ЛОЖЬ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

ЛОЖЬ

намеренное искажение действительности.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ЛОЖЬ
феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиента в заблуждение. Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях.

Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002

Ложь
намеренное введение кого-либо в заблуждение путем сообщения не соответствующих действительности сведений. В тех случаях, когда ложь причиняет кому-то, включая самого индивида, вред, рассматривается как патология, особенно свойственная некоторым типам психопатической личности (антисоциальной, параноидной, истерической и др.).

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ЛОЖЬ
сознательное утверждение человеком неправды или возражение тому, что соответствует действительности. Способами обмана могут быть: высказывания (устные и письменные), мимика, жесты, молчание, действия, отсутствие действий и др. Л. может быть прямой противоположностью правде (не черное, а белое) или являть собой частичное отступление от нее (преувеличение трудностей, приукрашивание своих заслуг, неискренние комплименты, подчеркнутое выполнение правил этикета и т. д.). Причиной Л. чаще всего бывает страх перед неприятностями разного рода (осуждение близких, унижение, неудача) или же стремление оправдаться, получить новую социальную роль.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

Ложь
общеславянск. лъгати) - неправда, обман, намеренное и контролируемое искажение истины, обычно сопровождается осознанием побуждающей лгать потребности и определенного мотива искажать действительное положение вещей, а также стремлением представить при необходимости правдоподобное оправдание лживости. Признак незрелой личности или ее нравственной деградации, незрелости. Сознательную ложь следует отличать от болезненного фантазирования, особенно часто встречающегося у детей и подростков и, кроме того, от лживости, которая служит способом преодоления внутренних, психологических проблем, то есть является признаком гиперкомпенсации чувства неполноценности. См. Фантазии детские патологические, Гиперкомпенсация, Лживость.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Ложь
феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже — полностью замалчивать. Если социально-психологически Л. всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение. А.А. Брудный

Источник: Общая психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского. 2005

ЛОЖЬ
осознанное и намеренное сообщение информации, содержание которой не соответствует действительности. Л. чаще всего допускается в отношении тех сведений, немедленная проверка достоверности которых затруднительна или невозможна. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретной ситуации. Характерно, что сам индивид расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда стремление периодически придумывать ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать. Бескорыстная Л. – Л. без намерения получить выгоду от нее. Л. различается по масштабам, степени несоответствия действительности, потенциальному ущербу, который она может нанести, и др. содержательным и формальным характеристикам. Л. часто используется оппонентами в конфликтах в интересах усиления своей позиции и введения в заблуждение противника. В конфликтах Л. реализуется в виде блефа, дискредитации оппонента, замалчивании, искажении фактов и др. Одним из видов Л. является дезинформация, используемая в конфликтах всех уровней. Л. широко используется в информационно-психологических войнах.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Ложь
Неверное высказывание, сделанное индивидуумом преднамеренно, с целью посредством заблуждения добиться выгоды или избежать потери при межличностном конфликте - либо для себя, либо для референтной личности или референтной группы. От Л. в прямом смысле слова нужно отличать кажущуюся или псевдоложь, которые встречаются в основном в дошкольном возрасте. В этих случаях имеются в виду иллюзии памяти и т. н. фантастная или фабульная ложь. Л. на невротической основе часто является результатом расстройств при общении в сфере семьи и непосредственного социального окружения. Наблюдается при невротическом развитии, неврозе, фантастной псевдологии, психопатии. При психических расстройствах также можно наблюдать проявления Л. В некоторых случаях (при маниакальных состояниях) это происходит при убеждении больных, что делаются или высказываются неверные вещи, но это имеет целью получить личную выгоду (хотя и связанную с болезненным переживанием). При шизофренических и других заболеваниях с бредовыми переживаниями (под влиянием последних) также могут делаться или высказываться неверные вещи. В таких случаях неправильно говорить о Л. в узком (подлинном) смысле слова, так как это происходит под влиянием болезненных переживаний и не осознается как Л.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

Ложь
(секрет) «Родители знают все, даже самое тайное – „мой маленький пальчик рассказал мне об этом…“ – и будут знать все, пока у ребенка не увенчается успехом первая ложь» (Тауск). Однако для того, чтобы первая ложь стала удачной, необходимы определенные психические условия: появление, как минимум, очертаний границ Я, формирование внутреннего пространства, интимного ядра, уверенное владение секретом. Корень слова «лгать» во французском ( mentir ) происходит от слова ум ( mens ), способность лгать свидетельствует об остроумии. Право говорить всё определяет свободу, приказ говорить всё – диктатуру. «Только очень больной пациент не способен обмануть своего аналитика» (Бион). Источник убеждения ребенка в том, что «родители читают его мысли», своими корнями уходит в период начала усвоения речи, «поскольку ребенку вместе со словами передаются и мысли остальных людей» (Фрейд). Взрослый учит ребенка говорить, «передавая» ему слова, вместе с которыми он передает и свои мысли, и это иногда вынуждает ребенка прибегать к экстремальным решениям, а именно к аутистическим, что может привести к полному отказу от речи. Нередко случается, что психоаналитику приходит в голову парадоксальная мысль: лечение закончится, когда пациент сумеет солгать или более не почувствует себя обязанным говорить все, что приходит в голову. Первой ложью является не слово, а гримаса, подобная жесту актера. Изменения в лице ребенка, сидящего на горшке, могут указывать на происходящее, давая понять, что он уже все «сделал», но это его секрет («секрет» и «экскремент» недаром имеют одинаковую этимологию), его интимный секрет, который остается хорошо спрятанным. Первой ложью является не слово, а, наоборот, защита от слова, от его интрузии. Способность лгать у меланхолика отсутствует, потому что его уже ничто не может спасти от ужасной ясности сознания, он весь находится во власти глубокой ненависти к себе. И наоборот, случается, что любовь и ложь связаны между собой: «Мы лжем всю жизнь и, как правило, исключительно лишь тем, кто нас любит» (Пруст).

Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022

ЛОЖЬ
(ОБМАН) / ХЛУСНЯ / LIE– сознательное намеренное утверждение человеком неправды или возражение тому, что соответствует действительности. Это очень распространенный в повсеместной жизни коммуникативный феномен. П. Экман определяет Л. как «намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своем намерении сделать это». Содержанием Л. могут выступать эмоции, действия, отношения, результаты и факты. Л. бывает следующих типов: неправда (полное несоотетствие истине), преувеличение и искажение (опускание или изменение важных деталей). Референт Л.– это тот, кому лгут (Л. для себя и Л. для других). Л. может быть осознанной и целенаправленной, преднамеренной (когда человек сознательно искажает/скрывает информацию), также неосознаваемой, непреднамеренной (человек сообщает информацию, при этом сам уверен в ее истинности). Поскольку Л.– это коммуникативный феномен, то она имеет четко обусловоенные культурные отличия.
Л. имеет также социальную природу, с учетом этого основания можно выделить такие ее разновидности, как:
– мистификация– утверждение, высказываемое человеком, не уверенным в его истинности;
– фальсификация (подделка)– выдавание копии за подлинник; симуляция (притворство);
– самозванство– выдача себя за другое реальное или вымышленное лицо; если преследуются корыстные цели, то самозванство становится мошенничеством. В последние годы в связи с развитием интрнет-коммуникации данный вид Л. в виде приписывания себе других имен, внешности, личной истории (виртуальная идентичность, интернет-идентичность) стал крайне распространен среди всех групп населения и особенно молодежи;
– плагиат– нарушение авторских прав;
– неприкрытая Л. (бесстыдная, наглая Л.)– утверждение, ложность которого очевидна (довольно часто появляется в СМИ);
– белая Л. (деликатная, Л. «хорошего тона»)– Л., которая, по мнению говорящего, предоставит слушающему значительное облегчение, а в случае раскрытия ее лживости принесет всего лишь небольшое неудобство;
– лесть– приписывание кому-либо достоинств, которыми этот человек в действительности заведомо не обладает;
– Л. во благо («благородная», «святая» Л.)– Л., которая в случае ее раскрытия принесет слушателю или третьим лицам значительный вред (Л. больному о состоянии его здоровья);
– Л. во спасение– Л. с целью уйти от ответственности, наказания, избежать ущерба для себя (введение в заблуждение преступника и др.);
– клевета– распространение о ком-либо заведомо ложных, порочащих сведений;
– самооговор– принятие на себя человеком ответственности за поступок (слова), заведомо совершенный другим лицом;
– блеф– заявление о наличии у говорящего некоего объекта или намерения, которого тот на самом деле не имеет;
– введение в заблуждение– высказывание, вводящее в заблуждение, не содержит явной Л., но тем не менее его целью является попытка заставить слушающего поверить в истинность того, что истиной не является;
– подтасовка фактов– особый случай введения в заблуждение, заключающийся в манипуляции качественно верными фактами, которые преподносятся таким образом, что приводят к заведомо ошибочным выводам;
– шутливая Л.– неприкрытая Л., являющаяся частью шутки, что обычно очевидно для всех участников общения, используется для развлечения, увеселения собравшихся. Формами шутливой Л. являются сарказм, небылицы, шутки и розыгрыши. К шутливой Л. близко вранье.
Вранье / Хлусня / Lying– не дезинформационный и не манипулятивный феномен; враль врет для своего удовольствия, для того, чтобы почувствовать внимание слушателей, развлечь аудиторию, не надеется, что ему поверят и не ожидает от своего вранья получения какой-либо выгоды. Ярким примером являются рассказы охотников и рыболовов о своих достижениях. В ряде случаев вранье– защитный механизм личности, поскольку враль не хочет психологически раскрываться перед окружающими, опасаясь насмешек, и т. д. На определенном этапе склонность к вранью может приобрести характер личностной черты. Патологическая Л.– немотивированная Л., Л. ради самой Л. Остается спорным вопрос о том, действительно ли здесь имеет место психопатология. Не установлено окончательно, насколько патологический лжец может контролировать свою Л. и, следовательно, можно ли считать такого человека в полной мере дееспособным. Самообман– специфический вид Л., субъект Л. является и ее же объектом, человек убеждает себя в истинности заведомо ложного суждения. В основе самообмана лежит выдавание желаемого за действительное. Может являться механизмом психологической защиты.
Ложь детская / Хлусня дзiцячая / Children’s lie– специфический возрастной вид Л., когда дети выдают свои фантазии за действительность в силу того, что до определенного возраста (согласно большинству гипотез, до 5 лет) не всегда умеют отличить реальность от воображения и принимают игру, сны, сюжеты книг, мультфильмов за действительность. Детскую Л. можно разделить на три категории: чтобы наладить отношения с другими людьми (близка к лести); чтобы избежать наказания; самообман («Я никогда не вру»).
Макиавеллизм / Макіявелізм / Machiavellianism– можно считать особой формой Л. Это понятие в психологию ввели американские психологи Р. Кристи и Ф. Гейз. Они же создали в 1970 г. шкалу для определения макиавеллизма (Machiavellianism Test, MACH-IV). Макиавеллизм– черта личности, которая включает три компонента: 1) поведение (осознанное и целенаправленное использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия с целью достижения выгоды); 2) отношение (циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления, подозрительность, эмоциональная отчужденность, ориентация на выгоды); 3) игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата. В. В. Знаков определяет макиавеллиста как субъекта, который «манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения». Он создал свою интерпретацию и адаптацию методики диагностики макиавеллизма MACH-IV. В психодиагностике также широко используют опросник BIRD (The Balanced Inventory of Desirable Responding) Д. Паулуса для определения уровня лживости; в России существует адаптация данной методики E. H. Осина. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

Ложь
сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее сокрытием (умолчание, бездействие). Истоки изучения проблемы Л. можно найти в филос. трудах Аристотеля и Платона. В совр. зарубеж. психологии проблема Л. активно разрабатывается в трудах П. Экмана, определяющего Л. как действие, с помощью к-рого один человек вводит в заблуждение другого, и к-рое характеризуется при этом след. особенностями: а) умышленностью; б) отсутствием предварительного уведомления партнера о своих целях; в) отсутствием отчетливо выраженной просьбы со стороны партнера не раскрывать правды. В отеч. психологии теме Л. посвящен ряд работ В. В. Знакова, к-рый предлагает отличать Л. от неправды и обмана. Определяя Л. как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 ее осн. признака: 1) несоответствие утверждения истинным фактам; 2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения; 3. наличие у лжеца желания ввести в заблуждение др. человека. В. В. Знаков называет русское понимание феномена Л. субъективно-нравственным и отличает его от морально-правового понимания, характерного для традиций зап. культуры. По мнению Б. С. Шалютина, Л. - не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие через коммуникацию непосредственно на адресата Л. При этом лжец может преследовать разные цели: формирование опр. отношения к чему-либо, воздействие на поведение др. лица, на его текущее состояние или на устойчивые характеристики. Одним из направлений изучения проблемы Л. в совр. психологии является выделение невербальных признаков ложности-правдивости сообщения, для лучшего распознавания Л. в процессе межличностного О. (А. Пиз, В. А. Лабунская, С. И. Симоненко и др.). Среди поведенческих признаков Л. называют следующие: фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку; застывшее на длительное время выражение лица; покраснение лица; заикание; смех; потирание носа; прятанье ладоней; избегание визуального контакта и т. п. Др. направлением исследования Л. является изучение ее мотивов, проявлений и возможных последствий. При исследовании Л. как одной из форм деструктивного взаимодействия возникает проблема дифференциации ее видов. Большинство зарубеж. исследователей разделяют в этом вопросе взгляд П. Экмана, обозначившего 2 осн. вида Л.: умолчание (лжец скрывает истинную информацию, но не передает ложной) и искажение (лжец не просто скрывает правдивую информацию, а передает вместо нее ложную, выдавая последнюю за истину). Умолчание характеризуется выбором пассивной позиции, поэтому оно более выгодно для субъекта и менее осуждаемо социумом. С. Бок (S. Bok), придерживаясь такой же классификации, при этом акцентирует внимание на том, что искажение всегда имеет отрицательный смысл, в то время как умолчание в нек-рых случаях может иметь важное моральное значение, становясь «тайной». В. В. Знаков различает добродетельную и эгоцентрическую Л. Считается, что склонность к Л. формируется в процессе онтогенетического развития человека, при этом большое влияние имеют как индивидуально-психол. особенности, так и воздействие социума. Для каждой возрастной группы характерно доминирование опр. мотивов Л. Детская и подростковая Л. является актуальной темой для исследования в пед. и юрид. психологии. Считается, что способность лгать впервые проявляется в возрасте 3-4 лет. С возрастом дети лгут чаще и более изощренно. Среди возможных мотивов детской Л. психологи, в т. ч. П. Экман, называют следующие: стремление избежать наказания или неприятных последствий; желание получить что-то, чего нельзя добиться иным способом (напр., внимание или похвалу окружающих); стремление к самозащите, защите своих друзей и близких; желание доказать свое превосходство, вызвать чувство зависти; охрана личной жизни. Согласно исследованиям В. В. Знакова, русские реже, чем американцы, прибегают к Л. для защиты приватности. Различают 2 наиболее распространенных приема Л.: преувеличение и приуменьшение информации. Оба этих приема могут основываться на изменении как позитивных, так и негативных характеристик субъекта или объекта. Психологами установлено, что чаще лгут невротики, тревожные люди, экстерналы, лица с низкой стрессоустойчивостью. Многие психологи согласны с мнением о том, что повседневные формы Л. выступают неотъемлемой частью процесса О. любого человека. На основе 3 ключевых признаков: характера искажения информации, мотивации субъекта Л. и негативных последствий для его партнера (др. человека) - И. П. Шкуратова предлагает различать след. виды Л.: 1) Л.-умолчание ; 2) Л.-сокрытие ; 3) этикетная Л.; 4) Л. во благо; 5) Л.-заблуждение; 6) Л.-фантазия; 7) Л.-самопрезентация; 8) Л.-розыгрыш; 9) Л.-оправдание; 10) Л.-сплетня, наговор; 11) Л.-мошенничество; 12) Л.-предательство; 13) Л. как атрибут профессии. Как при Л.-умолчании, так и при Л.-сокрытии человек говорит не всю правду, утаивает отдельные важные подробности. Однако в первом случае его мотивом является сохранение позитивных межличностных отношений, в то время как во втором - преим. стремление скрыть что-то плохое, осуждаемое окружающими (неблаговидные поступки и действия, свои слабости или пороки). Последствия умолчания более серьезны, чем последствия сокрытия. Этикетная Л. отличается своей безобидностью. Она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении правил этикета и предполагает приукрашивание своего отношения к партнеру из-за желания выглядеть воспитанным. В кач. примеров такой Л. можно назвать восхваление юбиляра, неискренние комплименты подчиненного в адрес начальника, выражение своего позитивного расположения врагу в ситуации переговоров и пр. Л.-фантазия то же, что и вранье. Л. во благо («Л. во спасение») основана на приукрашивании ситуации, при этом доминирующим мотивом субъекта становится желание оградить партнера от «горькой» правды путем ее сокрытия (напр., утаивание имеющейся информации об измене супруга или о возможном смертельном исходе заболевания). Следствием такой Л. становится потеря важной для партнера информации. Кроме того, возникают постоянные дискуссии о правомерности данного вида Л. Л.-заблуждение базируется на ошибках интерпретации. При этом субъект может как сомневаться в истинности сообщаемой им информации, так и полностью верить в ее абсолютную истинность. Мотивом такой Л., к-рая вводит обманываемого человека в заблуждение, выступает желание субъекта проявить себя экспертом в той или иной области знаний: политических, религиозных, медицинских, психологических и др. Мотивом Л.-самопрезентации является формирование у окружающих опр. впечатления о себе. При этом субъект может преувеличивать (чаще всего) или же приуменьшать свои достоинства, возможности и пр., создавая тем самым выгодный для себя образ. Чаще всего такой вид Л. проявляется в О. с незнакомыми или малознакомыми людьми. Такая Л. может быть как безобидной, так и связанной с мошенничеством и попыткой получить власть. Л.-мошенничество можно рассматривать как разновидность обмана. Л.-розыгрыш (шутка) может быть вызвана желанием рассмешить или проверить чувства др. человека, выявить его скрытые качества. Она предполагает разработку и проигрывание специального сценария разл. степени сложности, направленного на создание искаженного представления о чем-либо или о ком-либо. Заканчивается обязательным саморазоблачением. Л.-наговор довольно часто используется людьми в повседневной жизни и связана с распространением субъектом (СМИ) заведомо ложной информации о каком-нибудь человеке. Мотивами могут выступать как желание причинить вред этому лицу путем снижения его статуса в глазах окружающих, так и стремление получить личную выгоду (денежное вознаграждение, устранение конкурента и т. д.). К Л.-оправданию субъект прибегает при разоблачении его неблаговидных действий с целью смягчения последующего наказания. Этот вид Л. наиболее распространен, он связан с действием психол. защит личности. Л.-предательство И. П. Шкуратова называет самым аморальным ее видом, при к-ром человек добивается моральной или материальной выгоды, нарушая при этом доверительные отношения с др. людьми. При этом близкий человек приносится им в жертву собственным интересам. Л. как необходимый атрибут нек-рых профессий связана с важностью неразглашения профессиональной информации, сохранения профессиональных тайн и др. (напр., в профессии разведчика, оперативного работника, врача, психолога и др.). Психологи выделяют также патологическую Л. как склонность человека к рассказам о вымышленных событиях и несуществующих отношениях. Патологические лжецы испытывают постоянную потребность в обмане, привлечении внимания окружающих. В психодиагностике с целью предотвращения искажения респондентом сообщаемой им о себе информации и повышения надежности результатов исследования в вербальные опросники вводится специальная шкала Л. Лит.: Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростовн/Д, 2007; Шалютин Б. С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. Е. В. Зинченко

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
178.22 кб

Ложь как специфический способ манипуляции партнером в интимно-личностных отношениях в современном об

Егорова Татьяна Вячеславовна
В данной статье рассмотрено использование лжи в интимно-личностных отношениях и предполагалось, что данный факт является одной из причин разводов в современном обществе.
Читать PDF
141.86 кб

Ложь (из авторского словаря "космос русского самосознания")

Исупов Константин Глебович
Статья из авторского словаря "Кукла", описывающего фундаментальные концепты русской культуры
Читать PDF
146.48 кб

Представление украинского кризиса в российских СМИ: правда и ложь

Кнэхт Наталья Петровна
Выявляются причины смены режима историчности, переосмысления истины в истории.
Читать PDF
163.21 кб

2005. 02. 020. Бобров О. Е. Медицинские преступления: правда и ложь. - Петрозаводск: ИнтелТек, 2003.

Летов О. В.
Читать PDF
207.76 кб

2011. 02. 003. Фридман Д. Ложь, гнусная ложь и медицинская наука. Freedman D. lies, damned lies, and

Юдин Б. Г.
Читать PDF
271.18 кб

Культура и ложь: тайны трансферта в сфере ВПО

Тимонин А. И., Чекмарев Г. В.
Читать PDF
8.80 мб

Внешняя свобода. Ложь как условие несвободы

Молчанов Дмитрий Михайлович
Читать PDF
2.74 мб

Дискурс Российской власти: ложь, надменность, безответственность

Ершов Ю.Г.
Читать PDF
164.90 кб

2006. 04. 033. Мясников А. Г. Право на ложь: от Канта до современности: монография. - М. ; Пенза: Из

Ремезова И. И.
Читать PDF
387.40 кб

Правило правдивости и «Святая ложь» в современной медицине

Чашина Жанна Вячеславовна
Введение. В статье делается акцент на одной из актуальных коллизий в современной медицинской практике правдивом информировании пациента.
Читать PDF
349.07 кб

Родительское собрание 3 класс. Тема: «Детская ложь: способы профилактики»

Куркова Оксана Александровна
Автор рассматривает причины детской лжи, предлагает способ работы с родителями по осознанию этой проблемы и освоению способов коррекции поведения и оказания помощи своему ребёнку.
Читать PDF
2.19 мб

Интерполяция, экстраполяция и сглаживание или «Ложь, наглая ложь и статистика»

Очков В. Ф., Богомолова Е. П.
В статье рассмотрены инструменты математической программы Mathcad, позволяющие решать задачи интерполяции и сглаживания.
Читать PDF
736.13 кб

Ложь в медицине

Кучерявенко Мария Николаевна, Артемьев Тимур Мурманович
Ложь в медицине... она бывает разная: как хорошая, так и не плохая. Медицина лечебное искусство, искусство исцелять людей от телесных и душевных недугов.
Читать PDF
168.44 кб

2014. 02. 005. Стокке А. Ложь и утверждение. Stokke A. lying and asserting // The journal of philoso

Цибизова И.М.
Читать PDF
1.60 мб

Ложь на Христа : по поводу книги О.Д. Дурново «Так говорил Христос»

А. А. Бронзов

Похожие термины:

  • Говорить ложь

    намеренно отходить от истины, дезинформировать. Очень распространенное отрицательное речевое поведение. Допустима ложь по соображениям тактичности, например, если зовут к телефону человека, кот
  • ЖИЗНЕННАЯ ЛОЖЬ

    Термин Адлера, используемый для того, чтобы охватить первичные защитные рационализации человека относительно того, чего он не может делать, что каждый, несомненно, потерпит неудачу, если попытает
  • ЛОЖЬ ДЕТСКАЯ

    сознательное искажение действительности, уклонение от истины в неблаговидных целях. В устойчивых формах, когда Л.д. является не случайным поступком, а систематической тенденцией, привычной формо
  • Ложь-манипуляция

    ложная информация, высказываемая обманщиком с целью ввести слушателей в заблуждение и подтолкнуть их к выгодным для него действиям или выводам.
  • Ложь-замалчивание

    сокрытие тех сведений, которые могут пролить свет на истинное положение дел.
  • Прямая ложь

    утверждения, не соответствующие действительному положению дел. Например, если человек, укравший деньги, говорит: «Я не брал деньги», – это прямая ложь.
  • ЖИЗНЕННАЯ ЛОЖЬ (ЖИЗНЕННЫЙ ОБМАН)

    (по А. Адлеру) – то, что охватывается понятием первичная защитная рационализация, и касается того, что человек не должен делать то, чего он наверняка не добьется (если попытается это сделать) из-за с