АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС и АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Найдено 1 определение:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС и АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В широком смысле сокращенное обозначение психоанализа во всех его проявлениях и аспектах. Здесь мы применяем его в более узком смысле, соотнося с методом или процедурой понимания бессознательного на основе использования сновидений и ассоциаций, посредством чего распознаются дериваты Оно, Я и Сверх-Я, конфликт и последующие компромиссные образования. Анализ используется и как метод исследования, и как метод терапии в собственно психоанализе, описанном ниже, и в аналитической психотерапии.

Кратко говоря, анализ происходит в определенной ситуации, в определенное время и с определенной частотой (аналитическая ситуация). От других методов психотерапии, также предполагающих взаимоотношения между аналитиком и пациентом один на один, анализ отличается специфическими требованиями и ограничениями. Пациент должен принять положение, при котором аналитик ему не виден, и пытаться свободно делиться всеми без исключения мыслями и чувствами, которые возникают в сознании (свободные ассоциации), отказавшись от критического и логического отбора материала, что приветствуется в обычной социальной ситуации. Пациент часто переживает сенсорную и эмоциональную депривацию, когда - если это соответствует ситуации - аналитик хранит молчание и кажется безучастным. Такая обстановка и процедура дают начало аналитическому процессу, способствующему возникновению у пациента временной регрессии, при которой пробуждаются прежде бессознательные (вытесненные) воспоминания, запретные детские желания и фантазии. Выраженные в производной форме в сновидениях пациента и его ассоциациях по поводу текущих мыслей и событий, они также фокусируются на личности аналитика (перенос). Этот процесс облегчается относительно нейтральной и анонимной позицией аналитика, и формируется невроз переноса- своеобразная 'новая редакция" детского невроза. Невроз переноса, возникающий в аналитическом процессе, позволяет аналитику понять, какие чувства и установки пациента являют собой остатки прежних впечатлений и травм; в таком случае аналитик способен реконструировать более ранние уровни развития и связанные с ними аффекты, конфликты и компромиссные образования. Аналитик интерпретирует их, доводя тем самым до сознания пациента. Они прорабатываются, их последствия модифицируются путем интеграции прошлого с настоящим, и тем самым в той или иной степени аннулируются патологические проявления прежних бессознательных конфликтов. При этом, однако, пациент остается привязанным к чувствам и формам поведения, имеющим для него определенную значимость. Вместе с тем пациенты стараются удержать значимые для них паттерны чувств и поведения, и робота аналитика не может осуществляться без определенного сопротивления, которому способствует сам феномен переноса. Продолжать работу в условиях собственного сильного сопротивления пациенту помогает терапевтический или рабочий альянс между анализируемым и аналитиком, основанный на взаимном доверии и общих целях.

Благодаря распознанию конфликта и прояснению последующих защит и сопротивления по отношению к восприятиям и воспоминаниям (что обусловливает бессознательность того или иного поведения) обогащается личность пациента. Предполагается, что задействованная в конфликте психическая энергия высвобождается и нейтрализуется, становясь доступной синтетической и интегративной функции Я. Соблюдение требования физической пассивности пациента во время аналитического сеанса облегчает перенос энергии из моторной сферы поведения в психическую, благодаря чему улучшается способность анализируемого терпеть, ждать и выдерживать фрустрацию соответственно требованиям реальности. Это помогает пациенту достичь соответствующего равновесия между работой и восстановлением, между потребностью любить и быть любимым.

Аналитический процесс, представленный нами, включает три фазы: 1) организация аналитической ситуации; 2) возникновение и интерпретация невроза переноса; 3) проработка конфликта, сопротивления и переноса на заключительной фазе. Технические условия, обеспечивающие этот процесс, описываются в рубрике 'Аналитическая техника'. Во всех трех фазах присутствуют некоторые моменты, не являющиеся специфическими для психоанализа и существующие в структуре различных типов индивидуальной психотерапии. Однако только в классическом психоанализе сеанс и сам метод специально направлены на поощрение такого типа и уровня регрессии, который завершается повторным аффективно заряженным проявлением неразрешенных детских конфликтов во взаимоотношениях пациента и аналитика. Аналитическая ситуация предполагает некую стабильную систему, внутри которой пациент и аналитик взаимно мобилизуют интрапсихические процессы, которые побуждают пациента к движению, инсайту, изменению по мере того, как возникающее в нем напряжение отслеживается и интерпретируется аналитиком. Таким образом, животворными факторами процесса являются взаимодействие пациента с аналитиком, способы аналитического понимания (включая эмпатию и контрперенос), а также возрастающая способность пациента осознавать собственные бессознательные психические процессы (аналитический инсайт). Достижение анализируемым все более высокого уровня инсайтов, саморегуляции и зрелости путем субъективного переживания невроза переноса и его интерпретации в аналитической ситуации может рассматриваться кок суть аналитического процесса.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Методика использования драматизации в учебном процессе (аналитический обзор подходов)

Григоревская Елена Викторовна
В статье рассматриваются различные подходы российских и зарубежных авторов по использованию драматизации на уроке иностранного языка.
Читать PDF

Методика использования драматизации в учебном процессе (аналитический обзор подходов)

Григоревская Елена Викторовна
В статье рассматриваются различные подходы российских и зарубежных авторов по использованию драматизации на уроке иностранного языка.
Читать PDF

Развитие аналитических умений как важнейшая составляющая процесса овладения переводческой стратегией

Бабаскина Е. Г.
Представлена модель развития аналитических умений, направленная на их активизацию.
Читать PDF

Информационно-аналитическая система для автоматизированной поддержки процессов самообследования и ат

Егоров А.Ф., Дударов С.П., Капустин Ю.И., Савицкая Т.В., Горанский А.В.
Представлено описание информационно-аналитической системы для автоматизированной поддержки аттестации образовательных учреждений. Приведена структура базы данных.
Читать PDF

Информационно-аналитическая система для автоматизированной поддержки процессов самообследования и ат

Егоров А.Ф., Дударов С.П., Капустин Ю.И., Савицкая Т.В., Горанский А.В.
Представлено описание информационно-аналитической системы для автоматизированной поддержки аттестации образовательных учреждений. Приведена структура базы данных.
Читать PDF

Разработка методов информационно-аналитического обеспечения процесса подготовки и переподготовки гос

Бершадский А.М., Бождай А.С., Осипова Н.В., Гудков А.А.
To provide comprehensive analysis of data and elaborate recommendations on training and retraining the officials in the area of information technologies, it is proposed to use methods from sociology,
Читать PDF

Принципы формирования информационно-аналитических умений в процессе профессиональной подготовки буду

Карпенко Евгения Николаевна
В статье рассматриваются принципы формирования информационноаналитических умений будущих учителей.
Читать PDF

Принципы формирования информационно-аналитических умений в процессе профессиональной подготовки буду

Карпенко Евгения Николаевна
В статье рассматриваются принципы формирования информационноаналитических умений будущих учителей.
Читать PDF

Тревога в процессе преодоления экстремальных ситуаций

Погорелов А.Г., Погорелова Е.И.
Читать PDF

Анализ процесса принятия решений в экстремальных ситуациях

Шумилин Александр Петрович, Горбачев Сергей Николаевич
Статья посвящена анализу процесса принятия решений в ситуациях экстремального характера при ограниченном времени на восприятие ситуации, выбор решения, его принятие и выполнение.
Читать PDF

Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями

Суркова Елена Германовна
Исследование посвящено развитию концепции творческой модели процесса совладания с трудными жизненными ситуациями.
Читать PDF

Оптимизация процесса подготовки будущих военных летчиков к деятельности в экстремальных ситуациях

Пенно Анатолий Филиппович
Надежность профессиональной деятельности летчика в аварийных ситуациях (АС) зависит от многих сторон его теоретической, практической, морально-психологической и физической подготовленности.

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!