ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ это что такое ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ: определение — Психология.НЭС
Индивидуальная черта ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

Найдено 4 определения термина ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

англ. individual differences in behavior) - особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения, время реакции, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. И.-п. р. м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

И.-п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и педагогической психологии, в психологии труда, в патопсихологии накоплен большой эмпирический материал об И.-п. р. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А. Бине. В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудно перечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А. М. Джордан); рационалисты и эмпирики {В. Джемс); "глубоко-узкий" и "мелкоширокий" типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеро-тонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты {К. Г. Юнг) и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес.

В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. - изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б. М. Теплова, В. С. Мерлина, В. Д. Небылицына и их сотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности (см. Свойства н. с).

В психологии накоплены факты о т. н. индивидуальном стиле деятельности, т. е. об устойчивых способах работы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробные исследования И.-п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности н. с, мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.-п. р., касающиеся свойств личности (прежде всего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь посредством тестов; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности.

Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации. См. Изобразительные способности, Индивидуальность.

Оцените определение:

Источник: В.М. Блейхер, И.В. Крук. Толковый словарь психиатрических терминов, 1995 г.

Индивидуально-психологические различия

Словообразование. Происходит от лат. individuum - неделимое и греч. psyche - душа + logos - учение.

Категория. Достаточно устойчивые особенности психических процессов, по которым люди отличаются друг от друга.

Специфика. Диапазон индивидуально-психологических различий может достигать значительных значений, при этом он зависит и от возраста, и от обучения. Существенную роль играют половые индивидуально-психологические различия: показано, что мужчины более доминируют, ориентированы на объективный мир, способны к отвлеченному мышлению, обладают лучшими конструктивными способностями; женщины более уступчивы, эмоциональны, общительны, готовы оказывать помощь, обладают лучшими языковыми способностями.

История. Экспериментальные исследования индивидуально-психологических различий берут начало в работах Ф.Гальтона, А.Бине. В качестве основных критериев, по которым можно производить разделение людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты. А.Бине разделял людей на объективный и субъективный типы; А.М.Джордан - на рассуждающий и активный типы; У.Джемс - на рациональный и эмпирический; Г.Гросс - на "глубоко-узкий" и "мелко-широкий". Э.Шпрангер, Э.Кречмер, У.Шелдон, К.Г.Юнг также предложили свои типологии. В типологии А.Пьерона выделяется 56 различных типов.

Источник: Психологический словарь

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

англ. individual diferences in behaviour) – особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.– п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности, характер). Важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. И.– п. р. связаны не только с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих для большого числа людей. Непонимание человеком того, что всем людям присущи И.– п. р., м. б. причиной конфликтов, чаще всего межличностных. Если человек занимается делом, к которому он мало пригоден, т. е. при выборе работы не учтены его индивидуальные особенности, это создает условия для возникновения у него конфликтов как с самим собой, так и с окружающими.

Источник: Словарь конфликтолога

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ

особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства (например, пороги ощущения, время реакции, индивидуальные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т. п.), так и целостные личностные образования (например, интересы, способности, характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных способностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т. п. И.-п. р. могут быть разной широты и сложности, разной степени устойчивости. И.-п. р. связаны не только с количественными показателями, т. е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. Однако неповторимое своеобразие каждого человека не исключает наличия у него типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный и практический интерес. И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности нервной системы, мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. И.-п. р., касающиеся свойств личности (прежде всего способностей и характера), не могут быть установлены и оценены лишь посредством тестов; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности. Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки вопросов профпригодности и профориентации. На основе особенностей И.-п. р. формируется индивидуальный стиль деятельности.

Источник: Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика

Найдено рефератов по теме ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Изучение индивидуальных различий в психологических проявлениях трудолюбия старших школьников

Каменева Г.Н.
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова.
Скачать PDF

Влияние родительского отношения матери на индивидуальные различия в психологической структуре трудол

Каменева Г.Н., Шляхта Н.Ф.
В статье рассматриваются результаты исследования психологической структуры трудолюбия старших школьников на основе целостно-функционального подхода, который дает возможность наиболее детально изучить индивидуально-типические особенности трудолюбия в зависимости от родительских отношений.
Скачать PDF

Динамика успеваемости у учащихся, различиющихся индивидуально-психологическими особенностями

Сальников Виктор Александрович, Кленин Дмитрий Анатольевич, Бебинов Сергей Евгеньевич, Ревенко Евгений Михайлович, Жигадло Александр Петрович
В работе показано, что динамика успеваемости, по блокам дисциплин, у учащихся колледжа связана с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и мотивацией. Полученные данные могут быть использованы в формировании индивидуально-ориентированного обучения, что является необходимым при реализации модульного варианта.
Скачать PDF

Что надо для счастья: культурные, региональные и индивидуальные различия и инварианты источников сча

Леонтьев Дмитрий Алексеевич, Рассказова Елена Игоревна
The article presents the main results of empiric investigation of the subjective concepts of sources for happiness in Russia (on the example of the residents from Moscow and PK). The article describes the main components of the sources for happiness, the correlation between various sources for happiness and subjective well-being, life orientations, accessibility of the sources and their stability. The collected data compared with the analogous results of the investigation made in Italy. The article also distinguishes some of cultural and regional varieties of the concepts of the sources for happiness and their dominating identity. The results of investigations make it possible to put forward the new hypotheses and to enlarge the methods of investigation in the field of happiness psychology.
Скачать PDF

Психогенетика и нейропсихология: анализ источников индивидуальных различий когнитивных функций в зре

Шварц Анна Юрьевна, Обухова Ольга Борисовна, Ахутина Татьяна Васильевна
В статье обсуждается возможность использования нейропсихологического метода анализа в психогенетических исследованиях. Предлагается применять нейропсихологические показатели в качестве эндофенотипа - промежуточного звена между генотипом и фенотипом. Излагаются результаты экспериментального исследования моно- и дизиготных близнецов в возрасте 43-62 лет. Рассмотрение фактора программирования и контроля в качестве эндофенотипа показало, что нейропсихологические факторы могут стать основой качественного анализа структуры интеллекта.
Скачать PDF

Гендерные, половые и личностно-индивидуальные различия поведенческих паттернов в организационных кон

Грошев И.В., Поздняков А.А.
Рассматриваются гендерные и половые различия в стилях разрешения конфликтов, в тактике поведения в них, личностно-индивидуальные особенности менеджеров мужчин и женщин, причины обусловленности конфликтных ситуаций. Показывается влияние степени конфликтности менеджеров мужчин и женщин на руководимый ими персонал. Отмечаются особенности психологического преодоления конфликтных ситуаций в зависимости от полоролевых, возрастных характеристик, сферы управленческой деятельности и значимости последствий конфликта для человека. Результаты работы показывают наличие существенных половых, индивидуально-личностных и гендерных различий в важной для менеджмента сфере разрешения конфликтов и управления ими, которые необходимо учитывать в реальном бизнесе для повышения его эффективности.
Скачать PDF

Индивидуальные различия процессов саморегуляции у студентов вуза с разными латеральными профилями

Корнеева С. А.
В статье представлен анализ взаимосвязи показателей межпо-лушарной асимметрии с особенностями саморегуляции студентов вуза. Доказано, что существуют значимые различия процессов саморегуляции у испытуемых с разными вариантами латеральных профилей межполушарной асимметрии и общие особенности данных процессов у лиц, имеющих одинаковые варианты латеральных профилей. Полученные данные могут быть использованы в целях профориентации, для оптимизации учебной деятельности, при реализации принципов дифференцированного обучения, а так же при проведении занятий по совершенствованию системы саморегуляции.
Скачать PDF

Различия аддиктивного, пограничного и неаддиктивного типов интегральной индивидуальности на личностн

Смирнов Александр Васильевич
Автор постулирует существование в рамках общей интегральной индивидуальности человека аддиктивной интегральной индивидуальности. Она выражается в формировании интегрированных внутриуровневых и межуровневых зависимостей элементов индивидуальности, которые способствуют актуализации, развитию и поддержанию различных видов аддиктивного поведения.
Скачать PDF

Индивидуальные различия в мыслетворчестве

Шадриков Владимир Д., Мушин Артем Б.
В настоящем исследовании, основываясь на авторском понимании мысли как потребностно-эмоционально-содержательной субстанции, отражающей связь вещи и ее признака, рассматривается процесс порождения предметных мыслей. Теоретическим основанием исследования является положение о том, что образ предмета представляет собой субстанцию мыслей и выступает как образ-субстанция. Отмечается, что, являясь порождением активности субъекта восприятия, процесс мыслетворчества будет характеризоваться индиви дуальными различиями как в количественном, так и в качественном отношениях. Основной целью исследования являлось изучение процессов порождения предметных мыслей, т.е. мыслей, возникающих у субъекта при восприятии определенного предмета. Исследование было проведено с участием 20 студентов столичного вуза в возрасте 18–20 лет. Испытуемым предлагалось описать предмет по возможности полно и точно, выделив все его признаки (свойства), которые они могли обнаружить. Эксперимент проводился с каждым испытуемым индивидуально. Два параметра в описании объекта принимались к вниманию: количество выделяемых признаков каждым испытуемым в ходе эксперимента и время порождения признаков. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют о том, что число названных мыслей-признаков со временем убывает. Отсюда показано, что существует связь между продуктивностью порождения характеристик объекта и временем их порождения. Количество мыслей-признаков, выделенное на второй и третьей минутах, является ключевым в определении итогового результата выделения признаков. Также были обнаружены различия в продуцировании характеристик воспринимаемого объекта. Они относились, как правило, к его форме и размеру. Основными результатами исследования явились выявленные количественные различия в мыслетворчестве между отдельными испытуемыми. Мысли, связанные с одним и тем же предметом, у разных испытуемых различаются не только количественно, но и качественно. В процессе восприятия каждый испытуемый продуцирует свой симптомокомплекс предметных мыслей. Есть основания предположить, что наблюдаемые индивидуальные различия в продуцировании мыслейпризнаков характеризуют интеллект субъекта.
Скачать PDF

Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников

Фонарев Дмитрий Владимирович, Фонарева Екатерина Александровна
Биологическая активность всех органов и систем организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-го класса и их принадлежности к хронотипу. Дети, в отличие от взрослых, значительно различаются по показателям объема, устойчивости и распределения внимания. В целом, внимательные дети учатся лучше, однако у невнимательных детей успеваемость больше связана с показателями произвольного внимания, особенно с его распределенностью. Согласно данным проведенных исследований в области физиологии, биологическая активность всех органов организма человека зависит от биологических ритмов эндогенного характера. Следовательно, на наш взгляд, психическая деятельность тоже имеет закономерную связь с суточными ритмами. Для того чтобы доказать или опровергнуть данное положение, были проведены исследования психической деятельности учащихся 6-х классов г. Чайковский, Пермского края. Проведенные нами психофизические исследования, педагогическое наблюдение и анализ учебной деятельности по основным предметам показали, что показатели психики во многом зависят от хронотипа ребенка.
Скачать PDF

Количественный критерий индивидуальных различий траекторий движения глаз

Беляев Ростислав Владимирович, Колесов Владимир Владимирович, Меньшикова Галина Яковлевна, Попов Александр Михайлович, Рябенков Виктор Иванович
Известно, что траектории движения глаз, регистрируемые специальной аппаратурой через равные интервалы времени при наблюдении изображений, представляют два основных вида саккады и фиксации. Цель исследования разработка количественного фрактального критерия определения индивидуальных различий при движении глаз разных наблюдателей. Метод фрактального анализа состоит в исследовании характеристик какого-либо объекта на разных масштабах. Алгоритм критерия включает выделение из траектории движения глаз областей саккад и фиксаций, собираемых в соответствующие последовательности с составляющими по координатам X и Y и обрабатываемых раздельно. Каждая реализация обрабатывается через измерительное окно шириной z-шагов выборки по времени, скользящее вдоль реализации с единичным шагом. На каждом шаге определяются раздельно для реализаций области саккадного движения и области фиксаций среднеквадратичные отклонения σ x по X и σ y по Y и вычисляются соответствующие значения σ(i) по всему размеру окна как где i=1:(N-z+1) номер шага сдвига окна по реализации длиной N, а j=1:z изменяется по ширине окна. Размер измерительного окна изменяется как z=1:z max. Для каждого наблюдателя производится усреднение по изображениям, повернутым с шагом на угол 45° (от 0° до 315°). Установлено, что усредненные по этим реализациям σ mean(z) функциональные зависимости близки к линейным у=a+bx, при этом значения коэффициентов a и b для разных наблюдателей для саккад и для области фиксаций имеют существенные отличия, что обеспечивает уверенное индивидуальное различение наблюдателей по паттерну траектории движения глаз.
Скачать PDF

Исследование природы индивидуальных различий

М. С. Егорова
Скачать PDF

Похожие термины: