Предметная деятельность детская

Найдено 1 определение:

Предметная деятельность детская

деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции ведущей деятельности, П. д. является таковой в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Как и другие виды деятельности, П. д. развивается в сотрудничестве ребенка со взрослым, который задает образцы употребления различных объектов. Большое значение имеет также оценка взрослым попыток ребенка выполнить действие: эмоциональная поддержка, одобрение, похвала. Согласно данным Д.Б. Эльконина, «смысловой центр ситуации, в которой происходит усвоение предметных действий, — взрослый и совместная деятельность с ним». Овладение предметным действием начинается с усвоения ребенком функции предмета, его назначения. Лишь затем постепенно осваивается операционально-техническая сторона действия. Предпосылкой возникновения П. д. служит освоение физических свойств предметов, совершающееся во втором полугодии жизни ребенка в процессе предметноманипулятивной деятельности. В ходе дальнейшего развития П. д. расширяется круг доступных ребенку предметных действий, усложняются сами эти действия. Важнейшими из них являются орудийные действия: использование ложки, игрушечных или настоящих инструментов и т.п. Усложняются также формы сотрудничества со взрослым. Наиболее ранней формой является совместное действие, при котором взрослый непосредственно направляет движение руки ребенка. Позднее у ребенка формируется способность воспроизводить образцы, заданные с помощью указательного жеста, показа и, наконец, словесной инструкции. Предметные действия все более обособляются от ситуации непосредственного общения со взрослым, все большую роль в их освоении начинает играть отсроченное подражание его действиям. К концу раннего возраста на этой основе складываются ранние формы ролевой игры. А.Л.Венгер
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Ситуации личностного развития как предметная деятельность психолога экстренной психологической помощ

Бурмистрова Екатерина Викторовна
Дается понятие профессиональной позиции психолога экстренной психологической помощи, обосновывается необходимость выделения в качестве предметной деятельности психолога экстренной психологической помощи «ситуаций личностного развития», понимаемой как сложный процесс одновременно биологического, социального, социально-культурного и духовного; определяются основные требования к профессиональным и личностным качествам психолога, работающего с кризисными ситуациями; рассматривается понятие «ситуация» как рефлексивная остановка активно взаимодействующих субъектов для возможности интенсивной экзистенциальной коммуникации, создающей условия самоопределения и выхода из нее путем разрыва или построения коопераций; дается характеристика кризисных ситуаций и обосновывается последовательность необходимой помощи в зависимости от типа ситуации; выдвигается в качестве основного понятие «кризиса» как ситуации, порождающей дефицит смыла в дальнейшей жизни…
Скачать PDF

Развитие предметно-содержательных представлений о деятельности и деятельностный подход в психологии

Габай Татьяна Васильевна
В статье обсуждаются возможности деятельностного подхода в современной психологии. Говорится о необходимости дальнейшего развития психологической теории деятельности в направлении уточнения ее общей структуры. Особое значение придается детализированному диахроническому анализу деятельности с выявлением системы качественно различных компонентов ее процесса и их взаимосвязей. Акцентируется необходимость исследования завершающего компонента деятельности. Демонстрируются эвристические возможности понятия «фаза осуществления», обогащенного понятием «действие по удовлетворению исходной потребности», для решения проблемы подкрепления. Понятийная диада «ориентировка» и «исполнение» необходима для решения проблемы сознательности установки.
Скачать PDF

Предметная деятельность как парадигма в современных исследованиях психики человека

Коптелов Александр Олегович
Основным предметом анализа в данной работе выступает проблема психики человека, рассматриваемая через призму предметной деятельности как одна из парадигм в объяснении идеальных феноменов в ее философско-критическом осмыслении.
Скачать PDF

Взаимосвязь социально-психологической и предметно-деятельностной эффективности и сплоченности произв

Ульянова Наталья Юрьевна
В статье раскрыты многомерные модели групповой сплоченности и эффективности. Приведены результаты исследования особенностей взаимосвязи видов эффективности и сплоченности, выполненного на выборке производственных групп.
Скачать PDF

Стиль деятельности и интегральная индивидуальность учителей-предметников

Долгополова Ирина Владимировна
Данная работа продолжает цикл публикаций по проблеме полисистемного подхода в исследованиях стиля деятельности. В ней рассмотрены особенности стиля деятельности и интегральной индивидуальности учителей-предметников (на примере гуманитарного, математического и естественнонаучного направлений). Особое внимание уделено степени развития четырех компонентов стиля педагогической деятельности, а также проявлению свойств интегральной индивидуальности учителей, преподающих основные предметы. Выявлены специфические связи стиля деятельности и свойств индивидуальности.
Скачать PDF

Теоретические основы проблемы саморегуляции предметной деятельности и поведения

Черенева Елена Александровна
В статье приводится теоретический анализ проблемы становления психологии саморегуляции деятельности и поведения. Указаны основные концептуальные положения, направления исследований и формирование научных понятий. Раскрывается содержание психологических механизмов саморегуляции поведения человека.
Скачать PDF

Предметно-пространственная среда как объект познания в научной и учебной деятельности

Криулина А. А.
Эргодизайн, как новое направление эргономики, зародившись в западных странах, продолжает успешно развиваться. Представлен опыт развития концепции эргодизайна в России, отраженный в научном наследии ученых ВНИТЭ. Определены возможности реализации этого наследия в нескольких учебных дисциплинах по психологии и эргодизайну, изучаемых студентами ИПФ.
Скачать PDF

Личность и деятельность предпринимателя в предметном поле психологических исследований

Гаджиева С.Н., Ханова З.Г.
В статье дана психологическая характеристика деятельности и личности предпринимателя. Раскрывается инновационный характер этой деятельности, трудность ее стандартизации и алгоритмизации. Рассмотрено отношение к предпринимательству и к предпринимателям, сложившееся в современном российском обществе. Показаны трудности развития предпринимательства в России, которые обусловлены различными социально-экономическими и психологическими факторами. Аргументируется необходимость изучения психологических детерминант, обусловливающих появление личностных и профессиональных деформаций у предпринимателей. Подчеркивается необходимость выявления закономерностей, которые лежат в основе успешности предпринимательской деятельности. Описано, что у предпринимателей, вне зависимости от уровня их успешности, проявляются деформации в когнитивной, эмоциональной, смысловой и коммуникативной сферах, которые можно выявить на основе определенных личностных параметров. Рассматриваются сложившиеся в российском обществе социально-психологические и психологические противоречия, которые обусловливают позитивное восприятие предпринимательства и негативное отношение к его субъектам предпринимателям.
Скачать PDF

Проблема «Предметности» перцептивной деятельности

Редькина Е.А.
Статья посвящена проблеме «предметности» деятельности и представляет собой краткий обзор и критический анализ различных подходов к классической проблеме «предмет объект». Отстаивается положение о том, что традиционное понимание «предметности» деятельности является упрощением, происходящим вследствие смешения понятий предмета и объекта. Однако объект необходимо понимать шире как фрагмент объективной действительности, а предмет как продукт нашей деятельности, направленной на трансформацию объекта. Таким образом, идея предметности деятельности неразрывно связана с творчеством и активностью субъекта. В данной статье рассмотрение проблемы предметности осуществляется на примере предметности перцептивной деятельности.
Скачать PDF

Культурно-образовательный контекст развития предметной ориентации мышления

Горбачёва Е.И.
Скачать PDF

Детская психическая травма как отзвук социальных потрясений

Николаева Елена Ивановна, Сафонова Алла Михайловна
Цель исследования (его базовая часть проводилась в 1990 году) описать влияние событий 1930-х годов на детей, чьи родители были репрессированы. Через 50 лет у испытуемых зафиксирован характерный психологический механизм, состоящий в подавлении непосредственной реакции на негативный стимул и преломлении агрессии через инвертированную реакцию на позитивный стимул. Детские психологические травмы служат в данном случае маркером масштабных социально-исторических потрясений.
Скачать PDF

Обзор психолого-педагогических аспектов предметной области экспертной системы мониторинга профессион

Коржакова Светлана Александровна, Резинькова Софья Александровна
Целью исследования экспертной системы мониторинга профессиональной мотивации является выявление структуры пространства состояний и обоснование выбора методов обработки информации в этом пространстве, результаты анализа предметной области заключаются в определении базы выявления типологии профессиональной мотивации.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!