Любовь
чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения; склонность, пристрастие к чему-либо.
Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь
ЛЮБОВЬ
высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными переживаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали и сопровождаемое готовностью сделать все от себя зависящее для благополучия любимого человека.
Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.
Любовь
Love). Психосоциальное качество, вытекающее из чувства интимности, благодаря которому молодой человек или девушка вверяет себя другому человеку, хранит верность, даже если для этого может потребоваться самоотречение и компромисс.
Источник: Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. 2003
ЛЮБОВЬ
глубокое и интимное нравственноэстетическое чувство самоотверженной привязанности к другому человеку. В последнее время Л. стали называть секс («заниматься любовью»), однако употребление термина в этом аспекте не является правильным. Он используется преимущественно в разговорной речи и средствах массовой информации для смягчения слишком натуралистичного слова «секс».
Источник: Каталымов Л.Л. Словарь по сексологии. 2007
Любовь
устойчивая радость от того, что другой существует. Легче поддерживается, когда другой находится рядом и испытывает аналогичные чувства, однако, какое-то время может сохраняться при не слишком больших расставаниях или недостаточной взаимности. Любовью не является радость от того, что другой меня любит, или желание, чтобы он это делал. Хотя это, конечно, может сопровождать любовь и это необходимо для ее длительного поддержания. Не стоит путать любовь, влюбленность и любовную страсть.
Источник: Словарь чувств и эмоций. 2015
ЛЮБОВЬ
высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта; интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в социально- формируемом стремлении быть своими личностнозначимыми чертами с максимальный полнотой представленными в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство Л. имеет глубоко интимный характер и сопровождается изменяющимися эмоциями.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ЛЮБОВЬ
термин, выражающий несколько различных психических явлений: Л. к детям; Л. к матери и Родине\ половая Л\ Л. как предпочтение; условно-рефлекторная Л. Общее у этих психических явлений — их эмоциональная основа, переходящая у человека в чувство, и отнесенность к конкретному объекту, вызывающему стремление общаться с ним или его воспринимать. В высшем проявлении Л. связана со стремлением жертвовать собственным благополучием ради объекта Л. При своем высшем проявлении Л., взаимодействуя с чувством долга, поднимается на уровень нравственного чувства, являющегося, по словам К. Маркса, мерилом того, насколько «...естественное поведение человека стало человеческим...» и «...в какой мере сам он, в своем индивидуальнейшем бытии является вместе с тем общественным существом» (Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произв. М., 1958, с. 587).
Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984
ЛЮБОВЬ
высшее, эмоционально положительное человеческое чувство, связывающее людей друг с другом очень близкими, интимными отношениями, основанное на желании и стремлении сделать жизнь любимого человека как можно более счастливой. В отдельных, частных случаях его употребления в психологии Л. может означать следующее: 1. Сильное положительное чувство, испытываемое одним человеком по отношению к другому человеку. 2. Аналогичное чувство, испытываемое человеком по отношению к животному (например, Л. человека к домашней собаке). 3. Та кое же чувство человека по отношению к какому-либо предмету (например, Л. к книгам). 4. Сильное чувство эмоциональной привязанности к какому-либо идеалу, например, Л. к Богу. 5. Чувство, основанное на физиологическом, половом влечении. 6. Чувство, связанное с каким-либо видом деятельности (Л. к занятиям наукой, искусством и т. п.). 7. Чувство, противоположное ненависти. См. интимный, любовь платоническая, ненависть, объектная любовь первичная.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
ЛЮБОВЬ
love) Определение этого многообразного понятия вызывает у психоаналитиков не меньше затруднений, чем у всех других. В литературе оно выступает:
а) как ЭРОС - персонифицированная сила или первопричина;
б) как ИНСТИНКТ или группа инстинктов, неизбежно вступающих в КОНФЛИКТ или с инстинктом самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), или с деструктивными инстинктами;
в) как АФФЕКТ, чаще противопоставляемый НЕНАВИСТИ, нежели СТРАХУ; и
г) как способность или функция, подверженная ТОРМОЖЕНИЮ, ПЕРВЕРЗИИ и СУБЛИМАЦИИ. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ полагает, что все формы любви есть, по сути, производные инстинкта и что их функция - обеспечивать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ инстинкта. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ полагает, что все они - проявление потребности строить отношения с объектами. Различение между любовью, признающей нужды и само существование другого, и любовью, которая не способна на это, обычно достигается противопоставлением ОБЪЕКТНОЙ и ИНФАНТИЛЬНОЙ, или зависимой (см. ЗАВИСИМОСТЬ), ЛЮБВИ. объект любви - это объект, любимый субъектом, в противоположность либо
а) объекту, ненавидимому субъектом или безразличному ему, либо
б) объекту, удовлетворяющему потребности.
эдипова любовь - это любовь к родителю либо к его заместителю. генитальная любовь - не синоним сексуального желания; это любовь, на которую способен человек, достигший ГЕНИТАЛЬНОГО УРОВНЯ развития.
Источник: Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. 1995
ЛЮБОВЬ
/англ. Love/, интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею (цит. по: «Большой энциклопедический словарь», 1997).
Как правило, Л. опосредуется пол. влечением; предполагает высокую степень избирательности, основанную на индивидуальном выборе. Нередко носит иррациональный характер и возникает стихийно (т. н. Л. с первого взгляда). Является одним из ведущих мотивов создания семьи, основой гармонии сексуальной. См. также Агапэ; Лимерентность; Любовь платоническая; Любовь свободная; Людус; Сторгэ; Филия. Ср. Влечение; Страсть; Эрос.
«Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна, Любовь воздушна, Любовь неизреченна и необъяснима, и чтобы ни говорить о Любви, ее не замкнуть в слова, как не расскажешь музыку и не нарисуешь Солнце.» К. Бальмонт. Лирика пола.
Л. /разг./: амуры; афродита; похождения; чувства; шашни; шуры-муры. См. также Близость; Интим (2); Интрига; Роман; Связь; Флирт.
Крутить Л. /разг./ – предаваться чувству Л.
«Ну, я понимаю, что эти дуры, вроде Соньки, любовь крутят.» А. Куприн. Яма.
Любовный (-ая; -ое) – присущий или свойственный Л. Иногда употребляется в значении романтический; эротический.
«Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоем петь и гореть».
А. Ахматова. Белая стая.
Полюбовный (-ая; -ое) /устарев./ – отвечающий интересам обеих сторон; то же, что любовный.
«У нас, батюшка, нынче все дела полюбовным манером кончаются.» М. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи.
Источник: Словарь доктора либидо
ЛЮБОВЬ
1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди др. и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов любящего. В зависимости от объекта Л. различают Л. к родителям, детям, супругу, родине, профессии, науке, музыке и др. 2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство человека к человеку противоположного пола, глубинной основой которого являются сексуальные потребности. Л. в своих психологических характеристиках является общественно-исторически обусловленным чувством, своеобразно отражающим социальные отношения и особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в браке. Л. играет огромную роль в формировании личности. Недостаток Л. приводит к ухудшению здоровья и психического состояния, особенно у ребенка. Установлена связь между способностью к Л. и отношением человека к самому себе. Различают два вида Л.: обусловленную и необусловленную. Обусловленной считается Л., вызванная какими-л. осознанными или неосознанными причинами. Напр., человек любит свою профессию, т. к. она дает ему очень хороший заработок, или жену – за красоту. Утрата объектом Л. привлекательного качества в этом случае ведет к ослаблению или потере чувства тем, кто любил обусловленной Л. Если ребенок учится без троек – он любим в семье, если на тройки и двойки – не любим. Необусловленная Л. – это Л. ни за что, просто за то, что объект Л. таков, каков он есть. Отсутствие или недостаток Л. – глубинная первопричина многих конфликтов на планете. Человеку просто необходимо постоянно учиться без каких-л. условий любить всех, включая себя.
Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009
Любовь
1) чувство сердечной, горячей привязанности. Типичная реакция на любовь – расположение, удовлетворение, удовольствие со стороны объекта любви, индукция (ответная любовь), тщеславие, желание извлечь из этого выгоду; реже – озабоченность, беспокойство, равнодушие, пренебрежение. Может сочетаться с уважением, жалостью, ревностью, чувством собственного недостоинства, экзальтацией, экстазом, ощущением счастья, блаженством, умиротворением, вожделением, нежностью, радостью, тоской, грустью, болью, стыдливостью, робостью. Может быть следствием благодарности, развиться по индукции. Постепенно может смениться десенсибилизацией, разочарованием, охлаждением, ненавистью (см. Амбивалентность чувств).
Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (Евангелие).
…Любить – значит жить жизнью другого… (О. Бальзак, Дочь Евы)
О, святые, благодатные мгновенья, полные кроткой материнской любви! Не вы ли сделали меня лучшим, чем я был? Не ваш ли свет запал в мою душу и навсегда согрел ее, научил любить все достойное любви?… (А. Шеллер-Михайлов)
2) чувство нежности в сочетании с эротизмом к представителю другого пола, реже – своего пола.
Любить, думал я, – ведь это еще лучше и прекраснее, чем быть любимым! Это чувство дает человеку то, ради чего стоит жить и ради чего он готов умереть (Дж. Лондон, Морской волк).
Любовь – это эгоизм вдвоем (мадам де Сталь).
Любовь – это занятие бездельников (Диоген).
Любовь на три четверти любопытство (Казанова).
Нет ни одного объяснения в любви, которое не заключало бы в себе какой-нибудь лжи (О. Вейнингер, Пол и характер).
См. картину Ж. Бастьен-Лепажа «Деревенская любовь».
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Любовь
Работая над одним из самых мрачных своих текстов «Недовольство культурой», Фрейд упомянул пути, выбираемые людьми в поисках «счастья». Удовольствие от «быть любимым» и «любить» – не равноценно, оно может привести к «выдворенному удовольствию» и удовлетворяет первичное и страстное желание, нацеленное на «положительное счастье». Как следует понимать тот факт, что этот путь часто избегают, а если и используют, то лишь на короткое время? Как следует понимать, что «генитальный эротизм» уже не так часто находится «в центре жизни»? Это возможно лишь с учетом понимания, что у «искусства жить» есть одно серьезное неудобство: «Насколько мы беззащитны перед страданиями, когда любим, настолько мы подвержены несчастью и отчаянию, когда теряем любимый объект или его любовь». Также верно, что в любви максимальный риск связан с раскрытием перед объектом с его особенностями. Как известно, существует достаточно физических способов ограничения такой опасности: наложение воображаемого объекта на реальный (так он становится еще более переменчивым), превращение любви в зеркало, которое каждый из нас носит в себе (когда изымается нарциссическая инвестиция, не оставляя за собой никакого следа) или даже сведение связи к минимуму: «Любовь является всего лишь обменом между двумя фантазиями и контактом между двумя эпидермами, кожными покровами» (Шанфор). Потеря любви является, по меньшей мере, непредвидимым несчастьем, не относящимся, собственно, к самой любви. Первая любовь не та, которую мы отдаем, а та, объектом которой мы являемся, а это состояние пассивности, связанное с зависимостью раннего детства, оставляет неизгладимый отпечаток: любить – одно, быть любимым – совсем другое, какое разочарование, когда на признание «Я тебя люблю» тебе банально отвечают: «И я тебя» (Барт). В конечном итоге следует отказаться от объектов первой любви: и дело вовсе не в их запрете, из-за этого они становятся только еще более желанными, а в том, что они всегда предавали; и отец, и мать всегда любили другого/другую. Объект любви всегда теряется, худшее всегда бесспорно, оно уже произошло. Настоящая трагедия, с самого начала превращающая любовь в несчастье, навсегда разлучает любимого со своей любимой – проблема, на которой Расин построил весь свой театр, особенно в трагедии «Андромаха»: Орест любит Гермиону, которая любит Пирра, который, в свою очередь, любит Андромаху, которая любит Гектора, усопшего…
Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022
ЛЮБОВЬ
градационно-повышенное чувственно-эмотивное состояние психики индивида, сынтенционированное на предмет своей симпатии, обожания, эмпатии, поклонения; Л. это и сублимативная модальность-степень чувственно-эмоционального респектположительного, эгосимпатизированного отношения одного субъекта к другому субъекту, объекту — в основном, противоположного пола—когда один из субъектов связуют другого со своими жизненно-онтологическими потребностями-интересами-желаниями-стремлениями, например, к любимой женщине (мужчине), сыну, дочери, отцу, матери, искусству, науке, проф. деятельности, труду и т.д.; Л. это и, в базальном . порядке, константно-интенсивно устойчивое чувство субъекта, детерминируемое физиологическо-сексуальными потребностями, личностно-значимыми эго-установками, авизуемое индивидом с чувствами, жизнедеятельностью, потребностями другого субъекта, с целью, вызвать-пробудить у него реверс-потребность в ответных эросочувствах-эросоэмоциях, кон, как обычно считает один из субъектов, и должны быть устойчиво-инвариантными, интимно-сексуальными; сами эротические чувства имеют интимно-глубокий характер и сопровождаются, в зависимости от онтосообстоятельств и их трансформации, возникающими и метаболизирующимися чувствами-эмоциями нежности, участливости, предупредительности, благосклонности, приязни, удивления, восторга, эмпатии, заботы, ревности и т.п., кот. переживаются уже в зависимости от психоиндивидуально-психофизиологических особенностей субъекта; любовно-эротические чувства можно дифференцировать по модальностям-характеристикам-параметрам их глубины, отсутствия таковой, но интенсивности, по силе, по объект-предметной проекции самих эросочувств, эросоэмоций, а также по силе протекания самой эросострасти-аффектстрасти; когда, к примеру, эросопереживания, процессы эрососостояния захватывают субъекта тотально-целиком и достигают своего апогейно-определенного пирамидального аффект-экзальтированного, аффект-экстазного феномена; в лаконичной форме понятие Л. можно эксплицировать-интерпретировать как: Я-значимый субъект значим для другого субъекта, для которого Я сам, как субъект, также ценностно-значим; часто в бытии-экзистенции сексуально-физиологические потребности индивида и явл. субстанциональной предпосылкой возникновения-протекания-поддержания-устойчивости любовных чувств, любовных эмоций, детерминирующих и регулирующих онтологическо-быто-коммуникативные, экзистенциально-быто-семейные отношения между субъектами, в основном, противоположного пола; как правило, феномены константно-устойчивой любви зависят от общности социоэтических установок и онтосоориентаций, а также от факторов психоэтической совместимости двух субъектов и от материальных факторов, имеющих первостепенное значение, в проекциях-моделях коммуникации мужчина + женщина.
Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.
ЛЮБОВЬ
чувство, выражающее эмоционально-ценностное отношение к тому или иному объекту (человек, Родина, семья, город, истина, человечество, религия и т. д.). Бескорыстная Л. возвышает личность, делает ее способной на самоотверженные поступки ради своего объекта. Л. может иметь разную длительность, устойчивость, силу и т. д. Как отношение между людьми Л. основывается на открытии максимальной ценности конкретного человека (с первого взгляда или путем длительной «кристаллизации»). В христианстве Л. рассматривается как божественный завет, принцип, превосходящий все остальные: «люби и того, кого трудно любить». Потребность любить и быть любимым взаимодействует с потребностью в самоутверждении, с характером, темпераментом, самосознанием, опытом и другими свойствами личности. На внутренних и внешних проявлениях Л. сказываются возраст, образование, национальная принадлежность. Л. между людьми влияет на их самочувствие и способствует развитию их интеллекта. Эрик Берн описал следующий факт. Некоторое число умственно отсталых детей соединили в виде опыта с приемными матерями – девушками из ближайшего дома молодых правонарушителей. Каждый из детей таким образом обрел материнскую любовь и заботу, которой он был лишен в своей прежней жизни. Под этим эмоциональным воздействием у детей повысился уровень интеллекта. Вместе с тем повысился уровень интеллекта и у «матерей», поскольку у них тоже заполнился пробел в эмоциональной жизни: у каждой теперь был ребенок, которого мож но было любить. Возможность любить и быть любимым благотворно подействовала на самочувствие и интеллект обеих сторон. Высокое чувство взаимной Л. женщины и мужчины – условие и предпосылка прочного брака, гармонии семейных отношений. Ислам разрешает мужчине обладать несколькими женами. Однако эмоциональному и сексуальному удовлетворению гораздо больше подходит моногамия, так как она требует от обоих супругов доказательств их способности любить. Настоящая любовь включает и творчество, и дружбу, и уважение, и доброту, и верность. Чувство любви, имеющее глубоко интимный характер, в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности сопровождается ситуативно возникающими и изменчивыми эмоциями нежности, восхищения, ревности, тоски, уныния, приподнятым или подавленным настроением, иногда аффектами ликования или горя. Л. Н. Толстой выделял «любовь деятельную» и «любовь красивую». Первая заключается в стремлении удовлетворить все нужды, все желания, прихоти, даже пороки любимого существа. Вторая заключается в любви красоты самого чувства и его выражения. В первом случае проявляется эмоционально-ценностное отношение к личности, во втором – к переживаниям, которые она вызывает. Л. как интенсивное и устойчивое чувство может выражаться в стремлении быть с максимальной полнотой представленным своими личностно значимыми чувствами в жизнедеятельности другого таким образом, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности и устойчивости.
Источник: Военно-психологический словарь-справочник.
ЛЮБОВЬ
Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам. Запутывающий беспорядок, возникающий из-за отсутствия мудрости и избытка смелости, можно, однако, систематизировать в соответствии со следующей классификационной схемой. Сначала приведем две наиболее распространенные модели употребления этого термина. 1. Интенсивное чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к некоторой конкретной вещи или к человеку. 2. Устойчивое чувство к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. Обратите внимание, что оба этих значения могут содержать или не содержать коннотации сексуальности. Конечно, первое значение часто используется в отношении кошек, тенниса, преподавателей или учебных дисциплин, а второе относится к родителям или детям – все без сексуальных или эротических коннотаций. Однако значение 1 может также применяться и в отношении любовников, а значение 2 – в отношении жен, мужей и любимых. Главное же то, что любовь в любом из этих значений является эмоциональным состоянием, окрашивающим все взаимодействия с любимым человеком или вещью и их восприятие. Это тот компонент, конечно, который делает любовь столь привлекательной для психологов.
Кто-то может обратиться к психоаналитической теории в надежде получить разъяснения. Но и в ней придется столкнуться с мнением, подобным тому, что высказал британский аналитик Райкрофт: "Так же много проблем с определением этого многообразного понятия, как и везде". Он употребляется по
разному, например: 3. Любое эмоциональное состояние, определяемое как в основном противоположное ненависти. 4. Эмоция, подлежащая сублимации или торможению. 5. Эквивалент Эроса и инстинктивной силы, близкой или к инстинктам жизни или к сексуальным инстинктам, в зависимости оттого, придерживается ли автор ранней или поздней точки зрения Фрейда (для разъяснений см. либидо).
Значение 3, кажется, не представляет большой ценности для психологов; оно обязательно различает определения. Модели употребления 4 и 5 близки к классическому психоаналитическому значению, особенно в том, что все проявления любви – любовь к себе, к детям, к человечеству, к стране или даже к абстрактным идеям – рассматриваются как проявления основной инстинктивной силы и, следовательно, подвержены действию защитных механизмов. Однако возникают некоторые осложнения, особенно в связи с тем, что некоторые теоретики дополнительно вводят понятие объектной любви и интерпретируют идеи, содержащиеся в значениях 4 и 5, как проявление потребности иметь отношения с объектами, в том числе, конечно, и с людьми.
Употребление понятия любовь как научного термина вызывает несколько типов противоречий. Во-первых, проблема секса и сексуального выражения: является ли это существенным компонентом или может ли любовь существовать полностью отдельно от этого? Во-вторых, проблема инстинкта: является ли любовь врожденной или это приобретенная эмоциональная реакция? В-третьих, проблема способа проявления эмоций: может ли чувство быть не связанным с поведением или эмоция всегда накладывает отпечаток на поведение?
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Любовь
родовое (или собирательное) понятие, выражающее устойчивое положительное эмоциональное отношение к объекту. К особенностям, характеризующим Л., наиболее часто относят:
привязанность и заботу, доходящие до способности пожертвовать собой ради объекта Л.;
склонность к позитивной идеализации, переоценке человеком объекта Л. и частичное игнорирование его отрицательных свойств и характеристик;
как правило, значительное преобладание положительных эмоций у субъекта над отрицательными (вплоть до полного отсутствия последних), нежность и ласку по отношению к объекту Л. и др. В то же время, по мнению некоторых
исследователей, термин «любовь» объединяет качественно различные отношения, что отражается в разрабатываемых специалистами типологиях Л.
Существуют разные точки зрения и на причины возникновения Л. Согласно одной из них, это:
потребность в подтверждении своих установок и знаний о мире, которую в том или ином виде можно регулярно удовлетворять с помощью любимого человека, поскольку именно он выступает доверенным экспертом и корректором наших представлений об окружающей действительности;
возможность регулярно удовлетворять сексуальную потребность, не испытывая чувства стыда;
возможность проявлять конформность по отношению к принятым в обществе нормам.
Однако чаще в качестве причин возникновения Л. указывают на:
внешнюю физическую привлекательность (она обеспечивает возможность получать эстетическое удовольствие);
сходство партнеров (по самым разным параметрам: социальное происхождение, интересы, система ценностей, социальные установки субъектов и др.);
близость субъектов (имеется в виду ситуативная обусловленность вероятности возникновения любовных отношений, связанная с совместной деятельностью, проживанием рядом и т. п.). Наиболее известна предложенная
Э. Фроммом типология Л., согласно которой выделяется пять ее типов:
братская;
материнская;
эротическая;
к самому себе;
к Богу.
Согласно другой типологии, выделяются следующие виды Л.: симпатия, страстная Л., придуманная Л., романтическая Л., любовь-товарищество, слепая Л., совершенная Л.
В комплекс связанных с Л. переживаний входят: эйфория, депрессивные ощущения, склонность к фантазиям, нарушение сна, общее возбуждение, трудности с концентрацией внимания. Фиксируются также некоторые поведенческие корреляты Л., отличающие ее субъектов от обычных испытуемых: влюбленные в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя в глаза друг другу.
Переживание Л. мужчинами и женщинами различается. Так, первые в целом «романтичнее» вторых; мужчины влюбляются быстрее, чем женщины, и в то же время им необходимо больше времени, чтобы разлюбить, они тяжелее переживают разрыв; женщины в любовных отношениях чаще мужчин переживают чувства страдания и восторга; в случайных связях женщины чаще мужчин раскрывают свои положительные и отрицательные чувства.
В современной психологии выделяется ряд феноменов, которые по тем или иным основаниям близки к Л., но не аналогичны ей и изучаются специалистами как относительно автономные либо в связи с исследованием Л., — это симпатия, влюбленность, привязанность.
Литература
Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. М., 1990.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
ЛЮБОВЬ
LOVE)
Комплексное аффективное состояние и переживание, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Чувство характеризуется приподнятым настроением и эйфорией, иногда экстазом, временами болью. Фрейд обозначал любовь как 'повторное нахождение объекта', ее можно рассматривать как аффективное воспроизведение состояния симбиотического единства. Вероятно, ребенок впервые переживает любовь в форме привязанности к матери и желания ее во время и после дифференциации репрезентаций себя и объектов.
Развитие любви в раннем детстве во многом зависит от взаимной любовной привязанности матери или того, кто первым заботится о ребенке. Изначально ребенок любит и нарциссический объект, и себя; ранняя любовь характеризуется выраженными оральными и нарциссическими целями и свойствами.
Любовь рассматривают в трех основных измерениях: нарциссическая любовь - объектная любовь, инфантильная любовь - зрелая любовь, любовь - ненависть. При этом важным фактором, влияющим на качество и стабильность любви, является степень сопряженной с ней ненависти, агрессивных целей, противостоящих целям привязанности, то есть амбивалентность. Развитие объектного постоянства, необходимого для дальнейшей зрелой любви, зависит от ряда факторов. Среди них: разрешение интенсивной амбивалентности, консолидация стабильных, связных репрезентаций себя и объектов, сопротивление регрессии Я и утрате привязанности в ситуации фрустрации и сепарации от объекта. Для того чтобы почувствовать себя любимым, необходимы постоянство Самости и здоровый вторичный нарциссизм. Важные элементы любовных отношений - способность находить друг в друге средство восполнения прошлых утрат или исцеления травм, а также установление и закрепление чувства уникальной взаимной близости. Стремление к удовлетворению сексуального желания обычно взаимно, но понятие любовь следует отличать от понятия примат генитальности, под которым в настоящее время понимается способность к достижению оргазма независимо от уровня или характера объектных отношений.
Фрейд обнаружил, что любовь основана на инфантильных прототипах. Любовь-перенос- это оживление реальных и воображаемых инфантильных любовных отношений; ее анализ помогает пациенту понять, как инфантильные цели и привязанности влияют на действия и отношения взрослого. Даже относительно внутренне согласованная и стабильная любовь является объектом регрессии и инфантильной фиксации. При выраженной регрессии или в случае задержки развития индивид может быть не способен к любви. Эта неспособность часто сопровождается примитивной агрессией, ненавистью к себе и объекту.
После того как устанавливается первичная психосексуальная объектная привязанность, любовь обретает много форм и направлений с запретными целями. С точки зрения структуры, любовь включает Оно, Я и Сверх-Я. Любовь, одобрение, удовольствие родителей интернализируются в зрелое и доброе Сверх-Я; грубое же и жестокое Сверх-Я разрушает способность любить и быть любимым. Любовь может смещаться с первоначальных объектов на коллективные объекты и дела, но религию, на художественную, интеллектуальную или физическую сублимацию, на домашних животных, на личные интересы. Границы понятия любовь определить трудно; взрослая любовь включает как зрелые, так и инфантильные бессознательные черты и всегда предполагает тенденцию к идентификации с любимым объектом и его идеализации.
Источник: Психоаналитические термины и понятия. Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Б.Д. Файна. 2000
ЛЮБОВЬ
КАХАННЕ / LOVE– определяется как высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта. Это интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Это чувство сильной привязанности или симпатии, испытываемое по отношению к человеку, вызывающее желание быть с этим человеком и озабоченность счастьем и удовольствием этого человека. В зарубежной психологии Л. рассматривается как влечение (З. Фрейд), как эмоциональное чувство (З. Рубин), как привязанность (К. Е. Изард, К. Хорни), как потребность и способность (А. Маслоу), как трехкомпонентная структура (Р. Стернберг), как деятельность и искусство (Э. Фромм), как экзистенциальный акт (В. Франкл), как страсть (Дж. А. Ли, К. Хендрик и С. Хендрик). В отечественной психологии феномен Л. определяется как потребность (П. В. Симонов), как эмоционально-когнитивный компонент (О. А. Екимчик), как вид межличностных отношений (Л. Н. Собчик), как деятельность (В. А. Поликарпов, Е. П. Ильин). В структуре Л. выделяют три основных компонента: привязанность, заботу, интимность. Под привязанностью понимается желание физического присутствия любимого человека рядом и готовность проявлять и получать эмоциональную поддержку. Забота заключается в беспокойстве и действиях по обеспечению благополучия другого. Интимность (доверие) определяется как близкие и доверительные отношения с человеком. Наиболее систематизированная классификация видов Л. принадлежит Дж. А. Ли, который описывает стили (или цвета) любви, обозначая их греческими терминами и присваивая им цветовое соответствие из традиционного цветового круга. Следует различать три структурных уровня, подобных цветовым: первичную Л. (эрос, людус и сторге), вторичную (мания, агапе и прагма) и третичную Л. (как комбинации предыдущих шести типов, где каждая такая комбинация включает в себя один первичный и один вторичный стили любви). К. Хендрик и С. Хендрик расширили теорию любви Дж. А. Ли и определили, что стили Л. зависят от темперамента человека, его культурных корней, уровня духовной зрелости и воспитания и, соответственно, могут меняться в течение жизни. Чистые виды Л. встречаются нечасто, Л. обычно бывает смешанной. Женщинам более свойственны сторгические, прагматические и маниакальные проявления Л., а для молодых мужчин более характерны эротическая и особенно людическая Л. В отличие от взрослых, для подростков и юношей типичны маниакальные увлечения, а любовь-прагма свойственна людям более зрелого возраста. Согласно исследованиям О. А. Екимчик, Л. является сложным и уникальным явлением в жизни человека и проявляется в потребности строить особые отношения с партнером. Чувство Л. проживается человеком на эмоциональном и когнитивном уровнях и находит свое непосредственное отражение в поведении по отношению к партнеру. В эмоциональном компоненте ярко выражено стремление сблизиться с партнером и страх потерять его Л. В когнитивном компоненте наиболее выражены стремление к сексуальной близости, восхищение своим возлюбленным и способность жертвовать собой в отношениях. Л. определяется как деятельность, которая включает в себя не только ухаживания и сексуальную близость, но и уважение, заботу, ответственность к объекту Л. и способность получать Л. и отдавать ее взамен. Для диагностики Л. используют опросник «Шкала любви и симпатии» З. Рубина в модификации Л. Я. Гозман и Ю. А. Алешиной и методику «Установки на любовь и секс» («Цвета любви») К. Хендрик и С. Хендрик в адаптации О. А. Екимчик. С. М. Ширко
Источник: Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий определений терминов. Минск. Харвест 2021 г.
ЛЮБОВЬ
1. Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и пр.
2. Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности другого (-> персонализация) так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости. Чувство любви глубоко интимно и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности и прочими, переживаемыми в зависимости от индивидуально-психологических особенностей личности.
Как родовое понятие, любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой, предметной направленностью и прочим: от сравнительно слабо выраженных одобрительных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти. Слитность сексуальной потребности индивида, обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства, дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально представленной в другом значимом, практически не позволяет в рефлексии отделить одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что разные философские и психологические направления допускали неправомерную абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту (любовь как секс); либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви, трактовали ее как чисто духовное чувство (любовь платоническая). Хотя физиологические потребности - предпосылка появления и поддержания чувства любви, но в связи с тем, что в личности человека биологическое снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих интимных психологических характеристиках - общественно-исторически обусловленное чувство, своеобразно отражающее социальные отношения и особенности культуры, выступающее как нравственная основа отношений в институте брака.
Исследования онтогенеза и функций любви показывают, что она играет большую роль в формировании личности и в становлении Я-концепции. Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с особенностями семейного воспитания: обе эти группы переменных являются источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния. В психологии предпринималось много попыток исследования внутренней структуры любви в целом и связи отдельных ее компонент с различными характеристиками личности. Самый важный из полученных результатов - установление связи между способностью к любви и отношением субъекта к самому себе. Этот факт и ряд других аналогичных, а также роль любви в создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и консультирования психологического, для воспитания и самовоспитания личности.
Согласно З. Фрейду, ядром любви является половая любовь, имеющая целью половое соединение. Но от этого понятия неотделимо все, причастное слову любовь: себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба, человеколюбие, преданность конкретным предметам и абстрактным идеям. Любовь ведет происхождение из способности Я удовлетворять часть своих влечений автоэротически, испытывая наслаждение от функции органов. Первоначально она нарциссична, затем переходит на объекты, кои сливаются с расширенным Я. Она тесно соединяется с проявлением позднейших сексуальных влечений и, когда их синтез закончен, совпадает с сексуальным стремлением в его полном объеме.
Согласно Э. Фромму, любовь - это установка, ориентация характера, задающая отношение человека к миру вообще, а также форма проявления чувства заботы, ответственности, уважения и понимания к другим людям, желание и способность зрелого созидательного характера - к активной заинтересованности в жизни и развитии объекта любви. Половое влечение - лишь форма проявления потребности в любви и соединении. Любовь - искусство, требующее разнообразных знаний и умений, в том числе - дисциплины, сосредоточенности, терпения, заинтересованности, активности и веры. В современном обществе любовные отношения следуют законам рынка и реализуются в многочисленных формах псевдолюбви (-> псевдолюбовь: форма нормальная).
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Любовь
от общеславянск. «любъ» - любый, любимый, вызывающий страсть, неодолимое желание) - не имеющий четкого научного определения термин, используемый в разных значениях: 1. сильная привязанность к кому- или чему-либо; в обыденном сознании любовь к какому-либо человеку нередко отождествляется с психологической и/или физической зависимостью индивида от этого человека, характеризующаяся нежелением и, как кажется влюбленному, невозможностью жить без объекта привязанности, с одной стороны, и неспособностью строить длительные и прочные, глубокие отношения с ним, в частности, брачные, с другой. Именно такая любовь является одной из самых частых причин семейных конфликтов, разводов («характером не сошлись»), а также суицидов, особенно в подростково-юношеском возрасте (несчастная любовь). Прекрасное описание такой любви представлено в «Гранатовом браслете» А.И.Куприна. Подлинная любовь, такая, какой ее представляют некоторые психологи и литераторы, не влечет ни враждебности, ни агрессии или аутоагрессии, более того, она сохраняется и после того, как физически исчезает сам объект любви; 2. в психопатологии – фанатичная привязанность, бесконечная преданность пациента к кому- либо, основанная на идеализации и готовности принимать плоды своего разгоряченного желаниями воображения за действительность. Такая любовь, как проявление болезненной зависимости, в любой момент может смениться столь же жгучей и слепой ненавистью. Вообще говоря, психопатология чувства любви исследована недостаточно; 3. устойчивое чувство расположения к какому-то человеку с желанием быть близким ему и озабоченностью его благополучием; 4. эмоциональное состояние, противоположное ненависти; 5. в психоанализе – а) Эрос – персонифицированная сила или первопричина; б) неприемлемая эмоция, подлежащая торможению, способная к сублимации или подверженная перверзии. Инстинкт-теория полагает, что все формы любви есть в сущности производные инстинкта и что их функция – обеспечивать удовлетворение инстинкта. В психоанализе различают Эдипову любовь – любовь к родителю или к его заместителю, инфантильную любовь (зависимую любовь) и любовь генитальную, не являющуюся синонимом сексуального желания, то есть это любовь, на которую способен человек, достигший зрелости, генитального уровня развития. Объект-теория полагает, что разные виды любви суть проявление потребности строить отношения с объектами. Различение между любовью, признающей нужды и само существование другого, и любовью, которая не способна на это, обычно достигается противопоставлением объектной любви и любви инфантильной или зависимой любви; 6. термин, нередко используемый для облагораживания физиологической потребности в сексуальных отношениях с кем-либо, кто способен возбудить половое влечение. Так, у американцев существует выражение «заниматься любовью», то есть сексом. В целом этот термин, более адекватный, казалось бы, для определения нежных, страстных и одухотворенных, романтических чувств в отношениях полов, гармонично сочетающих альтруизм и сексуальность, фактически балансирует на грани дискредитации, поскольку в силу каких-то не вполне ясных причин используется в континууме значений от любви к Богу до животной похотливости. Повидимому, и это относится не только к любви, вообще не имеет смысла определять то или иное чувство вне личностного контекста, так как не существует абстрактных чувств, но существуют разные уровни развития любого чувства подобно тому, как есть разные по своей зрелости типы личностей; 7. сугубо физиологический аспект любви. В РФ появилось ныне множество магазинов с названиями типа «все для любви», где бесконтрольно распространяются не лицензируемые афродизиаки, использование которых представляет для потребителей серьезную угрозу для их здоровья и психологического благополучия (известны случаи смерти даже известных людей, например, сообщалось, что Собчак, бывший мэр Санкт-Петербурга, избежавший уголовного преследования стараниями будущего преемника Ельцина, умер в связи с употреблением виагры), а также искусственные заменители объектов и предметов сексуального влечения. В довоенном СССР стал известным лишь один случая использования резинового аналога полового члена, последний обнаружен в 1937 г. при обыске Ягоды (Еноха Гершеновича), наркома внутренних дел СССР. Этот суррогат полового члена нарком использовал в половых отношениях с собственной женой, свой собственный он приберегал для интимных отношений с женой сына М. Горького.
Существуют разные классификации любви. Так, Хэтфилд и Уолстер различают страстную любовь (характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями и смешением различных чувств, таких, как нежность и сексуальность, восторг и страдание, мучительное беспокойствр и облегчение, альтуизм и ревность) и дружескую любовь (связана с менее интенсивными эмоциями, сочетает в себе чувства дружеского расположения и глубокой привязанности; ей присущи также товарищеские отношения, понимание и забота о благополучии других). Дж.Ли различает шесть типов любви: 1. еros – романтическая и сексуальная любовь, проникнутая страстным желанием полностью познать любимого человека; 2. mania – навязчивая, всепоглощающая и требовательная любовь, часто сопровождаемая болью и мучительной тревогой вследствие неутолимой потребности во внимании со стороны кого-то другого; 3. ludus – cосредоточенная на себе, игривая любовь, рассматриваемая как своего рода состязание, в котором надлежит одержать победу; 4. storge – дружеская любовь, прочная безмятежная любовь, возникающая между двумя близкими друзьями; 5. agape – священная, благоговейная и сосредоточенная на нем (ней) любовь, всегда терпеливая, всепрощающая и кроткая; 6. pragma – практическая и рассудочная любовь, выражаемая только после установления того, является ли данный партнер «хорошей партией».
Различают также мужскую и женскую любовь. Между ними обраружены некоторые различия (Хэтфилд, 2005), значимость которых определенно нуждается в уточненияих, если не принимать гипотезу, согласно которой мужчины и женщины в социально-психологическом отношении значительно отличаются друг от друга. 1. Мужчины, в целом, оказываются более «романтичными», чем женщины. Женщины гораздо более практичны, они, исключая откровенно паразитирующих на состоятельных мужчинах существ, стремятся к тому, чтобы их будущие дети могли получить все необходимое для развития и образования. 2. Мужчины, повидимому, влюбляются быстрее, чем женщины, так как в первую очередь они склонны обращать свое внимание на внешние качества женщин, но тут косметическая индустрия слишком часто вводит их в заблуждение и намного опережает их слишком прямолинейные представления о соотношении формы и содержания. Мужчинам, как предполагает упомянутый автор, также нужно больше времени, чтобы полностью разлюбить свою избранницу, и они будто бы острее переживают разрыв, вероятно, вследствие отсутствия другого, за исключением своей прежней подруги, человека, кому они могли бы довериться. 3. В своей любви женщины чаще, в сравнении с мужчинами, переживают чувства мучительного страдания, с одной стороны, и исступленного восторга, с другой, что должно бы свидетельствовать о значительном дефиците рациональности у женщин; 4. В случайных сексуальных связях женщины чаще раскрывают свои чувства – как положительные, так и отрицательные по отношению к кому-либо. В глубоко интимных отношениях мужчины и женщины мало (если такое бывает вообще) различаются в том, насколько полно они готовы раскрыться друг перед другом. Однако, они определенно различаются в том, в чем они готовы поделиться информацией друг с другом. Мужчины более склонны делиться своими взглядами на политику и своими профессиональными успехами, а женщины – своими чувствами в отношении других людей и своими опасениями. Отсюда проистекает вековая и испытанная практика использования женщин в целях шпионажа.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
Любовь
Что такое любовь? Большинство исследователей сходятся в том, что "любовь" приходит в различных формах. Зик Рубин проводит различие между симпатией и Л. Романтическая любовь включает в себя такие элементы, как забота о другом чел., нежность, самораскрытие (self-disclosure) и исключительность. В отличие от романтической Л. симпатия - это влечение одного чел. к др., к-рое включ. в себя хорошее отношение и ощущение сходства с ним. Хэтфилд и Уолстер различают страстную Л. и дружескую Л. Страстная Л. характеризуется интенсивными эмоциональными переживаниями и смешением различных чувств: нежности и сексуальности, восторга и страданий, мучительного беспокойства и облегчения, альтруизма и ревности. Дружеская Л. (companion love), напротив, связана с менее интенсивными эмоциями, сочетая в себе чувства дружеского расположения и глубокой привязанности. Она характеризуется товарищескими отношениями, пониманием и заботой о благополучии др. Дж. Ли выделяет 6 типов любви. Eros - это романтическая и сексуальная Л., проникнутая страстным желанием полностью познать любимого чел. Mania - это навязчивая, всепоглощающая и требовательная Л., часто сопровождаемая болью и мучительной тревогой вследствие неутолимой потребности во внимании со стороны др. Ludis - это сосредоточенная на себе, игривая Л., рассматриваемая как своего рода состязание, в к-ром надлежит одержать победу. Storge - это дружеская Л., прочная безмятежная Л., возникающая между двумя близкими друзьями. Аgаре - это священная, благоговейная и сосредоточенная на "Нем" ("Ней") Л., всегда терпеливая, всепрощающая и кроткая. Pragma - это практическая и рассудочная Л., выражаемая только после установления того, яв-ся ли данный партнер "хорошей партией". В кого чаще всего влюбляются? Близость яв-ся, вероятно, наиболее важной детерминантой, определяющей выбор людьми друзей, любимых и супругов. В целом чем ближе находятся друг к другу люди, тем больше шансов, что они познакомятся, а знакомство довольно часто влечет за собой привязанность и Л. Кроме того, когда люди живут или работают рядом с др., возникает больше шансов оказаться с ними в поощряющих ситуациях. Неудивительно, что другой важнейшей детерминантой служит физическая привлекательность. Существуют, по-видимому, три причины того, почему нас влечет к красивым людям: а) хорошая внешность сама по себе вызывает эстетическое удовольствие; б) с красивым партнером престижно и в) в соответствии со стереотипом "красота есть благо" большинство считает, что красивые люди обладают соц. желательными чертами личности и что их жизнь складывается более счастливо и успешно по сравнению с жизнью непривлекательных людей. Сходство тж играет важную роль. Люди чаще влюбляются в тех, с кем они имеют много общего в соц. происхождении и образовании, ценностях, интересах и аттитюдах. Львиная доля исследовательского внимания была уделена взаимосвязи между сходством аттитюдов и влечением людей друг к другу. Существуют несколько возможных объяснений того, почему нам нравятся и вызывают нашу Л. похожие на нас люди. Во-первых, все мы чаще сталкиваемся в своей жизни с похожими, чем с непохожими на нас людьми. Во-вторых, существуют определенные давления со стороны об-ва к взаимодействию с похожими др. Наконец, с т. зр. сравнения затрат и результатов взаимодействие с похожими людьми оказывается более вознаграждающим (и влечет меньше затрат), поскольку они в целом поддерживают наши представления в отношении окружающей действительности. Однако нельзя не принимать в расчет и свидетельств того, что, как ни парадоксально, люди зачастую влюбляются в тех, кто дополняет их тем или иным образом, в соответствии со старой истиной "противоположности притягиваются". Р. Уинч утверждает, что люди влюбляются в тех, кто компенсирует и/или дополняет их собственные личностные черты и потребности. К сожалению, другие исследователи не смогли воспроизвести результаты, полученные Уинчем. В своей совокупности эмпирические данные указывают на то, что люди имеют тенденцию выбирать себе друзей и партнеров, к-рые обладают скорее сходными, нежели дополняющими чертами личности и потребностями. Что такое страстная любовь? Столетиями теоретики спорили о том, что в действительности представляет собой страстная Л. Кендрик и Чалдини утверждают, что, в целом, страстная Л. объясняется теми же самыми принципами "подкрепления", что и "межличностная аттракция". Они утверждают, что чем более сильные положительные подкрепления люди получают от других, тем большую симпатию или Л. по отношению к ним они будут испытывать. Т. о., по их мнению страстная Л. стимулируется интенсивными положительными переживаниями и угашается интенсивными отрицательными переживаниями. Однако некоторые исследователи придерживаются противоположной т. зр. Существующие данные свидетельствуют о том, что для большинства людей Л. ассоциируется как с наслаждением, так и со страданием и может стимулироваться тем и др. Тому, что Л. может связываться не только с удовольствием, но и со страданием, есть определенные физиолог. основания. С физиолог. т. зр. Л., наслаждение и страдание характеризуются одной общей чертой - они представляют собой сильное возбуждение. Радость, страсть и волнение, так же как гнев, зависть и ненависть - все это продукты "симпатической" реакции в НС. Это доказывается "симптомами", связываемыми со всеми этими эмоциями: покраснением лица, влажностью ладоней, слабостью в коленях, тошнотой, головокружением, учащением сердцебиения, дрожью в руках и учащением дыхания. Многочисленные эмпирические данные поддерживают осн. на здравом смысле представление о том, что, при соответствующих условиях, сильные положительные переживания, такие как эйфория, сексуальные фантазии, взаимопонимание с партнером или общее возбуждение, могут питать страсть. Однако наряду с ними существуют доказательства в пользу более интригующего утверждения, а именно что тревога и страх, ревность, чувство одиночества, гнев или даже горе, при соответствующих условиях, тж могут вызывать страсть. Недавние лабораторные исслед. показали, что, при подходящих условиях, любое состояние интенсивного возбуждения может интерпретироваться в качестве активатора любовной страсти - даже если оно является рез-том не связанного с ней по содержанию опыта, такого как бег трусцой, прослушивание комедийной интермедии или рассказа о надругательстве толпы и убийстве миссионера. Как это ни странно звучит, но факты говорят о том, что адреналин пробуждает в сердце Л. Не вызывает сомнений, что наиболее общим стимулирующим фактором страстной Л. яв-ся наслаждение, однако тревога и страх могут при этом иногда тоже вносить свой вклад. Существуют ли различия между мужской и женской любовью? Мужчины и женщины испытывают, в основном, те же самые чувства и переживания. Однако существуют данные о том, что наряду с этим имеются некоторые различия в том, что волнует мужчин и женщин в Л., и в том, как они реагируют на свои отношения. Были обнаружены следующие различия: 1. Мужчины, в целом, оказываются более "романтичными", чем женщины. 2. Мужчины, по-видимому, влюбляются быстрее, чем женщины. Им также нужно больше времени, чтобы полностью разлюбить свою избранницу, и они острее переживают разрыв, вероятно, вследствие отсутствия др., за исключением своей подруги, человека, кому они могли бы довериться. 3. В своей Л. женщины чаще по сравнению с мужчинами переживают чувства мучительного страдания и исступленного восторга. 4. В случайных связях женщины чаще раскрывают свои чувства - как положительные, так и отрицательные. В глубоко интимных взаимоотношениях мужчины и женщины мало (если вообще) различаются в том, насколько они готовы раскрыться друг перед другом. Они различаются, однако, характером того, чем они готовы поделиться друг с другом. Мужчины более склонны делиться своими взглядами на политику и своими успехами; женщины - своими чувствами в отношении др. людей и своими опасениями. Как люди узнают о том, что их любят? Есть целый ряд разоблачающих телесных признаков. Влюбленные выдают свои чувства в таких внешних признаках, как подчеркнутое внимание к собственной внешности (жесты прихорашивания). Любящие люди склонны проводить значительную часть времени, глядя в глаза друг другу. Им также хочется касаться друг друга и оставаться рядом. Вероятно, наиболее очевидным из всех признаков влюбленности в другого чел. яв-ся стремление проводить с ним большую часть времени и желание что-то делать для этого чел. См. также Межличностная аттракция, Выбор супруга/супруги Э. Хэтфилд
Источник: Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2006
ЛЮБОВЬ
обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, связанных с его отношением к другим людям, предметам, идеям, миру в целом и самому себе.
В классическом психоанализе под любовью понималось прежде всего такое взаимоотношение между людьми, которое обусловлено аффективным проявлением либидо, то есть сексуальной энергии. Хотя З. Фрейд считал, что существо того, что в психоанализе называют любовью, является не чем иным, как обычным, воспеваемым поэтами пониманием любви, а именно сексуальное взаимодействие между людьми, тем не менее ему не было чуждо представление о любви, выходящее за рамки исключительно интимных отношений. Не случайно в работе «Массовая психология и анализ человеческого Я» (1921) он писал: «Мы, однако, не отделяем всего того, что вообще в какой-либо мере связано с понятием любви, то есть, с одной стороны, любовь к себе, с другой стороны, любовь родителей, любовь детей, дружбу и общечеловеческую любовь, не отделяем и преданности конкретным предметам или абстрактным идеям».
В историческом плане любовь соотносилась З. Фрейдом с влечением человека к сексуальному объекту и выступала наравне с внешней нуждой, обусловленной необходимостью совместной жизни людей. В этом отношении Эрос и Ананке (нужда) являлись для него «предками человеческой культуры». Любовь рассматривалась в качестве «основания культуры», вызывающая сильнейшее переживание удовольствия половая (генитальная) любовь – как прообраз счастья человека.
В понимании З. Фрейда, любовь заложила основы семьи еще в древности. Она не отрекается от прямого сексуального удовлетворения и в современной культуре. Более того, любовь продолжает оказывать воздействие на культуру, в том числе и в форме нежности, представляющей собой модифицированную и заторможенную по цели сексуальную деятельность. В обеих формах она выполняет важную функцию, то есть связывает воедино множество людей. Другое дело, что обыденное использование в речи понятия любви оказывается неопределенным, затрудняющим понимание того, о чем в действительности идет речь.
З. Фрейд исходил из того, что неточность употребления слова «любовь» имеет свое «генетическое основание». В работе «Недовольство культурой» (1930) он так пояснил свою мысль: «Любовью называют отношения между мужчиной и женщиной, создавших семью для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Но любовь – это и добрые чувства между родителями и детьми, братьями и сестрами, хотя такие отношения следовало бы обозначить как заторможенную по цели любовь или нежность». Первоначально заторможенная по цели любовь была одновременно и чувственной. Таковой она остается и в современной культуре с той лишь разницей, что оказывается бессознательной. Оба вида любви (чувственная и заторможенная по цели) выходят за пределы семьи, в результате чего устанавливается необходимая связь между теми, кто ранее был чужд друг другу. Таким образом, половая любовь ведет к новым семейным союзам, в то время как заторможенная по цели любовь – к дружеским, культурно значимым объединениям людей, в которых преодолеваются ограничения половой любви. Однако, как считал З. Фрейд, по ходу развития любовь стала утрачивать однозначное отношение к культуре. «С одной стороны, любовь вступает в противоречие с интересами культуры, с другой – культура угрожает любви ощутимыми ограничениями».
Подобное раздвоение проявляется, по мнению З. Фрейда, прежде всего в форме конфликта между семьей и более крупными сообществами людей. Затраченная на цели культуры психическая энергия отнимается от сексуальной жизни, ограничение которой ведет к культурному развитию, но вместе с тем оборачивается невротизацией человека. Уже первая фаза культуры принесла с собой запрет на кровосмешение, нанесший, по словам З. Фрейда, «самую глубокую за все время рану любовной жизни человека». Высшей точкой такого развития культуры и ограничения сексуальности является западноевропейская культура, где под запретом оказались проявления детской сексуальности. И хотя такой запрет психологически оправдан, поскольку без предварительного подавления в детстве было бы безнадежным делом укрощение сексуальных вожделений у взрослых, тем не менее, как считал З. Фрейд, нет оправдания тому, что культура вообще отвергает наличие детской сексуальности как таковой.
С точки зрения основателя психоанализа, противоречие между любовью и культурой заметно сказывается на развитии человека. В первой фазе своего развития, обычно заканчивающейся к пяти годам, ребенок находит в одном из своих родителей первый любовный объект. Последующее вытеснение его влечений приводит к вынужденному отказу от сексуальных целей и видоизменению его отношения к родителям. Ребенок остается привязанным к ним, но его чувства приобретают характер нежности. С возмужалостью ребенка его любовь направляется на иные сексуальные объекты. Однако при неблагоприятных условиях развития чувственные и нежные влечения могут оказаться столь несовместимыми между собой, что полноценная любовная жизнь человека окажется под вопросом.
Так, мужчина может обнаружить романтическое влечение к высокочтимой женщине без какой-либо потребности в любовном, сексуальном общении с ней и будет иметь реальные сексуальные связи только с теми «падшими» женщинами, которых он не любит и презирает. У него будет наблюдаться конфликт между нечувственной, небесной, божественной и чувственной, земной, греховной любовью. Дающая возможность познакомиться с областью любовной жизни невротиков психоаналитическая практика обнаруживает такой тип мужчины, для которого наиболее ценным объектом половой любви становится не добропорядочная женщина, а такая, которая является проституткой. Относящийся к подобному типу мужчина часто оказывается психическим импотентом в общении с добропорядочной женщиной и обнаруживает свою половую силу только с униженным сексуальным объектом, с которым психически связана возможность полного удовлетворения.
Для разрешения конфликта между любовью и культурой в истории человечества выдвигались различные идеальные требования культурного сообщества. Одно из таких требований выступает в форме известной заповеди: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Оценивая это требование, З. Фрейд говорил о психологической несостоятельности его в реальной жизни. Любовь является для человека безусловной ценностью, и он не может безответственно разбрасываться ею, тем более что не все люди достойны любви. Если бы заповедь звучала «возлюби ближнего твоего, как он любит тебя», тогда она не вызывала бы возражений. Но если другой человек не привлекает меня никакими достоинствами и не имеет никакого значения для моих чувств, то, замечал З. Фрейд, любить его трудно, да это и несправедливо по отношению к близким людям, заслуживающим мою любовь. «Если же я должен его любить, причем этакой всемирной любовью просто потому, что он населяет землю – подобно насекомому, дождевому червю или кольчатому жуку, – то я боюсь, что любви на его долю выпадет немного».
Нередко любовь воспринимается человеком в качестве стратегии жизни, способствующей обретению счастья. В этом случае любовь ставится в центр жизненной ориентации любить и быть любимым. Подобная психическая установка проистекает из опыта инфантильной любви к родителям, а также половой любви, приобщившей человека к ранее пережитому чувству наслаждения. Однако, как отмечал З. Фрейд, «никогда мы не оказываемся столь беззащитными перед лицом страдания, чем когда любим; никогда не бываем столь безнадежно несчастными, как при потере любимого существа или его любви».
Представления З. Фрейда о любви получили свое дальнейшее развитие в психоаналитической литературе. Одни психоаналитики уделили большее внимание феномену любви, рассмотренному через призму брачных отношений между людьми, другие – невротической потребности в любви, третьи – любви как решению проблемы человеческого существования.
Так, немецко-американский психоаналитик К. Хорни (1885–1952) провела различие между любовью и невротической потребностью в любви, исходя из того, что «главным в любви является само чувство привязанности, в то время как у невротика первичное чувство – потребность в обретении уверенности и спокойствия, а иллюзия любви – лишь вторичное». В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она раскрыла часто встречающуюся в неврозе «жажду любви», при которой человек оказывается не способен любить, но испытывает острую необходимость в любви со стороны других, он имеет субъективное убеждение в своей преданности другим, в то время как в действительности его любовь является не чем иным, как «цеплянием за других людей для удовлетворения собственных потребностей». Если невротик приблизится к осознанию того, что ему предлагают истинную любовь, то он может испытать чувство ужаса. По мнению К. Хорни, отличительными чертами невротической потребности в любви являются прежде всего ее навязчивый характер и ненасытность, основными формами которой могут быть ревность и требование абсолютной любви. Если З. Фрейд полагал, что в основе невротической потребности в любви лежит сексуальная неудовлетворенность человека, то К. Хорни отказывалась признавать сексуальную этиологию потребности в любви. Придание сексуальности подлинного значения оценивалось ею в качестве одного из величайших достижений основателя психоанализа. Однако, как подчеркивала К. Хорни, сексуальными считаются многие феномены, которые в действительности являются выражением сложных невротических состояний, главным образом «выражением невротической потребности в любви».
Для американского психоаналитика Э. Фромма (1900–1980) любовь – это искусство, требующее труда и знания, действительная сила в человеке, предполагающая сохранение его целостности. Для большинства людей проблема любви – это проблема того, как быть любимым, в то время как в действительности, по убеждению Э. Фромма, она заключается в том, как любить самому. Любить – значит прежде всего давать, а не получать. Рассматривая любовь с позиций гуманистического психоанализа, Э. Фромм критически отнесся к фрейдовскому пониманию любви как выражению полового влечения. Однако он критиковал З. Фрейда не за то, что тот переоценил роль сексуальности в жизни человека, а за то, что основатель психоанализа «понимал сексуальность недостаточно глубоко». Поэтому если З. Фрейд только коснулся вопроса о различных видах любви, то Э. Фромм уделил значительное внимание рассмотрению специфики любви между родителями и детьми, материнской любви, братской любви, эротической любви, любви к себе, любви к Богу. Это нашло свое отражение в его работе «Искусство любви» (1956), в которой он не только рассмотрел, подобно К. Хорни, невротические расстройства в любви, но и раскрыл такие формы псевдолюбви, как «сентиментальная», «идолопоклонческая» и невротическая любовь, основанная на использовании человеком проективных механизмов для того, чтобы уйти от решения собственных проблем.
В понимании Э. Фромма, любовь – это личный опыт, который человек переживает только сам и для себя: любовь зависит от способности любить, которая, в свою очередь, зависит от способности «отойти от нарциссизма и от кровосмесительной привязанности к матери и роду», от способности развивать плодотворную установку в отношении к миру и к самому себе. Или, как писал он в книге «Здоровое общество» (1955), «любовь – это объединение с кем-либо или чем-либо вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности своего собственного Я».
Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001