Привязанность это что такое Привязанность: определение — Психология.НЭС
ПРИВЯЗАННОСТИ СТИЛИ Привязанность Q-набор

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Найдено 12 определений термина ПРИВЯЗАННОСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

ПРИВЯЗАННОСТЬ

чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-либо или чему-либо.

Оцените определение:

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Привязанность

особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.

Источник: Психологический глоссарий проекта www.ido.edu.ru172

Привязанность

Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный положительный стимул, а пища — как первичный положительный стимул (см. Подкрепление). В более поздних объяснениях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохновение из идей теории импринтинга (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В работе Мэри Эйнсуорт с использованием теста на незнакомую ситуацию определяется несколько видов привязанности (см. Тестн незнакомую ситуацию).

Источник: Психология от А до Я: Словарь-справочник

ПРИВЯЗАННОСТЬ

attachment) - (в психологии) развитие первых близких отношений в жизни ребенка, чаще всего с матерью. Эти отношения способствуют уменьшению его тревог в различных ситуациях и являются основой для дальнейшего развития отношений с другими людьми.

Источник: Оксфордский справочник по клинической медицине

ПРИВЯЗАННОСТЬ

1. Вообще – эмоциональная привязанность, эмоциональная связь между людьми. Обычно подразумевается, что этот вид эмоциональной связи вызван зависимостью; люди ожидают друг от друга эмоционального удовлетворения. 2. В психологии развития – эмоциональная связь, установившаяся между младенцем и одним или несколькими взрослыми, таким образом, что младенец: (а) стремится к ним, особенно в неприятных, бедственных ситуациях; (б) не боится их, особенно на той стадии, когда посторонние вызывают беспокойство; (в) сильно восприимчив к проявляемой ими заботе и (г) проявляет беспокойство при разлучении с ними. См. поведение привязанности. 3. Тенденция части младенцев устанавливать один из видов связи, описанных в значении 2. Различение значений 2 и 3 необходимо, потому что некоторые авторы рассматривают привязанность как врожденный потенциал, в то время как другие видят в ней определенную модель поведения и не задумываются о генотипических основах.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Обычно употребляется для обозначения умеренной формы любви.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

Привязанность

attachment). Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

Привязанность

понятие, разработанное в рамках неопсихоаналитической трактовки отношений ребенка с матерью. П. — это поведение, характерное для раннего детства. Оно выражается в том, что маленькие дети ищут физического контакта с другими людьми (обычно близкими взрослыми) или стараются держаться поблизости. П. носит избирательный характер. Изучению такой формы поведения посвящена обширная литература, в которой рассматривается, как развивается это поведение, при каких условиях оно протекает, какие взрослые служат его объектом. Исследуются причины возникновения П., индивидуальные различия в ее проявлениях, а также факторы, определяющие эти различия. Прослеживается сходство между привязанностью у ребенка и детенышей животных. Термин «П.», исходно предложенный для описания поведения детей раннего возраста, в настоящее время получил широкое распространение и более общее значение. Он употребляется для описания поведения детей и взрослых, направленного на поддержание или восстановление близкого эмоционального контакта с другим человеком. Н.Н.Авдеева

Источник: Психология развития. Словарь. Психологический лексикон в 6 т.

Привязанность

в основе семантики лежат образы физической привязанности; ср. плющ, обвивающий дуб как символ преданности и дружбы; ср. выражения: Их связывает какая-то ниточка, духовная связь, быть в одной связке с кем-л.) – чувство душевной близости, сочетающейся с симпатией, уважением, любовью, доверием и преданностью к кому-л. Проявляется в стремлении быть с объектом, нежелании разлуки с ним.

Отрешитесь от вашей несчастной привязанности к той, кто может лишь жалеть вас (В. Гете, Страдания юного Вертера).

Она [Лиза] колебалась, пока сама себя не понимала; но после того свидания, после того поцелуя – она уже колебаться не могла; она знала, что любит, – и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь (И. Тургенев, Дворянское гнездо).

Ср. преданность, верность.

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Привязанность

1. вообще – эмоциональная связь между людьми, порождающая взаимные ожидания эмоционального удовлетворения; 2. в психологии развития – эмоциональная связь между детьми и родителями (другими взрослыми). Проявления привязанности у детей к заботящимся о них взрослым людям характеризуют следующие основные признаки. Дети: а) не боятся взрослых; б) сильно восприимчивы к заботе со стороны взрослых; в) у ребенка легко появляется тревога в ситуации разлуки с последними. Кроме того, у детей, привязаных к взрослым, формируются адекватные интересы и увлечения, как бы вторичные привязанности к просоциальным объектам и занятиям. Принято считать, что человеческая привязанность развивается на основе врожденной потребности в эмоциональной близости. Способность формировать привязанности сохраняется у детей, в основном, до 3-4 лет, после чего она ослабевает или утрачивается. Так, у детей из неблагополучных семей, если дети до этого возраста не попали в хорошие руки, возникает реактивное расстройство привязанности, чреватое в будущем серьезными нарушениями поведения. На основе детских привязанностей у взрослых формируются другие эмоциональные связи, например, отношения товарищества, дружбы, любви; 3. устойчивый стиль мышления, чувства и поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Различают привязанности маленьких детей и «взрослые» привязанности со свойственными им стилями. Последние разделяют на а) стиль избегания (неуверенный) - стремление избегать взаимодействия и близости; б) уверенный стиль – стремление к взаимодействию и близости; в) противоречивый стиль (сопротивляющийся) – одновременно поиск и избегание взаимодействия и близости; 4. умеренная любовь; 5. чувство близости, склонности, тяготения, основанное на симпатии, преданности, любви к кому- или чему-либо; 6. тот, кто (то, что) является предметом чьей-либо симпатии, влечения, склонности.

Источник: Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.

ПРИВЯЗАННОСТЬ

Позитивные эмоциональные связи между людьми. Уровень подсознательной потребности в привязанности отражается в стремлении присоединяться к различным группам.

Источник: Социальная психология групп

Привязанность

(attachment) — эмоциональная связь между младенцем 1 заботящимся о нем лицом, формирующаяся в период младенчества.

Источник: Психология развития, методы исследования

Найдено рефератов по теме ПРИВЯЗАННОСТЬ — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития

Бурменская Галина Васильевна
В статье показывается роль системы привязанности ребенка к матери в развитии широкого спектра индивидуально-типических личностных особенностей. Эмоциональная привязанность ребенка к близкому взрослому рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития. Приводятся результаты серии эмпирических исследований, демонстрирующие связь типа привязанности, формирующейся на ранних этапах развития ребенка, с особенностями его автономии, самооценки и эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Скачать PDF

Деструктивная привязанность как специфическая категория привязанности во взрослом возрасте

Григорова Татьяна Петровна
В статье рассматриваются специфические отличия понимания феномена привязанности у взрослых от феномена привязанности в раннем детском возрасте, а также концепций зависимости личности. Проанализированы основные стили привязанности. Предлагается обоснование выделения категории «деструктивная привязанность»; критерии для ее идентификации среди индивидуальных стилей привязанности, которые уже получают эмпирическое подтверждение в исследованиях автора.
Скачать PDF

Эмоциональные связи сиблингов и привязанность к матери во взрослом возрасте

Алмазова Ольга Викторовна
В статье анализируются взаимоотношения взрослых сиблингов, их специфика и многообразие, приведены примеры типологий отношений взрослых братьев и сестер, разработанных американскими и индийскими психологами. Кратко охарактеризован современный взгляд на привязанность к матери у взрослых людей и условия, необходимые для установления близких, доверительных межличностных отношений. Дан сжатый обзор современных зарубежных исследований в указанных областях. На отечественной выборке (N=277) выделено и описано четыре типа взаимоотношений взрослых братьев и сестер: эмоционально-позитивные (сердечные, гармоничные) 39% выборки; амбивалентные (сердечные, конфликтно-конкурирующие 32%; отстраненные (не близкие, не конфликтно-конкурирующие) 18%; конфликтные (не близкие, конфликтно-конкурирующие, вплоть до враждебных) 11%. Произведено сравнение трех типологий взрослых сиблинговых отношений (отечественной, американской и индийской). При помощи внутрипарного сравнения показана взаимность сиблинговых отношений во взрослом возрасте. На основе результатов эмпирического исследования раскрывается сложная связь особенностей привязанности к матери с характером взаимоотношений между сиблингами во взрослом возрасте. Показано, что есть взрослые люди с надежным типом привязанности к матери, имеющие при этом отстраненные или даже конфликтные отношения со взрослыми братьями или сестрами, то есть, взрослые сиблинговые отношения не тотально детерминируются характером ранних эмоциональных отношений с матерью, а зависят еще и от личностных черт сиблингов и личной истории отношений. Влияние типа привязанности к матери, сформированного в детском возрасте, прослеживается на взаимоотношениях между взрослыми братьями и сестрами.
Скачать PDF

Концепт «Привязанность» в координатах пространства и времени

Чиркова Ирина Николаевна
В данной статье концепт «привязанность» рассматривается через призму трех регистров субъективной перцепции, введенных Ж. Лаканом: Реальное, Воображаемое, Символическое, а также показано разворачивание данного концепта в контексте социального пространства сопоставлением с понятием «агрессивность». Автор приходит к выводу, что концепт «привязанность» в координатах пространства и времени выполняет функцию границы субъект-объектных отношений, являясь характеристикой кривизны социального пространства и определяя скорость обнаружения индивидом собственной субъектности. Надежная привязанность свидетельствует о наличии у субъекта устойчивой границы (связи) с объектом. Тревожная привязанность, по-видимому, может означать наличие подвижной границы с объектом, отличающейся низкой степенью надежности. Привязанность в контексте социального пространства выполняет функцию притяжения к точке предельной субъектности, становясь некоторой динамической силой, возникающей между индивидами. Динамической силой противоположной привязанности является агрессивность.
Скачать PDF

Привязанность к матери и идентичность старших подростков в сфере профессионального самоопределения

Коньшина Татьяна Михайловна
Статья посвящена исследованию особенностей становления профессиональной идентичности старших подростков в связи с типом привязанности к матери. Актуальность темы обусловлена усложнением социальной ситуации развития подростков, возрастающей значимостью построения личной профессиональной перспективы, необходимостью раннего принятия решения в сфере предварительного профессионального самоопределения на фоне недостаточного уровня личностной автономии старших подростков и необходимостью привлечения семейных ресурсов для принятия этого решения. В исследовании приняли участие 283 старших подростка, учащихся 9-11 классов среднеобразовательных школ г. Москвы. Среди опрошенных юношей и девушек преобладают статусы профессиональной идентичности, соответствующие возрастным нормам сформированная профессиональная идентичность и мораторий (кризис выбора профессиональной идентичности). Были выявлены различия между особенностями становления профессиональной идентичности современных старших подростков исследование 2015 года и старших подростков, участников исследования 2004 года. Выявлена связь типа привязанности к матери и особенностей построения профессиональной идентичности среди старших подростков: согласно полученным данным, более «здоровому» типу привязанности к матери (надежный тип привязанности к матери) соответствует более здоровый статус профессиональной идентичности старших подростков. Обсуждается динамика становления профессиональной идентичности в старшем подростковом возрасте.
Скачать PDF

Влияние типа привязанности в диаде «мать-ребенок» на уровень психического развития детей двух-трех л

Василенко Маргарита Анатольевна
На основании авторской модификации метода М. Эйнсворт, названного «Незнакомая ситуация», изучалось поведение ребенка младшего дошкольного возраста в новой ситуации, привязанность ребенка к матери, типы привязанности, их влияние на психическое развитие младших дошкольников. Основная гипотеза: дети с надежным типом привязанности имеют более высокий уровень развития по сравнению с детьми с ненадежным типом привязанности. В исследовании приняли участие 64 диады «мать-ребенок».
Скачать PDF

Стиль привязанности и отношения с романтическим партнером у сиблингов

Круглова Елена Владимировна
Рассмотрено значение сиблинговой позиции индивида как фактора установления и развития романтической привязанности на этапах добрачных и супружеских отношений. Теоретическая основа исследования представлена теорией привязанности Дж. Боулби и его последователей, показавшихся влияние первичной привязанности на значимые отношения у взрослых. В собственном исследовании выявлена тенденция к надёжному стилю романтической привязанности. Обнаружена специфика в разных группах взрослых сиблингов. Выделена тенденция первенцев к избеганию зависимости от партнера, а так же тревожно-амбивалентное поведение единственных детей.
Скачать PDF

Мировосприятие детей с разными типами привязанности к матери

Бурменская Галина Васильевна
В статье анализируется роль привязанности к матери (ПМ) в формировании отношения детей и подростков к окружающему миру и к себе. ПМ рассматривается как сложная система внутренней регуляции и основание типологии психического развития. Приводятся результаты серии исследований, показывающие связь надежной/ненадежной ПМ подростков с особенностями их мировосприятия, в частности с общим эмоциональным отношением к семье, учителям, сверстникам, друзьям, школе, а также к будущему, стране, людям и миру в целом.
Скачать PDF

Теория привязанности, теоретические и практические аспекты

Жихарева Лилия Владимировна
В статье приводится теоретический анализ проблемы исследования особенностей детско-родительской привязанности. Представлены данные собственного эмпирического исследования, описывающие поведенческие паттерны ребёнка с тем или иным типом привязанности, описываются основные принципы терапевтической работы основанной на теории привязанности. Сформулированы соответствующие выводы.
Скачать PDF

История и современное состояние исследований привязанности в отечественной психологии

Носкова Наталья Витальевна
В статье представлены результаты аналитического исследования решения проблемы привязанности в отечественной психологии. В данной статье акцент сделан на работах, выполненных в научной школе М. И. Лисиной. На примере конкретных исследований показаны аспекты изучения привязанности в отечественной детской психологии в русле генезиса общения. Поставлены вопросы и намечены перспективы изучения привязанности в контексте культурно-исторической психологии.
Скачать PDF

Совладание с деструктивной привязанностью в романтических отношениях взрослых

Григорова Татьяна Петровна
В статье рассматривается феномен деструктивной привязанности в романтических отношениях взрослых. Предлагаются критерии, определяющие деструктивную привязанность, описываются ее типичные эмоциональные и поведенческие проявления. Приводятся данные, свидетельствующие о наличии стресса, испытываемого субъектами данной привязанности в романтических отношениях. Анализируются стратегии, применяемые взрослыми субъектами деструктивной привязанности в романтических отношениях для совладания с трудностями.
Скачать PDF

Воспроизведение типов привязанности в отношениях с близкими людьми

Куницына Валентина Николаевна, Казанцева Татьяна Валерьевна
В статье обсуждаются результаты исследования, подтверждающие кросс-ситуативную устойчивость типа привязанности. Показано, что в отношениях с разными значимыми лицами (матерью, другом, подругой) повторяется схожий тип отношений, при этом качество привязанности к матери является определяющим. Описаны особые случаи трансляции типа привязанности из отношений с матерью в отношения с другими партнерами. Воспроизводство типа отношений связывается с наличием определенных личностных черт, установок, восприятием себя.
Скачать PDF