СУБЪЕКТИВИЗМ Субъективизм речи

Субъективизм восприятия речи

Найдено 1 определение:

Субъективизм восприятия речи

Любая речь, любое высказывание допускает некий «разброс» понимания: воспринимающий исходит из своего жизненного опыта, менталитета. Ср. девушка-абитуриентка написала в сочинении: Мне очень нравится стихотворение Пушкина «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой»). Я много думала об этом человеке: Кто он? За что его посадили? Сколько ему дали?» Производителю речи нужно стараться предвидеть и нейтрализовать возможное неправильное понимание того, о чем он говорит; с другой стороны – высокая культура восприятия речи подразумевает стремление вникнуть в точный смысл слышимого или читаемого, в позицию автора, понимание возможной разницы между ней и своим толкованием. См. учет личности собеседника.

Оцените определение:

Источник: Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология

Найдено книг по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Психофизиологические механизмы восприятия иноязычной речи и их роль в педагогических методиках обуче

Хохлова Лариса Александровна, Дерягина Лариса Евгеньевна
В работе анализируются результаты психофизиологического исследования механизмов аудирования у студентов левои правополушарного типов, раскрываются факторы, положительно влияющие на процесс обучения иностранным языкам.
Скачать PDF

Психофизиологические механизмы восприятия иноязычной речи и их роль в обучении студентов аудированию

Дерягина Лариса Евгеньевна, Хохлова Лариса Александровна
В работе анализируются результаты психофизиологического исследования механизмов аудирования у студентов левои правополушарного типов, раскрываются факторы, положительно влияющие на процесс обучения иностранным языкам.
Скачать PDF

Психофизиологическая структура взаимосвязи компонентов зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7

Хрянин А. В., Хромова С. К., Теребова Н. Н.
Целью настоящего исследования являлось изучение взаимосвязи функциональных составляющих зрительного восприятия и речи у детей 5–6 и 7 лет на основе корреляционного анализа данных, полученных при оценке уровня сформированности отдельных компонентов этих систем. Полученные результаты выявляют ряд значимых корреляций между психофизиологическими функциями, лежащими в основе зрительноперцептивной и речевой деятельности, а также некоторые особенности возрастной динамики формирования психофизиологической структуры межсистемного взаимодействия у детей 5–6 и 7 лет.
Скачать PDF

Оценка связи восприятия эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта

Дмитриева Е.С., Гельман В.Я., Зайцева К.А., Орлов А.М.
Исследовалась связь эффективности и времени распознавания эмоциональной просодики речи испытуемыми с составляющими их эмоционального интеллекта, измеренными методом самоотчета (опросник ЭмИн). Было показано, что результаты опросника в определенной степени отражают когнитивную составляющую эмоционального интеллекта, связанную с восприятием эмоциональной интонации речи в различных условиях акустической среды. Наиболее сильная прямая связь наблюдалась между эффективностью распознавания эмоций и шкалой «понимание эмоций» и субшкалами «понимание своих эмоций» и «понимание чужих эмоций» опросника ЭмИн.
Скачать PDF

Особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву

Бородина В.Н.
В статье рассматриваются особенности восприятия субъективного времени военнослужащими по призыву. Анализируется содержание факторов семантического дифференциала времени, особенности восприятия трех моментов времени, какая из временных категорий (настоящее, прошлое и будущее) является наиболее актуализированной у военнослужащих каждого периода службы. Показаны различия восприятия времени у военнослужащих по периодам службы. Представлена степень расхождения психологического и хронологического возраста военнослужащего в аспекте целостной жизненной перспективы.
Скачать PDF

Особенности субъективного восприятия в зависимости от профессиональной деятельности и возрастной кат

Галанин Сергей Ильич, Чайковская Марина Геннадьевна, Белкина Тамара Леонидовна
Скачать PDF

Психосемантика времени и пространства в субъективном восприятии студентов с разной направленностью п

Коновалова Татьяна Олеговна, Заводчиков Дмитрий Павлович
В статье обобщены результаты исследования влияния осваиваемой специальности на репрезентацию времени и пространства студентами. Предметом исследования выступает содержание и организация вербальной и образной репрезентации времени и пространства в сознании студентов с разной направленностью специализации. Целью работы стало выявление различия и сходства характеристик репрезентированности пространства и времени в сознании студентов гуманитарных и технических специальностей. Теоретико-методологическим основанием служат: системный и субъектный подходы, положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах. В основание эмпирической части исследования положены теоретико-эмпирические позиции психосемантики. Исследование проводилось со студентами 2-4 курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Выводы свидетельствуют о существовании на этапе профессиональной подготовки некоторых качественных различий в организации ментальных репрезентаций времени и пространства в связи с направленностью осваиваемой профессиональной деятельности. Последующие эмпирические исследования позволяют уточнить и расширить выводы данного исследования
Скачать PDF

Проблема восприятия литературного текста в структуре субъективного опыта

Артамонов Денис Геннадьевич
В статье рассматриваются особенности теоретических направлений психологических исследований типологии понимания текста, проблемы восприятия как проблемы образа мира. Приводятся возможные концептуальные основы психологии субъективной семантики, основания взаимодействия психологии и эстетики. Автором ставится вопрос о соотношении структуры субъективного опыта и восприятия литературы.
Скачать PDF

Субъективное восприятие окружающего мира: нейробиологические механизмы и смысл

Сергин В.Я.
В статье предлагается новый взгляд на организацию процессов восприятия человека. Постулируемые механизмы хорошо согласуются с нейробиологическими и психологическими данными. Предлагается модель, которая позволяет понять физиологическую природу субъективного восприятия. Теоретические следствия модели имеют разносторонний характер и формулируются в конкретной форме, что делает их доступными экспериментальной проверке в лабораторных условиях.The article offers a new view on the organization of the process of human perception. The postulated mechanisms agree well with neurobiological and psychological data. The proposed model makes it possible to understand the physiological nature of subjective perception. The theoretical implications of the model are of diverse nature and are formulated in a concrete form which makes them experimentally verifiable in laboratory conditions.
Скачать PDF

Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики

Тхостов Александр Шамильевич, Рассказова Елена Игоревна, Емелин Вадим Анатольевич
Применение междисциплинарного подхода в исследованиях идентичности требует разработки методов, позволяющих изучать и сопоставить прогностические возможности критериев диагностики идентичности, предлагаемых в русле различных концепций. Цель данной работы исследование стабильности и соотношения оценок своих идентификаций по разным критериям, а также их связи с субъективным благополучием, копинг-стратегиями и выраженностью психопатологической симптоматики у испытуемых без психических заболеваний. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда была дополнена количественной оценкой по шкале Лайкерта того, насколько каждая из идентификаций нравится (эмоциональная оценка), часто актуализируется (значимость), важна испытуемому (психологическая центральность) и признана другими (воспринимаемое социальное признание). На материале двух выборок: студентов-психологов (n1=82) и взрослых испытуемых (n2=50) были продемонстрированы достаточная согласованность оценок своих идентификаций по каждому из критериев, несводимость критериев друг к другу и возможность надежного расчета единого показателя согласованности/рассогласованности в оценках идентификаций. Положительная оценка, центральность и признанность своих идентификаций способствовали более частому выбору активных поведенческих и когнитивных стратегий совладания со стрессом, а дополнительный учет согласованности в оценках приводил к лучшему предсказанию склонности к позитивному переформулированию, обращения к религии и концентрации на эмоциях. Связь значимости идентификаций и депрессивности опосредствовалась их эмоциональной оценкой: частые мысли об идентификациях препятствовали депрессивности только у испытуемых с положительной эмоциональной оценкой идентичности. В целом применение количественной оценки позволяет дополнить качественный анализ идентификаций общими показателями субъективного переживания идентичности.
Скачать PDF

Специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовства в контексте реального опыта м

Семенова Лидия Эдуардовна
В статье рассматривается проблема мужского монородительства применительно к современным российским условиям. Представлены результаты исследования некоторых аспектов реального опыта отцовства мужчин-монородителей в сравнении с аналогичным опытом отцов из полных семей. На конкретном фактическом материале показана специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовской роли мужчинами-монородителями.
Скачать PDF

Субъективное восприятие времени и экзистенциальные представления личности

Желателев Д. В.
Скачать PDF