ГРУППА группа взаимопомощи

Группа буферная

Найдено 1 определение:

Группа буферная

англ. buffer — смягчать толчки] — общность мигрантов, обеспечивающая временную психологическую защищенность в чужеродной для них среде. Г. б., будучи, как правило, личностно значимой для своих членов, выступает в качестве опосредствующего звена в процессах выхода потенциального мигранта из своего исконного социума, вхождения его в новый социум, возвращения в прежний социум (иногда и через несколько поколений), сохранения отдельных, наиболее личностно и совместно значимых духовных ценностей и атрибутов, присущих покинутому социуму. Временная протяженность активности таких Г. б. различна. Так, в качестве своеобразной сокровищницы Г. б. может вполне полноценно существовать в течение нескольких поколений бывших мигрантов. Ее же распаду способствует прекращение притока вновь прибывающих и окончательная интеграция и ассимиляция в новом окружении последних "хранителей" ценностей покинутого социума. В таких случаях ценности прежнего социума перестают быть для мигранта личностно значимыми и утрачивают свои объединяющие функции, хотя их "следы" нередко проявляются в скрытой, расплывчатой форме, врастая в структуру вновь приобретенных ценностей, и придают особые ориентации в поведении дальнейших поколений бывших мигрантов, которые отличают их от других членов социума. Г. б. выявляет особую психологическую реальность, отражающую неординарность систем отношений, в которые индивид — мигрант оказывается вовлеченным. Готовясь к выходу из своего социума, потенциальный мигрант мысленно уже находится в будущем "доме", среди будущих "своих" и в будущем "мире — для — себя" и при этом старается убедить самого себя в правильности выбора, демонстрируя внешние атрибуты, которые, по его мнению, подтверждают его аффилиацию с планируемым окружением. Таким образом, во многом перестраивается система отношений будущего мигранта с актуальным окружающим его миром: этот мир становится для него "миром — для — других". Однако оказавшись в новой среде, он испытывает ощущение, что он "вне дома", среди "чужих", в "мире — для — других" и не оторвался от "дома" (прежнего), от "своих", от "мира — для — себя". Такая двойственность переживаний порождает сложный процесс расслоения ранее упорядоченных ценностей, норм, стереотипов, традиций, обычаев, привычек на неупорядоченные элементы, которые при вторжении в соответствующие системы нового социума, при их частичном нарушении, придают вновь прибывшему "ореол чужака". Характер и степень привязанности мигранта к Г. б. оказывает существенное, а порой и определяющее влияние на его дальнейшую судьбу. Именно здесь он черпает из опыта ранее прибывших информацию для построения своей собственной программы вхождения в новый социум и поведения в нем; именно здесь реализуются такие функции буферной группы, как обеспечение психологической защищенности вновь прибывшего, его информирование, обучение и научение. В то же время высокая степень интегрированности именно в Г. б. и удовлетворенность фактом своего членства в ней становятся труднопреодолимым препятствием не только для адекватного прохождения адаптации и интеграции в широком социуме, но и вообще появления подобной ориентации. В этих случаях появляется реальная опасность того, что у мигранта сформируется чувство отчужденности в отношении как нового, так и бывшего социума, что он растворится в пассивных пластах Г. б. или начнет самоутверждаться как представитель маргинальных или даже криминальных социальных прослоек. Как показывает реальная жизненная практика, выход из Г. б. существенно затруднен для лиц пожилого возраста и легче осуществляется молодыми людьми. А.А. Крашенинников, М.Ю. Кондратьев
Оцените определение:

Источник: Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с

Найдено научных статей по теме — 12

Интегральная оценка психоэмоциональной устойчивости школьников разных половозрастных групп в зависим

Щетинина Светлана Юрьевна
Определены устойчивые личностные психологические характеристики школьников, представлена методика определения интегральной оценки психоэмоциональной устойчивости школьника как компонента психофизического состояния, выявлено влияние среды проживания школьников на их психологические характеристики.
Скачать PDF

Особенности социально-психологических компонентов сплоченности студенческих групп

Виноградова Светлана Николаевна
В статье проанализирована проблема исследования групповой сплоченности в студенческих группах, а также в студенческих микрогруппах, сформировавшихся в процессе обучения. Эмпирически доказано, что существуют различия в личностных ценностях, смысложизненных ориентациях студентов различных курсов и во взаимосвязях между личностными ценностями и смысложизненными ориентациями. Представления об уровне развития группы и структура взаимосвязей личностных и групповых ценностей студентов у студентов различных курсов имеют особенности
Скачать PDF

Разработка аппаратуры для сопровождения групповых психотренингов

Хало П.В.
Скачать PDF

Семейная социализация детей «Группы риска»

Панова О. В.
Установлена сущность и характерные признаки семейной социализации, выявлена специфика семейной социализации детей «группы риска», составлена психолого-педагогическая программа по педагогическому сопровождению семейной социализации детей «группы риска».
Скачать PDF

Исследование одиночества в условиях групповой (тюремной) изоляции

Лапшина Т.Ю.
Скачать PDF

Учет психологической совместимости сотрудников при комплектовании рабочих групп

Асеева Инна Николаевна, Сахарчук Екатерина Анатольевна
В статье рассматриваются теоретические аспекты представлений о понятиях психологической совместимости сотрудников в малых группах, проведен анализ результатов экспериментального исследования по выявлению влияния психологической совместимости на психологический климат в малой рабочей группе.
Скачать PDF

Методы наблюдения и психосемантические методы исследования группового процесса в учебно-терапевтичес

Дмитриева Т.В.
В статье представлены результаты теоретического и практического исследования по оценке группового процесса в динамических учебно-терапевтических группах, в которых проходили подготовку групповые психотерапевты и психологи. Анализируется существующая проблема оценки группового процесса. Рассматривается построение модели группового процесса и разработка психосемантических методов его исследования.
Скачать PDF

Понимание эмпатии у субъектов кабардинской, балкарской и русской этнических групп

Галущак Д.В.
Скачать PDF

Психологические характеристики отношений школьников к сверстникам из другой этнической группы

Булавкина О.В.
Скачать PDF

Формирование групповой сплоченности средствами социально-психологического тренинга

Макаров Юрий Васильевич
Дан анализ основных теорий и концепций групповой сплоченности в зарубежной и отечественной социальной психологии. Рассматривается модель групповой сплоченности через формирование единства в эмоциональной сфере, когнитивной и поведенческой. Предложена авторская модель социально-психологического тренинга по формированию групповой сплоченности.
Скачать PDF

Особенности представления о руководителе в группах с различным уровнем социально-психологического ра

Кораблин С.И.
Скачать PDF

Специфика когнитивных функций в зависимости от профессиональной группы лиц занятых экстремальным тру

Родыгина Юлия Кимовна
Проведён анализ состояния когнитивных процессов у сотрудников различных профессиональных групп в условиях экстремальной службы. Выявлено, что профессиональная деятельность вызывает ухудшение в функционировании психических процессов лиц занятых экстремальным трудом. Определена специфика нарушений психической сферы в зависимости от профессиональной группы.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16