ИНДИВИД

Найдено 22 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Индивид
совокупность черт или характеристик, которую человек привносит с собой в социальную ситуацию.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

ИНДИВИД

психофизическое качество конкретного человека как природного существа и носителя определенных, только ему присущих черт.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

Индивид
лат. individuum - неделимое, особь) - 1. отдельный человек, личность; 2. каждый самостоятельно существующий организм. Синонимы: Индивидуум, Существо.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНДИВИД
лат. individuum- неделимое) - отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ИНДИВИД
(< лат. Individuum-неделимое, особь) - 1) особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; 2) отдельный представитель общества, народа, класса, социальной группы. (Словарь, с. 96)

Источник: Глоссарий по политической психологии. -М: РУДН. 2003

ИНДИВИД
отдельно взятый человек со всеми его человеческими свойствами, включая биологические, психологические, социально-культурные и другие свойства, присущие людям в отличие от животных. См. индивидуализация, индивидуальность, личность, человек.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНДИВИД
(лат. individuum — неделимое, особь) — социологическая категория, отдельный человек как особь, изолированно взятая из общности. Иногда этот термин применяют только к человеку как организму у а иногда только личности.
Синоним — индивидуум.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Индивид
человек, как единичное природное существо, представитель вида homosapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

ИНДИВИД
Психология в том или ином виде занимается изучением существ, которые ведут себя, действуют, думают, испытывают эмоции, и все это – в контексте некоторого социального и физического окружения. Когда такое существо является представителем вида Homo sapiens, для его обозначения используется термин индивид.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Индивид
(Individum) (от individuus - неделимый). Термин, служащий для обозначения неделимой жизненной единицы, самостоятельной морфологически и физиологически. Отдельный человек, личность. В медицине, в частности в психиатрии, принимается, что любое заболевание индивидуально, т. е. его появление и развитие зависит от индивида.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Индивид
(лат. individuum неделимое; особь) — особь, каждый самостоятельно существующий организм; отдельный человек, личность. Син. Индивидуум. «Поведение живых организмов направлено прежде всего на сохранение индивида и вида» [Чайченко Г.М., 1987]. В процессе жизни индивидуума происходит постоянная смена условных рефлексов. Принцип временной связи, открытый И. П. Павловым, состоит в способности головного мозга устанавливать в процессе индивидуальной жизни многочисленные функциональные связи практически между любыми раздражениями.

Источник: Анатомия и физиология нервной системы Словарь-справочник 2003 г.

Индивид
(от лат. individuum — «неделимое») — понятие, отражающее биологическую сущность человека. И. — это единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Все люди как индивиды похожи по имеющимся у них природным свойствам, однако таковые (свойства нервной системы, способности, биологические потребности и т. д.) выражены у разных людей неодинаково. И поскольку свойства И. влияют на склонности и эффективность деятельности и обладают (после полового созревания человека) определенной стабильностью, их следует учитывать при профориентации и профотборе, а также в дифференцированном подходе при обучении и воспитании.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Индивид
от лат. individuum — неделимое) — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт онтогенетического и филогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.); 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ИНДИВИД
от латинского individuum – «атом», от individuus – «неразделённый, неделимый» – человек как единичная биологическая особь, выходящая за границы своей природной ограниченности и представляющая собой социальнобиологическое существо, сформированное и развивающееся в обществе, используя орудия труда, речь, и обладающее осознанным поведением и высшими психическими функциями. И. или индивидуум представляет собой нерасчлененную систему, которая не может быть разделена без потери своей самобытности, индивидуальности и собственной целостности; это система, в которой части обусловливают необходимость объединения их в целое, где единство не является произвольным и случайным. И. – это одарённое разумом существо, способное к самоопределению и адекватному взаимодействию с окружающим миром, социумом, т.е. обладающее, с одной стороны, способностью к сохранности жизненно важных отношений к действительности, а с другой – к гибкости и лабильности, к сохранению общечеловеческих достоинств.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ИНДИВИД
(от лат. individuum – неделимое) – 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатков, влечений и т.д.). Понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе к–рой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания» (А.Н.Леонтьев). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социально-е существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание). Оба значения термина «И». взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ИНДИВИД
(от лат. неделимое) – человек как единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. Само понятие И. отвечает прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям? То есть указывает на объединение данного человека с человеческим видом. Понятие И. не следует смешивать с понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей как личность и как И. Индивидные свойства не формируются личностно, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста. Однако индивидные свойства человека не являются нейтральными к личностным и профессиональным качествам, поскольку они составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании военнослужащих.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Индивид
Индивид есть единичное существо; психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, то есть неповторяемой, психологией. Своеобразие индивидуальной психики проявляется не столько в ее элементах, сколько в ее сложных образованиях. Психологический индивид или его индивидуальность (см.) существует бессознательно априори; сознательно же он существует лишь постольку, поскольку налицо имеется сознательное отличие от других индивидов. Вместе с физической индивидуальностью дана, как коррелят, и индивидуальность психическая, но, как уже сказано, - сначала бессознательно. Необходим сознательный процесс дифференциации, необходима индивидуация (см.) для того, чтобы сделать индивидуальность сознательной, то есть чтобы извлечь ее из тождества с объектом. Тождество индивидуальности с объектом совпадает с ее бессознательностью. Если индивидуальность бессознательна, то нет и психологического индивида, а есть только коллективная психология сознания. В таком случае бессознательная индивидуальность является тождественной с объектом, проецированной на объект. Вследствие этого объект получает слишком большое значение и действует слишком сильно в смысле детерминирования.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

Индивид
лат. individuum — неделимое] — 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами (см. Высшие психические функции; Сознание). Оба значения термина "И." взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики И.: целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения И. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений И. к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность И., обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий. А.Г. Асмолов

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ИНДИВИД
это человек, гомо сапиенс, единично-рационально-разумное создание природы, он же продукт филогенетическо-онтогенетической эволюции, он же носитель специфическо-индивидуальных черт характера самого И. можно рассматривать как отдельного представителя человеческой онтологичности-общности, кот. эксплицируется-гностицируется в совокупности его биологических и социальных факторов и изучается в суммации его социоповеденческих и психоповеденческих, а также ментально-рефлексивных процессов-функций, происходящих-функционирующих в актах его психики, сознания, под сознания, в имманентных моделях-структурах бессознательного; можно дефиницировать базальные экспликации-характеристики И. —это системно-целостная психофизиологическая конституция И.; константность во взаимодействии-конвергенции-корреляции с онтосом, средой, окружающей действительностью; механизмы активности-активации или же пассивности-дезактивации-инфантильности И.; эти предикаты-признаки указывают на модельно-системный характер коррелятов между полиобразными функциями-процессами-механизмами, кот. реализуют онтологическо-значимые отношения самого индивида со средой, социумом, другими индивидами; рациональный И., в нынешнюю эпоху, как правило, практичен-пластичен-мультиверсионен в актах поведения, интеллектуально-эмпиричен-дискурсаналитичен в тех или иных фабульных эпизодах, связанных с онтологическо-социальными обстоятельствами-ситуациями.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ИНДИВИД
индивидуум) - согласно А. Н. Леонтьеву - об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере два основных признака:
1) неделимость, или целостность субъекта;
2) наличие у него особенных - индивидуальных - свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами - способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного (-> генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.). 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Самые общие характеристики индивида:
1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;
2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;
3) активность - обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ИНДИВИД
ІНДЫВІД / INDIVIDUAL (от лат. individuum– неделимый)– отдельный организм с присущей ему автономией, человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, безотносительно к его антропологическим особенностям. Понятие И. необходимо отличать от понятий «индивидуальность» (совокупность физиологических, психологических особенностей И., составляющих его своеобразие, отличие от других людей) и «личность» (совокупность социально значимых качеств индивида). Индивидные свойства человека изучаются психологией в становлении, развитии и функционировании человеческой личности. Биологические, природные, телесные свойства человека составляют предпосылку и условия развития специфически человеческих способностей.
Классификация индивидных свойств человека дана Б. Г. Ананьевым.
1. Первичный уровень: возрастно-половые свойства:
– возрастные свойства, последовательно развертывающиеся в онтогенезе;
– половой диморфизм– физическое различие между полами, обусловленное биологически; биологический пол И. представляет собой предпосылку становления психологического пола человека, становление половой идентичности как одного из проявлений социализации; индивидуально-типические свойства:
– конституциональные особенности: телосложение и биохимическая индивидуальность;
– нейродинамические свойства мозга, функциональная организация мозговой деятельности.
2. Вторичный уровень индивидных свойств представляет результат взаимодействия свойств первичного уровня и включает в себя динамику психофизиологических функций (сенсорных, мнемических и т. д.) и структуру органических потребностей.
3. Высший уровень интеграции индивидных свойств человека– темперамент и задатки. Основная форма развития этих свойств– онтогенетическая эволюция, осуществляемая по определенной филогенетической программе, но постоянно изменя ющаяся под влиянием социальной истории человечества. С возрастом роль индивидных свойств снижается и возрастает роль социальных качеств и свойств личности. Индивидные свойства не являются личностно формируемыми, сами по себе они не характеризуют человека как гражданина или специалиста, но составляют природную основу развития человека как личности. Поэтому индивидные свойства человека (тип нервной системы, задатки, состояние здоровья и т. д.) необходимо учитывать при профориентации, профотборе и осуществлении индивидуального подхода в обучении и воспитании. Для диагностики индивидных свойств необходимо привлекать специалистов в области медицины, физиологии и т. д. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Индивид
от лат. individuum — неделимое] — единичная особь Homo sapiens, отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальным сочетанием генетически запрограммированного и социально приобретенного индивидуального набора черт, свойств, качеств. Именно в связи с этим принципиальной характеристикой индивида выступает его способность преодолевать свою изначально заложенную биологическую ограниченность и реально, при этом вполне осознанно управлять своей поведенческой активностью и контролировать практически весь комплекс важнейших психологических процессов. «Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Наиболее общие характеристики индивида — целостность психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающим миром; активность. Признак целостности указывает на системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида. Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности. Активность индивида, обеспечивая его способность к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий» (А. Г. Асмолов). В рамках социально-психологической науки понятие «индивид» употребляется в содержательной связке, прежде всего, с понятием «личность». В первую очередь, это связано с тем, что природные характеристики и свойства индивида проявляются в личности как базовые социально обусловленные ее элементы. Помимо этого, в целом ряде концепций понимания личности именно особенности собственно индивидной репрезентации в системе социального бытия рассматриваются как самоценные личностные ипостаси. Так, например, в рамках концепции персонализации (В. А. Петровский), базовым положением которой является представление о единстве, но не тождестве понятий «индивид» и «личность», именно наличие социогенной потребности индивида в персонализации задает одновременно и самоценность, и взаимообусловленность трех ипостасей личностного существования индивида: 1) как относительно устойчивой совокупности интраиндивидных качеств (симптомокомплексы психических свойств, образующие ее индивидуальность, мотивы, направленности личности, структура характера личности, особенности темперамента, способности); 2) как включенности индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе могут трактоваться как носители личности их участников; 3) как «идеальной» представленности индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их актуального взаимодействия, как результата активно осуществляемых человеком смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей.
Проблеме соотношения понятий «индивид» и «личность» уделяли большое внимание и другие отечественные психологи, в частности, А. Н. Леонтьев. С его точки зрения, «понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни.... Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. ... Как и сознание человека, как и его потребности, ... личность человека тоже “производится” — создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности»1.
Надо сказать, что в зарубежной психологии, далекой от «марксистско-ленинской методологии» и теории деятельности, этих двух «священных коров» психологии советской не уделялось сколько-нибудь серьезного внимания разведению содержания понятий «индивид» и «личность». Более того, они нередко употребляются как полностью синонимичные. Вместо этого там серьезно рассматривали вопрос о том, насколько обосновано и корректно «изолированное» изучение тех или иных аспектов личности или видов человеческой активности, вне целостного личностного контекста. Именно в этой связи чаще всего используется понятие «индивид», чтобы подчеркнуть неизменную целостность субъекта.
Одним из первых крупных ученых, кто последовательно проводил идею о том, что «...человек является единым и самосогласующимся организмом...»2 был А. Адлер. Не случайно свою теорию развития личности и построенную на ее базе психотерапевтическую систему он более чем красноречиво назвал индивидуальной психологией.
С точки зрения А. Адлера, «...ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом, сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни»3. По мнению многих зарубежных специалистов, «в этой концепции более, чем в какой-либо другой, выражена ...попытка рассматривать человека как единое целое»4. Заметим, что диаметрально противоположным индивидуальной психологии А. Адлера является ортодоксальный бихевиоризм, исходящий из того, что любой человеческий поступок является ситуативной реакцией на внешний стимул.
С точки зрения А. Адлера, развитие индивида возможно только во взаимодействии с другими людьми: «Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес — врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества»5. Как сообщают Л. Хьелл и Д. Зиглер, «акцент на социальных детерминантах поведения настолько важен в концепции Адлера, что он приобрел репутацию первого социального психолога в современной теории психологии»6.
Особое значение А. Адлер придавал социальным контактам индивида в детстве. Уникальной частью концепции и психотерапевтической системы, разработанных А. Адлером, является анализ влияния порядка рождения на стиль жизни индивида. Первый ребенок в семье вполне естественно получает от родителей максимум заботы и внимания, но только до тех пор пока не появится второй ребенок. В этой ситуации первенец вступает в борьбу за родительское внимание, в которой, как правило, терпит поражение: «В результате подобной семейной борьбы первенец “приучает себя к изоляции” и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что старший ребенок в семье скорее всего консервативен, стремиться к власти и предрасположен к лидерству»1.
Средний ребенок уже самой ситуацией рождения объективно включен в конкуренцию с первенцем. В результате, согласно А. Адлеру, второй ребенок часто «...вырастает соперничающим и честолюбивым. ... Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач»2.
Младший (последний) ребенок в семье, с одной стороны, пользуется привелегиями всеобщего любимца и является объектом заботы как со стороны родителей, так и со стороны старших детей и, одновременно, может испытывать сильное чувство неполноценности и зависимости. Тем не менее, по мнению А. Адлера, он «...обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превозойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. (Этот момент отчетливо отражен в многочисленных сказках самых разных народов, в которых именно младший ребенок добивается наибольших успехов — В. И., М. К.) Адлер иногда говорил о “борющемся младшем ребенке”, как о возможном будущем революционере»3.
Если же ребенок оказывается единственным в семье, то, будучи лишенным возможности конкурировать с братьями и сестрами и являясь эпицентром материнской заботы, он нередко вынужден вступать в конкуренцию с отцом. Кроме того, он может испытывать трудности во взаимоотношениях со сверстниками. По мнению А. Адлера, такой ребенок «...слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм»4.
Необходимо отметить, что, придавая большое значение порядку рождения и другим факторам, опосредствующим развитие личности в детстве, А. Адлер отнюдь не считал что индивид представляет собой неизменный продукт механистического «сложения» наследственности и воздействия окружающей среды. По его мнению, все без исключения, люди «...обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни»5.
Хотя в целом эмпирическая валидизация концепции Ф. Адлера до сих пор не проведена, что во многом объясняется широтой и абстрактностью многих ее положений, ряд ключевых пунктов данной теории получил подтверждение во многих исследованиях. Так, например в 1973 г. В Нидерландах была предпринята попытка выявить взаимосвязь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями индивида. «В исследовании, в котором приняло участие около 400 мужчин... была получена высокая положительная корреляция между порядком рождения и показателями невербального теста интеллектуальных способностей. Первенцы по уровню интеллектуальных достижений превосходили следующих по порядку рождения детей в тех семьях, где было от двух до девяти детей. В сходном исследовании было показано: положительная связь между порядком рождения и интеллектуальными достижениями сохраняется и в том случае, когда учитываются такие переменные, как школьная успеваемость у родителей испытуемых, доход семьи и возраст матери»1.
Не менее интересные результаты, также подтверждающие идею А. Адлера, были зафиксированы в целом ряде других исследований. Так, в частности, «...было обнаружено, что первенцы лидируют в популяции практически в каждой области академических знаний. Например, было отмечено, что старшие сыновья преобладают среди президентов Соединенных Штатов Америки, в то время как среди кандидатов, потерпевших поражение на выборах в президенты, такой закономерности не наблюдается. Первенцев было особенно много среди членов Конгресса США, а также они преобладали среди женщин, имевших научные степени в области медицины и философии»2.
Идеи А. Адлера получили дальнейшее развитие в концепции Э. Эриксона и целого ряда других зарубежных психологов. Следует отметить, что в реальной социально-психологической практике, чаще всего отсутствует необходимость отчетливого разведения понятий «индивид» и «личность», а потому употребление их в качестве синонимов вполне допускается. Однако в тех случаях, когда имеют место такие социально-психологические феномены как «феномен поручика Киже» и «эффект Кеннеди» (например, в логике концепции персонализации) такое разведение не только обосновано, но и совершенно необходимо именно с практической точки зрения.
Поэтому практическому социальному психологу, помимо чисто прикладных профессиональных навыков и умений, владения современными техниками и технологиями тонкого психологического воздействия на группе и на отдельных его членов, необходимо, планируя программу психологической поддержки и сопровождения вверенной ему общности или организации, опираться на базовые психологические знания и распознавать те вопросы, которые касаются собственно личностно развивающих задач, и тех проблем, которые стоят перед ним на уровне, по сути дела, лишь интраиндивидного анализа.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
211.83 кб

Интерференционные процессы селекции информации при конвергентном/дивергентном мышлении: роль индивид

Каразаева Анастасия Юрьевна, Разумникова Ольга Михайловна
С использованием латерализованного предъявления иерархически организованных букв изучены взаимосвязи интеллекта и креативности с полушарными особенностями внимания и выяснено значение индивидуального профиля моторной асимметрии.
Читать PDF
215.85 кб

Западный индивид: свобода от ограничений и ее последствия

Низовцева Лариса Владимировна
Читать PDF
322.97 кб

Индивид - личность - творческая личность: мифы и реальность

Разлогов Кирилл Эмильевич
Статья посвящена критике традиционного аксиологического подхода к разграничению индивида, личности итворческой личности.
Читать PDF
158.36 кб

2014.01.038. ПОЗВОЛЬТЕ ИМ ВЫБИРАТЬ: ВЫГОДЫ ОТ ЗАМЕНЫ КОРПОРАТИВНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ИНДИВИД

Костяев С.С.
Читать PDF
288.05 кб

Из опыта реализации инновационного проекта "ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству": выстраивание индивид

Симонова Татьяна Сергеевна, Кузнецова Марина Федоровна
В статье представлен опыт реализации проекта «ПрофессиЯ: от дебюта к мастерству», целью которого является выстраивание индивидуальной траектории профессионального развития студентов педагогического колледжа.
Читать PDF
244.09 кб

2015.02.004. СКЕЙН Р. АТАКИ СМЕРТНИКОВ, ВОЕННОЕ ДЕЛО И ИНДИВИД КАК ОРУЖИЕ. SKAINE R. SUICIDE WARFARE

Демидов К.Б.
Читать PDF
189.58 кб

Взаимодействие "индивид-социальная среда" посредством развертывания идентификационных процессов

Попок Р. П.
В статье содержится анализ различных представлений об идентификационных процессах, которые развиваются во взаимодействии индивида с социальной средой.
Читать PDF
480.35 кб

Общество, государство, индивид в публичной и приватной сферах

Шкудунова Ю. В.
Рассматриваются проявления публичной и приватной сфер в триаде: общество, индивид, государство. Данная позиция позволит на практике повлиять на взаимодействие индивида и государства в обществе в целом.
Читать PDF
241.67 кб

«Индивид глазеющий» в пространстве постсоветского города

Лейбович Олег Леонидович, Шушкова Наталья Викторовна
В статье в форме диалога между социологом и культурологом обсуждается тема человека в большом современном российском городе.
Читать PDF
386.17 кб

Индивид как центральная фигура конструирования социальной реальности

Сергеева Элла Александровна
В статье рассматривается двунаправленное конструирование социальной реальности: господство мнений и взглядов социокультурной среды, идеологической направленности и возможности свободного выбора непосредственно самим индивидом.
Читать PDF
382.42 кб

Западный индивид: от разумной свободы к рациональному эгоизму

Низовцева Лариса Владимировна
В статье исследуются тенденции развития западной свободы, а также последствия этого процесса, его влияние на жизнь человека и общества.
Читать PDF
52.42 кб

Индивид как исключительный субъект собственности

Шульгина Л.В.
Главным признаком субъектов собственности является их активность, участие в экономической деятельности, склонность к обмену, определенное экономическое поведение.
Читать PDF
377.01 кб

Индивид в системе дорожного движения: опыт социологического анализа

Абдульзянов Артур Рашидович
В статье представлены результаты социологического исследования, отражающие проблемы безопасности индивида в системе дорожного движения. Дается оценка степени безопасности пешехода и пассажира.
Читать PDF
481.17 кб

Социальный индивид и институт управления

Гелих Олег Яковлевич
В статье особое внимание сконцентрировано на анализе соотношения института управления с местом и ролью в нем социально свободного индивида.
Читать PDF
234.24 кб

Аберрация в интерпретации понятий «Индивид», «Индивидуальность» и «Личность» в социологии

Ашхамахов Казбек Идадович
Статья посвящена критическому анализу состояния представлений социологической науки о своих основных понятиях, определяющих ее статус.

Похожие термины:

  • ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

    Individ; Individual) - единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного."Психологический индивид отличается своеобразной и, в известном отношении, уникальной, неповторяемо
  • Индивид, индивидуум

    Человек как единичное существо вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель своеобразных черт личности (задатков, влечен
  • Соответствие индивид-ситуация

    (Person-situation fit) – степень совместимости конкретного человека и ситуации.
  • ЭТНИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ИНДИВИДА

    понятие, предложенное Л. Н. Гумилевым и определенное им как "поле поведения и активности членов этнической системы". Э. п. и. существует в виде трехуровневой структуры. Первый ее компонент охарактер
  • ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА

    неравномерность созревания и роста различных структур, функций и систем организма. Становление психических свойств также протекает неравномерно. Г. личностного формирования накладывается на Г.р
  • Индивидуальные черты

    Individual traits). См. Личная диспозиция.
  • ИНДИВИДУАЦИЯ

    см. Аналитическая психология.
  • ИНДИВИДУУМ

    gt; индивид.
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

    Individualization) — Направленные на изменение культуры организации активные действия сотрудников.
  • Индивидуализация конфликта

    в Конфликтологической концепции Р. Дарендорфа процесс вытеснения в общественной жизни массовых конфликтов, субъектами которых выступают большие социальные группы людей-классы, персонифицирова
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия

    выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п
  • Индивидуализация обучения

    Педагогический подход, имеющий целью адаптацию обучения в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями и инстинктами ребенка. И. о. можно применять в разных возрастных группах - от дет
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    Общий термин для обозначения любой образовательной программы, разработанной с достаточной гибкостью, чтобы ее можно было адаптировать для отдельных студентов с различными способностями. Наприм
  • ИНДИВИДУАЛИЗМ

    Взгляд на мир, при котором интересы индивидуума рассматриваются как политически или морально приоритетные относительно других соображений.
  • Индивидуализм—коллективизм

    показатель, по которому разнятся культуры: степень, в которой культура пробуждает, питает и удовлетворяет потребности, устремления, желания и ценности автономного и уникального «Я» в большей мере
  • ИНДИВИДУАЛИСТ

    (Individualist) – человек, ориентированный на получение максимально возможной личной выгоды, независимо от интересов остальных членов группы.
  • Индивидуалистическая культура

    Individualistic culture) — культура, которая социализирует своих представителей воспринимать себя как индивидуальности и отдавать личным целям приориты.
  • Культуры индивидуалистические и коллективистичекие

    Разделение национ. культур на индивидуалистические (К. и.) и коллективистические (К. к.) было предложено Г. Хофстеде (G. Hofstede) в 1980-х гг. в рамках разработанной им классификации. Анализируя анкеты сотру
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

    Культуры, где человека ценят выше группы, например Соединенные Штаты.
  • Личности тип индивидуалистический

    западный» тип личности, характеризующийся «независимым определением Я», когда индивид свои мысли, чувства, действия и способности рассматривает как имманентные, врожденные, присущие ему от приро