СИТУАЦИЯ это что такое СИТУАЦИЯ: определение — Психология.НЭС
СИТУАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ СИТУАЦИЯ АВАРИЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СИТУАЦИЯ

Найдено 8 определений термина СИТУАЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Ситуация

франц. situation — положение, обстановка] — система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Качество "быть внешним" по отношению к субъекту означает: в пространственном отношении — воспринимаемая внеположенность субъекту, во временном отношении — предшествование действию субъекта, в функциональном отношении — независимость от него соответствующих условий в момент действия. К элементам С. могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание С. подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или (и) выработаны им самим, выступая для него в качестве исходных (см. Проблемная ситуация). Реализация требований С. создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Выход за пределы ситуации имеет место в той мере, в какой у субъекта (при значимости для него данной С.) складываются и начинают реализовываться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным. А.М. Эткинд
Оцените определение:

Источник: Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах

СИТУАЦИЯ

система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность. Здесь внешнее положение по отношению к субъекту означает: воспринимаемую в пространственном отношении - внеположенность ему; во временном отношении - предшествование действию субъекта; в функциональном отношении - независимость от него соответственных условий в момент действия.

К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, предъявленных индивиду извне или выработанных им самим, выступающих для него как исходные (-> ситуация проблемная).

Реализация требований ситуации создает предпосылки ее преобразования или преодолению. Выход за пределы ситуации (-> активность надситуативная) происходит в той мере, в какой у субъекта - при значимости для него этой ситуации - складываются и начинают реализоваться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СИТУАЦИЯ

Комплексное целое, представляющее паттерны множественных стимулов, события, объекты, людей и эмоциональный тон, существующий в некоторый момент времени. Этот термин близок по значению к терминам «состояние дел» или «стечение обстоятельств».

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СИТУАЦИЯ

от лат. situatio – положение, обстановка) – 1. Сложная субъективно-объективная реальность, где объективные составляющие представлены в виде субъективного восприятия и личностной значимости для ее участников. Объективными составляющими С. являются: ее предметная и функциональная форма, совокупность общественных и межличностных отношений, телесная и психическая сущность субъекта. Среди С. выделяют: простые, нейтральные, повседневные, жизненные, проблемные, трудные, конфликтные, кризисные, экстремальные, катастрофические, С. физической опасности, С. неизвестности, информационные, вероятностные, С. когнитивной сложности, поведенческие, свободно выбранные, навязанные и т. д. Если обобщить все подходы, то можно выделить два основных вида С.: простая (повседневная), в которой для личности (группы) все обычно, привычно, и она действует в нормальном режиме; трудная (напряженная, сложная, экстремальная), в которой требования к личности и группе выходят за пределы «нормы». 2. Единица анализа деятельности (Б. Я. Шведин) – наименьшая неделимая (деление на элементы приводит к исчезновению деятельности как таковой), системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее основные элементы (подсистемы) в целостной непосредственной связи и взаимодействии. С. – целостная часть деятельности, осуществляемой с целью решения задачи в конкретных условиях, т. е. за определенное время. В деятельности одного и того же субъекта задача может изменяться: внешним образом (кто-то ставит новую задачу) и внутренним образом (если сам субъект деятельности меняет ее). С изменением задачи начинает развиваться новая С.

Источник: Словарь конфликтолога

Ситуация

лат. situs – положение, расположение; строение, постройка; страна света) - некое комплексное целое, представляющее определенную конфигурацию множественных стимулов, событий, объектов людей и эмоциональных тонов, существующих для индивида в тот или иной момент времени. Способность распознавать значение и осознавать смысл жизненных ситуаций иногда обозначают терминами «понимание», «осмышление». Отсутствие или утрата такой способности особенно часто встречается у пациентов, страдающих шизофренией, при этом, в отличие от олигофрении и деменции, формальные показатели умственной деятельности могут оставаться удовлетворительными или даже сохраняться на высоком уровне. Приблизительные синонимы: Стечение или совокупность условий и обстоятельств, Состояние дел, Положение.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ситуация

(от франц. situation – положение, обстановка) – система внешних условий, факторов, действующих на субьекта и детерминирующих его деятельность наряду с субьективными, внутренними условиями, факторами.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Ситуация

совокупность элементов или фрагментов среды на определенном этапе жизнедеятельности индивида. 

Источник: Кризисная психология. Глоссарий к книге

Найдено рефератов по теме СИТУАЦИЯ — 0

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Конфликтная ситуация как один из психологических аспектов безопасности жизнедеятельности

Малюкова Е.С.
Скачать PDF

Экстремальная ситуация как актуализатор потребности человека в безопасности и развитии

Краснянская Т.М.
Скачать PDF

Понятие «Ситуация болезни» объективные и субъективные составляющие

Орлова Мария Михайловна
В статье рассматривается феномен болезни как сложная многопричинная система взаимовлияющих факторов. В связи с этим необходим анализ той объективной социальной ситуации развития (Л.С. Выготский), в которую ставит человека хроническое соматическое заболевание. Автором было разработано и апробировано понятие «ситуация болезни», включающее в себя: объективный компонент − болезнь и ее последствия, что может рассматриваться как объективная трудная жизненная ситуация и отражает изменившиеся условия психологической деятельности больного, психологическую «цену» болезни, степень утраты прежних возможностей личности и субъективный компонент, который характеризуется степенью активности самой личности больного, ее направленности, механизмами саморегуляции, прежде всего, ее мотивационно-потребностного уровня. Предложена классификация ситуаций болезни, которая, по мнению автора, имеет универсальное значение в рамках соматической патологии. Понятие «ситуация болезни» отражает интегративный подход к феномену болезни и может иметь перспективы в дальнейшем изучении этого феномена.
Скачать PDF

Ситуация: горизонты психологической интерпретации

Рягузова Елена Владимировна
Представлены результаты психологического анализа и теоретической рефлексии различных концепций и парадигм, оперирующих понятием ситуация. Условно выделены четыре основных подхода к исследованию этой категории: стимульный, событийно-биографический, личностно-центрированный, cубъект-объектный подходы, каждый из которых репрезентирует тот или иной тип ситуации: актуальная ситуация, жизненная ситуация, субъективная ситуация и психологическая ситуация. Показано, что применение того или иного подхода обусловлено целями и задачами конкретного исследования.
Скачать PDF

Адаптация к другой культуре как трудная жизненная ситуация и совладание с ней: роль социальных предс

Гущина Татьяна Владимировна
В статье представлены результаты исследования имеющихся у россиян социальных представлений, образов представителей своей и других культур, восприятия сходств и различий данных образов, оказывающих влияние на качество межкультурной коммуникации, существующих авто-и-гетеростереотипов, претерпевающих изменения в трудных жизненных ситуациях, например, в процессе адаптации к другой культуре.
Скачать PDF

Процесс супервизии как ситуация в Гештальт-подходе

Рогачева Татьяна Владимировна
Рассматривается супервизия как ситуация с позиции Гештальт-подхода. Предпринимается попытка дать анализ процесса супервизии, опираясь на трактовку ситуации К. Левиным и отечественными психологами
Скачать PDF

Социально-психологическая ситуация болезни на примере больных желудочно-кишечными заболеваниями: ана

Орлова .М.
Предлагается анализ феномена болезни как социально-психологической ситуации. Автор рассматривает данное явление на примере острых и хронических заболеваний желудочно-кишечного тракта. Приводится исследование, подтверждающее связь адаптационных стратегий в первой и второй ситуации болезни с самоотношением больного и его принятием новой социальной роли роли больного.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития в период средней взрослости

Шляпникова Ирина Андреевна
В статье обсуждается понятие «социальная ситуация развития» как критерий периодизации взрослости. Социальная ситуация развития понимается как целостная многоуровневая система отношений личности. Приведены результаты исследования связей между объективным, субъективным и рефлексивным уровнями социальной ситуации развития в период средней взрослости.
Скачать PDF

Взаимосвязь готовности педагога к саморазвитию и способов его поведения в трудных жизненных ситуация

Блинова Виолина Лорэнсовна
В статье представлен анализ пилотного эксперимента, направленного на исследование взаимосвя-зи показателей готовности к саморазвитию и способов совладающего поведения на выборке педа-гогов.
Скачать PDF

Ситуация кризиса и специфика российского менталитета

Анненкова Наталия Викторовна
Описан ряд особенностей жителей России в условиях нестабильности и экономического кризиса, которые проявляются в повышении эгоцентрической направленности личности и могут быть описаны следующими эгоцентрическими феноменами: неуязвимость, уникальность, воображаемая аудитория, всемогущество. Особенности переживания данных феноменов зависят от статуса и ощущения собственной идентичности и индивидуальной истории людей.
Скачать PDF

Социальная ситуация развития как критерий периодизации поздних возрастов

Завьялова Ирина Юрьевна
В статье обосновывается актуальность проблемы периодизации поздних возрастов. Предлагаются критерии дифференциации возрастных периодов, согласно концепции нормативных кризисов развития личности: новообразования возраста и нормативного кризиса, три уровня социальной ситуации развития включая рефлексивный уровень. Представлены результаты теоретического анализа содержания нормативных кризисов перехода к возрасту мудрости и возрасту личностной интеграции. В качестве новообразований возраста мудрости выделены: обретение способности к отстраненному, созерцательному восприятию происходящего; осознание необходимости дальнейшего развития; перенос энергии на другие формы активности и на новые роли (бабушка/дедушка, советчик, наставник, консультант); переживание мирового порядка и духовного смысла прожитой жизни. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту мудрости является выход на более высокий (исторический) уровень осознанности жизненного пути. В качестве новообразований возраста личностной интеграции выделены: осознание и решение экзистенциальной проблемы конечности бытия; принятие своего жизненного пути как единственно должного без порицания жизненного пути других; перенос энергии на работу внутреннего плана; принятие несовершенства как самого себя, так и окружающего мира. Новообразованием нормативного кризиса перехода к возрасту личностной интеграции является глобальная ответственность за все свои жизненные выборы, эго-интеграция.
Скачать PDF

Террористический акт как экстремальная ситуация в обществе рисков

Зинченко Юрий Петрович, Солдатова Галина Уртанбековна, Шайгерова Людмила Анатольевна
Анализируется сущность терроризма как экстремальной ситуации в современном обществе рисков. Продемонстрирована связь между терроризмом и ксенофобией, дискриминацией и распространением интолерантных установок. Намечены возможные пути поиска эффективных мер управления рисками ксенофобии, противодействия распространению идеологии терроризма и принятия толерантности как необходимой основы взаимодействия индивидов и групп в обществе.
Скачать PDF