ДЕДУКЦИЯ
(лат. deductio — выведение) — вид умозаключения от общих суждений к частному; метод познания.
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
Дедукция
Логическое умозаключение, построенное на принципе «от общего к частному». Понятие диаметральное индукции (см.).
Источник: Никифоров А.С. Неврология. Полный толковый словарь. 2010
Дедукция
deduction). Доказательство от общего к частному. Применяется в науке при выведения из общей теории гипотезы конкретного исследования.
Источник: Гудвин Дж. Исследование в психологии методы и планирование. 2004
Дедукция
Словообразование. Происходит от лат. deductio - выведение.
Категория. Познавательный процесс.
Специфика. Процесс логического вывода на основании перехода от общих положений к частным.
Источник: Кондаков И. Психологический словарь. 2000
дедукция
(от лат. deductic – выведение) – форма мышления, вид умозаключения, логический метод исследования, когда новая мысль, новое знание выводится по правилам логики из некоторых данных посылок, переходя от общего к частному.
Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992
ДЕДУКЦИЯ
способ рассуждения, когда умозаключение производят от общего к частному.
Композиция Д. составляется из 3-х частей, суждений: общего положения (большой посылки), связанного с ним суждения (малой посылки) и заключительного утверждения, вывода. Весь процесс производства Д. как мыслительной операции называют СИЛЛОГИЗМОМ (см.).
Источник: Ильинский С. Нейролингвистическое программирование. 2006
ДЕДУКЦИЯ
способ или форма умозаключения от общего к частному. При Д. из истинности некоторого общего утверждения логическим путем выводится истинность определенного частного суждения. Дедуктивный вывод – это абстрактный процесс, который для констатации его формальной правильности требует лишь логической последовательности рассуждений. См. абстракция, индукция.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Дедукция
лат. deductio - выведение) - рассуждение от общего к частному. Дедуктивное умозаключение считается адекватным, если оно логически непротиворечиво, то есть согласуется с исходными посылками. Окончательное доказательство его истинности состоит в установлении его соответствия реальному положению дел; логически верное умозаключение не обязательно суть истинное по своему существу, но с этим редко соглашаются люди, склонные к схоластике и склонные к тому, чтобы недооценивать значение опыта.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ДЕДУКЦИЯ
движение знания от более общего к менее общему, частному; выведение следствия из посылок. Тесно связана с индукцией. Логика рассматривает дедукцию как вид умозаключения. Психология изучает развитие и нарушение дедуктивных рассуждений. Движение знания от более к менее общему анализируется в его обусловленности всеми психическими процессами, строением мыслительной деятельности в целом.
Пример эмпирических исследований дедуктивных рассуждений - анализ доверия к посылкам и выводам из них.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Дедукция
от лат. deductio - выведение), метод мышления, при котором новое положение выводится чисто логическим путем из предшествующих, вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом - следствия из посылок, теоремы ("частное"). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства. Противоп. индукция.
Источник: Словарь по истории психологии. 2007
ДЕДУКЦИЯ
Рассуждение, которое начинается с определенного набора предположений и в ходе которого делается попытка вывести из них заключения или теоремы. Вообще, это логическая операция, в которой рассуждение ведется от общего к частному. Дедуктивное умозаключение представляет собой абстрактный процесс, который не требует никакого другого подтверждения, кроме логической непротиворечивости. Доказательство заключается в соответствии действительности и наглядности теорем и заключений, которые выведены. Ср. с индукцией. Обе формы рассуждения тщательно изучаются в психологии, особенно в связи с формированием понятий и решением задач.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ДЕДУКЦИЯ
(от лат. выведение) – движение мысли от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего. Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. Поскольку в дедуктивном умозаключении происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, Д. связывают с анализом и синтезом. В формировании посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играет обобщение наблюдений и экспериментов, что связано с индуктивными процессами. Д. предполагает объяснение наблюдаемых явлений через общий закон и нахождение доказательств найденным выводам. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении личности, их зависимость от возраста, профессии, внешних и внутренних условий деятельности этой личности. В ходе обучения дедуктивное мышление учащихся проявляется в тех случаях, когда приходится применять общие положения (правила) к частным, единичным случаям.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ДЕДУКЦИЯ
ДЭДУКЦЫЯ / DEDUCTION (от лат. deductio– выведение), также дедуктивное умозаключение, силлогизм– 1) метод мышления, следствием которого является логический вывод, истинность которого гарантируется истинностью посылок; 2) логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от общего к частному и единичному в процессе рассуждения. Начало дедуктивного умозаключения– исходные посылки (аксиомы, гимпотезы) общего характера, а результат, конец– следствия из этих посылок более частного характера. Переход от общего к частному осуществляется посредством дедуктивных умозаключений; разделяют их виды: условно-категориальные, разделительно-категориальные, условные, дилеммы. Истинность следствий во многом зависит от истинности посылок. Д. противопоставляется индукции как переходу от единичного и частного к общему. Поскольку в дедуктивном умозаключении происходит объединение знаний, данных в отдельных посылках, Д. связывают с анализом и синтезом. В формировании посылок дедуктивных умозаключений существенную роль играет обобщение наблюдений и экспериментов, что связано с индуктивными процессами. Д. предполагает объяснение наблюдаемых явлений через общий закон и нахождение доказательств найденным выводам. Психология изучает формирование и протекание дедуктивных процессов в мышлении личности, их зависимость от возраста, профессии, внешних и внутренних условий деятельности этой личности. В ходе обучения дедуктивное мышление учащихся проявляется в тех случаях, когда приходится применять общие положения (правила) к частным, единичным случаям. Формирование дедуктивного мышления выступает особой, сложной педагогической задачей. С. Л. Кандыбович
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ДЕДУКЦИЯ
а) это конкретно-дискурсивный вывод-королларий; б) это наименование фундаментальной теории построения дискурсивно-правильных умозаключений; в) вид самого умозаключения, в котором осуществляется-происходит переход от общего к частному; г) объяснение детерминантов поведения индивида, на основании его общих психических свойств, кот. относятся к единично-частным психосвойствам-психопредикатам; д) сам процесс верификационно-аподиктического вывода, когда от данных посылок переходят к дискурс-резюме—к дискурс-заключениям, в соответствии с максимами логики; е) метод, позволяющий, к примеру, на основании общих этико-онтологических диспозиций индивида, приблизительно-примерно-относительно, а иногда и точно-выверено-адекватно, запрограммировать -предусмотреть модель его поступков-действий, в конкретной наличной реальности; дискурсивно-дедуктивный вывод оказывается истинным если — существует истинность посылок, или же индивидом правильно употребляются-продуцируются дискурсивно-логические законы-постулаты-принципы-предписания; сама дедуктивная логика берет свое начало от иссл. выд. греч. философа Аристотеля (соч. в IV т., «Аналитики»), а в последствии над проблемами Д. логики работали такие выд. мыслители, как Лейбниц, Декарт, Гоббс, Бэкон, Д.С.Милль, Вольф, Кант, Гуссерль; последний, например, в своей работе «Пролегомены к чистой логике»т.1-2, впервые предпринял попытку рассмотреть логико-дедуктивные модели в русле психологических феноменов, а также онтологических феноменов, имеющих непосредственное отношение к социоэмпирическим субстантивным атрибутам индивида, его социоориентирам; методы Д. имеют широко-специфическую область применения в разработке-исследовании научных концепций, позволяя, тем самым, исследовать-эволюционизировать саму динамику концепции, или набор идей, до заполучения-находимости дискурсивно-обоснованных выводов, а также для выверения тех или иных детерминант, следствий, сопутствующих самим каузально-детерминантным моделям-схемам-тектонам, кот. можно впоследствии проверить в гностическо-эмпирической практике или же экспериментально-лабораторными методами; соотносительно самих гностических актов, Д. обеспечивает дискурс-инвариантность в доказательствах множественности случаев, раритетности случаев, кои могут возникать-проявляться в онтосо-эмпирической реальности, в самом социуме.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ДЕДУКЦИЯ
от лат. deductio - выведение) - 1) процесс логического вывода, т. е. перехода от посылок к заключениям в соответствии с правилами логики; 2) конкретный вывод; 3) родовое наименование общей теории построения правильных умозаключений; 4) вид умозаключения, в котором осуществляется переход от общего к частному. В последнем значении дедуктивный вывод не м. б. более общим, чем посылки (утверждения), приводящие к нему. Посылками м. б. аксиомы, постулаты, принципы.
Дедуктивный вывод всегда оказывается истинным при: а) истинности посылок, б) правильном употреблении логических законов; но истинность посылок не м. б. доказана с помощью Д.
Дедуктивная логика ведет свое начало от Аристотеля, но особенно интенсивно она стала разрабатываться с XIX в., когда в связи с развитием математической логики начали развиваться учения о доказательстве, о логическом следовании и т. д., о непротиворечивости и полноте дедуктивных систем. Взгляды на роль и ценность Д. отличались разнообразием. Декарт считал, что Д. дает знание, полученное путем рассуждения ("опосредованное", "опосредствованное"), и противопоставлял ее интуиции, посредством которой разум усматривает истину "непосредственно". Ф. Бэкон, Дж. Ст. Милль, А. Бэн относились к Д. пренебрежительно, считая, что, в противоположность индукции, она вообще не дает нового знания. Этот же факт рационалисты Г. Лейбниц и X. Вольф интерпретировали в положительном смысле: знания, полученные Д., "истинны во всех возможных мирах". Дедуктивное знание получается без обращения к эмпирическим фактам, непосредственному опыту. Исходя из этого, Кант считал необходимым при построении философии опираться не только на Д., но и на эмпирические факты.
Ограниченность применимости Д. в познании связана г. о. с тем, что Д. предполагает неизменность предмета рассуждения и, следовательно, исключает представление о предмете как развивающемся; дедуктивные системы не могут включать противоречия, и потому все противоречивые отношения действительности в дедуктивном представлении разрываются, теряя целостность; в выводах дедуктивной системы не может содержаться ничего, что не содержалось бы в посылках (аксиомах, принципах и т. п.).
Д. имеет свою определенную область применения, в частности, в разработке научных теорий, позволяя развить теорию до получения всех возможных, необходимо обоснованных выводов и следствий, могущих быть проверенными на практике. По отношению к процессу познания в целом Д. обеспечивает строгость и доказательность рассуждения при условии непротиворечивости исходной системы понятий. Однако она не может обосновать саму эту исходную систему. Поскольку Д. широко используется в научном познании, она важна также и при обучении наукам. Дедуктивный метод обучения позволяет вместо рассмотрения множества единичных случаев усвоить общие принципы, что происходит, напр., при изучении геометрии. Особую роль Д. призвана играть в формировании логического мышления школьников.
Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004