ПЕРСОНА

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Персона
Persona). Стиль, в котором мы общаемся с другими. Он включает одежду, которую мы носим, и наш индивидуальный стиль выражения.

Источник: Frager R., Fadiman J. Glossary of "Personality and Personal Growth", 2002

Персона
Persona). Архетип в теории Юнга, означающий роли, которые люди выполняют в соответствии с социальными требованиями со стороны окружающих; "публичное лицо" человека, которое видят окружающие.

Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003

ПЕРСОНА
persona) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения "поведения, которое находится в соответствии с требованиями повседневной жизни индивида". См. Bennet (1966). Буквальное значение слова - "маска".

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Персона (Persona)
Автор. К.Г.Юнг.
Категория. Архетип.
Специфика. Социальная роль, которую индивид играет в соответствии с требованиями, обращенными к нему со стороны окружающих. Это публично лицо индивида, воспринимаемое другими.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ПЕРСОНА
В переводе с латинского означает индивид, человек. В классическом римском театре это была маска, которую носил актер, выражая играемую им роль. К. Юнг использовал этот термин в более широком смысле, в его ранних формулировках он относился к роли человека, исполняемой им под давлением общества. Этот термин, как предполагается, относится к той роли, которую общество ожидает, что человек будет играть в жизни, а не обязательно к той, которая исполняется на глубинном психологическом уровне. Персона – это публичное лицо, обращенное к другим. Ср. с анимой (2).

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ПЕРСОНА

 Первоначально - маска, которую носили актеры в античном театре. К. Г. Юнг:"Персона - это... та приспособительная система или та манера себя вести, с помощью которой мы общаемся с миром. Так, например, почти любая профессия представляет собой для человека характерную для него Персону... Опасность заключается в том, что можно идентифицироваться сос воей персоной, как профессор со своим учебником или тенор со своим голосом... С некоторой долей преувеличения можно сказать: Персона - это то, чем человек на самом деле не является, но о чем он сам и другие люди говорят, что это и есть он." ( Из работы "О возрождении" ). 

Источник: Глоссарий основных терминов К.Г. Юнга. 2002

Персона
греч. phersus – отверстие в маске древнегреческого актера, играющего определенную роль в спектакле) – 1. термин подчеркивает социальные аспекты личности, касающиеся как ее формирования, так и той роли, которую человек играет (или с которой он себя идентифицирует) в обществе. Так, К.Юнг в ранних своих работах относил этот термин к роли человека, осуществляемой им под давлением общества. Предполагается также, что термин относится к ожидаемой обществом роли, которую челевек будет играть в жизни, а не обязательно к той, которая исполняется на глубинном психологическом уровне. Синонимы: Личность, Маска (частичный синоним); 2. в психоанализе – термин для обозначения «поведения, которое находится в соответствии с требованиями повседневной жизни индивида».

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ПЕРСОНА
1. В аналитической психологии личности К. Юнга —маска, личина, которую «надевает» человек, находящийся в определенном социальном окружении для того, чтобы соответствовать требованиям этого окружения. Как маска, П. иногда скрывает истинное лицо человека, и демонстрирует окружающим людям так называемую публичную личность, т. е. ту личность, которую человек представляет публике, другим людям. П., по Юнгу, зависит от архетипа, который определяет принятие человеком на себя определенной социальной роли в данной ситуации. Задача П. заключается в том, чтобы производить впечатление на людей и утаивать от них подлинную сущность личности. 2. П.-роль, приписываемая человеку обществом, частью которого он является. 3. Иногда с П. идентифицируется эго, и в этом случае человек самого себя воспринимает не с позиций своего подлинного, внутреннего Я, а как свою маску, социальную роль, которую он в данный момент времени играет. В этом случае происходит отчуждение личности, ее раздвоение. 4. В ее первоначальном значении слово П. употреблялось как раз для обозначения маски, которую на себя надевал актер в театре, выступая на сцене. См. аналитическая психология личности К. Юнга, архетип, отчуждение, роль социальная, Эго.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ПЕРСОНА

Производное от латинского слова, означающего маску античного актера; относится к социальной маске или лицу человека, обращенному к внешнему миру. Термин Персона может употребляться для обозначения половой идентичности, стадии развития (например, подросткового возраста) или профессии. Индивид может сознательно либо бессознательно проявлять определенные аспекты собственной личности в виде Персоны, и на протяжении жизни можно носить множество масок, по нескольку одновременно.
Юнг рассматривал Персону как архетип, имея в виду, что оно неизбежна. В любом обществе требуется облегчение взаимоотношений и взаимодействий между его членами; такие функции отчасти выполняет Персона. Персона не является от рождения патологической или лживой. Вместе с тем, в случае слишком сильного отождествления с Персоной возникает риск патологии. Такое положение означает недостаток знаний о том, что выходит за рамки социальной роли (юриста, аналитика, чернорабочего и др.), слишком высокую ригидность представлений о половой роли или неумение оценить требования, меняющиеся на разных этапах жизненного развития. В юнгианской структурной модели психики Персона является посредником между Я и внешним миром. Анима и Анимус выполняют ту же функцию по отношению к Я и внутреннему миру.

Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000

ПЕРСОНА
термин, использованный К.Г. Юнгом (1875–1961) в аналитической психологии для обозначения маскировки и искажения индивидуально-личностных свойств и качеств человека. Слово «персона» когда-то означало «маска», которую носил актер и которая служила символом (обозначением) исполняемой им роли.
   Персона – это маска, надеваемая личностью в ответ на требования общества; это – ширма, личина, не позволяющая взглянуть на действительное лицо человека. Она характеризует то, каким человек является самому себе и другим людям, но не то, каков он есть на самом деле. Это удобная маска, охотно надеваемая человеком и используемая им в своих целях. К.Г. Юнг считал Персону «фрагментом коллективной психики». Она представляет собой компромисс между индивидом и обществом по поводу того, кем кто-то является. В отношении индивидуальности того, о ком идет речь, Персона выступает «в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам».
   Персона – это сложная система отношений между индивидуальным и коллективным сознанием. Она рассчитана на то, чтобы, с одной стороны, производить на других определенное впечатление, а с другой – скрывать истинную природу человека.
   Кроме того, Персона – это избранное отношение человека к миру, другим людям и самому себе. Она способствует приспособлению человека к существующей реальности. Однако часто человек отождествляет себя со своей Персоной, тем самым лишая себя возможности стать подлинным человеком, а не маской, с которой срастается его лицо.
   Персона – маска коллективной психики, лишь имитирующая индивидуальность, заставляющая человека думать, будто он индивидуальность, в то время как это всего лишь хорошо или плохо сыгранная роль, навязанная индивиду коллективной психикой.
   Все эти определения Персоны, отражающие разные стороны ее проявлений, свидетельствуют о том, что она выступает как бы вторичной действительностью, видимостью того, чего на самом деле нет. Если Я тождественно Персоне, то личность предстает в виде отчужденного существа, играющего ту или иную социальную роль. В этом случае происходит обезличивание человека.
   Сложность заключается в том, что подчас Персону трудно отличить от личности. Не случайно современные понятия «личность», «личностный» происходят от слова «персона». Насколько человек может утверждать о своем Я, что оно личностно или является личностью, настолько он и о своей Персоне может сказать, что она – личность, с которой он себя идентифицирует. Поэтому, как подчеркивал К.Г. Юнг, тот факт, что в таком случае у человека будут, собственно, две личности вовсе не удивителен, поскольку «любой автономный или хотя бы только относительно автономный комплекс имеет свойство являться в качестве личности, то есть персонифицировано».
   В аналитической психологии К.Г. Юнга вычленяются несколько архетипов, то есть первообразов. Наряду с Персоной и другими архетипами фигурирует Самость. Если Персона является своеобразным камуфляжем, то Самость олицетворяет собой целостность человека, его собственную индивидуальность. В отличие от Персоны Самость – центральный архетип личности.
   Персона – искусственная личность, приспосабливающаяся к требованиям нравов и приличий. Тот, кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это раздвоением сознания. Его одолевают и мучают противоречия между общественной и частной жизнью: внешне человек играет эффективную роль, а внутренне ощущает слабость перед своими бессознательными влечениями. Так, внешне мужчина может являть собой образ сильного и мужественного супермена, идеального героя и любовника, но в то же время внутри себя он может оставаться тем, что в народе называют «тряпка» и «баба».
   По убеждению К.Г. Юнга, отождествление человека с социальной ролью является источником возникновения неврозов. Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Платой за подобное отделение от самого себя становятся различного рода психические расстройства.
   Одна из терапевтических целей аналитической психологии состоит в том, чтобы научить человека различать, чем он кажется самому себе и другим людям, в чем состоит его индивидуальность. Персона – это одно, сам человек – другое. Поэтому человеку важно понять: что хочет он, а что навязывается ему обществом, чего желает он, а чего требует от него служба, работа.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

ПЕРСОНА
persona - лат. актерская маска) - социальное "Я", роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте; обычно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир.
"Персона есть комплекс функций, создавшийся на основах приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющий персону, относится исключительно к объектам (ПТ, пар. 700).
Персона есть то, чего в действительности вовсе и нет, но о чем ее представитель, равно как и другие люди, думает как о существующем (CW 9i, par. 221).
Есть такие люди с неразвитой персоной, которые из одной публичной неловкости, сами того не ведая, попадают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные недоедалы, или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью Кассандры, вечно не так понимающие, не ведающие, что творят, и потому всегда рассчитывающие на прощение; они не видят мир, а только грезят его <...> Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как следует вести себя в обществе. Им надо научиться понимать, чего ожидает от них социум; они должны увидеть, что в мире есть обстоятельства и люди, которые намного их превосходят; они должны знать, что означают их поступки для другого и т. д." (ПБ. с. 266).
Персона переживается как индивидуальность на этапе, предшествующем отделению себя от эго. Фактически очень мало индивидуального в том, что персона воспринимается, с одной стороны, как социальная идентичность, а с другой - в качестве идеального образа.
"<...> если мы рискнем предпринять точное различение того, что следует считать личностным, а что - неличностным психическим материалом, то вскоре окажемся в величайшем затруднении, поскольку и о содержаниях персоны, в сущности, должны будем сказать то же самое, что сказали о коллективном бессознательном, а именно что оно всеобще. Лишь благодаря тому обстоятельству, что персона - это более или менее случайный или произвольный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, посчитав, что она in toto (полностью, целиком) есть нечто "индивидуальное"; но она, о чем свидетельствует ее имя, лишь маска коллективной психики, маска, которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, будто он индивидуален, в то время как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика. Когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, что казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики. В сущности, персона не является чем-то "действительным". Она - компромисс между индивидом и обществом по поводу того, "кто кем является". Этот "кто-то" носит имя, получает титул, представляет должность и является тем-то и тем-то. Конечно, в известном смысле, так оно и есть, но в отношении индивидуальности того, о ком идет речь, персона выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная действительность, как можно было бы назвать ее в шутку" (там же, с. 26-2П).
Построение персоны, пригодной коллективным представлениям, означает внутреннее самопожертвование, в свою очередь принуждающее Я к отождествлению с персоной. И довольно часто нам встречаются люди, искренне думающие, будто являются теми, кем себя представляют. Подобная идентификация с социальной ролью является источником всякого рода неврозов вообще.
"Человек не может безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Уже только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки и т. д. Социально "сильный мужчина" в частной жизни - чаще всего обыкновенное дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплинированность (которой он так настойчиво требует от других) в частной жизни жалко буксует. Его "любовь к своей профессии" дома обращается в меланхолию; его "безупречная" публичная мораль под маской выглядит поразительно - мы уже говорим не о поступках, а только о фантазиях <...>" (там же, с. 260).
"Требования приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под ней возникает то, что называется "частной жизнью". Этот уже набивший оскомину разрыв сознания на две частенько до смешного различные фигуры - радикальная психологическая операция, которая не может пройти бесследно для бессознательного" (там же, с. 258).
Среди последствий отождествления с персоной наблюдается утрата индивидуального взгляда на самого себя, реакции такого человека предопределены коллективными ожиданиями (мы чувствуем, думаем и поступаем так, как "должна" чувствовать, думать и поступать наша персона). В этом случае близкие люди будут жаловаться на эмоциональную остраненность такого индивида, он же с трудом может вообразить себе жизнь без этого.
В той степени, в какой эго сознания отождествлено с персоной, внутренняя жизнь отвергнута. Она оказывается персонифицированной тенью и анимой или анимусом и активизируется компенсаторным путем. Последствия могут проявляться в невротических симптомах и могут стимулировать процесс индивидуации.
"[Следует признать], что в той или иной качественной определенности персоны уже заключено нечто индивидуальное и что, вопреки исключительному тождеству эго-сознания и персоны, бессознательная самость или собственно индивидуальность тем не менее всегда присутствует и если не прямо, так хотя бы косвенно дает о себе знать. Несмотря на то что эго-сознание поначалу идентично персоне - этому компромиссному образованию, в качестве которого "кто-то" выступает перед коллективностью и постольку играет роль, - бессознательная самость все же не может быть вытеснена до такой степени, чтобы не давать о себе знать. Ее влияние сказывается прежде всего в особой разновидности контрастирующих и компенсирующих содержаний бессознательного. Чисто личностная установка сознания вызывает со стороны бессознательного реакции, которые наряду с личностными вытеснениями под маской коллективных фантазий содержат семена индивидуального развития" (ПБ, с. 217-218).

Источник: Зеленский В. Словарь аналитической психологии. 2008

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
438.00 кб

Процессуальная мотивация и социально-психологическая адаптация личности в системе управления персона

Берзин Б.Ю., Зыкина Н.Е.
Цель. Изучение вопросов взаимодействия и взаимовлияния процессуальной мотивации к трудовой деятельности и социально-психологической адаптации персонала. Методы.
Читать PDF
244.35 кб

ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ НАУЧНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНА

Зимина Эльвира Витальевна, Павленко Вера Олеговна, Царев Виктор Николаевич, Сунгурова Елена Анатольевна, Дерюшкин Владимир Геннадьевич, Подпорин Михаил Сергеевич
В настоящее время руководителям медицинских организаций любого уровня, в том числе и научных подразделений медицинских вузов, для эффективной выработки и реализации управленческих решений необходимо профессиональное развитие не то
Читать PDF
330.35 кб

ФЕНОМЕН КЕЙТ МОСС: ПЕРСОНА И МИФ В СОВРЕМЕННОЙ БРИТАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Скрябина Т.Л.
Статья посвящена супермодели и актрисе Кейт Мосс, которая, по мнению аналитиков, является одним из самых значимых культурных феноменов современной Великобритании.
Читать PDF
140.76 кб

Рецензия на книгу Якоба Вирша “шизофреническая персона. Исследования клиники, психологии, способа Da

Казакова Ирина
В рецензии обсуждаются основные положения книги и акцентируются наиболее значимые, по мнению рецензента, размышления автора относительно клинико-психологической картины шизофрении и того способа человеческого бытия, который свойст
Читать PDF
3.05 мб

Обновленные клинические рекомендации AACE по диагностике и лечению сахарного диабета типа 2 (персона

Аметов Александр Сергеевич, Камынина Л.Л.
В статье рассмотрены основные положения обновленного Алгоритма лечения сахарного диабета типа 2, опубликованного Американской ассоциацией клинических эндокринологов AACE в 2013 г.
Читать PDF
675.22 кб

Современные организационно-экономические модели повышения качества деятельности медицинского персона

Сергеева Н.М.
В статье оценивается эффективность имеющихся организационно-экономических моделей управления повышения качества деятельности медицинского персонала, являющегося основой роста качества оказываемых медицинских услуг.
Читать PDF
327.41 кб

Основные направления формирования компетенций в области автоматизированных систем управления персона

Клопова Ольга Константиновна, Лаптева Светлана Васильевна
В статье обосновывается необходимость формирования компетенций в области автоматизированных систем управления у специалистов по управлению человеческими ресурсами.
Читать PDF
1.11 мб

Философский, эстетический, воспитательный и миротворческий потенциал концепт-арта в создании персона

Пронская Яна Олеговна
В статье представлен авторский подход к осмыслению роли и функции концепт-арта в создании персонажей для компьютерной игры. Проведен обзорный анализ практик и опубликованных работ.
Читать PDF
668.20 кб

Методы подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих русским языком (на примере персона

Лю Мао Юань
Основной поток иностранных туристов на остров Хайнань идет из России. Большинство российских туристов настроены на получение качественного гостиничного сервиса.
Читать PDF
286.53 кб

Принципы построения компетентностной модели выпускника вуза - специалиста в сфере управления персона

Балганова Елена Владимировна
В статье на основе анализа образовательных и профессиональных стандартов предлагаются принципы построения компетентностной модели выпускника вуза специалиста по направлению подготовки «Управление персоналом».
Читать PDF
2.06 мб

Модель и условия формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персона

Науменко Людмила Сергеевна
В статье представлена проблема формирования профессионально-технологической готовности педагога к работе с персональным блогом в рамках работы школьного методического объединения, показаны возможности данного процесса через реализ
Читать PDF
201.84 кб

2003. 04. 016. Хьюз Э. Ч. Институциональная должность и персона. Hughes E. C. institutional Office a

От более элементарных коллективных феноменов социальные институты отличаются осознанным выполнением обязанностей в формально определенных должностях.
Читать PDF
2.51 мб

Персона как медийный феномен социокультурного процесса

Гукасова Мира Михайловна
В статье рассматриваются опорные понятия персоны, медийного феномена, социокультурного процесса, раскрываются проблемы персонализациии, их решение в антропоцентрическом и социоцентрическом аспектах.
Читать PDF
241.94 кб

Об истоках и современности богословского употребления термина «Персона»

Зинковский Мефодий
В статье рассматривается история богословского употребления термина «персона». У Тертуллиана термин упреждает каппадокийское тринитарное понятие «ипостаси». Блаж.
Читать PDF
273.48 кб

Персона и смысл

Неретина С.С.
В «Сумме теологии» Фома Аквинский дает определение персоны как универсалии.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ

    группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации.
  • ПЕРСОНАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

    совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма, и обладающих определенными качественными характеристиками (способности,
  • ПЕРСОНАЛ

    1. Специальное значение – служащие в организации. 2. В более общем смысле – человеческий аспект в бизнесе и промышленности.
  • Анализ работы персонала

    совокупность процедур сбора и анализа информации о содержании, об условиях работы и требованиях, предъявляемых к работникам. В результате таких процедур выявляются функциональные обязанности и
  • Диагностика ценностных регуляторов организационного поведения персонала . Т. С. Кабаченко

    Методика предназначена для выявления структуры ценностных регуляторов организационного поведения персонала на индивидуальном и групповом уровнях, для получения информации о специфике ценност
  • Персонолог

    Personologist). Термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения теоретика и/или исследователя личности.
  • ЦЕНТР ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

    программа (набор психологических методов) оценки потенциала сотрудников организации; используется преимущественно для оценки сотрудников, обладающих потенциалом профессионального роста, разра
  • ИСТОЧНИКИ НАЙМА ПЕРСОНАЛА

    1) способы найма, рекрутирования кандидатов на работу, включающие способы распространения информации об имеющихся вакансиях, способы привлечения внимания потенциальных кандидатов и специальные
  • МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА

    способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).
  • НАБОР ПЕРСОНАЛА

    действия организации для привлечения на работу кандидатов, отвечающих необходимым требованиям; формирование резерва для отбора.
  • Обучение персонала

    процесс изменения пли приобретения работниками новых знаний, умений, навыков.
  • ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА

    процедура, осуществляемая для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту (должности).
  • ОТБОР ПЕРСОНАЛА

    идентификация требований, предъявляемых организацией, с качествами человека; система мероприятий, обеспечивающая формирование такого состава персонала, количественные и качественные характери
  • ПОДБОР ПЕРСОНАЛА

    1. Идентификация характеристик человека с требованиями организации, должности. При подборе должность подыскивается под возможности человека. 2. Процесс изучения психологических и профессиональн
  • ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

    формирование у личности знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области.
  • ПЕРСОНАЛА, ПСИХОЛОГИЯ

    Общее обозначение того аспекта индустриальной/организационной психологии, занимающегося (а) отбором, наблюдением и оценкой персонала и (б) рядом связанных с работой факторов, таких как мораль, удо
  • ВЕРБОВКА ПЕРСОНАЛА

    распространение во внешней среде (т.е. вне фирмы) информации о предлагаемых фирмой услугах и о предъявляемых ею требованиях применительно к соответствующему виду деятельности с целью побудить со
  • Анализ текучести персонала (кадров)

    предусматривает изучение процессов текучести с количественной (% к среднесписочной численности) и качественной стороны, которая характеризуется причинами, мотивами и факторами текучести.
  • Персонализация чувств или мнений

    использование высказываний от первого лица для идентификации себя как источника конкретных мыслей или чувств.
  • ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

    лат. persona - личность) - процесс превращения человека в личность, приобретения им индивидуальности.