ФИГУРА-ФОН

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

«Фигура—фон»
Тенденция к восприятию одной части стимульной конфигурации в качестве фигуры, а другой части — как ее фона.

Источник: Шиффман Х. Психология ощущений. 2004

ФИГУРА-ФОН
Пара терминов, используемых для описания перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном). Фигура обычно имеет форму или структуру и выступает вперед из фона. Фон выглядит относительно однородным и как бы отодвинутым назад, за фигуру. Эта связь во многих случаях может быть обратной, если сосредоточиться, сконцентрировать внимание в первую очередь на фоне, а не на фигуре. Лучший способ осмыслить понятие соотношения фигуры и фона – это понять, что контур или граница, которая отделяет фигуру от фона, физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре. Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ФИГУРА-ФОН
характеристика перцептивных взаимодействий между объектами, находящимися в данный момент времени в центре внимания человека, и объектами, составляющими в этот момент времени фон, на котором воспринимается соответствующая фигура. Она обычно выступает из фона и кажется человеку расположенной ближе к нему, чем то, что находится в фоне, и фигура воспринимается более четко, чем сам фон. Отношения между фигурой и фоном могут меняться таким образом, что то, что раньше было фигурой, становится фоном, а то, что ранее составляло часть фона, может превратиться в фигуру. Отношения между фигурой и фоном таковы, что граница фигуры оказывается на самом деле принадлежащей не только ей, но также и фону. Однако зрительно она кажется принадлежащей только фигуре. См. перцептивный, фигура, фон.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Фигура - фон
гештальт-психологами было установлено, что человек значимо организует свое восприятие, выделяя фигуру и фон. Формирование фигуры определяется интересом. Если человек испытывает жажду, то стакан воды будет восприниматься как фигура, даже среди изысканных блюд, которые станут восприниматься как фон. Т. о. воспринимаемое явление приобретает значение (смысл) только в определенном контексте. Так в приведенном примере стакан воды приобретает свое значение в контексте того, что человек испытывает жажду. Иными словами, смысл (значение) - это связь между фигурой и фоном (контекстом). Перлз применил этот вывод гештальт-психологии к теории психотерапии. Применительно к организму в качестве фигур (гештальтов) выступают потребности организма и связанные с ними объекты окружающей среды. «...В каждый момент доминирующая потребность организма выходит на передний план в качестве фигуры, а остальные, по крайней мере, временно, отступают на задний план. Фигура - это та потребность, которая наиболее остро требует удовлетворения...» [Перлз (17), с.22]. Литература: [10, с. 102-120; 14, с. 209-211; 16, с. 269-274; 17, с. 15-16, 22; 19, с. 12-14; 22, с. 31-33; 23, с. 8; 25, с. 24-25; 28, с. 140-142]

Источник: Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я. 2002

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Метафора «фигуры и фона» как познавательная схема для анализа кинематографической реальности

Якимов Андрей Евгеньевич
Цели данной статьи: рассмотрение специфики кинематографической реальности, по аналогии с понятием «художественная реальность», а также попытка сформировать познавательную схему для анализа кинореальности.
Читать PDF

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»

Филонова Екатерина
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии.

Похожие термины:

  • закон фигуры и фона

    (от лат. figura – образ и франц. – frond – дно, основание) – один из законов гештальтпсихологии, открытый датским психологом Рубином, суть которого заключается в том, что человек воспринимает фигуру как