СУБЪЕКТ

Найдено 8 определений термина СУБЪЕКТ

Показать: [все] [краткое] [полное]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

СУБЪЕКТ

лат. subjectum - подлежащее) - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь психологических терминов

СУБЪЕКТ

в психологии - индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (=> деятельность).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

СУБЪЕКТ

Организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. Некоторые другие термины иногда используются здесь взаимозаменяемо, для чего имеются обычно исторические и/или традиционные причины. Например, термин наблюдатель использовался (и иногда все еще используется) для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании; респондент часто используется в исследованиях, проводимых с использованием опросника или анкеты; интервьюируемый – с интервью; испытуемый – при использовании тестов; пациент в медицине; пациент и/или клиент – в психиатрии и клинической психологии. Вообще можно использовать термин субъект для обозначения участника любого исследования; другие термины имеют тенденцию быть ограниченными определенным форматом.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

СУБЪЕКТ

активный участник жизненного процесса, осуществляющий свою деятельность в контексте взаимодействия с объективным миром, другими людьми и самим собой.

   В классическом психоанализе под субъектом понимался действующий индивид, видящий сновидения, совершающий ошибочные действия, вступающий в различные отношения с другими людьми. В «Толковании сновидений» (1900), «Психопатологии обыденной жизни» (1901) и других ранних работах З. Фрейда понятие «субъект» использовалось именно в этом смысле. В частности, основатель психоанализа ставил вопрос о том, «может ли субъект преодолеть внутреннее сопротивление своим интеллектуальным интересом», догадывается ли он о смысле своего сновидения, как и почему «действующий субъект» совершает ошибочные действия. Аналогичное понимание субъекта содержалось и в более поздних работах З. Фрейда.

   Вместе с тем в классическом психоанализе проблема субъекта не была предметом специального рассмотрения. Внимание З. Фрейда в большей степени акцентировалось на сексуальном объекте, его инфантильном выборе, переоценке и значении детских отношений к родителям для выбора сексуального объекта в будущем. Это в значительной степени предопределило последующую ориентацию ряда психоаналитиков на разработку идей и концепций объектных отношений. Во всяком случае развитие теории и практики психоанализа середины ХХ столетия находилось под определенным воздействием представителей английской школы объектных отношений, включая М. Кляйн (1882–1960), У. Фейербейрна (1890–1964), Д. Винникотта (1896–1971) и других психоаналитиков, исследовавших этапы психического развития ребенка с точки зрения определенного восприятия им объектов и внутренней организации соответствующих способов защиты от них. В рамках клинической практики пациент рассматривался в качестве объекта исследования и лечения, а не как субъект взаимодействия с другими субъектами, включая аналитика.

   Французский психоаналитик Ж. Лакан (1901–1981) был одним из немногих, кто предпринял попытку ввести субъект в символическую сферу жизнедеятельности человека. Отталкиваясь от работ З. Фрейда, в 50-х годах он стал размышлять о субъективном опыте, субъективной драме и реализации субъектом самого себя. С его точки зрения, «организованное существо можно, конечно, рассматривать как объект, но, приписывая ему значение организма, мы тем самым имплицитно сохраняем представление, что оно является субъектом». Так, в процессе анализа инстинктивного поведения человека можно некоторое время пренебрегать субъективной позицией. Однако этой позицией нельзя пренебречь, когда речь идет о говорящем субъекте. «Говорящего субъекта мы принуждены принимать в качестве субъекта». Это необходимо делать потому, что говорящий может наврать, то есть он отличен от того, что говорит. По мнению Ж. Лакана, данное измерение «говорящего субъекта как обманщика» было открыто З. Фрейдом в бессознательном.

Субъект не сливается с его Я. Собственное Я является лишь элементом объектных отношений субъекта и оказывается подчас миражом. Когда Я выступает в качестве воображаемой функции, никакого слияния его с субъектом не происходит. В понимании Ж. Лакана, субъект – это то, что «в развертывании объективации находится вне объекта». Соответственно бессознательное представляет собой раскол, отчуждение, вызванное в субъекте символической системой. С позиций такого понимания субъекта и бессознательного он подверг критике теорию объектных отношений, в рамках которой анализ обходится без межсубъективности (интерсубъективности). Ж. Лакан считал, что психоанализ не может обойтись без радикальной межсубъективности, без принятия одного субъекта другим. Даже изучая ранние стадии развития ребенка, аналитик должен оставаться в области межсубъективного, основываться в своих исследованиях на межсубъективности, с самого начала данной в использовании символа. «Пренебрегая межсубъективным измерением, исследователь неизбежно попадает в регистр объектного отношения, из которого невозможно выйти и который приводит как к теоретическим, так и к практическим тупикам».

   В 80-х годах ХХ столетия проблема субъекта и межсубъективности стала привлекать внимание ряда психоаналитиков. Так, в работе Дж. Ат-вуда и Р. Столороу «Структуры субъективности» (1984) был выдвинут тезис, сводящийся к тому, что «психоанализ стремится осветить те явления, которые возникают внутри особого психологического поля, образованного пересечением двух субъективностей – субъективности пациента и субъективности аналитика». В соответствии с этим тезисом психоанализ стал рассматриваться в качестве науки о межсубъективности. Три года спустя была опубликована книга Р. Столороу, Б. Брандшафта, Дж. Атву-да «Клинический психоанализ. Межсубъективный подход» (1987), основная цель которой состояла в детальном изложении результатов последовательного применения данного подхода для психоаналитического понимания и лечения. По мнению авторов книги, психоаналитическая терапия должна опираться на два фундаментальных принципа: во-первых, основополагающей целью терапии является разворачивание, прояснение и трансформация субъективного мира пациента; во-вторых, возникающие при аналитической работе процессы трансформации, как и их неизбежные крушения, всегда зарождаются внутри межсубъективной системы. Исходя из этих принципов, становится очевидным, что психические заболевания не могут быть психоаналитически поняты, если во внимание не принимаются межсубъективные контексты, в которых они возникают и отступают.    

Источник: Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г

СУБЪЕКТ

от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в др. людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. С. есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. В конфликтологии понятие «С.» рассматривается в основном в связи с субъектами конфликта. См. Субъект конфликта

Источник: Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г

Субъект

индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности.

Источник: Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии (ВСГТУ, 2005, 100с)

Субъект

лат. subjectum – подлежащее; субъект, индивид) – 1. индивид, который является участником эксперимента, объектом изучения, психотерапевтических или медицинских процедур. Синонимы (в разных контекстах): Респондент, Клиент, Пациент, Испытуемый, Интервьюируемый; 2. человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 3. человек, как носитель каких-либо свойств, личность; 4. в юриспруденции – субъект права, физическое или юридическое лицо; 5. в логике – логическое подлежащее, предмет суждения; 6. в грамматике – подлежащее; 4. в психоанализе – человек, чей опыт и поведение являются предметом рассмотрения. Все остальные люди являются для этого человека объектами.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

субьект

(лат. subjectum – подлежащее, лежащий внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, носитель активного.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Необходимость в психологической помощи студентов СГПУ и их готовность к субъект-субъектным отношения

Быкова Наталья Львовна
Пилотажное исследование востребованности студентами Самарского государственного педагогического университета в различных формах, а также в некоторых тематических направлениях психологической работы вы
Читать PDF

Ректор вуза как субъект управленческого труда: определение значимости мотивационной компоненты

Абрекова Л.О., Магомедов Р.Г.
Читать PDF

Субъект и объект восприятия в различных системах художественного взаимодействия

Белова Наталья Юрьевна
Рассматриваются три системы художественного взаимодействия как своеобразные коммуникативные модели между субъектом и объектом восприятия.
Читать PDF

Социально-психологические детерминанты преступного поведения: субъект криминального деликта и гендер

Романова Наталия Михайловна
Работа посвящена рассмотрению социально-психологических аспектов преступного поведения с точки зрения гендерного подхода; дан анализ особенностей женского поведения при совершении преступления и его к
Читать PDF

Личность как субъект отношений и взаимоотношений

Шамионов Раиль Мунирович
В статье обсуждается проблема личности как субъекта организации отношений и взаимоотношений с другими. Анализируются многоуровневые отношения личности и их психологическое своеобразие.
Читать PDF

Личность как субъект затрудненного общения; тендерный аспект

Самохвалова Анна Геннадьевна, Нестерова Татьяна Александровна
Читать PDF

Компоненты психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа

Буянкина Марина Александровна
В настоящее время исследование синдрома психического выгорания направлено на его проявления в профессиях субъект-объектного типа, которое заключается в иной представленности уровней и компонентов псих
Читать PDF

Ребенок как субъект затрудненного общения

Самохвалова Анна Геннадьевна
Читать PDF

Групповой субъект в зеркале социальной перцепции

Гайдар Карина Марленовна
Обсуждается актуальная проблема психологии группового субъекта его восприятие другими субъектами (индивидами и группами) и самовосприятие.
Читать PDF

Сотрудник правоохранительных органов как субъект профессионального общения

Кудермина Елена Ивановна
Деятельности правоохранительных органов имманента социальность: обеспечение правопорядка реализуется в условиях социального взаимодействия и влияет непосредственно на протекание социальных процессов в
Читать PDF

Студент технического вуза как субъект саморазвития

Прима Амина Константиновна
Рассмотрена проблема поиска взаимосвязей между процессом саморазвития (его направленностью и мотивами) и субъектными качествами студентов технического вуза.
Читать PDF

Структура психологической проблемы и человек как субъект ее решения

Линде Н.Д
В статье рассмотрена внутренняя структура психологической проблемы и ее влияние на человека как субъекта жизнедеятельности.

Найдено книг по теме — 15

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Похожие термины: