Субъект общения, демонстрирующий девиантное поведение

Найдено 1 определение
Субъект общения, демонстрирующий девиантное поведение
Девиантное поведение (Д. п.) (от англ. deviant отклоняющийся; лат. deviatio - отклонение, расстройство) - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Осн. критерии расстройств поведения (Змановская, 2003): а) поведение отклоняется от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм; б) его появление вызывает неодобрение (негативную оценку и осуждение) со стороны др. людей, что выполняет функцию социальной санкции - наказания нежелательного явления (осуждение может приводить к стигматизации личности - навешиванию на нее социальных ярлыков, препятствующих позитивным переменам и усиливающим ее изоляцию); в) поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям; г) поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное). Данная особенность имеет исключения, напр., даже однократная суицидальная попытка представляет достаточно серьезную опасность и может расцениваться как отклоняющееся поведение личности; д) поведение согласуется с общей направленностью личности. Оно не является следствием нестандартной ситуации, как напр., в случае посттравматического синдрома, или следствием самообороны при наличии реальной угрозы для жизни; е) не отождествляется всецело с психич. заболеванием или патологическим состоянием, хотя и может сочетаться с последним; ж) личность с Д. п. может занимать любое место в континууме психопатологических проявлений «здоровье-предболезнь-болезнь» (Егоров, Игумнов, 2005); з) сопровождается разл. проявлениями социальной дезадаптации; и) имеет выраженное индивидуальное своеобразие. Д. п. формируется в подростковом возрасте (при отсутствии своевременной коррекции может продолжаться в др. возрастных периодах). Такое поведение нарушает возрастные социально ожидаемые нормы, его проявления более тяжелы, чем обычное детское непослушание или подростковое бунтарство. Кроме того, этот поведенческий паттерн характеризуется стойкостью (длительность 6 месяцев и более). Выделяются 3 осн. вида расстройств поведения у подростков: а) расстройство поведения, ограничивающееся семейным окружением, оно проявляется исключительно или почти исключительно дома и во взаимодействиях с членами семьи; б) несоциализированное расстройство поведения - сочетание стойкого диссоциального или агрессивного поведения с выраженными общими нарушениями во взаимоотношениях подростка с др. детьми/подростками; в) социализированное расстройство поведения (синоним: групповая делинквентность) - стойкое диссоциальное или агрессивное поведение, к-рое наблюдается у лиц, в целом достаточно интегрированных в группах сверстников. Социализированная форма Д. п. часто обусловливает последующее формирование стойкого криминального поведения. Известно, что наиболее часто правонарушения совершаются подростками в составе неформальных асоциально-криминальных групп (Башкатов, 2002). Одним из приоритетных и эффективных приемов психол. коррекции Д. п. считается тренинг социальных умений (Бэрон, Ричардсон, 2000), включающий: 1) моделирование, предполагающее демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения; 2) ролевые игры, предлагающие представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений, что дает возможность на практике проверить модели поведения, к-рым испытуемые обучились в процессе моделирования; 3) установление обратной связи - поощрение позитивного поведения («позитивное подкрепление»); 4) перенесение навыков из тренинговой ситуации в реальную жизненную обстановку. Лит.: Башкатов И. П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. М., Воронеж, 2002; Егоров А. Ю., Игумнов С. Расстройства поведения у подростков. СПб., 2005; Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003; Кондрашенко В. Т., Игумнов С. А. Девиантное поведение у подростков: Диагностика, профилактика, коррекция. М., 2004; Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике / Под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб., 1994; Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. А. Игумнов

Источник: Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева. 2011