ДЕДУКЦИЯ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕДУКЦИЯ
(лат. deductio — выведение) — вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Дедукция
Логическое умозаключение, построенное на принципе «от общего к частному». Понятие диаметральное индукции (см.).

Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010

Дедукция
deduction). Доказательство от общего к частному. Применяется в науке при выведения из общей теории гипотезы конкретного исследования.

Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004

Дедукция
Словообразование. Происходит от лат. deductio - выведение.
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным.

Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000

дедукция

(от лат. deductic – выведение) – форма мышления, вид умозаключения, логический метод исследования, когда новая мысль, новое знание выводится по правилам логики из некоторых данных посылок, переходя от общего к частному.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

ДЕДУКЦИЯ
способ рассуждения, когда умозаключение производят от общего к частному.
Композиция Д. составляется из 3-х частей, суждений: общего положения (большой посылки), связанного с ним суждения (малой посылки) и заключительного утверждения, вывода. Весь процесс производства Д. как мыслительной операции называют СИЛЛОГИЗМОМ (см.).

Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006

ДЕДУКЦИЯ
способ или форма умозаключения от общего к частному. При Д. из истинности некоторого общего утверждения логическим путем выводится истинность определенного частного суждения. Дедуктивный вывод – это абстрактный процесс, который для констатации его формальной правильности требует лишь логической последовательности рассуждений. См. абстракция, индукция.

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

Дедукция
лат. deductio - выведение) - рассуждение от общего к частному. Дедуктивное умозаключение считается адекватным, если оно логически непротиворечиво, то есть согласуется с исходными посылками. Окончательное доказательство его истинности состоит в установлении его соответствия реальному положению дел; логически верное умозаключение не обязательно суть истинное по своему существу, но с этим редко соглашаются люди, склонные к схоластике и склонные к тому, чтобы недооценивать значение опыта.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012

ДЕДУКЦИЯ
движение знания от более общего к менее общему, частному; выведение следствия из посылок. Тесно связана с индукцией. Логика рассматривает дедукцию как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом.
Пример эмпирических исследований дедуктивных рассуждений - анализ доверия к посылкам и выводам из них.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

Дедукция
от лат. deductio - выведение), метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из посылок, теоремы ("частное"). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоп. индукция.

Источник: Словарь по истории психологии. 2007

ДЕДУКЦИЯ
Рассуждение, которое начинается с определенного набора предположений и в ходе которого делается попытка вывести из них заключения или теоремы. Вообще, это логическая операция, в которой рассуждение ведется от общего к частному. Дедуктивное умозаключение представляет собой абстрактный процесс, который не требует никакого другого подтверждения, кроме логической непротиворечивости. Доказательство заключается в соответствии действительности и наглядности теорем и заключений, которые выведены. Ср. с индукцией. Обе формы рассуждения тщательно изучаются в психологии, особенно в связи с формированием понятий и решением задач.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002

ДЕДУКЦИЯ
(от лат. выведение) – движение мысли от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. Поскольку в дедуктивном умозаключении происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, Д. связывают с анализом и синтезом. В формировании посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играет обобщение наблюдений и экспериментов, что связано с индуктивными процессами. Д. предполагает объяснение наблюдаемых явлений через общий закон и нахождение доказательств найденным выводам. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении личности, их зависимость от возраста, профессии, внешних и внутренних условий деятельности этой личности. В ходе обучения дедуктивное мышление учащихся проявляется в тех случаях, когда приходится применять общие положения (правила) к частным, единичным случаям.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

ДЕДУКЦИЯ
ДЭДУКЦЫЯ / DEDUCTION (от лат. deductio– выведение), также дедуктивное умозаключение, силлогизм– 1) метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок; 2) логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному и единичному в процессе рассуждения. Начало дедуктивного умозаключения– исходные посылки (аксиомы, гимпотезы) общего характера, а результат, конец– следствия из этих посылок более частного характера. Переход от общего к частному осуществляется посредством дедуктивных умозаключений; разделяют их виды: условно-категориальные, разделительно-категориальные, условные, дилеммы. Истинность следствий во многом зависит от истинности посылок. Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. Поскольку в дедуктивном умозаключении происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, Д. связывают с анализом и синтезом. В формировании посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играет обобщение наблюдений и экспериментов, что связано с индуктивными процессами. Д. предполагает объяснение наблюдаемых явлений через общий закон и нахождение доказательств найденным выводам. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении личности, их зависимость от возраста, профессии, внешних и внутренних условий деятельности этой личности. В ходе обучения дедуктивное мышление учащихся проявляется в тех случаях, когда приходится применять общие положения (правила) к частным, единичным случаям. Формирование дедуктивного мышления выступает особой, сложной педагогической задачей. С. Л. Кандыбович

Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.

ДЕДУКЦИЯ
а) это конкретно-дискурсивный вывод-королларий; б) это наименование фундаментальной теории построения дискурсивно-правильных умозаключений; в) вид самого умозаключения, в котором осуществляется-происходит переход от общего к частному; г) объяснение детерминантов поведения индивида, на основании его общих психических свойств, кот. относятся к единично-частным психосвойствам-психопредикатам; д) сам процесс верификационно-аподиктического вывода, когда от данных посылок переходят к дискурс-резюме—к дискурс-заключениям, в соответствии с максимами логики; е) метод, позволяющий, к примеру, на основании общих этико-онтологических диспозиций индивида, приблизительно-примерно-относительно, а иногда и точно-выверено-адекватно, запрограммировать -предусмотреть модель его поступков-действий, в конкретной наличной реальности; дискурсивно-дедуктивный вывод оказывается истинным если — существует истинность посылок, или же индивидом правильно употребляются-продуцируются дискурсивно-логические законы-постулаты-принципы-предписания; сама дедуктивная логика берет свое начало от иссл. выд. греч. философа Аристотеля (соч. в IV т., «Аналитики»), а в последствии над проблемами Д. логики работали такие выд. мыслители, как Лейбниц, Декарт, Гоббс, Бэкон, Д.С.Милль, Вольф, Кант, Гуссерль; последний, например, в своей работе «Пролегомены к чистой логике»т.1-2, впервые предпринял попытку рассмотреть логико-дедуктивные модели в русле психологических феноменов, а также онтологических феноменов, имеющих непосредственное отношение к социоэмпирическим субстантивным атрибутам индивида, его социоориентирам; методы Д. имеют широко-специфическую область применения в разработке-исследовании научных концепций, позволяя, тем самым, исследовать-эволюционизировать саму динамику концепции, или набор идей, до заполучения-находимости дискурсивно-обоснованных выводов, а также для выверения тех или иных детерминант, следствий, сопутствующих самим каузально-детерминантным моделям-схемам-тектонам, кот. можно впоследствии проверить в гностическо-эмпирической практике или же экспериментально-лабораторными методами; соотносительно самих гностических актов, Д. обеспечивает дискурс-инвариантность в доказательствах множественности случаев, раритетности случаев, кои могут возникать-проявляться в онтосо-эмпирической реальности, в самом социуме.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

ДЕДУКЦИЯ
от лат. deductio - выведение) - 1) процесс логического вывода, т. е. перехода от посылок к заключениям в соответствии с правилами логики; 2) конкретный вывод; 3) родовое наименование общей теории построения правильных умозаключений; 4) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному. В последнем значении дедуктивный вывод не м. б. более общим, чем посылки (утверждения), приводящие к нему. Посылками м. б. аксиомы, постулаты, принципы.
Дедуктивный вывод всегда оказывается истинным при: а) истинности посылок, б) правильном употреблении логических законов; но истинность посылок не м. б. доказана с помощью Д.
Дедуктивная логика ведет свое начало от Аристотеля, но особенно интенсивно она стала разрабатываться с XIX в., когда в связи с развитием математической логики начали развиваться учения о доказательстве, о логическом следовании и т. д., о непротиворечивости и полноте дедуктивных систем. Взгляды на роль и ценность Д. отличались разнообразием. Декарт считал, что Д. дает знание, полученное путем рассуждения ("опосредованное", "опосредствованное"), и противопоставлял ее интуиции, посредством которой разум усматривает истину "непосредственно". Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль, А. Бэн относились к Д. пренебрежительно, считая, что, в противоположность индукции, она вообще не дает нового знания. Этот же факт рационалисты Г. Лейбниц и X. Вольф интерпретировали в положительном смысле: знания, полученные Д., "истинны во всех возможных мирах". Дедуктивное знание получается без обращения к эмпирическим фактам, непосредственному опыту. Исходя из этого, Кант считал необходимым при построении философии опираться не только на Д., но и на эмпирические факты.
Ограниченность применимости Д. в познании связана г. о. с тем, что Д. предполагает неизменность предмета рассуждения и, следовательно, исключает представление о предмете как развивающемся; дедуктивные системы не могут включать противоречия, и потому все противоречивые отношения действительности в дедуктивном представлении разрываются, теряя целостность; в выводах дедуктивной системы не может содержаться ничего, что не содержалось бы в посылках (аксиомах, принципах и т. п.).
Д. имеет свою определенную область применения, в частности, в разработке научных теорий, позволяя развить теорию до получения всех возможных, необходимо обоснованных выводов и следствий, могущих быть проверенными на практике. По отношению к процессу познания в целом Д. обеспечивает строгость и доказательность рассуждения при условии непротиворечивости исходной системы понятий. Однако она не может обосновать саму эту исходную систему. Поскольку Д. широко используется в научном познании, она важна также и при обучении наукам. Дедуктивный метод обучения позволяет вместо рассмотрения множества единичных случаев усвоить общие принципы, что происходит, напр., при изучении геометрии. Особую роль Д. призвана играть в формировании логического мышления школьников.

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
283.93 кб

Индукция и дедукция в педагогической системе

Лубенко Владимир Васильевич, Алаторцева Вера Николаевна
в авторской школе В.В. Лубенко «Малая академия искусств» реализуются авторские развивающие программы.
Читать PDF
143.42 кб

Трансцендентальная дедукция «Главных родов» в «Софисте» Платона

Семенов Валерий Евгеньевич
В статье рассматривается обоснование пяти «главнейших родов» в «Софисте» Платона. Анализируется сущность, структура, метод и этапы дедукции, а также функции этих важнейших универсалий в метафизике Платона.
Читать PDF
345.99 кб

Основания классической логики и дедукция систем аристотелевой и неаристотелевой (Н. А. Васильева) си

Антаков С. М.
Читать PDF
345.76 кб

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ИНТЕЛЛЕКТА: ИНТУИЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

Коломейцев А. Е.
Читать PDF
291.92 кб

Региональный политический ресурс: опыт теоретической дедукции

Рашева Н. В., Цыганаш В. Н.
Читать PDF
752.81 кб

Генетический тип дедукции - альтернатива традиционно понимаемой дедукции как выводу из аксиом

Крушинский А. А.
In present paper the constructive type of deductive reasoning is contrasted with traditional (i.e. based on the notion of axiomatic system) form of deduction.
Читать PDF
435.81 кб

РАЗУМ И ВЕРА. О КАНТОВОЙ ДЕДУКЦИИ УЧЕНИЯ О МИЛОСТИ

У. Зеберг
Кантова дедукция христианского учения об оправдании и, соответственно, учения о милости ведет к вопросу о том, каким образом философия может иметь предметом своих занятий божью милость, не подменяя ее ошибочно своими собственными

Похожие термины:

  • Жесты-симптомы, непроизвольные жесты

    движения руками, ногами, головой, мимические выражения и позы, служащие более или менее объективными признаками чего-то, связанного с субъектом, производящим их. Это, например, такие жесты, как пост
  • ЦЕЛЬ

    англ. purpose, mental goal) - см. Воля, Деятельность, Интенция.
  • МЕТОДИКА

    совокупность способов и приемов, предназначенных для конкретного исследования.
  • РАЗВИТИЕ

    направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.
  • ОБЩЕНИЕ

    сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов.
  • МЕЛАНХОЛИЯ

    Психическое состояние, характеризующееся очень глубокой депрессией.
  • КУЛЬТУРА

    Culture) —представления, обычаи, привычки и язык, общие для людей, живущих в определенном времени и месте.
  • ЛИЧНОСТЬ

    Person) —черты или характеристики, которые человек вносит в социальную ситуацию.
  • КОММУНИКАЦИЯ

    — смысловой аспект социального взаимодействия.
  • АДАПТАЦИЯ

    приспособление к существованию в меняющихся условиях окружающей среды.
  • ЛЮБОВЬ

    чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.