Методика «Проба на совместную деятельность». О. А. Карабанова это что такое Методика «Проба на совместную деятельность». О. А. Карабанова: определение — Психология.НЭС
МЕТОДИКА ПРЕИМУЩЕСТВА-НЕДОСТАТКИ Методика Проблемные ситуации в общении подростков

Методика Проба на совместную деятельность. О. А. Карабанова

Найдено 1 определение:

Методика «Проба на совместную деятельность». О. А. Карабанова

Предназначена для выявления объективных характеристик детско-родительского взаимодействия. Обладает значительным диагностическим потенциалом, позволяя объективировать и соотнести позиции всех его участников. Проба на совместную деятельность представляет собой совместное решение конструктивной задачи родителем и ребенком. Может использоваться в широком возрастном диапазоне, начиная с 3 лет. Существуют 2 варианта процедуры пробы на совместную деятельность. В первом случае диаде предлагается выполнить конструктивную задачу, сложность к-рой варьируется в зависимости от возраста и уровня развития ребенка (выложить заданную фигуру из кубиков, мозаику, сделать совместный рисунок и пр.). Во втором случае используется прием разделения функций ориентировки и исполнения между участниками диады. В соответствии с 2 сторонами О. - деловой и эмоциональной - проба на совместную деятельность позволяет охарактеризовать 2 блока взаимодействия: когнитивнодеятельностный и эмоциональный. Характеристиками когнитивно-деятельностного блока являются лидерство - распределение ролей «ведущий»-«ведомый» (совпадение/несовпадение фактического и определенного инструкцией лидерства в выполнении задания); особенности регуляции родителем деятельности ребенка (целенаправленность; характер и содержание планирования действий ребенка и т. д.); уровень активности ведущего (высокий, средний, низкий); особенности речи ведущего (адекватность отражения содержания деятельности, степень развернутости, адекватность возрастным и индивидуальноличностным особенностям ребенка). Учитываются также особенности поведения ведомого - заинтересованность в достижении цели и в О. с партнером; наличие инициативных актов в отношении планирования, содержания и последовательности выполняемых операций, контроля и коррекции и т. д. Типичными приемами воздействия родителя на ребенка являются приказания, команды, инструкции, советы, пожелания; постановка «диагноза» и т. д. Невербальными способами воздействия на ребенка являются взгляды, мимика, жесты, изменение дистанции, прямые попытки помочь ребенку в выполнении задания. Важными показателями детско-родительского взаимодействия являются реакция ребенка на замечания родителя (отказ от выполнения задания; игнорирование и т. д.); учет родителем индивидуальных и возрастных особенностей ребенка; уровень критичности родителя к продуктивности совместной деятельности и к особенностям коммуникации с ребенком. Эмоциональный блок детско-родительского взаимодействия включает параметры эмоционального принятия - отвержения родителем ребенка от безусловного эмоционального принятия до открытого отвержения; особенности эмоциональной привязанности ребенка к родителю ; характер эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу. Поведенческими индикаторами принятия - отвержения ребенка родителем являются: обращение к ребенку по имени, использование уменьшительно-ласкательных производных от имени, невербальное выражение эмоционального принятия - ласковая интонация, сохранение перцептивного контакта, улыбка и т. д. Сформированность эмоциональной привязанности ребенка к близкому взрослому может быть определена, в зависимости от степени заинтересованности ребенка в эмоциональном контакте с родителем; тревожности, проявляемой ребенком во взаимодействии с родителем; его чувствительности к оценкам и отношению родителя и т. д. Параметрами оценки реагирования ребенка на неуспех выступают принятие/перекладывание ответственности; характер реагирования на фрустрацию (экстрапунитивный, импунитивный, интропунитивный, препятственно-доминантный, самозащитный, «разрешающий» по С. Розенцвейгу); а на успех - проявления радости, гордости, положительных эмоциональных переживаний; спокойствие, уверенность в своих силах; безразличие, отсутствие эмоциональных переживаний и неадекватная реакция на успех. Практика консультирования позволяет выделить разл. варианты соотношения делового и межличностного О., знание к-рых позволяет обосновать и выстроить систему задач коррекции родительско-детских отношений. Варианты родительско-детских отношений включают гармоничность делового и межличностного эмоционального О., дисгармоничность делового и межличностного О., дисгармоничность и низкую эффективность делового сотрудничества на фоне гармоничности эмоциональных отношений, дисгармоничность эмоциональных отношений (эмоциональная асимметрия, отвержение, амбивалентность) на фоне эффективного делового сотрудничества. Отметим, что последний вариант достаточно редок, поскольку трудности эмоционального взаимодействия, как правило, препятствуют кооперации и сотрудничеству. Лит.: Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2007; Горячева Т. Г., Трофимчук О. Н. Использование методики совместного складывания куба Линка в диагностике детско-родительских отношений подростков, перенесших операцию на сердце // Журн. практического психолога. 1997, № 3; Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи. М., 2006. О. А. Карабанова
Оцените определение:

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь

Найдено рефератов по теме Методика Проба на совместную деятельность. О. А. Карабанова — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Аппаратурные методики исследования совместной деятельности

Карицкий И.Н., Зимовщикова Д.Г.
В статье рассмотрено использование аппаратурных методик для определения групповой совместимости при совместной деятельности. Проанализированы существующие подходы применения аппаратурных методик. Предложены модификации аппаратурных методик, направленные на повышения уровня их объективности, достоверности, валидности, надежности и стандартизированности.
Скачать PDF

Применение методики «Проба с точкой» в исследованиях переработки эмоциональной информации

Овсянникова Виктория Владимировна, Шабалина Татьяна Александровна
Цель статьи представить обзор исследований переработки эмоционально окрашенной информации с применением методической процедуры «Проба с точкой». Новизна исследования заключается в том, что в отечественной психологической литературе представлено крайне мало исследований процессов переработки эмоциональной информации. В связи с этим представляет интерес знакомство с теоретическими идеями и методическими решениями в этой области. Одним из подходов в данном направлении является анализ связи когнитивных и эмоциональных процессов, которая изучается с помощью методики «Проба с точкой». В статье приведено описание исследования, в котором впервые была использована методика «Проба с точкой» (MacLeod, Mathews, Tata, 1986), приведены данные современных исследований. Показано, что наиболее устойчиво воспроизводимый результат это эффект «бдительности внимания» по отношению к эмоциональным стимулам. Приведены данные о том, что наличие релевантных эмоциональных черт способствует усилению данного эффекта. В статье обоснована возможность исследования процессов переработки эмоциональной информации в связи с эмоциональным интеллектом.
Скачать PDF

Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона

Сидоров Константин Рудольфович
Проводится анализ параметров продуктивности внимания, применяющихся в различных вариантах корректурной пробы Бурдона. Предлагается новый показатель концентрации внимания: мощность внимания.
Скачать PDF

Психологическая готовность учителя к использованию форм совместной продуктивной деятельности

Ершова В.В.
Скачать PDF

Совместная деятельность коллективного психолого-педагогического субъекта по коррекции агрессивного п

Заостровцева М.Н.
Скачать PDF

Интегративная структура совместной деятельности психолого-педагогической кафедры вуза и психологичес

Володько Наталия Валерьевна
Рассматривается интегративный подход к организации совместной деятельности выпускающей психологопедагогической кафедры вуза и психологического центра, обеспечивающий развитие особой профессиональной компетенции психологов образования. Определены особенности профессионального общения преподавателей на интегративном уровне. Автором выделены психологические аспекты и уровни развития единого интегрированного профессионального пространства кафедры и психологического центра.
Скачать PDF

Развитие смысловой теории мышления в концепции совместно-диалогической познавательной деятельности

Джакупов Сатыбалды Мукатаевич
В статье рассмотрены актуальные и потенциальные возможности понятийного аппарата концепции совместно-диалогической познавательной деятельности, разработанной на основе смысловой теории мышления. Приведены результаты использования метода экспериментально-диагностического моделирования виртуальных моноэтнических групп в условиях исследования этнопсихологических явлений.
Скачать PDF

Исследование взаимосвязи успешности совместной деятельности детей младшего школьного возраста с инди

Смирнов Николай Валерьевич
Представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение взаимосвязи успешности совместной деятельности младших школьников с их индивидуально-личностными особенностями, такими как характер самооценки, уровень тревожности, устойчивость неустойчивость к неопределенности, при организации совместной деятельности в ситуации неопределенности.
Скачать PDF

Методика организации культурно-досуговой деятельности с детьми младшего школьного возраста во внеуче

Плеханова А.В.
В статье рассматриваются основные аспекты организации досуга. Описаны формы и методы по формированию досуговой культуры младших школьников, реализация которых расширит возможности воспитательного процесса в культурно-досуговой деятельности и будет способствовать созданию условий для совместной коллективно-творческой деятельности во внеучебное время.
Скачать PDF

Ориентировка как условие результативности совместной деятельности малых молодежных групп

Гамова Е. И.
В статье рассматриваются историко-психологические, методологические и эмпирические проблемы социально-психологического исследования ориентировки (ориентировочной части деятельности) малой группы в совместной деятельности. В рамках субъектно-деятельностного подхода к психологии малой группы и концепции организованности группы обсуждаются результаты эмпирического исследования влияния ориентировки на эффективность совместной деятельности.
Скачать PDF

Социально-психологические механизмы влияния молодежных лидеров на совместную деятельность учебной гр

Аль-Гафри Салех Обейд Саид
В статье рассматриваются направления и способы взаимодействия личности и группы в рамках лидерства. В качестве ведущего основания успешного влияния лидерства на эффективность совместной деятельности группы определена социальнопсихологическая структура группы и один из ее ведущих параметров организованность. Представлены социально-психологические механизмы воздействия на группу лидеров различной ориентации.
Скачать PDF

Методика повышения степени готовности персонала к инновационной деятельности

Горбов Н.М., Шаховская А.А.
В данной статье разработана методика повышения показателя степени готовности персонала к инновационной деятельности, дана характеристика процесса повышения степени готовности персонала к инновациям, включающего ряд параллельных и последовательных этапов. Описаны основные методы улучшения характеристик, образующих итоговый показатель. При разработке методики использованы подходы и методы нейролингвистического программирования (НЛП).
Скачать PDF

Похожие термины: