Субъективный образ мира у ребенка

Предыдущий термин:
СУБЪЕКТИВНЫЙ КОНТУР

Следующий термин:
СУБЪЕКТИВНЫЙ ТЕСТ

Содержание:

Найдено 1 определение:

Субъективный образ мира у ребенка

система представлений ребенка об окружающей действительности, природной и социальной, о своем месте в ней. С. о. м. включает в себя также отношение к этой действительности и к себе самому и тем самым определяет позицию ребенка. С. о. м., который формируется у субъекта на каждом этапе жизни, имеет свои специфические особенности. Его формирование происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с миром и другими людьми и потому он несет печать потребностей и стремлений ребенка, его способа жизни. Включаясь во все большее количество субкультур, ребенок овладевает элементами различных видов отношения к окружающему миру: обыденного, художественного, научного. С. о. м. у детей зависит от особенностей той жизненной практики, в которую они включены, от стоящих перед ними задач. Ограниченность практики детей порождает неправомерность их самостоятельных обобщений, производимых ими в процессе непосредственного контакта с миром, и приводит к формированию у них своеобразия представлений о мире и физической причинности. Ж. Пиаже выделил три особенности представлений ребенка дошкольного возраста о мире: реализм (овеществление психологических событий); анимизм (наделение физических объектов жизнью, сознанием, волей); артифициализм (рассмотрение всех событий и явлений окружающего мира как изготовленных людьми для строго определенных антропоцентрических целей). Становление С. о. м. у ребенка — сложный многоступенчатый процесс. В процессе развития С. о. м. изменяется его содержание (то, что входит в С. о. м. из объективных закономерностей внешнего и внутреннего мира) и формально-динамические характеристики, которые позволяют описать состояние С. о. м. (его полнота, устойчивость, осознанность, связанность и непротиворечивость его компонентов). С. о. м. ребенка неоднороден по степени соответствия наиболее общим объективным законам мира. Так, например, в нем могут сосуществовать анимистический и естественнонаучный способ объяснения физических явлений. К.Н.Поливанова
Оцените определение:

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Образ ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна младенческого и раннего возраста

Разенкова Ю.А., Айвазян Е.Б., Иневаткина С.Е., Одинокова Г.Ю.
В статье приведены результаты исследования, посвященного изучению структуры и содержания образа ребенка у матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна. Необходимость данного исследования продиктована тем, что ситуация рождения ребенка с особыми потребностями, в том числе с синдромом Дауна, изменяет ситуацию детско-родительского взаимодействия, являющегося основным фактором благополучного развития ребенка.
Скачать PDF

Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л. С. Выготского к П. Я. Га

Карабанова Ольга Александровна
В статье представлена модель динамической структуры социальной ситуации развития ребенка. На основе учения об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина обосновывается роль и место ориентирующего образа в структуре социальной ситуации развития, реализующего активно-действенное отношение ребенка к миру. Выделены виды ориентирующих образов, показана их возрастная специфика. Конкретизирован механизм развивающего эффекта зоны ближайшего развития.
Скачать PDF

Субъективный образ ситуации как фактор дифференциации поведенческих стратегий личности

Белан Елена Альбертовна
Обсуждается решающая роль субъект-ситуационного взаимодействия в дифференциации поведенческих стратегий личности. Показано, что определенный комплекс ситуационных параметров позволяет выявлять существенные различия между классами повседневных, значимых и трудных жизненных ситуаций. Рассматривается зависимость поведенческих стратегий от образа ситуации, отраженного в индивидуальном сознании субъекта взаимодействия
Скачать PDF

Рождение ребенка-инвалида как событие инициирующее трансформацию субъективной картины жизни матери

Ральникова Ирина Александровна, Шмакова Светлана Сергеевна
В статье отражены результаты научного исследования субъективной картины жизненного пути матерей, воспитывающих детей-инвалидов в контексте их личностной направленности. Показано, что, когда женщина наделяет событие «рождение ребенка-инвалида» психотравмирующим смыслом, происходят трансформации в ведущих динамических тенденциях личности и как следствие изменения представлений о собственном жизненном пути, неотъемлемым сопровождением развертывания которого является ребенок и его болезнь. The article presents the research results of mothers' subjective life-course view, who bring up disabled children in the context of their personal orientation. It has been shown that when a woman attributes psycho-traumatic sense to "disabled baby birth" event, leading personal dynamic trends of personality are transformed. As a result, woman's own life-course view changes. The baby and his/her disease becomes an essential part of this view development.
Скачать PDF

Объективные факторы субъективного благополучия матери, имеющей ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП)

Шебанец Елена Юрьевна
В данной статье рассматриваются объективные факторы субъективного благополучия матерей, имеющих ребенка-инвалида (с диагнозом ДЦП). Результаты показали, что существенными объективными факторами субъективного благополучия матери, являются полнота семьи, трудовая занятость, наличие профессионального образования, желанность ребенка.
Скачать PDF

Связь личностных особенностей матери, имеющей ребенкаинвалида с уровнем ее субъективного благополучи

Шебанец Елена Юрьевна, Хозяинова Татьяна Константиновна
В статье представлены результаты изучения субъектных качеств личности, которые обусловливают субъективное благополучие матерей, воспитывающих детей с церебральным параличом. Рассматриваются связи уровня субъективного благополучия матерей с выраженностью субъектных качеств.
Скачать PDF

Образ семьи в структуре субъективного опыта дошкольников

Смагина С. С.
Статья посвящена изучению субъективной семантики сознания дошкольников в сфере субъективной репрезентации семьи; проведено исследование структурно-содержательных особенностей тематических ассоциатов, личных конструктов в обозначенной сфере детского опыта, выделены семантические инварианты. This article devoted by research children's idea about family. Children's associations and personal constructs ( the basic meaning categories) are described in this part of experience.
Скачать PDF

Субъективный телесный опыт: динамика в пространстве общения ребёнка и взрослого

Тюлюпо С.В.
Выявлены и подвергнуты психологическому анализу психологически понятные взаимосвязи между стилем восприятия родителями сообщения ребёнка о телесных сенсациях и феноменами, сопровождающими оформление понятийно-смысловой сферы субъективного телесного опыта ребёнка 4-5 лет. Описаны тенденции формирования семантических пространств субъективного телесного опыта ребёнка в соотношении с различными коммуникативными позициями родителей
Скачать PDF

Субъективный образ "успешной личности" у женщин с разной социальной и психологической адапти

Беглова Эльмира Ильдусовна
В статье рассматривается взаимосвязь содержания субъективного образа "успешной личности" с уровнем социальной и психологической адаптированности женщин разного возраста.
Скачать PDF

Субъективный образ юмора: диагностические возможности техники репертуарных решеток

Квасник Анна Васильевна
В статье представлены процедура и результаты эмпирического исследования субъективного образа юмора в системе индивидуальных значений личности, анализируется обобщенный образ юмора, характерный для лиц юношеского возраста.
Скачать PDF

Образ субъективно удобного преподавателя вуза в представлении студентов с различными образовательным

Колесникова Екатерина Ивановна
В статье рассмотрена проблема восприятия образовательного процесса в вузе с точки зрения сходства или различия самооценки профессионально-важных качеств студента и субъективно удобного для него партнера по образовательному взаимодействию (преподавателя). Изучены особенности образовательных результатов в виде академической успеваемости и личностных компетенций, являющихся предпосылками последующего профессионального становления. На материалах четырех выборок выделены наиболее приемлемые и категорически нежелательные качества преподавателя современного вуза. Установлены различия в личностных качествах и показателях осознанной саморегуляции у студентов, воспринимающих преподавателя как себе подобного или превосходящего их по профессиональноважным качествам. В лонгитюдном исследовании выявлено, что образ субъективно удобного преподавателя связан с различиями в изменениях личностных качеств и особенностей мышления, не затрагивая изменений в ценностной сфере.
Скачать PDF

«Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей

Куповых Ж.Г., Истратова О.Н.
Скачать PDF

Найдено книг по теме — 16

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: