ВРАЖДА это что такое ВРАЖДА: определение — Психология.НЭС
ВРАГ Враждебная агрессия

ВРАЖДА

Найдено 1 определение:

ВРАЖДА

неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения между субъектами взаимодействия. Для В. характерны длительные и достаточно интенсивные негативные отношения. В. родителей может порождать В. детей. Степень В. оценивается в большей степени не по словесным угрозам, а по реальным действиям, объему и значимости конкретного ущерба, нанесенного сторонами друг другу. «Если между двумя людьми есть В., то виноваты оба. Какую бы величину ни помножить на нуль, будет нуль. Если же произведена В., В. была и в каждом из враждующих» (Л. Н. Толстой).

Оцените определение:

Источник: Словарь конфликтолога

Найдено рефератов по теме ВРАЖДА — 0

Найдено научных статей по теме — 12

Враждебность как коммуникативная установка личности: психосемантический аспект

Луканова Е. В.
В статье описываются результаты психосемантической реконструкции содержания враждебности как коммуникативной установки личности в сознании юношей и девушек. Показано, что в основе враждебности лежат негативные атрибуции ее субъекта в адрес объекта. В осознаваемом субъективном опыте испытуемых враждебность представлена преимущественно спектром негативных эмоциональных переживаний. Во взаимодействии с людьми враждебность проявляется в различных формах агрессивного поведения.
Скачать PDF

Враждебность, агрессивность и «Образ-Я» в структуре личности сотрудников ОВД

Агабегов Ибрагим Ханбабаевич
Экспериментально обоснована содержательная характеристика «образа-Я» сотрудников правоохранительных органов как психически здоровой и социально зрелой личности с учетом включенности в ее структуру минимально необходимых и достаточных враждебности и агрессивности
Скачать PDF

Особенности эмоционально-личностной сферы подростков с агрессивными и враждебными реакциями

Кошанская Анжелика Геннадьевна
Рост агрессивности и враждебности в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. Как показали полученные данные, у подростков с агрессивными и враждебными реакциями отметились высокий уровень мятежности и низкий уровень самоудовлетворённости, эмоциональная неустойчивость, неустойчивость в интересах, беспокойство. Подростки могут быть недовольны обществом, руководством, проявляют негативное отношение к критике, несдержанность, с трудом успокаиваются. Анализ эмоционально-личностных особенностей подростков позволил наметить приёмы психолого-педагогической работы с целью коррекции и предупреждения их агрессивного поведения.
Скачать PDF

Гендерные особенности проявлений агрессивности и враждебности при посттравматическом стрессовом расс

Курицына А.А., Бундало Н.Л.
В статье сравниваются уровень агрессивности и враждебности и их вариантов проявлений у лиц мужского и женского пола с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) и здоровых. Выявлено, что проявления враждебности и агрессивности у лиц с признаками ПТСР более выражены, чем у здоровых. Показаны гендерные особенности, заключающиеся в превалировании гетероагресии в виде физической агрессии у лиц мужского пола и аутоагрессии, в частности, обиды, чувства вины, раздражительности и подозрительности у лиц женского пола. Эти состояния рассматриваются как патологическая форма психологической защиты, обеспечивающая функционирование субъекта в социуме, соответствующее полоролевому поведению.
Скачать PDF

Атрибуция враждебности и сценарии поведения детей в ситуации провокации агрессии

Фурманов Игорь Александрович
Обсуждается взаимосвязь атрибуции враждебности и сценариев поведения детей в ситуации провокации агрессии. Установлено, что преобладающими когнитивными стилями, используемыми младшими школьниками для объяснения причин поведения сверстников в ситуации провокации агрессии, являются атрибуция невраждебности и случайности, а также склонность к прощению. Младшие школьники вне зависимости от пола имеют склонность выбирать стратегии пассивной агрессии и ассертивного реагирования. Вместе с тем было установлено, что мальчики чаще прибегают к выбору активной агрессии, а девочки к бегству/уходу. Активная агрессия в ситуации провокации выбирается при атрибутировании поступку враждебности и намеренности, а также при принятии решения о суровом наказании провокатора. Выбор сценариев пассивной агрессии и подавленной агрессии осуществляется при оценке действий сверстника как невраждебных, случайных и не требующих наказания. Выбор таких сценариев как ассертивное реагирование, бегство и устранение ущерба мотивирован особенностями процесса атрибутирования враждебности.
Скачать PDF

Психологические особенности враждебности у больных с шизофренией, шизоаффективными и аффективными ра

Кузнецова Светлана Олеговна, Абрамова Аида Алексеевна, Ениколопов Сергей Николаевич, Разумова Анна Васильевна
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению роли враждебности в этиопатогенезе таких психических заболеваний, как шизофрения, шизоаффективное и аффективное расстройства. Описан характер взаимосвязи общего уровня враждебности и качественных аспектов враждебности с объективными характеристиками психического заболевания (длительностью и нозологической принадлежностью). Выборку составили 161 человек, из них в клиническую группу вошли 81 больной, находящиеся на стационарном лечении в 4-м отделении клиники аффективной патологии НЦПЗ РАМН. Сравнение проводилось с контрольной группой здоровых испытуемых, в которую вошли 80 мужчин, не страдающих психическими и неврологическими расстройствами. В исследовании использовались следующие методики: семантический дифференциал (модификация А.В. Охматовской), шкала базисных убеждений, опросник конструктивного мышления, опросник Кука-Медли, опросник Басса-Перри, лицевая методика (Wechsler memory scale), тест Вагнера «Рука» (модификация А.В. Герасимова). Было получено, что у психически больных отмечаются достоверно повышенные количественные показатели враждебности по сравнению с нормой. При психической патологии отмечается качественная специфика враждебности, выражающаяся в подозрительности, настороженности, амбивалентности, экстрапунитивности и генерализации враждебного отношения. Результаты исследования показали, что враждебность является нозонеспецифической характеристикой психических расстройств и не зависит от возраста больного и длительности заболевания.
Скачать PDF

Экспресс-диагностика социальной напряженности, агрессивности, враждебности пользователей Интернет в

Абакумова Ирина Владимировна, Мирошниченко Александр Владимирович, Дмитриев Юрий Юрьевич
Актуальность исследования обусловлена тем, что сеть Интернет как средство массовой информации может стать инструментом по измерению у пользователей уровня напряженности, агрессивности, враждебности. В связи с этим данная статья направлена на выявление особенностей проведения исследования в сети Интернет. Ведущим подходом или методом к исследованию данной проблемы является «экспресс-диагностика», которая позволит дать оценку в режиме реального времени. Материалы статьи представляют практическую ценность для разработок профессиональных методик для измерения на больших группах.
Скачать PDF

Зависимость уровня агрессии и враждебностиот типа темперамента и свойств нервной системы

Агаркова Елена Викторовна, Губарева Любовь Ивановна, Колодийчук Елена Владимировна, Ермолова Любовь Степановна
Изучены особенности функционирования центральной нервной системы и проявления агрессивных черт личности у 102 представителей разных типов темперамента в возрасте 18-22 лет. Использованы физиологические и психологические методы исследования: хронорефлексометрия на компьютерном приборе УПФТ-1/30 «Психофизиолог», «Личностный опросник Айзенка», «Опросник Басса Дарки».Наибольшей враждебностью обладают меланхолики и холерики, наименьшей флегматики. Наиболее высокие показатели агрессивности выявлены у холериков; снижение индекса агрессивности наблюдали в ряду: меланхолики сангвиники  флегматики. Достоверно зна-чимые различия выявлены и по отдельным шкалам агрессии. Выявлена конституциональная зависимость между уровнем агрессии, враждебности, раздражительности, чувства обиды, вины и подвижностью нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, скоростью и точностью выполнения простых и сложных сенсомоторных актов, уровнями развития дифференцировочного торможения, активации и функциональных возможностей центральной нервной системы.
Скачать PDF

Метафоры «Своего» и «Чужого» человека как предикторы «Языка вражды»

Альперович В.Д., Куковская М.А.
В работе затронута проблема когнитивных факторов феноменов «дискриминация» и «язык вражды». Цель исследования заключалась в выявлении влияния метафор «своего» и «чужого» человека и представлений о «враге» и «друге» на особенности принятия личностью дискриминационных практик по отношению к другим людям. По итогам исследования сделаны выводы о том, что принятие дискриминационных характеристик партнеров по общению, значимость сходства и различия со «своими» и «чужими» людьми поляризуют категоризацию других людей, восприятие «друзей» и «врагов», в большей степени усиливают атрибуцию негативных качеств «врагам», чем позитивных качеств «друзьям». Полученные результаты могут быть использованы в социально-психологическом консультировании личности, при разрешении прикладных проблем психологии конфликта, разработке программ тренингов толерантности.
Скачать PDF

Анализ ассоциаций полиморфизма гена МАОА с агрессивными и враждебными стратегиями в поведении у подр

Крючкова А.С., Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению связи полиморфизмов гена МАОА с такими психологическими особенностями, как враждебность и виды агрессивного поведения. Агрессия рассматривается как любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному. Под враждебностью в статье понимается негативное, оппозиционное отношение к окружающему миру преимущественно когнитивного характера, подразумевающее наличие негативных эмоций и поведенческих проявлений. Описаны различные психофизиологические предикторы агрессивного поведения. Рассматриваются результаты отечественных и зарубежных исследований, посвященных изучению связи полиморфных вариантов гена МАОА с различными психологическими особенностями. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 285 лиц в возрасте 12-19 лет. В целях определения полиморфных вариантов гена МАОА использовался метод выделения геномной ДНК из клеток буккального эпителия. В качестве психологического инструментария использовался опросник Басса-Дарки, считающийся одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. В результате проведенного исследования в группе подростков и молодых людей выявлено, что среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF

Психологические особенности агрессивности и враждебности молодежи юга России (на примере русских и к

Ковш Е.М., Скиртач И.А., Буняева М.В.
Изучение психологических особенностей молодежи Южного региона России получило особенную актуальность в условиях меняющейся политической, экономической и социальной обстановки. Молодежь во все времена была отражателем прогрессивных идей по усовершенствованию общества, а также отстаивала человеческие права митингами, восстаниями и протестами, являющимися по своей сути проявлениями агрессии. И если раньше целью подобных выступлений была защита прав человека и жажда перемен к лучшему, то сегодня отмечается рост экстремистских и террористических группировок, создатели которых используют желание молодых людей добиться справедливости в своих корыстных целях, делая их опасными для общества субъектами. Вопрос о природе подобных процессов остается открытым. В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению видов, степени выраженности и связи агрессивного и враждебного поведения, предпочтительных стратегий поведения в конфликте, видов социально одобряемой агрессии, а также уровня мотивации достижения успеха / избегания неудач у 105 молодых девушек русской и карачаевской национальностей в возрасте от 18 до 29 лет. Проведен анализ современной литературы, демонстрирующий недостаточность изученности проблемы агрессивного и враждебного поведения у представителей молодежи, а также ее актуальность. Рассмотрены биологические и социальные факторы, лежащие в основе агрессивного поведения личности. По итогам статистической обработки данных выявлены общие черты, присущие представительницам обеих национальностей, а также внутригрупповые особенности. Сделан акцент на необходимости налаживания этнокультурного диалога, а также на потребности общества в существенном снижении диапазона легитимизированной агрессии и усиления социального контроля над ней, т. к. последняя является источником научения конкретным формам агрессивного поведения и способом их осуществления.
Скачать PDF

Психологические и психогенетические особенности агрессивных и враждебных стратегий взаимодействия у

Крючкова А.С., Ермаков П.Н., Абакумова И.В.
Работа выполнена в рамках проектной части внутреннего гранта Южного федерального университета № 213.01-07-2014/15ПЧВГ «Угрозы национальной безопасности в условиях геополитической конкуренции и модели агрессивного и враждебного поведения молодежи» Рассмотрены различные подходы к трактовке понятия агрессии, количество которых указывает на то, что данный феномен это сложный механизм, и его природа неоднозначна. Проведен анализ исследований, рассматривающих взаимосвязь понятий враждебности и агрессивности. Показаны их общие и отличительные детерминанты. Представлена наиболее актуальная для данного исследования трактовка изучаемых феноменов. Представлен краткий обзор исследований генетических оснований агрессивного поведения: влияния серотониновой и дофаминергической нейромедиаторных систем, тестостерона, рассмотрено влияние факторов среды и социально-экономического статуса. Проведено междисциплинарное молекулярно-генетическое и психологическое исследование 205 лиц в возрасте 12-19 лет. В качестве психологического инструментария использовался «Тест руки» Э. Вагнера (Hand Test); оценка общей агрессивности и форм ее проявления, а также враждебности проводилась с помощью шкал опросника Басса-Дарки, считающегося одной из самых надежных методик исследования агрессии. Статистическую обработку результатов проводили с использованием программы PSPP 0.8.5. Выявлено, что генотип VM гена COMT (rs4680) может выступать в роли фактора риска склонности к агрессивному поведению. Среди генетических полиморфизмов, которые определяют риск агрессивного и враждебного поведения, наибольшую роль играет низкоактивный вариант гена фермента моноаминоксидазы А МАОА (LPR) у лиц подросткового и молодого возрастов. Данные следует учитывать при проведении психолого-профилактических мероприятий.
Скачать PDF