Страстная любовь Стратагема

СТРАСТЬ

Найдено 11 определений термина СТРАСТЬ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СТРАСТЬ

— сильное, стойкое чувство влечения к какому-то объекту, движущая сила различных дел, как великих, так и низменных.

Оцените определение:

Источник: Психоаналитические термины и понятия Словарь. Под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина. М.: Независимая фирма "Класс", 2000.296

СТРАСТЬ

вожделение человека, не поддающееся контролю и оказывающее значительное воздействие на его мышление и поведение.

   З. Фрейд уделял основное внимание рассмотрению бессознательных влечений человека. В одних работах он проводил различие между влечением и инстинктом, в других понятия «влечение» и «инстинкт» рассматривались в качестве равнозначных. Его представления о человеческих страстях входили в остов размышлений о влечениях и инстинктах как таковых, и в этом отношении сами страсти воспринимались как изначально присущие человеку, подобно влечению к деструктуивности или инстинкту агрессии.

   Переосмысливая взгляды З. Фрейда на природу влечений человека, часть психоаналитиков по-иному подошли к трактовке человеческих страстей. Так, американский психоаналитик Э. Фромм (1900–1980) предложил такое видение человека, которое включало в себя культурные и социальные детерминанты. В работе «Бегство от свободы» (1941) он подчеркнул, что бессознательные стремления человека, включая любовь, ненависть, жажду власти, тенденцию к подчинению, влечение к чувственному наслаждению или страх перед ними, являются продуктами социального процесса формирования личности. Словом, «страсти человека и тревоги его – это продукт культуры».

   В работе «Человек для себя» (1947) Э. Фромм подчеркнул, что большую часть «человеческих страстных влечений» невозможно объяснить силой инстинктов, а индивид обладает такими страстями, которые могут быть сильнее стремления к самосохранению. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) он провел различие между инстинктами и страстями. Инстинкты, или естественные влечения, коренятся в физиологических потребностях человека, в то время как человеческие страсти – в его характере. Произрастающие из характера страсти (потребность в любви, нежности, свободе, разрушении, садизм, мазохизм и др.) соответствуют экзистенциальным потребностям человека. Если инстинкты – это ответ на физиологические потребности человека, то страсти – ответ на его экзистенциальные потребности. В отличие от инстинктов страсти являются специфически человеческими. «Хотя экзистенциальные потребности одинаковы для всех людей, индивиды и группы отличаются с точки зрения преобладающих страстей».

   С точки зрения Э. Фромма, инстинкт – это чисто биологическое понятие, а коренящиеся в характере страсти и влечения – биосоциальные, исторические категории. В этом смысле он предпринял попытку заменить «фрейдовский физиологический принцип объяснения человеческих страстей на эволюционный социобиологический принцип историзма». В соответствии с этим принципом человеческие страсти рассматриваются в связи с их функцией в процессе жизни целостного организма. Признается, что интенсивность страстей коренится не в физиологических потребностях, а в потребностях целостного организма жить и развиваться как в телесном, так и в духовном смысле. Стало быть, страсти важны для человека не после того, как удовлетворены его физиологические потребности. Они не относятся к разряду роскоши и уходят своими корнями в основания человеческого бытия. Без страстей человек перестает быть человеком.

   Э. Фромм различал рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к живому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и др.). Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению его целостности и придают смысл его жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни. Однако и те и другие участвуют в реальном человеческом существовании и, следовательно, их анализ необходим для решения проблемы человека. Если человеку удается мобилизовать свои жизненно важные устремления и страсти, то он сможет достичь большей интеграции, целостности личности. До тех пор пока это не происходит, «его можно обуздать, укротить, но не исцелить».

   При неблагоприятных условиях жизни, не способствующих развитию личности, человек становится деструктивным и жестоким. Его страсти оказываются иррациональными, по сравнению с возможностями нормально развивающегося человека. Вместе с тем, как отмечал Э. Фромм, с точки зрения особых обстоятельств жизни данного конкретного индивида в его страстях есть своя рациональность. Во всяком случае разрушительные для жизни страсти также являются своеобразным ответом на экзистенциальные потребности человека, как и его созидательные страсти. Другое дело, что разрушительные, иррациональные страсти развиваются неизбежно в том случае, если отсутствуют реальные предпосылки для реализации созидательных страстей.

   Э. Фромм считал, что на рациональном и иррациональном уровне страсти являются стержнем мотивационной сферы жизнедеятельности индивида. Человеком владеют такие страсти, как потребность в любви, нежности, солидарности, свободе, правде, с одной стороны, и жажда власти, подчинения, разрушения – с другой. Все эти и многие другие страсти ведут его по жизни, становятся причиной волнений и тревог, являются источником, питающим сновидения, мифы, легенды, религии, искусство, литературу. В конечном счете, все они представляются чрезвычайно важными и существенными для любого человека. «Человеческие страсти – это отнюдь не психологические комплексы, которые можно объяснить путем обращения к событиям и впечатлениям детства. Их можно понять, только разорвав узкие рамки редукционистской психологии и изучая их в живой реальности, то есть подвергнув анализу попытку человека придать смысл своей жизни».    

Источник: Словарь-справочник по психоанализу

Страсть

Passion) — фактор в любовной шкале, состоящий из романтического влечения и сексуального желания.

Источник: «Термины по вопросам, связанным с зависимостью от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ» (проект psyland.msk.ru)347

СТРАСТЬ

сильновыраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом.

Источник: Д.Н. Узнадзе. Основные понятия психологической теории деятельности. М.: Наука, 1966.22

СТРАСТЬ

сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

Причины формирования страсти разнообразны - они могут определяться осознанными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение - например, в случае паранойяльного развития личности (-> фанатизм).

Страсть может приниматься, санкционироваться личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое.

Основной признак страсти - ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Единство нравственного, разумного начала и страсти иногда выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

Страсть

passion). Второй компонент любви, который относится к физической привлекательности, возбуждению и сексуальному поведению в отношениях.

Источник: Психология развития, 9-е издание. Словарь по книге

СТРАСТЬ

сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете С. всех его устремлений и сил. Причины формирования С. достаточно разнообразны – они могут определяться осознанными идейными убеждениями, исходить из телесных влечений, иметь патологическое происхождение. С. м. б. принята, санкционирована личностью, а может осуждаться ею, переживаться как нечто нежелательное, навязчивое. Основным признаком С. является ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Объединение С. и нравственного, разумного начала в человеке нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий. В то же время, С. может толкнуть человека на безрассудные поступки.

Источник: Словарь конфликтолога

Страсть

сильно выраженная потребность и Увлеченность человека чем-либо или кем-либо, Сопровождаемая глубокими и сложными чувствами по отношению к соответствующему объекту.

Источник: Словарь по конфликтологии

страсть

сильное, стойкое, длительное, доминирующее, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению на предмете с. всех ее устремлений и сил.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Страсть

первоначально «страдание, томление») – сильное чувство, необузданное желание, душевная жажда.

Ты молода и не знаешь всех опасностей, Ольга. Иногда человек не властен в себе; в него вселяется какая-то адская сила, на сердце падает мрак, а в глазах блещут молнии. Ясность ума меркнет: уважение к чистоте, к невинности – все уносит вихрь; человек не помнит себя; на него дышит страсть; он перестает владеть собой – и тогда под ногами открывается бездна (И. Гончаров, Обломов).

И вдруг она опять целовала и обнимала меня, опять страстно и нежно прижимала свое лицо к моему. Я уж более ни о чем не думал и ничего не слышал. Голова моя закружилась… (Ф. Достоевский, Игрок)

Ср. «Песню певца за сценой» из оперы А. Аренского «Рафаэль», испанский танец из балета П. Чайковского «Щелкунчик».

Доискивайся, чем преодолеть свою страсть (Ефрем Сирин).

Источник: Тысяча состояний души. Краткий психолого-филологический словарь

Показать все [+8] ↓

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 4

Страстность и страсть как психические феномены

Куликов Л.В.
Страстность и страсть отнесены к стержневым феноменам психики, поскольку они существуют и проявляются на разных уровнях психики, в разных сферах психики, в различных видах поведения и деятельности. Страстность и страсть рассмотрены на уровне темперамента, как биологической основы личности, на уровне характера и на уровне социально-психологических качеств личности. Гармония (или дисгармония) личности определяют направленность страсти, делают ее плодотворной или разрушительной для личности. У страсти есть мотивационные, эмоциональные и когнитивные характеристики. Здоровая страсть может способствовать продуктивности деятельности и поведения, формированию иерархии мотивационной структуры личности. Выраженная здоровая страсть не обязательно приводит к акцентированной страсти, а акцентуированная страсть к болезненной страсти. Человек может оставаться на том уровне силы страсти, на котором находится. Если здоровую страсть часто сопровождают достижения и приобретения, то акцентуированную страсть неудачи и потери. Болезненная страсть это не только лишь искажения или замедления в развитии, но и разрушение личности. Акцентированная и болезненная страсть не являются развитием, продолжением плодотворной страсти в плане возрастания ее силы. Они являются следствием углубления личностной дисгармонии. Не страсть приводит к дисгармонии личности, а дисгармония личности порождает акцентированную, или еще хуже, болезненную страсть. Продуктивная страсть способствует полноценному течению бытия личности во всех основных его аспектах (функционировании, саморегуляции, развитии, адаптации).
Скачать PDF

Страсть как фундаментальная составляющая мотива преступного поведения

Игнатов Александр Николаевич
В статье осуществлен анализ проблемы мотивации преступного поведения в криминолого-психологическом и теологическом научном дискурсивном поле. В качестве основной единицы анализа мотивационной сферы личности преступника была выбрана категория страсти, рассмат-риваемая в структурах духовно-психобиологической сферы личности совершающего преступление. Раскрыты роль и функции страсти как глубинной основы мотивации преступного поведения.
Скачать PDF

“гендерные страсти” у Notre-Dame de Paris: опыт социально-философского обобщения

Богатова Лариса Михайловна
В статье представлен опыт социально-философского обобщения наиболее актуальных проблем, охвативших современные гендерные отношения. На основе событий, произошедших в последнее время во Франции, анализируются причины, особенности и противоречия, связанные с легализацией нетрадиционной сексуальности. Выявлено, что среди социокультурных последствий тех перемен, которые активно развернулись в настоящее время в сфере семейно-брачных отношений, особую озабоченность вызывает разрушение традиционных гендерных диспозиций.
Скачать PDF

Феномен страсти (на материале эпических поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея»)

Котенёва Анна Валентиновна
Понятие страсти имеет разные смыслы и значения. Страсть означает и страдание, и сильно переживаемые естественные душевные и телесные человеческие желания, и устойчивое стремление человека к какому-либо поступкугреху. Все эти оттенки страсти являются важными в понимании природы человека, его поступков и деяний. Страсти выражают глубинные мотивационные характеристики личности, непосредственно характеризующие её духовное состояние. Однако этот духовно-нравственный аспект проблемы еще недостаточно изучен в современной психологии. Эпические поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» относятся к культурному наследию мировой литературы. В этих произведениях содержатся истоки психологических знаний о личности, ее внутреннем мире, мотивациях поведения. Они отражают архетипические образы и универсальные закономерности человеческого бытия, которые во многом объясняют и поведение современных людей. В статье на основе текстологического изучения поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» проанализированы особенности духовно-душевных и плотских страстей. Предметом исследования выступили такие страсти как гордость, тщеславие, гнев, любодеяние и сребролюбие. Интерпретация духовно-нравственных проявлений страстей героев осуществлялась с помощью герменевтического, феноменологического и сравнительного методов в контексте современной психологии и христианской традиции. Текстологический анализ эпических поэм Гомера позволил описать феноменологию основных духовно-душевных и плотских страстей, а также изучить их последствия для человека, его здоровья, поведения и бытия.
Скачать PDF