ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Деятельность детская
основная форма активности ребенка и основной источник развития психики в процессе онтогенеза. Потребность в активной деятельности является одной из главных потребностей ребенка. В детстве она приобретает несколько «ликов», и у детей формируется несколько видов деятельностей. В ходе Д. д. происходит усвоение общественного опыта, обогащаются формы познания мира, совершенствуются психические процессы. Д. д. совершается в сотрудничестве со взрослым, хотя отдельные ее акты (действия) могут осуществляться ребенком и индивидуально. А. Г. Рузская

Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005

Детская деятельность
Категория. Класс деятельностей ребенка.
Специфика. Активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.
Генезис. Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики.
Наиболее ранней самостоятельной деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже, на основе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности игровой.
В рамках сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями.
В дальнейшем формируются: трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКАЯ
англ. child activity). Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование и развитие психики в онтогенезе. В процессе Д. д. происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Изменение Д. д. приводит к развитию психики ребенка, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего формирования Д. д.
Первая Д. д. - предметно-манипулятивная. Ее развитию предшествует длительный период овладения действиями с предметами - хватанием, неспецифическими и специфическими манипуляциями и, наконец, собственно предметными действиями - использованием предметов по их функциональному назначению, способом, закрепленным за ними в человеческом опыте. Бурное развитие предметных действий начинается у ребенка на 2-м г. жизни. Оно связано с овладением самостоятельным передвижением - ходьбой.
В связи с возникновением предметно-манипулятивной деятельности меняется отношение ребенка к окружающим его предметам, тип ориентировки в предметном мире. Вместо вопроса "Что это?" при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос "Что с этим можно делать?" Интерес к предметному миру чрезвычайно расширяется. При свободном выборе предметов и игрушек ребенок стремится вовлечь в свою деятельность наибольшее их количество. Одновременно увеличивается время действия с каждым предметом (игрушкой), появляется многообразие действий. Предметно-манипулятивная деятельность становится ведущей в раннем возрасте (см. Ведущая деятельность).
В недрах предметно-манипулятивной деятельности формируются предпосылки др. видов Д. д. - игровой, продуктивной, элементов трудовой.
Вначале игра носит процессуальный характер, близкий к предметным действиям. Позднее возникает сюжетно-ролевая игра, которая и становится ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Сюжетно-ролевая игра направлена на отображение деятельности взрослых, отношений между людьми и т. п. По мере развития игры роль подлинных предметных действий быстро снижается, в игру включаются предметы-заменители, позволяющие ребенку производить соответствующие действия в отсутствие нужного предмета, воспроизводя не само предметное действие, а функцию данного предмета, смысл производимого действия. Выпадающие звенья этого действия заменяются речью. В дальнейшем действие может происходить с воображаемым предметом. Игровое действие приобретает, т. о., знаковый, символический характер. Наряду с игрой в дошкольном возрасте возникают и др. виды Д. д. - продуктивная, элементы трудовой.
Овладение элементами трудовой деятельности - прямое продолжение развития предметной деятельности ребенка, делает для него общественно значимыми сами предметные и орудийные действия, требует нового уровня овладения ими. У младших детей появление элементов трудовой деятельности выражается в основном в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают им известную самостоятельность в быту. В среднем и старшем дошкольном возрасте к самообслуживанию прибавляется посильный бытовой труд. Появление элементов трудовой деятельности связано с выработкой весьма сложных по своей структуре навыков.
Продуктивная Д. д. - конструктивная, изобразительная - играет важную роль в развитии дошкольника, т. к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов - восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
В изобразительной деятельности ребенка тесно переплетены интеллектуальные и аффективные процессы. Созданный им продукт - рисунок, лепная поделка и др. - в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру. Изобразительная деятельность проходит за дошкольный период большой путь развития. На 4-м г. жизни у ребенка, как правило, появляются первые предметные рисунки (см. Рисунок детский).
В процессе обучения и воспитания к концу дошкольного возраста формируется также познавательная деятельность.
Добавление: Важно отметить, что все выделенные выше виды Д. д., по крайней мере, в своих начальных формах обязательно имеют характер совместной деятельности ребенка со взрослым. Они не возникают и не развиваются чисто спонтанно, но организуются и осуществляются сначала взрослыми вместе с детьми. Лишь постепенно возникают условия для относительной автономизации (индивидуализации) тех или иных созревших форм Д. д. Поэтому не м. б. в принципе противопоставления деятельностного подхода к развитию (А Н. Леонтьев и др.) и коммуникативного подхода Л. С. Выготского. Оба подхода идеально совместимы, отчасти взаимодополнительны, а в целом предполагают друг друга, т. е. ни Выготский не мыслил общение вне Д. д., ни Леонтьев - Д. д. вне общения. Различие между ними столь же глубокое, как между словосочетаниями коммуникативно-деятельностный и деятельностно-коммуни-кативный подходы. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
148.18 кб

Проектная деятельность в детском саду

Зайцева Т.Ю.
Метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов.
Читать PDF
916.08 кб

Детская неуспешность в учебной деятельности

Бакшеева Татьяна Николаевна
В статье рассмотрена попытка систематизации деятельности учителя по созданию условий ликвидации затруднений детей «группы риска» в познавательной деятельности, описаны СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕятельности учителя
Читать PDF
864.43 кб

Организация детской проектной деятельности в ДОУ

Белолуцкая Анастасия Кирилловна
В последнее время область применения методики проектирования в образовании существенно расширилась.
Читать PDF
57.01 кб

Теоретические основы детской игровой деятельности

Загоруйко Дмитрий Евгеньевич
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начал, внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей.
Читать PDF
5.31 мб

Организация проектной деятельности в детском саду

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич
Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.
Читать PDF
1,003.65 кб

Детское речевое развитие в деятельности стихосложения

Грехова Ирина Петровна
В статье рассматривается одна из важнейших проблем психологии развития проблема развития речи как одной из высших психических функций.
Читать PDF
468.91 кб

Развитие способностей в детской проектной деятельности

Варенцова Наталья Сергеевна
Концепция развития детских способностей как инструмента анализа культуры складывалась на протяжении длительного времени под руководством таких психологов, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко.
Читать PDF
132.50 кб

Социализация ребенка в деятельности детских организаций

А. В. Волохов
Читать PDF
738.74 кб

Реализация экспериментальной деятельности в детском доме

Малых Светлана Николаевна
В данной статье рассматривается опыт участия в экспериментальной деятельности педагогов организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Читать PDF
269.71 кб

Научно-методологические основы деятельности детских музеев

Свиридова Надежда Викторовна
Детские музеи являются инновационными площадками развития образования в силу своей интерактивности, вариативности предлагаемых видов деятельности.
Читать PDF
168.30 кб

Теоретико-прикладные аспекты деятельности музея детского дома

Макеева И. А.
В статье, охарактеризованы задачи, принципы, особенности деятельности музея детского дома и его возможности в социализации детей-сирот.
Читать PDF
44.13 мб

Организация проектной деятельности в детском саду (Окончание)

Веракса Александр Николаевич, Веракса Николай Евгеньевич
Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по целому ряду причин.
Читать PDF
277.76 кб

Специфика профессиональной деятельности педагога детского дома

Шахманова Айшат Шихахмедовна
В статье поднимается проблема своеобразия педагогической деятельности в условиях детского дома; вскрываются факторы, определяющие это своеобразие; обосновывается необходимость специализированной подготовки педагогов для работы в у
Читать PDF
251.19 кб

Музыкально-педагогическая деятельность и фольклор в детском саду

Шурмина Татьяна Васильевна
В статье анализируется необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа, к устному народному творчеству.
Читать PDF
458.02 кб

Детские виды деятельности в образовательном процессе детского сада

Атарова А.Н.
Статья посвящена проблеме детских видов деятельности, которые возникают как по инициативе дошкольников, так и специально организуются педагогами.

Похожие термины:

  • Предметная деятельность детская

    деятельность, направленная на овладение социально выработанными способами употребления различных «культурных предметов»: орудий, игрушек, предметов одежды, мебели и т.п. Согласно концепции веду
  • Продуктивная деятельность детская

    деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивна