ЭЛЕМЕНТ

Найдено 3 определения термина ЭЛЕМЕНТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [современное]

ЭЛЕМЕНТ

от лат. elementum - первоначальное вещество, член ряда) - составная часть сложного целого, минимальный компонент системы, далее неделимый, который образуется в результате ее расчленения определенным способом. Впервые термин "Э." как метафорическое обозначение отдельных тел был введен Платоном, а в качестве философского термина широко использовался Аристотелем. В дальнейшем понятие Э. стало употребляться в основном в гносеологии для определения относительно самостоятельных, устойчивых и взаимосвязанных явлений, которые выделяются в результате абстрагирования и отвлечения от многих реальных сторон объектов познания. Подобные абстракции необходимы и полезны, т. к. позволяют проникнуть в более глубокие материальные отношения и системное строение объектов действительности. Объектами м. б. вещи, процессы, свойства и любые отношения. Для познания их строения они могут расчленяться на Э. различными способами и поэтому использование понятия Э. является не однозначно определенным, а относительным, соответствующим четко фиксированному способу выделения Э.

Для характеристики системы важно не то, каков субстрат элемента, а чему он служит в рамках целого, какую функцию выполняет в качестве минимальной самостоятельной единицы. Поэтому еще в нач. развития теории Э. и их связи в структуре были выделены в качестве фундаментальных такие свойства Э., как объективность, абсолютность и относительность, статичность и динамичность и т. д., которые выражают общие свойства процессов. Понятие Э. приобретает смысл только в соотношении с понятием структуры взаимосвязи Э. и системы их взаимных отношений (см. Функциональная структура). (В. М. Гордон.)

Оцените определение:

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ЭЛЕМЕНТ

Кроме стандартных словарных значений этот термин имеет несколько специальных моделей использования в психологии. 1. Ранние структуралисты использовали это понятие для обозначения основной единицы сознания, так же как оно использовалось в химии. То есть считалось, что содержание сознания состоит из комбинаций конечного числа основных психических элементов, точно так же, как все физические материи состоят из комбинаций конечного числа химических элементов. 2. В социальной теории Келли этот термин относится к объекту, выделяемому из остальной части среды с использованием специального конструкта. 3. В математической теории научения В.К. Эстеса это гипотетический унитарный компонент стимула. Трактовку этого термина Эстесом лучше всего рассматривать как эквивалент понятия точки в геометрии: так же, как все пространство состоит из точек, все стимулы состоят из "элементов". В этой концепции научение становится обусловливанием элементов стимула к реакциям. Прилагательные: элементарный = простой; элементный = имеющий отношение к элементу, первичный, основной. См. элементаризм и редукционизм.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

Элемент

лат. elementum – стихия, первоначальное вещество) – 1. в структуралистской психологии – основные единицы сознания (ощущения, чувства); 2. в социальной теории Келли – объект, выделяемый из остальной части среды с помощью специального конструкта; 3. в математической теории научения В.К. Эстеса – гипотетический унитарный компонент стимула; 4. составная часть чего-либо, компонент. Традиционной в познании чего-либо с античных времен является тенденция изучать элементы в надежде тем самым понять нечто целостное, в чем природа, согласно библейской легенде, отказала человеку за первородный грех; 5. отдельная сторона, характерная особенность чего-либо; 6. деталь чего-либо; 7. о человеке, личности, как представителе какой-либо среды, социальной группы; 8. простое вещество, неразложимое химическими методами; 9. источник электрического тока; 10. в философии – одна из составных частей природы, лежащих в основе всех вещей и явлений, первооснова (например, вода, огонь, воздух, земля; ныне физики пытаются найти первичную элементарную частицу, из которой состоят материальные объекты). Поиски элементов психической энергии имеют своим результатом ничем не подтверждаемые гипотетические построения.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

Найдено научных статей по теме — 12

Экстремальность как развивающий элемент обучения сотрудников спецподразделений

Смирнов В.Н.
Скачать PDF

Социально-психологическая компетентность как элемент модели выпускника вуза

Кононенко Ирина Михайловна, Ильязова Марьям Даниловна
Первоочередной задачей высшей школы является создание модели выпускника вуза, который смог бы успешно функционировать на рынке труда. Одно из главных мест в этой модели должна занять социально-психологическая компетентность, которую авторы определяют как динамичное интегративное личностное образование, включенное в Я-концепцию индивида, состоящее из трех взаимосвязанных и взаимопроникающих частей: перцептивной, коммуникативной и интерактивной и позволяющее индивиду успешно функционировать как в профессиональной, так и социальной сферах деятельности. Выделены основные блоки компетентности выпускника современного вуза: профессиональная и социально-психологическая компетентность. Библиогр. 21. Ил. 1.
Скачать PDF

Учебно-исследовательская деятельность студентов как инновационный элемент содержания образования в в

Костенко Елена Геннадьевна
В настоящей статье учебно-исследовательская деятельность рассмотрена как инновационный элемент содержания вузовского образования. Функции учебно-исследовательской деятельности уточнены автором с позиций компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Предложена модель развития учебно-исследовательской деятельности студентов.
Скачать PDF

Категория интереса как структурный элемент познавательной потребности: определение, функции, диффере

Афонина Н.Ю.
Посвящена проблеме трактовки познавательного интереса как явления врожденного и универсального. Предпринимается попытка провести теоретические дефиниции и характеризовать познавательный интерес в контексте его взаимосвязи с структурой познавательной деятельности и, глубже, умственным развитием ребенка.
Скачать PDF

Конструкт «Аутгрупповой другой» как элемент Я-концепции

Рягузова Е.В.
В статье представлены результаты эмпирического исследования субъективных представлений об аутгрупповом Другом, репрезентированном фигурой психически больного человека. Показано, что субъективные представления зависят от существующих в обществе установок и стереотипов, а также от особенностей коммуникации. Утверждается, что специфические характеристики сконструированного образа аутгруппового Другого, включены в Я-концепцию, влияют на режимы собственных действий и определяют стратегию поведения.
Скачать PDF

Образ возраста как нормативный элемент культуры и идеальная форма развития

Солдатова Елена Леонидовна
Рассматривается представление о возрасте как нормативном явлении, представленном в общественном сознании, отражающее возрастные задачи развития личности во взрослом периоде. Исследуется факторная структура возрастных экспектаций. Рассматриваются гендерные особенности и специфика содержания возрастных задач каждого этапа взрослого развития.
Скачать PDF

Акмеологический потенциал как элемент стратегии жизненного успеха выпускника вуза

Селезнева Светлана Михайловна
Представлены результаты социологических исследований, проводимых в рамках опытно-экспериментальной работы на этапе констатирующего и повторно-формирующего экспериментов. На этапе констатирующего эксперимента изучались мнения респондентов о стратегиях достижения успеха, и оценки значимости элементов акмеологического потенциала личности у школьников-одиннадцатиклассников (потенциальных абитуриентов), у студентов вузов будущих менеджеров и у работающих руководителей низшего, среднего и высшего звена учреждений и организаций промышленности, строительства, торговли, услуг, образования, здравоохранения и транспорта. Установлено, что ведущими маркерами успеха для данной группы респондентов выступают профессионализм и наличие социального капитала (характеристика «хороший добрый человек»). Выявлено, что в структуре акмеологического потенциала респондентами больше всего ценится стремление к саморазвитию, самообразованию, опыт и мотивация достижения. По результатам анкетирования констатируются ряд проблем, связанных с формированием акмеологического потенциала будущего менеджера в образовательных учреждениях. На этапе повторно-формирующего эксперимента в рамках более масштабного по целям, методам, содержанию валидного социологического исследования изучались мнения респондентов, касающиеся стратегий достижения успеха у лиц, проживающих г. Пермь. Результаты проведенного исследования подтвердили установленные в первичном исследовании маркеры успеха.
Скачать PDF

Физический образ «я» как элемент телесного сознания школьников

Горячев В.В.
Осуществлён анализ работ, посвящённых изучению физического образа «Я», обозначены проблемы формирования телесного сознания школьников. Уточнено содержание основных понятий, используемых в контексте телесно-ориентированных подходов, рассмотрен генезис становления соматического сознания. Определены параметры, функции переживания образа тела учащимися. Установлены взаимосвязи между удовлетворённостью образом своего физического «Я» и здоровьесозидающим поведением школьников.
Скачать PDF

Отношение к риску как элемент профессиональной готовности и необходимое условие личной безопасности

Петимко Александр Иванович
В данной работе предлагается перечень признаков, дифференцирующих типы личностей пожарных в зависимости от их отношения к риску. Автору удалось выявить характерные личностные особенности, свойственные разным возрастным группам сотрудников пожарной охраны руководителям подразделений и курсантов вуза ГПС. В достаточной мере проанализирована взаимосвязь содержания деятельности и особенностей личности. Обосновано утверждение о роли компетентности, профессионализма, ответственности и самоотверженность как основных признаков, предполагающих выработку адекватного отношения к риску.
Скачать PDF

Юмор как элемент неформальной коммуникации

Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А.
В статье анализируются основные формы неформальной коммуникации и роль ее в социальном взаимодействии, особое внимание уделяется юмору как сатирическому элементу неформальной коммуникации. Приведено описание и освещены основные результаты исследования чувства юмора как элемента неформальной коммуникации в организации.
Скачать PDF

Социально-психологический тренинг как элемент технологии коррекции агрессивности у подростков

Силаева Яна Вячеславовна
В статье рассматриваются социально-психологические аспекты возникновения негативных психических состояний современных подростков, дисгармоничность в отношениях с окружающими и повышенная конфликтность. Предлагается разработанная коррекционная программа социально-психологической коррекции, значимость которой подтверждается положительными результатами работы, способствующая снижению агрессивности у детей, изменению социальной сферы, формированию конструктивных стратегий поведения.
Скачать PDF

Ценностные ориентации как элемент в структуре личности будущего офицера

Султанбеков Валентин Ильфатович, Тимофеев Артем Игоревич
В данной статье сделана попытка рассмотреть понятие ценностных ориентации в философском, социологическом, этическом, психолого-педагогическом аспектах, их структуру и функции.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!