Действительность это что такое Действительность: определение — Психология.НЭС
ДЕЙСТВИЕ: СОСТАВ ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ДОСТОВЕРНОСТЬ

Действительность

Найдено 1 определение:

Действительность

формально - бытие всего сущего, к которому приложим предикат «действительный» (см. Предикат), или, иными словами, «действительное бытие сущего» (Философский энциклопедический словарь, 1997). В немецком языке термин «действительность» (Wirklichkeit) содержит коннотацию «действенность», в греч. и латинском языках – «истинность» (см.), а во французском и английском языках – «реальность (см.). В немецком языке «истинность» отличается от «действительности» тем, что первая связана с очевидностью, а «реальность» от действительности – тем, что в ней содержится также и возможное. В философской терминологии действительность противопоставляется как чисто мнимому, так и просто возможному. Если при этом хотят подчеркнуть противоположность ее чему-то мнимому, то употребляют также термин «реальность», если же имеют в виду противоположность возможному, то говорят о «наличном бытие», «существовании».

Из психологии известно, что существуют только наблюдающий субъект (он называется Я) и наблюдаемый мир. Этот мир представлен субъекту в наглядных образах ощущения и восприятия, ничего другого непосредственно воспринимать человеку не дано по определению. Отсюда берут начало нескончаемые дискуссии о познаваемости внешнего мира, о природе человеческого познания, о критерях истинности познания. Но действительность – это не только мир материальных объектов. Такой же действительностью, поскольку она реально существует, является внутренний мир человека, его психика. Ее нередко называют субъективным миром, но это неточный и сбивающий с толку термин, психика столь же и уж никак не менее объективна, как и то, что называется материей. Отношения между двумя упомянутыми мирами стали предметом ряда гипотез, как дуалистических, так и монистических (см. Дуализм, Монизм), но утверждать, что в понимании этого достигнута более или менее приемлемая определенность, нельзя, основные вопросы здесь не только не решены, но, повидимому, даже не сформулированы в силу неясности содержания и объема важнейших категорий (материя, душа, сознание). Отсюда проистекают разного рода мысленные тупики. В самом деле, как объяснить, к примеру, тот факт, что неодушевленная, мертвая материя породила жизнь, каким образом в органической природе возникло сознание? Вероятность того и другого с логической точки зрения столь ничтожна, что, во всяком случае, она не превышает вероятности того, что и сама материя была порождена когда-то сознанием. Когда В.И. Ленин указывал, что отражение (см.) есть универсальное свойство материи, не означает ли это того, что этот самый выдающийся философ 19-20 столетия отказывается от ортодоксального материализма и предпринимает попытку синтеза столь антагонистических позиций, которые занимают объективный идеализм Платона и столь же непримиримый материализм Демокрита? К тому же общеизвестно и кажется само собою разумеющимся, что материальный мир в силу неких изначально присущих ему внутренних качеств способен эволюционировать в сторону бесконечного повышения своей сложности. Каким образом это происходит, что побуждает те же элементарные частицы соединяться в атомы, молекулы, кристаллы и далее во все более развитые структуры? Единственным известным человеку аналогом этого процесса является созидательная активность человеческой психики, и это опять невольно направляет мысль к идее В.И.Ленина.

Природа психики является двойственной. С одной стороны, она является функцией мозга. Но это не означает, что мозг вырабатывает психику подобно тому, как костный мозг вырабатывает клетки крови. Не значит это и того, что психика тождественна рефлекторным и иным нейропсихологическим процессам (см. Психика, Психофизический). С другой стороны, психика является отражением реально существующей действительности, включая и внутренний мир самого человека. Главное здесь состоит, повидимому в том, что вне человеческого сообщества нигде в доступной естественным наукам части Вселенной никаких следов психики пока что не обнаружено (заметим, кстати, что естественные науки имеющимися у них ныне методами исследования не сумели бы обнаружить существование психики даже здесь, на Земле). Иными словами, психику в конкретном плане можно представить как социальную программу переработки информации о действительности, в которую человек погружен как некая ее часть. Но и это еще не все. Человек, поскольку он способен к творчеству, обладает уникальной, выделяющей его в ряду других живых существ способностью к самопрограммированию, к саморазвитию, он вовсе не является роботом или компьютером, механически реализующим некие социальные программы. Он не просто воспроизводит накопленный человечеством опыт, он развивает его далее, придумывает или делает что-то неизвестное ранее и в целом создает принципиально новую, как бы надприродную действительность, цивилизацию, так как обладает все еще непостижимой способностью программировать свой мозг для решения все более сложных проблем природы и общества. Психическое расстройство, таким образом – это прежде всего вызванное разными факторами (биологическими, социальными, духовными) нарушение процессов нарушения программирования человеком своего мозга или разрушения усвоенных ранее социальных программ в силу повреждения мозга. И, как показывает психопатология, тут существует 2 основных класса расстройств. Один связан с руинирование, разрушением информационных программ в направлении от наиболее сложных ко все более упрощенным и элементарным, другой – с появлением качественно иных программ, реализация которых влечет продуктивную симптоматику действительности. Неизбежным следствием и того, и другого является искажение в том или ином отношении отражения действительности, материальной, социальной и идеальной, заключенной в самом человеке. И это также действительность, которой в природе изначально не существует, причем действительность, из всех имеющихся едва ли не наиболее угрожающая самому существованию человека.

Оцените определение:

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

Найдено рефератов по теме Действительность — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Трансформирующее действительность лидерство

Дайл Дэвид, Канджеми Джозеф, Ковальски Казимир
В конце 1970-х гг. возник стиль лидерства, удовлетворяющий растущие требования высокого уровня. Эти требования были определены в книгах Маслоу «Eupsychian Management» и «Motivation and Personality.» Данный стиль лидерства был назван Дж. Мак-Грегор Бернзом «трансформирующим», его он противопоставил лидерству «трансактивному». Он определял трансформирующее лидерство как включающее в мотивацию индивидуума стремление к позитивности, продуктивности, достижению целей, важных для организации. Трансактивные лидеры направлены на взаимодействие с персоналом, ориентируясь на аспекты оплаты труда, признания, продвижения при условии хорошей работы или наказания за плохую работу. В предлагаемой статье обсуждаются достоинства трансформирующего лидерства.
Скачать PDF

Становление категории «Действительность» в психологии

Рыбин Денис Николаевич
В статье рассматривается динамика содержательных характеристик категории «действительность» в соответствии с историческими этапами развития психологической науки. Предлагается отличный от общепринятого взгляд на чту категорию в контексте теории психологических систем. Действительность понимается как пространство для жизни и развития человека, имеющее ценностно-смысловую природу.
Скачать PDF

Психологическая концепция вербального отражения действительности

Медведев Д.А.
Статья посвящена проблеме построения психологической концепции вербального отражения действительности. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему, блоки которой формируются на разных стадиях онтогенеза, и приводит результаты констатирующего эксперимента по этапам развития картины мира, мировоззрения и субъективного мироздания.
Скачать PDF

Игра как метод исследования социальной действительности

Ветренко И.А.
Скачать PDF

О чувстве реальности воспринимаемой действительности в условиях нормы и о его нарушении при некоторы

Мочалов С.М.
В статье рассматривается наличие чувства реальности всего воспринимаемого в условиях нормы и его нарушения при некоторых видах психической патологии у человека. Высказывается мнение, что природа чувства реальности и связанной с ним уверенности в существовании вещи обусловливаются не только объективным характером самого воспринимаемого, но и проявлением отношения человека к нему посредством преломления его через развивающееся в эволюции свойство мозга переживаемость.
Скачать PDF

Онтогенез вербального отражения действительности на этапе картины мира

Медведев Дмитрий Алексеевич
Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе картины мира. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента, передающие особенности развития данного психического образования на этапе картины мира.
Скачать PDF

Онтогенез вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения

Медведев Д. А.
Статья посвящена анализу особенностей онтогенеза вербального отражения действительности на этапе развития мировоззрения. Автор рассматривает вербальное отражение действительности как многоуровневую систему и приводит результаты констатирующего эксперимента по мировоззренческой стадии развития данного психического образования.
Скачать PDF

Доктору психологических наук, профессору, действительному члену РАО Донцову Александру Ивановичу - 6

Скачать PDF

Нарративное понимание субъектом себя и окружающей действительности в процессе обучения

Борзова Татьяна Владимировна
В статье рассматриваются перспективы становления нарративного понимания в обучении. Представлены размышления о возможностях становления речевых новообразований ранней юности, которые могут быть подкреплены следующими умениями: комплексно и осознанно проводить терминологизацию и детерминологизацию, метафоризацию и деметафоризацию, концептуализацию и деконцептуализацию текста в процессе продуцирования субъектом деятельности нарративного текста.
Скачать PDF

Способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциона

Галеева Елена Владимировна
В статье исследованы научные позиции в контексте психолого-педагогических исследований, в которых трактуется способность осознавать явления речевой действительности во взаимосвязи с представлениями об эмоциональном состоянии у детей дошкольного возраста. Рассмотрены вопросы формирования эмоциональных представлений, способности и овладение вербализацией у детей дошкольного возраста. Задаются основные позиции и условия формирования лексики, используемой ребенком, в которой отражена сфера эмоций, ставится проблема изучения закономерностей приобретения этих значений, механизмов их развития. Определены характеристики, составляющие психологическую структуру слова, его семантическое строение. В статье рассматриваются вопросы, определяющие место и роль эмоциональных процессов в смысловых образованиях ребенка, осознание которых происходит в форме обозначений, являющихся результатом вербальной деятельности. В связи с этим автор подчеркивает влияние эмоциональных процессов на формирование осмысленного отношения ребенка к слову. В результате исследования сделан вывод о том, что эмоции, а соответственно, и словарь эмоций детей дошкольного возраста развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности. Отмечается, что структурные компоненты деятельности оказывают непосредственное влияние на возникновение переживаний дошкольника, определяют мотивы и цели, формирующие эмоциональные представления. Сделаны выводы о том, что формирование вербализации связано с усвоением слова только тогда, когда у ребенка есть представления о предметах и явлениях, их обозначаемых.
Скачать PDF

Принципы отражения действительности в искусстве на основе декартовой системы координат и их музыкаль

Петрушин Валентин Иванович
В статье на основе декартовой системы координат раскрываются взаимосвязи между характером движения, различными явлениями окружающей действительности, такими как явления природы, времена года, темперамент человека, архетипы коллективного бессознательного Юнга и особенностями их творческого отражения в художественных образах различных видов искусства. На основании авторской модели предлагается интерпретировать особенности личности писателей, художников, композиторов. Эту систему координат автор предлагает применить в отношении широкого ряда явлений действительности и их классификации, в том числе ощущений и восприятий, лежащих в основе музыкальной деятельности. Проведённая автором опытная работа подтвердила предположение о целесообразности внедрения предложенной модели в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов.
Скачать PDF

Формирование ценностного отношения к социальной действительности у младших школьников, переживающих

Смолонский Сергей Игоревич
В статье рассматривается уверенность в себе как фактор, оказывающий влияние на процесс формирования ценностного отношения к социальной действительности. Устанавливаются причины и пути преодоления неуверенности в себе с позиций ценностной направленности.
Скачать PDF