ПРИВЯЗАННОСТЬ
Обычно употребляется для обозначения умеренной формы любви.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
ПРИВЯЗАННОСТЬ
чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-либо или чему-либо.
Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998
Привязанность
(attachment) — эмоциональная связь между младенцем 1 заботящимся о нем лицом, формирующаяся в период младенчества.
Источник: Миллер С. Психология развития, методы исследования. 2002
ПРИВЯЗАННОСТЬ
Позитивные эмоциональные связи между людьми. Уровень подсознательной потребности в привязанности отражается в стремлении присоединяться к различным группам.
Источник: Ойстер К. Социальная психология групп. 2004
Привязанность
особая связь, которая устанавливается между младенцем и его родителями или воспитателями. Качество этой связи оказывает влияние в течение всей нашей жизни на отношения с возлюбленными.
Источник: Мацумото Д. Психология и культура
Привязанность
(attachment) — центральный и самый интенсивный подтип аффективной связи, когда присутствие партнера вызывает особое чувство безопасности, «базовую безопасность». Характеристика связи ребенка с родителями.
Источник: Развитие ребенка. Питер. 2004 г.
ПРИВЯЗАННОСТЬ
attachment) - (в психологии) развитие первых близких отношений в жизни ребенка, чаще всего с матерью. Эти отношения способствуют уменьшению его тревог в различных ситуациях и являются основой для дальнейшего развития отношений с другими людьми.
Источник: Оксфордский большой толковый медицинский словарь. 2001
Привязанность
связь, которая формируется между ребенком и другим человеком в результате долговременных отношений. Первая связь младенца со взрослым характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными отношениями.
Источник: Психология депривации. Словарь специальных терминов и понятий. — 2021 .— 71 с.
Привязанность
attachment). Эмоциональная связь, которая формируется между ребенком и его матерью или тем, кто заботится о нем. Первая связь младенца обычно характеризуется сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными узами.
Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005
Привязанность
(англ. Attachment). В психологии - процесс развития первого близконаправленного взаимоотношения в жизни ребенка, чаще всего - к матери. Это взаимоотношение снижает тревожность при нахождении в необычных для него обстоятельствах и формирует основу, на которой дети строят дальнейшие взаимоотношения.
Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003
Привязанность
в основе семантики лежат образы физической привязанности; ср. плющ, обвивающий дуб как символ преданности и дружбы; ср. выражения: Их связывает какая-то ниточка, духовная связь, быть в одной связке с кем-л.) – чувство душевной близости, сочетающейся с симпатией, уважением, любовью, доверием и преданностью к кому-л. Проявляется в стремлении быть с объектом, нежелании разлуки с ним.
Отрешитесь от вашей несчастной привязанности к той, кто может лишь жалеть вас (В. Гете, Страдания юного Вертера).
Она [Лиза] колебалась, пока сама себя не понимала; но после того свидания, после того поцелуя – она уже колебаться не могла; она знала, что любит, – и полюбила честно, не шутя, привязалась крепко, на всю жизнь (И. Тургенев, Дворянское гнездо).
Ср. преданность, верность.
Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011
Привязанность
Тесная эмоциональная связь между двумя людьми, характеризуемая взаимным участием и желанием поддерживать близкие отношения. Термин чаще используется для обозначения тесной эмоциональной связи между ребенком и матерью. В ранних объяснениях феномена привязанности мать рассматривалась как вторичный положительный стимул, а пища — как первичный положительный стимул (см. Подкрепление). В более поздних объяснениях акцентируется важность физического контакта в развитии уз привязанности. Джон Боулби утверждал, что формирование такой связи запрограммировано в сознании младенца. Черпая вдохновение из идей теории импринтинга (запечатления), Боулби полагал. что младенцы, которые остаются рядом с матерью, имеют больше шансов выжить в суровой и недружественной обстановке. В работе Мэри Эйнсуорт с использованием теста на незнакомую ситуацию определяется несколько видов привязанности (см. Тестн незнакомую ситуацию).
Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г
ПРИВЯЗАННОСТЬ
1. Вообще – эмоциональная привязанность, эмоциональная связь между людьми. Обычно подразумевается, что этот вид эмоциональной связи вызван зависимостью; люди ожидают друг от друга эмоционального удовлетворения. 2. В психологии развития – эмоциональная связь, установившаяся между младенцем и одним или несколькими взрослыми, таким образом, что младенец: (а) стремится к ним, особенно в неприятных, бедственных ситуациях; (б) не боится их, особенно на той стадии, когда посторонние вызывают беспокойство; (в) сильно восприимчив к проявляемой ими заботе и (г) проявляет беспокойство при разлучении с ними. См. поведение привязанности. 3. Тенденция части младенцев устанавливать один из видов связи, описанных в значении 2. Различение значений 2 и 3 необходимо, потому что некоторые авторы рассматривают привязанность как врожденный потенциал, в то время как другие видят в ней определенную модель поведения и не задумываются о генотипических основах.
Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии. 2002
Привязанность
понятие, разработанное в рамках неопсихоаналитической трактовки отношений ребенка с матерью. П. — это поведение, характерное для раннего детства. Оно выражается в том, что маленькие дети ищут физического контакта с другими людьми (обычно близкими взрослыми) или стараются держаться поблизости. П. носит избирательный характер. Изучению такой формы поведения посвящена обширная литература, в которой рассматривается, как развивается это поведение, при каких условиях оно протекает, какие взрослые служат его объектом. Исследуются причины возникновения П., индивидуальные различия в ее проявлениях, а также факторы, определяющие эти различия. Прослеживается сходство между привязанностью у ребенка и детенышей животных. Термин «П.», исходно предложенный для описания поведения детей раннего возраста, в настоящее время получил широкое распространение и более общее значение. Он употребляется для описания поведения детей и взрослых, направленного на поддержание или восстановление близкого эмоционального контакта с другим человеком. Н.Н.Авдеева
Источник: Венгер А.Л. (ред.) Психология развития. 2005
ПРИВЯЗАННОСТЬ
ключевое понятие современной психоаналитической теории П. (Джон Боулби и Мария Эйнсворт), согласно к–рой психическое развитие определяется опытом отношений младенца с родителями на первом году жизни. При этом мать выступает не только источником физического удовольствия (сосание), но и гарантом защиты и безопасности. Ребенок инстинктивно ищет близости с ней. Теория подтверждалась опытами над животными. Напр., опыты Х.Харлоу с искусственными мамами для детенышей макакрезусов, к–рые предпочитали пушистую некормящую куклу, а к холодной только подходили питаться. Качество привязанности выявляется в незнакомой ситуации. Показателем качества П. служат активные исследовательские действия малыша в новой обстановке, отсутствие страха перед незнакомцем и радость при появлении матери. П. включает две противоположные тенденции: 1) стремление к познанию внешнего мира, к риску, к опасности, как стимул когнитивного и коммуникативного развития; 2) стремление к защите и безопасности, как стимул развития эмпатии, гуманистических эмоций. Отсюда уход от матери и возвращение к ней. В этом авторы видят основу успешности адаптации к социальной среде, школе, решения познавательных проблем.
Источник: Учебный словарь и персоналии по возрастной и педагогической психологии. Бишкек. 2002
ПРИВЯЗАННОСТЬ
1. Тесная эмоционально-положительная связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают общение друг с другом общению и контактам с другими людьми. 2. В психологии развития П.-эмоциональная связь, образуемая между ребенком и одним или обоими родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. К этим людям-к тем, к кому он привязан-ребенок предпочитает обращаться в трудные минуты жизни; этих людей он совершенно не боится и рядом с ними не испытывает никакого чувства страха. Если чувство страха у него уже возникло, то в присутствии этих людей оно исчезает. Влиянию людей, к которым ребенок более всего привязан, он больше всего поддается и всегда старается им подражать. Будучи в отдалении от этих людей, он испытывает чувство страха, беспокойства и тревоги. 3. Стремление ребенка устанавливать и сохранять те связи с близкими для него окружающими людьми, о которых выше шла речь. 4. Краткое название, предложенное Боулби тому периоду раннего детства, когда активно формируются эмоциональные связи между младенцем и заботящимся о нем взрослым человеком, чаще всего-матерью ребенка. См. психология развития, привязанность личная, привязанность надежная, привязанность ненадежная, привязанность по амбивалетно-сопротивляющемуся типу, привязанность по дезорганизованному типу, привязанность по избегающему типу, тревога.
Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007
Привязанность
1. вообще – эмоциональная связь между людьми, порождающая взаимные ожидания эмоционального удовлетворения; 2. в психологии развития – эмоциональная связь между детьми и родителями (другими взрослыми). Проявления привязанности у детей к заботящимся о них взрослым людям характеризуют следующие основные признаки. Дети: а) не боятся взрослых; б) сильно восприимчивы к заботе со стороны взрослых; в) у ребенка легко появляется тревога в ситуации разлуки с последними. Кроме того, у детей, привязаных к взрослым, формируются адекватные интересы и увлечения, как бы вторичные привязанности к просоциальным объектам и занятиям. Принято считать, что человеческая привязанность развивается на основе врожденной потребности в эмоциональной близости. Способность формировать привязанности сохраняется у детей, в основном, до 3-4 лет, после чего она ослабевает или утрачивается. Так, у детей из неблагополучных семей, если дети до этого возраста не попали в хорошие руки, возникает реактивное расстройство привязанности, чреватое в будущем серьезными нарушениями поведения. На основе детских привязанностей у взрослых формируются другие эмоциональные связи, например, отношения товарищества, дружбы, любви; 3. устойчивый стиль мышления, чувства и поведения в ситуации межличностного взаимодействия. Различают привязанности маленьких детей и «взрослые» привязанности со свойственными им стилями. Последние разделяют на а) стиль избегания (неуверенный) - стремление избегать взаимодействия и близости; б) уверенный стиль – стремление к взаимодействию и близости; в) противоречивый стиль (сопротивляющийся) – одновременно поиск и избегание взаимодействия и близости; 4. умеренная любовь; 5. чувство близости, склонности, тяготения, основанное на симпатии, преданности, любви к кому- или чему-либо; 6. тот, кто (то, что) является предметом чьей-либо симпатии, влечения, склонности.
Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012
ПРИВЯЗАННОСТЬ
Элен два года, она сидит на полу, возясь со своими игрушками. Ее мать Джулия разговаривает, вспоминая прошлое, со своей школьной подругой, с которой не виделась много лет. Джулия уходит на кухню, чтобы приготовить кофе, а ее подруга приглядывает за Элен. Когда Джулия вышла из комнаты, подруге показалось, что девочка немного расстроилась. Наконец Джулия вернулась. Увидев мать, Элен подползла к ней и схватила за ногу. После того как Джулия обняла дочь, та снова поползла к игрушкам, а беседа подруг возобновилась.
Эта ситуация напоминает метод «ситуации с незнакомцем», который применяла Маргарет Айнсворт при исследовании поведения детей. Он состоял в том, что родитель выходил из комнаты, оставляя ребенка на несколько минут наедине с незнакомым человеком, затем возвращался. По поведению ребенка оценивали степень его привязанности к родителю. Привязанность бывает разных типов, из них основные — это уверенная и неуверенная привязанность. Поведение, демонстрируемое Элен, характерно для уверенной привязанности. Она немного расстроилась, когда мать вышла, но быстро утешилась, когда та вернулась. Неуверенную привязанность делят на три вида. Первый — «необщительная привязанность», когда ребенок обычно не обращает внимания на родителя и избегает его после возвращения. Второй вид — «сопротивляющаяся привязанность», при которой для поведения ребенка характерно чередование влечения к родителю и отталкивания его. Наконец, третий вид — «неорганизованная привязанность»; в ней сочетаются элементы необщительной и сопротивляющейся привязанности, а также поведение, свидетельствующее о страхе и замешательстве.
Английский психиатр Джон Боулби предположил, что взаимодействие между опекуном (родителем, няней и т. д.) и ребенком ведет к образованию между ними эмоциональной связи, или привязанности. Чувство привязанности к опекунам вырабатывается у всех детей, причем привязанность к матери и отцу испытывает большинство из них. Характер этой связи, по всей видимости, оказывает важное воздействие на их дальнейшее психическое развитие.
См. также статьи «Когнитивное развитие», «Половая самоидентификация», «Психология развития», «Социальное развитие».
Источник: 101 ключевая идея психологии
Привязанность
устойчивое чувство близости, основанное на симпатии к кому-нибудь. П. проявляется уже у младенцев к тому человеку, который удовлетворяет их потребности. Есть основание полагать, что она обусловлена не только условно-рефлекторным установлением отношений с другими людьми, но и врожденной потребностью в этих отношениях. В связи с этим западные психологи выделяют два подхода к объяснению природы П.
Сторонники концепции «первичной мотивации» считают, что у ребенка существует врожденная потребность находиться в непосредственной близости, контакте с другим существом. Сторонники «вторичной мотивации» объясняют возникновение П. тем, что близкие взрослые удовлетворяют физиологические потребности ребенка.
У ребенка, как правило, имеется один основной объект П. — мать и ряд второстепенных объектов (отец, брат, сестра и т. д.), которые как бы выстраиваются в определенную иерархию. Ребенок выделяет мать (по голосу) очень рано (ко 2-му месяцу жизни), в то время как к другим людям П. формируется позднее (к 9-му месяцу). В более позднем возрасте дети проявляют большую П. к тому человеку, который с ними играет, а не к тому, который только заботится о них (кормит, купает, одевает).
При разлуке с объектом П. наблюдается протестное поведение, которое проходит три стадии: протест, отчаяние и отстранение. На первой дети отказываются признать свое отделение от объекта П. Они предпринимают энергичные попытки вновь обрести мать. На второй плачут, кричат, брыкаются, отказываются контактировать с кем-либо, пытающимся их успокоить. На третьей, наступающей через несколько часов, а иногда и дней, дети замыкаются, становятся очень тихими. Родных они встречают отстраненно и даже равнодушно. Лишь потом постепенно начинают откликаться на проявление внимания со стороны других людей и кажутся оправившимися от своего горя. Маленькие дети ведут себя таким образом даже при кратковременной разлуке, дети постарше страдают только при длительной разлуке.
Если связь матери с ребенком нарушена на продолжительное время или отсутствует вовсе, у него развиваются тяжелые формы депрессии и может возникнуть даже общее истощение организма. Такая реакция на разлуку отмечается и у людей более старшего возраста при вынужденном расставании с первой любовью или после смерти ребенка или супруга.
Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007
Привязанность
(холдинг) «Младенец, такого не существует…», «нет такой вещи, как младенец». Посредством лапидарной провокации Винникотт подчеркивает очевидное: сохранение жизни в начале жизни есть не что иное, как само сохранение. Для того чтобы родиться, жить и выжить, в частности психически, требуется участие, по меньшей мере, двоих. Довольно длительное время психоанализ ограничивался тем, что сводил первичную нужду лишь к голоду и жажде. Психоанализ тогда был далек от учета потребности в теплых отношениях, защиты, безопасности, нежности… Сенсорный обмен (улыбка, плач, вокализы) новорожденного с объектом его привязанности, обычно матери, многообразен и интерактивен. Трехдневный младенец способен различать голоса и поворачивать голову к уже знакомому лицу и к лицу того, кого он предпочитает. Эта ранняя способность, открытость к первичным объектам отнюдь не обеспечивает младенцу быстрого обретения самостоятельности, а, наоборот, делает его еще более зависимым от окружающей среды. Когда инстинкты обеспечивают младенцу равновесие со средой, его жизнь движется своим курсом с той только разницей, что человек отличается от примата. Депрессивная, непредсказуемая (то вторгающаяся, то равнодушная), враждебная, переполненная и переполняющая (чувственностью или вниманием и заботой) мать… вот где коренится будущая неустойчивая психическая жизнь. Из-за нехватки, недостаточности материнского ухода в Я ребенка остаются следы и последствия: хрупкость, трещины, раны… Если они бессознательные, то не потому, что неприемлемы, подобно вытесненному, а потому, что не были репарированы, преобразованы, распознаны, признаны. Ибо они находятся в конфронтации, если пациент пограничный, а психоанализ подобен акушерству: помогает наконец родиться! Для того чтобы изменить жизнь, ее необходимо прежде всего иметь. Природа не терпит пустоты, она ее боится, как и новорожденный. Он обнаруживает гравитацию и поддержку сразу после рождения. Если его плохо держат на руках («mal porté»), недостаточно хорошо чувствуют психически, что-то в нем ломается, рушится. «Первая любовь идет снизу» (Винникотт). Грудной младенец – существо, «носимое по воздуху», некоторые фобии полета ясно доказывают это, особенно когда диван/кушетка недостаточно, дефицитарно поддерживает пациента, превращая кушетку в кровать упреков и страдания. Для того чтобы можно было сесть на самолет (или начать анализ), не испытывая никакой другой тревоги, кроме легкого беспокойства, тем более чтобы предаваться сну во время полета, без снотворного и без виски, следует внутри себя полностью довериться тому, кто тебя носит.
Источник: 100 слов психоанализа. Когито-Центр. Москва. 2022