ПЕРСОНА это что такое ПЕРСОНА: определение — Психология.НЭС
Персифляция ПЕРСОНАЛ

ПЕРСОНА

Найдено 11 определений термина ПЕРСОНА

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕРСОНА

В переводе с латинского означает индивид, человек. В классическом римском театре это была маска, которую носил актер, выражая играемую им роль. К. Юнг использовал этот термин в более широком смысле, в его ранних формулировках он относился к роли человека, исполняемой им под давлением общества. Этот термин, как предполагается, относится к той роли, которую общество ожидает, что человек будет играть в жизни, а не обязательно к той, которая исполняется на глубинном психологическом уровне. Персона – это публичное лицо, обращенное к другим. Ср. с анимой (2).

Оцените определение:

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПЕРСОНА

persona - лат. актерская маска) - социальное "Я", роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте; обычно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир.

"Персона есть комплекс функций, создавшийся на основах приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющий персону, относится исключительно к объектам (ПТ, пар. 700).

Персона есть то, чего в действительности вовсе и нет, но о чем ее представитель, равно как и другие люди, думает как о существующем (CW 9i, par. 221).

Есть такие люди с неразвитой персоной, которые из одной публичной неловкости, сами того не ведая, попадают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные недоедалы, или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью Кассандры, вечно не так понимающие, не ведающие, что творят, и потому всегда рассчитывающие на прощение; они не видят мир, а только грезят его <...> Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как следует вести себя в обществе. Им надо научиться понимать, чего ожидает от них социум; они должны увидеть, что в мире есть обстоятельства и люди, которые намного их превосходят; они должны знать, что означают их поступки для другого и т. д." (ПБ. с. 266).

Персона переживается как индивидуальность на этапе, предшествующем отделению себя от эго. Фактически очень мало индивидуального в том, что персона воспринимается, с одной стороны, как социальная идентичность, а с другой - в качестве идеального образа.

"<...> если мы рискнем предпринять точное различение того, что следует считать личностным, а что - неличностным психическим материалом, то вскоре окажемся в величайшем затруднении, поскольку и о содержаниях персоны, в сущности, должны будем сказать то же самое, что сказали о коллективном бессознательном, а именно что оно всеобще. Лишь благодаря тому обстоятельству, что персона - это более или менее случайный или произвольный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, посчитав, что она in toto (полностью, целиком) есть нечто "индивидуальное"; но она, о чем свидетельствует ее имя, лишь маска коллективной психики, маска, которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, будто он индивидуален, в то время как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика. Когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики. В сущности, персона не является чем-то "действительным". Она - компромисс между индивидом и обществом по поводу того, "кто кем является". Этот "кто-то" носит имя, получает титул, представляет должность и является тем-то и тем-то. Конечно, в известном смысле, так оно и есть, но в отношении индивидуальности того, о ком идет речь, персона выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная действительность, как можно было бы назвать ее в шутку" (там же, с. 26-2П).

Построение персоны, пригодной коллективным представлениям, означает внутреннее самопожертвование, в свою очередь принуждающее Я к отождествлению с персоной. И довольно часто нам встречаются люди, искренне думающие, будто являются теми, кем себя представляют. Подобная идентификация с социальной ролью является источником всякого рода неврозов вообще.

"Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки и т. д. Социально "сильный мужчина" в частной жизни - чаще всего обыкновенное дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплинированность (которой он так настойчиво требует от других) в частной жизни жалко буксует. Его "любовь к своей профессии" дома обращается в меланхолию; его "безупречная" публичная мораль под маской выглядит поразительно - мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях <...>" (там же, с. 260).

"Требования приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под ней возникает то, что называется "частной жизнью". Этот уже набивший оскомину разрыв сознания на две частенько до смешного различные фигуры - радикальная психологическая операция, которая не может пройти бесследно для бессознательного" (там же, с. 258).

Среди последствий отождествления с персоной наблюдается утрата индивидуального взгляда на самого себя, реакции такого человека предопределены коллективными ожиданиями (мы чувствуем, думаем и поступаем так, как "должна" чувствовать, думать и поступать наша персона). В этом случае близкие люди будут жаловаться на эмоциональную остраненность такого индивида, он же с трудом может вообразить себе жизнь без этого.

В той степени, в какой эго сознания отождествлено с персоной, внутренняя жизнь отвергнута. Она оказывается персонифицированной тенью и анимой или анимусом и активизируется компенсаторным путем. Последствия могут проявляться в невротических симптомах и могут стимулировать процесс индивидуации.

"[Следует признать], что в той или иной качественной определенности персоны уже заключено нечто индивидуальное и что, вопреки исключительному тождеству эго-сознания и персоны, бессознательная самость или собственно индивидуальность тем не менее всегда присутствует и если не прямо, так хотя бы косвенно дает о себе знать. Несмотря на то что эго-сознание поначалу идентично персоне - этому компромиссному образованию, в качестве которого "кто-то" выступает перед коллективностью и постольку играет роль, - бессознательная самость все же не может быть вытеснена до такой степени, чтобы не давать о себе знать. Ее влияние сказывается прежде всего в особой разновидности контрастирующих и компенсирующих содержаний бессознательного. Чисто личностная установка сознания вызывает со стороны бессознательного реакции, которые наряду с личностными вытеснениями под маской коллективных фантазий содержат семена индивидуального развития" (ПБ, с. 217-218).

Источник: Ж.Лапланш, Ж.-Б.Понталис. Словарь по психоанализу, 1996 г.51

ПЕРСОНА

persona) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения "поведения, которое находится в соответствии с требованиями повседневной жизни индивида". См. Bennet (1966). Буквальное значение слова - "маска".

Источник: В. Зеленский. Словарь аналитической психологии, М., Когито-Центр, 2008 г.256

ПЕРСОНА

особа, личность.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

ПЕРСОНА

Производное от латинского слова, означающего маску античного актера; относится к социальной маске или лицу человека, обращенному к внешнему миру. Термин Персона может употребляться для обозначения половой идентичности, стадии развития (например, подросткового возраста) или профессии. Индивид может сознательно либо бессознательно проявлять определенные аспекты собственной личности в виде Персоны, и на протяжении жизни можно носить множество масок, по нескольку одновременно.

Юнг рассматривал Персону как архетип, имея в виду, что оно неизбежна. В любом обществе требуется облегчение взаимоотношений и взаимодействий между его членами; такие функции отчасти выполняет Персона. Персона не является от рождения патологической или лживой. Вместе с тем, в случае слишком сильного отождествления с Персоной возникает риск патологии. Такое положение означает недостаток знаний о том, что выходит за рамки социальной роли (юриста, аналитика, чернорабочего и др.), слишком высокую ригидность представлений о половой роли или неумение оценить требования, меняющиеся на разных этапах жизненного развития. В юнгианской структурной модели психики Персона является посредником между Я и внешним миром. Анима и Анимус выполняют ту же функцию по отношению к Я и внутреннему миру.

Источник: И.С. Кон. Краткий словарь сексопатологических терминов.241

Персона

Persona). Стиль, в котором мы общаемся с другими. Он включает одежду, которую мы носим, и наш индивидуальный стиль выражения.

Источник: Glossary of "Personality & Personal Growth"

Персона

Persona). Архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; "публичное лицо" человека, которое видят окружающие.

Источник: Словарь-справочник для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями/Под ред. Л.Г. Гусляковой, С.Г. Чудовой.122

Персона (Persona)

Автор. К.Г.Юнг.

Категория. Архетип.

Специфика. Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих. Это публично лицо индивида, воспринимаемое другими.

Источник: Психологический словарь

ПЕРСОНА

 Первоначально - маска, которую носили актеры в античном театре. К. Г. Юнг:"Персона - это... та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Персону... Опасность заключается в том, что можно идентифицироваться сос воей персоной, как профессор со своим учебником или тенор со своим голосом... С некоторой долей преувеличения можно сказать: Персона - это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он." ( Из работы "О возрождении" ). 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга

ПЕРСОНА

термин, использованный К.Г. Юнгом (1875–1961) в аналитической психологии для обозначения маскировки и искажения индивидуально-личностных свойств и качеств человека. Слово «персона» когда-то означало «маска», которую носил актер и которая служила символом (обозначением) исполняемой им роли.

   Персона – это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Это удобная маска, охотно надеваемая человеком и используемая им в своих целях. К.Г. Юнг считал Персону «фрагментом коллективной психики». Она представляет собой компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кем кто-то является. В отношении индивидуальности того, о ком идет речь, Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам».

   Персона – это сложная система отношений между индивидуальным и коллективным сознанием. Она рассчитана на то, чтобы, с одной стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу человека.

   Кроме того, Персона – это избранное отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Она способствует приспособлению человека к существующей реальности. Однако часто человек отождествляет себя со своей Персоной, тем самым лишая себя возможности стать подлинным человеком, а не маской, с которой срастается его лицо.

   Персона – маска коллективной психики, лишь имитирующая индивидуальность, заставляющая человека думать, будто он индивидуальность, в то время как это всего лишь хорошо или плохо сыгранная роль, навязанная индивиду коллективной психикой.

   Все эти определения Персоны, отражающие разные стороны ее проявлений, свидетельствуют о том, что она выступает как бы вторичной действительностью, видимостью того, чего на самом деле нет. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего ту или иную социальную роль. В этом случае происходит обезличивание человека.

   Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Не случайно современные понятия «личность», «личностный» происходят от слова «персона». Насколько человек может утверждать о своем Я, что оно личностно или является личностью, настолько он и о своей Персоне может сказать, что она – личность, с которой он себя идентифицирует. Поэтому, как подчеркивал К.Г. Юнг, тот факт, что в таком случае у человека будут, собственно, две личности вовсе не удивителен, поскольку «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, то есть персонифицировано».

   В аналитической психологии К.Г. Юнга вычленяются несколько архетипов, то есть первообразов. Наряду с Персоной и другими архетипами фигурирует Самость. Если Персона является своеобразным камуфляжем, то Самость олицетворяет собой целостность человека, его собственную индивидуальность. В отличие от Персоны Самость – центральный архетип личности.

   Персона – искусственная личность, приспосабливающаяся к требованиям нравов и приличий. Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это раздвоением сознания. Его одолевают и мучают противоречия между общественной и частной жизнью: внешне человек играет эффективную роль, а внутренне ощущает слабость перед своими бессознательными влечениями. Так, внешне мужчина может являть собой образ сильного и мужественного супермена, идеального героя и любовника, но в то же время внутри себя он может оставаться тем, что в народе называют «тряпка» и «баба».

   По убеждению К.Г. Юнга, отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Платой за подобное отделение от самого себя становятся различного рода психические расстройства.

   Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, чего желает он, а чего требует от него служба, работа.    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Персона

греч. phersus – отверстие в маске древнегреческого актера, играющего определенную роль в спектакле) – 1. термин подчеркивает социальные аспекты личности, касающиеся как ее формирования, так и той роли, которую человек играет (или с которой он себя идентифицирует) в обществе. Так, К.Юнг в ранних своих работах относил этот термин к роли человека, осуществляемой им под давлением общества. Предполагается также, что термин относится к ожидаемой обществом роли, которую челевек будет играть в жизни, а не обязательно к той, которая исполняется на глубинном психологическом уровне. Синонимы: Личность, Маска (частичный синоним); 2. в психоанализе – термин для обозначения «поведения, которое находится в соответствии с требованиями повседневной жизни индивида».

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме ПЕРСОНА — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Процессуальная мотивация и социально-психологическая адаптация личности в системе управления персона

Берзин Б.Ю., Зыкина Н.Е.
Цель. Изучение вопросов взаимодействия и взаимовлияния процессуальной мотивации к трудовой деятельности и социально-психологической адаптации персонала. Методы. Проведен теоретический анализ методов изучения мотивации на основе использования количественных и качественных методов обработки данных эмпирического исследования. Выявлена взаимосвязь между процессуальной мотивацией и социально-психологической адаптацией. Результаты. Обобщены результаты эмпирических исследований, проведенных среди работников социономических профессий. Выявлены следующие закономерности: · удовлетворенность трудом как показатель мотивации отражает такие компоненты в системе трудовой деятельности как осознание смысла работы и возможность нести личную ответственность за ее результаты, внутреннее стремление к деятельности и интерес к содержанию труда; · ориентация на успех в трудовой деятельности характеризуется также высоким уровнем мотивационного потенциала труда; · мотивация к труду во многом определяется ценностными ориентациями сотрудника; · социально-психологическая адаптация тесно связана с мотивационным потенциалом удовлетворенности трудом удовлетворенностью потребности в профессиональном росте и своих достижениях. Научная новизна. Научная новизна заключается в комплексном подходе к исследованию процессуальной мотивации и ее влиянию на адаптацию личности к особенностям трудовой деятельности и персоналу организации.
Скачать PDF

профессиональная позиция руководителя и осуществление им функции мотивирования персонала

Иоголевич Н.И.
Скачать PDF

Принципы управления персоналом как компоненты профессиональноуправленческого мировоззрения руководит

Евтихов О. В.
В статье на основе анализа научной литературы в области психологии управления и менеджмента описана обобщенная модель принципов управления персоналом, которая может выступать инструментом в осмыслении управленческой деятельности и формировании профессионального управленческого мировоззрения руководителя.
Скачать PDF

Воздействие музыки на эффективность деятельности операторов персональных компьютеров

Джантемирова Т.Г., Лызь А.Е.
Скачать PDF

Психологическая компетентность и возможности персонализации учителя

Щербакова Т.Н.
Скачать PDF

О влиянии конфликтности персонала предприятия на состояние защиты информации

Мецатунян М.В., Морозова Е.В., Багзина Е.Л.
Скачать PDF

Психофизиологические методы при решении задач профотбора и управления персоналом

Петухов И.В., Стешина Л.А., Петухов А.В.
Скачать PDF

Особенности мотивации персонала современной российской компании

Сатонина Неля Николаевна
Рассмотрены некоторые аспекты мотивации персонала. Проведен теоретический анализ востребованности основных теорий мотивации в современных российских условиях. Приведены эмпирические данные, характеризующие особенности мотивации персонала в типичных современных российских компаниях
Скачать PDF

Шкала самомониторинга для прогнозирования поведения персонала

Капцов Александр Васильевич
Рассмотрены результаты психологической диагностики персонала с помощью Шкалы самомониторинга. Определены психометрические характеристики опросника. Исследованы факторы, взаимосвязанные с самомониторингом как личностным качеством
Скачать PDF

Коучинг как современная технология повышения мотивации персонала в организации

Никитина Татьяна Анатольевна, Шаталина Мария Александровна
В статье анализируются возможности применения коучинг-подхода в управлении организацией. На сегодняшний день коучинг является одной из современных персонал-технологий, способствующих не только раскрытию внутреннего потенциала сотрудников, но и повышению мотивации, определяющей эффективность работы. В качестве мощного мотивационного фактора рассматривается стиль лидерства в организации, уровень компетентности руководителя, который может выступать для своих сотрудников в качестве коуча, реализуя технологии развития персонала, формирования корпоративной культуры, построения стратегий
Скачать PDF

Провокативная психотерапия в психологии управления: мотивирование персонала

Хуртова Елена Алексеевна
Мотивация является одним из наиболее популярных и спорных предметов исследования психологической науки. Тем самым создалась благоприятная ситуация для разработки все новых подходов в теории мотивации и способов мотивирования сотрудников, что повлекло за собой идею применения метода провокативной терапии в практике работы с группами, нацеленными на повышение вышеуказанного свойства
Скачать PDF

Особенности психограмм персонала салонов красоты

Кочеровская Инна Владимировна
Рассмотрены особенности психограмм персонала салонов красоты. Показаны особенности личностных качеств сотрудников салонов красоты: косметологов, массажистов и парикмахеров, а также выявлены психологические характеристики, влияющие на эффективность работы
Скачать PDF