Субъективные элементы культуры СУБЪЕКТИВНЫЙ АТРИБУТ

СУБЪЕКТИВНЫЙ

Найдено 6 определений термина СУБЪЕКТИВНЫЙ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Субъективный

в противоположность объективному – относящийся к субъекту, к сознанию личности. (12.1, 169)
Оцените определение:

Источник: Словарь Льва Семеновича Выготского

СУБЪЕКТИВНЫЙ

1. Свойственный лишь данному субъекту, лицу, - личный; относящийся к субъекту.

2. Односторонний, лишенный объективности, пристрастный, предвзятый.

Источник: Словарь психиатрических терминов (psychiatry.ru).

СУБЪЕКТИВНЫЙ

1. Свободное значение – характеристика индивида или зависящий от индивида, субъекта. В этом главном значении термина заключаются три подтемы, каждая из которых отражает различный смысл зависимости, (а) Личный – тот, который является субъективным, то есть внутренним, персональным, не доступным для общественного рассмотрения. Это отражено в значениях 2, 3 и 4, приведенных ниже, (б) Мысленный или когнитивный ~ субъективный – значит ощущаемый или психический, в противоположность физическому или соматическому. См. здесь значения 5, 6, 7 и 8. (в) Индивидуальный – субъективный, то есть единственный, с участием только одного человека. См. значение 9. Далее приводятся более специализированные способы употребления, которые обычно встречаются в социальных науках и могут рассматриваться как отражающие один или более из смыслов этого термина. 2. Не являющийся непосредственно публичным, незнакомый кому-либо еще. Смысл здесь состоит в том, что основную суть события можно только ощутить внутренне, лично, и что публичный опыт никогда не может быть известен, но только логически выведен; например, вес объективен, тяжесть субъективна, форма звуковой волны произносимого предложения объективна, смысл предложения субъективен. 3. Не подтверждаемый другими непосредственно, не определяемый публикой каким-либо непосредственным способом. Это значение очень близко к понятию интуитивного или имплицитного; см. статью клинический прогноз о классическом примере противопоставления объективного и субъективного в этом смысле. 4. Более широкий смысл значений 2 и 3 – ненадежный, предвзятый, контаминированный личными, эмоциональными оценками. Это значение, прежде всего, встречается как эпитет, используемый человеком против того, чьи субъективные оценки в смысле 3 отличаются от его собственных; нет никакой логической причины того, почему субъективный должен быть менее надежным или достоверным, чем объективный. Рассмотрите характер эстетических суждений, чтобы оценить этот момент. 5. В отношении суждений, сделанных без использования инструментов или других приемов. 6. Внутренний по отношению к телу или, чаще, к сознанию. Здесь субъективный почти синонимичен психическому. 7. Более широкое понимание значения 6 – ощущаемый или переживаемый как внутренне локализованный; например, такое ощущение, как усталость, в котором нет просто определимого внешнего стимула, расценивается как субъективное. 8. Еще более широкое понимание – ощущение, основанное на иллюзорных или галлюцинаторных явлениях; мнимый. 9. Персональный, имеющий отношение к одному индивиду, определенному человеку.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии

СУБЪЕКТИВНОЕ

1. Принадлежащее человеку как субъекту. В этом исходном смысле у людей все психическое объективно существует только как субъективное, т. е. как присущее индивиду. Нет ничьих ощущений, чувств и т. д. Субъективной является всякая психическая деятельность – в т. ч. и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность и которая выражается в объективной истине. 2. Неадекватное объекту познания и действия, предвзятое, одностороннее и т. д. (отсюда субъективизм, субъективистское и т. д.). Психологическая наука изучает объективные закономерности субъективного в обоих этих смыслах. Каждый человек, используя субъективное в первом значении термина, стремится преодолевать субъективное во втором его значении (но, к сожалению, это не всегда удается). Вне рамок основного вопроса философии роли объективного и С. в жизни человека примерно равнозначны и неразделимы. Нет С. без объективного и наоборот. В конфликте субъективизм восприятия человеком реальности проявляется в большей степени, чем в др. сферах жизнедеятельности. Единица анализа конфликта должна включать и объективный, и С. компоненты противодействия в их неразрывном единстве. Такое единство позволяет сохранить конфликтная ситуация.

Источник: Словарь конфликтолога

Субъективный

относящийся к человеку как к Субъекту; необъективный, пристрастный; сугубо личный, односторонний.

Источник: Словарь по конфликтологии

субьективное

1.специфическое отражение психикой обьективного мира; 2.оценка, мнение, неадекватное обьективному содержанию.

Источник: Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы

Найдено научных статей по теме — 12

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности. Показано, что определенный комплекс ситуационных параметров позволяет выявлять существенные различия между классами повседневных, значимых и трудных жизненных ситуаций. Рассматривается зависимость поведенческих стратегий от образа ситуации, отраженного в индивидуальном сознании субъекта взаимодействия
Скачать PDF

Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого

Тюлюпо С.В.
Выявлены и подвергнуты психологическому анализу психологически понятные взаимосвязи между стилем восприятия родителями сообщения ребёнка о телесных сенсациях и феноменами, сопровождающими оформление понятийно-смысловой сферы субъективного телесного опыта ребёнка 4-5 лет. Описаны тенденции формирования семантических пространств субъективного телесного опыта ребёнка в соотношении с различными коммуникативными позициями родителей
Скачать PDF

Субъективный возраст как категория самооценивания

Курышева Ольга Васильевна
Рассматривается проблема субъективного отношения индивида к собственному хронологическому возрасту. Представлен теоретический и эмпирический анализ категории «субъективный возраст». Как многомерная конструкция субъективный возраст имеет возрастную и индивидуальную динамику, специфику проявления в различных психологических сферах. В этом контексте возраст из объективного показателя становится категорией внутреннего мира, категорией самооценивания.
Скачать PDF

Субъективный образ "успешной личности" у женщин с разной социальной и психологической адапти

Беглова Эльмира Ильдусовна
В статье рассматривается взаимосвязь содержания субъективного образа "успешной личности" с уровнем социальной и психологической адаптированности женщин разного возраста.
Скачать PDF

Образование взрослых: онтогенетические закономерности и субъективный опыт

Казанцева Елена Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы, связанные со спецификой образования взрослых. Уделяется особое внимание личностной составляющей обучающегося. Описывается специфика кризисов взрослых людей и необходимость их учета в процессе обучения.
Скачать PDF

Субъективный фактор в профессиональной подготовке юристов

Глушкова О.В., Медведев Д.А.
Скачать PDF

Субъективный возраст в контексте системно-субъектного подхода

Сергиенко Елена Алексеевна
Статья посвящена раскрытию теоретического и эмпирического потенциала категории субъективного возраста человека. В контексте системно-субъектного подхода рассматриваются когнитивно-субъективные оценки человеком собственного возраста, оказывающие влияние на внутреннюю картину временной перспективы, восприятие жизненных событий, на организацию и регуляцию поведения. Категория субъективного возраста не становится альтернативой типологическому, причинно-целевому и мотивационному подходам к проблеме психологического времени, она является лишь иным ракурсом ее изучения. Субъективный возраст представляет собой ключевой конструкт, позволяющий открыть новые пути анализа самоопределения, контроля поведения, субъективного выбора сценариев собственной жизни и их интерпретации, подойти к решению вопроса о соотношении категорий субъект и личность. На основе собственных данных и работ других авторов обсуждаются характеристики субъективного возраста, его динамика и факторы, влияющие на него.
Скачать PDF

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ КАК СУБЪЕКТИВНЫЙ РЕГУЛЯТОР ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО

Козловская Наталья Владимировна
В статье рассматривается проблема ценностных ориентаций, приведены результаты исследования, направленного на выявление зависимости структуры ценностных ориентаций студентов вуза от половых и возрастных особенностей, показано значение системы ценностей в процессе становления личности и адаптации ее в социуме. The problem of value orientations is considered in the article; the result of the research directed to the revelation of the dependence higher school student's value orientations structure on gender and age characteristics are presented; the significance of values system in the process of personality's development and adaptation in the social medium is shown.
Скачать PDF

Субъективный контроль техники стрельбы из пистолета как фактор повышения ее эффективности

Литвин Дмитрий Владимирович, Лупырь Валерий Григорьевич
Рассматривается проблема активизации у обучаемых процессов субъективного контроля техники стрельбы из пистолета. Раскрывается механизм использования разработанной формы самоанализа стрельбы. Проводится эмпирическое исследование эффективности внедрения самоанализа в образовательный процесс.
Скачать PDF

Волевой субъективный контроль и самоконтроль старшеклассников в ситуации выбора профильного обучения

Дементий Людмила Ивановна, Купченко Виктория Евгеньевна
Анализируется уровень волевого субъективного контроля и самоконтроля старшеклассников в условиях выбора профильного обучения. Субъективный волевой самоконтроль старшеклассников в условиях профильного обучения выражен на высоком уровне. Согласованность мнений школьников, не выбравших специализированный профиль, и учителей наблюдается по параметру «внимательность». Наибольшее расхождение в оценке параметров самоконтроля у старшеклассников, не определившихся с профилем обучения, выражено по параметрам «настойчивость» и «агрессивность». Абсолютно согласованными на высоком уровне являются оценки настойчивости школьников физико-математического профиля и внимательности школьников социально-экономического профиля. Значимая корреляционная взаимосвязь между уровнем самоконтроля и волевым субъективным контролем обнаружена в группе старшеклассников физико-математического профиля.
Скачать PDF

Субъективный опыт и культура. Структура и динамика

Александров Юрий Иосифович, Александрова Наталья Львовна
Рассматриваются закономерности формирования и динамики структур субъективного опыта и культуры. Культура представлена как среда, включающая искусственно созданный набор «эффордансов». Описаны результаты, демонстрирующие динамику имплицитных представлений в период социально-экономических изменений в России. Приводятся аргументы в пользу того, что язык является специальным видоспецифическим инструментом отчета и самоотчета о результатах поведения, с помощью которого индивиды оценивают значение для сообщества каждого из индивидуальных результатов. Дано системное определение культуры, выделены ее элементы и единицы. Предлагается системное понимание морали. Обсуждается аналогия между моралью как характеристикой низкодифференцированных систем в структуре культуры и эмоцией как характеристикой низкодифференцированных систем в структуре субъективного опыта. Закон и сознание, напротив, связываются с высокодифференцированными системами указанных структур.
Скачать PDF

Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребносте

Горская Наталья Евгеньевна, Глызина Вера Евгеньевна
Обосновывается актуальность представленной темы, подчеркивается необходимость уделять внимание в учебном процессе не только предметным компетенциям, но и личностным, которые являются базовыми. Подчеркивается не только теоретический, но и практический интерес к данной проблеме. Используется методика «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной и А.М. Эткинда, разработанная исходя из иерархической структуры системы регуляции поведения и деятельности. Подчеркивается, что локус контроля в профессиональной сфере охватывает ситуации учебной, профессиональной и любой другой активности, преследующей достижения человеком конкретных целей. Представлены результаты исследования УСК в области профессиональной сферы.
Скачать PDF