ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Найдено 34 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Деятельность
Связь деятельностей это есть центральный пункт в изучении всякой системы. (1.1.9, 157)

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ACTIVITY)
способ структурирования времени, при котором люди стремятся достигнуть определенной цели в противоположность тому, когда об этом только говорят.

Источник: Стюарт Я. Современный транзактный анализ. 1996

Деятельность
специфическая человеческая форма взаимодействия со средой; активность человека, направленная на познание и преобразование среды в целях удовлетворения его потребностей.

Источник: Багадирова С.К., Юрина А.А. Материалы к курсу психология личности. 2014

Деятельность
активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена.

Источник: Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001

Деятельность
форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.

Источник: Карпов А. Психология менеджмента, 2005 г

Деятельность
система целенаправленной активности субъекта, включенная в общественные отношения; процесс, в котором происходит взаимный переход между полюсами «субъект-объект». Основной ее характеристикой является предметность.

Источник: В. Толочек. Современная психология труда: глоссарий, 2005 г

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредствованных им отношений субъекта в предметной действительности.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

деятельность (1)

специфическая человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

деятельность (2)

мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели, удовлетворения потребностей. Основные виды деятельности: труд, учение, игра; производные виды – политическая, педагогическая, воинская, производственная.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

деятельность

форма психической активности субьекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования обьекта. Структурные составляющие д. – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
– целенаправленное, активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которого он воздействует на какой-то объект и в результате реализует свои потребности. В структуре Д. выделяют три компонента: 1) мотивы, побуждающие человека к Д.; 2) цели – образы результатов, на достижение которых направлена Д.; 3) средства, применение которых обеспечивает осуществление Д.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Родовой термин, применимый как синоним для обозначения действия, движения, поведения, мыслительного процесса, физиологических функций и т.д. Из-за большой обобщенности "деятельность" обычно употребляется вместе с определяющим прилагательным, например, целенаправленная деятельность, спонтанная деятельность, деятельность, направленная на решение задач, и т.д. 2. Одна из трех гипотетических универсалий семантического пространства в теории значения слов Ч. Осгуда. См. семантический дифференциал.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
специфическая форма общественноисторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности (общеметодологическая трактовка). Кроме того, общепринято понимать деятельность: в психологии как динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности; в педагогике как все многообразие его активности как субъекта учебновоспитательного процесса: игровой, учебной, трудовой.

Источник: Экопсихология экопедагогика экоакмеология. Учебно-методический комплекс 2011 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
динамическая система активного взаимодействия человека с миром, направленного на удовлетворение его материальных и духовных потребностей. Главными образующими Д. вместе с мотивом являются цели и, отвечающие им действия, средства и способы их выполнения, а также психофизиологические механизмы, обеспечивающие возможность реализации той или иной Д. Выделяют три ведущих вида Д.: см. Игровая деятельность, Учебная деятельность, Трудовая деятельность, - одним из условий и средств реализации каждого из которых выступают психомоторные акты (см. Деятельность двигательная, Деятельность психомоторная)

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВИДЫ)

En.: Functional style
Гипноз, о котором для удобства говорят как о состоянии, является особым типом функционирования человеческой психики.
Речь не идет о простой формулировке. Действительно, если состояние предполагает наличие свойств, которые можно учесть, то этого нельзя сказать о типах деятельности, которых может быть множество. Что общего между тем и другим - это уже второй вопрос. Всегда полезно знать, какие именно психологические функции задействованы в том или ином случае. За счет присущей ему способности «брать в скобки» определенные психические функции гипноз благоприятствует другим возможностям функционирования.

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Деятельность
динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого себя, а меняясь внутренне сам, он меняет и характер внешней деятельности. В известных афоризмах это звучит так:»Труд создал человека...праздность – мать всех пороков...на грех мастера нет» – достаточно простые, даже банальные вещи, но от этого они не делаются менее поучительными. Важно отметить, что в понятии о деятельности поведение человека не отрывается от внутренней, психологической активности, как это свойственно бихевиоризму: поступкам нормального индивида всегда предшествует определенная, подспудная их подготовка, иначе поведение превращается в разрозненные импульсивные действия пациента с кататоническим возбуждением.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
целеустремленная активность, в результате которой субъект удовлетворяет свои потребности. Основными характеристиками Д. являются предметность и субъективность. При анализе Д. выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе все основные свойства, присущие этой реальности как целому. При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность, определяющая саморазвитие Д., и установка, обусловливающая устойчивый характер Д. в постоянно изменяющейся действительности. Д. – одна из центральных категорий конфликтологии, т. к. большинство конфликтов возникает либо непосредственно в процессе Д., либо в связи с ней. Взаимосвязи Д. и конфликтов пока исследованы незначительно.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Деятельность
Категория. Активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Генезис. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.
Структура. Среди компонентов деятельности выделяют:
- мотивы, побуждающие субъект к деятельности;
- цели как прогнозируемые результаты этой деятельности;
- операциональные средства, с помощью деятельность реализуется.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
мы будем понимать как форму активного отношения субъекта деятельности к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей, связанных с созданием общественно значимых ценностей ("потребительных стоимостей), и освоением общественного опыта.
Деятельность, как мы уже отмечали, является объектом изучения многих наук. Задача психологического изучения деятельности заключается в том, чтобы, "не превращая действие и деятельность в психологическое образование, разработать подлинную психологию действия". В чем же состоит предмет психологического изучения деятельности? Рассматривая данный вопрос, выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн писал: "Анализ психических механизмов деятельности приводит к функциям и процессам, которые уже были предметом нашего изучения. Однако это не значит, что психологический анализ деятельности целиком сводится к изучению функций и процессов и исчерпывается ими. Деятельность выражает конкретное отношение человека к действительности, в котором реально выявляются свойства личности, имеющие более комплексный, конкретный характер, чем функции и аналитически выделенные процессы". Таким образом, мы видим, что специфической стороной психологического изучения деятельности является необходимость системного подхода к данному объекту познания.

Источник: Узнадзе Д.Н. Основные понятия психологической теории деятельности.1966

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
философская, социологическая и психологическая категория: явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками; взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого себя.
«Для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он (человек.— К. П.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»,— писал К. Маркс (т. 23, с. 188—189).
Д. осуществляется по схеме «субъект — объект», причем в качестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта и предметы (тогда это будет предметная Д.) и другие субъекты (тогда это будет общение). По своей сущности Д.— высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая динамическая структура Д. такова: цель -> мотив -> способ -> результат.
Д. складывается из ряда действий. Различают Д. практическую и Д. теоретическую. Основным видом Д. является труд, выступающий как фактор проявления, формирования и развития психики.
Руководство Д. людей и их групп — важнейшая задача управления.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Деятельность
Таким термином в общих чертах определяется совокупность всех действий данного живого существа. Стремление к деятельности врожденное. Деятельность лежит в основе любого поведения, она была исследована в основном у детей посредством их игр в раннем возрасте, а также у животных в процессе ряда экспериментов. Бывают различные виды деятельности. Наиболее элементарной считается рефлекс (см. Рефлекс), который расценивается как высвобождение энергии против действия определенного раздражителя. Эта реакция определяется как низшая нервная деятельность, в отличие от высшей нервной деятельности мозга, которая включает механизмы действия исключительной сложности и результатом которой являются чувства и феномены мышления. Состояние, которое определяется как Д., весьма часто при различных невротических или психических расстройствах или при наступивших изменениях в результате перенесенных заболеваний изменяется - в смысле усиления активности (маниакальные состояния, психомоторное возбуждение) либо наоборот - в смысле подавления (при депрессивных, при кататонических состояниях и пр.).
Д., высшая нервная (ВНД) - см. Высшая нервная деятельность.
Д., по типу «короткого замыкания». Возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и борьбы мотивов.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Деятельность
форма активного взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Этот феномен характерен исключительно для человека, поскольку Д. — проявление не только активности (одного из основных свойств всех живых существ), но и сознания, что свойственно только человеку. Побудительными причинами Д. человека служат мотивы — совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. Именно мотив, побуждая к Д., определяет ее направленность — ее цели и задачи.
Человек современного общества осуществляет множество разнообразных видов Д. К числу основных принято относить такие, как общение, игра, учение, труд.
В отечественной психологии Д. — одно из центральных понятий, поскольку способность человека к таковой объясняет возможность развития его психики. Д. имеет иерархическую структуру, в которой принято выделять следующие уровни: психофизиологические функции, действие, операции, особенные виды Д. На основе характеристики действия в отечественной психологии был сформулирован ряд основных методологических принципов:
-сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе — оно должно быть выведено в Д. (принцип «размывания» круга сознания);
-поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека (принцип единства сознания и поведения);
-Д. — это активный, целенаправленный процесс (принцип активности);
-действия человека предметны, поскольку они реализуют социальные цели (принцип предметности человеческой Д. и принцип ее социальной обусловленности).
Литература
Давыдов В. В. Категория деятельности в психическом отражении // Вестник МГУ. Сер. Психология. 1979. № 4.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

Деятельность
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива. Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Поступок – действие, выполняя которое, человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл. Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия. Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности – это общение, игра, учение и труд. Сенсомоторные процессы – это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент реакции – процесс восприятия; 2) центральный момент реакции – более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором; 3) моторный момент реакции – процессы, определяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представление о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов – центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы – это процессы, связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация – процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация – процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.  

Источник: Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Сто экзаменационных ответов по психологии. 2001

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. является предметность и субьекг- ностъ. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д. в своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. - это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д.
При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.
1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).
2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).
3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).
4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.
В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне - притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости - неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).
Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов - саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.
Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т. д.

Источник: Акмеологический словарь.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир. Всякая Д. исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив —цель» — это своего рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к Д., а цель— то, чего он стремится достигнуть. Основой мотива является потребность человека, т. е. объективная необходимость его в веществе, энергии информации. Сформированный вектор «мотив — цель» реализуется в Д.; осуществленная Д. (достигнутая цель) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень. Цель выступает как регулятор Д., т. е. идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Для оператора — это образ состояния управляемого объекта, в которое его нужно перевести. Образ-цель выступает как предпосылка, определяющая начало Д. Д. реализуется в последовательности действий. Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план Д. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала Д. Последняя может иметь различные уровни организации, зависящие от того, как она планируется. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования Д. являются целеполагание, предвидение, прогнозирование, которые относятся к опережающему отражению объективлого хода событий (см. также Антиципация, Прогнозирование). При выполнении трудовой Д. важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Она осуществляется на разных уровнях, которые возникают в процессе формирования цели и осуществления Д. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятий, уровень представлений, уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемой задачи и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции Д. принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о ее результатах. Чтобы преобразовать предмет труда в продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, но и получить текущую информацию о его изменениях в процессе преобразования. Кроме того, в любую Д. входит и принятие решения, которое может относиться как ко всей Д в целом, так и котдельным действиям. Любая Д. включает в себя также творческие процессы. Таким образом, основными составляющими Д. являются: вектор «мотив —цель», образ-цель, восприятие текущей информации и принятие решения, программа (план) действий, предвидение и целеполагание, уровни регуляции, восприятие результатов действия (обратная связь). Перечисленные составляющие образуют единую целостную структуру. Из этого следует, что изучение Д. не должно ограничиваться рассмотрением «входных» и «выходных» характеристик человека. Необходимо учитывать всю совокупность составляющих Д. (Б.Ф.Ломов).

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это, в узком смысле, т.е. на психологическом уровне, – единица «жизни, опосредованная психическим отражением, реальная функция к–рого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире» (А.Н.Леонтьев). Д. рассматривается в психологии как система, имеющая строение, внутренние связи и осуществляющая себя в развитии. Д. – важнейшая форма активного отношения человека к окружающей действительности, динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе к–рых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Д. – это совокупность действий, вызываемых мотивом. Единицей анализа Д. является действие. Использование Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и Д., принцип единства строения внешней и внутренней Д., принцип интериоризации – экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта) и к разработке положения о планомерном формировании умственных действий, о ведущей Д. как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной Д., о деятельностном опосредствовании межличностных отношений и т.д. Основными характеристиками Д. являются предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно действуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе Д., благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Субъектность Д. выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями, мотивами, определяющими направленность и избирательность Д.; и в смысле личностном – «значении для себя», придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям. При анализе Д. выделяются три плана ее рассмотрения: 1) генетический – в нем исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д., а как механизм развития психики выступает интериоризация, переход внешней по форме Д. во внутреннюю Д.; 2) структурно–функциональный – в основе такого рассмотрения строения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л.С.Выготский): разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому (иерархические взаимосвязи между единицами подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре Д. изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции Д. (произвольный или непроизвольный); 3) динамический – изучает механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: активность надситуативная, определяющая саморазвитие Д. и возникновение ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной Д. в изменчивой реальности.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели. Первым выделил деятельность в особую, ни к каким другим формам жизни не сводимую категорию русский психолог М. Я. Басов (1892–1931). В структуру Д. наряду с целями, мотивами включены способы и приемы. Особенности Д. определяются содержанием целей, предметом, на который она направлена, средствами и способами, с помощью которых происходит ее осуществление, и результатами. Важнейшими видами Д. являются игра, учение, труд. Виды профессиональной Д. многообразны: Д. учителя, инженера, врача, архитектора, писателя, артиста, композитора, агронома, офицера и т. д. Психологическое содержание профессиональной Д. включает развитые с учетом ее требований психические процессы, состояния, образования и свойства личности. В. М. Гордон и В. П. Зинченко в деятельности выделяют когнитивные (сенсорные, перцептивные схемы и т. д.), исполнительские (операции, действия и т. п.), интуитивно-личностные компоненты (потребности, мотивы, смыслы, цели, установки). В. Д. Шадриков считает, что уровнями анализа деятельности являются: личностно-мотивационный, информационный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизиологический. В системе Д. выделяют субъект, процесс, предмет, условия, способы, результаты. Основным структурным компонентом Д. является действие. Оно имеет свой мотив, способ, результат, которые не только не противоречат, но способствуют осуществлению всей Д. Если этого нет – действие не сможет войти в состав Д. Д., личность, коллектив познаются в единстве. Изучать Д. – означает изучать также и личность, коллектив и наоборот. Личность может возвыситься над своей Д. и развиваться благодаря внутренней работе сознания и самосознания. Процесс Д. начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания человеком поставленной перед ним задачи). Далее следует выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий, после чего человек приступает к осуществлению предметных действий, использует определенные средства и приемы Д., сравнивает ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносит коррективы. На Д. личности и коллектива может оказать определенное влияние руководство. Психологический анализ Д. предполагает изучение: внешних ее условий, объекта, средств, результатов, их влияния на действия и психику; внутренних условий, целей, мотивов, способов саморегуляции; возможностей самоуправления. В разных видах деятельности одно и то же психическое качество человека может выступать либо как ценное, либо как нежелательное. Например, такая черта, как общительность, может в деятельности организатора, продавца выступать важной способностью, а в деятельности сборщика часов – как помеха в работе. Важнейшее условие успешной Д. – творческий подход, осуществление ее со знанием дела и перспективой. Чем сложнее задача, тем большую роль в ее решении играют теоретические знания и творческое мышление.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности. Вследствие чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на относительно ранних стадиях фи-логенеза создается жизненная необходимость в возникновении психических форм управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской Д. (см. Ориентировочная деятельность), заключающейся в обследовании окружающего и в формировании образа ситуации, на основе которого осуществляется ориентация и регуляция двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи (см. Психика, Развитие психики).
В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская Д. становятся все сложнее и разнообразнее. Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет в основном узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений (см. Инстинкты животных).
Основным видом человеческой Д., сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны др. виды человеческой Д. (игра, учение и т. д.). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный, как особая, общественно необходимая теоретическая Д.
Анализ структуры как материальной, так и духовной Д. обнаруживает след. основные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к Д.; цели - образы результатов, на достижение которых Д. направлена; средства (см. Медиатор), с помощью которых Д. осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивирвванная Д. в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата.
Как показали исследования рос. психологов (Л. Я. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры Д., от ее мотивов, целей и средств осуществления.
Вместе с тем проведенные исследования (Я. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире (см. Умственные действия).
В ходе исторического развития изменяются содержание и технические средства Д. человека, что определяет и формирование его сознания. На протяжении детства Д. меняется в связи с ростом психофизиологических возможностей ребенка, расширением его жизненного опыта, необходимостью выполнять все более сложные требования окружающих людей. На каждой ступени возрастного развития определенная Д. (напр., игра в дошкольном возрасте, учение - в школьном) приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида (см. Ведущая деятельность, Деятельность детская). См. также Деятельность как методологическая проблема психологии, Деятельностный подход в психологии, Психология.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
динамическая модель взаимодействия-корреляции субъекта с онтосом, с объективной реальностью, с социумом, в процессе кот. и происходит репродукция-воплощение в объекте психической модели-образа реализация связей-отношений самого субъекта к предмет-объектной действительности; основные постулаты Д. разрабатываемые А. Леонтьевым, С. Рубинштейном, А. Смирновой, П. Гальпериным, Д. Элькониным и др. иссл.; 1) сама психика индивида и его Д., и тектонизируют -конституируют активно-деятельностную модель поведения индивида; 2) Д. осуществляется в неразрывно-атрибутивных денотатах-связях, с функциями-процессами, кот. происходят в структурах подсознательного и сознательного; 3) согласно принципам историзма Д. является движущей силой развития-эволюции психического отражения; 4) существует модельный принцип единства экстеро-и интродеятельности, в виде формы-принципа интериоризации—экстериоризации, как механизма усвоения социально-исторического опыта; 5) базальными характеристика ми Д. являются предметность и субъектность; специфика предметной детерминации-каузальности Д заключается в том, что объекты-модели экстеромира не непосредственно воздействует на субъекта, а только тогда, когда они инкарнированны-преобразованы в процессе самой Д., благодаря чему и получается-происходит адекватность, почти тождественность-сообразность, их отражения в имманентных структурах сознания; в своей эволюционной форме, сама предметность свойственна исключительно мульти-деятельности индивидов-людей и моделируется-проявляется в социальной обусловленности Д. индивида, в ее коррелятах со значениями-индексами, кои зафиксированы-закреплены в схемах-моделях-конструкциях действий в понятиях языка, в понятиях социальных ролей, в коммуникативных факторах, в соционормах, в этических постулатах-принципах-предписаниях, в различных ценностях, значимых для индивида; субъективная экспликация Д. в свою очередь находит свое выражение в таких модусах-способах активности индивида: в детерминации психического образа, психической модели прошлым опытом, притязаниями, потребностями, социоустановками, эмоциями, чувствами, целями, мотивами, задачами, аутопроектами, определяющими интенциональность и селективность, выборочность Д.; а также в эголичностном-мультиверсионном смысле — то. что значит, необходимо, весомо лично для меня, моего Эго, а не для других-другого индивида — как модель активации индивида, спроецированная на различные события, феномены обстоятельств, ситуаций и опосредованные -инструментированные теми или иными значимыми для автономного субъекта действиями, деяниями, поступками; при экспликации-анализе Д. можно выделить четыре аспекта: а) генезисо-генетический, b) модельно-функциональный, с) модельно-динамический, d) модельно-результируемый; первый аспект рассматривает, что исходной формой человеческой Д., является социальное-совместное Д., а основными механизмом эволюции психики индивида выступает интериоризация, кот. обеспечивает усвоение социокультурно-исторического опыта путем преобразования социально-совместной Д., в структуры-модели индивидуальной Д.; по ходу интериоризации происходит также метаболизация внешней Д. во внутреннюю Д.; в фундаменте аспекта b, лежит принцип анализа по единицам (Л.Выготский), при котором конструкты реальности расчленяются на единицы, содержащие в себе основные предикаты-свойства, присущие этой реальности как целостной модели-структуре; сами же последовательные корреляции между единицами Д. динамичны, а в зависимости от локуса отражаемой модели в структуре Д. трансформируется содержание психического отражения, психоотзеркаливания, сама модальность отражения, — кот. «может быть, в свою очередь, осознаваемой-неосознаваемой. или же, если воспользоваться аксиомами Юнга, Фрейда, Адлера и их адептов, может быть бессознательной, — формы регуляции Д., подразделяемые на произвольную, непроизвольную; изучая в динамическом плане модели Д. необходимо рассматривать механизмы, обеспечивающие динамику самой Д., например, надситуативную активность, кот. дефиницирует самоэволюцию Д., приемлемую для индивида трансформацию Д., возникновение новых форм Д. детерминирующих целенаправленный характер Д. в постоянно-текуще-трансформационной действительности, социуме; реализация же мультимоделей Д. осуществляется на основе психофизиологических механизмов, специфика кот. по-разному трактуется изв. учеными (см. разность модусов-подходов на эту тему в работах Бернштейна, Скиннера, Фромма, Юнга, Айзенка, Масяоу, Анохина, Роджерса в контексте дифференциальных моделе-механизмов деятельности); модель материально-духовной Д. включает следующие элементы: а) мотивы, кот. побуждают субъекта к определенной Д б) цели — это итоги-результаты, на достижение кот. модель Д. сынтенционировна; в) средства-инструменты, с помощью которых модель Д. реализуется-осуществляется.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЗЕЙНАСЦЬ / ACTIVITY– система процессов активного и це - ленаправленного взаимодействия субъекта с окружающим предметным миром, в ходе которого он реализует определенные жизненные отношения к нему. Категория Д., разработанная в трудах советских психологов (М. Я. Басова, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна и др.), предстает как элементарное понятие жизни индивида, как «единица, из которой складывается жизнь… в определенных конкретных условиях». Отношение субъекта к окружающему миру, которое он реализует в своей Д., имеет потребностную природу. Предмет, который в данных условиях способен удовлетворить потребность, является мотивом Д. и определяет ее общую направленность. Взаимоотношения психики и Д. носят диалектический характер. С одной стороны, психика формируется в процессе Д. С другой стороны, психическое отражение свойств и качеств предметов окружающего мира, отношений между ними опосредует процессы Д. Благодаря психике Д. субъекта приобретает опосредованный характер. Психическое отражение, опосредуя взаимодействие индивида с окружающим миром, делает возможным предвосхищающий, целенаправленный характер Д., обеспечивает его ориентацию на будущий результат. Субъект, обладающий психикой, становится активным и избирательно реагирующим на внешние воздействия. С развитием Д. как в фило-, так и в онтогенезе усложняются формы ее опосредования, формы психического отражения. Наивысшей из них, присущей только человеку, является сознание. Опосредованность Д. сознанием делает ее осмысленной и произвольно регулируемой. Сознательное отражение проявляется в процессах кооперации/конкуренции, целеобразования, целеполагания, планирования, контроля, оценки и регуляции Д. Д. человека имеет общественный, социальный характер. В ходе своего психического развития, в процессе социализации субъект овладевает аккумулированными в культуре формами, способами и средствами Д., усваивает ее задачи и мотивы. Культурно-исторический опыт, фиксированный в предметах культуры, языке и других знаковых системах, будучи включенным в индивидуальную Д. субъекта, опосредует развитие его личности. Социальный и осознанных характер Д. человека дает основание некоторым ученым рассматривать культурно-историческую теорию и теорию Д. как единую культурно-историческую теорию Д. (М. Коул, Ю. Энгестрем, А. Саннино). В зависимости от формы осуществления выделяют внешнюю (предметно-практическую) Д. и внутреннюю (умственную) (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин). Обе они тесно взаимосвязаны и представляют собой не два обособленных типа активности, а две стороны единой Д. Внутренняя Д. формируется на основе внешней в процессе ее интериоризации. Интериоризация означает не перекладывание внешней Д. во внутренний план, а формирование (от лат. forma– устройство, структура, система организации чего-либо) внутренней Д. на основе внешней. Возможен и обратный процесс (экстериоризация)– разворачивание внутреннего плана Д. вовне. В структуре деятельности вычленяются собственно Д. и входящие в ее состав отдельные действия и операции (А. Н. Леонтьев). Структурные элементы Д. соотносятся с ее предметным содержанием– мотивами, целями и условиями. Д. всегда подчинена мотиву– предмету потребности. Она состоит из отдельных действий, направленных на сознательно поставленные цели. Цель, как правило, не совпадает с предметом потребности (мотивом), но предполагает осмысленное соотнесение с ним. В силу установления отношений цели к мотиву или более общим целям она приобретает определенное значение для личности, личностный смысл. Действие как процесс достижения цели может быть осуществлено различными способами– операциями– в зависимости от конкретных условий и средств Д. Операция всегда подчинена логике используемого орудия Д. В исследованиях советских психологов (А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, Н. И. Непомнящей и др.) выявлена зависимость эффективности Д., успешности решения задач испытуемыми от структуры и предметного содержания деятельности. В. М. Гордон и В. П. Зинченко в Д. выделяют когнитивные (сенсорные, перцептивные схемы и т. д.), исполнительские (операции, действия и т. п.), интуитивно-личностные (потребности, мотивы, смыслы, цели, установки) компоненты. В. Д. Шадриков считает, что уровнями анализа Д. являются личностно-мотивационный, инфор мацион ный, структурно-функциональный, индивидуально-психологический, психофизио ло ги ческий. В. А. Иванников выделяет два типа анализа Д.: технологический и смысловой. В психологии выделяют различные виды Д., которыми человек последовательно овладевает на разных этапах онтогенеза и которые приобретают ведущее значение для развития психики в соответствующем возрастном периоде (ведущая Д.): непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная Д., игровая Д., учение, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная Д., трудовая Д. Существует типология по видам профессиональной Д. и иным критериям. А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в деятельности ориентировочно-исследовательской, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование внешнего мира и формирование образа ситуации для осуществления у животного регуляции поведения двигательного соответственно условиям стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений. В деятельности с позиции ее структуры принято выделять движения и действия. В содержании деятельности можно выделить такие психологические компоненты, как познавательные (в том числе перцептивные, мнемические и мыслительные), эмоциональные и волевые. Итак, психологический анализ деятельности, в том числе деятельности психической, позволяет классифицировать ее с позиции структурных элементов, характера выполняемых функций и качественных особенностей получаемых результатов. В структуре деятельности выделяются:
1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;
2) цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности;
3) операции с помощью коих деятельность выполняется. Использование категории деятельности - отличительная черта отечественной психологии. Для отечественной психологии характерны два момента:
1) положение о единстве психики и деятельности, противопоставляющее отечественную психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим психику вне поведения (-> психология интроспективная; гештальт-психология), так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, исследующим поведение вне психики (-> бихевиоризм; необихевиоризм);
2) введение принципов развития и историзма, воплощение коих в конкретных исследованиях необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития отражения психического. Согласно А. Н. Леонтьеву, деятельность - форма активности. Активность побуждается потребностью, то есть состоянием нужды в определенных условиях нормального функционирования индивида. Потребность не переживается как таковая - она представляется как переживание дискомфорта, неудовлетворенности, напряжения и проявляется в активности поисковой. В ходе поисков происходит встреча потребности с ее предметом - фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента "встречи" активность становится направленной, потребность опредмечивается - как потребность в чем-то конкретном, а не "вообще", - и становится мотивом, который может и осознаваться. Именно теперь можно говорить о деятельности. Она соотносится с мотивом: мотив - то, ради чего совершается деятельность, а деятельность-совокупность действий, кои вызываются мотивом. Итак, деятельность-совокупность действий, вызываемых мотивом. Единица анализа деятельности - действие. Деятельность следует отличать от поведения. Успех деятельности субъекта зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Как объяснительный принцип психики, категория деятельности используется:
1) при изучении различных областей психической реальности - психология процессов познавательных, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов;
2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная, психология труда и зоопсихология). Использование категории деятельности как объяснительного принципа привело:
1) к изменению принципов анализа психики в психологии общей: а) принцип единства сознания и деятельности; b) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; с) принцип интериоризации-экстериоризации как механизма усвоения общественно-исторического опыта (принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности), и пр.;
2) к разработке положений: а) о планомерном формировании умственных действий; b) о деятельности ведущей как основе периодизации развития психики; с) о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельностей; d) об опосредовании деятельностном отношений межличностных и пр. Основные характеристики деятельности - предметность и субъектность. Специфика предметной определенности деятельности - в том, что объекты внешнего мира не воздействуют на субъекта непосредственно, но лишь будучи преобразованы в ходе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в деятельности животных как ее обусловленность свойствами объектов - раздражителями ключевыми, служащими удовлетворению биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира. В развитой форме предметность свойственна лишь человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, в ее связи со значениями, фиксированными в схемах действия, в понятиях языка, в ценностях, в ролях и нормах социальных. Субъективность деятельности выражается в таких аспектах активности субъекта, как обусловленность психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности; и в смысле личностном-"значении для себя", придаваемом мотивами различным событиям, действиям и деяниям.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа "по единицам": разложение реальности на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности. Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (-> концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (-> акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
как методологическая проблема психологии - философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения: "Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. есть творчество, т. е. прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества" (Я. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. можно представить как специфически человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э. Г. Юдин). Д. меняет и преобразует и действующего индивида.
В контексте научного мышления понятие Д. полифункционально. Юдин выделил 5 его функций: 1) Д. как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира; 2) Д. как предмет объективного научного исследования, т. е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой ее задач и совокупностью ее понятий; 3) Д. как предмет управления - то, что подлежит организации в систему функционирования и/или развития на основе фиксированных принципов; 4) Д. как предмет проектирования, т. е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов Д.; 5) Д. как ценность в различных системах культуры.
Д. в той или иной мере выступает в психологии во всех перечисленных Юдиным ипостасях. В сов. психологии доминировало рассмотрение Д. в качестве объяснительного принципа всей психической жизни, что существенно ограничивало пространство психологической мысли: лишь частично затрагивалась проблематика человек и мир, бытие и сознание, душа и дух, созерцание и вчув-ствование, свободное действие и свободная воля. Погружение в это пространство поможет сказать и новое слово о Д.
Всеобщая структура Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д. Целесообразный характер Д. приводит к тому, что одним из главнейших ее условий и оснований является сознание, понимаемое в самом широком смысле - не только как совокупность самых различных форм сознания, но и как множество его внутренних регулятивов (потребностей, мотивов, установок, ценностей и т. д.). Лишь с т. зр. характеристики всеобщей структуры Д. имеет смысл т. н. методологический принцип единства сознания и Д. В приводимых ниже схемах Д. как раз переменными являются ее более или менее осознаваемые регулятивы и задаваемые сознанием общие цели и смыслы.
Психологами предложено большое число концептуальных схем Д., выходящих за пределы классической триады: цель, средство, результат; и за пределы схемы Л. Н. Леонтьева, в которой Д., действию, операции поставлены в соответствие мотив, цель, условие. В схеме С. Л. Рубинштейна присутствуют: мотив, цель, средство, социальная ситуация, результат, оценка; в схеме В. В. Давыдова - потребность, мотив, задача, способ действия. При этом разные компоненты несут разную функциональную нагрузку на уровнях Д., действия и операции. В схеме Г. П. Щедровицкого, анализировавшего мыследеятельность, присутствуют: цель, задача, исходный материал, средства, процедура, продукт. В схеме О. А. Конопкина, изучавшего саморегуляцию Д., имеются: цель, модель условий, программа, критерий успеха, информация о результатах, решение о коррекции. Схема В. Д. Шадрикова кольцевая: мотив, цель, программа, информационная основа, принятие решения, профессионально важные качества. В схеме Г. В. Суходольского: потребность, направленность, мотив, цель, результат, оценка. Наконец, В. Э. Мильман, рассмотревший многие схемы Д., предлагает свой вариант: потребность, мотив, объект, цель, условия среды, средства, состав, контроль, оценка, продукт.
Перечисленные схемы приведены не для того, чтобы дать пространство для выбора одной из них. Они трудно различимы, хотя и существенно неполны. В них лишь косвенно присутствуют аффективно-личностные компоненты, состояния напряженности, тревожности, меры значимости, смыслы, ценности и пр. Преобладают мотивационно-целевые и оперативно-технические компоненты Д. Т. о., теоретическое воспроизведение Д. не только схематично, но и существенно неполно. Объяснение состоит в том, что изучалась не Д. в целом, а ее основная единица: изучались действия, входящие в состав Д. и вырванные в целях изучения из контекста Д. Юдин справедливо заметил, что квинтэссенцией психологической теории Д. оказалось знание о действиях. О правоте его говорит и то, что размышления ее создателей о действии значительно интересней и содержательней, чем о Д. Сказанное относится не только к изучению Д. как таковой, как некоторого инварианта, но и к изучению отдельных видов Д. напр., общения, игры, учения, труда. Они крайне редко рассматривались в полном объеме. Преобладало изучение компонентов. Да и сама ситуация исследования Д. накладывает на нее и на испытуемого такие ограничения, что Д. перестает отвечать ее исходному смыслообразу как свободной Д., т. е. когда есть свобода в постановке цели, выборе или создании средств и т. д.
Психология и психологи имеют дело с навязанными или заданными, вынужденными формами Д.; еще чаще - с зародышевыми видами Д., ее эмбрионами, напр., когда речь идет о ведущей Д. общения у младенца или о ведущей Д. учения у младших школьников. Они заслуживают скорее наименования "прадеятельность" (Б. Г. Мещеряков). Сказанное вовсе не умаляет реальных достижений, имеющихся в рамках деятельностного подхода. Однако о психологической теории Д. говорить преждевременно. Более адекватно говорить о психологической проекции категории Д. на психологию. При этом взят лишь один из вариантов этой категории - гегелевско-марксовый - и оставлены в стороне др. варианты, напр., праксеология, прагматизм, философская антропология (А. Гелен).
Психологи пока шли от Д. к психике, к сознанию и личности, пытаясь их понять, привлекая категорию Д. Но ведь последняя сама нуждается в понимании и объяснении с т. зр. психологии. А по пути от сознания, личности, души и духа к Д. психология делает лишь первые робкие шаги. Необходимо преодолеть устоявшийся схематизм сознания психологов, что предметная Д., якобы лишенная модуса психического, погружаясь извне внутрь рождает психику или становится психической. В свое время Ч. Шеррингтон искал место памяти и предвидения в действии, а не в мозге, не внутри. Аналогично, Рубинштейн предполагал, что действие в зачатке содержит все элементы психологии, включая эмоции. Д. и действие насыщены когнитивными и аффективно-личностными компонентами, которые слабо отражены в приведенных выше схемах.
Бедность психологической интерпретации Д. не безобидна. Дело даже не в том, что с помощью одного абстрактного и скудного по содержанию понятия объясняются др., более содержательные. Кажущаяся простота Д. создает иллюзию легкости ее проектирования, программирования и управления: поставил цель, предоставил средства, задал результат, создал соответствующую социальную ситуацию, или контекст, достижения цели, установил правила-норлш, организовал сообщество, разделил обязанности между участниками, внушил "обманы путеводные", пообещал вознаграждение (или запугал)-"замотивировал", назвал организованное сообщество группой, коллективом, орденом, партией, классом, "собором со всеми" - и успех гарантирован. Конечно, для успеха нужен еще талантливый режиссер, лидер, вождь, менеджер, секреты Д. которого, впрочем, остаются его секретами. Иллюзия простоты усугубляется также представлением участников подобного предприятия как безличных функционеров, не имеющих собственного Я, являющихся органами Д. Отсюда один шаг до бессубъектной Д., до "человеческого фактора", "человеческого материала", "пушечного мяса" и т. п. На такой "пустяк", как свободная Д. свободной личности, можно не обращать внимания. Только несвободная Д. м. б. объектом проектирования, поэтому о нем следует говорить более корректно и осторожно, чтобы административный восторг не опережал знания о проектируемом, программируемом, управляемом объекте. Человеку свойственно протестовать, когда его используют глупо. Жизнь, живое, личностное упорно сопротивляются не только концептуализации и схематизации, но и проектированию. Д. - это органическая система, и, как таковая, сама создает недостающие ей органы и отторгает искусственные, когда последние противоречат ее органике, ее внутренней форме. С. Л. Франк отличал внешнюю организацию общественной жизни (Д. - одна из ее форм) от внутренней органичности. Он писал, что все органическое, живое, живущее внутренним единством не м. б. организовано. Единство и оформленность не извне налагаются на раздробленность и бесформенность частей, а действуют в них самих, изнутри пронизывая их и имманентно присутствуя в их внутренней жизни. Можно сказать, что это максималистская т. зр., но не более, чем внешне навязываемое, назначаемое, напр, единство сознания и Д.
Следует напомнить, что тоталитарные режимы накопили большой опыт внешней организации и "проектирования" жизни и Д. народных масс, манипулирования их сознанием, но и они не могли бы достичь успеха. Эти режимы (напр., в СССР и Германии) не имели претензий к психологическим исследованиям (теориям) Д. Их агрессию вызывали психологические исследования сознания.
Т. о., исследования свободного действия и свободной Д. - это вызов психологии. Конечно, принимая его, она должна использовать все ценное, что накоплено в рамках деятельностного подхода. При этом нужно облегчить объяснительные функции категории Д. и сместить центр тяжести на ее исследование. В происходившем с психологической теорией Д. была определенная логика. Любое представление, будь то представление о Д., о сознании, об установке и т. п., превращенное в средство объяснения др. реальности (в т. ч. психической), как писал Маркс, подвергается испарению путем превращения его в абстрактное определение. Эти абстрактные определения необходимы, ибо на их основе возможно воспроизведение конкретного путем мышления. Вторая часть работы была проделана, да и то частично, лишь эмпирически. Когда она будет проделана методологически и теоретически, то можно будет говорить о теории Д. (В. П. Зинченко.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Деятельность
система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле, с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятельность» является предметом изучения самых различных отраслей знания. Так, общественные науки ориентированы на исследование общественной сущности деятельности, физиологии — на физиологические механизмы ее осуществления. Понятно, что психология нацелена на анализ собственно психологической стороны деятельностного процесса. В принципе использование понятия «деятельность» в качестве содержательно-базовой категории свойственно именно отечественной психологии, что во многом обусловлено в течение многих десятилетий безраздельным господством в советской науке марксистско-ленинской методологии. Как писал М. Г. Ярошевский, «Маркс взял в качестве исходного пункта, подобно предшествующему материализму, реальный, а не идеальный мир и реального индивида, а не чистое сознание, но взаимодействие между ними было раскрыто принципиально иначе, а именно как предметная деятельность, преобразующая и внешнюю природу, и самого автора деятельности — человека. Таким образом, впервые в теории материалистической мысли было выдвинуто учение о том, что сознание — продукт опосредствованного (а не непосредственного) взаимодействия человека с природой. Опосредствующем же фактором является общественно-историческая практика, процесс производства. Область психического выступала теперь не как совокупность феноменов сознания, а как совокупность человеческих сущностных сил, развиваемых и воплощаемых в предметной деятельности. Преобразующее воздействие предметной, то есть исторической, а не органической деятельности, захватывает не только высший познавательный уровень отношения к миру, но и самые коренные чувственные основы существования индивида». Подобный подход позволил, выдвинув положение о единстве психики и деятельности, преодолеть ограниченность интроспективного и гештальт-психологического подходов, рассматривающих и изучающих психику вне поведенческой активности индивида, а также избежать очевидно упрощенной логики анализа самой поведенческой активности вне психики, что характерно для бихевиористского видения проблемы. Помимо этого, понятие «деятельность», выступая в качестве объяснительного принципа психики, «используется при изучении различных областей психической реальности (психологии познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование категории «деятельность» в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации — экстериоризации) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности...» (А. В. Петровский). Если говорить о социальной психологии, то в качестве аналогичного по значимости принципа анализа психики следует обозначить принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений. Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность... определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности» (А. В. Петровский). И еще на одном моменте необходимо остановиться. Понятие «деятельность» в современной отечественной социальной психологии используется столь широко во многом еще и потому, что достаточно жестко завязано на понятие «общение», не говоря уже о том, что вопрос о психологически содержательной соотнесенности этих терминов до конца все еще не прояснен. Правда, исходная общепринятая позиция уже существует. На современном этапе разработки проблематики деятельности этот процесс уже не воспринимается как субъект — объектный, а оценивается как субъект — субъект — объектная активность, составной частью которой — «субъект — субъектной» — оказывается общенческий акт. В свою очередь общение в этой парадигме, будучи субъект — объект — субъектным актом, включает субъект — объектный контакт — деятельность — как важнейшую, но все же лишь составляющую.
Понятие «Деятельность» ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. Заметим, что в трудах этого ученого, считающегося одним из классиков отечественной психологии, проблема деятельности, тем не менее, рассматривается, прежде всего, с философских позиций. Это связано, в первую очередь, с попыткой С. Л. Рубинштейна преодолеть противоречие между позитивистскими установками и субъективным идеализмом, суть которого в том, что «...содержание знания либо объективно — и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно»1. Пытаясь решить данную задачу, С. Л. Рубинштейн еще в 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из основополагающих в традиционной советской психологии. Согласно этому принципу, «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. ... В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь — если есть путь для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет...»2.
В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: «...1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная»3.
Если попытаться оценить данную трактовку деятельности, то необходимо принять во внимание, что, будучи, по-видимому, вполне убежденным, но отнюдь не ортодоксальным марксистом, С. Л. Рубинштейн, разрабатывая теорию деятельности, пытался преодолеть не только вышеуказанное противоречие между объективным и субъективным идеализмом, но и некоторую «ограничительную жесткость» марксисткой философии и методологии. Именно этим, на наш взгляд, объясняется, как минимум, спорность, прежде всего первого (и основного) из сформулированных им определяющих деятельность признаков.
С точки зрения современных, во всяком случае социально-психологических подходов к проблеме субъектности, последняя ни в коем случае не обусловливается исключительно видовой принадлежностью. Совершенно очевидно (и доказано во многих исследованиях), что в целом ряде случаев как отдельно взятый человек, так и социальные группы являются объектом, а отнюдь не субъектом в контексте социального взаимодействия. Более того, можно привести достаточно часто встречающиеся житейские примеры (женщина бросает домашние дела, гостей и т. п., чтобы накормить или просто погладить мяукающую кошку, планы мужчины на выходной день обусловлены, прежде всего, состоянием и «потребностями» его автомобиля и т. д.), где животные и даже неодушевленные предметы, хотя, разумеется, и не являются субъектами в полном смысле слова, тем не менее фактически выступают в качестве таковых, с точки зрения их воздействия на личность, сознательно или неосознанно отказавшейся от собственной субъектности в соответствующем контексте.
Тем не менее рассмотрение проблемы деятельности через призму всей совокупности выделенных С. Л. Рубинштейном признаков позволяет не только опредметить и конкретизировать данное понятие, но и преодолеть ряд противоречий, в том числе и только что отмеченное. К сожалению, в период господства идеологии, базирующейся исключительно на идеях К. Маркса в их при этом упрощенно жесткой ленинской трактовке, во многих психологических и педагогических работах в абсолют возводился именно первый из сформулированных С. Л. Рубинштейном признаков, в то время как остальные фактически игнорировались. В результате понятие деятельности трактовалось неоправданно расширительно и вместе с тем догматически, что нередко приводило к подмене содержательно полноценных исследований психологической реальности созданием во многом умозрительных концепций откровенно конъюнктурного характера и направленности.
В этой связи нельзя не заметить, что и основополагающий принцип теории деятельности С. Л. Рубинштейна также трактовался излишне догматически. В диалектическом единстве субъекта и деятельности абсолютизировался именно деятельностный компонент при своеобразном его понимании. На этой базе в сочетании с некоторыми идеями Л. С. Выготского были сформированы психологические и педагогические доктрины, по сути дела, игнорирующие потребности личностного развития и искажающие психическую и социально-психологическую реальности. Это отчетливо видно, если проанализировать излюбленный в традиционной советской психологии пример, якобы подтверждающий справедливость тезиса о том, что формирование личности происходит исключительно в рамках специальным образом организованной деятельности.
Этот пример иллюстрирует извечную проблему соотношения генетических и социальных детерминант развития с «диалектической» точки зрения: «У некоторых людей от рождения уже есть сильно выраженные задатки, скажем, музыкального слуха, которые, будучи генетически наследственно закрепленными, вначале существуют до и независимо от деятельности данного новорожденного младенца и потому лишь проявляются в ней, но еще не формируются. Такие задатки — необходимые, существенные, однако совершенно недостаточные условия для формирования на их основе подлинных способностей (музыкальных и т. д.). Главным условием развития последних является именно деятельность (игровая, учебная, трудовая и т. д.), которую осуществляет ребенок, подросток, взрослый в общении с другими людьми, под руководством преподавателей и наставников. В таком смысле человек и его психика не только проявляются, но и, прежде всего, формируются в деятельности»1.
Совершенно очевидно, что данный пример показывает, как в идеале должно протекать абстрактное развитие абстрактной личности с точки зрения жестко трактуемого принципа единства сознания и деятельности. При этом на практике попытки механистической реализации данной схемы (например, по «объективным показаниям» — наличию соответствующих задатков — родители отдают ребенка в музыкальную школу, совершенно не учитывая при этом его субъективные желания) часто приводят отнюдь не к развитию способностей и самореализации индивида (в данном случае в музыкальной сфере), но к прямо противоположному результату — формированию устойчивой идиосинкразии к подобной деятельной сфере.
Вместе с тем, если принцип единства сознания и деятельности реализуется во всей диалектической полноте и содержание деятельности отвечает всем сформулированным С. Л. Рубинштейном критериям, данная схема становится гибкой и реально функциональной. Примером может служить история одного из крупнейших композиторов современности Э. Ллойд-Веббера. Будучи наделенным абсолютным слухом, мальчик в шесть лет написал свое первое музыкальное произведение исключительно для того, чтобы избавиться от не вызывавших у него энтузиазма уроков игры на виолончели, которые давал ему с братом отец — учитель музыки. Легко заметить, что этот деятельностный акт ребенка в полной мере отвечает всем четырем критериям С. Л. Рубинштейна. При этом надо отдать должное и отцу мальчика, который, оценив его попытку, не стал настаивать на продолжении занятий виолончелью (равно как и на систематическом и целенаправленном профессиональном овладении каким-либо другим музыкальным инструментом), одновременно поощряя желание сочинять музыку. В противном случае, весьма вероятно, мир так бы никогда и не услышал ни «Jesus Christ Superstar», ни «Phantom of the Opera», ни знаменитый «Реквием».
В ходе дальнейшей разработки теории деятельности С. Л. Рубинштейн, а затем А. Н. Леонтьев разработали схему анализа деятельности, включающую такие составные компоненты, как мотивы, цели, предмет, структуру и средства.
Наиболее существенным вкладом в развитие теории деятельности именно в социально-психологическом контексте, стала концепция деятельностного опосредования группового развития А. В. Петровского, известная также, как стратометрическая концепция. В рамках данной концепции, групповая структура состоит из трех слоев (страт), «...каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому ... строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности»2. Именно две последние страты, непосредственно «завязанные» на совместную деятельность, являются, с позиций концепции А. В. Петровского, определяющими в плане уровня групповой сплоченности, функциональности, а в конечном итоге и уровня группового развития. Как отмечает Г. М. Андреева, стратометрическая концепция «...позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятельности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, опосредования всех отношений в группе совместной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп»1.
Практический социальный психолог вне зависимости от того, с каким типом групп или организаций он профессионально работает, должен владеть глубокими теоретическими знаниями, в том числе и о структурных и динамических особенностях деятельности, без чего ни спланировать, ни реализовать психологическую поддержку любой реально функционирующей общности, ни спрогнозировать результаты своей работы он попросту будет не в состоянии.

Источник: Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Деятельность технологическая и деятельность созидательная

Алексишин А.С.
В статье доказывается что деятельность индивида оказывает разное влияние на общество в зависимости от того, в каком типе общества она осуществляется, и какая стратегия воплощается в жизнь.
Читать PDF
0.00 байт

Текстовая деятельность vs речевая деятельность

Карих Татьяна Владимировна
Описана проблема сходств и различий между речевой и текстовой деятельностью. Особое внимание обращено на диалог, контакт и сотрудничество в процессе межкультурной коммуникации.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическая деятельность как деятельность сотрудничества

Худойкулова Ш. М.
Читать PDF
0.00 байт

Наука как деятельность философия науки. Наука как инновационная деятельность: учебное пособие / под

Савельева Ольга Олеговна
Читать PDF
0.00 байт

Предметная деятельность у Фихте и Маркса часть 1. Фихте и предметная деятельность

Длугач Тамара Борисовна
В статье предлагается сравнительный анализ понимания предметной деятельности в философии Фихте и Маркса с целью показать связь взглядов последнего с учениями немецких «классических» философов, и прежде всего Фихте, выявить сходств
Читать PDF
0.00 байт

Инженерно-педагогическая деятельность и ее требования к личностно-профессиональному развитию специал

Евдокимова О. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Досуговая деятельность как проявление социальной активности

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Федоренко Виктория Валерьевна, Проскурнина Марина Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогике и психологии проблемы досуговой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Ситуации личностного развития как предметная деятельность психолога экстренной психологической помощ

Бурмистрова Екатерина Викторовна
Дается понятие профессиональной позиции психолога экстренной психологической помощи, обосновывается необходимость выделения в качестве предметной деятельности психолога экстренной психологической помощи «ситуаций личностного разви
Читать PDF
0.00 байт

Досуговая деятельность как проявление социальной активности

Белов Василий Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Федоренко Виктория Валерьевна, Проскурнина Марина Валентиновна
Статья посвящена рассмотрению актуальной в современной педагогике и психологии проблемы досуговой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Проектная деятельность педагога-психолога

Фещенко Е. М.
В статье автор раскрывает актуальность проектной деятельности педагога-психолога на современном этапе образования. Особое внимание уделяется рассмотрению структурных компонентов проектной деятельности и этапам ее выполнения.
Читать PDF
0.00 байт

Совместная деятельность коллективного психолого-педагогического субъекта по коррекции агрессивного п

Заостровцева М. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности

Тищенко Петр Евгеньевич
Статья посвящена проблеме организации свободного времени и досуга подростков различных типов социальной направленности.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Речевая деятельность в психолингвистике: теория А. А. Леонтьева

    В 1950-1960-е гг. - время оформления психолингвистики как науки - ключевым понятием отеч. психологии являлась «деятельность». Психологическая теория деятельности А. Н Леонтьева была транспонирована А.
  • Методика Проба на совместную деятельность. О. А. Карабанова

    Предназначена для выявления объективных характеристик детско-родительского взаимодействия. Обладает значительным диагностическим потенциалом, позволяя объективировать и соотнести позиции вс
  • АКТИВНАЯ ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    формирование навыка у животных в результате анализа животным ситуации, отбор адекватных движений, которые соответствуют достижению «цели» (Э.Толмен, В.П.Протопов, И.Ф.Дэшнелл, К.Спенс).
  • Аналитическая деятельность полушарий

    деятельность полушарий головного мозга по расчленению полученной информации на составные элементы.
  • АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    см. анализ и синтез]- формирование в коре головного мозга временных связей, обусловленное выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом происходит как анализ, так и синтез,
  • Общение и деятельность: категориальный анализ

    В структуре целостного бытия изначально существуют, реализуются, постоянно воспроизводятся и взаимопереходят друг в друга отношения субъекта с предметным миром (предметная деятельность) и отнош
  • Общение и деятельность: категориальный подход Б. Ф. Ломова

    Деятельность рассматривалась Б. Ф. Ломовым как обществ.-истор. категория, фиксирующая активный (преобразующий) характер человеческого бытия: «Именно в процессе деятельности осуществляется субъек
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА

    процесс достижения поставленных перед СЧМ целей, состоящий из упорядоченной совокупности действий человека-оператора. Подчиняясь общим закономерностям деятельности вообще, Д. ч.-о. имеет свою сп
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ

    согласно З. Фрейду, все проявления деятельности психической не случайны и не бессмысленны, а имеют в основе реальные причины - физиологические или психические. Классическая формула психоанализа:
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

    основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она п
  • Предметная деятельность детская

    деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции веду
  • Продуктивная деятельность детская

    деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивна
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНАЯ

    исполнительная человеческая деятельность, реализуемая психомоторными действиями, представляющими центральный компонент в структуре Д. д. Психомоторные процессы в качестве условий и средств вкл
  • ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭМБРИОНА

    это поведение и психика в процессе их становления на начальном этапе (стадии) существования особи. Психика, как и эмбрион, который является лишь формирующимся организмом, существует на предна-галь
  • Общение и искусство: эстетическая деятельность художника, зрителя, слушателя

    С психол. стороны один из видов целенаправленной деятельности, к-рая является деятельностью О., поскольку предполагает в кач. обязательного условия актуализацию социальных отношений в процессе в
  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    мыслительная деятельность, направленная на выявление ранее неизвестных закономерностей. Отражает творческий характер мышления человека.
  • Физкультурная деятельность

    Форма активного отношения человека к окружающему миру и к себе самому с целью достижения физического совершенства.
  • ЗАМЫКАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    условно-рефлекторная деятельность коры головного мозга
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    cerebration) - 1. Функционирование головного мозга в целом. 2. Подсознательная активность головного мозга.
  • ГРУППОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    деятельность, которая выполняется не одним человеком, а группой людей при их непосредственном взаимодействии друг с другом.