Фигура и фон

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Фигура и фон

Здоровый организм взаимодействует с внешней средой, устанавливая контактную границу (меру, степень, допустимость) в соответствии с доминирующей потребностью, то есть выделяет «фигуру» в среде. После удовлетворения главной потребности – завершения гештальт – фигура уходит в «фон». Контакт с внешней средой так и осуществляется посредством ритмичного формирования «фигуры и фона», путем смены доминирующей потребности и переструктурирования иерархии потребностей личности. При неврозе потребность не удовлетворяется, прежде всего, во внешней среде. Гештальт остается незавершенным. Появляется стрессовое состояние, которое сохраняется долго и постепенно вытесняет в бессознательное неразрешенный конфликт со средой, а заодно неотреагированное чувство, неудовлетворенную потребность. Для восстановления нормального функционирования организма терапия предлагает клиенту сосредоточиться на настоящем моменте с тем, чтобы выделить «фигуру» – внутреннюю потребность, извлечь ее из внутренней зоны в сознание. Это корректирует среднюю зону, позволяет установить хороший контакт с внешней средой и завершить гештальт.

Источник: Дроздов А.А., Дроздова М.В. Справочник психотерапевта. 2005

Фигура и фон
figure / ground) Отношение фигура/фон представляет собой организационную тенденцию восприятия. Когда две области имеют общую границу, кажется, будто фигура имеет отчетливую форму. И наоборот, фон кажется "ненужным", составляющим задний план. Отношение Ф. и ф. впервые было описано датским гештальт-психологом Эдгаром Рубином. Неск. факторов отличают фигуру от фона: 1. У фигуры строго очерченная форма, в то время как у фона формы будто бы нет. 2. Кажется, что фон за фигурой - сплошной. 3. Кажется, что фигура расположена ближе к зрителю и что ее положение в пространстве четко определено; фон воспринимается как находящийся за фигурой, не имеющий специфического местоположения на заднем плане. 4. Фигура оказывает большее впечатление и лучше запоминается, чем фон. 5. Фигура выглядит ярче, нежели фон. В большинстве случаев повседневного восприятия отношения Ф. и ф. яв-ся однозначными. Области, к-рые нам знакомы, относительно малы, замкнуты, симметричны и вертикально или горизонтально ориентированы, воспринимаются нами обычно как фигуры. Однако нек-рые стимулы обладают неоднозначным отношением фигура/фон. В таких ситуациях одна область сначала воспринимается как фигура, а др. соответственно как фон, однако они могут периодически меняться местами. См. также Гештальт-психология, Восприятие М. Мэтлин

Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
503.96 кб

Метафора «фигуры и фона» как познавательная схема для анализа кинематографической реальности

Якимов Андрей Евгеньевич
Цели данной статьи: рассмотрение специфики кинематографической реальности, по аналогии с понятием «художественная реальность», а также попытка сформировать познавательную схему для анализа кинореальности.
Читать PDF
338.20 кб

Фигура и фон: работа с клиентом на фоне компетенций проекта профессионального стандарта «Коуч»

Филонова Екатерина
Автор описывает непосредственные ощущения и чувства во время проведения демонстрационной коучинговой сессии.

Похожие термины:

  • закон фигуры и фона

    (от лат. figura – образ и франц. – frond – дно, основание) – один из законов гештальтпсихологии, открытый датским психологом Рубином, суть которого заключается в том, что человек воспринимает фигуру как