ВООБРАЖЕНИЕ

Найдено 29 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Воображение
Использование в процессе мышления визуальных образов.

Источник: Халперн Д. Психология критического мышления, 2000

Воображение
Формирование новых образов и идей на основе прошлого опыта.

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

воображение

создание новых образов на основе материала прошлых восприятий.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Воображение
процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

ВООБРАЖЕНИЕ
способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

ВООБРАЖЕНИЕ

— это психический процесс, заключающийся в образном моделирован действительности, реконструкция явлений действительности по их мысленно описанию.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

ВООБРАЖЕНИЕ
это создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий; воображение есть необходимый компонент творческой деятельности человека.

Источник: Словарь по профориентации и психологической поддержке

ВООБРАЖЕНИЕ
психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте; как синоним В. используется термин «фантазия»

Источник: Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник. 2008

ВООБРАЖЕНИЕ
В наиболее всеобъемлющем смысле этот термин относится ко всему процессу вызывания образов. Часто он употребляется только в отношении самих реальных образов. Сам вопрос о том, что точно подразумевается в таких терминах, как образ и воображение, является наиболее сложным; см. образ.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

воображение

психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ВООБРАЖЕНИЕ
форма опосредованного, обобщенного познания, проявление творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие — образ настоящего, память — прошлого, то В.— образ будущего. В. бывает непроизвольное и произвольное, репродуктивное и творческое. Специфические формы В.— фантазия, которую иногда считают Синонимом В., и мечта.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Воображение
процесс преобразования прежнего опыта в новые ментальные структуры в соответствии с потребностями индивида. Согласно Л.С.Выготскому, воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые их комбинации под влиянием эмоций». Из одного и того же материала люди создают как великие открытия и шедевры, так и грубые, ужасающие, чудовищные вещи. Как точно говорит на этот счет русская пословица, «из одного дерева - икона и лопата». См. Фантазия.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

Воображение
(Fantasio) (от греч. fantasomai - воображать, мечтать, грезить). Психический процесс, при котором создаются новые образы и идеи посредством мышления на основе прошлого опыта. Своеобразная форма отражения действительности, при которой существующие представления и понятия преобразуются и создают новые образы, идеи, реализующиеся в практике. В. присуще только людям и органически связано с их речью и мышлением. Оно является результатом совместной деятельности первой и второй сигнальных систем. Различают произвольное и непроизвольное В. Последнее является основой многих творческих актов, но может наблюдаться и как психопатологический признак. Син. Фантазия.

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

ВООБРАЖЕНИЕ
Процесс переструктурирования образов памяти из прошлого опыта и прежде сформированных образов в новые конструкции. См. образ (4 (б)). Этот термин употребляется в специальной литературе, часто так же, как и в общем языке. То есть воображение рассматривается как творческое и конструктивное, оно может быть в основном определяемым желанием или в значительной степени ограниченным действительностью, оно может включать в себя планы и проекты будущего или представлять собой мысленные "обзоры" прошлого. Часто для ясности добавляются уточнения; например, предвосхищающее для обозначения воображения о будущем, репродуктивное в отношении прошлого, творческое в отношении нового и т.д.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

Воображение
способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Ведущим механизмом творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения какого-либо свойства предметов другой области. Различают произвольное воображение, проявляющееся при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач, и непроизвольное, проявляющееся в сновидениях, в медитативных образах. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ВООБРАЖЕНИЕ
imagination) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) мнимые, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) образные, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве - созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай фантазии, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли - и в каких случаях - фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких - творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ ). Однако общепринятым является то, что творческая деятельность, отмеченная богатым воображением, включает в себя бессознательную невербальную фантазию.См. Rycroft (1956), Beres (1955).

Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995

Воображение
Категория. Когнитивный процесс.
Специфика. Способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В воображении происходит образное предвосхищение результатов, которые могут быть достигнуты при помощи тех или иных действий. Для воображения характерна высокая степень наглядности и конкретности. Одним из механизмов творческого воображения, в котором целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения в него какого-либо свойства предмета из другой области.
Генезис. Одним из источников развития воображения, в котором оно приобретает коммуникативные качества, является игра дошкольников.
Виды:
- произвольное воображение проявляется при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач,
- непроизвольное воображение проявляется в сновидениях, в медитативных образах.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

ВООБРАЖЕНИЕ

En.: Imagination
Дар воображения соответствует способности функционировать гипнотически (см.: поглощенность). Акт воображения - это и причина, и следствие гипноза
Кроме того, это причина гипнотических эффектов: сам факт представления своего тела тяжелым или легким (см.: релаксация) позволяет изменять мышечный тонус и тонус периферических сосудов; это справедливо и для других физиологических изменений.
С точки зрения психотерапии вызывание образов и манипулирование ими в ходе гипноза является основой символической работы и дает возможность глубинного упорядочивания.
При травматическом неврозе игра с образами является средством, позволяющим по-новому переработать травмирующие переживания (Reitter, 1990).
Мы обозначаем гипноз как культуру определенных психофизиологических феноменов, которые в основном выходят за рамки обычного погружения в сферу воображения. Напомним фразу современника и друга Месмера: «Если Месмер не имел других секретов, кроме умения использовать воображение на пользу здоровья, не является ли одно это чудесным даром? Если медицина воображением есть наилучшая медицина, то не ею ли мы должны заниматься?» (DEslon, 1784).

Источник: Годэн Ж. Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. 2003

Воображение
создание новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных субъектом в предшествующем опыте. Ср. выражения богатое воображение, бедное воображение.
…Старцев ждал, и точно лунный свет подогревал в нем страсть, ждал страстно и рисовал в воображении поцелуи, объятья (А. Чехов, Ионыч).
Ср.:
И вдруг светлая мысль мелькнула в голове Темы: отчего бы ему не умереть?! Ему даже как-то весело стало от мысли, какой эффект произвело бы это. Вдруг приходят, а он мертвый лежит… Конечно, он виноват… но он умрет и этим вполне искупит свою вину. И это, конечно, поймут и отец и мать, и это будет для них великим укором! (Н. Гарин-Михайловский, Детство Темы).
И он представлял себе, как его приносят домой из реки, мертвого, волосы его совсем мокрые… И вот она бросается на его тело, слезы ее льются рекою, уста молят Бога вернуть ей ее мальчика, которого она больше никогда, никогда не будет обижать! Но он лежит перед нею холодный и бледный, не подавая признаков жизни, – бедный маленький страдалец, испивший до конца чашу скорби! Том так расчувствовался, представляя себе эти грустные картины, что едва сдерживался от рыданий (М. Твен, Похождения Тома Сойера).
Ср. мечта, фантазия.

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

ВООБРАЖЕНИЕ
психический процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, мыслей на основе имеющихся представлений, знаний, опыта. Стимулом к В. являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение, необходимость предвидеть будущее в труде и жизни. Практическое значение имеет выделение видов В. Оно может быть непроизвольным, если новые образы возникают сами собой, без намерения субъекта, и произвольным, если оно направляется и регулируется человеком, когда осуществляется поиск, отбор нужного материала. В. характеризуется также степенью новизны создаваемых образов. По этому показателю выделяют воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. протекает на основе восприятия чертежа, схемы, карты, описания. В результате работы этого вида В. создаются образы предметов, имеющихся в действительности. В процессе творческого В. создаются образы, отличающиеся новизной и оригинальностью, зачастую это образы объектов, не существующих в данное время. В процессе творческого воображения участвуют знания человека, его переживания, опыт, внимание, волевые и интеллектуальные усилия, неосознанные установки, интуиция. В. формируется в процессе творческой деятельности благодаря активности памяти, мышления, воли. При этих условиях у человека возникают благоприятные внутренние предпосылки для совершенствования В. В. особенно важно для профессиональной деятельности офицеров – командного профиля.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ВООБРАЖЕНИЕ
от праславянского оb- + rаzъ – «изображение, картина, образ, икона» – способность человека к созданию нового образа действительности, без непосредственного воздействия ее объектов на психику, а путем переработки содержания и организации психических компонентов, приобретенных в прошлом опыте. В. детерминирует построение именно нового, не существовавшего ранее предмета, причем в механизме его создания компоненты прошлого опыта обретают содержательные (работающие, функциональные) связи. Вследствие этого в новый, воображаемый предмет привносится отсутствовавшие в системе компонентов прошлого опыта новые связи, свойства или качества. Основополагающей функцией В. является то, что оно позволяет с большей степенью наглядности и конкретности предвосхитить результаты будущих действий, порождаемых протеканием конкретных эмоциональных и др. психических процессов, чем при логическом мышлении. Создание нового образа – это творческий акт, причем воображаемый образ порождается не прямым отражением окружающей действительности, а как бы вторичным отражением имеющегося в психике человека первичного образа. В результате человек обретает в сознании новую качественную определенность, позволяющую ему ориентироваться и строить свою будущую деятельность. Перенесение экстремальных условий и достижение желаемых целей и результатов значительно улучшается при условии приобретения, как реального опыта их переживания, вследствие чего формируются первичные образы происходящего, так и путем специальной подготовки, включая аудио- и видеовлияние.

Источник: Экстремальная психология. Словарь терминов. 2018

Воображение
психический познавательный процесс, заключающийся в преобразовании представлений, отражающих реальную действительность, и создании на
этой основе новых представлений. Важнейшая особенность В. заключается в том, что оно позволяет представить результат какой-либо деятельности еще до того, как человек приступит к ее выполнению. Благодаря этому он в состоянии не только построить программу своих действий, но и придать им осмысленный, целенаправленный характер, поскольку представляет цель, которую следует достичь в процессе деятельности.
В настоящее время принято считать, что физиологической основой В. служит актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка, объединение в новые системы. Однако подлинной ясности в работе физиологических механизмов В. пока нет. Психологические механизмы произвольного В. — анализ (мысленное расчленение реального образа или представления), абстрагирование (представление об объекте изолированно от других объектов) и синтез (мысленное соединение отдельных частей или объектов). Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность В., крайне многообразны. Простейшая из них — агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в В. частей или свойств одного объекта другому.
Процессы В. могут различаться по степени произвольности или преднамеренности. Крайний случай непроизвольного В. — сновидения. Среди различных видов и форм произвольного В. принято выделять: воссоздающее (репродуктивное) В., творческое В., мечту.
Литература
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Л., 1930.
Короленко Ц. П., Фролова Г. В. Чудо воображения (воображение в норме и патологии). Новосибирск, 1975.
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 1979.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

ВООБРАЖЕНИЕ
(определение и отличие от других познавательных процессов) это психологический процесс, в результате которого у человека возникают образы (представления), не вполне соответствующие тому, что существует в реальном мире и что в данный момент времени воспринимает человек с помощью органов чувств. В своем В. человек может представлять себе и то, что хранится в его памяти или находится в его мышлении. Однако и в этом случае извлекаемое из памяти или порождаемое процессом мышления не копирует действительность. Иными словами, образы, характерные для В., возникают не под прямым воздействием внешних стимулов на органы чувств, как это имеет место при восприятии, не в итоге простого извлечения из памяти того, что в ней хранится, а порождаются теми процессами, которые происходят в психике человека (в образах, рождаемых В. человека, даже если они в основном соответствуют реальным предметам и явлениям, всегда содержится нечто такое, чего в самих этих предметах или явлениях нет). С В. мы имеем дело тогда, когда думаем о своем будущем или о прошлом, когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не существует вообще. С В. мы также имеем дело в планах, мечтах, сновидениях, фантазиях и грезах. Оно же входит во все без исключения процессы человеческого творчества. В. человека имеет кое-что общее с восприятием, памятью и мышлением, но, вместе с тем, существенно отличается от них. Восприятие – это процесс порождения образов в результате непосредственного воздействия внешних стимулов на органы чувств человека, причем соответствующие стимулы, порождающие образы восприятия, относятся к реально существующих предметам и явлениям. В. – это процесс возникновения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Образы восприятия всегда более или менее точно отражают существующие явления и предметы и обычно не содержат в себе того, чего не было бы в этих явлениях и предметах. Образы, порождаемые В. человека, всегда несут в себе нечто такое, что не существует в реальной действительности. Иногда образы В. являются продуктом чистой фантазии человека и ничему в реальной действительности не соответствуют. Достаточно близка к В. образная память человека. Но и в этом случае имеются существенные отличия образа В. от образа памяти. Во-первых, память может воспроизводить лишь то, что человек когда-то уже воспринимал и запоминал. В образе, извлекаемом из памяти и рождаемом воспоминанием, нет ничего такого, чего раньше не было бы в самой памяти человека. В образе, порожденном памятью, могут быть искажения, ошибки самой памяти, но они не являются случайными и почти всегда напоминают то, что хранилось в памяти человека. Образы, рождаемые В., почти всегда содержат в себе такое, что не могло находиться в памяти человека. В., особенно творческое, напоминает образное мышление. Как продукт, так и результат творческого В. представляют собой некоторый придуманный человеком образ. Однако мышление – это целенаправленный процесс решения задачи, и его результат представляет собой нечто конкретное – такое, что можно предусмотреть заранее (это, например, цель мыслительного процесса или искомое решение обдумываемой человеком задачи). Когда речь идет о В., то его результат заранее почти никогда не бывает известен творцу и его предсказать невозможно. Продукт В. (его образ) почти всегда рождается и изменяется в самом процессе В. См. восприятие, мотивация, память, процессы психические (процессы психологические).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

ВООБРАЖЕНИЕ
УЯЎЛЕННЕ / IMAGINATION– процесс создания новых образов и мыслей на основе знаний и прошлого опыта, обеспечивающих связь некоторого идеального содержания с действительностью. Благодаря В. становится возможным активное преобразование действительности человеком, воссоздание целостного образа событий или предметов при недостатке информации, предвидение возможных событий и проектирование деятельности, понимание речевого сообщения, эмоциональное проживание гипотетических ситуаций. В. заделывает дыры в нашем сознании при недостатке опыта, знания, содержащихся в нем логических противоречиях или непостижимости событий. В то же время характер новизны образов В. четко не определяется. Как правило, она сводится к обнаружению нового по отношению к индивидуальному или общечеловеческому опыту. Такое понимание новизны не дает объективных критериев для ее оценки, поскольку соотнести новые образы с уже имеющимся опытом практически не представляется возможным (что важно для проведения эмпирических исследований). Размытое определение В. не раскрывает и его сути как процесса, позволяющего субъекту осваивать опыт других людей и преобразовывать действительность (а не мечтать о ней), т. е. лишает В. смыслового измерения. При определении В. необходимо говорить не просто о построении новых образов, но о создании образов, наделенных смыслом, точнее, репрезентации смысла посредством образов. Единством чувственной ткани образа В. и его смысла является замысел. Замысел реализуется в деятельности, замыслами обмениваются люди, общаясь друг с другом. Таким образом, В. следует понимать как процесс построения или воссоздания замысла (что сближает его с понятием мышления) (О. М. Дьяченко, Е. С. Слепович, А. М. Поляков). Обращение к процессу В. связано с изучением его механизмов, раскрывающих данный процесс не как формально-логический, а как действительно творческий и продуктивный. Основной механизм В., описываемый в литературных источниках, заключается в слиянии образов различных предметов и происходящем при этом переносе свойств одного предмета на другой (например, функций руки на другие предметы). При формально-логической четкости и простоте данного механизма остается неясным, что обеспечивает такой перенос и в чем его творческий характер (по сравнению, например, с операцией обобщения или мышлением по аналогии). Можно утверждать, что динамичность образа В. есть способность мыслить предмет с различных сторон, точнее, различных пространственных и смысловых позиций, при отсутствии непосредственного чувственного опыта или знания об этих сторонах (Е. С. Слепович, А. М. Поляков). Субъект оперирует не только и не столько образами различных предметов, сколько различными образами одного и того же предмета, мысленно изменяя способ его осознания и высвечивая его различные смысловые грани, благодаря чему образ становится многомерным и динамичным, способным подстраиваться под различные контексты и условия. Важно, что эта многомерность образа не может быть выведена исключительно из чувственного опыта. Она образуется за счет совмещения последнего со смысловым измерением, характеризующим позицию субъекта и определяющим акценты при построении чувственного образа. Так, И. М. Розет выделил и описал два основных механизма В.– анаксиоматизацию, или обесценивание психических реалий (знаний, умений, способов решения задачи, правил, отношений, категориальных классов и пр.), и гипераксиоматизацию, или повышение их значимости. Поскольку оба механизма взаимосвязаны (т. к. обесценивание одних реалий приводит к повышенной оценке других, и наоборот), И. М. Розет объединяет их в один механизм смещения оценок.
Выделяют ряд приемов В.: комбинирование– сочетание элементов образов предметов в новой комбинации (композиции); агглютинация– «склеивание» элементов или функций разных образов в один (русалка, кентавр); акцентирование– усиление или ослабление определенных черт (великан и лилипут). Существуют различные типологии В.: по степени преднамеренности– произвольное и непроизвольное; по новизне продукта– творческое и воссоздающее; по осуществимости замыслов– фантазии, мечты, продуктивное В. Е. С. Слепович, А. М. Поляков

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ВООБРАЖЕНИЕ
иногда рассматривается, как процесс фантазии; это психопроцесс, кот. выражается: а) в конституировании-построении различных образов-моделей. как средств-приемов конечной результирующей деятельности-активности индивида б) в программировании-тектонизации программы поведения, когда сама проблемная ситуация еще не определена-неясна; в)в самом продуцировании-репродуцировании образов, моделей, которые не программируют активность индивида, а заменяют, например, его деятельность; г) этот процесс выражается также в конструировании образов, знаков, моделей, символов, кот. конгруэнтны дескрипции-комментариям вокруг объектов, явлений и деталей самих объектов, феноменов, явлений; субстанциональное значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда, деятельности, инициативности индивида до его начала, тем самым ориентируя индивида в процессе его активности-деятельности; конструирование с помощью В. схемы-модели конечного или промежуточного продукта деятельности, — инструментализация данной, определенной проблемы, — и способствует его предметному воплощению, созиданию, результируемости; в самом представлении того результата, который ожидаем В. и способствует продуцированию активной креативной деятельности индивида: в сфере науки, культуры, искусства; в процессе же самой деятельности В. выступает в корреляции с ментальными актами; подключение В. или же ментальных актов к процессу деятельности, или же интегративное подключение и мышления и воображения к творческим актам индивида определяется степенью неопределенности-неясности самой проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, которая содержится в данных самой задачи, программы, в моделях самой цели; если же определенные данные известны, то сам ход решения задач подчиняется в превалированием порядке законам и процессам мышления; если же сами данные почти не поддаются анализу, интрокомментариям рефлексивного плана, то действуют, в основном, механизмы В. которые моделируются-тектонизируются в зависимости от обстоятельств, целей, замыслов, задач, ситуативных факторов; очень часто одна и та же задача может быть решена и с помощью В., и с помощью ментальных актов или же с помощью В.и мышления в совокупности-синтетически; субстанциональная значимость В. в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для реализации-решения той или иной программы-задачи; но стоит заметить, что в таком случае ходы-пути решения задачи очень часто недостаточно верны, точны, правильны, в этом то и заключается ограниченность функций В.; сами же процессы-функции В. имеют по своей структуре аналитико-синтетическую модальность, как процессы памяти, перцепции, мышления; в психологии существует традиция рассматривать формы В., в качестве единичного психического процесса; Кант понимал В., как всеобщее свойство сознания, при этом он указывал на то, что основная функция В. состоит в эмбрионизации и структурировании образов наличного бытия; В. детерминирует поток конкретных гностических, эмоциональных процессов, тектонизируя-структурируя их креативную модель которая и связана, в свою очередь, с инкарнацией-преобразованием предметов, имеется в виду их идейно-образно-смысловая структура; А.В.Запорожец понимал В., как феномен «эмоционального предвосхищения»; В.П.Зинченко, как «продуктивное восприятие.; можно понимать, полагаю, В.-, как конституирование-моделирование с помощью динамических моделей самих образов, знаков в суммации с логико-понятийными рефлексивными конструкциями-тектонами тех значимых конструкций-моделей будущего, которые могут вполне наступить, реализоваться, если сам индивид опирается в своих расчетах-предвосхищениях-прогнозированиях на силу своего собственного эмпирического знания, на свой онтологический опыт; В. — это и отражение наличной действительности в новых неожиданных ракурсах-сочетаниях-когеренциях; сам синтез представлений в процессах В. структурируется в формах аппликации (склеивании), аддитивности (суммации), т.е. в соединении, казалось бы, несоединяемых в самой реальности-действительности ингредиентов-элементов-предикатов-качеств-деталей тех или иных предметов; В. также может осуществляться в гипертрофировании, т.е. в увеличении значимости тех или иных объектов и их элементов, а также в метатипизации — когда выделяются квинтэссенциональные признаки конкретных образов-моделей-знаков, или же свойств-предикатов в предметах, феноменах бытия; В. может в своих репродукциях смягчать-сглаживать дифференциацию объектов-предметов и трансформировать качества элементов самих явлений, предметов, качество деталей в той или иной модели, например, бытия, экзистенции; по модальностям своей процессоактивности дифференцируют две формы В.; а) ретардивно-пассивное В. и б) активно-функциональное В.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ВООБРАЖЕНИЕ
способность человека к построению новых образов путем переработки психических компонент, обретенных в прошлом опыте; процесс психический создания образа предмета или ситуации путем перестройки наличных представлений. Часть сознания личности, один из процессов познавательных, характерный высокой степенью наглядности и конкретности. В воображении своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, происходит образное предвосхищение результатов, могущих достигаться посредством тех или иных действий; оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет реализоваться. Одним из источников развития воображения, где оно обретает коммуникативные качества, является игра дошкольников. Воображение выражается:
1) в построении образа средств и конечного результата деятельности предметной субъекта;
2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна;
3) в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность;
4) в создании образов, соответственных описанию объекта. Оно традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако некоторые авторы склонны отождествлять его либо с мышлением, либо с представлением. Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от поведения инстинктивного животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации проблемной, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задачу можно решить и с помощью воображения, и с помощью мышления. Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, требуемых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, в чем явлена ограниченность воображения. Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания. Принято различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Ведущим механизмом творческого воображения, в коем целью выступает создание именно нового, еще не существовавшего предмета, служит процесс привнесения некоего свойства предметов из иной области. Также различаются:
1) воображение произвольное - проявляемое при целенаправленном решении научных, технических и художественных задач;
2) воображение непроизвольное - проявляемое в сновидениях, в медитативных образах. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе наличных. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения реализуется в различных формах:
1) агглютинация-соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
2) гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;
3) заострение - подчеркивание некоих признаков;
4) схематизация-сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
5) типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе. По степени выраженности активности различаются:
1) воображение пассивное;
2) воображение активное. Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего - в мечтании. Мечта - необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным. Синоним воображения - фантазия.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

ВООБРАЖЕНИЕ
фантазия) (англ. imagination) - универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности путем переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. В. - это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, благодаря чему он выделился из "царства" животных. Будучи психологической основой творчества, В. обеспечивает как историческое создание форм культуры, так и их освоение в онтогенезе.
В психологии существует традиция рассматривать В. в качестве отдельного психического процесса наряду с восприятием, памятью, вниманием и др. В последнее время все большее распространение получает понимание В. как всеобщего свойства сознания (идущее от И. Канта). При этом акцентируется его ключевая функция в порождении и структурировании образа мира. В. детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий (см. Антиципация) и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах "эмоционального предвосхищения" (А. В. Запорожец), "продуктивного восприятия" (В. П. Зинченко), в генезе некоторых форм двигательной активности (Я. А. Бернштейн) и т. д.
В. - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само это понятие (а схема получит отчетливое, верифицуруемое и реализуемое в конкретном материале выражение). Содержание будущей мысли (способ его построения, заданный через схему действий) фиксируется В. в виде некоторой существенной, всеобщей тенденции развития целостного объекта. Осмыслить эту тенденцию как генетическую закономерность человек может только посредством мышления.
Для В. характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая целостно образующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане В. целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины компонентов созерцаемого. Компоненты этого образа осмысленно соединяются друг с другом узами необходимой связи по существу, а не формально (такой способ их соединения присущ уже мифам и сказкам; в онтогенезе он обнаруживается у детей дошкольного возраста). В итоге эти компоненты приобретают в сознании новую качественную определенность. Т. о., В. не является ни произвольным наделением объекта любыми свойствами, ни простой комбинаторикой элементов прошлого опыта. Один из парадоксов В. состоит в том, что предметное целое воспроизводится им с самого начала адекватно, фактически безошибочно. В истории философии и психологии это неоднократно давало повод для его мистификации.
Ведущим механизмом В. служит перенос к.-л. свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы др. объекта в процессе его познания или создания человеком. Операционно-технической основой подобного переноса выступает символическая функция.
В психологии различают произвольное и непроизвольное В. 1-е проявляется, напр., в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е - в сновидениях, т. н. измененных состояниях сознания и т. д.
Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы "воссоздающего" В. целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см. Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ В. как таковому.
Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства - в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста. Одним из ведущих источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т. Кудрявцев.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Воображение
когнитивный процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Процесс В. — преобразование информации в образные формы (формообразование). Продукт В. — преображенные образы предметов, явлений, отношений. В. — психологическая основа творчества. Важнейшее значение В. в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности. Поэтому В. входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности — художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности В. выступает в единстве с мышлением. Включение В. или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задачи. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы В. Нередко одна и та же задача может быть решена как с помощью В., так и с помощью мышления. Ценность В. в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; однако в данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в этом выступает ограниченность В. Процессы В. имеют аналитико–синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия. Основная тенденция В. — преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации. В. — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. По степени выраженности активности различают два вида В.: пассивное и активное. Пассивное В. характеризуется созданием образов, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. В. выступает при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное В. может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное В. наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне. Многие художники, особенно в начале ХХ в. использовали психотропные препараты для получения новых образов и наполнения ими творческой деятельности. Преднамеренное пассивное В. создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах В. грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности. Активное В. может быть творческим и воссоздающим. Творческое В. предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее В. имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Процесс В. не всегда немедленно реализуется в практических действиях. Нередко В. принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т. е. в мечтании. Мечта — необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.
Художественному В. присущи следующие характеристики:
1. Эффект новизны, неповторимости образов. Создание новой художественной реальности.
2. Яркость образов. Даже самые фантастические «нереальные» образы приобретают в художественном творчестве «достоверность», «реальность».
3. Эмоциональность процесса воображения и его результата.
4. Связь с материалом искусства, с системой художественного языка. Образ В. «требует» своего воплощения, иногда «диктует» материал и средства.
5. Специфическая и обобщенная черта художественного В. заключается также в том, что образы, ситуация, состояния, идеи, которые «преобразуются» и создаются воображением, всегда одухотворены.
6. Содержанием художественного В. становятся не только личный опыт или ситуативная творческая задача и данные в ней образы, но и образы, которые скрыты в глубинах бессознательного — архетипы («пра–образы», К. Г. Юнг).
В. как психический процесс «располагает» спектром операций («технологий преобразований»): парадоксальное комбинирование (агглютинация); одухотворение, «оживление» образов и явлений природы; гиперболизация (обострение); инверсия — перевоплощение в противоположность; акцентирование, смещение акцента в структуре образа; сгущение (концентрация) образов; схематизация — выделение основных черт сходства отдельных явлений; типизация — специфическое обобщение. На данных операциях процесса В. основаны методы преобразования образов. (Барышева Т. А.)

Источник: Творчество (теория диагностика технологии). Словарь справочник. 2014

Воображение
творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением или фантазией В житейском обиходе воображением или фантазией называют все то, что нереально, что не соответствует действительности и что, таким образом, не может иметь никакого практического серьезного значения. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. (11.1, 5) постараемся показать все четыре основных формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью. Первая форма связи заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека Второй формой связи является более сложная связь между готовым продуктом фантазии и каким-нибудь сложным явлением действительности. Такая форма связи становится возможной только благодаря чужому или социальному опыту Третьей формой связи является эмоциональная связь. Эта связь проявляется двойным образом. С одной стороны, всякое чувство, всякая эмоция стремится воплотиться в известные образы, соответствующие этому чувству Однако существует еще и обратная связь воображения с эмоцией всякое построение фантазии обратно влияет на наши чувства, и если это построение и не соответствует само по себе действительности, то все же вызываемое им чувство является действительным, реально переживаемым Сущность последней (формы связи) заключается в том, что построение фантазии может представлять из себя нечто существенно новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету; однако будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это «кристаллизованное» воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью. (11.1, 8 – 16) Первый и самый важный закон, которому подчиняется деятельность воображения : творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. (11.1, 10) Примерами кристаллизованного, или воплощенного, воображения может служить любое техническое приспособление, машина или орудие они в развитии своем описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и превратились в продукты воображения. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения. (11.1, 16) В этуже пору (подростковый, переходный возраст) со всей отчетливостью выступают два основных типа воображения: пластическое и эмоциональное, или внешнее и внутреннее воображение. Два этих основных типа характеризуются главным образом материалом, из которого создаются построения фантазии, и законами этого построения. Пластическое воображение пользуется преимущественно данными внешних впечатлений, оно строит из элементов, заимствованных извне; эмоциональное, наоборот, строит из элементов, взятых изнутри. Одно из них мы можем назвать объективным, а другое субъективным. Проявление того и другого типа воображения и постепенная их дифференцировка свойственна именно этому возрасту. (11.1, 30 – 31) Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами. На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды. (11.1, 24 – 25) Воображение у ребенка не богаче, но беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. (11.1, 27) Основной закон развития воображения формулируется так: воображение в своем развитии проходит через два периода, разделенные критической фазой развитие воображения и развитие рассудка очень расходятся в детском возрасте, и эта относительная самостоятельность детского воображения, его независимость от деятельности рассудка, является выражением не богатства, но бедности детской фантазии дальнейшее развитие воображения идет параллельно линии развития рассудка То расхождение, которое было характерно для детского возраста, здесь исчезло, воображение, тесно соединившись с мышлением, идет теперь с ним в ногу Однако так бывает не у всех, у многих развитие получает другой вариант, и это символизируется кривой , быстро опускающейся вниз и знаменующей упадок или свертывание воображения Рассмотрим ближе критическую фазу , которая разделяет оба периода В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное. (11.1, 27 – 29) ...необходимо указать и на двойственную роль, которую может играть воображение в поведении человека. Оно одинаково может и приводить и уводить человека от реальности Удовлетворить себя в воображении чрезвычайно легко, и уход в мечтательность, бегство в воображаемый мир часто отвращает силы и волю подростка от мира действительного эта двойственная роль воображения делает его сложным процессом, овладение которым становится крайне трудным. (11.1, 31) стремление воображения к воплощению это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность. Воображение стремится в силу заложенных в нем импульсов стать творческим, т.е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена его деятельность. (11.1, 34 – 35) Все будущее человек постигает при помощи творческого воображения; ориентировка в будущем, поведение, опирающееся на будущее и исходящее из этого будущего, есть главнейшая функция воображения Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготовляется творческим воображением, воплощающимся в настоящем. (11.1, 78) В драматической форме сказывается с наибольшей ясностью полный круг воображения Здесь образ, созданный из элементов действительности, воплощается и реализуется снова в действительность, хотя бы и условную; стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, здесь находит свое полное осуществление. (11.1, 61) Воображение не повторяет в тех же сочетаниях и тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. (1.2.2, 437) закон реального чувства в деятельности фантазии С деятельностью воображения тесно связано движение наших чувств. Очень часто то или другое построение оказывается нереальным с точки зрения рациональных моментов, которые лежат в основе фантастических образов, но они реальны в эмоциональном смысле. (1.2.2, 449) Воображение является совершенно необходимым, неотъемлемым моментом реалистического мышления Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. (1.2.2, 453) См. Деятельность, Мышление, Опыт, Сознание, Творчество

Источник: Словарь Л.С. Выготского. 2004

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
187.58 кб

О соотношении понятий «Креативность», «Творческие способности», «Творческое воображение», «Творческо

Величко Юлия Викторовна
В данной статье рассмотрены понятия креативность, творческие способности, творческое воображение и творческое мышление, проведен анализ соотношения данных понятий.
Читать PDF
88.64 кб

Воображение как универсальная способность человека

Киселёва Светлана Леонидовна
В статье рассматриваются научно-практические взгляды на природу воображения человека. Исследуются различные подходы к пониманию сущности воображения, его особенностей.
Читать PDF
617.73 кб

Воображение как фактор проявлений тревожности и страхов у дошкольников

Чернобровкина Светлана Владимировна, Гусарова Валерия Владимировна
Центральным психологическим новообразованием дошкольного периода, согласно позиции Л.С. Выготского, является воображение.
Читать PDF
129.36 кб

Диалектика развивающегося познания: мышление и воображение ребенка-дошкольника

Веракса Николай Евгеньевич, Кудрявцев Владимир Товиевич
На материале исследования мышления и воображения дошкольника раскрывается диалектическая природа детского познания. С этих позиций обсуждаются его специфические закономерности и механизмы.
Читать PDF
193.54 кб

Воображение и сновидения

Данилкина И. И.
В статье рассматриваются взаимосвязь визуального воображения и сновидений, которые рождаются в процессе интенсивного творчества.
Читать PDF
169.32 кб

2001. 01. 006. Скокпол Т. Историческое воображение в социологии

Каганова З.
Читать PDF
430.13 кб

Инсертуализм и воображение

Рябцев Денис Валерианович
В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия воображения и неопределенности. Приводятся теоретические аспекты такого взаимодействия.
Читать PDF
189.76 кб

Визуальное воображение в трансформации культурной среды

Данилкина И. И.
визуальное воображение выступает в статье как основа и предтеча всех пространственных преобразований, которые рассмотрены как основы проектов, информационных притяжений, материализации их в реальность.
Читать PDF
185.41 кб

Визуальное воображение в трансформации культурной среды

Данилкина Ирина Ивановна
Статья посвящена анализу воображения в его визуальном аспекте как основы творчества и преобразования самой личности и окружающей среды.
Читать PDF
202.00 кб

Визуальное воображение как проблема изысканий в истории культурфилософской мысли

Данилкина И. И.
В статье рассматривается проблема визуального воображения в истории философской мысли, анализируется становление понятия визуального воображения с Античных времен и до наших дней.
Читать PDF
260.45 кб

Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук

Замятин Дмитрий
В статье проведено исследование предмета и методологических основ гуманитарной географии. Выявлены базовые направления развития гуманитарной географии. Проанализированы понятия географического образа, локального мифа.
Читать PDF
261.45 кб

СОЦИАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

О. Ю. Малинова
Читать PDF
102.25 кб

Литературное воображение и теория новых медиа

Сосна Нина Николаевна
Читать PDF
111.05 кб

Смысловое соотношение понятий «Фантазия» и «Воображение»

Федотова Виктория Олеговна
Читать PDF
0.00 байт

Воображение японцев

Герасимова Майя Петровна
В самой Японии еще недавно было распространено мнение о том, что японцам не хватает силы воображения, в частности творческого.

Похожие термины:

  • АКТИВНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

    есть два вида его: 1) воображение творческое; 2) воображение воссоздающее.
  • Эйдетическое воображение

    eidetic imagery) - сильный визуальный образ предмета или сцены, сохраняющийся в памяти людей надолго, после того как предмет или сцена исчезли.
  • Непроизвольное воображение

    вид воображения, характеризующийся непреднамеренным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Крайним случаем проявления непроизвольного воображения являются сновиден
  • Опосредованное воображение

    вид воображения, предполагающий создание образа с опорой на внешние или внутренние средства.
  • ВООБРАЖЕНИЕ ПАССИВНОЕ

    характерно созданием образов, кои не воплощаются в жизнь; программ, кои не выполняются или вообще не могут быть выполнены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за
  • Воображение патологическое

    процесс создания болезненных представлений, идей, моделей поведения, основанный на актуализации какой-либо патологической потребности или на анормальном влечении . В качестве основных критериев
  • Произвольное воображение

    вид воображения, характеризующийся преднамеренным, осознанным воспроизведением и преобразованием полученных ранее впечатлений. Одним из наиболее ярких примеров произвольного воображения явля
  • Репродуктивное воображение

    процесс механического воспроизведения полученного ранее впечатления в виде психического образа.
  • ВООБРАЖЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ

    вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта.
  • ВООБРАЖЕНИЕ ВОССОЗДАЮЩЕЕ

    вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания.
  • ВООБРАЖЕНИЕ ЭМОЦИОГЕННОЕ (ВООБРАЖЕНИЕ ЭМОТИВНОЕ)

    воображение, способное вызывать новые или изменять существующие эмоциональные состояния людей. Термин В.э. используется в поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии и обозначает про
  • ВООБРАЖЕНИЕ РАЗВИТИЕ

    под развитием В. понимается его совершенствование, постепенное, прогрессивное изменение по следующим признакам: 1. Разнообразие фантазии. Оно проявляется в том, что всякий раз, фантазируя по одном
  • ВООБРАЖЕНИЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    1. В. позволяет человеку представлять в виде образов и идей то, что он не может непосредственно воспринимать. Благодаря этой функции человек может в своем сознании выйти за пределы существующей дей
  • ВООБРАЖЕНИЕ ВИДЫ

    у человека имеется несколько видов В. Это – пассивное и активное В., репродуктивное и продуктивное В. Пассивным называют В., в котором образы фантазии зарождаются спонтанно, самопроизвольно, без пр
  • Бред воображения Дюпре

    См. Бред парафренный.
  • Аффективно-защитная функция воображения

    функция воображения, которая заключается в создании воображаемой ситуации с целью условного разрешения конфликтов, которые в данный момент не могут быть разрешены на практике.
  • МЕТОД ВООБРАЖЕНИЯ АКТИВНОГО

    основной метод коррекции психологической в терапии К.Г. Юнга. Предполагает возможность встречи и взаимодействия с символами бессознательного.
  • Бред воображения

    Dupre, Longre, 1914) - бред, содержанием которого становятся плоды болезненного и большей частью пассивного воображения, поскольку роль осознанной активности самих пациентов в них стремится к нулю. Бред н
  • Познавательно-интеллектуальная функция воображения

    функция воображения, заключающаяся в формировании представлений на основе предыдущего опыта при получении новой информации о неизвестных для субъекта предметах или явлениях.
  • Галлюцинации воображения параноические

    Ушаков, 1971) - обманы восприятия, отображающие содержание паранойяльных идей (сверхценных образований, сверхценного бреда) – (греч. para – рядом, вблизи, отклонение от чего-дибо; noeo – мыслить, восприни