Субъект деятельности

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Субъект деятельности
человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

Источник: Психология человека от рождения до смерти. Словарь

Субъект деятельности
(от лат. subjektum — «подлежащее») — индивид как носитель сознания и активности, обладающий способностью к деятельности. Данное понятие широко использовалось Б. Г. Ананьевым при разработке системы человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. По своему содержанию оно занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность», поскольку соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве С. д., то вряд ли он мог рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможно без деятельности. Главная черта человека как субъекта, отличающая его от остальной живой природы, — сознание и деятельность.
Литература
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. 1.

Источник: Человек. Анатомия. Физиология. Психология энциклопедический иллюстрированный словарь.-Москва [и др.] Питер 2007

СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
индивидуальный (или коллективный), обладает определенными целями, предвосхищающими результат, притязаниями, предвосхищающими субъективную или (и) объективную успешность деятельности, готовностью инициативой, включающей не только мотивацию, но представление о способе ее реализации в организуемом им контуре (пространстве) деятельности, ответственностью за организацию этого контура в соответствии со своими возможностями, способностями, объективными условиями и требованиями деятельности, ответственностью за последствия деятельности. Поскольку деятельность была определена как реально-практическая, предъявляющая требования к личности, соответствующие ее нормам, режимам, профессиональной специфике и т. д., то личность должна разрешить противоречия между своими притязаниями, способностями, индивидуальностью и профессиональными требованиями. Разрешение этих противоречий позволяет говорить о ее качестве как С д. Чтобы стать С.д., личность изменяет всю свою организацию, использует все свои психические возможности и способности, как ресурсы для оптимального осуществления деятельности. С.д. в акмеологии - это личность профессионала, обладающая определенными знаниями, умениями и способная целесообразно использовать свои личностные, психические профессиональные ресурсы.
Субъект структурирует деятельность, согласно своему профессионализму и компетентности из совокупности задач, соединяющих условия, требования деятельности и ресурсы их решения, выстраивает их последовательность по времени и иерархию по значимости и одновременно путем саморегуляции обеспечивает оптимальное и целостное функционирование всех своих психических и личностных ресурсов, осуществляет психологические обеспечение деятельности субъективно и объективно оптимальным образом, строит варианты ее моделей, добывает необходимую информацию.
С.д. характеризуется активностью, имеющей две формы - инициативу и ответственность, последняя заключается в гарантировании достижения результата своими (или коллективно) организованными усилиями при непредвиденных трудностях и препятствиях, сохраняя заданный качественный уровень деятельности и обеспечивая заданный срок ее завершения.
С.д. присущи две основные функции - организация деятельности и самоорганизация, минимизация их рассогласований и способность разрешения противоречий, возникающих в результате несовпадения условий, требований деятельности и субъективных возможностей.
Для акмеологического понимания С.д. существенны характеристики субъекта как профессионала - профессионализм, мастерство, компетентность, способность использования знаний, умений, навыков, опыта для психологического обеспечения деятельности (наличия адекватных притязаний, мотивации достижения, способностей готовности и т. д.), а также характеристики самой деятельности как профессиональной - ее алгоритм, профессиограмма, акмеограмма, включающие типы задач, способы их решения, типы противоречий, конфликтов и способы принятия решений, временные режимы деятельности (дефицит, лимит, нормативно заданное, избыточное и неопределенное по сроку завершения время деятельности).
Важнейшим в акмеологическом определении С.д. является практическое обеспечение его развития в деятельности, ее осуществление оптимальным и эффективным путем, подразумевая под эффективностью и объективный результат и его субъективную приемлемость, т. е. удовлетворенность.
Развитие личности и совершенствование С.д. взаимосвязаны и осуществляются как на этапе профессиональной подготовки (в широком смысле слова), так и на этапе осуществления профессиональной деятельности. В последнем случае существенны по крайней мере три условия - наличие и конструктивное использование опыта, развитие социального и профессионального мышления, рефлексия своего способа деятельности, и акмеологическая поддержка (в ее самых различных формах и степенях).

Источник: Акмеологический словарь.