СТРАСТЬ

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Страсть
Passion) — фактор в любовной шкале, состоящий из романтического влечения и сексуального желания.

Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002

Страсть
(Passion) – фактор в шкалах любви, объединяющий вопросы для выявления романтического влечения и сексуального желания.

Источник: Социальная психология. Пойми себя чтобы понять других. СПб. Прайм-Еврознак 2002

СТРАСТЬ

— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

Источник: Юридическая психология. Словарь терминов

СТРАСТЬ
стойкое и длительное проявление эмоций, чаще входящих в структуру стойких чувств, становящееся доминирующим мотивом деятельности.

Источник: Краткий словарь системы психологических понятий. М. Высш. шк. 1984

Страсть
passion). Второй компонент любви, который относится к физической привлекательности, возбуждению и сексуальному поведению в отношениях.

Источник: Крайг Г., Бокум Д. Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге. 2005

СТРАСТЬ
сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Источник: Морозов А.В. Деловая психология. 2000

СТРАСТЬ
сильное, стойкое и всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Источник: Военно-психологический словарь-справочник.

СТРАСТЬ
сильная, всеподавляющая, всё себе подчиняющая увлечённость человека кем-либо или чем-либо, сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.

Источник: Словарь терминов и понятий по курсу Психология и педагогика. 2014 г.

СТРАСТЬ
сильная, все подавляющая, все подчиняющая себе увлеченность человека чем-либо или кемлибо, обычно сопровождаемая глубокими положительными чувствами по отношению к объекту влечения (страсти). См. эмоции (виды).

Источник: Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007

страсть

сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, концепции,методы. 1992

Страсть
Эмоция большой интенсивности и устойчивости. С. бывает положительной и отрицательной. Положительная С. направлена на решение проблем, имеющих значение для индивидуума, и характеризуется полной мобилизацией духовных и физических сил. Отрицательные страсти - в основе влечений к наркотическим веществам, азарту, жадности, карьеризму и др.
С. к анекдотам (от нем. Witzelsucht). Склонность к рассказыванию двусмысленных и «нецензурных» анекдотов, глуповатым шуткам и пуэрильному поведению. Наблюдается при поражении лобных долей мозга. Ср. Мория,

Источник: Психиатрический энциклопедический словарь. К. МАУП 2003

СТРАСТЬ
сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.
Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение - например, в случае паранойяльного развития личности (-> фанатизм).
Страсть может приниматься, санкционироваться личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.
Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Единство нравственного, разумного начала и страсти иногда выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Источник: Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998

СТРАСТЬ
сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2009

Страсть
первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.
Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).
И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)
Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).

Источник: Филиппов А.В., Романова Н.Н., Летягова Т.В. Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь. 2011

Страсть
1) сильная любовь, сильное чувственное (сексуальное) влечение; 2) продолжительное сильное увлечение, одержимость, поглощенность, выражающиеся в любви, в поклонении, в творчестве, в деятельности, в спорте; 3) пристрастие, психологическая зависимость от игры, хобби (рыбная ловля, коллекционирование и т. д.), психоактивных препаратов (алкоголь, наркотики и др.). В последнем значении понятие С. синонимично «мании» (например, игромания, сексомания) и несколько устаревшему понятию «патологическое влечение».
С. выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, направленности на единую цель. Она не всегда приятна для человека, может осуждаться им, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. В этом случае говорят о состоянии риска или болезненном состоянии, при которых есть одно доминирующее желание, а сознание сосредоточено на одном объекте (см. Принцип доминанты). В христианской традиции С. — темные силы, влечения чувственной природы, идущие от низших инстинктов и угрожающие духовному миру личности.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СТРАСТЬ
/англ. Passion/, 1) чувственное влечение; то же, что любовь. См. также Эрос;
«Мешают страсти. Из страстей самая сильная, и злая, и упорная – половая, плотская любовь…» Л. Толстой. Крейцерова соната.
С. /устар./: зазной.
С. /литератур./: amour de tigre; африканская страсть.
«Она была в те дни в каком-то стихе брезгливости, при котором и салонный flirt и amour de tigre были ей равно противны.» Б. Маркевич Бездна.
«Мужья убивают жен только в романах да под тропиками, где кипят африканские страсти, голубчик.» А. Чехов. Драма на охоте.
Страстность – свойство темперамента, заключающееся в проявлении С.
«Но роза – страстности эмблема,
А страстность – детище земли.»
Н. Гумилев. Две розы.
Страстный (-ая; -ое) – свойственный или присущий С.
«Уж я не тот любовник страстный,
Кому дивился прежде свет.»
А. Пушкин. Старик.
2) бурная, неконтролируемая эмоция, связанная с проведением пол. акта. См. также Мания (2).
«Под одним кустом торчали две пары ног, и слышался из-под куста прерывистый, противный визг удовлетворяемой страсти.» Ф. Сологуб. В толпе.

Источник: Словарь доктора либидо

СТРАСТЬ
относительно инвариантно-релевантно-эмоциеаддитивное чувство, кот. приметно над другими побуждениями-стремлениями субъекта и приводящее т.о. его психику, эго-психопроекциональность к сублимативно-сосредоточенной концентрации на предмете-объекте своей С.; мультидетерминанты конституирования-морфологизации С. довольно полиобразны-полиинтерпрерационны и могут дефиницироваться-инкарнироваться-трансформироваться под воздействием чувственно-эмотивных кондиций-факторов, ментально-рефлексивно-мотивационных диспозиций субъекта, репродуцироваться-иррадиироваться, благодаря феноменам биоанатомо-соматических мультиимпульсаций-биоэнергоэкстраполяций, или же сами С. могут иметь патологическо-аберрационную полиинтенциональность и быть признаками шизофрении, паранойи субъекта; субстанционально-предикативным свойством С. явл. динамичностьэнергичность-импульсивностьсензитивность-эмоциональность-слонтанность, а сама С., к примеру, чувственно-эротическая, весьма часто, особенно у представителей мужского пола, может редко дискурсконтролироваться дискурсментально-рефлексивными аргументациями-суждениями-резюме, тогда как женщины, в основном (тип. большинства женщин), меньше предаются безудержно-бесконтрольно-безрегулятивно-гиперинфернальной страсти, потому что, их менталитет, рассудочно-рефлексивные акты больше коррелируются-корвенгируются-ассимилируются с прагматично-утилитарными установками-диспозициями на жизнь-бытие-мужчин-экзистенцию.

Источник: Современный словарь по психологии. Мн. Современное Слово 1998. — 768 с.

СТРАСТЬ
вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.
   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.
   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».
   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».
   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.
   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».
   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.
   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. 2001

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
206.37 кб

Страстность и страсть как психические феномены

Куликов Л. В.
Страстность и страсть отнесены к стержневым феноменам психики, поскольку они существуют и проявляются на разных уровнях психики, в разных сферах психики, в различных видах поведения и деятельности.
Читать PDF
234.38 кб

Страсть как фундаментальная составляющая мотива преступного поведения

Игнатов Александр Николаевич
В статье осуществлен анализ проблемы мотивации преступного поведения в криминолого-психологическом и теологическом научном дискурсивном поле.
Читать PDF
116.86 кб

Страсть к чтению: чтение и читатель в истории Европейского искусства

Маркова Т. Б.
В статье анализируется природа удовольствия от чтения. Анализ портретов читателя раскрывает трансформацию образа книги и читателя в истории культуры.
Читать PDF
105.67 кб

Понятие «Страсть» в педагогическом наследии свт. Феофана Затворника и К. Д. Ушинского

Никулина Елена Николаевна
Статья посвящена одному из главных аспектов научной реконструкции педагогических воззрений персоналия изучению его терминологического словаря. На примере свт. Феофана Затворника и К. Д.
Читать PDF
261.66 кб

Страсть и одиночество

Воробьёв Дмитрий Олегович
В статье рассматриваются актуальные онтогносеологические проблемы: функция познания бытийственных феноменов страсти и одиночества, их взаимодействия и взаимовлияния.
Читать PDF
1,003.60 кб

Страсть к экстремальности

Бородовская М. А.
В статье рассматривается вопрос о причинах и формах существования в современном мире экстремальных видов спорта и отдыха. Автора интересует тема специфики удовольствия, получаемого в экстремальных ситуациях риска.
Читать PDF
141.07 кб

Человек: страсть и религия

Тульпе И. А.
В статье утверждается, что страсть не видовой признак homo sapiens, она возникает только с появлением личной заинтересованности жизнью, со становлением самоосознания. Одно из проявлений новационного сознания (я-сознания) религия.
Читать PDF
230.13 кб

Философичность агиографии: метафизическая конфигурация в «Съказание, и страсть, и похвала, святуюю м

Тузов Михаил Леонидович
В статье рассматриваются некоторые философские смыслы агиографии. Такой аспект житийных текстов предполагает обращение к проблеме средневековой христианской философии как философии, опосредованной Иисусом Христом.
Читать PDF
212.29 кб

Действительность абстракций и страсть к реальному. Опыт построения современной родовой идеологии

Гедзь Кирилл Николаевич
Исследование посвящено центральному аспекту проблемы отчуждения, а именно проблеме фетишизации Реального как редукции действительного субъекта к образам его деятельности.
Читать PDF
10.76 мб

Мораль как страсть существования (Серен Кьеркегор)

Кузьмина Тамара Андреевна
Страсть не есть психологическая эмоция или чувство, она — основное условие человеческого бытия.
Читать PDF
237.84 кб

Страсть в гносеологической установке Нового времени

Николина Ольга Ивановна
Человеческая природа может быть зафиксирована через понятие феномена, как единства чувства (переживания), мысли и действия. Феномен отражает свойство человеческого бытия, в том числе его чувства и разума.
Читать PDF
24.96 мб

РЕНЕ ДЕКАРТ И КРИСТИНА ШВЕДСКАЯ: МАНИЯ РАЗУМА И СТРАСТЬ СУВЕРЕННОСТИ

Фокин Сергей
В настоящей работе представлен и прокомментирован ряд эпистолярных документов, касающихся последнего странствия Рене Декарта и его загадочных отношений с королевой Швеции Кристиной.
Читать PDF
724.11 кб

Аскетическое учение о значении и сущности "страстей" так называемых "плотских"

С. М. Зарин
Читать PDF
247.55 кб

Н. Н. Непомнящий, А. Ю. Понизовский. «Знак страстей Христовых»

С.Г.
Читать PDF
2.01 мб

Значение страстей в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению святых Отцов а

С. М. Зарин

Похожие термины:

  • Патологическая страсть к игре

    pathological gambling) - расстройство контроля импульсов, характеризующееся повторяющимся влечением к различным играм, которое разрушает личность, семью или пагубно сказывается на карьере.
  • Любовь-страсть

    Passionate love) . Состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешны, когд
  • Нарушения в сфере страсти

    редко используемый термин для обозначения обширной группа патологических состояний, характеризующихся чрезвычайно интенсивными и устойчивыми эмоциональными состояниями, которые побуждают к д
  • Страстная любовь

    Passionate love)—состояние сильного стремления к соединению с другим человеком.
  • Страстный тип

    К ним относятся люди, которые легко могут быть охвачены постоянной наклонностью, способной превратиться в исключительную, или отдающиеся всецело определенной деятельности. Для этих людей характ