, Россия), по инициативе кафедры организационной психологии и магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ была организована секция «Индивидуальность в бизнесе и организации». В работе секции приняли участие более двадцати представителей различных регионов России. Руководили её работой проф. Н.Л. Иванова, проф. Т.Ю. Базаров, проф. В.А. Штроо и доц. Н.В. Антонова. В прозвучавших докладах была отражена широкая палитра организационно-психологических и бизнес-психологических проблем, ставших предметом научного анализа или практической работы.
Скачать PDF

Индивидуальность и типология преподавателя вуза: возможности взаимосвязи

Макарова Людмила Николаевна
Рассмотрен преподаватель вуза как субъект педагогической деятельности с позиции акмеологического подхода. Проанализирована важность субъектного развития педагога, способного осуществлять саморегуляцию и саморазвитие в процесс личностно-профессионального становления. Обосновано, что активность педагога проявляется в постоянном разрешении противоречия между той высокоорганизованной живой системой, которую представляет он сам (как интегральная индивидуальность) и объективными условиями профессиональной деятельности. Конструктивность его профессионально-педагогической деятельности неотделима от его субъективной активности, благодаря которой педагог самореализует себя как личность. Необходимо создать обстоятельства, благодаря или вопреки которым преподаватель принимает решение действовать активно и самостоятельно. Обоснована актуальность проблемы установления взаимосвязи между индивидуально-психическими различиями преподавателей вузов и соответствующими им типами личности. Подробно проанализированы сложности, возникающие при выявлении индивидуально-типологических особенностей педагога высшей школы. Рассмотрены существующие стратегии к выявлению типов личности: конституционально-антропометрическая, факторная, блочная, социоцентрическая, мотивационно-динамическая, выявлены их преимущества и ограничения. Обосновано понятие «тип индивидуальности преподавателя вуза». Рассмотрено применение теории интегральной индивидуальности к выявлению индивидуально-типологических особенностей преподавателя вуза.
Скачать PDF

Темперамент и индивидуальность. Исследование темперамента методом визуальной психодиагностики

Борисов Денис Дмитриевич
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием индивидуальности человека. Особое внимание уделено роли темперамента в структуре формирования индивидуальности. Для этой цели в начале работы были рассмотрены наиболее известные теории темперамента, а затем предложено авторское видение проблемы взаимосвязи темперамента и индивидуальности. Представлены подходы к использованию метода визуальной психодиагностики при исследовании темперамента и его практической значимости при первичном определении темперамента человека с помощью предложенного метода.
Скачать PDF

Интегральная индивидуальность как фактор системного подхода к детям с проблемами в развитии

Шкатова Евгения Анатольевна
Рассмотрен вопрос о возможности решения проблем психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии с позиций учета их индивидуальности.
Скачать PDF

Своеобразие структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от определенного типа мир

Арскиева Залия Абасовна
в статье представлен краткий обзор теоретических и эмпирических исследований проблемы оптимизма/пессимизма; исследование выполнено в русле теории интегральной индивидуальности (системный подход); представлены особенности структур интегральной индивидуальности студентов оптимистов/пессимистов; предложена модель коррекционно-консультационной работы со студентами с пессимистическим мироощущением.
Скачать PDF

Похожие термины: