ГРУППА

Найдено 26 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ГРУППА
совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков (см. также малая группа).

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

Группа
это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определенной мерой активности взаимодействуют друг с другом.

Источник: Семечкин Н.И. Социальная психология. ч.1. 2003

Группа
два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Группа
понятие, при помощи которого обозначают людей, объединенных по каким-либо общим для них социально-демографическим или психологическим Признакам.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005

Группа
Group) . Двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как "мы".

Источник: Краткий словарь-справочник по психологии. РУДН, 2004

ГРУППА
group) Некоторое количество человек, объединенных для какой-либо цели или имеющих общие интересы, устремления, функции или опасения, что позволяет иим самим и другим выделить их в некую социальную реальность.

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Группа
(Group) – двое или более лиц, которые оказывают взаимное влияние; однако совокупность людей становится более похожа на группу, если она имеет структуру, ее члены зависят друг от друга и обладают общей идентичностью.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

ГРУППА
ограниченная размером общность людей, выделяющая или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и т.п.

Источник: Методы психологии. Терминологический словарь. 2003 г.

ГРУППА
от итальянского gruppo – «ком, группа» – некоторое количество (от двух и более) человек взаимодействующих друг с другом, осознающих свою групповую принадлежность и принимающих участие в целенаправленной совместной деятельности.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

группа

(в социальной психологии) – понятие, обозначающее определенное число людей, объединенных друг с другом по какому-либо признаку и связанных между собой отношениями, регулируемыми некоторыми общими целями, ценностями и нормами.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Группа
нем. Gruppe, производное от провансальского gropar – связывать) - 1. несколько людей, животных, предметов, находящихся вместе, близко друг от друга или имеющих некие общие признаки; 2. совокупность людей, объединенных общностью занятий, интересов, взглядов, побуждений, решаемых проблем.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

 ГРУППА
особая форма организации коллективной деятельности, где эмпатия, взаимопонимание, психологическое подкрепление и эмоциональный комфорт представляют собой одну из главных, а часто и единственную цель объединения членов группы. Отсюда даже лингвистически подчеркнутое и эмоционально окрашенное отношение к своей группе: “А у нас была группа”, “Иду на группу” и пр.
 

Источник: Енгалычев В.Ф. Псислэнг, или словарь профессионального жаргона психологов. 1997

группа

социологическое и социально-психологическое понятие для обозначения количественно ограниченной совокупности, общности людей, выделяемой из социального целого на основе качественных признаков: характера выполняемой деятельности, возраста, пола, социальной принадлежности и т.д. Наиболее распространены классификации г. по размеру (большая г.); по непосредственности и реальности взаимосвязей (реальная или контактная г.); по значимости для индивида (референтная г.); по признаку формальной принадлежности (условная г.) и др.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ГРУППА
1. Совокупность или собрание "предметов", где под "предметами" может пониматься почти любой поддающийся определению класс или категория людей, животных, событий, объектов, данных и т.д. За этим понятием скрывается ряд важных вопросов; см. категория, класс и понятие. 2. Социальная группа, то есть группа в значении 1, но членами, которой являются только люди, сгруппированные вместе на основе некоторого социапьного/психологического фактора (или факторов). Здесь подразумевается некоторая степень взаимосвязанности или взаимозависимости между членами группы. Во многих составных терминах в социологии и социальной психологии понятия групповой и социальный используются взаимозаменяемо; поэтому некоторьк такие термины, которых нет здесь, см. в статье социальный.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ГРУППА
Group; Gruppe) - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков; таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования или группы.
Отношение Юнга к группе весьма неоднозначное.
"Хотя группа может придать индивиду смелость, манеру поведения, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изоляции, существует опасность, что преимущества групповой жизни окажутся настолько соблазнительными и подавляющими, что в них утратится индивидуальность" (CW 8, цит. по: КСАП, с. 49).
Главный теоретический вклад Юнга в групповую психологию заключается в его утверждении, что именно влияние недостаточно интегрированных архетипических тенденций ведет к таким массовым феноменам, как фашизм (см. ПП).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Группа
(группы). Малые или большие коллективы человеческих индивидов, которые в процессе совместного существования влияют друг на друга. Обычно группы разделяют на: а) микрогруппы (семья, трудовой коллектив, школьный коллектив и др.); б) макрогруппы (класс, общественная прослойка, национальная принадлежность и др.). Изучению интерперсональных отношений в группах в последнее время отводится особое внимание. В современной психологии, психиатрии и социологии все чаще говорят о группах в человеческом обществе и их значении и влиянии на нормальную человеческую личность, а также на психические болезни. При формировании группы обычно выдвигается личность, играющая роль руководителя (лидера) группы. Во многих случаях от руководителя зависит целостная работа группы и психическое состояние ее участников. Каждая группа живет своей жизнью. Это отношения между людьми в группе. В психиатрической практике отношения в группах изучаются как по направлению влияния членов группы на коллектив, так и влияния коллектива на больного. См. Групповая психотерапия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ГРУППА
(Group; Gruppe). Отношение Юнга к групповой психологии (и групповой психотерапии) неоднозначно, до известной степени амбивалентно (СМ. амбивалентность). Хотя Г. может придать индивиду «смелость, манеру поведения, чувство собственного достоинства, которые легко могут исчезнуть в изоляции», существует опасность, что преимущества групповой жизни окажутся настолько соблазнительными и подавляющими, что в них утратится индивидуальность (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 228). В аналитической психологии существует известная неразбериха, или путаница, между отношениями индивида к коллективному, к обществу, к своей собственной культуре, к массе или к Г. Возможно, эта ситуация — следствие присущей Юнгу тенденции рассматривать человека главным образом в его отношении к своему внутреннему миру за счет внимания к личностным взаимоотношениям и социальному участию. Главный теоретический вклад Юнга в групповую психологию заключается в его утверждении, что именно влияние недостаточно интегрированных архетипических тенденций ведет к таким массовым феноменам, как фашизм. О политической ориентации Юнга см.: Jaffe (1971) Odajnyk (1976).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

ГРУППА
1. Совокупность каких-либо психологических явлений. 2. Совокупность фактов, полученных в проведенном исследовании. 3. Определенное количество людей, изучаемых в ходе опытного (эмпирического) исследования. 4. Некоторое количество людей, выделенных по общим для них признакам и объединенных друг с другом общей деятельностью или общими целями и интересами. См. группа большая социальная, группа вертикальная, группа встреч, группа вторичная, группа гетерогенная, группа гомогенная, группа горизонтальная, группа дискуссионная, группа избранная (отобранная), группа индифферентная, группа интерактивная, группа коактивная, группа критериальная, группа контрольная, группа малая, группа марафонная, группа маргинальная, группа номинальная, группа нормативная, группа первичная, группа профессиональная, группа психокоррекционная, группа психотерапевтическая, группа равных (группа сверстников), группа референтная, группа референтная аспирациональная, группа референтная негативная, группа референтная позитивная, группа социальная, группа социального меньшинства, группа стандартизационная, группа статусная, группа экспериментальная, группа этническая.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ГРУППА
англ. group).
1. Некоторое количество предметов или организмов (индивидов), объединенных на основании их пространственной близости друг другу и/или к.-л. реальных связей между ними. Это понятие применяется и в отношении животных (см. Групповое поведение животных).
2.Г. (социальная) - два или более человека, которые взаимодействуют друг с другом, осознают свою групповую принадлежность и участвуют в совместной деятельности. В зрелых Г. существуют свои традиции и нормы. Группой не является толпа (агрегат) - временное скопление людей, которые не участвуют в совместной деятельности. С т. зр. данного определения, Г. не является большая или малая совокупность людей, которые хотя и осознают свою принадлежность к одной совокупности (общности, социальные категории), но не взаимодействуют друг с другом и не участвуют в совместной деятельности (напр., возрастные, половые, расовые и т. п. общности). Выделяется большое количество типов Г.: напр., малые и большие; первичные и вторичные; формальные и неформальные; Г. сверстников и разновозрастные Г.; ин-Г. и аут-Г; семейные, учебные, трудовые, психотерапевтические (см. Группа встреч) и т. д.; легальные и нелегальные; референтные (эталонные). По понятным причинам в социальной психологии термин "Г" используется нередко без определения "социальная". См. Групповая динамика.
3.Математическое понятие (см. Выборка, Группировка). (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ГРУППА
реальная социальная общность людей (нация, класс, партия, бригада, экипаж). Г. могут находиться на разных уровнях развития, различаться по степени сплоченности, организованности, стилю руководства (лидерства), социально-психологическому климату. Понятие Г. более широкое, чем коллектива (см. Коллектив). Выделяют малые и большие, формальные и неформальные Г., которые различаются по численности, характеру общения и взаимодействия, степени упорядоченности отношений руководства и подчинения. Все вовлеченные в групповые межличностные отношения переживают симпатии и антипатии, доминирование и подчинение, чувство принадлежности к своей общности, выдвигают лидеров. В малой формальной Г. люди находятся в непосредственном взаимозависимом личном общении и взаимодействии, регулируемом руководителем. Неформальная Г. – это добровольное объединение на основе интересов, симпатий, дружбы. Такая группа не имеет нормативно закрепленных прав и обязанностей своих членов, назначенного или избранного руководства. В большой Г. регулятором ее поведения выступают общие цели, интересы, мнения, традиции, обычаи, единые формы понимания и реагирования на общественные события. Например, на жизнь нации влияют национальное самосознание, общность языка, обычаев, традиций, культуры. Г. становится субъектом деятельности, если ее единство основывается на общности целей и интересов, а нормы общения и взаимоотношений признаются и выполняются всеми членами.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ГРУППА

Сеть межчеловеческих отношений, матрица, в которой осуществляется жизнь и развитие индивида. Каждый человек состоит в различных группах (группа семьи, коллег по работе, политические группы, группы, преследующие совместные интересы), под воздействием которых он изменяется, и на изменения которых сам оказывает влияние.
В соответствии с пониманием динамической психиатрии, группа и, прежде всего, первичная симбиотическая группа семьи, это то место, где на основе психодинамических и социально-энергетических процессов закладываются программы бессознательного, определяющие последующее направление развития личности – «к себе» (способствующие достижению Я-идентичности) или «от себя» (препятствующие достижению Я-идентичности) и, тем самым, здоровье или болезнь.
Для психотерапии лиц с архаичными заболеваниями «Я» группа представляет средство, с помощью которого проявляется их неконструктивная динамика реагирования. Бессознательно характер взаимоотношений в семье больного в целом и с отдельными ее членами, в частности, переносится в группу, которая, в свою очередь, обратным переносом комплексно отражает аспекты его семьи. В психодинамической среде психотерапевтической группы собственная психодинамика больного становится явной и может быть откорректирована под руководством психотерапевта со специальной подготовкой по групповой динамике. Таким образом, под влиянием психотерапевтического повторения и эмоционального исправления осуществляется наверстывающее развитие Я-идентичности пациента, которое позволяет ему выйти из порочного круга принудительного повторения симптомов болезни.

Источник: Глоссарий терминов динамической психиатрии. Под ред. В.А. Шаповаловой

ГРУППА
ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т. д.). Традиционно выделяют следующие признаки Г.: осознание участниками своей принадлежности к Г.; установление определенных отношений между ними; внутренняя организация, включающая распределение обязанностей, лидерство, иерархию статусов и т. п.; действие т. н. группового давления, побуждающего участников вести себя в соответствии с принятыми в Г. ожиданиями и нормами; наличие определенных изменений во взглядах и поведении отдельных участников, обусловленных их принадлежностью к данной Г. При психологическом анализе Г. выделяют две совокупности ее характеристик: структурно-формальные (организационные) — величина, состав, каналы коммуникаций, распределение ролей, система соподчинения и т. н. социальнопсихологические — межличностные отношения, стиль лидерства (руководства), групповые ценности и нормы, система поощрений и наказаний и пр. Г. классифицируются по ряду признаков: по размеру (большие, малые); по общественному статусу (формальные, или официальные, и неформальные, или неофициальные); по непосредственности взаимосвязей (реальные, или контактные, и условные); по уровню развития (диффузные группы, ассоциации, корпорации, коллективы); по значимости для человека (референтные и группы членства). Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся внутри Г. отношения влияют на эффективность групповой деятельности. При социально-психологических исследованиях Г. изучаются как процессы, развивающиеся внутри Г., так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими Г. в систему общественных отношений.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ГРУППА
ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:
1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
3) по непосредственности взаимосвязей: группы реальные (контактные) и условные;
4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития - коллективы;
5) по значимости: группы референтные и группы членства. Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она вовлечена или ради которой создана. Содержание деятельности совместной членов группы опосредует все процессы внутригрупповой динамики: развитие отношений межличностных, восприятие партнерами друг друга (-> перцепция социальная), формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. А сформированные в группе отношения влияют на эффективность ее деятельности. Группа - традиционный предмет социально-психологических исследований. При этом изучаются процессы, развивающиеся внутри группы, и сама группа как целостный субъект деятельности, включенный взаимодействием с другими группами в систему общественных отношений.
Группа: эффективность (эффективность деятельности группы). Отношение (по некоему критерию) достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Может быть определено, только если будут четко выделены количественные или качественные критерии как основания для сравнения результатов и единицы измерения результатов. Учитывая множественность факторов, влияющих на эффективность деятельности группы, исследователи обычно ограничивают число критериев, по коим оценивается эффективность. Выделяются два универсальных критерия:
1) продуктивность - чаще всего экономическая, выражаемая в единицах продукции, соотнесенных с затратами на ее производство;
2) удовлетворенность (трудом, принадлежностью к группе и пр.), понимаемая как психологическое состояние, вызванное соотношением определенных притязаний субъекта деятельности (-> уровень притязаний) и возможностью их осуществления. Сверх того, выделяется множество других социально-психологических критериев, с помощью коих пытаются учесть социальные и психологические аспекты эффективности деятельности группы, - например:
3) всестороннее развитие личности;
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;
5) общественно-политическая активность;
6) сплоченность и уровень управляемости коллектива;
7) ориентации ценностные и нормы ценностные;
8) величина и состав группы;
9) климат психологический в коллективе, и пр. Сложность определения эффективности деятельности группы по этим критериям заключается в трудностях выделения единиц их измерения и разработки измерительных процедур. Понятие эффективности деятельности группы следует отличать от понятия результативности. Если принимаемые для оценки эффективности критерии измеримы количественно - например, по количеству произведенной продукции, или выполненному числу операций, или по усвоенному объему информации и прочему, -то можно говорить о результативности как синониме эффективности. Если же применяются критерии психологические, неизмеримые количественно, то понятие результативности нельзя применять как синоним понятия эффективности. Особенно сложно измерение эффективности деятельности групп учебных. Обычно для них выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (количества усвоенной информации). В исследованиях встречаются и такие психологические критерии, как уровень мотивации к учебе, отношение к учебе, интеллектуальные способности обучаемых. Но опыт коллективообразующих форм обучения показывает, что как главный критерий психологический эффективности обучения, направленного на формирование высокоразвитой нравственной личности, должно выступать содействие каждого члена группы умственному, физическому и нравственному развитию друг друга. А это возможно преимущественно в условиях организованной деятельности совместной. Как признаки критерия содействия взаиморазвитию в группе учебной выступают:
1) позитивная динамика общительности (или контактности);
2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;
3) доброжелательность и взаимный интерес к нуждам, желаниям и эмоциональным состояниям друг друга. Исследования показывают, что если по этим критериям в ходе обучения наблюдаются позитивные сдвиги, то примененный метод обучении обладает высокой психологической и социально-психологической эффективностью. Обычно такую эффективность имеют методы интенсивного обучения языкам иностранным, а также группы тренинга социально-психологического.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ГРУППА
специфическая интегрированность-альянсивность-общность людей, кот. можно выделил»в социуме, в онтологии-экзистенции самих индивидов в том или ином обществе, государстве; ее можно модальноизировать по признакам, характеру продуцируемой деятельности социо-классовой принадлежности, по эволюции развития, по самой структуре; наиболее значимой классификацией групп является такая дифференциальная классификация: кланы, бомонды, микрогруппы, формальные группы, неформальные группы, большие группы, малые группы, альянсы, группировки; само содержание интердеятельности членов группы, альянса, клана, группировки, опосредует все механизмо-процессы интрогрупповой динамики — это и эволюция межличностных коммуникаций, это и интервосприятие-взаимовосприятие индивидами по клану, группе, альянсу друг друга, это и формирование групповых индексов-норм-ценностей-целей, а также формофакторы взаимосотрудничества-солидарности или же разобщенности-конфликтов; изучая процессы, кот. развиваются внутри самих Г. необходимо рассматривать не только механизмы взаимодействия индивидов, входящих в бомонд, альянс, или, скажем, мафиозную группировку, но и каждого субъекта-индивида в отдельности для целостного понимания тех целей-задач, которые преследует он сам или же сама группа, альянс, группировка, богема в целом ; обычно в каждой Г. имеется авторитет-лидер, или же авторитетный руководитель-на-ставник вокруг которого и объединяются остальные члены малой или большой группы, заметим, что сам размер группы, практически, не имеет значения и может достигать нескольких десятков своих членов; укажем также, что интересы той или иной группы могут иметь либо профессиональную, либо не профессиональную, либо криминальную направленность, а также техническо-креативную направленность, например, кружки худ. самодеятельности, тех. творчества, хореографические ансамбли, эстрадные группы, ансамбли; в психологии можно обозначить-денотатировать понятие групповой эволюции, как совокупности имманентно-групповых процессов и явлений, кот. характеризуют этапы онтологизации-жизнедеятельности самих групп, альянсов, бомондов, группировок, вот осн. фазы групповой ЭВОЛЮЦИИ: а) образование группы; б) функционирование группы, ради определенных целей-задач; в) деструкция-деградация группы, ввиду, чаще всего, неосуществимости каких-либо замыслов-задач-идей-целей-проектов-проспектов — фаза-этап распада-деструкции самой группы; к субстанциональным процессам групповой эволюции относятся лидерство в группе и руководство группой, а также оптимальное принятие групповых решений и генерация самой группой тех или иных мнений, норм, правил, критериев, ценностей, предписаний, фетишей; кардинальный аспект представляет собой и формирование ролефункциональной модели-группы; сплоченность группы, исследования конфликтов, исследования различных модусов-приемов индивидуального поведения члена группы или же членов группы; все эти модальности-ориентиры фиксируют психологические трансформации происходящие в самих группах со времени ее начала и конца существования; все эти трансформации могут быть детерминированы и интроситуативными групповыми факторами какой-либо борьбой тенденций-мнений-критериев внутри самой группы, например, борьба за лидерство в бомондах, в мафиозных группировках; представляет интерес изучение сплоченности, единства членов большой или малой группы, сынтенционированные на стабилизацию межличностных отношений, а также, изучение характеристик-модальностей, относящихся к взаимодействию, взаимовоздействию самих субъектов друг на друга; укажем, что в различных Г. вырабатываются-устанавливаются дифференциальные нормы поведения индивида, те культурологические ценности, ритуалы, традиции, тенденции, критерии, мерила, которые становятся атрибутивной частью сознания самого субъекта — участника-члена той или иной группировки, альянса, минигруппы, касты, клана; самому субъекту — участнику, например, клана, могут суггестироваться-внушаться мысли-идеи о том, что круг его общения-коммуникации должен состоять лишь из тех избранных-элитных индивидов, кот. и принадлежат к данной замкнутой касте или клану, тогда как контакты с другими людьми должны напрочь элиминироваться-деструктироваться; можно выделить также, важное для псих. исследований понятие — принятие группового решения —это альянсивно-групповой выбор какой-либо резолюции из нескольких альтернативных, кот. преследует те или иные цели, проекты, замыслы, задачи; данный фактор предполагает солидаризацию-согласование мнений-критериев самих участников группы, группировки, альянса в отличие, например, от групповой полемики, кот. можно рассматривать как один из этапов предшествующих принятию-ратификации группового решения; групповая полемика —это модус, кот. применяется как система дискурсивно-верификационных модусов, способных воздействовать на критерии-оценки-диспозиции-социоустановки самих участников полемики в той или иной группе, альянсе, бомонде, группировке в процессе их непосредственного контактирования; применение такого модуса-метода и значимо потому, что позволяет дифференцировать оппозиционные критерии-оценки-идеи, дабы дать возможность участникам полемики, дискуссий-дебатов, разрешить ту или иную проблему-цель-задачу, причем сама постановка такой проблемы, применение таких методов позволяет рассмотреть цель, проект, задачу со всех сторон, подойти к любой проблеме с различных мерил-оценок-характеристик-ориентаций; это необходимо также, чтобы прояснить взаимные диспозиции индивидов, а также по возможности устранить эксцессы-конфликты в самой группе, поскольку в процессе тех или иных экспликаций, мнений, оценок может возникать предубежденность-пристрастность в подходах к разрешению субстанциональной цели-задачи; групповая полемика необходима не только для выработки групповой резолюции, а также для принятия решений, связанных с возложением ответственности за какое-либо дело на одного или сразу нескольких субъектов, для распределения функций, действий самих субъектов в реализации определенной цели-задачи-проекта.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ГРУППА
ГРУПА / GROUP– ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков; таковыми являются цели, общие интересы, устремления, функции или опасения, позволяющие как самим участникам, так и другим рассматривать подобное объединение в качестве коллективного образования или Г. Выделено несколько оснований для классификации Г. 1. По порядку возникновения: а) первичные– ограниченные Г. типа семьи, компании друзей, ближайших соседей, для них характерна непосредственность контактов, в них происходит культуризация индивида, с очень тесными межличностными отношениями и взаимодействиями; б) вторичные– большие по размеру Г., отношения в которых формализованы. 2. По общественному статусу: а) официальные, формальные– реальные или условные социальные общности, имеющие юридически фиксированный статус; члены их в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Обычно такие Г. порождаются официальной структурой, в них четко заданы все позиции членов, предписанные групповыми нормами, строго распределены все роли в соответствии с подчинением в структуре власти в Г.; б) неофициальные, неформальные– реальные социальные общности, не имеющие юридически фиксированного статуса, добровольно объединенные на основе интересов, дружбы и симпатий либо на прагматической основе. Обычно это Г. общения– они возникают и складываются стихийно. Здесь ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Практически установлено, что в действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные Г., особенно в тех случаях, когда неформальные Г. возникают в рамках формальных или когда в стихийно образовавшейся Г. вдруг возникает совместная деятельность. 3. По непосредственности взаимосвязей: а) реальные (контактные)– ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями (например, учебная Г., производственная бригада); б) условные– объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений. Люди, составляющие эти общности, могут вообще ничего не знать друг о друге и при этом находиться в определенных, более или менее одинаковых, отношениях с другими членами своих Г., уже реальных. Эти общности объединяются по различным основаниям– роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т. д. 4. По значимости: а) референтные (эталонные)– Г., определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов. Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке. Референтная Г. выполняет две важные функции: 1) нормативная функция проявляется в мотивационных процессах, референтная Г. выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида; 2) сравнительная функция проявляется в процессах социального восприятия (социальной перцепции), референтная Г. выступает здесь как эталон, посредством которого индивид оценивает себя и других; б) Г. членства– это Г., в которых индивид не противопоставлен самой Г., и где он соотносит себя со всеми другими членами Г., а они себя– с ним. Можно выделить множество других социально-психологических критериев для классификации Г. Непосредственным проводником социальных влияний на конкретную личность является малая Г., в которых человек проводит большую часть своей жизни: семья, производственная бригада, воинское подразделение, спортивная команда, туристская Г. и т. п. Тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды правильнее было бы сформулировать как мысль о преимущественной зависимости личности от психологических отношений, существующих в малых Г.
Группа малая / Група малая / Small group– это объединение людей, сформированное на основе определенной деятельности, члены которого соединяются друг с другом непосредственными эмоциональными, нравственными и деловыми связями. Основными характеристиками малой Г. (Д. Анзье и Ж. Мартен) являются: а) ограниченное число членов– такое, чтобы каждый был способен выработать индивидуальное представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них; б) совместное активное достижение относительно постоянной общей цели, которая оценивается как цель группы и отвечает различным персональным интересам; в) эмоциональные взаимоотношения между членами Г., возможность возникновения подгрупп на основе выраженной симпатии или антипатии; г) сильная взаимозависимость образующих Г. лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий; д) дифференциация ролей между членами Г.; е) выработка общих норм и специфической групповой культуры. Главное условие функционирования и развития малой Г.– совместная деятельность. Содержание совместной деятельности членов малой Г. опосредует все процессы групповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. Малая Г. выполняет следующие функции: 1) социализацию (социально-психологическое развитие) членов Г.; 2) экспрессивную функцию (удовлетворение членами Г. потребности в социальном одобрении, самовыражении, уважении себя как личности, поддержание благоприятного морально-психологического климата); 3) функцию психологической поддержки (преодоление психологических трудностей, негативных эмоций и состояний); 4) инструментальную функцию (обеспечение совместной деятельности и выполнение задач по предназначению– производственных, боевых, служебных, учебных и т. п.). Е. Г. Баранов
Группа средняя / Група сярэдняя / Medium-sized group– одно из основополагающих понятий социальной психологии, Г., которая занимает медианное положение, локализуясь между малыми и большими Г. Средняя Г. определяется как совокупность людей, которые представляют: 1) территориальную общность, являющуюся спонтанным образованием (жители одной деревни, города, района); 2) производственное объединение работников одного предприятия, регулирующее свой состав и отношения с помощью иерархической структуры власти, формализованных комму ни ка ций, способов принятия решений и санкций (работники завода, фирмы и т. п.). Численность средней Г. может составлять от 30 (верхняя граница малой груп пы) до 900 (нижняя граница большой группы) человек. Средняя Г.– самая массовая форма объединения людей, т. к. большинство населения любого государства дифференцировано именно на территориальные и профессионально-деятельностные сообщества. В средней Г. функцию сплочения выполняет как конформизм, так и психическое заражение, но эти механизмы проявляются в неявном виде и в значительно меньшей степени, чем в малой и большой Г. соответственно. В средней Г. редуцируется (но не исчезает полностью) контактный характер групповой организации. Средние Г. обычно создаются (т. е. фактически инициируются– «порождаются»), а затем функционируют в качестве средства и формы соорганизации индивидов, направленных на реализацию тех или иных целевых функций, на обеспечение того или иного конкретного общественно-значимого результата. Главным механизмом организации средней Г. является их иерархизация, приводящая в итоге к возникновению определенной структуры, которая имеет в качестве базовых компонентов уже не отдельных индивидов (что было характерно для малых Г.), а их объединения– подгруппы. Они, в свою очередь, по атрибутивным характеристикам воспроизводят практически все основные особенности малых Г. Следовательно, в средней Г. внутригрупповые взаимодействия меняют характер с межличностных на межгрупповые. Соответственно, средняя Г.– это «сообщество групп», т. е. группа «второго порядка», и в этом смысле метагруппа. Интегрирующую функцию в средней Г. выполняют «внепсихологические» механизмы– организационные средства нормативного, организационно-институционального плана (корпоративная культура, традиции, системы стимуляции и др.)– они и конституируют сами организации как общности, принадлежащие к категории средних Г. Однако поскольку средние Г. включают малые Г., то в них также действуют механизмы внутрипсихологического плана в качестве необходимых составляющих самой средней Г. Таким образом, средняя Г. является центральным предметом изучения и в организационной психологии.
Группа большая / Група вялікая / Large group– одно из ключевых понятий социальной психологии, подразумевает Г., сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. Нижняя граница большой Г. по численности составляет 900 человек, верхний предел численности не ограничен. Большие Г. обладают социально-психологическими регуляторами своей жизнедеятельности: нравами, обычаями, традициями, ценностями, нормами. В результате в большой Г. имеются групповое сознание, определенный психический склад, качественно-специфическая для каждой группы групповая психология. Отдельные стереотипизированные элементы группового сознания переходят в сферу группового подсознания. Они накладывают отпечаток на каждого члена большой Г., обусловливая его образ жизни, особенности поведения и характера, самосознание, ценности и т. д. К таким Г. относятся социальные классы, этносы, партии, которые при определенных условиях могут становиться субъектами исторического процесса. Взаимодействие в такой Г. осуществляется средствами массовой информации, которые формируют общественное мнение– групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов Г. к определенным ценностным ориентациям и действиям. В большой Г. образуются и веками функционируют малорефлексируемые «типизирующие идеализации», унифицированные воззрения на мир, которые и создают смысловое поле социальной идентификации («используя» такие инструменты, как категории, концепты, вербальные сети, ассоциативные стереотипы, атрибутивные схемы, фреймы, скрипты, логоэпистемы, культурные практики, императивы и идеологемы). Это, в свою очередь, открывает широкие возможности для эмпирических исследований групповой психологии, группового сознания, в том числе используя современные средства массовой информации, а также социальные сети, взаимодействие в виртуальной среде и т. п. Субъектами массового внегруппового поведения при определенных условиях могут выступать публика и толпа. Неорганизованные большие Г. управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая при этом имеет ситуативный характер и не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников такого рода социальных образований. Т. В. Разина

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Группа
четко ограниченная в размерах совокупность людей, которая вычленяется из широкого социума как некое отдельная психологически самоценная общность, объединенная в логике каких-либо значимых оснований: специфика заданной и реализуемой деятельности, социально оцениваемая принадлежность к определенной категории людей, входящих в группу, структурно-композиционная объединенность и т. д. Многообразие реальных естественных групп, жизнедеятельность которых, в конечном счете, и является основным объектом исследования социально-психологической науки поистине беспредельно: семья, спортивная команда, дружеская компания, воинское подразделение, школьный класс, банда преступников, производственная бригада, кучка любопытных на месте происшествия, экипаж космического корабля. Этот список при желании можно продолжать до бесконечности. Именно по этой причине совершенно закономерно потерпели неудачу неоднократно предпринимавшиеся попытки создания какой-то универсальной социально-психологической классификации групп. Всякая классификационная схема, какой бы развернутой и полной она ни была, не может претендовать на исчерпывающий характер, так как добавление любого уточняющего основания классификации автоматически не только наращивает ее разветвленность, но и существенно меняет ее содержание. Как правило, выбор тех или иных оснований диктуется целями и задачами конкретных исследований и дифференцирует рассматриваемые группы по дихотомическому принципу. Примером этому могут служить ставшие уже традиционными в социальной психологии противопоставления групп: больших и малых, первичных и вторичных, закрытых и открытых, организованных и неорганизованных (стихийных), официальных (формальных) и неофициальных (неформальных), устойчивых (стабильных) и ситуативных (временных), референтных и групп членства и т. д. Понятно, что подобная жесткая, по сути дела, «полюсная» дифференциация групп не означает, что в данных классификациях наличествуют лишь две возможные и при этом диаметрально противоположные позиции. Скорее речь каждый раз идет о существовании определенного этими полюсами континуума, в условном пространстве которого при желании может быть расположена вся совокупность реальных естественных групп. Наряду с уже названными основаниями классификации групп не только может, но и должен быть учтен такой социально-психологический показатель формы жизнедеятельности реально функционирующего сообщества людей, как уровень его социально-психологического развития. По своей емкости, возникающей посредством использования этой переменной, условный континуум, ограниченный полюсами «группа высокого уровня развития» и «группа низкого уровня развития», ни в чем не уступает ни одной из вышеприведенных классификационных дихотомических схем, так как все без исключения реально существующие группы могут быть определенным образом оценены по данной шкале и, следовательно, размещены в рамках данного условного пространства. Следует заметить, что в отечественной психологии еще в 70-е годы XX века была разработана и в теоретико-методологическом, и в экспериментальном плане обоснована вполне завершенная стратометрическая концепция (теория деятельностного опосредствования межличностных отношений в группах А. В. Петровского), в рамках которой были выдвинуты и описаны два основных фактора, учет которых позволяет дать выверенную оценку уровню социально-психологического развития конкретной малой группы, не говоря уже о том, что экспериментатору предоставляется полная возможность осуществить качественный и сравнительный анализ различных групп между собой с тем, чтобы выстроить их реальный ранговый ряд по критерию «уровень социально-психологического развития». Согласно этому подходу, следует учитывать соотнесенность такого фактора, как степень опосредствованности межличностных отношений целями, задачами и содержанием совместной деятельности, с таким фактором, как степень просоциальности, асоциальности или антисоциальности этих целей, задач и содержания. К высокому уровню социально-психологического развития относятся сообщества, характеризующиеся высокой степенью опосредствования межличностных отношений целями, задачами и содержанием личностно значимой для членов группы и отчетливо просоциальной деятельности, а к низкому уровню социально-психологического развития относятся общности, характеризующиеся высокой степенью опосредствования межличностных отношений целями, задачами и содержанием антисоциальной деятельности. Помимо этого, существуют еще и диффузные, или номинальные группы, в которых межличностные отношения практически не опосредствованы никакой деятельностью (например, случайно собравшиеся люди на остановке общественного транспорта и т. п.). Таким образом, можно представить вектор позитивного социально-психологического развития групп (диффузная группа — просоциальная ассоциация — просоциальная кооперация — коллектив) и вектор негативного социально-психологического развития групп (диффузная группа — асоциальная ассоциация — асоциальная кооперация — корпорация). Наиболее развернуто стратометрическая концепция в целом и типология групп разного уровня развития изложены в книге «Психологическая теория коллектива» (М., 1979).
Проблема групп и, в первую очередь, малых групп традиционно привлекала внимание социальных психологов всего мира. Первые попытки такого рода исследований относятся еще к концу XIX в. В 1897 г. «...американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. По мнению Ф. Олпорта, это была первая экспериментальная проблема социальной психологии, и он сформулировал ее так: “Какие изменения происходят во всяком отдельном действии индивидуума, когда присутствуют другие люди?”»1.
После Первой мировой войны к проблемам групп обратился Ф. Олпорт, Дж. Морено проводил первые эксперименты с беженцами, положенные впоследствии в основу социометрического метода. В конце 20-х-начале 30-х гг. прошлого века в США начался настоящий бум социально-психологических исследований, связанных с группами и групповым поведением. Во многом он был обусловлен промышленным спадом, связанным с Великой депрессией, когда остро встал вопрос о повышении мотивации сотрудников и оптимизации производственных процессов с помощью использования именно социально-психологических методов. К этому периоду относятся классические полевые эксперименты по изучению групповой структуры и индивидуального поведения в группе, имевшие далеко идущие научные и практические последствия. Так, на основании результатов, полученных в ходе работы по улучшению социально-психологического климата в воспитательной колонии для девочек города Хадсон, Дж. Морено окончательно разработал социометрический метод, который стал одним из наиболее широко известных и доступных средств изучения не только аттракционных отношений в группе, но и преобразования интрагрупповой структуры. Аналогичные эксперименты с группами подростков К. Левина и Р. Липпета позволили выявить влияние на группу различных стилей руководства и послужили отправной точкой к созданию теории групповой динамики, пожалуй, наиболее признанной и популярной в мире концепции, объясняющей закономерности развития и функционирования малой группы.
Примерно в это же время «М. Шериф проводит изобретательные лабораторные эксперименты по изучению групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами в полевых условиях»2.
Дополнительный толчок социально-психологическим исследованиям вообще и исследованиям групп, в частности, дала Вторая мировая война. В этой связи следует отметить роль адмирала Ч. Нимица, назначенного командующим Тихоокеанским флотом США после налета на Пирл-Харбор и занимавшего этот пост до конца войны. Ч. Нимиц был, пожалуй, единственным крупным военачальником Второй мировой, в полной мере оценившим значимость социально-психологических факторов для достижения успеха в боевых действиях, и выступал инициатором и непосредственным заказчиком целого ряда прикладных исследований, направленных на повышение групповой сплоченности, создание команд и т. п. Чрезвычайно высокая боевая эффективность, продемонстрированная ВМФ и Корпусом морской пехоты США в крайне сложных условиях Тихоокеанского театра военных действий, во многом была обусловлена целенаправленной работой именно социальных психологов.
В послевоенный период, как отмечал К. Левин, «социальные науки значительно продвинулись вперед в совершенствовании техник надежной фиксации структуры малых и больших групп и регистрации различных аспектов групповой жизни. Социометрические методики, наблюдение за группами, техники интервьюирования — эти и другие методики все в большей степени позволяют нам собирать надежные данные о структурных особенностях групп, об отношениях между группами или подгруппами и об отношениях между жизнью группы и жизнью ее индивидуальных членов»1. Дальнейшие исследования групп позволили не только расширить и детализировать представления о групповых процессах, но и выявили целый ряд социально-психологических явлений и феноменов, таких как социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, имеющих вполне самостоятельное научное и практическое значение. Не останавливаясь детально на сути данных явлений, отметим, что, как свидетельствуют результаты многочисленных экспериментов, эти по преимуществу деструктивные явления (исключение составляет социальная фасилитация) проявляются, наиболее ярко, как правило, в группах низкого уровня развития, либо в закрытых корпоративных группах с жесткой стратификационной иерархией.
В этой связи вполне понятен интерес социальных психологов к практическим средствам целенаправленного создания групп высокого уровня социально-психологического развития для решения конкретных задач в самых разных сферах человеческой деятельности. Если в отечественной традиции, как было показано выше, такой группой является коллектив, то в зарубежной социальной психологии чаще используется понятие команда. Надо оговориться, что было бы совершенно некорректно механически ставить знак равенства между командой и коллективом (основное различие заключается в том, что в теориях команд, как правило, не рассматривается такая важнейшая с точки зрения теории деятельностного опосредования характеристика группы как «просоциальная — асоциальная» направленность групповой активности. При том, что «по умолчанию», как правило, подразумевается просоциальная направленность командной деятельности, строго говоря, командой может быть и корпоративная группировка). Вместе с тем, в последние годы наметилась отчетливая тенденция к сближению этих понятий.
Вопросы, связанные с теорией команд, практикой их создания и функционирования примерно с начала 80-х гг. XX века неизменно находились в центре внимания социальных психологов, занимающихся проблемами организаций и менеджмента.
Это связано, в частности, с тем, что с точки зрения ведущих экспертов в области делового администрирования, «сильная команда — один из важнейших инструментов, имеющихся в нашем распоряжении, поскольку при определенных условиях команда способна обеспечить более качественное выполнение работы и более творческий подход, нежели лидер или любой член команды, действующий в одиночку. Более того, такие команды могут служить идеальным полигоном для развития способностей индивидов и их профессионального роста. Такой подход может быть более действенным, чем любые формальные программы обучения. К тому же сильные команды могут существенно усилить влияние, оказываемое лидером, поскольку создание команды приводит к усилению властных полномочий, а не только к их разделению между всеми членами»1.
Легко заметить, что при таком понимании использование команды как управленческого инструмента является наиболее оправданным и эффективным для разработки и реализации стратегических программ, направленных на переход организации к качественно новому уровню функционирования, отвечающему стремительно меняющимся в современном мире условиям среды ее жизнедеятельности.
Также вполне очевидна особая актуальность такого подхода в условиях развития рыночной экономики и фактического разрушения традиционной командно-административной модели управления как в торгово-промышленных, так и в государственных и административных структурах в современной России.
Д. Брэдфорд конкретизировал различия между рабочими группами и командами с точки зрения их предназначения и условий, в которых каждая из этих организационных форм наиболее эффективна: «Группы незаменимы в тех случаях, когда основные выгоды можно получить при максимизации индивидуальных усилий ее членов, стремящихся к достижению поставленных целей в “своих” (узко специализированных. — В. И., М. К.) сферах деятельности. Совещания в этом случае проводятся для того, чтобы оказать поддержку такой индивидуальной работе (и снабдить руководителя информацией, необходимой для интеграции отдельных направлений деятельности). Структура их жестко задана, ориентирована на задачу сообщения информации и принятия решений (и в меньшей степени — на совместное решение проблем). При групповой структуре целое является суммой частей, а цель состоит в том, чтобы обеспечить успех каждой составляющей и их взаимную координацию.
Напротив, команды призваны сыграть свою роль в ситуации, когда основные выгоды можно получить в совместной работе над единым продуктом (изделием, проектом и т. д.). В этом случае целое больше суммы его частей, а цель заключается в получении синергического эффекта. Совещания не так жестко структурированы, и время в основном затрачивается на решение проблем, возникающих в связи с выполнением общей задачи. Не только руководитель, лидер, но и члены команды не просто ощущают себя “представителями” от отдельных направлений деятельности, а чувствуют себя ответственными за предприятие в целом. Это означает, что и лидерская функция “поделена” между всеми присутствующими на совещании, а не сконцентрирована у формального лидера»2.
Особо важным представляется замечание Д. Брэдфорда о том, что команда является системой, которая как целое больше чем простая сумма его составляющих, и отражает представления К. Левина о социальном поле. По сути дела, это ни что иное, как точное определение сущности команды как социально-психологического и организационного феномена. Если развить данную идею Д. Брэдфорда, можно сказать, что команда представляет собой группу высокого уровня развития, в которой в процессе совместной деятельности, направленной на достижение общей цели, наиболее ярко проявляется индивидуальность каждого участника.
При этом существенно важно, что к настоящему времени в мировой социальной психологии наработан обширный практический опыт по созданию команд и разработан целый ряд программ по командообразованию с развернутым методическим обеспечением. Между тем, хотя, как отмечалось выше, совершенно релевантная задачам целенаправленного отслеживания процесса группового развития и воздействия на него, стратометрическая концепция была разработана в СССР еще в 70-е гг. прошлого века, практические мероприятия по «созданию коллективов» в образовательных учреждениях, на предприятиях, в армейских подразделениях, исправительно-трудовых колониях и т. д., в силу очевидных причин носили исключительно формальный и предельно идеологизированный характер. В результате отечественные практические психологи, работающие с реальными группами, имея полноценную концептуальную схему, оказались, по сути дела, лишенными практических средств ее реализации.
В этой связи на сегодняшний день высокоактуальной представляется задача не просто переноса программ командообразования на российскую почву (что или более менее успешно происходит в последние годы), но и их полноценная адаптация к местным условиям и интеграция с отечественными разработками. Как показал целый ряд исследований, проведенный молодыми специалистами-практиками и аспирантами, техники командообразования могут быть с успехом использованы не только в организациях, но и в детских и подростковых группах в целях повышения ценностно-ориентационного единства контактных сообществ, «выравнивания» их социометрической, референтометрической неформальных «властных» структур.
Практический социальный психолог, осознавая в качестве своей основной профессиональной задачи работу с реальной контактной группой, должен, прежде всего, отдавать себе полный отчет в том, с общностью какого типа он имеет дело, так как любые методы психологического воздействия могут давать прямо противоположный желаемому эффект, если будут адресованы сообществу не той категории, на которую ориентирован в своей работе психолог-практик.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
251.56 кб

Группа крови как фактор прогноза при раке молоченой железы

Янченко М. В.
Читать PDF
10.35 мб

Группа поддержки грудного вскармливания в Санкт-Петербурге

Волкова Е. В.
Читать PDF
123.31 кб

Группа крови и индивидуальные особенности

Грибкова Ольга Витальевна, Капцов Александр Васильевич
В статье описаны результаты эмпирических исследований установления взаимосвязи между группой крови и личностными качествами. Установлено, что взаимосвязь имеет сложный, скорее нелинейный характер.
Читать PDF
231.93 кб

Рабочая группа по проблемам диагностики, лечения и профилактики атопической неконтролируемой бронхиа

Читать PDF
72.97 кб

Использование раздвижных эндопротезов в детской онкологии (Восточно-Европейская группа по изучению с

М.С. Кубиров, Д.В. Нисиченко, А.З. Дзампаев, М.Д. Алиев
Читать PDF
585.69 кб

Исследовательская группа Сервье сообщила о смерти Президента - основателя компании, доктора Жака Сер

Читать PDF
319.14 кб

Группа поддержки как метод психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограничен

Калинина С. В.
В статье рассматривается такой метод психологического сопровождения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста как группа поддержки.
Читать PDF
129.46 кб

Пациенты с атаксией с ранним началом неясного генеза - группа риска по носительству мутаций болезни

Читать PDF
235.83 кб

Как это работает? Группа Eurocord

Шеховцова Жанна Борисовна
Читать PDF
89.65 кб

Группа крови по системе АВО как универсальный генетический маркер при выявлении аномалии развития по

Конькова М.В.
Читать PDF
399.13 кб

Имитационное моделирование организационных конфликтов личность группа

Трусевич Надежда Эдуардовна
Статья посвящена методологии имитационного моделирования организационных конфликтов личность группа.
Читать PDF
157.84 кб

Глюкозилтрансферазы легионелл — новая группа факторов патогенности

И.В. Совкова
Читать PDF
413.37 кб

Группа как предмет анализа в психотерапии и организационной психологии

Штроо Владимир Артурович
Сообщается о прошедшем 20-23 ноября 2014 г.
Читать PDF
0.00 байт

Учебная группа как социально-психологическая среда формирования субъектности будущих специалистов

Ерёмина Анастасия Николаевна
В статье рассматриваются возможности учебной группы в становлении личности будущего профессионала. Особое внимание уделяется становлению нравственных качеств, как базовых характеристик личности.
Читать PDF
493.01 кб

Одаренные дети как группа риска по формированию невротического состояния

Кулемзина А.В.
В статье проанализированы особенности одаренных детей, в соответствии с которыми они попадают в группу риска по формированию невротических состояний.

Похожие термины:

  • Группа: общение и адаптация личности

    Адаптация (А.) социально-психологическая - процесс взаимной активности личности и группы, связанный с усвоением человеком групповых целей, ценностей и норм, его стремлением занять опр. место и стат
  • ГРУППА МАЛАЯ: АТМОСФЕРА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

    gt; климат социально-психологический.
  • БАЛИНТОВСКАЯ ГРУППА

    метод групповой тренинго-исследовательской работы, получивший название по имени своего создателя - М. Балинта (M. Balint), проводившего в 1949 г. в лондонской клинике Тависток дискуссионные групповые се
  • БАЗОЛАТЕРАЛЬНАЯ ГРУППА

    Филогенетически более новая часть миндалевидного тела.
  • ЛАТЕРАЛЬНО-БАЗОМЕДИАЛЬНАЯ ГРУППА

    Скопление ядер в миндалевидном теле, которое получает зрительную, слуховую и соматосенсорную информацию и посылает ее в передний мозг и гипоталамус.
  • ФОКУС ГРУППА

    см. Метод "фокус-групп".
  • Гомогенная группа

    группа, в которой все члены имеют между собой очень много общего.
  • ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ГРУППА

    См. группа, горизонтальная.
  • БОЛЬШАЯ ГРУППА

    один из двух видов групп (второй — малая группа), различающихся по социальному содержанию и объему.
  • Группа буферная

    англ. buffer — смягчать толчки] — общность мигрантов, обеспечивающая временную психологическую защищенность в чужеродной для них среде. Г. б., будучи, как правило, личностно значимой для своих членов
  • ГРУППА ДАВЛЕНИЯ

    составная часть группы поддержки субъекта конфликта, которая косвенно воздействует на др. оппонента с целью изменения им своих намерений, позиции, заявленных требований. Г. д. может включать в себ
  • ГРУППА СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВИЯ

    Группа людей, занятых выполнением задачи, над которой они работают "рядом", но без взаимодействия.
  • Группа детская

    сообщество детей, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. На основе регламентированных взрослыми форм деятельности (трудовой, учебной и т.д.) Г. д. возникла на ранних ступенях соци
  • ГРУППА ДИФФУЗНАЯ

    случайно собранная совокупность людей, не имеющих общей деятельности и сложившихся межличностных отношений.
  • ГРУППА КОНТАКТНАЯ

    gt; группа реальная.
  • ГРУППА, МАРГИНАЛЬНАЯ

    См. группа, маргинальная.
  • МЫ ГРУППА

    См. внутри группы.
  • группа дискусионная

    группа людей, основной задачей которой является обсуждение какого-либо вопроса и принятие по нему решения.
  • Дискуссионная группа

    группа, собирающаяся для того, чтобы помочь участникам говорить о своих проблемах и решать их в атмосфере взаимной поддержки.
  • Наша группа

    Ingroup) — «Мы» — люди, разделяющие чувство принадлежности к группе, чувство общей идентичности.