ИНДИВИДУАЦИЯ

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИНДИВИДУАЦИЯ
см. Аналитическая психология.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Индивидуация
(individuation) — используемое некоторыми теоретиками обозначение процесса психологического, социального и физического отделения от родителей в юношеском возрасте.

Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.

ИНДИВИДУАЦИЯ
процесс поиска человеком душевной гармонии, интеграции, целостности, осмысленности. Понятие иидивидуации занимает в психологии аналитической центральное место.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Индивидуация
Individuation). Термин, использованный Юнгом для обозначения процессов интеграции противоположно направленных элементов личности на пути к преобразованию ее в единое целое.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

Индивидуация
Individuation). Процесс развития динамической связи между эго и самостью вместе с интеграцией различных частей психики. Целью индивидуации является объединение сознательного и бессознательного.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

ИНДИВИДУАЦИЯ
INDIVIDUATION)
Процесс развития, протекающий в первые три года жизни когда ребенок пытается выработать уникальное и отчетливое чувство идентичности, со своими собственными индивидуальными чертами, отличное от представления об объекте, – как правило, матери.

Источник: Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. 2006

ИНДИВИДУАЦИЯ
individuation) Процесс становления индивида или осознания себя как самости. У Юнга термин, видимо, содержит не только идею осознания того, что субъект является отдельным и отличным от других, но также и идею о том, что он сам по себе есть цельная, неделимая личность. Согласно Юнгу, индивидуация является одной из задач среднего возраста. См. Bennet (1966).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

ИНДИВИДУАЦИЯ
1. Вообще – любой процесс, в котором различные элементы или части сложного целого дифференцируются друг от друга, постепенно становятся более различимыми и индивидуальными. Этоттермин подразумевает развитие от общего к специфическому. 2. В восприятии – дифференциация (5). 3. В социальной психологии – разрыв социальных связей и появление личностей, у которых отсутствует лояльность по отношению к группе. 4. В психоаналитической теории – процесс становления индивида, осознающего свою индивидуальность.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Индивидуация
1. любой процесс, в котором различные элементы или части сложного целого становятся все более различимыми и “индивидуальными”. Термин подразумевает тенденцию развития от общего к специфическому, индивидуальному, а не появлению некоей целостности благодаря случайному соединению простых вещей; 2. в социальной психологии - разрыв социальных связей с личностями, нелойяльными по отношению к ценностям группы; 3. в психологии К.Юнга - процесс становления индивидуальности, осознающей свою самобытность или “самость”. Согласно К.Юнгу, индивидуация является одной из главных задач человека среднего возраста. Антоним: Деиндивидуация; 4. в психологии восприятия – дифференциация воспринятого на составляющие его элементы.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ИНДИВИДУАЦИЯ
1. В аналитической психологии личности К. Юнга-процесс, в результате которого человек в своем психологическом развитии достигает такого уровня, на котором он становится устойчивой личностью и у него образуется внутреннее, непротиворечивое единство психики и поведения. И., по Юнгу, предполагает также самореализацию человека, т. е. достижение им уровня полноценного психологического развития, а также дифференциацию и интеграцию всех элементов его личности. 2. В социальной психологии И.-это разрыв социальных связей, отношений человека с некоторой группой людей, занятие им в этой группе особой позиции, отличающейся от позиций других людей. 3. В психоанализе И.-процесс становления индивида как личности, осознающей свою индивидуальность (своеобразие). 4. В практике психотерапии-процесс углубления понимания клиентом (пациентом) самого себя, уникальности своего «Я» См. аналитическая психология личности К. Юнга, индивид, индивидуальность, психоанализ, психология социальная, психотерапия, Я.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ИНДИВИДУАЦИЯ

 К. Г. Юнг: "Я использую выражение "индивидуация" для обозначения того процесса, который производит психологическую "индивидуальность", то есть обособленную неделимую единицу, целостность." ( Из работы "Сознание, бессознательное и индивидуация" ). "Индивидуация означает: стать единичной сущностью и, поскольку под индивидуальностью мы понимаем нашу глубинную внутреннюю, предельную и ни с чем не сравнимую уникальность, стать собственной Самостью. В силу этого "индивидуацию" можно было бы переводить и как "самосозидание" или "самовоплощение". ( Из работы "Отношения между Я и бессознательным" ). "Я все время сталкиваюсь с тем, что процесс индивидуации путают с процессом осознания Я и тем самым идентифицируют Я с Самостью, в результате чего возникает безысходная путаница в понятиях. Ведь вследствие этого индивидуацией называют обыкновенный эгоцентризм или аутоэротизм. Но Самость подразумевает нечто бесконечно большее, нежели просто Я... Она в равной мере объемлет и то, и другое, и Я. Индивидуация не исключает мир, но включает его в себя." ( Из работы "Теоретические размышления о сущности психического"). 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

Индивидуация
Словообразование. Происходит от лат. individuum - неделимое.
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Теоретический конструкт аналитической психологии.
Специфика. Человеческое развитие на основе интеграции сознательного и бессознательного опыта. Начиная с детского возраста, когда индивидуальность ребенка еще неотделима от семейного окружения, может продолжаться всю жизнь, достигая, как правило, особого драматизма к 35 годам жизни ("возраст поворота жизни"), когда человек должен оставить все то, что принадлежало ему в первой стадии его жизни. За счет переработки неосознаваемое до сих пор содержание личного или коллективного бессознательного (архетипы, комплексы) включается в душевную организацию как особая ценность. При этом Я индивида начинает ориентироваться не на внешний мир, а на самость. Индивидуация может осуществляться как спонтанно, так и при содействии психотерапевта. Из-за смены точки отсчета возможны невротические срывы. В качестве средств, способствующих индивидуации в аналитической психологии используются синтетико-герменевтическая терапия, а также формообразующая терапия, опирающиеся на активное фантазирование и толкование сновидений.
Динамика. На первой стадии индивидуации происходит осознание индивидом своей тени, как архетипического образа, символизирующего все негативное, принадлежащее индивидуальному бессознательному, но до определенной поры неотделенное от Я и выступающее как те или иные угрожающие побуждения.
Дальше процесс индивидуации затрагивает такие архетипические образы, принадлежащие уже коллективному бессознательному, как анима и анимус (женское и мужское начало). Эти образы являются в сущности врожденными и прорываются в сознание лишь в пограничных ситуациях.
Последняя стадия индивидуации - "самость" - характеризуется интеграцией всего сознательного и бессознательного психологического опыта. На данной стадии индивид достигает целостности и автономии. Эта стадия символизируется изображением мандалы.
Литература. Jung C.G. Symbole der Wandlung. Ges. Werke, Bd. 5, Zurich: Rascher, 1964;
Jung C.G. Mysterium coniunction. Ges. Werke, Bd. 14, Olten: Walter, 1972;
Friedrich Dr., Doucet W. Taschenlexikon der Sexualsymbol. Munchen: Heyne Verlag, 1971

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

Индивидуация
Понятие индивидуации играет в нашей психологии немаловажную роль. Вообще говоря, индивидуация есть процесс образования и обособления единичных существ, - говоря особо, она есть развитие психологического индивида (см.) как существа, отличного от общей, коллективной (см.) психологии. Поэтому индивидуация есть процесс дифференциации (см.), имеющий целью развитие индивидуальной личности.
Индивидуация является естественно-необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности значит искусственно калечить ее. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным, - ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности.
Психологический процесс индивидуации тесно связан с так называемой трансцендентной функцией, ибо именно эта функция открывает те индивидуальные линии развития которых никогда нельзя достигнуть на пути, предначертанном коллективными нормами.
Индивидуация ни при каких обстоятельствах не может быть единственной целью психологического воспитания. Прежде чем делать себе цель из индивидуации, надо достигнуть другой цели воспитания, а именно адаптации к минимуму коллективных норм, необходимому для существования: растение, предназначенное для наиболее полного развития своих способностей, должно прежде всего иметь возможность расти в той почве, в которую его посадили.
Индивидуация стоит всегда в большей или меньшей противоположности к коллективной норме, потому что она есть процесс выделения и дифференцирования из общего, процесс выявления особенного, но не искусственно создаваемой особенности, а особенности, заложенной уже априори в наклонностях существа. Но противоположность коллективной норме есть лишь кажущаяся, ибо при более внимательном рассмотрении индивидуальная точка зрения оказывается не противоположной коллективной норме, а лишь иначе ориентированной. Собственно говоря, индивидуальное может и совсем не противостоять коллективной норме, потому что ее противоположностью могла бы быть лишь противоположная норма. А индивидуальный путь, по определению, не может быть нормой. Норма возникает из совокупности индивидуальных путей и только тогда имеет право на существование и жизнеобразующее действие, когда вообще налицо имеются индивидуальные пути, время от времени обращающиеся к норме за ориентированием. Норма, имеющая абсолютное значение, ни на что не годится. Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма (см.). Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления жизненно-необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность .
Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества (см.). Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни.

Источник: Юнг К. Словарь терминов. 2001

ИНДИВИДУАЦИЯ
одно из основных понятий аналитической психологии К.Г. Юнга, означающее процесс становления личности, такого психологического развития ее, при котором реализуются индивидуальные задатки и уникальные особенности человека.
   В терминологическом отношении понятие индивидуации восходит, по-видимому, к размышлениям А. Шопенгауэра, с философией которого он был знаком и который в работе «Мир как воля и представление» (1819) рассматривал волю как подчиняющуюся во времени и пространстве принципу индивидуации (Principium individuations).
   К.Г. Юнг (1875–1961) проводил различие между индивидуализмом и индивидуацией. Индивидуализм – это подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям и обязанностям человека перед обществом; индивидуация же более совершенное исполнение человеком своего предназначения в обществе. Индивидуализм есть противоестественное развитие человека; тогда как индивидуация – естественное развитие, предполагающее самостановление человека.
   Согласно представлениям К.Г. Юнга, человек находится во власти различных архетипов или образов коллективного бессознательного, то есть такого бессознательного, которое включает в себя общечеловеческий опыт, передаваемый по наследству от поколения к поколению. В частности, живя совместно с другими людьми, человек становится персоной, выполняющей определенные функции в обществе. Он надевает на себя маску, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих его людей и скрыть от них свою Самость, то есть подлинное лицо, если в этом есть необходимость. При этом он так часто надевает маску, что она может «прирасти» к лицу.
   С помощью Персоны, маски человек играет ту или иную социальную роль в обществе. Он как бы отделяется от самого себя в пользу искусственной личности. Но отделение от самого себя не проходит бесследно и безнаказанно. Оно может сопровождаться различными бессознательными реакциями, служащими питательной почвой для возникновения невроза. Внешне человек выглядит сильной личностью, играет роль преуспевающего в жизни индивида. Внутренне же он испытывает слабость, охвачен всевозможными страхами, ощущает свою никчемность. Разрыв и последующий конфликт между внешним и внутренним миром человека сопровождается психическими срывами и душевными надломами.
   Психотерапия, направленная на устранение конфликтов в психике человека, способствует активизации процесса индивидуации. Цель ин-дивидуации – освобождение человека от ложных покровов Персоны. Человеку необходимо уметь различать, чем он кажется себе и другим и кем он является на самом деле. Он должен научиться различать, что хочет и что ему навязывается бессознательным. Словом, человек должен понять свое отличие от Персоны и от других образов бессознательного, которые делают его неподлинным, превращают в марионетку безличных сил.
   С точки зрения К.Г. Юнга, индивидуация – это выделение личности из коллективных основ собственной психики. И в этом смысле она многозначна. Индивидуация – это осуществление изначальной, заложенной в эмбриональном зародыше личности во всех ее аспектах; восстановление и развертывание изначальной потенциальной целостности; интеграция природных задатков, способностей и творческих дарований личности; достижение целостности человека путем проявления всех сторон его жизнедеятельности; цель жизни, предполагающая обретение человеком его самости, то есть единства и целостности; синтез самости; «духовное путешествие» человека, осуществляемое под влиянием и руководством внутреннего голоса, взывающего к самостановлению и самоосуществлению; и наконец, достижение человеком пика своего духовного развития.
   В понимании К.Г. Юнга индивидуация не означает отход человека от мира и замыкание его на самом себе. Она не имеет ничего общего с эгоцентризмом, то есть с сосредоточением человека только и исключительно на своем Я. Индивидуация есть особый путь человека к самому себе – такой путь, благодаря которому внешний и внутренний мир человека не противостоят друг другу, а образуют некое единство. Индивидуация – это движение от расщепленности и фрагментарности психических процессов к единству и целостности души.
   Такое понимание индивидуации было положено в основу теории и практики аналитической психологии К.Г. Юнга, для которого природный процесс индивидуации стал, по его собственному выражению, «моделью и путеводной нитью метода лечения». Терапевтическая задача лечения состояла не только во врачевании симптомов, но и в объединении противоположностей, то есть бессознательных и сознательных процессов, в формировании целостности личности.
   В современной психоаналитической литературе понятие «индивидуация» часто используется для описания процессов инфантильного развития. При этом в его содержание вкладывается тот смысл, который был придан не К.Г. Юнгом, а М. Малер (1897–1985). Речь идет о концептуальных представлениях М. Малер, нашедших отражение в статье «Размышления о развитии и индивидуации» (1963) и в работе «О человеческом симбиозе и превратностях индивидуации» (1968). В соответствии с этими представлениями в целом под индивидуацией понимается процесс развития, сопровождающийся попытками формирования ребенком чувства идентичности, ощущения самого себя как уникального, отличающегося от внешних объектов существа. Такое понятие индивидуации находит свое отражение в работах ряда психоаналитиков, исследующих самые ранние фазы психосексуального развития детей.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ИНДИВИДУАЦИЯ
Tndividuation), восамление - процесс психологической дифференциации, осуществляющий с этой целью развитие индивидуальной личности.
"Индивидуация - процесс образования и обособления единичных существ; говоря особо, она есть развитие психологического индивида, как существа, отличного от общей, коллективной психологии <...> Индивидуация является естественно необходимой, поскольку задержка индивидуации посредством преимущественной или исключительной нормировки по коллективным масштабам означает нанесение ущерба индивидуальной жизнедеятельности. Но индивидуальность уже дана физически и физиологически, и соответственно этому она выражается и психологически. Поэтому существенно задерживать развитие индивидуальности - значит искусственно калечить ее. Ясно без дальнейших рассуждений, что социальная группа, состоящая из искалеченных индивидов, не может быть установлением здоровым, жизнеспособным и долговечным, ибо только то общество может считаться живучим и долговечным, которое умеет сохранять свою внутреннюю связь и свои коллективные ценности при возможно большей свободе индивида. А так как индивид есть не только единичное существо, но предполагает и коллективное отношение к своему существованию, то процесс индивидуации ведет не к разъединению, а к более интенсивной и более общей коллективной связанности" (ПТ, пар. 724-726).
Индивидуацию не следует смешивать с индивидуализмом. Различающим признаком здесь выступает отношение к норме. Индивидуальное никогда не является нормой. Лишь совокупность индивидуальных путей образует норму, но одновременно норма, претендующая на абсолютное значение, никуда не годится.
"Действительный конфликт с коллективной нормой возникает только тогда, когда какой-нибудь индивидуальный путь возводится в норму, объявляется нормой, что и составляет подлинный замысел крайнего индивидуализма. Но этот замысел, конечно, патологичен и совершенно не жизнен. Поэтому он не имеет ничего общего и с индивидуацией, которая, хотя и избирает индивидуальные боковые пути, но именно поэтому нуждается в норме для ориентирования в своем отношении к обществу и для установления . жизненно необходимой связи между индивидами в их общественной жизни. Поэтому индивидуация ведет к естественной оценке коллективных норм, тогда как при исключительно коллективном ориентировании жизни норма становится все менее нужной, отчего настоящая моральность гибнет. Чем сильнее коллективное нормирование человека, тем больше его индивидуальная аморальность, безнравственность.
Индивидуация совпадает с развитием сознания из первоначального состояния тождества. Поэтому индивидуация означает расширение сферы сознания и сознательной психологической жизни" (ПТ, пар. 726-727).
Объединяющий аспект индивидуации выражен в самой этимологии слова "ин-дивидуация" in-dividuation (не-делимый). Здесь подчеркивается специфика процесса, в результате которого человек становится не-делимым, т. е. отдельным нераздельным единством или "целым". В своих работах Юнг отмечал трудность разграничения понятий интеграции и индивидуации.
"Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации подменяется вхождением эго в сознание и соответственно эго отождествляется с самостью, что вносит безнадежную путаницу. Тогда индивидуация не что иное, как эгоцентричность и автоэротизм. Индивидуация не отгораживается от мира, а собирает весь мир в человеке" (CW 8, par. 432).
Процесс индивидуации представляет два основных этапа. Первый этап заключается в посвящении, или инициации, во внешний мир и завершается формированием персоны или структуры эго, т. е. такого склада личности, который самим носителем и окружающими его людьми воспринимается за таковую, но, в сущности, таковой не являющейся. Юнг пишет: "Можно сказать, немного преувеличивая, что персона есть то, чего в действительности нет, но о чем она сама, как и другие, думает, что есть" (CW 9i).
Второй этап есть посвящение в мир внутренний, и он является процессом дифференциации и отчуждения психологии индивидуальной от коллективной, иначе это процесс "восамления".
Индивидуация и жизнь в режиме коллективных ценностей представляют дивергентные (расходящиеся) тенденции. По мнению Юнга, их связывает друг с другом вина. Тот, кто вступил на личностную тропу, до некоторой степени отстраняется от коллективных ценностей, но при этом не теряет тех аспектов психического, которые коллективны унаследованным образом. Чтобы "искупить" вину за свой "уход", индивид обязан произвести что-то ценное для пользы общества.
"Индивидуация отделяет человека от личностного подчинения и, следовательно, от коллективности. Это и составляет ту самую вину, которую индивидуант оставляет за собой перед миром, вину, которую он должен постараться искупить. Он должен предложить какой-то выкуп вместо себя, т.е. должен принести некие ценности, которые окажутся равной заменой за его отсутствие в коллективной личностной сфере. Без такого производства ценностей окончательная Индивидуация аморальна и - более того - самоубийственна <...>.
У индивидуанта нет априорной претензии на ту или иную оценку. Он должен довольствоваться той оценкой, которая приходит к нему со стороны, благодаря тем ценностям, которые он создает. Общество не только имеет право, но оно обязано осуждать индивидуанта, если он не достигает успеха в создании эквивалентных ценностей" (CW18, par. 1095a).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

ИНДИВИДУАЦИЯ
(Individuation). Обретение индивидом самости, целостности, нераздельности и отделение от других людей или коллективной психологии (хотя и при наличии связи с ними). Это ключевое понятие, введенное Юнгом в теорию развития личности. Как таковое, оно неразрывно связано с другими идеями и понятиями, в частности самостью, эго и архетипом, а также с синтезом сознания и бессознательных элементов. Выражение взаимосвязи наиболее важных понятий, имеющих отношение к И., в несколько упрощенном виде представляется следующим образом: эго находится в процессе интеграции (рассматриваемой социально как адаптация), аналогично самость находится в процессе И. (накопление личного опыта и самореализация). В то время как сознание расширяется путем анализа защитных механизмов (напр., проекции тени), процесс И. является движением вокруг самости как центра личности, в результате чего она становится целостной (см. Circumambulation). Другими словами, человек начинает осознавать, в каком отношении он или она является уникальным человеческим существом и в то же время — просто мужчиной или женщиной. Данный парадокс породил множество определений как в трудах самого Юнга, так и в работах «постюнгианцев» (Samuels, 1985а). Термин «индивидуация» был заимствован Юнгом у философа Шопенгауэра, ведет же он свое начало от алхимика XVI в. Герарда Дорна. Оба упоминают principium individuationis. Юнг применил этот принцип в психологии. В книге «Психологические типы», над которой Юнг работал с 1913 г. и которая вышла в 1921 г., мы находим первое опубликованное определение (Собр. соч. Т. 6. Парагр. 757— 762). Там подчеркиваются следующие характерные признаки: 1) цель процесса И. — развитие личности; 2) процесс предполагает и включает коллективные отношения, т.е. он не может возникнуть в состоянии изоляции; 3) И. подразумевает определенную степень оппозиции к социальным нормам, не имеющим абсолютной ценности: «Чем больше жизнь человека ограничивается социальными нормами, тем больше становится он индивидуально безнравственным» (Там же). См. МОРАЛЬ. Объединяющий аспект И. подчеркивает этимология самого слова. «Я использую термин «индивидуация», чтобы обозначить процесс, в результате которою человек становится «неделимым», т.е. обособленным нераздельным единством или «целостностью» (Собр. соч. Т. 9i. Парагр. 490). Явления, описываемые Юнгом в самых разных контекстах, всегда близки его собственному личному опыту, его непосредственной работе с пациентами, а также его исследованиям, особенно в области алхимии, близки они и взглядам ученых-алхимиков. Различные определения или описания варьируются в зависимости от того, что было Юнгу ближе в тот или иной период его деятельности. В более поздней работе (Собр. соч. Т. 8. Парагр. 432) отмечается трудность разграничения понятий интеграции и И.: «Снова и снова я замечаю, что процесс индивидуации подменяется вхождением эго в сознание и соответственно эго идентифицируется с самостью, что вносит безнадежную путаницу. Индивидуация тогда не что иное, как эгоцентричность и аутоэротизм... Индивидуация не отгораживается от мира, но собирает весь мир в человеке». Понятно, насколько важно показать, какими бывают проявления И., настолько же важно знать, что не является таковым (ссылки на аутоэротизм, т.е. нарциссизм). В другом месте читаем: «Индивидуализм означает скорее умышленное предпочтение особых личных качеств, чем коллективных соображений и обязательств. Индивидуация же означает более полную реализацию коллективных качеств» (Собр. соч. Т. 7. Парагр. 267, подчеркнуто Юнгом). Или: «Цель индивидуации — не что иное, как избавить самость от фальшивых упаковок персоны, с одной стороны, и суггестивной энергии первичных образов — с другой» (Собр. соч. Т. 7. Парагр. 269). См. АРХЕТИП. Мы знаем, что Юнг начал рисовать мандалы примерно в 1916 г., в нелегкий период своей жизни, вскоре после разрыва с Фрейдом. Целая глава в девятом томе Собрания сочинений называется «Изучение процесса индивидуации» и основана на материалах случая, в котором важную роль играла живопись пациента. Неудивительно, что, исходя из интроверсии Юнга и его внимания к внутреннему психическому материалу в раннем периоде деятельности, складывается впечатление, что опыт внутреннего психического мира главенствует над межличностными взаимоотношениями во время процесса И. Позднее Юнг иллюстрирует И. Христа в работе «Символ трансформации в мессе» (Собр. соч. Т. 11) и это, наряду с утверждением, что индивидуация не каждому доступна, может привести к представлению, что речь идет об элитарной концепции. Юнг мог невольно усугубить это неправильное понимание заявлением, что этот процесс встречается относительно редко. И хотя его легче проиллюстрировать драматическими примерами, часто он возникает при весьма заурядных обстоятельствах. Трансформация может быть результатом как естественного события (напр., рождение или смерть), так, порой, и технического процесса. Диалектическая процедура анализа в наше время являет собой показательный пример последнего, когда аналитик становится не столько посредником, сколько соучастником процесса. В этом случае решающее значение приобретает соответствующее обращение с переносом (см. АНАЛИТИК и ПАЦИЕНТ). Остается некоторая опасность интенсивного вовлечения во внутренний мир с его удивительными образами, что может привести к нарцистической озабоченности. Другой крайностью было бы рассматривать все проявления, включая антисоциальные действия и даже психотические расстройства как закономерные результаты процесса И. Так как перенос в анализе играет решающую роль, следует добавить, что И. на языке алхимии — это opus contra naturam (работа против сил природы). Это означает, что нельзя поддаваться инцесту или другому родственному либидо. С другой стороны, его нельзя и презирать, поскольку это существенный источник энергии. Что касается методологии, то И. не может быть востребована аналитиком и вообще как-то инициирована с его стороны. Анализ лишь создает способствующую процессу обстановку: И. никоим образом не является результатом правильной техники. И тем не менее это означает, что аналитик должен иметь нечто большее, чем намек на И. (и/или ее отсутствие) в своем личном опыте для того, чтобы открыть пациенту возможный смысл его бессознательных «произведений», начиная с физических симптомов до сновидений, видений или картин (СМ. активное воображение). Определенно можно говорить о психопатологии индивидуации, что и делает Юнг (Собр. соч. Т. 9i. Парагр. 290). Общая для всех опасность во время И. состоит в инфляции (гипоманиакальность), с одной стороны, и депрессии — с другой. Известны также нарушения шизофренического порядка. Юнг обращается к психотическим идеям, которые в отличие от невротических содержаний невозможно интегрировать (Собр. соч. Т. 9L Парагр. 495). Они остаются неприступными и могут поглотить эго; эти идеи неблагоприятны по своей природе. Вполне понятно, что центр личности (самость) выражается посредством идей и образных структур, которые в этом смысле «психотичны». И. рассматривается как неизбежный результат, и от аналитика требуется еще что-то, кроме всей выдержки и терпения, на которые он способен. Исход в каждом случае неясен. И. — не более чем потенциальная цель, идеализировать которую гораздо проще, чем реализовать. Мандалы и сновидения указывают на символизм самости, везде, где возникают центр и круг (обычно, взятый в квадрат). Что касается символов самости, многие из которых описаны и проиллюстрированы в работах Юнга, то они встречаются там, где процесс И. становится объектом сознательного исследования или где, как при психозе, коллективное бессознательное заселяет сознательный разум архетипическими фигурами» (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 474). Символы самости иногда идентичны божествам (и Востока и Запада). Процесс И. содержит религиозные обертоны, так же как «религиозные» обертоны присущи некоторым психотическим содержаниям, однако с некоторой разницей. Однажды Юнг ответил на этот вопрос: «Индивидуация — это жизнь в Боге, что явствует из психологии мандалы» (Собр. соч. Т. 18. Парагр. 1624, подчеркнуто Юнгом). Анализ и брак — специфические примеры действия межличностной природы, которая приводит участников к процессу И. В обоих случаях это трудный путь, требующий полной отдачи. Некоторые аналитики рассматривают психологический тип партнера как решающий в отношениях (см. ТИПОЛОГИЯ). Несомненно, существуют другие межличностные отношения, которые совместно с более или менее сознательным наблюдением за внутрипсихическими событиями могут способствовать И. Наиболее важным в теоретическом плане, вслед за утверждением Юнга о том, что И. присуща второй половине жизни, стало распространение этого понятия на начальный период жизни (Fordham, 1969). Обязательно ли И. предшествует интеграция? Этот вопрос пока остается без ответа. Очевидно, что у сильного (интегрированного) эго есть больше шансов противостоять И., особенно когда это происходит внезапно, а не проникает в личность постепенно, медленно. У великих художников, в чьей самореализации вряд ли можно усомниться (напр., Моцарт, Ван Гог, Гоген), порой, кажется, сохранялись инфантильный характер и/или психотические черты. Прошли ли они процесс И.? Отвечая с позиции совершенства их таланта, который воссоединился с их личностью, — да, но с позиций личностной завершенности и взаимоотношений, возможно, нет. Наконец, существует еще один вопрос относительно И., который касается любого основательного анализа и общества в целом. Имеет ли какое-либо значение для остального человечества то, что в этот трудный путь пускаются лишь очень немногие? Юнг отвечает утвердительно: аналитик работает не только для пациента, но и на благо своей собственной души; и добавляет, что «как бы мал и незаметен ни был вклад, это все же magnum opus...» Основные вопросы психотерапии носят не частный характер — они содержат высшую ответственность (Собр. соч. Т. 16. Парагр. 449).

Источник: Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. 1994 г.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
123.98 кб

Юнг: символизм, мифология, индивидуация

Ванеян С. С.
В статье приведены ключевые положения учения Юнга: символизм, мифология, индивидуация с подробными дефинициями и примерами. Даны отличия ряда положений юнгианства от фрейдизма с подробными дефинициями и примерами.
Читать PDF
470.88 кб

Экзистенциальная индивидуация как энергетическое условие развития личности (на основе сказок)

Яцевич Ольга Евгеньевна, Тарасова Оксана Валериевна
В продолжение исследования экзистенциальных моделей деятельности человека в статье рассмотрены понятие индивидуации, архетипная иерархия, ярко выражающаяся в мифологических и сказочных сюжетах.
Читать PDF
196.95 кб

Индивидуация: антропологическая стратегия и духовная практика

Рукавичников А. Н.
The article surveys the corn idea of jungian anthropology individuation in the perspective of the notion of Anthropological strategy.
Читать PDF
231.88 кб

Индивидуация и идентичность в контексте традиции

Полонская Ирина Ниссоновна
Читать PDF
162.53 кб

Индивидуация социальной идентичности в обществе постмодерна

Немчина Вера Ивановна, Соколов Валерий Анатольевич, Пестов Роман Аркадьевич
В статье рассматривается в качестве причины кризиса идентичности возникновение общества нового типа, характеризующегося новыми системами ценностей и моделями идентичности.
Читать PDF
16.18 мб

Индивидуация в сложностно-организованном мире

Свирский Я.И.
В статье прослеживается связь между парадигмой постнеклассической науки и постструктурализмом. При этом рассматриваются тенденции, присутствующие в самоорганизующихся процессах индивидуации.
Читать PDF
110.45 кб

Зависимость объема смертельных субдуральных гематом от характера черепно-мозговой травмы и индивидуа

Недугов Г. В.
Изучено изолированное и сочетанное влияние на объем смертельных супратенториальных субдуральных гематом таких факторов, как характер локализации, ассоциация с ушибами головного мозга и субарахноидальными кровоизлияниями, возраст и
Читать PDF
1.57 мб

Методическии подход к донозологической гигиенической диагностике йодной недостаточности на индивидуа

Конюхов А. В.
Читать PDF
269.46 кб

Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза как способ индивидуализаци

Зверева Н.Г.
Читать PDF
9.28 мб

Понимание преподавателем студентов как условие индивидуализации процесса обучения

К. М. Романов
Читать PDF
289.55 кб

Создание Web-представительства как средство индивидуализации медицинской организации

Конарева А.А., Герасимов А.А., Курбесов А.В.
Читать PDF
3.48 мб

Антитромботическая терапия после острого коронарного синдрома: что мы знаем о возможностях индивидуа

Явелов И.С.
В статье обсуждаются современные представления о подходах к антитромботической терапии после острого коронарного синдрома (ее длительность, сочетание препаратов, особенности в различных клинических ситуациях).
Читать PDF
273.83 кб

Моделирование содержания образования в старшей школе на основе профильной дифференциации и индивидуа

Мамонтова Марина Юрьевна, Удалых Е. А.
В статье рассматривается проблема выбора направления продолжения образования для разных групп учащихся.
Читать PDF
161.94 кб

Реализация уровнево-дифференцированного подхода в физическом воспитании на основе введения индивидуа

Сокунова С.Ф., Белянцева В.Б.
Осуществление личностно-ориентированного подхода можно обеспечить в процессе уровнево-дифференцированной оценки физической подготовленности студентов.
Читать PDF
1.07 мб

Фармакогенетика в ревматологии:перспективы индивидуализации фармакотерапии

Сычев Д. А., Игнатьев И. В., Казаков Р. Е., Раменская Г. В., Алексеева Г. Н., Журавлева М. В., Кукес В. Г.

Похожие термины:

  • ОТДЕЛЕНИЕ-ИНДИВИДУАЦИЯ

    два взаимосвязанных между собой процесса, по-своему характеризующие психическое состояние ребенка на ранних стадиях его развития.    Идеи об отделении-индивидуации (сепарации-индивидуации – separ
  • СЕПАРАЦИЯ-ИНДИВИДУАЦИЯ

    термин М.Маллер, обозначает осознание ребенком его дискретной идентичности, отдельности от матери, своей индивидуальности. Этому, предположительно, предшествует симбиотическая стадия развития,
  • ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

    Individualization) — Направленные на изменение культуры организации активные действия сотрудников.
  • Индивидуализация конфликта

    в Конфликтологической концепции Р. Дарендорфа процесс вытеснения в общественной жизни массовых конфликтов, субъектами которых выступают большие социальные группы людей-классы, персонифицирова
  • Индивидуализация педагогического взаимодействия

    выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного. Реализация данного принципа означает построение такого общения, которое было бы адекватным возрастным (п
  • Индивидуальные черты

    Individual traits). См. Личная диспозиция.
  • Индивидуализация обучения

    Педагогический подход, имеющий целью адаптацию обучения в соответствии с возрастом, индивидуальными возможностями и инстинктами ребенка. И. о. можно применять в разных возрастных группах - от дет
  • ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННАЯ ИНСТРУКЦИЯ

    Общий термин для обозначения любой образовательной программы, разработанной с достаточной гибкостью, чтобы ее можно было адаптировать для отдельных студентов с различными способностями. Наприм
  • ИНДИВИДУАЛИЗМ

    Взгляд на мир, при котором интересы индивидуума рассматриваются как политически или морально приоритетные относительно других соображений.
  • Индивидуализм—коллективизм

    показатель, по которому разнятся культуры: степень, в которой культура пробуждает, питает и удовлетворяет потребности, устремления, желания и ценности автономного и уникального «Я» в большей мере
  • ИНДИВИДУАЛИСТ

    (Individualist) – человек, ориентированный на получение максимально возможной личной выгоды, независимо от интересов остальных членов группы.
  • Индивидуалистическая культура

    Individualistic culture) — культура, которая социализирует своих представителей воспринимать себя как индивидуальности и отдавать личным целям приориты.
  • Культуры индивидуалистические и коллективистичекие

    Разделение национ. культур на индивидуалистические (К. и.) и коллективистические (К. к.) было предложено Г. Хофстеде (G. Hofstede) в 1980-х гг. в рамках разработанной им классификации. Анализируя анкеты сотру
  • ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

    Культуры, где человека ценят выше группы, например Соединенные Штаты.
  • Личности тип индивидуалистический

    западный» тип личности, характеризующийся «независимым определением Я», когда индивид свои мысли, чувства, действия и способности рассматривает как имманентные, врожденные, присущие ему от приро
  • АДЛЕРА ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    направление в психологии, изучающее влияние ранних детских впечатлений на последующее психическое развитие индивида. Как считает А.Адлер, отправным пунктом этого развития является врожденный ко
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА АМБУЛАТОРНОГО БОЛЬНОГО

    Основной учетно-оперативный медицинский документ, заполненяемый на амбулаторного больного в поликлинических отделениях психоневрологических диспансеров и психиатрами, работающими в поликлини
  • Индивидуальная карта амбулаторного пациента

    основной медицинский документ амбулаторного больного, имеющий юридическую силу.
  • ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ

    Один из «нейтрализаторов» -таких характеристик группы, благодаря которым лидерское поведение утрачивает свою актуальность.
  • Индивидуальная черта

    Individual trait). По Олпорту - черта, единственная в своем роде, присущая индивидууму (называемая также индивидуальной диспозицией).