ФИГУМ Фигура бабочки

ФИГУРА

Найдено 5 определений термина ФИГУРА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ФИГУРА

фигура и фон) - различение, возникшее в искусстве изобразительном и введенное в психологию в начале XX в. датским психологом Э. Рубином. Здесь фигурой называется замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть феноменального паля, имеющая "вещный" характер. А фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Разделение фигуры и фона можно показать на примере так называемых двузначных рисунков, отдельные части коих могут восприниматься то как фигура, то как фон. Так что фигура и фон имеют не только описательные, но и функциональные различия. В восприятии зрительном фон выполняет функцию системы отсчета, относительно коей оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.

Соотношение фигуры и фона среди свойств восприятия находится ближе всего к физико-физиологическим закономерностям. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов - биологическая необходимость. У животных выделение определенных объектов, жизненно важных для них, нередко заложено генетически. Возможность выйти за пределы умвельта реализуется, если организм может реагировать на предмет, пребывающий за пределами его умвельта, и именно на предмет, а не на его отдельное свойство.

У человека выделение фигуры из фона и удержание фигуры как объекта восприятия включает психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. В гештальт-психологии показано, что любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон - отодвинут назад, хотя без иллюзии объемности; фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне.

Оцените определение:

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

ФИГУРА

/ФОН - базовое понятие Гештальт-психологии (или Теории Формы), заимствованное Гештальт-терапией. Здоровый человек умеет отчетливо различать доминирующую в данный момент для него фигуру (напр. собственную актуальную потребность, выбранный им объект для реализации этой потребности и т.д.), которая приобретает все свое значение только по отношению к фону, к заднему плану. Поэтому реакция "здесь и теперь" (возникающая фигура) должна вписываться в личностную ситуацию в целом (фон) - см. континуум сознания.

ФОР-КОНТАКТ - по Гудману - первая фаза цикла контакта. В этой фазе self в основном функционирует в режиме id (ощущение, возбуждение). Фор-контакт (пре-контакт) часто оказывается нарушенным и даже отсутствует у психотиков.

Источник: С. Гинзер. Международный гештальт-лексикон

ФИГУРА

Из всего множества значений, встречающихся в стандартных словарях, два являются важными в психологии: 1. Вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле характеризуются наличием контура, структуры, связностью и цельностью. В этом контексте см. фигура-фон. 2. Человек, в котором представлены существенные черты стереотипной роли; например отцовская фигура.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

ФИГУРА

от лат. figura - образ, вид] - 1) телосложение, а также внешнее очертание человеческого тела; 2) положение, позиция, принимаемые кем-л., чем-л. при исполнении чего-л. в движении (в танце, полете в воздухе, в катании на коньках и т.п.)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г

Фигура

лат. figura – образ, вид) – 1. внешние очертания человеческого тела, телосложение; 2. в психологии – вид единого, связного перцептивного ощущения. Фигуры в этом смысле наделяются свойствами контура, структуры, связности и цельности. Первой стадией процесса восприятия, как предполагается, является различение фигуры и фона, то есть перцепция; 3. человек, в котором представлены существенные черты некоей стереотипной социальной роли, например, отцовская фигура, странная фигура, подозрительная фигура; 4. положение, принимаемое кем-, чем-либо при исполнении определенной совокупности движений (в танце и т.п.); 5. словесный оборот, стилистический прием, придающий речи особую выразительность; 6. образ, тип, характер, созданный писателем в художественном произведении; 7. часть плоскости, ограниченная замкнутой линией.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Показать еще...

Найдено научных статей по теме — 12

Апробация многомерной нейропсихологической методики «Комплексная фигура Рея Остеррита» на модели бол

Вассерман Людвиг Иосифович., Чередникова Татьяна Владимировна., Ершов Борис Борисович., Фоломеева Ксения Григорьевна, Чуйкова Анна Владимировна.
Дается информация о новой для отечественной диагностики многомерной методике «Комплексная фигура Рея Остеррита», ее рестандартизации и практической адаптации на модели больных фокальной эпилепсией. Подчеркивается перспективность ее применения в клинике органических поражений мозга.
Скачать PDF

Невербальная методика «Комплексная фигура» Рея - Остерриета и ее психодиагностическое значение для к

Вассерман Людвиг Иосифович, Чередникова Татьяна Владимировна
Представлен краткий обзор литературы по методике «Комплексная фигура» Рея Остерриета, широко известной за рубежом как валидный инструмент психодиагностики различных видов нейрокогнитивного дефицита, его качественной и психометрической оценки как у взрослых, так и у детей, в целях дифференциального диагноза, функционального прогноза, мониторинга динамики и коррекции когнитивных дисфункций в процессе лечения и реабилитации.
Скачать PDF

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»

Филонова Екатерина
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии. Помимо коуча и клиента, составляющих некое единое целое (как лошадь и всадник) при хорошей рабочей сессии, в демо-сессии присутствовал зал профессионалов, заставляющих вольно или невольно смотреть с третьей (их, присутствующих в зале) точки зрения. Но задача состояла в том, чтобы работать, демонстрируя компетенции профессионального коуча. Используя язык гештальт-психологии, мы можем представить себе работу с клиентом как «фигуру», а формат супервизионного наблюдения на основе проекта Профессионального стандарта как «фон» профессионального восприятия. Присутствие этого фона помогает коучу выстраивать работу с клиентом, а сам фон становится незаметным, как будто «исчезает» из текущего восприятия. Для коучингового сообщества Профессиональный стандарт продуктивный фон для творческой работы.
Скачать PDF

Человек науки как историческая фигура(Продолжение)

Ярошевский Михаил Григорьевич
Скачать PDF

Человек науки как историческая фигура Продолжение

Ярошевский Михаил Григорьевич
Скачать PDF

Категориальная модель различения линий, углов и крестообразных фигур

Чудина Юлия Александровна
В статье рассмотрена геометрическая модель различения стимулов, представляющих собой изображения из линий. С помощью многомерного шкалирования усредненных надпороговых оценок субъективных различий между линиями, углами и крестами было получено пространство, которое в рамках концепции Соколова—Измайлова является моделью различения этих стимулов. Особенностью полученной модели является различение изображений путем выявления зрительных категорий.
Скачать PDF

Категориальная модель различения четырехлинейных фигур

Чудина Юлия Александровна, Чудина Наталья Александровна
В работе была построена модель различения изображений, состоящих из четырех линий и характеризующихся разным соотношением элементов. Усредненные надпороговые оценки различий четырехлинейных конфигураций были обработаны методом многомерного шкалирования, построенное пространство интерпретировано в терминах сферической модели различения стимулов Соколова-Измайлова. Характеристики полученной модели отражают механизм различения изображений путем выделения зрительных категорий на основе категориальных признаков.
Скачать PDF

Конфигурационные и категориальные характеристики зрительного восприятия схематических фигур

Измайлов Чингиз Абильфазович, Чудина Юлия Александровна
В работе сравниваются две геометрические модели, построенные методом многомерного шкалирования для двух типов оценок воспринимаемых различий между одними и теми же стимулами схематическими изображениями циферблата часов. В одной экспериментальной серии стимулы были представлены испытуемым как специфические конфигурации, составленные из линий разной ориентации, и испытуемые оценивали конфигурационные различия между стимулами, а в другой как циферблат часов с различными значениями времени суток, и испытуемые оценивали различия по категории «время суток». Полученные геометрические пространства анализировались в терминах двухканальной сферической модели различения стимулов Соколова и Измайлова. В результате анализа было показано, что конфигурационные различия между стимулами полностью описываются двумя сферическими координатами в трехмерном евклидовом пространстве. На этом основании делается вывод, что распознавание паттернов такого типа осуществляется трехканальной нейронной сетью, детектирующей две конфигурационные характеристики стимулов. Одна сферическая координата точки-стимула в этой модели представляет величину угла между линиями-стрелками на схематическом циферблате часов, а другая ориентацию биссектрисы этого угла. Сравнение этих данных с исследованиями различения каждой из этих конфигурационных характеристик (величины угла и ориентации линий) по отдельности показывает, что данная нейронная сеть различения схематических конфигураций является результатом специфического взаимодействия двух двухканальных сетей, детектирующих каждую из этих характеристик по отдельности. Таким образом, можно предположить, что распознавание сложных конфигураций (pattern recognition) осуществляется в зрительной системе по иерархическому принципу формирования сложных сетей из однотипных двухканальных * Авторы выражают благодарность проф. Е.Н. Соколову за полезное обсуждение полученных результатов. Работа финансировалась РФФИ, грант № 01-06-80160а и РГНФ, грант № 01-06-00179а. Вестник РУДН, сер. Психология и педагогика, 2004, № 2 механизмов, детектирующих отдельные конфигурационные признаки стимула. Геометрическая модель категориальных различий между схематическими изображениями циферблата часов существенно отличается от модели различения конфигураций. Она представляет собой двумерное евклидово пространство, в котором точки, обозначающие различные стимулы, располагаются на окружности в точном соответствии с показаниями времени линиями-стрелками на циферблате часов. Оси этого категориального пространства не имеют никакой связи с осями конфигурационного пространства, что служит основанием предположения, что между конфигурацией и категорией зрительного образа связь не генетическая, а языковая. Ключевые слова: восприятие формы, оценки попарных различий, схематические фигуры, многомерное шкалирование, детекторы конфигурационных признаков, двухканальная нейронная сеть, зрительная категоризация.
Скачать PDF

Значимые фигуры российской истории в коллективной памяти разных групп общества

Емельянова Татьяна Петровна, Кузнецова Анна Владимировна
На материале эмпирического исследования рассматриваются представления коллективной памяти трех возрастных групп людей о выдающихся деятелях прошлого России. По результатам исследования был определен рейтинг наиболее значительных фигур российской истории, а также были выявлены их основные характеристики, данные респондентами.
Скачать PDF

Модели различения цветных геометрических фигур разного размера

Чудина Юлия Александровна
В статье описаны результаты двух экспериментов, в которых в качестве стимулов использовали цветные геометрические фигуры разного размера. На основе полученных экспериментальных данных были построены конфигуративная и категориальная модели различения, отличающиеся формальными и содержательными характеристиками. Они отражают разные способы формирования образа: на основе аддитивного и неаддитивного принципов объединения мозговых механизмов, анализирующих зрительные признаки изображения.
Скачать PDF

Модель различения фигур из линий с разным количеством элементов

Чудина Юлия Александровна
Настоящая работа посвящена моделированию механизмов различения фигур, состоящих из раз­ного количества линий. Экспериментальное исследование зрительного восприятия данных конфигураций осуществлялось в рамках векторного подхода, его результаты интерпретировались в терминах сферической модели различения стимулов Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова. Различение фигур из линий с разным количеством элементов осуществляется интегральной трехканальной нейронной сетью, образованной в результате взаимодействия двухканальных модулей, детектирующих элементы изображения.
Скачать PDF

Метафорическое внушение как способ психологического воздействия на фигуранта

О.Е.Третьяков
Скачать PDF